Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ РОССИИ

  • Необходимость и возможность национальной идеологии

  • Учебник_Политология_Першин. Курс лекций для студентов технических вузов. Волггту. 2005. Содержится систематическое изложение курса политологии в соответствии с Госстандартом Министерства образования и науки


    Скачать 1.96 Mb.
    НазваниеКурс лекций для студентов технических вузов. Волггту. 2005. Содержится систематическое изложение курса политологии в соответствии с Госстандартом Министерства образования и науки
    АнкорУчебник_Политология_Першин.doc
    Дата22.01.2018
    Размер1.96 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник_Политология_Першин.doc
    ТипКурс лекций
    #14773
    КатегорияСоциология. Политология
    страница25 из 27
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27

    Социал-демократизм. Социал-демократизм - одно из наиболее распространенных в мире идейно-политических течений, выражающее интересы рабочих, крестьян, служащих, инженерно-технических работников, творческой интеллигенции, чиновников государственного аппарата, мелких собственников, пенсионеров, студентов. В настоящее время под знаменами социал-демократии выступают более 80 партий с количеством членов свыше 17 миллионов человек. В 1951 году социал-демократические партии объединились в Социалистический Интернационал. Последний входит в число самых влиятельных международных политических организаций.

    Становление социал-демократизма как политической идеологии, как системы взглядов на пути совершенствования общества, гармонизации отношений между трудом и капиталом, обеспечения прав и свобод личности относится к концу XIX - началу XX в., когда на арену самостоятельного политического существования вышел рабочий класс. Первоначально практически все социал-демократические партии разделяли марксистские положения о революционной ликвидации капитализма, установлении диктатуры пролетариата, всеобщем обобществлении собственности. Однако постепенно под влиянием многих объективных и субъективных факторов (перерастание капитализма в империализм, широкие возможности использования колоний в качестве источников дешевого сырья и рабочей силы, формирование рабочей аристократии, создание богатых и влиятельных реформистских профсоюзов и т. д.) большинство социал-демократических партий перешло на позиции "демократического социализма". Последний имеет множество разновидностей: "интегральный социализм", "латинский", "функциональный", "гильдейский поссибилизм" и другие. Они отличаются в деталях, но едины в главном - стремлении реализовать интересы трудящихся в процессе повседневных и постепенных перемен.

    Истоки современного социал-демократизма кроются в мечтаниях древних о "золотом веке" и красочных картинах общества будущего Т. Мора и Т. Кампанеллы, в гениальных догадках великих социалистов-утопистов Сен-Симона, Фурье и Оуэна, в рассуждениях Луи Блана о возможности ликвидации капиталистических отношений и социального гнета путем создания общественных мастерских и введения всеобщего избирательного права. В основе первоначальной концепции "демократического социализма" лежит созданная в середине XIX века Л. фон Штайном программа политической, экономической и культурной интеграции рабочего движения в существующую систему всеобщего господства товарного производства, рынка и конкуренции.

    Крестным отцом современной социал-демократии считается один из лидеров германской социал-демократической партии и II Интернационала Э. Бернштейн. В ряде статей, опубликованных в восьмидесятых-девяностых годах XIX века в социал-демократической печати Германии и других стран, он выступил с критикой основных постулатов марксизма. Э. Бернштейн отрицал теорию классовой борьбы как несовместимую с демократическим обществом, управляемым согласно воле народа; выступал за отказ от насильственных форм создания более совершенного социального устройства, доказывал необходимость перехода социал-демократии "на почву парламентской деятельности".

    Много внимания Э. Бернштейн и его последователи уделяли теоретической разработке таких вопросов, как пути и средства превращения будущего социализма в общество наибольшей свободы при обеспечении равенства всех граждан, сочетание идеи национальной отечества с международной солидарностью, соперничество и сотрудничество рабочего класса и буржуазии в рамках национального государства и т. д.

    Практические шаги по реализации идей Э. Бернштейна в первой половине XX в были предприняты в Швеции, Австрии, Франции, Норвегии и раде других государств. К этому времени относится превращение в важные факторы политической жизни своих стран таких социал-демократических партий, как Социалистическая партия Франции, Лейбористская партия Великобритании, Социал-демократическая партия Германии, Норвежская рабочая партия и некоторых других. Кое-где они входили в состав правительства, а кое-где даже возглавляли их.

    В 1951 г. конгресс Социалистического Интернационала, состоявшийся во Франкфурте-на-Майне, утвердил в качестве теоретической основы деятельности социал-демократических партий доктрину "демократического социализма". В декларации говорилось о четырех составных частях "демократического социализма" - политической демократии, экономической демократии, социальной демократии и международной демократии.

    К началу 60-х годов большинство социал-демократических партий в соответствии с решением конгресса разработали новые программы. Их содержание в основном сводится к следующим требованиям:

    утверждение демократии как гарантированного права на "частную жизнь, защищенную от произвольного вмешательства государства, свободу мысли, организаций, вероисповедания, независимость судов, культурно-национальную автономию для национальных меньшинств, права на оппозицию";

    превращение государства в орган "всеобщей воли", стоящий над интересами классов и общественных групп, регулирующий и примеряющий их "частные интересы", являющийся главным инструментом общественной трансформации";

    создание "смешанной" (государственно-частной) экономики, обеспечивающей полную занятость трудящихся, более высокую производительность труда, неуклонный рост жизненного уровня, социальное обеспечение, справедливое распределение доходов и собственности;

    "соучастие" рабочих и служащих в управлении производством, превращение работников наемного труда в "маленьких капиталистов" путем продажи им части акций предприятий;

    строительство "общественного благосостояния", суть которого состоит в признании необходимости децентрализации социальных функций государства.

    Так обстоит дело с принципами и лозунгами, которые провозглашает и пытается реализовать современная социал-демократия. Ее перспективы в раскладе политических партий и движений в различных странах мира во многом зависят от состояния экономики, характера использования достижений научно-технической революции, социальной политики властей, привлекательности программных установок социал-демократических партий. Совершенно очевидно, что для сохранения и укрепления политического влияния социал-демократии нужны в том числе гигантские усилия в области дальнейшего развития социал-демократической идеологии.

    Либерaлизм, консерватизм, коммунизм и социал-демократизм являются наиболее распространенными и влиятельными идеологическими доктринами нового времени. В них с достаточной полнотой и определенностью отражены экономические, политические, духовные и нравственные ценности, взгляды, идеалы основных классов и социальных групп современного общества. Предприниматели и наемные рабочие, государственные чиновники и фермеры, врачи и учителя, ремесленники и люди свободных профессий находят в каждой из доктрин близкие им идеи и становятся под знамена соответствующих политических партий, общественных организаций и движений. Масштабы поддержки населением той или иной идеологии решающим образом влияют на расстановку политических сил и определяют стабильность (или нестабильность) существующей в стране общественной системы.
    ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ РОССИИ
    С середины девяностых годов на страницах российской печати идет дискуссия по поводу национальной идеологии новой России. В этой дискуссии отчетливо просматриваются три аспекта: во-первых, нужна ли и возможна национальная идеология; во-вторых, как она должна создаваться; в-третьих, что может составить ее содержание, какие идеи, принципы, взгляды.

    Противоречивость позиций участников дискуссии, острота и даже какая-то подчеркнутая жесткость выступлений, стремление выдать собственную точку зрения за единственно верную, претензии части авторов статей на своеобразное мессианство - таковы главные черты газетно-журнальных баталий. Это свидетельствует как об исключительной важности проблемы, так и о необыкновенной сложности ее решения.

    Не претендуя на полноту и тем более окончательный характер оценок и выводов, попробуем разобраться в сущности обсуждаемых в ходе дискуссии вопросов.

    Необходимость и возможность национальной идеологии. В статье известного германского политолога профессора Кёльнского университета У. Матца "Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна" говорится: "Идеология - специфическая разновидность убеждений, имеющих силу веры". С этим утверждением можно соглашаться или не соглашаться, но отрицать, что любая идеологическая доктрина в той или иной степени связана с верой, нельзя.

    История мировой цивилизации свидетельствует, что самое страшное для человека - потеря Веры. При этом речь идет не о вере в Бога, а о Вере как способе существования. Человеку (как абстрактному субъекту, а не конкретному лицу) все равно во что верить. Но Вера ему необходима. Без нее он не выживет и, строго говоря, никогда не жил. Этим объясняется многообразие религий и верований человека в прошлом и настоящем, этим объясняется многомерность пространства, в котором бьются не на жизнь, а на смерть политические партии и движения последние 150-200 лет, этим объясняется огромное количество философских учений, порожденных человеческим гением за обозримые тысячелетия.

    Занятие политикой - это сфера вероисканий. "Ошибка" идеологий и политических мировоззрений была, есть и будет. Это естественный и просто необходимый элемент человеческой жизни.

    Предложение разработать приемлемую для большинства российских граждан национальную идею, дать вчерашним коммунистам, комсомольцам, пионерам, православным, мусульманам, буддистам общий для всех "символ веры" вызвали принципиальные возражения многих ученых и политиков России. Их позиция нашла отражение в опубликованной в одном из номеров "Независимой газеты" статье "Свято место пусто не бывает. Зачем нужна России национальная идея". В ней, в частности, говорится:

    "Нельзя искусственно культивировать и внедрять в общественное сознание то, что оно не выработало самостоятельно...".

    "Создаваемые властью идеологические конструкции призваны манипулировать сознанием народа...".

    "Человек сам знает, как ему жить. И если "верхи не могут, а низы не хотят", никакая "национальная идея" не поможет".

    "Власти надо больше заботиться не о "национальной идее", а об обеспечении права зарабатывать и тратить деньги".

    При ближайшем рассмотрении аргументы оппонентов "национальной идеи" не выдерживают серьезной критики.

    Жизненная необходимость идеологии определяется не только невозможностью существования человека без веры, без основополагающих принципов, без системы взглядов и идей, которыми и в которых осознаются и оцениваются отношения индивидов друг к другу, к природе и обществу. Идеология консолидирует или разъединяет людей. Она усиливает или ослабляет способность общества к преодолению неизбежных при любой власти проблем и трудностей, экономических кризисов и социальных потрясений. Идейное единство общества является залогом могущества государства, способности противостоять внешней агрессии. История мировой цивилизации показывает, что при отсутствии цементирующей идеи государство, каким бы могущественным оно не казалось, сколь бы впечатляющими не были его военные и иные успехи, какие бы победы не одерживали его властители, в конце концов терпит поражение и разваливается. Это подтверждается крушением казавшихся несокрушимыми мировых империй - Персии, Рима, Византии, Англии с колониями и доминионами, а также потерями постсоветской России. Что касается последней, на ее судьбу отсутствие национальной идеи оказало и продолжает оказывать особенно негативное воздействие. Власть пока ничего не может противопоставить требованиям отдельных политиков «больше суверенитета регионам». А это уже развал России.

    Необходимость национальной идеологии для человека, общества, государства вовсе не означает простого и легкого превращения той или иной системы взглядов (либерализма, консерватизма, коммунизма, социал-демократизма) в господствующие. Политическая практика подавляющего большинства стран мира свидетельствует, что в каждом обществе сосуществуют и взаимодействуют все или почти все известные науке идеологические доктрины. Разница заключается лишь в том, что масштабы и устойчивость влияния каждой из доктрин в Швеции и Франции, США и ФРГ, Индии и Турции, Бельгии и так далее различна. В Швеции и Норвегии десятилетиями доминируют социал-демократы. В Германии раз за разом завоевывает большинство в бундестаге христианско-демократическая партия (неоконсерваторы). В США сменяют друг друга в Конгрессе и Белом доме представители республиканцев и демократов (неоконсерваторы и неолибералы). И так во всех странах, где существует плюралистическая демократия.

    В связи с этим естественно возникает вопрос, реально ли в конкретном обществе в условиях многообразия идеологических доктрин решение Проблемы утверждения в массовом сознании национальной идеи. Иными словами, возможно ли единство народа в условиях многообразия духовных пристрастий индивидов.

    Ответ на поставленный вопрос дает жизнь.

    Бесспорным является факт существования национального самосознания американцев и греков, испанцев и французов, итальянцев и бразильцев, короче всех достаточно давно сложившихся наций.

    В ходе исторического развития у каждого народа формируется система политических, духовных и нравственных ценностей, одинаково близких левым и правым, либералам и консерваторам, коммунистам и социал-демократам. Не вдаваясь в детали, можно утверждать, что национальная идея французов базируется на политическом манифесте Великой революции - Декларации прав человека и гражданина, суть которой выражена в знаменитой формуле "Свобода. Равенство. Братство", В основе национальной идеи американцев лежит трепетное, благоговейное отношение к вожделенному, всемогущему доллару и сознание превосходства собственной страны над остальным миром. О национальной идее России в свое время немало интересных мыслей высказал В. И. Ленин. В статье "О национальной гордости великороссов" он писал о любви граждан России к своей родине и своему языку, о неприятии трудящимися насилия, гнета и издевательства властей, об уважении к мужеству Радищева, подвигу декабристов, беззаветности революционеров-разночинцев.

    Приведенные примеры, а число их можно увеличить во много раз, наглядно свидетельствуют, что у каждого народа есть общие для всех взгляды, жизненные позиции, ценности. Это в том числе отличает один народ от другого, составляет то, что часто не совсем точно называют чертами национального характера.

    Как создается национальная психология. Формирование национальной идеологии представляет собою сложный, многоплановый и чаще всего длительный процесс, общие закономерности которого выявить практически невозможно. Дело в том, что в разных странах, у разных народов он отличается особенностями, которые не повторяются в других странах, у других народов. Где-то первые кирпичи в фундамент национальной идеологии закладываются стихийно, где-то они формируются, обжигаются и кладутся на место сознательно, по заранее намеченной схеме. Правда, во все времена, в заключительной, решающей стадии процесса в дело вступали "профессионалы" от политики, которые придавали идеологическим доктринам известную стройность и законченность.

    Скажем идеология империи Чингисхана складывалась в значительной степени стихийно. В основе ее лежали представления, обычаи и традиции пестрого конгломерата кочевых племен, разбросанных по необъятным просторам центральной Азии. Когда железной рукой будущий Каган сбивал разрозненные, враждующие орды в грозные, подчиняющиеся единой воле, тумены, то из верований, норм и правил поведения степняков "мудрыми советниками" правителя были отобраны и превращены в законы те, которые споспешествовали укреплению власти великого хана и поддерживали могущество империи.

    Примерно так же по существу, хотя совершенно иначе по форме, развертывался процесс формирования национальной идеологии в США.

    Начинался он с порожденных специфической обстановкой жизни среди дикой природы, в окружении враждебных к пришельцам аборигенов, представлений и запросов первых переселенцев: получить землю, обустроиться, выстоять в кровавых схватках с индейцами, завести собственное дело и т. д. Когда Новая Англия отделилась от метрополии и превратилась в самостоятельное государство, "отцы-основатели" в Декларации независимости США, а несколько позже и конституции сформулировали основные принципы национальной идеологии. Последние как раз и представляли собой юридически оформленную систему взглядов, идей, духовных и нравственных ценностей выходцев из Старого света: равенство граждан перед законом, неприкосновенность частной собственности, свобода слова, печати, собраний и т. д. В последующем под влиянием меняющейся социально-экономической и общественно-политической обстановки национальная идеология США совершенствовалась: либеральные идеи смыкались с консервативными, усиливалось значение социального элемента, но главное - ориентация на индивида, инициативу и предприимчивость личности, восхваление "американского образа жизни" оставалось неизменным.

    Совсем но иному формировалась идеология царской России, здесь процесс начинался сверху. В 30-е гг. XIX в. министр просвещения Николая I граф С. Уваров в ряде выступлений предложил принять в качестве официальной российской идеологии триединую формулу "Православие. Самодержание. Народность". Уваровская формула явилась ответом консервативно-охранительной России на вызов либерально-революционной .Франции. Она была сразу же поддержана Николаем I и долгие годы олицетворяла позицию российских властей по вопросу о том, что и как должны думать граждане России.

    Появление уваровской триады не было случайным. Как справедливо подчеркивал поэт и дипломат Ф. Тютчев: "В Европе существуют только две действительные силы - революция и Россия... Между ними никакие переговоры, никакие трактаты невозможны; существование одной из них равносильно смерти другой. От исхода борьбы, возникшей между ними, зависит на все века политическая и религиозная будущность человечества".

    Что означала формула С. Уварова? Каково ее реальное содержание?

    Она позволяла рассматривать революционно-либеральную идеологию, воплощенную в лозунге "Свобода. Равенство. Братство", как "свободу совести, быстро выродившуюся в полную бессовестность", "как уравнивание Истины и Лжи", как стремление подорвать "иерархию общественного и государственного устройства, являющуюся обязательным условием жизнеспособности любого народа, любой страны", "очевидной профанации Христианской идеи любви - главной добродетели человека". По существу, в уваровской триаде обозначались - ни больше ни меньше - границы идеологического пространства русской цивилизации. Содержание же последней определялось следующим постулатами:

    "...Вера в Истинного Бога делает человека подлинно свободным";

    "Самодержавие есть единственное - религиозно, нравственно осмысленное государственное устройство;

    "Люди - братья во Христе, по воле Божьей...".

    Российские власти много делали для внедрения уваровской триады в общественное сознание. С церковных амвонов постоянно звучали призывы к покорности властям, верности православию, братству во Христе. Триаду изучали на уроках Закона Божьего в гимназиях, реальных училищах и церковноприходских школах. Она лежала в основе преподавания гуманитарных наук в системе высшего образования. На ней основывалось воспитание солдатской массы в армии. И все-таки она не выдержала испытания временем. Это еще раз свидетельствует о том, что только идеология, в основе которой лежат выстраданные в течение столетий идеи, взгляды, нормы, имеет будущее.
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27


    написать администратору сайта