Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные теории возникновения государства и права

  • Теория государства и права-3. Конспекты лекций Омск 2005 удк 342 ббк Х


    Скачать 2.28 Mb.
    НазваниеКонспекты лекций Омск 2005 удк 342 ббк Х
    АнкорТеория государства и права-3.doc
    Дата06.03.2018
    Размер2.28 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТеория государства и права-3.doc
    ТипКонспект
    #16311
    страница3 из 28
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

    ТЕМА 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА




    1. Основные теории происхождения государства и права.


    2. Публичная (общественная) власть и нормы поведения в первобытном обществе.

    3. Причины и пути возникновения государства и права.

    Основные теории возникновения государства и права


    Значение темы. Изучение процессов происхождения государства и права:

    1. позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты;

    2. дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития;

    3. позволяет четче определить свойственные государству и праву функции и их роль в жизни общества и политической системе.

    Теологическая теория. Данная теория выдвигает следующие положения:


    1. государство – продукт божественной воли;

    2. государственная власть вечна и незыблема;

    3. государственная власть зависит главным образом от религиозных организаций и деятелей, "посредников" между богом и государственной властью;

    4. социально-экономическое неравенство предопределено тоже божественной волей;

    5. необходимость смирения и неоказание сопротивления государственной власти, главе государства, продолжателю на земле власти бога, непослушание власти – это непослушание всевышнему.

    Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она:

    Недостатки теории. Они проявляются в том, что теологическая теория:

    • не признает влияние социально-экономических и иных отношений на государство;

    • не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшить государственное устройство;

    • в принципе недоказуема, ибо построена на вере;

    • не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли.

    Патриархальная теория. Данная теория выдвигает следующие положения:


    1. государство – это результат развития и разрастания семьи;

    2. власть государства, государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье;

    3. власть государя, отца неограниченна;

    4. власть "патриарха" имеет божественное происхождение;

    5. сопротивление такой власти недопустимо;

    6. лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни;

    7. глава государства (патриарх/монарх) не выбирается, не назнача­ется и не смещается подданными, ибо последние – его дети.

    Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она:

    • создает ореол святости, уважения государственной власти;

    • утверждает единство народа, "родственность" всех в единой стране.

    Недостатки теории. Они проявляются в том, что патриархальная теория:

    • упрощает процесс происхождения государства, по сути дела ставя знак равенства между государством и семьей, отождествляет категории "отец", "члены семьи" с категориями "государь", "подданные";

    • не учитывает того, что семья (как социальный институт), по свидетельству историков, возникла с появлением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

    Договорная (естественно-правовая) теория. Она выдвигает следующие положения:


    1. каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто не в состоянии подчинить человека без его согласия;

    2. основанием права могут служить только договоры и соглашения;

    3. основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения; при этом божественное происхождение власти отвергается;

    4. в результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое;

    5. народ передает власть государству. Такое соглашение дает государству неограниченную власть над всеми его членами;

    6. во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежат народу, он является источником власти;

    7. народ имеет право не только изменять форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу.

    Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она:

    • способствовала развитию демократической традиции в теории и на практике. Под влиянием теории общественного договора формировалась, в частности, государственность Соединенных Штатов Америки;

    • признавала приоритет естественного права над позитивным;

    • была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти;

    • имеет глубоко демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти неугодного правителя, вплоть до восстания.

    Недостатки теории. Они проявляются в том, что договорная теория:

    • дает схематическое, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями;

    • недооценивает объективные факторы, оказывающие влияние на процесс возникновения государства (прежде всего социально-экономи­ческие, военно-политические и пр.), и преувеличивает субъективные.

    Органическая теория происхождения государства. Ее представители утверждают:


    1. государство возникает и развивается по законам биологии, так как человек – часть природы;

    2. государство возникает одновременно с людьми и существует, пока есть люди;

    3. государство – это господство целого над своими составными частями – людьми;

    4. граждане государства – клетки организма, и им несвойственна борьба.

    Достоинства органической теории состоят в том, что она:

    • исходит из обусловленности законов социальной жизни законами естественными. Гибель, исчезновение человека как биологического вида будет означать и гибель общества, государства;

    • вводит в понятие государства системный признак – государство и общество – сложный организм;

    • обосновывает дифференциацию и интеграцию общественной и государственной жизни. Разделение труда ведет к дифференциации общества на классы, слои, а необходимость удовлетворения потребностей и защиты интересов – к интеграции.

    Недостатки органической теории. Слабые стороны заключаются в том, что она:

    • переносит законы развития природы на общественную жизнь, игнорируя социальные законы, особенности общества, его закономерности;

    • отрицает революционные переходы от одного качества к другому.

    Психологическая теория обосновывает происхождение государства и права:


    1. врожденной потребностью жить вместе;

    2. осознанием массой своей зависимости от власти;

    3. деятельностью той или иной "сильной" личности;

    4. агрессивными и другими импульсами, которые можно подавлять только с помощью принуждения, т. е. государства.

    Достоинства психологической теории.

    Положительное в данной теории состоит в том, что она показывает те субъективные факторы, которые воздействуют на существование права и государства. Действительно, социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность.

    Недостатки психологической теории:

    • она считает свойства человеческой психики решающими в образовании государства и права;

    • не учитывает того, что сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. А они играют главную роль.

    Теория насилия утверждает, что государство возникло путем:

    1. насилия одних членов общества над другими внутри одной социальной общности;

    2. насилия одних обществ, государств над другими (завоевание, порабощение, колонизация);

    3. насильственного присвоения материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством (сбор дани дружинниками, сгон крестьян с земли и присвоение их угодий, расширение территорий и иные формы насилия).

    Достоинства теории. Положительное в данной теории:

    • государство – это организация, применяющая насилие (сбор налогов, правоохранительная деятельность, комплектование вооруженных сил и т. д.);

    • многие государства были созданы путем насилия (преодоление раздробленности в Германии (Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы в период Ивана III и Ивана IV).

    Недостатки теории. Они проявляются в том, что теория насилия:

    • доказывает возникновение государства только одними военно-политическими факторами, отрицает экономические и другие обстоятельства;

    • никак не объясняет возникновение самого насилия;

    • оправдывает агрессию, войны, расизм;

    • провозглашает социальное, классовое неравенство как естественное и вечное.

    Материалистическая теория. Основные положения данной теории:


    1. государство возникает как результат развития экономики, усложнения общественных отношений, требующих специального аппарата для их регулирования;

    2. возникновение государства обусловлено расколом общества на два класса с противоположными интересами и непримиримой классовой борьбой;

    3. государство – это орган насилия, политического господства, управления в интересах экономически сильного господствую­щего класса, диктатура этого класса.

    Достоинства теории. Данная теория имеет ряд рациональных положений:

    • признание обусловленности государства материальными условиями жизни общества, взаимодействие государства и экономики;

    • признание в обществе групп с различными (или противоположными) интересами – классов;

    • появление государства лишь на определенной стадии развития общества.

    Недостатки теории – увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.
    Публичная (общественная) власть
    и нормы поведения в первобытном обществе


    Определение. Социальная власть – это организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе и метод принуждения.

    Особенности социальной власти. В догосударственный период социальная власть отличалась тем, что она:

    1. распространялась только в рамках рода, выражая его волю, и базировалась на кровных связях;

    2. была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т. е. объект и субъект власти здесь совпадали);

    3. органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т. п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества;

    4. покоилась на традициях;

    5. подчинение носило естественный характер, вытекало из единства интересов всех членов рода;

    6. носила личностный характер в том отношении, что распространялась на определенные личности, членов рода, не имела территориального характера.

    Социальные нормы первобытного общества. Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Существовавшие в первобытном обществе социальные нормы называют мононормами. Мононормы – это природообусловленные правила жизни, соединяющие в себе религиозные, нравственные, эстетические, экологические начала, т. е. обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


    написать администратору сайта