Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция Политическая культура тринадцатая общества. Социокультурные аспекты политики

  • СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ.

  • ТИПОЛОГИЯ, ФУНКЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

  • Учебник_Политология_Першин. Курс лекций для студентов технических вузов. Волггту. 2005. Содержится систематическое изложение курса политологии в соответствии с Госстандартом Министерства образования и науки


    Скачать 1.96 Mb.
    НазваниеКурс лекций для студентов технических вузов. Волггту. 2005. Содержится систематическое изложение курса политологии в соответствии с Госстандартом Министерства образования и науки
    АнкорУчебник_Политология_Першин.doc
    Дата22.01.2018
    Размер1.96 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник_Политология_Першин.doc
    ТипКурс лекций
    #14773
    КатегорияСоциология. Политология
    страница22 из 27
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27

    ЛИТЕРАТУРА


    1. Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. М.,1992.

    2. Грейщак С.Е. Региональное политическое лидерство в современной России: институциональный аспект // Обществ. науки и современность, 2000, - № 1.

    3. Макиавелли Н. Государь. М.: Планета, 1990.

    4. Монтель М. Опыты. М.-Я., 1960.

    1. Рыскова Т. М. Политический портрет лидера? Вопросы типологии.Вести МГУ, 1997, № 3.

    2. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

    3. Яковенко И. Феномен социального лидера // Свободная мысль, 1994, №2-3.


    Лекция Политическая культура

    тринадцатая общества.

    Социокультурные аспекты политики


    План:

    1.Сущность и структура политической культуры. Проблема политического участия.

    2. Типология, функции и формирование политической культуры.

    3. особенности становления российской политической культуры.


    СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ.
    Понятие «культура» всегда входило в число категорий, которые широко используются практически во всех областях гуманитарного знания: истории, философии, логике, литературоведении и др. Во всех случаях глубинное содержание этого понятия сводилось к простому определению, которое много лет назад дал в своём знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даль: «образование, умственное и нравственное». Позднее в понятие культуры включали всё созданное знаниями, трудом и умом человека в отличие от существующего в природе помимо и независимо от человеческих рук и умения.

    Культура издавна подразделялась на материальную и духовную. С течением времени это деление дифференцировалось. Появились специфические области культурного знания: экономическая, философская, художественная и т.д. В пятидесятых годах XX столетия впервые в литературе было использовано понятие «политическая культура»» В 1956 году в статье Системы правления европейских государств» американский учёный Х.Файер использовал категорию «политическая культура» для обозначения степени совершенства государственного устройства стран Западной Европы. Заслуга создания достаточно близких по содержанию теорий политической культуры принадлежит Г.Алмонду, С.Вербе, А. Липсету, Дж.Пауэллу, М.Дюверже и ряду других учёных.

    По мнению большинства политологов, политическая культура, являясь частью культуры в целом, вместе с тем выступает как относительно самостоятельное и сложно организованное явление, как синтезированная характеристика социального субъекта в единстве его политического сознания и деятельности. Политическая культура системно объединяет такие характеристики, как «политический кругозор», «политическая активность», «политические качества», «политическое поведение».

    В одной из своих статей, посвящённых концептуальному осмыслению политической культуры «Сравнительные политические системы» (1956 год) Г.Алмонд

    проанализировал взаимосвязь политической культуры с политической системой;

    сформулировал раскрывающие это явление основные категории;

    охарактеризовал структурные элементы.

    Из многочисленных характеристик политической культуры, представленных в современной политологии, наиболее предпочтительным на наш взгляд, является её «элементарное» определение Г.Алмондом и Дж.Пауэллом как «струткуры индивидуальных позиций и ориентаций в отношении политики среди членов политической системы», т.е. обозначающее ту субъективную, состоящую из познавательных, аффективных и оценочных предпочтений сферу, которая лежит в основе и даёт смысловую направленность всем политическим действиям. Близким по содержанию к характеристике политической культуры Г.Алмонда и Дж.Пауэлла является определение Роббера Такера: «Это специфическая, познавательная и оценочная модель политических действий, преобладающих в том или ином обществе».

    Возникновение теории политической культуры представляло своеобразную попытку преодоления формальных, институализированных методов изучения политики, стремление соединить официальную и реальную политические системы, связать процесс принятия управленческих решений и политическое поведение граждан.

    Сосредоточив внимание на разделяемых людьми ценностях, локальной мифологии, содержании символов и стереотипов, человеческой ментальности и прочих аналогичных явлениях, теория политической культуры дала возможность глубже исследовать мотивацию политического поведения отдельных граждан и социальных групп, выявить причины множества конфликтов, которые невозможно было объяснить, опираясь на традиционные для политики мотивы.

    В отличие от других разновидностей культуры (экономической, правовой, художественной и т.д.) политическая культура базируется на глубинных представлениях человека и предназначении власти, которые воплощаются в типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности. Характеризуя, таким образом, неразрывную связь практических действий человека с длительным и подчас мучительным поиском им своих политических идеалов, политическая культура отражает только самые устойчивые и отличительные черты его поведения не подверженные каким-либо стремительным изменениям под воздействием конъюнктуры или перепада настроений. В силу этого политическая культура выражает воплощаемый на практике внутренний кодекс человеческого поведения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфере политической власти.

    особенность политической культуры состоит в том, что она неразрывно связана с человеческой субъективностью и представляет собой своего рода «субъективный объект». В узком понимании она составляет не политику или политический процесс в их реальном воплощении, а комплекс представлений человека и группы о мире политики, законах и правилах их функционирования. Как правило, в политической сфере значимость приобретают не только реальные действия и меры правительства или государства, тех или иных общественно-политических образований, но и то, как они оцениваются и воспринимаются, в каком контексте они подаются и т.д. Формы их реализации, их принятие или непринятие подавляющим большинством населения во многом обусловливаются основными характеристиками политической культуры. Специфика последней как раз в том и заключается, что она связана с воплощением мировоззренческих ориентаций в типичных для человека поступках. Она отражает троякую способность политика:

    вычленять в отношениях и явлениях власти внутренне значимый для себя смысл;

    подчиняться вытекающим из него целям и задачам;

    умение действовать в соответствии с целями и логикой изменения объекта своих практических устремлений.

    Главные структурные элементы политической культуры, определяющие её содержание и формы проявления, включают

    политический исторический опыт,

    политическое сознание,

    политическое поведение (участие, абсентеизм).

    Рассмотрим их подробнее.

    Политический опыт человечества является основой развития политической культуры. Он фиксирует историю развития политических отношений в различных формах: исторических, литературных, научных памятниках, политических традициях, обычаях, политической идеологии; в форме функционирующей политической системы м её институтами, нормами, принципами, социально-политическими связями и т.д. Этот опыт в большей или меньшей степени усваивается людьми в процессе их политической социализации. На основе исторического знания формируется политические представления людей, социальная память общества, утверждаются политические ориентиры и образцы политического поведения. Важное место среди различных форм политического опыта занимают политические традиции. Они формируются в результате деятельности нескольких поколений людей, являются одной из наиболее устойчивых основ их жизни и определяют образцы политического поведения. Сохранение и развитие политических традиций – одно из условий политической стабильности общества и его прогрессивного развития. Законы и нормы, регулирующие общественные отношения, принятые в соответствии с национальными политическими традициями, воспринимаются гражданами не кА средство принуждения, а кА необходимое явление политической жизни, направленное на достижение всеобщего блага. Типичным примером в этом отношении является Великобритания. Приверженность традициям, внешне выступающая как консерватизм, фактически определяет высокий уровень политической культуры данного общества

    На основе политического опыта многих поколений и политической деятельности людей формируется их политическое сознание – ещё один элемент структуры политической культуры. Политическое сознание – это система политических знаний, ценностей и идейно- политических убеждений людей, на основе которых вырабатываются наиболее устойчивые и значимые политические операции и установки людей в отношении политической системы и их места в данной системе.

    В политическом сознании можно выделить два компонента: идеологический и эмоционально-психологический. Первый включает в себя политические знания, политические ценности и политические убеждения. Политические знания – это знания людей о политике, политической системе, различных политических течениях, а также о тех институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе. Граждане должны иметь такой уровень осведомлённости о политической жизни и деятельности правящих структур, который соизмерим с их правами как участников политического процесса. Политические ценности – это этические и нормативные суждения о политической жизни, политических целях, на реализацию которых направлена политическая деятельность, и соответствующие этому предпочтения. Политическими ценностями являются законность и порядок, стабильность системы, социальная справедливость и др. Политические убеждения формируются на основе знаний и ценностей как совокупность представлений, характеризующих политический идеал личности. Другими словами, это представления людей и том, какой должна быть политическая система. Для одних это демократия – прямая или представительная, основанная на принципе частной собственности; для других – социалистическая демократия; для третьих – тоталитарные системы, основанные, скажем, на идее национального превосходства, и т.д. Это как раз то, что называется идеологическими предпочтениями.

    Любой гражданин соотносит свои политические знания, ценности и убеждения с существующими организационными и процедурными институтами (политическая система в целом, политический режим, партии, организации, законодательство, бюрократия, лидеры и т.д.). Происходит своего рода анализ этих институтов и политической системы в целом, изучение и оценка её с точки зрения способности удовлетворять политические потребности. В этом смысле организационные и процедурные институты политической системы можно рассматривать как инструментальный аспект политической культуры.

    С учётом возможностей политической системы к людей формируются политические ориентации и установки, которые в совокупности составляют второй компонент сознания – эмоционально-психологический. Эти ориентации и установки направлены на политическую систему и формы участия в политическом процессе. К ним относятся установки граждан на:

    политические институты и структуры (например, государство, может воспринимать либо как орган принуждения, либо как организующий и регулирующий институт);

    нормативную систему (например, уважение закона или пренебрежительное отношение к нему);

    политические события (понимание их необходимости или случайности, определение качества принятия решений);

    отдельные политические роли (отношение к институту президентства, лидерству в политических организациях, партиях с точки зрения лояльности или рациональности и т.п.).

    Сюда также входят отношение к конкретным политическим деятелям (политические рейтинги) и отношение гражданина к самому себе как участнику политического процесса, определение своего места в политической системе. В результате своего представления о политической системе человек формирует ориентации на определённые образцы политического поведения.

    Политическое поведение – это практическое взаимодействие человека с политической средой, выражающееся в той или иной форме политического участия. Оно обусловлено политическим сознанием, с одной стороны, и уровнем политического развития общества в целом, с другой стороны. Политическое поведение людей проявляется в их политической деятельности и обнаруживает уровень их политической культура на практике. Так, человек может интересоваться политикой и быть хорошо информированным, он может расценивать деятельность своего правительства как неправильную и даже приносящую вред, но быть безучастным в политической жизни. Это позволяет говорить либо об отсутствии в его политическом сознании чувства гражданской ответственности, либо об отсутствии в политической системе приемлемых (легитимных) форм воздействия на власть.

    Формы политического участия (поведения) могут быть различными: от активного участия до неучастия. Особой сложностью отличается стиль массового поведения граждан, поддерживаемый строением институтов власти, т.е. политическая культура общества в целом. Эта политическая культура, закрепляя нормы, стереотипы, приёмы общения придаёт особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремиться интегрировать общество, обеспечить стабильность отношений власти и электората.

    Там, где люди отчуждены от власти и не имеют возможности руководствоваться значимыми для себя политическими ценностями и целями, как правило, возникает противоречие между официальной политической культурой и теми ценностями и соответствующими им формами поведения, на которые сориентировано большинство или значительная часть населения.

    Последнее обстоятельство порождает протестные формы поведения. Политический протест – это проявление в открыто демонстрируемой форме негативного отношения к политической системе в целом, к её отдельным элементам, нормам, ценностям, принимаемым решениям. К протестным формам поведения относят митинги, демонстрации, забастовки, массовые и групповые насильственные акции.

    В разных странах – даже тех, где нет существенных противоречий между официальной и реальной политической культурой, - всегда существуют достаточно большие группы людей, по разным причинам уклоняющиеся от какого-либо участия в политической жизни. Это явление получило название абсентеизм ( от лат. absentis – отсутствие). Абсентеизм присутствует в любой обществе, однако его рост, равно как и рост доли апатичных людей, свидетельствует о серьёзном кризисе легитимности политической системы, её норм и ценностей. Абсентеизм может быть обусловлен распадом групповых норм, утратой личностью чувства принадлежности к какой-либо общественной группе, а следовательно, потерей целей и ценностей социальной жизни, а также отсутствием представлений о связи политики с возможностью решения волнующих индивида проблем.

    В современной России доля политически инертных, по существу аполитичных людей в составе населения достаточно велика. Это обусловлено кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства людей от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом и сохранением устойчивой веры в «чудесное» пришествие великого харизматического лидера. На абсентеизм известной части российского общества значительной влияние оказало также крушение мифа о скорейшем вхождении в круг высокоразвитых стран и мифа об «экономическом чуде».

    Всё сказанное свидетельствует, что в настоящее время, как никогда раньше, существует острейшая необходимость, усиления работы по повышению политической культуры населения России, особенно молодёжи. Только при этом условии можно успешно справиться с задачей становления нового подлинно демократического, процветающего российского государства.
    ТИПОЛОГИЯ, ФУНКЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
    Существенное значение для понимания характерных черт политической культуры в той или иной конкретной стране имеет использование разработанных в науке подходов к типологии политической культуры. Эти подходы могут быть самыми различными: в зависимости от уровня общественного развития, характера господствующих в обществе социально-экономических отношений, различий в политической ориентации большинства населения страны, отношения к социальному прогрессу и преобразованиям, по признаку «равенства – неравенства» человека в обществе и др. Использование каждого из подходов определяется не только конкретным характером и задачами исследования, но и идеологической позицией автора.

    Большинство учёных, занимающихся исследованием политической культуры различных исторических эпох уделяют главное внимание анализу взглядов, оценок, поведения. В рамках такого подхода выделяют следующие типы политической культуры: архаическую, элитарную, представительскую, культуру высокой гражданственности.

    Первая из них (архаическая) являлась господствующей во времена античности. Она отличалась отсутствием дистанции между общностью и государством, высоким уровнем коллективизма, активностью индивидов при решении общих, в том числе и политических проблем.

    Вторая (элитарная) доминировала в эпоху Средневековья. Её характерными чертами были появление дистанции между гражданским обществом и государством, резкое ослабление чувства коллективизма, отстранение основной части общества от решения политических дел, низкий уровень его политической активности.

    Третий тип (представительская) стал складываться с наступлением Нового времени. Его отличительными признаками являются возникновение опосредованных форм связи между гражданским обществом и политической системой, сочетание индивидуалистских и коллективистских форм поведения, более высокая, чем при элитарной политической культуре, степень политизации общества.

    И, наконец, главными чертами формирующегося в последние десятилетие четвёртого типа (политическая культура высокой гражданственности) является слияние гражданского общества и политической системы, а также высокий уровень политической активности граждан во всех сферах общественной жизни. Однако на пути к этому слиянию и активности делаются только первые шаги.

    Для анализа и сравнению политических культур как в странах Европы и США, так и в России чаще всего используется типология, предложенная Г.Алмондом и С.Вербой. Они выделяют три основных типа, сосредоточивая внимание на ценностях, образцах поведения, способах организации власти:

    - приходская культура, не вычленяющая политический аспект, характеризующаяся отсутствием интереса к политической жизни;

    - подданническая культура, лояльная власти, ориентирующаяся на действующую политическую систему, сочетающаяся со слабым участием граждан в её функционировании;

    - активистская культура, выражающаяся в широком и разнообразном участии граждан в политической жизни.

    Сейчас в России реальной активистской культуры нет. Высокий рейтинг президента – это просто доминанта подданнической культуры, которая ни о чём не говорит в плане успехов власти. А культура участия замыкается, мы сами подвергаем себя цензуре, мы сами начинаем думать, что участие невозможно.

    Что касается деления политической культуры по другим признакам – классовым, идеологическим, национальным, религиозным, то оно используется в исследованиях, посвященных действующим лицам общественных отношений и определятся как пролетарская, крестьянская, буржуазная и т.д.

    Помимо универсальных типов политической культуры складываются и существуют так называемые субкультуры. Они характерны для отдельных социальных, этнических, конфессиональных, региональных и иных субъектов политики. Их отличают специфические взгляды и предпочтения людей на явления власти, отношение к правящим элитам, образцы участия в управлении, контроле и организации политической жизни.

    Субкультуры могут отличаться друг от друга как по принципиальным так и менее значимым чертам и оттенкам. Примерами субкультур, формирующихся на незначительных различиях в политических ориентациях и действиях граждан, могут служить стили политического мышления и поведения жителей Москвы и Краснодарского края или Татарстана и Хабаровского края. В качестве существенно расходящихся субкультур можно назвать нормы и ценности активности жителей национальных районов Северного Кавказа – Ингушетии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии и областей Центральной России или стили политического поведения жителей индейских резерваций, афроамериканцев и белого большинства США.

    Развитие теории политической культуры, повышение уровня политических знаний, расширение масштабов и совершенствование форм политического участия населения должно быть предметом первостепенного внимания и заботы властей каждого демократического государства, заботящегося о будущем своей страны, укреплении её силы и могущества, процветании экономики, повышении качества жизни простых людей. Рост политической культуры населения, особенно молодёжи, не просто образовательная задача, а неотъемлемая составная часть общественного прогресса. Это вытекает из функций политической культуры. Главными из них являются:
    1. 1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27


    написать администратору сайта