Учебник_Политология_Першин. Курс лекций для студентов технических вузов. Волггту. 2005. Содержится систематическое изложение курса политологии в соответствии с Госстандартом Министерства образования и науки
Скачать 1.96 Mb.
|
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО Многообразие и противоречивость жизненных явлений, своеобразие исторического развития и традиций каждого народа, сохраняющаяся, а подчас углубляющаяся в большинстве стран пропасть между богатством и бедностью с неизбежностью порождают серьезные различия в мироощущении, взглядах, настроениях, существующих в каждом обществе классов и социальных групп. Эти различия находят систематизированное выражение в идеологических доктринах. Каждая из них носит отпечаток соответствующей эпохи, отличается большей или меньшей спецификой, но самые важные черты, определяющие существо доктрины, с течением времени не претерпевают кардинальных изменений. Это относится в первую очередь к идеологическим доктринам, выражающим жизненные цели, программные установки, стратегию и тактику борьбы за власть классов и социальных групп новой и новейшей истории. К ним относятся либерализм, консерватизм, социал-демократизм, коммунизм. Что же представляет собой каждая из этих доктрин? Либерализм. Либерализм (от латинского liberalis – касающийся свободы, свободный) - совокупность идей, принципов, взглядов, политических и экономических программ, утверждающих самоценность человеческой личности, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду. Большинство исследователей считает основоположником либерализма Дж. Локка. Для этого есть достаточно серьезные основания. На основе теории "естественного права" и "общественного договора" знаменитый английский философ в "Двух трактатах о государственном правлении" одним из первых в истории политической мысли обосновал следующие идеи, которые легли в основу либеральною мировоззрения. В естественном состоянии люди свободны и равны между собой и перед богом. Свобода - не анархия, а "естественное право" следовать законам природы. Соблюдение естественных законов позволяет достичь согласия при сохранении индивидуальной свободы. Это согласие - основа "общественного договора", по которому власть передается правительству и осуществляется раздельно (законодательная, исполнительная и фeдерaтивнaя). Основной целью правительства является защита естественного права граждан на жизнь, свободу и собственность. Нарушение правительством положений "общественного договора" делает его незаконным и дает право подданным на сопротивление. В последующем идеи и принципы либерализма разрабатывались И. Кантом и А. Смитом, В. Гумбольтом и Дж. Мэдисоном, Т. Джефферсоном и Б. Франклином, Б. Констаном и А. де Токвиллем, И. Бентамом и Дж. С. Миллем и многими другими представителями общественно-политической мысли разных стран. Огромное влияние на формирование либеральной идеологии оказала Великая французская буржуазная революция. Принятая Учредительным собранием 26 августа 1789 года Декларация прав человека и гражданина провозглашала неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство граждан перед законом, право на сопротивление угнетению, объявляла неприкосновенной частную собственность. Эти принципы были широко использованы в процессе становления конституционного строя в Швейцарии, Голландии, Скандинавских странах, Великобритании, США, а позже и многих других государств. Само понятие "либерализм" первоначально появилось в политическом лексиконе Испании, где в начале XIX в. "либералами" называли группу депутатов кортесов, выступающих с националистических позиций. Затем оно вошло в английский, французский, а вслед за ними во все европейские языки. Классический либерализм, а именно он лежит в основе всех разновидностей современного либерального мировоззрения, в качестве универсальной цели провозгласил индивидуальную свободу, самоценность человека. Дж. Локк утверждал, что индивид, независимый от общества и государства, - "хозяин своей собственной персоны". Дж. С. Милль ту же мысль сформулировал в еще более категорической форме: "Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно". "Индивидуум", "человеческий фактор" рассматривался представителями классического либерализма как нечто самодовлеющее, не зависящее ни от исторических, ни от расовых, ни от религиозных особенностей. Для "либерального" взгляда все люди в сущности, как и их мотивы, одинаковы, а если в реальной действительности это не так, то за «отклонения», «необычность», «исключения» ответственны «архаические», «реакционные» стороны общественного бытия, досадно ограничивающие "свободу индивидуума". Провозглашение индивидуальной свободы в качестве важнейшего принципа жизнедеятельности личности имело особое значение для раскрытия творческих потенций идущей на смену феодализму капиталистической системы. Этот принцип стимулировал инициативу, предприимчивость, трудолюбие, настойчивость в поисках эффективных путей достижения успеха и в конечном счете продвижения вверх по социальной лестнице. В области экономики либерализм нашел свое воплощение в формуле laissez faire (фр. "предоставьте свободу делать все что угодно"). Последняя означала "свободу частного предпринимательства", отмену регламентации и ограничений со стороны государственной власти, равенство возможностей, свободу индивидуума в стихии рынка, ничем не ограниченную конкуренцию. В политической сфере представители классического либерализма отстаивали идеи «государства - ночного сторожа», правового государства, демократии и парламентаризма. Суть идеи «государства - ночного сторожа» состояла в минимизации государственного вмешательства в жизнь граждан. Главные функции государства, по мнению отцов-основателей, должны ограничиваться охраной порядка, прав и свобод отдельного человека, защитой страны от внешней опасности. Многие видные идеологи либерализма возлагали на государство ответственность за материальное обеспечение обездоленной части населения. И. Кант предлагал облагать богатых социальным налогом, «предназначенным для поддержки тех членов общества, которые не в состоянии жить своими средствами". Но предложения об усилении социальной роли государства не нашли отражения в программах большинства либеральных партий. Это стало одной из главных причин кризиса либерализма, признаки которого обнаружились в конце XIX - начале XX века. К этому времени влияние ведущих либеральных партий европейских стран резко упало. Все то, на чем они раньше наживали политический капитал, утратило прежнее значение. В обстановке усиления социальных противоречий наиболее дальновидные полпики, социологи, экономисты выступили с предложениями о пересмотре ряда постулатов классического либерализма. В их числе были английские политологи Дж. Гоббсон, Т. Грин, Л. Хобхауз, немецкие экономисты В. Ремке и В. Ойкен, американские социологи и философы Дж. Дьюи, Ч. Бирд, Дж. Кроули, Л. Уорд и другие. Они сформулировали принципы так называемого "нового" или "социального" либерализма. Их предложения сводились к следующему. В области политики - расширение регулирующей роли государства в целях защиты прав и свобод человека; антитоталитаризм; последовательная реализация пришита разделения властей; преодоление противоречий .между индивидуальными и коллективными интересами. В области экономики - акцент на этике общества и социальном благе, не сводимом к "количеству счастливых"; установление партнерства между производством, бизнесом и трудом на всех уровнях; проведение государством реформ, призванных ограничить произвол корпораций и облегчить положение наиболее обездоленных слоев населения. На основе идеологии неолиберализма получили стимулы к новой жизни в политике сохранившиеся в ряде стран старые либеральные партии и созданы новые. В 1947 году они объединились в Либеральный интернационал. Позднее к 19 партиям-учредителям, принявшим "Манифест либералов", присоединились 13 партий. В Европарламенте либералы имеют пятую по численности фракцию. Поэтому рассуждения о "смерти либерализма" вряд ли можно считать обоснованными. Либерализм как течение общественно-политической мысли, как мировоззренческое кредо, как идеология сохраняет свою значимость в наши дни. Консерватизм. Консерватизм (от латинского conservare - сохранять, заботиться о сохранении) - политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, собственности, семье. Истоки консерватизма кроются во взглядах Платона и Аристотеля, Цицерона и Макиавелли, в идеях традиционалистов - защитников устоев "прежнего порядка". Однако подлинная история консервативной идеологии, как и либерализма, начинается с эпохи Просвещения и Великой французской революции. Именно в то время начали формироваться классические традиции консерватизма, как своеобразной реакции на угрозу традиционным ценностям, привычному образу жизни и мыслей, как признания противоестественности сознательного, революционного переустройства общества. В конце XVIII века противодействие переменам шло прежде всего от дворянства, но по мере развития революции к феодальной аристократии примыкали и другие слои общества. Консервативные взгляды были характерны для средних и мелких предпринимателей, фермеров, лавочников, ремесленников, которые испытывали страх перед будущим, несущим с собой неопределенность и зачастую реальное ухудшение социального статуса. Среди "отцов-основателей" консерватизма едва ли не главной фигурой является английский политик, философ и публицист Эдмунд Берк. В 1790 году он опубликовал знаменитое эссе "Размышления о французской революции", в котором впервые были сформулированы важнейшие принципы консерватизма. Выступая как сторонник старых привычных обычаев, традиций, незыблемого порядка и противник революции - "источник порчи нравов абсолютной демократией", Э. Берк доказывал, что общественная жизнь основывается на моральных и материальных ценностях, унаследованных от предшествующих поколений и взаимосвязанных между собой. Стабильность, равновесие, постепенность обновления – вот принципы, которым, по мнению английского мыслителя, должно следовать общество. Крупный вклад в развитие консервативной идеологии внесли А. дс Токвилль, Ф. Ницше, А. Гамильтон, Дж. Адамс, а также русские философы и социологи К. Леонтьев, Н. Данилевский, В. Соловьев, И. Ильин. Последних отличает особо пристальное внимание разработке идеи некоего жизненного начала. У В. Соловьева в качестве такого жизненного начала фигурировала София - Душа мира. Премудрость Божья. Он утверждал, что человек в силу ограниченности своего разума не вправе бездумно браться за переустройство мира, поскольку тем самым он рискует задеть заключенную в этом мире духовность, "жизненное начало", "мировую душу". Сам термин "консерватизм" был введен в научный оборот французским писателем Франсуа Шатобрианом, который в 1818 году стал издавать журнал "Консерватор". С тех пор слова "консерватизм", "консерватор", "консервативный", не имея четких значений и порой меняя их, употреблялись и употребляются произвольно. Это объясняется характером использования понятия. Если речь идет о политической философии, то под консерватизмом понимается ориентация на защиту традиционных устоев общественной жизни, отрицание революционных изменений, недоверие к народным движениям. Иначе это понятие расшифровывается, если оно используется для характеристики умонастроений индивидов и общественных групп. В этом случае о консерватизме говорят как о приверженности к стабильности, упорядоченности, тяготении к "нормальному", "естественному развитию", скептическом или даже негативном отношении к революционным изменениям. В политической практике консервативная идеология выступает в качестве теоретической основы программных документов политических партий, общественных организаций и движений. Иллюстрацией в этом отношении могут служить программы Консервативной партии Великобритании, Христианско-демократического союза ФРГ, Объединения в защиту республики Франции, Либерально-демократической партии Японии и др. За многие годы существования консерватизма как течения политической мысли, как политической идеологии неоднократно предпринимались попытки его типологизации. В западной литературе выделяются четыре, пять, семь, а то и более направлений. Однако чаще всего в специальных исследованиях консервативной идеологии анализируются три главных: традиционализм, либертаризм и неоконсерватизм. Т р а д и ц и о н а л и з м (Э. Берк, Ж. де Местр, Л. де Бональд) отличает глубокая приверженность социальным устоям и моральным нормам, присущим классическому рыночному капитализму, в чем-то и феодализму, с акцентом на признание закона и порядка "старых добрых времен". "Традиционализм - это консерватизм в основном на уровне чувств и срежиссированных политических инициатив, игры на массовых настроениях". Л и б е р т а р и з м (Р. Позик, Дж. Роулс, Ф. Хайек) – комплекс не только экономических, но и в не меньшей степени социально-философских, идейно-политических, морально-этических норм, установок, ориентации. Это течение довольно разнородное и аморфное. В основе либертаризма идея, согласно которой человек, как единоличный хозяин своей жизни, вправе поступать с ней по своему усмотрению до тех пор, пока он насильственно не вмешивается в жизнь другого человека. Для либертаризма характерно признание безусловного преимущества прав индивида перед интересами коллектива, недопустимости государственного вмешательства в экономику, категорическое отрицание идеи строительства государства всеобщего благоденствия как по существу своему социалистической. Сколько-нибудь широкой политической базы либертаризм не имеет. Н е о к о н с е р в а т и з м - современная разновидность консервативной идеологии, отличающаяся практическим признанием важности сохранения механизма государственного регулирования экономики и невозможности возврата к системе, основанной всецело на принципах свободного рынка и неограниченной конкуренции. В официальных речах и декларациях неконсерваторы или, как их часто называют, "новые правые" по прежнему оперируют лозунгами "свобода рыночных отношений", "свобода конкуренции", критикуют "государство благосостояния" и социальные реформы, но на практике они не выдвигают задачу демонтажа института государственного вмешательства, не отрицают необходимости сохранения программ социальной помощи беднейшим слоям населения. Для политиков неоконсервативного толка характерно предпочтение прагматизма, компромисса перед абстрактными схемами. Они не склонны игнорировать те серьезные изменения, которые произошли в структуре капитализма за последние десятилетия под влиянием "информационной революции" и других факторов. Они за реформы без "антиисторической спешки" "сверху", за преобразования под девизом "меньше - это лучше". Как отмечал видный деятель английских тори Ф. Ним, консерватизм выступает за медленные и постепенные изменения, имеющие своей целью сохранение всего хорошего и исправление дурного. Часто "новых правых" оппоненты обвиняют в игнорировании "теории", в "антитеоретическом" складе мышления. С этим нельзя согласиться. Для идеологов неоконсерватизма, как и для их предшественников, характерна приверженность таким традиционным ценностям, как закон и порядок, дисциплина, согласие, патриотизм, семья, церковь. В отношении к государству позиция "новых правых" противоречива. С одной стороны, консерваторы считают государство источником и стражем закона, порядка, морали. С другой стороны, они опасаются превращения государства в орудие подавления свободы. Поэтому теоретики неоконсерватизма постоянно подчеркивают «важность ассоциации людей, меньших по размеру, чем государство». Так обстоит дело с консерватизмом как с политической идеологией, типом сознания, системой ценностей, ориентаций и установок. Коммунизм. Коммунизм (от латинского communis - общий) - символ веры одной из широко распространенных в мире и в течение семи десятилетий господствующей в СССР марксистско-ленинской идеологии. Созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом в XIX в., конкретизированная применительно к изменившейся экономической, политической и социальной обстановке в XX в. В. И. Лениным, получившая по имени авторов название марксизм-ленинизм, эта идеология в свой звездный час собрала под красными знаменами революции и коммунизма 88 партий с количеством свыше 50 млн. человек. Содержание коммунистической идеи изложено Марксом, Энгельсом, Лениным в таких работах, как "Немецкая идеология", "Манифест коммунистической партии", "Классовая борьба во Франции", "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", "Капитал", "Критика Готской программы", "Гражданская война во Франции", "Анти-Дюринг", "Государство и революция", "Очередные задачи советской власти", "Великий почин", "Задачи союзов молодежи", "Пролетарская революция и ренегат Каутский" и многих других. В работах Маркса, Энгельса и Ленина, а также в трудах их учеников и последователей Поля Лафарга, Августа Бебеля, Розы Люксембург, Антонио Грамши, Мориса Тореза, Эрнста Тельмана и других были сформулированы следующие главные положения коммунистической идеологии. В основе прогресса мировой цивилизации лежит развитие общественного производства. Оно имеет две неразрывно связанные друг с другом стороны - производительные силы и производственные отношения. Производительные силы (орудия труда и люди, приводящие их в движение благодаря известному опыту и умениям) являются определяющим элементом производства. Каковы производительные силы, такими должны быть и производственные отношения (главное в них - характер собственности). Если производственные отношения тормозят, сковывают развитие производительных сил, если между выросшими производительными силами и старыми производственными отношениями дело доходит до конфликта, то неизбежна смена одного способа производства другим, более прогрессивным. Средством разрешения конфликта между исчерпавшими свои потенции производственными отношениями и переросшими их рамки производительными силами является социальная революция. Других способов разрешения этого конфликта нет, ибо на защите старых производственных отношении стоят классы собственников (рабовладельцы, феодалы, капиталисты), кровно заинтересованные в увековечивании существующих форм собственности. Движущей силой истории является классовая борьба. В "Манифесте Коммунистической партии" Маркс и Энгельс писали: "История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов". Главная причина нужды и бедствии миллионов людей, вопиющих контрастов между богатством и роскошью одних бедностью и ужасающей нищетой других, то и дело потрясающих общество социальных конфликтов - частная собственность на средства производства. Именно она порождает возможность эксплуатации человека человеком. Поэтому условием освобождения труда, создания общества социальной справедливости является уничтожение частной собственности. Классом, который способен решить задачу коренного преобразования общественных отношений обеспечить торжество вековой мечты угнетенных о коммунизме как царстве свободного труда, изобилия и счастья, является пролетариат. В условиях рыночной экономики он растет количественно и качественно вместе с развитием крупной промышленности, у него нет ничего, что надо было бы охранять, он может и должен разрушить все, что охраняет и обеспечивает частная собственность. В революции пролетариату нечего терять кроме своих цепей. С приходом к власти рабочего класса начинается длительный период революционного превращения капитализма в коммунизм. Коммунистическая формация в своем развитии проходит две фазы - социализм и коммунизм. Первая, или низшая, фаза - социализм отличается тем, что она непосредственно выходит на свет божий из недр капиталистического общества и поэтому "во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, носит еще отпечаток старого общества". "Справедливости и равенства... первая фаза коммунизма дать еще не может: различия в богатстве останутся и различия несправедливые, но невозможна будет эксплуатация человека человеком, ибо нельзя захватить средства производства, фабрики, машины, землю и прочее в частную собственность". Коммунизм представляет собой более высокую в сравнении с социализмом ступень общественного процесса. "...На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда, когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, - лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: "Каждый по способностям, каждому по потребностям". Так обстоит дело с положениями, оценками, выводами, прогнозами создателей коммунистической идеологии, их учеников и последователей. Следует сказать, что теоретические исследования в области марксизма-ленинизма в СССР, а именно советские марксисты всегда претендовали на ведущую роль в развитии исторического материализма, страдали не только примитивизмом, скудостью идей, но (и это, пожалуй, самое главное) их отличало бьющее в глаза угодничество властям, "полное соответствие" лозунгам и директивам очередных "вождей". Прав известный политолог С. Кара-Мурза в своей нелицеприятной оценке официальной марксистско-ленинской науки в СССР: "Истмат - это не десяток умных мыслей Маркса и Энгельса, а доктрина, ставшая частью официальной советской идеологии. Доктрина быстро оторвалась от ее творцов и стала жить своей жизнью. Реально истмат был слеплен в партийных "лабораториях" в советское время и вовсе не исходя из идей классиков, а на потребу дня - не для предвидения, а для оправдания практики". Созданная на основе теоретических "разработок" сотрудников агитпропов советская система была полна несообразностей и противоречий. Она обладала не только бесспорными достоинствами, но и очевидными недостатками. Обеспечивая большинству граждан необходимые социальные гарантии и средний по мировым масштабам уровень благосостояния, эта система сковывала личную инициативу, опиралась в основном на административно-командные методы. А это в свою очередь вело к отставанию в производительности труда, низкому качеству товаров, их неконкурентоспособности на мировом рынке. Блестящие разработки советских ученых годами не находили применения в отечественной промышленности и продавались за бесценок за рубеж, откуда начинали победное шествие по всему миру. Цикл освоения новых товаров был неоправданно затянут, огромные средства омертвлялись в незавершенном производстве. В результате нарушения законов денежного обращения и игнорирования рыночных механизмов возникла унизительная система "распределения товаров". В советском обществе не были до конца преодолены остатки авторитаризма. Деятельность средств массовой информации жестко опекалась партийными и государственными органами. Бюрократизм сковывал литературу, искусство, развитие научной мысли. Безраздельно господствовала одна идеология, которая преподавалась догматически, как непогрешимая и единственно верная. Все это оказало крайне отрицательное влияние па популярность коммунистической идеи и в значительной степени предопределило разрушение Советского государства. |