Главная страница

ПВиПИ конспект. Конспект лекций по дисциплине Психология восприятия и переработки информации 2 введение. Цель дисциплины Психология восприятия и переработки информа ции


Скачать 5.53 Mb.
НазваниеКонспект лекций по дисциплине Психология восприятия и переработки информации 2 введение. Цель дисциплины Психология восприятия и переработки информа ции
АнкорПВиПИ конспект.pdf
Дата06.02.2018
Размер5.53 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаПВиПИ конспект.pdf
ТипКонспект лекций
#15277
страница17 из 19
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19
метод каталога, когда варианты идей получают, выбирая сочетания случайных слов с исходным словом. Случайные слова берутся из ката- лога(словаря, книги, журнала и т.п.). Затем полученное сочетание раз- вивают, используя ассоциация;
метод фокальных объектов, когда на объект – прототип, подлежа- щий усовершенствованию (фокальный объект), переносятся свойства выбранных наугад нескольких случайных объектов. Полученные соче- тания развивают, опираясь на ассоциации;
метод мозгового штурма, при котором процесс генерации идей и их обсуждения разнесены во времени. Это позволяет снять с участников страх выглядеть глупее других, подвергнуться насмешкам и т.д., и они высказывают смелые, неожиданные идеи;
синектика, представляющая собой попытку научного усовершенст- вования метода мозгового штурма. Отличия состоят в том, что здесь состав групп постоянный, члены проходят специальную подготовку и при выдвижении идей можно использовать определенные виды анало- гий;
метод контрольных вопросов, когда при исследовании проблемы ис- пользуется специально заранее составленный перечень контрольных вопросов, задающий направлении мыслительному процессу;
морфологический анализ, когда задача расчленяется на функциональ- ные элементы с последующим исследованием всех возможных компо- зиций этих элементов во всем разнообразии их параметров.

209
6.10 Нарушения процессов мышления
Эффективность мыслительной деятельности могут заметно снижать различного рода нарушения мыслительных процессов, Такие нарушения мо- гут касаться различных сфер мыслительного процесса, а именно: его опера- циональности, динамичности, регуляции, содержательности, ригидности и личностных компонентов. Рассмотрим нарушения мышления в этих сферах более подробно.
Нарушения операциональности мышления вызывают:
– снижение уровня обобщения (затруднения с выделением общих при- знаков объектов, классификацией, пониманием намеков и пословиц);
– искажение уровня обобщения (возможны обобщения по самому не- подходящему признаку, наблюдаемые у психопатов и шизофреников);
Нарушение динамики мышления приводит к:
– лабильности мышления или «скачку идей» (перескок мыслей, несвяз- ная речь, не успевающая озвучить обилие мыслей;
– инертности (вязкости) мышления (переключение мыслей затруднено, что часто наблюдается у эпилептиков;
– непоследовательности суждений (неустойчивость умственной рабо- тоспособности, противоречивость мыслительных действий, наблюдаемые у лиц с сосудистыми заболеваниями и у маниакальных психопатов);
– откликаемости (изменение хода мыслей под воздействием случайных и не имеющих непосредственного отношения к текущему моменту раздра- жителей, наблюдаемое у гипертоников);
– «соскальзыванию» мышления (неожиданным сбоям в ходе размыш- ления с возвратом на правильный ход, но без исправления допущенной ошибки).
Нарушения личностного и мотивационного компонента мышления влекут за собой:
– разноплановость мышления (когда рассуждение протекает непосле- довательно и эмоционально с абсолютно несовместимыми обобщениями);
– резонерство (стремление подвести любое мелкое явление под гло- бальную концепцию и сделать соответствующие выводы, т.е. «стрельба из пушек по воробьям»;
Нарушения регуляции мышлениявызывают:
– «невменяемость» (мышление не контролирует поведение из-за силь- ных эмоций);

210
– некритичность мышления (отсутствие самоконтроля и желания ис- правлять свои ошибки («и так сойдет»);
– «разорванность мышления» (длинные, бессвязные монологи, с самым серьезным видом без нарушения грамматики, не предполагающие присутст- вия собеседника;
– «ментизм» (необычное ускорение мыслительных процессов, когда имеется движущаяся «толпа» поверхностных мыслей, подталкивающих друг друга, часто наблюдаемая при опьянении или эйфории);
– шперрунг (внезапная остановка мыслительных процессов, наблюдае- мая при шизофрении).
Нарушения содержательной стороны мышления вызывают:
– навязчивые идеи (сор-мысли, постоянно преследующие человека);
– навязчивые сомнения (эффекты «не выключенного утюга» в кварти- ре);
– навязчивые страхи или фобии (страх болезни, смерти, пространства, общения и т.д.);
– навязчивые влечения и желания, постоянно преследующие, но нико- гда не реализуемые на практике;
– навязчивые действия (почесывание уха, непроизвольное рисование,
«игра» авторучкой и др.);
– бред или интеллектуальная мономания, когда мышление явно проти- воречит истине и человек не поддается переубеждению (бред преследования, реформаторства, ревности и др.).
Функциональная ригидность (лат. Rigidus - жесткий, твердый) мышле- ния заключается в приверженности индивида к стереотипным мыслительным действиям из-за чрезмерной зависимости от накопленного опыта и проявля- ется в:
– затрудненности или полной неспособности осознания перемен в те- кущей ситуации;
– замедленной перестройке процессов восприятия;
– задержке на одних и тех же представлениях;
– многократном повторении фраз и слов;
– застреваемости на малозначимых мелочах.
Хотя нарушения мышления встречаются чаще других психических расстройств, единой классификационной схемы их не существует.

211 7 ВООБРАЖЕНИЕ
7.1 Сущность воображения и его соотношение с другими познавательными
процессами
Коренным отличием деятельности человека от инстинктивного поведе- ния животных является то, что прежде чем начинать действовать, человек создает в своем сознании образ продукта труда, т.е. он представляет будущий результат. Это оказывается возможным благодаря особому познавательному процессу – воображению.
Воображение – это психический процесс создания человеком в своем
сознании образа объекта (предмета, явления), которого не существует в
реальной жизни. При этом человек может удерживать созданный образ в сознании и манипулировать им. Продуктом воображения могут быть:
– образ конечного результата реальной предметной деятельности;
– картина собственного поведения в условиях полной информационной неопределенности;
– образ ситуации, разрешающий актуальные для данного человека про- блемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в бли- жайшем будущем.
Благодаря воображению человек может побывать как в прошлом, так и в будущем, превзойти свои текущие объективные возможности. Процесс во- ображения свойственен только человеку и является специфическим видом его психической активности. Способность воображения опережать действи- тельность, выходить за ее пределы, угадывать будущее в прошлом и настоя- щем подчеркивал еще М.Монтень, который писал: «Сильное воображение порождает событие». Воображаемый образ – это своеобразная психическая модель продукта будущего. Этим оно способствует его предметному вопло- щению в реальную жизнь.
Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя вообра- жение, первое и важнейшее назначение которого заключается в том, что оно позволяет представлять результат еще до начала процесса труда, причем представлять не только конечный продукт труда, но и его промежуточные продукты (например, если человек собирается сделать стол, то он представ- ляет не только его в завершенном виде, как готовое изделие, но также и все детали, которые надо последовательно изготовит, чтобы потом собрать из них стол). Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе

212 деятельности, тем что создает психическую модель конечного или промежу- точного продукта, что и способствует их предметному воплощению.
Особенно велика роль воображения в творческих видах деятельности, связанных с конструированием новой техники, созданием шедевров искусст- ва, разработкой теоретических основ науки и др. Эта включенность придает воображению интегративную роль относительно других сфер психики чело- века. В процессе воображения сливаются воедино логика и мышление, эмо- циональность и рационализм, мысленный «беспредел» и рационализм. Зна- менитый французский писатель В.Гюго подчеркивал: «Ум человеческий имеет три ключа, все открывающих: знание, мысль, воображение – все в этом».
Судя по высказываниям известных всему миру людей, можно сделать предположение о том, что впереди большинства достижений в науке, техни- ке, и технологиях идет воображение. Так Аристотель писал: «Без воображе- ния невозможно никакое составление суждения». А Наполеону Б. приписы- вают высказывание, что «воображение правит миром».
Хотя воображение тесно связано с восприятием, представлением, памя- тью и мышлением, оно имеет существенные отличия от них.
В восприятииобразы появляются при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств человека. Причем источником этих раздра- жителей являются реально существующие в данный момент объекты. Образ объекта при восприятии повторяет с той или иной точностью свой оригинал.
В воображении же образы появляются при отсутствии реальных объектов и содержат элементы, которых, возможно, никогда не было и не будет. Поэто- му о точности образа воображения говорить не имеет смысла.
Представление порождает образы отсутствующих в данный момент объектов, но эти образы, как и при восприятии, должны повторять (восста- навливать) свои реальные оригиналы.
Памятьпомогает воспроизвести лишь то, что человек когда-то запом- нил и сохранил. В образы воображения включено то, что никогда не отража- лось в памяти.
Наконец, образы, появляющиеся при мышлении, есть результат заранее поставленной цели. Образы же воображения заранее непредсказуемы, дина- мичны, непостоянны.
Воображение тесно и неразрывно связано с мышлением. Подобно мышлению оно позволяет предвидеть будущее.

213
Общим у этих процессов является то, что они возникают в проблемной ситуации, когда необходимо отыскать новые решения, а также то, что они мотивируются потребностями личности. Реальному процессу удовлетворе- ния потребностей может предшествовать их воображаемое удовлетворение.
При этом опережающее отражение действительности, осуществляемое в во- ображении, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представ- ления, в то время как в мышлении такой же процесс происходит путем опе- рирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно позна- вать мир.
Следовательно, у человека в проблемной ситуации, с которой начина- ется деятельность, существуют две системы опережения сознанием результа- тов этой деятельности:
1) организованная система образов (представлений);
2) организованная система понятий.
Рисунок 7.1 – Схема процесса разрешения проблемных ситуаций

214
Рассматривая сходства и различия мышления и воображения необхо- димо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью. Если исходные данные известны и опреде- лены, то решение задачи обеспечивается мышлением (например, математи- ческая, физическая или другая научная проблема). Когда же проблемная си- туация отличается значительной неопределенностью и исходных данных очень много и они с трудом поддаются анализу, то в действие приходит ме- ханизм воображения (например, судьба героя в творчестве писателя).
Следовательно, воображение работает на том этапе познания, где неоп- ределенность проблемной ситуации весьма велика. Чем более привычной точной и определенной становится проблемная ситуация, тем меньше про- стора она дает воображению. В той области явлений, где основные законы известны, нет необходимости использовать воображение (например, опреде- ляя площадь участка земли сложной формы). Однако при наличии весьма приближенных сведений о ситуации, где трудно получить ответ с помощью мышления, вступает в действие воображение.
Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять реше- ние и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной пол- ноты знаний, которые необходимы для мышления. Оно позволяет как-бы
«перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Именно в этом заключается сильная сторона такого пу- ти решения проблемы. Правда, в этом же заключается и его слабость, по- скольку намеченные воображением пути решения нередко недостаточно точ- ны, не строги, а порой и невозможны для реализации. Однако необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к воз- никновению и развитию у человека механизмов воображения. Поскольку в окружающем нас мире всегда есть и будут неизученные области, этот аппа- рат воображения всегда будет полезен.
7.2 Воображение как процесс преобразования представлений
Воображаемые образы только кажутся полностью оторванными от дей- ствительности. Они не возникают «из ничего». Источником воображаемых образов является реальная действительность, жизненный опыт человека, его общая культура и индивидуальность.
Образы воображения, представляющие собой нечто несуществующее, неявное, необычное, возникают на основе преобразования имеющихся у че- ловека образов памяти и представлений. Правда, воображение не задает

215 строгой программы самой деятельности, хотя порой и заменяет эту деятель- ность.
Рисунок 7.2 – Факторы формирования образов воображения
В любом случае формирование образа воображения включает мысли- тельные операции анализа, абстрагирования и синтеза.Анализ позволяет вы- делить в образе воображения отдельные элементы объекта.
Абстрагирование, отделяя и освобождая образы этих частей или само- го объекта от всего, что их окружает, способствует возникновению процесса воображения.
В результате синтеза порождаются разнообразные связи между образ- ами элементов объекта, в совокупности приводящие к совершенно новому образу нового объекта, не имеющего аналога в реальной жизни. При этом используются следующие приемы (способы) преобразования представлений: агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация и типизация.
Агглютинация – это соединение («склеивание») в одном образе различ- ных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, пегас, сфинкс, избушка на курьих ножках и др.), а также многие технические конструкции

216
(гидросамолет, современная стиральная машина, современный многофунк- циональный мобильный телефон и др.).
Гиперболизация – это увеличение или уменьшение предмета или изме- нение количества частей и их смещение (например, гном, великан, дракон с семью головами и др.).
Заострение– это подчеркивание каких-либо признаков объекта. На- пример, хитрость у лисы, трусость у зайца в сказках. Этот прием широко ис- пользуют художники, создавая дружеские шаржи и злые карикатуры.
Схематизация – это сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними. Таким путем созданы такие сказочные персонажи как богатырь или ведьма. Его же используют художники, создающие орна- мент, элементы которого взяты из растительного мира.
Типизация – это выделение существенного, повторяющегося в одно- родных явлениях и воплощение его в конкретном образе. Данный прием ши- роко используется в художественной литературе, скульптуре, живописи (на- пример, Онегин и Печорин в литературе).
Рисунок 7.3 – Приемы преобразования представлений в воображении

217
7.3 Связь воображения с деятельностью, поведением и органическими про-
цессами человека
Физиологический механизм воображения до сих пор считается плохо изученным. На основе физиологических процессов воображение представля- ет собой системную, интегративную психическую деятельность мозга, на- правленную на установление новых сложных ассоциативных связей между различными «следами», сохранившимися в памяти. Считается, что образы воображения возникают в результате образования новых временных нервных связей, таких их комбинаций, которые ранее не образовывались. Конечно, в этот процесс вовлечены непосредственно мышление, речь и другие психиче- ские процессы. В процесс воображения включены обе сигнальные системы человека. При этом вторая сигнальная система через слово является главным источником воображения.
Воображение играет в жизни человека значительно большую роль, чем иногда это осознается. Без воображения немыслима никакая творческая
деятельность. Современные автомобили, лазеры, компьютеры, телевидение, мобильная связь, космические ракеты – всего этого у человечества не было бы, если бы человечество не было способно к воображению. Модернизм в искусстве, разыгрываемые военными на штабных картах баталии, угроза надвигающейся экологической планетарной катастрофе – все это плоды че- ловеческой способности к воображению. «То, что теперь доказано, раньше существовало лишь в воображении», - подметил английский поэт и художник
У.Блейк.
Ситуативное поведение человека также в значительной мере подвер- жено влиянию его воображения.
Воображение может придать человеку дополнительные силы и напра- вить его на героические поступки, а может и толкнуть его на преступные действия (например, ревность, возникшая у Отелло на основе его воображе- ния, вылившаяся в трагедию).
Большую помощь оказывает воображение в деловой и межличностных сферах взаимодействия людей. Способность вообразить реакцию на свое по- ведение, вообразить себя на месте собеседника дает возможность адаптиро- ваться в социальной среде, избегать неконструктивных конфликтов в трудо- вых коллективах, влиять на людей в период предвыборных компаний и т.п.
Иногда воображение играет роль своеобразного механизма психологи-
ческой самозащиты человека. Так, эмоциональные негативные переживания человека могут быть ослаблены за счет воображаемых образов будущей по-

218 зитивной обстановки. Мечты о желанной профессии или карьере удержат подростка от курения, употребления алкоголя, совершения асоциальных по- ступков. В последнем случае воображение выступает в качестве регулятора воли человека.
Рисунок 7.4 – Влияние образов воображения на жизнедеятельность че- ловека
Связь воли с воображением значительно существеннее, чем это кажет- ся на первый взгляд. Воображение иногда так захватывает творческого чело- века, что опередив свое время, он вынужден противопоставлять свою волю и мужество нападкам и критике оппонентов. Примеры: Н. Коперник, Г. Гали- лей, Леонардо да Винчи, Циолковский, изобретатель вертолета И. Сикор- ский, офтальмолог С. Федоров, хирург Г. Илизарьев и др.
Воображение оказывает регулирующее действие и на процессы, проис- ходящие в организме человека, т.е. на органические процессы. Каждому зна- комо состояние, когда образ воображаемой ситуации вызывает чувство сты- да, страха, учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, обиль- ное потоотделение и др.
Есть лица, способные силой воображения вызвать у себя повышение температуры, учащенное сердцебиение или даже болезнь, реальные ожоги кожи. Еще в средние века были известны поразительные факты: у некоторых глубоко верующих людей, после размышлений о муках, которые претерпел на кресте Иисус Христос, появлялись знаки распятия на ладонях и ступнях в виде кровоподтеков и даже язв.

219
Связь образов воображения с органическими процессами используется в технике аутогенной тренировки, йоге и медитации.
7.4 Виды воображения
У человека присутствуют различные виды воображения, которые мож- но классифицировать по нескольким основаниям.
По характеру активности выделяют активное и пассивное воображе- ние, последнее, в свою очередь, может быть как преднамеренным (произ- вольным), так и непреднамеренным (непроизвольным).
По результатам воображение может быть воссоздающим (репродук- тивным) и творческим.
По виду деятельности различают художественное, техническое, музы- кальное, литературное и др. воображение.
Рисунок 7.5 – Классификация видов воображения
Активное воображение формирует образы по желанию субъекта, свя- занные с какими-то нереализованными потребностями человека. Обычно оно является элементом творческой деятельности, направленной на преобразова- ние окружающего. Оно направлено в будущее и связано с волевым решением творческих и личностных проблем. В качестве примеров можно привести:

220
- воображение художника, обдумывающего в своей мастерской проек- ты будущих работ;
- воображение конструктора, создающего новый летательный аппарат;
- групповую процедуру «мозгового штурма» при поиске и разработке идеи в научной лаборатории, когда из совокупности процессов воображения участников вырисовывается то, что может быть осуществимо.
Пассивное воображение формирует образы, которые не предназначены для их воплощения в жизнь. Оно может проявляться в грезах, фантазиях, сновидениях, галлюцинациях. Чаще всего этот вид воображения ориентиро- ван на психологическое вытеснение негативных эмоций или сохранение по- ложительных, т.е. играет роль психологической самозащиты. Человек как бы компенсирует ту часть своего повседневного бытия, которая оказалась не- реализованной по каким-то причинам (из-за собственной нерешительности, противодействия оппонентов, отсутствия необходимой информации). Пас- сивное воображение в большинстве случаев заменяет человеку необходи- мость действовать. Такое воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным.
Непреднамеренное воображение возникает, главным образом, при ос- лаблении контролирующей роли сознания, при временном бездействии чело- века, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т.д.
Человек может вызывать пассивное воображение и преднамеренно: та- кого рода образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с во- лей, направленной на их воплощение в жизнь, называются грезами. Всем лю- дям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. В гре- зах легко обнаруживается связь продуктов воображения (фантазии) c по- требностями личности.
Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, который свидетельствует о ее пассивности.
Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая его жизнь трудна и безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выду- манную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности, где ему все удается, где он занимает положение, на которое не может надеяться в на- стоящее время в реальной жизни.
Воссоздающее (репродуктивное) воображение проявляется в ситуаци- ях воссоздания образа объекта, существующего реально, но представленного в словесных описаниях, схемах, чертежах, эскизах. Оно широко задействова-

221 но в учебной деятельности, когда по имеющимся описаниям исторических событий, географических мест, процессов работы над изобретениями или от- крытиями учащийся может живо вообразить (представить в виде яркого об- раза) работу ученого, историческую ситуацию, конкретный географический объект и т.п. Такое воображение обеспечивает более глубокое и полное вос- приятие читаемой художественной литературы.
Творческое воображение формирует образы, не имеющие прообразов в реальном мире. Это самостоятельное создание новых образов, включенное в процесс творческой деятельности, т.е. деятельности, создающей новые, ори- гинальные продукты. Его результатом является создание образов объектов, ранее не существовавших в действительности.
Репродуктивное и творческое воображение тесно связаны. В любом виде творческой деятельности они всегда присутствуют вместе.
7.5 Формы воображения
Формирование образов воображения может осуществляться в различ- ных формах: мысленных экспериментах, фантазиях, мечтах, грезах, сновиде- ниях.
Мысленный эксперимент– это познавательный процесс, с помощью которого в сознании человека осуществляется опережающее отражение дей- ствительности. Он строится по типу реального эксперимента, но имеет дело исключительно с идеальной «моделью – образом» реального объекта, кото- рая подвергается различным умственным действиям. Эта форма воображения часто используется на ранних стадиях проектирования организационных, технических и экономических систем, когда реальные эксперименты невоз- можны из-за дефицита времени, ограниченности материальных средств или связаны с опасностью для жизни людей, участвующих в разработке систем.
Фантазия – это продукт воображения, практически полностью ото- рванный от реальности, но в принципе не исключающий возможного перехо- да в реальность. Она изменяет картину действительности, отраженной в соз- нании человека, помогает сформировать новый взгляд на все устоявшееся, традиционное. В этом – инновационная мощь фантазии, ее прогрессивность.
Она порождает творческую активность человека, приближает будущее. Яр- кий пример – научно-техническая фантазия Ж.Верна, который предсказал появление телевидения, подводных лодок и многого другого.
Фантазия в психологии может исполнять и чисто прагматическую роль.
Так, «продукты» фантазии используются в диагностике личности. Например,

222 в тесте проективного типа «несуществующее животное» от испытуемого требуется придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему оригинальное имя. Анализ результатов выполненного теста позволяет выдвигать гипотезы о психических особенностях личности, ее творческой потенции, возможных нарушениях психических процессов и др.
Фантазия иногда используется как средство стимуляции мышечной ак- тивности, средство повышения физической и умственной работоспособно- сти. Например, неоднократный чемпион мира по плаванию С. Холанд (Авст- ралия) признался, что в процессе заплыва он воображает, что спасается от акулы-людоеда, которая гонится за ним.
Мечта– это продукт воображения, имеющий под собой слабо обосно- ванную возможность, реализация которой отложена на неопределенное вре- мя. Между мечтой и ее воплощением в жизнь располагаются воля, решитель- ность и целеустремленность. Эти личностные качества составляют силу меч- ты, дают ей крылья для полета.
Мечта, как и фантазия, способна преобразить мир и самого человека.
Без мечты человек не использует даже половины своих возможностей. Он становиться скучным придатком того, к чему его «приспособила» жизнь (к ремеслу, стереотипному образу жизни и т.п.). Мечта дает возможность чело- веку жить настоящим и будущим, жить за себя и за других людей, т.е. одно- временно жить несколькими жизнями. Мечта определяет судьбу человека, его характер, его личность.
Грезы– это преднамеренное пассивное воображение, связанное с не- реализованными потребностями человека и устремленное в далекое нереаль- ное будущее, в выдуманный индивидом мир. В грезах отсутствует воля ин- дивида. Считается, что грезы свидетельствуют о наличии у него некоторых дефектов развития личности: безволия, плохой социальной адаптируемости, иждивенчества, крайней нерешительности, пассивности, неуверенности в се- бе, замкнутости. Такой индивид ищет в грезах тишины, уюта, защищенности от чуждого ему внешнего мира. Грезы заменяют ему реальность, от которой он стремится убежать. Они отвлекают его от несбывшихся надежд, перене- сенных жизненных потрясений, смягчают повседневный гнет тяжелых мыс- лей.
Сновидения – это пассивная, непреднамеренная форма воображения, вызываемая эмоциональным отношением человека к пережитому. Высказы- вается гипотеза, что сновидения осуществляют достройку образов воображе- ния, начало формирования которых было положено еще в состоянии бодрст-

223 вования. Физиологическая основа сновидения заключается в активном взаи- модействии во время быстрого сна лимбических, стволовых и неокортикаль- ных образований. Осознание и субъективное переживание сновидения про- исходит, как правило, сразу (или в течение нескольких минут) после пробуж- дения человека из фазы быстрого сна. В образах сновидения объекты раз- личной природы (события, процессы, предметы, люди, животные), относя- щиеся как к давно ушедшим годам, так и событиям пережитого дня. И все это сопровождается чувственными и эмоциональными переживаниями.
Установлено, что «тематика» сновидений обусловлена в значительной степени индивидуально-личностными особенностями человека, его стилем жизни, профессиональными занятиями и, что особенно важно, состоянием его психического и физического здоровья.
Последний фактор позволил З.Фрейду утверждать, что в бодрствую- щем состоянии человек не может осознать себя, так как этому мешает его внутренняя цензура. Образы сновидения уменьшают накопленную днем на- пряженность и представляют собой своеобразный механизм психологиче- ской защиты человека. Это подтверждается известной закономерностью: чем более тревожный и беспокойный образ жизни ведет человек, тем больше его потребность во сне. И наоборот, потребность во сне снижается в периоды хо- рошего настроения, самочувствие и уверенности.
7.6 Функции воображения
Все виды воображения человека в целом обеспечивают выполнение ря- да функций. К ним относятся:
– активизация наглядного образного мышления;
– управление эмоционально-потребностными состояниями;
– произвольная регуляция познавательных процессов;
– создание и реализация внутреннего плана действий;
– управление физиологическими состояниями.
Первая функция заключается в том, что образы созданные воображени- ем далее проверяются на предмет возможности их практической реализации.
И чаще всего такую проверку осуществляет именно наглядно-образное мыш- ление. По существу образы воображения представляют собой ту же про- блемную ситуацию, которая и «запускает» процесс наглядно-образного мышления. Результатом этого процесса является принятие решения о воз- можности или невозможности реализовать созданный воображением образ.
Когда результат отрицательный, то вновь включается процесс воображения,

224 который корректирует ранее созданный образ или создает принципиально другой образ, который опять проверяется на возможность реализации на- глядно-образным мышлением. В результате, после некоторого числа таких циклов находится решение первоначально возникшей ситуации. Естественно, в этой ситуации задействовано активное воображение.
Вторая функция, т.е. управление эмоционально-потребностными со- стояниями, заключается в том, что вызванная некоторой потребностью со- стояние эмоциональной напряженности ослабляется (или снимается цели- ком) теми образами, которые предлагает сознанию человека его воображе- ние. Эта функция чаще свойственна пассивным видам воображения.
Функция произвольной регуляции познавательных процессов заключа- ется в том, что при разрешении неопределенной проблемной ситуации чело- век осуществляет сложную аналитико-синтетическую деятельность. В этой деятельности задействованы воображение, мышление, память, восприятие.
При этом образы, созданные воображением, при их дальнейшей «разработке» определяют необходимость и последовательность подключения других по- знавательных процессов. Эта функция также свойственна преимущественно активному воображению.
Функция создания и реализации внутреннего плана действий свойст- венна активному воображению. Она обеспечивает создание внутреннего пла- на действий (или стратегии разрешения проблемной ситуации).
Функция управления физиологическими состояниями выполняется пассивными видами воображения, чаще всего произвольным воображением.
Она основана на связи образов воображения с физиологическими процесса- ми, происходящими в организме человека.
7.7 Индивидуальные различия и развитие воображения
Воображение имеет субъективную сторону, связанную с индивидуаль- но-личностными характеристиками человека (в частности, с его домини- рующим полушарием головного мозга, типом нервной системы, особенно- стями мышления и др.). В этом плане люди различаются по:
– яркости образов (от явлений четкого «видения» образов до бедности представлений);
– по глубине переработки образов реальности в воображении (от пол- ной неузнаваемости воображаемого образа до примитивных отличий от ре- ального оригинала);

225
– по типу доминирующего канала воображения (например, по преобла- данию слуховых или зрительных образов воображения).
Считается, что развивать процесс воображения можно, но в рамках пределов, связанных с генотипически обусловленными возможностями чело- века.
Развитие воображения предусматривает его совершенствование по сле- дующим признакам:
– по разнообразию, разнохарактерности процессов воображения;
– по оригинальности образов воображения, оцениваемой другими людьми;
– по уровню детализации построения образов воображения;
– по уровню интеллектуализированности образов воображения, прояв- ляющемуся в их мысленной интерпретации другими людьми; по эмоциональности реакций других людей на продукты воображения данного индивида.
У некоторых детей воображение проявляется уже в 2 - 3 года без спе- циального обучения в этом направлении. Другим же даже в более позднем возрасте не помогают специальные приемы. Психологи в этой связи выска- зывают гипотезу об определенной врожденности воображения. В то же время у людей, которые обладают воображением и заняты творческой деятельно- стью, наблюдается улучшение качественных характеристик процессов вооб- ражения. Это говорит о возможности развития воображения.
Общие закономерности развития воображения заключаются в следую- щем.
Первые образы воображения у ребенка связаны с процессами воспри- ятия и его игровой деятельностью. Например, можно наблюдать, как у полу- торагодовалого ребенка в игре чемодан превращается в поезд, а кукла – в плачущего, обиженного кем-то человечка.
В период формирования речи ребенок еще более активно использует в своих играх воображение, ибо его жизненные наблюдения существенно рас- ширяются. Однако это все происходит как бы само собой, непреднамеренно.
В возрасте от 3 до 5 лет появляются произвольные формы воображе- ния.
Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения знаний и их исполь- зования на практике.

226
Индивидуальные особенности воображения ярко проявляются в про- цессе творчества. В этой сфере человеческой деятельности воображение по значимости становится наравне с мышлением. Важно, что для развития вооб- ражения необходимо создавать человеку условия, при которых проявляется свобода действий, инициативность, раскованность.
8 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
8.1 Общая характеристика представлений и их свойства
Представление– это психический процесс отражения в сознании чело- века предметов или явлений окружающей среды, чувственно-наглядные об- разы которых сохранились благодаря его предшествующему перцептивного опыта. Представление вносит существенный вклад в общий познавательный процесс. Оно в частности:
– позволяет обходиться без многократного контакта с объектом, когда его образ будет востребован для осуществляемой деятельности;
– обеспечивает накопление информации о реальном мире в сжатой, компактной перцептивной форме;
– формирует априорное (доопытное) отношение индивида к восприни- маемому объекту (по словам Леонардо да Винчи, «ничто нельзя ни любить, не ненавидеть, прежде чем не получишь об этом ясного представления»).
Возникающие у человека образы-представления зависят от многих факторов: от индивидуальных особенностей человека, предназначения фор- мируемого образа и т.д.
Представлениям присущи следующие основные свойства.
Наглядность. Человек представляет когда-то воспринятый объект ис- ключительно в наглядной форме. При этом образы объектов теряют ряд опо- знавательных признаков, они характеризуются размытостью очертаний.
Этим они отличаются от образов восприятия.
Фрагментарность. Представление объекта всегда связано с неравно- мерным воспроизведением различных его частей. Лучше воспроизводятся те из них, которые в предыдущем перцептивном опыте оказывались под боль- шим вниманием человека в связи мс их значимостью или привлекательно- стью.
Неустойчивость. Воспроизведенный образ-представление можно удерживать в сознании лишь в течение короткого времени. Образ будет «уп-

227 лывать», и при очередной попытке воспроизведения будут отчетливо отра- жаться лишь детали.
Обобщенность. Образы-представления всегда являются в той или иной степени обобщениями. Они включают в себя наиболее информативные при- знаки объекта, полученные в разных ситуациях его неоднократного воспри- ятия.
8.2 Функции представлений
Как психический познавательный процесс представление осуществляет следующие функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.
Сигнальная функция состоит в том, что воспроизведение образа объек- та не ограничено только наглядным его представлением. Оно сопровождает- ся различными сведениями об этом объекте (например, его вкусовыми каче- ствами, возможностью практического использования в конкретных ситуаци- ях и т.д.). Поэтому образ-представление вместе с этой дополнительной ин- формацией превращается в систему сигналов, влияющих на деятельность че- ловека или ее структурные элементы.
По мнению И.Павлова, представления часто возникают по схеме, ана- логичной появлению условных рефлексов. Иными словами, представления являются сигналами, диктующими активность человека в целом. Например, одно лишь представление о кислом лимоне может вызвать у человека грима- су. Или чиновник, опаздывающий на производственное совещание, почти ав- томатически ускорит шаг, если представит недовольное лицо своего началь- ника.
Регулирующая функция представлений направлена на отбор тех свойств представляемого объекта, которые требуются именно в данных условиях для эффективного выполнения каких-то действий. Например, если представление
«рисует « картину продолжения какого-то препятствия, которое может воз- никнуть на пути движения, то в представляемом образе ситуации человек бу- дет искать то, что может помочь ему решить данную задачу (обходные пути, лестницу, веревку и т.п.).
В аутотренинге за счет формирования образов представления при са- мовнушении удается снимать психическую напряженность, болевые ощуще- ния, управлять сердечным ритмом, повышать или понижать температуру те- ла, регулировать артериальное давление. Все это основано на влиянии пред- ставлений на физиологические процессы, протекающие в теле человека. Об-

228 разы желаемого состояния, формируемые представлением, через подсозна- ние управляют самочувствием.
Настроечная функция способствует формированию программы дейст- вий, заданной параметрами текущей или представляемой ситуации. Так, вос- произведенный двигательный образ подготавливает (настраивает) на реали- зацию соответствующих движений. Человек, который намеревается колоть дрова, во-первых, выбирает для этого топор, не молоток или рубанок. Во- вторых, он уже мысленно «оживляет» те движения, которые ему придется выполнять, подготовив себя к этой процедуре.
Во время Великой Отечественной войны при подготовке летчиков был проведен такой эксперимент. Одной группе курсантов было предложено в перерывах между тренировками осуществлять сеансы мысленного представ- ления тех операций, которые нужно выполнять при управлении самолетом в различных ситуациях. В результате оказалось, что эта группа значительно успешнее осваивала технику пилотирования.
Влиянию представления непосредственно подвержены двигательные акты. Например, стоит представить себе, что груз, повешенный на нитке и удерживаемый на вытянутой руке, вращается по часовой стрелке, как тот действительно через некоторое время начнет совершать такие движения. По- добные явления носят название идеомоторных актов (от греч. Idea – идея, образ и лат. Motor – движение, действие). Сущность идеомоторных актов за- ключается в трансформации представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения. Другими словами, сама мысль о конкретном движении сопровождается едва заметным движением рук, глаз, головы, или тела.
Образы представлений следует отличать от похожих на них образов памяти и персервирующих образов.
Первичные образы памяти – этот образы объектов, возникающие сразу за процессом восприятия. Их характерная особенность заключается в том, что они:
– появляются по принципу «только сейчас и здесь»;
– кратковременны, их «продолжительность жизни» составляет секун- ды;
– имеют большие наглядность, четкость и яркость, чем образы пред- ставления;
– являются точными копиями воспринимаемого объекта, не содержа- щими обобщений;

229
– зависят от степени концентрации внимания на воспринимаемом объ- екте.
Следовательно, первичные образы отличаются от представлений дина- микой появления и скоростью исчезновения.
Персервирующие образы – это образы, возникающие в сознании после продолжительного и (или) сильного эмоционального восприятия объектов и сохраняющие яркость и четкость в течение многих часов или даже несколь- ких суток. Например, после посещения концерта еще долго удерживается в памяти услышанная и очень понравившаяся мелодия или зачастую при отхо- де ко сну непроизвольно возникают зрительные образы эмоционально пере- житых ситуаций или длительного восприятия однородных объектов (напри- мер, цветочный «ковер» на лугу, картинки найденных грибов в лесу и др.).
Персервирующие образы, в отличие от образов представлений, являют- ся как бы точной копией своих объектов без элементов обобщения. Это объ- ясняется значительной интенсивностью эмоциональных переживаний, со- провождающих их отражение в сознании. Кроме того, они появляются не- произвольно, сами по себе.
Характерным отличием образов представления от других образов, формируемых психикой человека, является то, что в них находятся в единст- ве чувственное восприятие объекта и его смысловое содержание.
8.3 Виды представлений и их характеристика
Образы представления классифицируются по нескольким основаниям: виду анализаторов, включенных в процесс формирования образа; степени обобщенности образов; степени волевых усилий, необходимых для формиро- вания образа; продолжительности сохранения образов и др.
По виду анализаторов, включенных в процесс формирования образа, выделяют зрительные, слуховые и двигательные представления.
Зрительные представлениявоспроизводят форму, габариты, цвет объ- екта. Вместе с тем в зрительных представлениях обычно выделяется какой- нибудь один параметр объекта, чаще всего связанный с постоянным занятием индивида. Например, архитектора, идущего по городу, элементы архитекту- ры будут привлекать больше, чем его спутника, не имеющего непосредст- венного отношения к градостроению. Соответственно, все это отразится и на содержании образов представления этих людей. В образах представления у архитектора будут лучше и больше представлены детали, имеющие отноше- ние к архитектуре.

230
Рисунок 8.1 – Классификация представлений
Слуховые представлениявоспроизводят тембр, фонетику и интонацию звуковых объектов. Качество и содержание этих образов также обусловлено характером профессиональной деятельности.
Двигательные представления воспроизводят движение какой-либо час- ти тела. Такие представления вызывают сокращения соответствующих групп мышц. Экспериментально установлено, что если каким-то образом нейтрали- зовать такие мышечные сокращения, то и представления становятся невоз- можными. Подобная картина наблюдается и в отношении речи: стоит пред- ставить себе процесс произношения какого-нибудь слова, как это вызывает мышечные сокращения в области гортани.
Единичные представления – это образы определенных конкретных объектов, в то время как общие представления – это обобщенный образ це- лой группы однородных объектов. Например, образ легкового автомобиля – это обобщенный образ представление, образ своего собственного автомобиля
– это единичный образ представления.
Произвольные и непроизвольные представленияразличаются тем, что возникают они сами по себе или по желанию индивида с участием воли. На- пример, направляясь на деловую встречу, человек осознанно старается пред- ставить будущую ситуацию на основе имеющейся у него информации о со- ставе участников, их интересах, помещении, где должна состояться эта

231 встреча и др. Сформированное в результате представление будет произволь- ным. А вот образ представления о состоявшейся встрече, возникший в созна- нии человека помимо его желания при отходе к ночному сну – это непроиз- вольное представление.
По продолжительности существованиявыделяют кратковременные и долговременные представления.
Кратковременные представления обеспечивают текущую деятель- ность, они существуют в течение долей секунд. Например, в процессе произ- несения фразы возникает кратковременное представление, помогающее по- строить эту фразу.
Оперативные представления существуют до конца решения задачи.
Долговременные представления сохраняются в долговременной памя- ти, периодически используются. Они являются, как правило, профессиональ- ными представлениями. Например, у специалиста по IT-технологиям такими представлениями будут: программа, алгоритм, интерфейс, принтер, компью- тер и др.
8.4 Индивидуальные особенности представлений
Индивидуальные особенности представлений проявляются в преобла- дании какого-либо представления, которым люди обычно пользуются при воспроизведении образов объекта. Как правило, человек не задумывается над тем, какой вид представлений является у него ведущим. Между тем инфор- мированность об этом может оказать существенную помощь в овладении ка- кими-то знаниями, в успешном исполнении профессиональной деятельности, в обеспечении взаимопонимания при деловом общении и др. Так, если веду- щим видом представлений у индивида являются:
слуховые представления
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


написать администратору сайта