Учебник_Политология_Першин. Курс лекций для студентов технических вузов. Волггту. 2005. Содержится систематическое изложение курса политологии в соответствии с Госстандартом Министерства образования и науки
Скачать 1.96 Mb.
|
Воспитательная (социализирующая). Она способствует выработке определённых установок, ориентаций политического сознания и поведения, создаёт социальную базу политической системы. Регулирующая (регулятивная). Она проявляется в том, что политическая культура оказывает воздействие на поведение людей, партий, организаций, восприятие политических событий, оценку лидеров и т.д. Стабилизирующая. Она способствует сохранению существующей общественной системы. Коммуникативная. Через политические традиции, стереотипы политического сознания она передаёт господствующие ценности новым поколениям. Прогностическая. Суть её заключается в прогнозировании характера и особенностей развития политического процесса, поведения партий, лидеров. Черты политической культуры населения в каждой стране не являются раз и навсегда данными. Они подвергаются не только частичным, но и радикальным изменениям в зависимости от меняющейся обстановки. К главным факторам формирования, развития и смены политических культур относятся следующие: - общественные перевороты (социальные и политические революции), в результате которых устойчивые системы политических обычаев, установок, ориентаций и норм поведения трансформируются или заменяются другими; - характер внешних отношений страны. Существование постоянной угрозы иностранного вторжения способствует формированию одного отношения к институтам власти, отсутствие такой угрозы – совсем другого отношения. Традиции завоевательной политики формируют политическую в одном направлении, традиции миролюбивой политики – в другом; - острота текущей социальной и политической. Если она протекает в особо острых формах, то запечатлевается в политической литературе как наиболее естественный метод решения общественных противоречий; - динамика культурных процессов в целом мир ценностей, устойчивые образцы поведения; - взаимосвязь и взаимодействие с политической системой ( влияние органов власти, СМИ, школы, общественных организаций и движений). Внутренним источником политической культуры является по-человечески мучительный и даже алогичный поиск личностью гражданских позиций и ориентиров, постепенное отфильтрованные и отбрасывание чуждых взглядов и суждений, медленное апробирование и закрепление тех или иных форм участия индивида в управлении государством. В процессе становления политической культуры неизбежны и даже естественны многочисленные противоречия между убеждениями и поступками гражданина, его идеалами и конкретными установками политического поведения, между мыслью и действием. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР Чтобы разобраться в содержании, особенностях и тенденциях развития политической культуры в современной России, необходимо хотя бы кратко рассмотреть позитивные и негативные черты политической культуры советского периода. Получивший в последние годы широкое распространение очернительный подход к оценке доминирующих в СССР взглядов, позиций, поведения власти и большинства населения вряд ли можно считать плодотворным. Он создаёт искажённое представление и характере политической культуры советского периода, её достоинствах и теневых сторонах. Фундамент политической культуры советского общества был заложен победой Октябрьской революции. Теоретической базой радикальных преобразований, начавшихся после Октября, были социалистические идеи Маркса, Энгельса, Ленина о народовластии, ликвидации эксплуатации человека человеком социальной справедливости, свободе и равенстве. Они нашли благодарную почву в умах большинства народа и явились основой сплочённости людей в борьбе за решение сложных задач строительства нового общества. Бесспорное достоинство формируемых большевиками новых политических взглядов и оценок, новых критериев поведения человека и гражданина заключается в том, что они в главном отвечали интересам всех тех, кто своими знаниями, уменьем и трудом приумножали силу и могущество страны Советов. К числу важнейших принципов политической культуры (этого не могут отрицать самые жёсткие критики идеологической деятельности КПСС) относились следующие идеи: чувство патриотизма и государственности как исторически сложившиеся черты характера, выстраданная русским народом и не имеющая чётко выраженной или узконациональной направленности; главенство духовных ценностей над материальными, торжество социальной справедливости; человеколюбие; общность, коллективизм, соборность; верность долгу, служение отечеству; духовное и социальное единство народа. В тридцатые годы в стране была создана стройная, глубоко продуманная система утверждения новой политической культуры. Она включала воспитательную работу в школе, пионерской и комсомольской организациях, профсоюзах. Она действовала на каждом промышленном предприятии, в колхозах и совхозах, вузах и техникумах. В целях утверждения новой политической культуры широко использовались партийные печать и радио, художественная литература, кино, театр и другие средства воздействия на сознание и поведение людей. Результатом огромной по масштабам и хорошо организованной работы по формированию теоретических основ, определённо содержания и культуры нового типа явилось (что бы не говорили сегодняшние критики) утверждение в сознании и поведении большинства населения страны принципиально отличающейся от господствующей в мире капитала системы ценностей. Это в полной мере проявилось в годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос быть или не быть Советскому государству. Вчерашние комсомольские секретари, лауреаты сталинских премий, популярные когда-то пропагандисты «вечно живого» учения классиков марксизма последние годы выпустили десятки толков воспоминаний. В них они рассказывают современному читателю, что бойцы Красной Армии поднимались в атаку лишь под угрозой стоящих за их спинами заградительных отрядов НКВД, что немецкие позиции захватывались только после того, как их заваливали трупами советских солдат, что решающий вклад разгром фашистской Германии внесли союзники. Всё это не имеет ничего общего с действительностью. Красная Армия, советские люди сражались за те материальные, духовные и нравственные ценности, которые были созданы их умом и знаниями, их мозолистыми руками в трудные годы строительства нового общества. Сказание не означает, что в содержании, формах и методах утверждения в общественном сознании политической культуры нового типа не было теневых сторон. Они были и весьма серьёзные. К ним относились: создание мифа об обострении классовой борьбы по мере продвижении страны к социализму, тезис о существовании бесчисленных явных и скрытых «врагов народа», с которыми нужно вести беспощадную войну, внедрение в сознание людей представления и мнимых, преимуществах единомыслия, подавления малейших проявлений самостоятельных, отличных от указаний партии взглядов и оценок событий и т.п. В широких масштабах для «воспитания» и «перевоспитания» людей, сомневающихся в правильности политики партийного руководства, имеющих отличную от официальной точку зрения на различные стороны советской действительности, использовались репрессивные меры: исключение из партии, увольнений с работы, высылка заграницу, уголовное преследования и др. Однако все это не может служить доказательствам того, что советская система держалась якобы на страхе и насилии. НКВД при всех огромных возможностях этого ведомства был не способен держать сколько-нибудь длительное миллионов людей. Требовались совсем иные источники тех выдающихся свершений, результатом которых явилось превращение советского государства в великую державу, успешно противостоящую претензиям США на мировое государство. Горбачёвская «перестройка положила начало ревизии содержания политической культуры, которая сформировалась в годы строительства социализма. Призыв генсека к «новому мышлению», пересмотру отношения к западным духовным и нравственным ценностям, демагогический лозунг о всестороннем учёте «человеческого фактора» и т.д. привели к фактическому отступлению от марксизма, являвшегося идейной основой политической культуры советского общества. С распадом СССР начался коренной пересмотр господствовавшей в России политической культуры. Этот процесс выражался: во-первых, в политических акциях – принятии Верховным Советом РСФСР «Декларации о суверенитете», расстреле из танковых орудий Белого дома, разработке новой суперпрезидентскую республику, в ельцинских указах о приватизации и др.; во-вторых, в оценке советского прошлого – октябрьская революция 1917 года стала рассматриваться «большевистский переворот; национализация буржуазной и помещичьей собственности объявлялась чуть ли не ограблением благодетелей и заступников народа; индустриализация страны стала оцениваться не только как средство ликвидации отсталости и укрепления обороноспособности, но и как создание базы всемирной коммунистической революции; коллективизация деревни изображалась как чудовищной произвол в отношении самой работоспособной части крестьянства – «настоящих хозяев». В-третьих, в духе буржуазного мировоззрения пересматривались учебные программы в общеобразовательной и высшей школе: вожди белой гвардии, коллаборационисты, изменники Родины подчас характеризовались как патриоты, идейные борцы против тоталитарного режима. В-четвёртых, «идеальные демократии» трактовалась в духе «прав человека» и «минимума государства» В-пятых, стратегическими партнёрами, своеобразными ориентирами во внешней политике провозглашались США и Евросоюз. Глава внешнеполитического ведомства ельцинского правительства Андрей Козырев в одном из интервью заявлял, что он первый прозападный министр иностранных дел России за 300 лет существования Российской империи. Задача утверждения в общественном создании буржуазно-либерального мировоззрения подчинены художественная литература, кино, изобразительное искусство, театр, печать, радио, телевидение. Именно они выступают как главные средства. Их усилиями приобретают популярность у подрастающего поколения такие черты политической культуры «переходного периода», как индивидуализм, ориентация на западные ценности, инфантильность, политический индифферентизм, превосходство личных интересов над общественными и т.п. В одном из последних газетных интервью не очень давно ушедший от нас удивительный поэт и великий гражданин России, мудрый аварец Расул Гамзатов говорил: «Моя любимая Россия впадает в вечные крайности. Причём не только вчера. Сегодня другие перехлёсты, но столь явные, что их трудно не заметить. Встречаясь с президентом России, я прямо спросил его: « Как же так получилось, Владимир Владимирович, церковь приблизили к себе, а культуру и литературу отдалили?». Сейчас в России построено много великолепному убогие сельские домики до нищета. Согласитесь, тоже крайность. Говорят, церкви – это для Бога и для души, а что для людей? («Трибуна 27.09.03) Контрольные вопросы.
ЛИТЕРАТУРА
Лекция ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ четырнадцатая ПЛАН
настоящего.
ПОНЯТИЕ "ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ" Формирование и развитие политической культуры во все времена происходило на основе известной суммы экономических, политических, социальных, духовных и нравственных идей. Если эти идеи способствовали укреплению существующих в государстве общественных порядков, стабильности в отношениях между различными общественными группами, то власти энергично поддерживали и распространяли их. Если же идеи тем или иным образом подрывали позиции господствующих классов, то власти не гнушались никакими средствами, чтобы помешать их распространению и опорочить (а иногда уничтожить) их носителей. Так было во времена египетских фараонов и римских цезарей. Так было в суровые годы якобинской диктатуры и фашизма в Германии. Так было в период сталинских репрессий и "великой пролетарской культурной революции" в Китае. Так есть во многих странах сегодня. Не сразу доминирующие в обществе или преследуемые официальными властями, разнородные по своему характеру и направлению идеи получили название идеологии. Впервые понятие "идеология" было введено в научный оборот представителями поздней ветви французского сенсуализма Дестют де Траси в "Элементах идеологии", Кабанисом в "Отношениях между физической и нравственной природой человека", Вольнеем в "Физических принципах морали". Они утверждали, что создали учение, раскрывающее всеобщие и неизменные законы возникновения идей, что идеи составляют основу политических решений и действий. Большинство философов и политиков скептически встретили откровения Дестюта де Траси и его единомышленников. В начале XIX века термин "идеология" чаще всего использовался в негативном смысле. Идеологами называли людей, проповедовавших далекие от жизни и реальной политики взгляды. Ссылаясь на родоначальника английского материализма Ф. Бэкона, который в трактате "Новый органон" предложил реформу научного метода очищение разума от заблуждений ("идолов" и "призраков"), многие авторы отмечали "иллюзорный" характер идеологии, определяли ее как "ложное" сознание, противостоящее "истинному". Последняя точка зрения длительное время доминировала и в российской литературе. В "Толковом словаре живого великорусского языка" Владимира Даля слово "идея" расшифровывалось как "мысль, выдумка, изобретение, вымысел", а "идеология" как "мыслесловие, часть метафизики или психологии, рассуждающая о мышлении и мысли". Попытку рассмотреть сущность идеологии с позиции материалистического понимания истории предприняли Маркс и Энгельс. В письме к Ф. Мерингу 14 июля 1893 года Ф. Энгельс, оценивая господствующие в официальной науке идеологические доктрины, писал: "Идеология - это процесс, который совершает так называемый мыслитель, хотя и с сознанием, но с сознанием ложным. Истинные побудительные силы, которые приводят его в движение, остаются ему неизвестными, в противном случае это не было бы идеологическим процессом. Он создает себе, следовательно, представления о ложных или кажущихся побудительных силах. Так как речь идет о мыслительном процессе, то он и выводит как содержание, так и форму его из чистого мышления - или из своего собственного, или из мышления своих предшественников". Маркс и Энгельс считали, что причиной иллюзорного, "идеологического" отражения действительности в трудах большинства представителей различных философских школ являются объективные противоречия материальной жизни общества. В "Немецкой идеологии" и более поздних работах Маркс и Энгельс предложили следующую концепцию сущности идеологии. Во-первых, это исторически определенный тип мыслительного процесса, основанного на идеалистических теоретических посылках. Подобного рода процесс неизбежно ведет к выработке далеких от действительности иллюзорных суждений и выводов. Во-вторых, это совокупность взглядов, базирующихся на общих мировоззренческих предпосылках и систематизированных в виде идеологии (политических, правовых и других взглядах на общество), отражающих реально существующие материальные отношения с позиций интересов определенных классов или социальных групп. Это отражение может быть ошибочным, извращенным, если оно не выражает никаких потребностей, тенденций и интересов общественного развития, но может быть верным, научным, если исходит не из того, что говорят люди, что они воображают и представляют себе, а из действительной материальной жизни общества. Характеризуя истоки позиции сторонников абсолютной самостоятельности общественных идей, Ф. Энгельс писал, что образование "чистой идеологии" происходит путем выведения понятий, представлений о действительности не из самой действительности, а из представления о ней, выведения свойств предмета "...не путем обнаружения их в самом предмете, а путем логического выведения их из понятия предмета". Маркс и Энгельс не раз указывали на социально-классовую обусловленность идей, на их обратное влияние на экономический базис общества, на то, что подлинно научные идеи являются теоретическим выражением практического движения. В предисловии "К критике политической экономии" К. Маркс, подчеркивая, что с изменением экономической основы общества наступает более медленный или более быстрыйпереворот во всей огромной надстройке, писал: "При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отмечать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче - от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение". Совершенно очевидно, что когда К. Маркс говорит об идеологических формах отражения, тоон не имеет ввиду только фальшивое и превратное сознание. Речь идет о всех тех формах, в которых дается более или менее верное познание объективного мира, включая как революционные идеи прогрессивных сил, так и реакционные идеи вечно вчерашних. Понимание идеологии как формы общественного и индивидуального сознания, которое в систематизированном виде и сквозь призму классовых интересов отражает общественное бытие, получило дальнейшее развитие в трудах А. Бебеля, Ж. Геда, Фр. Меринга, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина. Среди них почетное место принадлежит Г. В. Плеханову. На большом фактическом и теоретическом материале он показал не только зависимость идеологии от социально-экономических факторов, но и ее специфику и относительную самостоятельность, основные законы и тенденции развития. Г. В. Плеханов одним из первых обратил внимание на мощное обратное воздействие идеологии на экономический базис и целостное развитие общества. Своеобразным синтезом всего сделанного после К. Маркса и Ф. Энгельса в разработке материалистического представления о сущности идеологии являются работы В. И. Ленина: "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?", "Что делать?", "Материализм и эмпириокритицизм" и другие. В. И. Ленин сформулировал основные признаки идеологии (система теорий, идей и взглядов, отражающая материальную жизнь общества и выражающая интересы того или иного класса), раскрыл ее роль в социально-политической• жизни общества, борьбе классов, показал ее действительное отношение к науке. Созданная В. И Лениным концепция идеологии как элемента общественной структуры, отражения отношений различных классов, как объективной реальности была поддержана в первую очередь философами материалистического направления и в короткий срок стала доминирующей не только в философии, но и в социологии, психологии, политологии, истории. Правда, справедливости ради, следует заметить, что и в первой половине XX столетия и сейчас известная (кстати, довольно многочисленная) часть авторов придерживается иной точки зрения. В работах Г. Моски, Р. Михельса, В. Парето идеология рассматривается как система умозаключений, независимых от социальных и политических условий общества, далеких от них. Согласно утверждениям одного из патриархов социологии М. Вебера, идеология не имеет ничего общего с наукой, она опирается не на земные реалии, а на вымышленные образы. Продолжают распространяться концепции, сводящие идеологию к психологии отдельных социальных групп, индивидов. Не утратили своего влияния на практических политиков социологи и философы, видящие в идеологии средство маскировки сомнительных политических акций и мистификаций действительности. К. Мангейм в книге "Идеология и утопия" замечает: "Изучение идеологии имеет своей задачей замаскировать более или менее сознательные жульничества и переодевания. По словам Г. Моргентау, "сама сущность политики требует от актера политической сцены использовать идеологию с намерением замаскировать непосредственную цель своих действий". Исторический опыт свидетельствует, что общественные идеи бывают двух видов: 1. Реальные (научные гипотезы, прогнозы, теории). 2. Иллюзорные. Первые рождаются на основе анализа противоречий и объективных тенденций развития общества, содержат в себе сущностные характеристики, схватывают общую логику развития и отдельные его положения. Если для их существования выбраны верные средства, то они воплощаются в действительности, достигается позитивный результат. Вторые скорее похожи на благие пожелания, прекраснодушные мечты. Они далеки от жизни, содержат в себе логические противоречия и не могут быть реализованы независимо от выбора средств. Разновидностью иллюзорных идей являются мифы. Миф – это форма общественного сознания, основанная на искаженном представлении о действительности. Сформированное в обществе мифологическое сознание становится существенным фактором политики, может не только увести от реально достижимой цели, но и упрочить ее антипод. И реальные, и иллюзорные идеи во все времена не являлись нейтральными. Обусловленные материальными условиями жизни общества они всегда выражали интересы определенных социальных групп и потому, зачастую были не только разными, но противоположными. Это закономерно. Не могут быть одинаковыми взгляды на общественные явления и события у "хозяина" и "работника", у "нового русского" и месяцами не получающего зарплату шахтера, врача, инженера, учителя. То, что банкир, спекулянт, биржевик считает соответствующим интересам общества, для наемного работника выглядит как узаконенный государством грабеж, как наступление на его жизненный уровень. Все сказанное позволяет определить идеологию как систему политических, нравственных, религиозных, эстетических, философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу. Важнейшими функциями идеологии являются идейно-теоретическая, аналитическая, прогностическая, воспитательная, просветительская, информационная и организационно-мобилизующая. Последняя выступает как предпосылка социального или политического действия, поскольку продуцируемые идеологией взгляды являются основой разработки программ для претворения в жизнь интересов, норм и ценностей определенных групп и движений. Принципиальное отличие идеологии от общественной психологии заключается в том, что она отражает классовые интересы в систематизированной, преимущественно теоретической форме, разрабатывается особыми людьми-теоретиками, лидерами партий, движений. Если бросить ретроспективный взгляд на историю формирования идеологических доктрин, то выстраивается длинная цепь блестящих имен философов, экономистов, социологов: от Платона и Аристотеля, Фомы Аквинского и Николло Макиавелли, Джона Локка и Томаса Гоббса до Адама Смита и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Карла Маркса и Владимира Ленина. Каждый из них внес заметный вклад не только в разработку идеологических платформ классов и социальных групп, интересы которых они выражали, но и в создание той системы взглядов, оценок, норм, которые получили название общечеловеческих ценностей. |