Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольные вопросы

  • Лекция пятнадцатая МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА

  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

  • Учебник_Политология_Першин. Курс лекций для студентов технических вузов. Волггту. 2005. Содержится систематическое изложение курса политологии в соответствии с Госстандартом Министерства образования и науки


    Скачать 1.96 Mb.
    НазваниеКурс лекций для студентов технических вузов. Волггту. 2005. Содержится систематическое изложение курса политологии в соответствии с Госстандартом Министерства образования и науки
    АнкорУчебник_Политология_Першин.doc
    Дата22.01.2018
    Размер1.96 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник_Политология_Першин.doc
    ТипКурс лекций
    #14773
    КатегорияСоциология. Политология
    страница26 из 27
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27

    Какая идеология нужна России? Проблема разработки идеологической доктрины для новой России возникла вскоре после провозглашения занявшим пост Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачевым курса на перестройку. В первые два "перестроечных" года проблема формально не обозначалась. В политических докладах на XXVII и XXVIII съездах КПСС, на XIX партийной конференции, на Пленумах ЦК, в многочисленных публичных выступлениях членов Политбюро, в общеизвестной брошюре "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира" говорилось о верности делу Великой Октябрьской социалистической революции, о необходимости дальнейшего развития марксизма-ленинизма как теоретической основы коммунистической идеологии, о важности трезвого подхода к определению конкретных путей совершенствования социализма, о роли человеческого фактора в раскрытии и реализации потенциала нового общества, о развитии социалистической демократии, о расширении прав трудовых коллективов и т. д.

    Расхожими для первых лет перестройки были формулы автора "нового мышления":

    "Мы учились и учимся у Ленина творческому подходу к теории и практике социалистического строительства, берем на вооружение его научную методологию, овладеваем искусством конкретного анализа конкретной ситуации".

    "...Социализм как общественный строй доказал свои огромные возможности в решении сложнейших проблем общественного прогресса".

    "Мы будем идти к лучшему социализму, а не в сторону от него".

    "Самое главное, чтобы человек не на словах, а на деле был хозяином производства".

    "Социальная справедливость - для всех, равные нрава - для всех, один закон - для всех, высокие обязанности - для каждого".

    Однако постепенно в оборот пускались формулы иного порядка от "нейтральных" до антикоммунистических:

    "больше демократии - больше социализма";

    "разрешено все, что не запрещено законом";

    "берите суверенитет сколько удастся проглотить";

    "земле следует возвратить хозяина";

    "разгосударствление собственности и демонополизация экономики - первостепенная задача";

    "статья 6-я Конституции (о руководящей роли КПСС - Н. П.) несовместима с демократией", и т. д. и т. п.

    Шаг за шагом пересматривалась дооктябрьская и послеоктябрьская история страны. В общественное сознание внедрялось негативное отношение к марксизму-ленинизму, к советским лидерам, к политике индустриализации и коллективизации. Победа в Великой Отечественной войне объявлялась чуть ли не случайной. В качестве главных задач выдвигались отказ от социалистических догм и" возвращение в мировую цивилизацию. Последнее объявлялось единственной возможностью выхода из тупика, в который завели Россию большевики.

    Следствием дискредитации коммунистической идеи, осуждения большевизма и советской власти, отрицания общественной собственности и плановой экономики стал своеобразный идеологический вакуум. Россия сегодня - страна проблем, как Египет - страна пирамид. Временами кажется пирамиды настолько высоки, что за ними не увидишь проблесков неба.

    Идеологический вакуум в реформируемой России нельзя расценивать иначе как явную неудачу попыток, что называется сходу, одним разом утвердить в общественном сознании принятые па Западе политические, социальные, духовные и нравственные ценности. Социологические опросы населения, итоги голосования на выборах в Государственную Думу, президента, глав администрации субъектов федерации отчетливо продемонстрировали отсутствие единства среди граждан России по коренным вопросам внутренней и внешней политики. Почти водинаковой пропорции электорат высказался "за" и "против" стратегии и тактики проводимых властью реформ. Главный же итог социологических опросов и выборных кампаний заключается в том, что приемлемой для большинства российских граждан системы принципов, взглядов, ценностей сторонники возврата страны на капиталистический путь не создали. Это чревато углублением существующего в обществе раскола, обострением противоречий между различными социальными группами, между центром и регионами, а в конечном счете ослаблением и даже распадом России. Все сказанное как раз и привело российские власти к мысли о необходимости корректировки курса реформ и разработки идеологической доктрины, которую могли бы поддержать если не все, то большинство россиян. Бывший председатель Совета Федерации Е. Строев в одном из интервью сглавным редактором еженедельника "Аргументы и факты" сказал: "Россия подходит к этапу, когда мы должны четко определиться: чего мы хотим, куда дальше движемся". "Один из главных вопросов о национальной идее... Что мы здесь имеем? Одни национальную идею сводят к русскому патриотизму. Другие говорят: "Давайте возьмем все, что есть на Западе, и прирастим к своему российскому сознанию". Вряд ли с этим можно согласиться. Нам нужны "идея созидания, идея подъема страны".

    Известный экономист, известный государственный деятель А. Шохин в ответ на вопрос корреспондента "Известий" о мировоззренческих ориентирах демократов заявил: "Нам нужна идеология, которая обеспечила бы сближение демократических партий в широкую правоцентристскую коалицию. Думаю наша задача соединить либеральные идеи с традиционными для российского общества ценностями".

    Представляет интерес концепция национальной идеи, разработанная А. Солженицыным. В основе ее лежит здравый смысл, под которым писатель понимает простейший социальный элемент личности, независимый от культуры, религии, образования, жизненного опыта, единожды и навечно данный Господом. В соответствии с здравым смыслом А. Солженицын включает в российскую национальную идею три составляющих: нравственное самосознание, просвещенный патриотизм и частный экономический интерес. Он считает политикам пришло время провозгласить в качестве официальной идеологической доктрины формулу: Бог, Отечество, семья, личный успех. Только эта идеология приведет Россию к духовному подъему и материальному благоденствию.

    Свою точку зрения на вопрос о содержании национальной идеи России предложили также иерархи православной церкви. Они выступают за систему идеалов, норм и ценностей, находящуюся в "родственных" отношениях с "уваровской триадой", поскольку последняя, по их мнению, определила "сущность, структуру и содержание того целостного организма, который именуется Россией". Главными аргументами в обосновании предлагаемой позиции в большинстве статей на эту тему служат следующие положения:

    1. Сущность русской цивилизации есть православие. "Православие сформировало русскую культуру, фактически создало русскую государственность, насквозь пронизало бытовую жизнь русского человека". Оно составляет сущность русской цивилизации. Поэтому "Православная Церковь должна быть восстановлена в своих правах первенствующей и господствующей церкви России".

    2. Отчетливо понимая, что говорить всерьез о самодержавии как о политическом явлении в современной России не имеет никакого смысла, сторонники реанимации "уваровской триады" выдвигают тезис: "нравственно-иерархический принцип самодержавия государственной власти вполне применим в нашей нынешней жизни как организующее, структурирующее начало в распадающемся обществе, охваченном всеобщей эпидемией безответственности и безнравственности".

    3. Поскольку сегодняшняя Россия представляет собой огромное скопление "Иванов, родства не помнящих", необходимо для выхода из этого "ужасного состояния" пробудить в людях русское национальное самосознание во всей его державной, исторической и религиозной полноте.

    Очевидно, что в позиции православной церкви есть заслуживающие внимания соображения, которые могут быть использованы при формировании идеологии будущей великой России, естественно, с учетом изменившегося менталитета русского народа, глубоко укоренившихся атеистических настроений и резко усилившегося в последние годы проникновения в Россию западных религий. На начало 1996 г. в Российской Федерации было официально зарегистрировано 309 миссий зарубежных конфессий. Сколько в России действует религиозных организаций без регистрации, не знает никто. По оценкам некоторых специалистов МВД, сегодня в Российской Федерации насчитывается до 5 миллионов активных сторонников западных религий. Многие из них не только молятся чужим богам, но и поклоняются чуждым россиянам духовным и нравственным ценностям.

    Чтобы система взглядов, норм, принципов была принята народом и превратилась в национальную идеологию, необходимо, чтобы она, во-первых, опиралась на уже признанные большинством людей ценности; во-вторых, способствовала удовлетворению запросов и потребностей личности, раскрытию потенциала каждого человека; в-третьих, отвечала требованиям усиления могущества и процветания Отечества.

    В настоящее время в российском обществе, в разных по материальному положению, уровню образования и духовности социальных группах, в значительной мере стихийно идет процесс формирования национальной идеи развития страны, идеи, включающей исторические и традиционные элементы русской культуры, образа жизни, национальных обычаев. Эта идея охватывает не только ценности далекого прошлого - времен битвы на Куликовом поле, подвига Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, дивных творений Растрелли, удивительных стихов гениального Пушкина, но и свершений народа в советскую эпоху.

    Однако в обозримом будущем вряд ли перечисленные идеи поддержит современное руководство России. Они не списываются в программу национальной идеологии, разработанную в смутные ельцинские времена.

    Недавно ушедший из жизни философ и политолог Александр Панарин, который1 был 22 года лишен возможности выступать в печати и на телевидении, с 1985 по 2003 год написавший более 20 книг, сотни статей, обличающих язвы социал-дарвинизма и глобализации, в одном из последних интервью сказал:

    «Если каждое государство нуждается в идеологии, Россия в ней нуждается трижды. Русские – нация особая, у нас статут более высок, чем в других странах. Помнится Маркс считал, что основой существования и даже формирования нации является рынок. Я не совсем доверяю этому экономо-центризму, но, может быть, он в какой-то мере применим к западному обществу. Что касается русских, то мы никогда не идентифицировали себе как нация, через единый рынок, но всегда - по идеологии, русской идее… У России есть одно закадычное свойство: сплачивать слабых против сильных. Русское призвание в мире – унизить сильного за его наглость… Сегодня наша правящая элита решила объединиться с богатыми против бедных, быть с сильными против слабых. Это самое настоящее предательство русской идеи. Причем элита ошиблась: богатые никогда Россию не примут, никогда не признают своей».

    Разброд и шатания последних лет не будут продолжаться вечно. Стремление коррумпированных чиновников, заполнивших эстрадные подмостки и кинематограф профессиональных растлителей от "искусства", захвативших телевидение "новых русских" утвердить в России безнравственность, развить самые низменные черты человеческой природы, алчность, стяжательство, равнодушие к лишениям и страданиям ближних, презрение к Отечеству, к делам отцов и дедов наших, - обречены на провал. Народ скажет свое слово.


    Контрольные вопросы

    1. Что такое идеология?

    2. Каковы важнейшие сущностные характеристики либерализма?

    3. В чем заключаются сходство и различие классического либерализма и неолиберализма?

    4. Доктрина консерватизма и ее разновидности.

    5. Позиции и роль консерватизма в современном мире (Англия, США, Франция, Германия).

    6. Что понимается под социал-демократизмом?

    7. Какое место занимает социал-демократия в идейно-политическом спектре современного мира?

    8. Коммунистическая идеология - утопия или наука?

    9. В чем заключается необходимость национальной идеи?

    10. Что должна включать национальная идея России?


    ЛИТЕРАТУРА

    1. Берк Э. Размышления о революции во Франции // Соц. исследование. - 1991, №6, 7, 9; 1992, №2; 1993, №4.

    2. Джилас М. Настоящее и будущее социалистической идеи // Рабочий класс и современный мир, 1990, № 5.

    3. Западноевропейская социал-демократия: поиски обновления. - М., 1989.

    1. Ленин В. И. Задачи союзов молодежи // ПСС, Т. 41.

    2. Мангейм К. Консервативная мысль // Соц. исследование, 1993, № 4.

    1. Маркс К.. Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Соч., 2-е изд. Т. 4.

    2. Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 19.

    1. Современный консерватизм. - М., 1992.

    2. Сорокин П. Человек, общество, цивилизация. - М., 1992.

    1. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1989.

    2. Хайек Ф. Дорога к рабству // Вопросы философии, 1992.

    Лекция

    пятнадцатая МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА
    ПЛАН

    1. Политическая теория и практика международных отношений.

    2. Современное состояние мирового политического процесса: от двухполюсного к многополюсному миру.

    3. Глобальные проблемы современности.
    ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    Проблемы мировой политики и международных отношений занимали и занимают одно из важнейших мест в содержании политической науки. Это объясняется той ролью, которую они играют в жизни каждой страны, каждого народа.

    Международные отношения имеют насчитывающую тысячелетия историю. Как только в разных землях, на разных континентах стали возникать первые государства, появилась необходимость в постоянных связях и регулируемых отношениях между ними. Этого требовали интересы развития ремесел и торговли, науки и образования, интересы международного разделения труда и общего прогресса мировой цивилизации. Как справедливо замечал русский философ и богослов В. Соловьев, "Мы должны рассматривать человечество в его целом, как великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации. С этой точки зрения очевидно, что ни один народ не может жить в себе, через себя и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определенное участие в общей жизни человечества".

    С течением времени картина мира менялась: распадались, исчезали, одни государства, возникали другие. У людей, народов, стран появлялись новые заботы, потребности, интересы. Одно оставалось неизменным - потребность в общении.

    В разные эпохи в центре внимания этого общения находились разные проблемы. Когда-то правителей интересовали чужие земли, рабы, свобода мореплавания, безопасность торговых путей, сказочные сокровища Нового Света. Позже на первое место вышли пряности, хлопок, уголь, нефть, уран, рынки сбыта. В конце концов после тысяч войн, сотен миллионов убитых, в условиях бурного научно-технического прогресса XX столетия сформировался круг проблем, которые сегодня составляют содержание международных отношений.

    Под международными отношениями обычно понимают систему политических, экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных и гуманитарных связей между основными субъектами мирового сообщества. Такими субъектами выступают действующие в нем народы, государства, государственные союзы и объединения, общественные силы, движения и организации.

    Международные отношения включают:

    внешнеполитическую деятельность суверенных государств, составляющую живую ткань мировой политики;

    экономическую, политическую, социальную, военную и иную деятельность многочисленных региональных и субрегиональных, т. е. межгосударственных, наднациональных институтов, общественных объединений и союзов (ОБСЕ, СНГ, ОАГ, Организация "Исламская конференция", Лига арабских стран, НАТО и др.);

    многообразную, в политическом отношении определяющую деятельность Организации Объединенных наций и ее органов (Генеральной Ассамблеи ООН, Совета Безопасности, ЮНЕСКО, МОТ и др.).

    Поскольку главными субъектами международных отношений являются суверенные государства, естественно встает вопрос о взаимосвязи внутренней и внешней политики. Чтобы ответить на него, необходимо иметь в виду следующее. Если внутри страны государство имеет монополию на политическую власть, определяет цели, содержание и пути реализации политики в данном конкретном обществе, то на международной арене единого центра мировой политики нет, там сосуществуют юридически равноправные государства, которые действуют самостоятельно, совместно или независимо, но всегда, исходя из собственных национальных интересов, и отношения между которыми строятся по разному и на различных основах. Такими основами могут выступать общность экономических интересов, необходимость совместной обороны, стремление к мирному решению вопросов о спорных территориях и другое.

    Внешняя политика опирается на экономический, демографический, военный, научно-технических и культурный потенциал государства. Это определяет возможности внешнеполитической деятельности государства на тех или иных направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации внешнеполитических задач. Внешняя политика в решающей степени зависит от внутриполитической ситуации в стране. Она существенно влияет на постановку целей, выбор средств и методов осуществления внешней политики.

    В конечном счете, и внутренняя, и внешняя политика любого государства решают одну задачу - обеспечение и упрочение существующей в данной стране системы общественных отношений, но делают это с помощью качественно различных средств.

    Специфическими чертами отличаются как содержание, так и методы политики государства на международной арене. Что касается содержания, то оно сводится к обеспечению безопасности, защите региональных и глобальных интересов государства, взаимодействию с другими странами в решении продовольственной, экологической и других проблем, участию в предотвращении и прекращении военных конфликтов. К наиболее значимым методам политики относятся: разработка и принятие правовых основ стабильных международных отношений, посредничество в урегулировании спорных вопросов, переговоры, сотрудничество, применение силы лишь с санкции ООН. Важнейшим способом осуществления внешней политики является дипломатия. Министерство иностранных дел и другие внешнеполитические ведомства действуют на основе международного права. Среди прочих факторов международное право оказывает большое влияние как на внешнюю, так и на внутреннюю политику государства, в том смысле, что свои действия внутри страны и на международной арене каждое правительство в той или иной мере сообразует с нормами международного права.

    Сегодняшний уровень мировой цивилизации и правосознания позволяет говорить о первичности положений международного права среди других юридических норм, влияющих на международные отношения. Международное право выполняет координирующую и регулирующую функцию. В нем также зафиксированы нормы, защищающие права и интересы государств, что позволяет говорить об охранительной функции международного права.

    Особенность реализации положений международного права состоит в том, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости, государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка. Нормообразование в международном праве происходит через заключение международных договоров и через создание прецедентов. Большое значение имеют также резолюции и решения международных организаций, в первую очередь ООН.

    Система международного права состоит из следующих составных элементов:

    общепризнанных принципов;

    норм международного права;

    решений международных организаций;

    рекомендательных резолюций международных организаций;

    постановлений международных судебных органов;

    института международного права.

    Под нормами международного права понимаются правила поведения, которые признаются государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательных. Наиболее значимые нормы международного права называются принципами международного права. Нарушение каким-либо государством принципов международного права рассматривается другими государствами как посягательство на международный правопорядок.

    Принципы международного права выполняют две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все то новое, что появляется в практике международных отношений, и таким образом способствуют их развитию. Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Всеми членами Организации Объединенных Наций признано, что принципы Устава не могут быть отменены государствами в одностороннем порядке или по соглашению.

    К числу основополагающих принципов международных отношений относятся следующие.

    Принцип суверенного равенства государства. Каждое государство обязано уважать суверенитет другого, то есть их право в пределах собственной территории,осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику.

    Принцип неприменения силы и УГРОЗЫ силой. Согласно Уставу ООН "все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности и политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН". В Уставе ООН перечисляются законные случаи применения силы.

    Принцип нерушимости государственных границ. Был принят на Совещании по безопасности и сотрудничеству. Европе в Хельсинки в 1975 году. Было установлено, что государства - участники Совещания рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться от любых посягательств на эти границы. Содержание принципа можно свести к трем элементам: признанию существующих границ; отказу от каких-либо территориальных претензий сейчас и в будущем; отказу от любых других посягательств на границы, включая угрозу силой или ее применение.

    Принцип территориальной целостности государств. В Уставе ООН декларируется, что государство "должно воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства". Тем самым была поставлена под запрет цель большинства войн: приобретение территорий. Территория государства должна перестать быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. В связи с этим, не должны признаваться законными какие-либо территориальные приобретения, явившиеся результатом угрозы силой или ее применения. Ненасильственные способы приобретения территории допустимы.

    Принцип мирного разрешения международных споров. Согласно Уставу ООН, все государства должны разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергнуть угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Этот принцип фактически ставит под запрет войну как продолжение политики. Война перестает быть законным средством политической деятельности.

    Принцип невмешательства во внутренние дела. В соответствии со своим Уставом, Организация Объединенных Наций не имеет права на вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. Это запрещение распространяется на действия любых других участников международного общения, а не только на ООН. Все государства обязаны воздерживаться от влияния на внутриполитическую ситуацию других государств.

    Принцип всеобщего уважения прав человека. Содержание прав человека в международном праве изложено в самой общей форме. До настоящего времени международное сообщество и отдельные государства стремятся конкретизировать нормативное содержание принципа всеобщего уважения прав человека. Но непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека по-прежнему остается внутренним делом каждого государства.

    Принципсамоопределения народов и наций. Принцип декларирует безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития. После развала колониальных империй вопрос о самоопределении наций в смысле образования самостоятельных национальных, государств в основном решен. Но процесс продолжается и вступает в противоречие с суверенностью
    государств, их территориальной целостностью и признанием неизменности границ.

    Стабильность международных отношений возможна лишь при условии добросовестного выполнения всеми государствами - членами ООН требований Устава. Каких-либо постоянно действующих средств принуждения в документах международного права не предусматривается. Считается само собой разумеющимся, что единство международного общества основано на добровольности, на осознании необходимости сотрудничества. Последнее обусловлено тем, что ныне практически ни один народ, ни одно государств не может нормально развиваться в условиях автаркии, изоляционизма. В силу объективного развития современной цивилизации, мировой экономики, техники и технологии, информации и культуры все страны, независимо от своего положения и места в мировом сообществе, втянуты в глобальную и региональную систему взаимосвязей и взаимоотношений.

    А это означает, что ныне положение в каждой стране определяется во многом тем, насколько демократична вся система международных отношений, в какой мере она обеспечивает любому народу подлинную независимость, суверенность, свободу социального и политического выбора, невмешательства извне, неприкосновенность территории, соблюдение существующих договоров и обязательств, уважение прав государства в качестве члена ООН, других международных и региональных организаций.

    Закрепленные в Уставе Организации Объединенных Нации, решениях международных конференций и международных судебных органов принципы отношений между государствами далеко не всегда воплощаются в практической политике даже ведущих мировых держав. Больше того, зачастую они попросту игнорируются или соблюдаются лишь формально в расчете на обман мирового общественного мнения.

    В основе внешней политики Запада с момента окончания второй мировой войны лежит "концепция реализма". Она была сформулирована американским политологом X. Моргентау в 1949 году в книге "Политика среди наций" и оказала большое влияние на разработку внешнеполитического курса США и их союзников по Североатлантическому альянсу.

    Сущность "концепции реализма" сводится к фактическому оправданию политики диктата и насилия в отношениях между странами. Эта политика признается естественной, закономерной, вытекающей из самой природы человека.

    Рассуждения X. Моргентау не отличаются особой замысловатостью. Он утверждает:

    история учит, что человечество по своей природе - носитель греховности и зла;

    из всех видов человеческого зла преобладающим и наиболее опасным является инстинктивное стремление к власти, к той или иной форме господства над своими согражданами;

    добиться прогресса в смысле надежды на преодоление инстинкта власти невозможно, эту черту характера нельзя исправить, ее следует признать как нечто внутреннее, присущее человечеству;

    стремление к доминированию над другими странами отличает деятельность правительства любого государства, в связи с чем международная политика выступает как борьба за власть, война всех против всех;

    признание этого факта и есть реализм, который лежит в основе внешней политики любого государства.

    По мнению сторонников "концепции реализма", главной обязанностью и целью государства, которым должны быть подчинены все другие национальные цели, является обеспечение национального интереса, понимаемого как приобретение власти. Национальный интерес достигается через обеспечение самосохранения, что требует усиления военного потенциала для сдерживания возможных противников. Способность защитить национальные интересы может быть усилена с помощью союзников, приобретение которых должно являться предметом первостепенной заботы правительства. Поскольку все государства стремятся к власти, мир и стабильность обеспечивается балансом сил, в основе которого лежит система союзов.

    Таким образом, вся история человеческой цивилизации предстает в трудах политических реалистов как нескончаемая борьба за власть.

    Концентрированное выражение установки сторонников "концепции реализма" нашли в доктрине "силовой политики".

    Во главе угла доктрины "силовой политики" ставится приоритет национальных интересов государства. В свое время глашатаи "перестройки" М. Горбачев, А. Яковлев, Э. Шеварднадзе, выступив с идеей вхождения СССР на равных в так называемое мировое сообщество, наивно полагали, "что Запад готов принять в качестве императивов международных отношений нравственные категории - миролюбие, гуманизм, равенство, справедливость, невмешательство в дела других стран и т. п. Они игнорировали уроки истории, свидетельствовавшие о том, что с древнейших времен и до наших дней спорные вопросы в отношениях между государствами чаще всего решались силовыми методами.

    Национальные интересы государства не есть нечто абстрактное, оторванное от политических реалий мира. Они не сводятся к стремлению той или иной разъединенной нации к объединению. Они не означают также признания гражданского общества в качестве субъекта национальных интересов. Их действительное содержание сводится к политическим, экономическим, идеологическим интересам, стремлениям, целям правящих элит. В царской России это были занимавшие ключевые позиции во власти вчерашние помещики верхушка набиравшей силу торгово-промышленной буржуазии. В СССР характер "национальных" интересов определяла правящая партийная верхушка в соответствии с догматами коммунистической идеологии. В странах "золотого миллиарда" решающее влияние на содержание "национального императива" оказывает крупный капитал.

    Арсенал средств "силовой политики" весьма разнообразен. Это дипломатическое давление, шантаж, эмбарго на постановку стратегических товаров, отказ в предоставлении гуманитарной помощи, замораживание банковских активов, угроза применения силы, прямое военное вмешательство. Эти средства пускались в ход всякий раз, когда по мнению государств, присвоивших себе право распоряжаться судьбами человечества, нарушались их национальные интересы. Так было в прошлом во времена создания колониальных империй Англии и Португалии, Испании и Франции, так дело обстоит и сейчас, когда ведущие субъекты мировой политики без стеснения объявляют любой регион мира зоной своих национальных интересов.

    Бесспорное первенство в использовании силы для решения внешнеполитических проблем принадлежит Соединенным Штатам Америки. Видный американский историк и публицист Т. Коффин в своей книге "Страсть стервятников. Милитаризм в современной Америке", писал: "Америка не является миролюбивой страной и никогда не была ею. Все, что нам было нужно, мы захватывали силой, хотя при этом и бормотали душеспасательные молитвы. Мы выгнали индейцев с их земли, наши солдаты разбили мексиканцев и захватили Калифорнию, затем мы воевали в жестокой гражданской войне, дрались на Кубе и Филиппинах, организовали свою собственную "революцию" на Гавайях, держали канонерки и морскую пехоту в Китае, придумали и использовали это страшное оружие -• атомную бомбу. И во всех этих делах мы прикидывались правыми, напускали на себя благопристойный вид, уверяя всех, что эти зверства и преступления якобы из самых чистых побуждений".

    Особенно часто США применяли военную силу для обеспечения своих "национальных интересов" после второй мировой войны. Вот только некоторые наиболее известные факты.

    В 1950-1953 гг. американские вооруженные силы участвовали в агрессии на Корейском полуострове.

    В 1965-1973 гг. Соединенные Штаты Америки вели грязную войну во Вьетнаме, закончившуюся сокрушительным поражением и бегством американского экспедиционного корпуса.

    В 1983 г. под предлогом восстановления законности и обеспечения безопасности американских граждан США предприняли вооруженную интервенцию в Гренаду.

    В 1986 г. США, обвинив Ливию в поддержке международного терроризма, нанесли сипами ВВС ракетно-бомбовой удар по городам Триполи, Бенгази.

    В 1991 г. вооруженные силы США вместе с союзниками по НАТО провели карательную операцию против Ирака "Буря в пустыне".

    В 1999 г. под предлогом защиты албанского населения провинции Косово от геноцида сербов вооруженные силы НАТО в Европе и прежде всего подразделения Армии США осуществили варварские бомбардировки крупнейших промышленных и культурных центров Югославии. После этого в Косово были введены военные контингенты США, Англии, Германии, Италии, Франции. Таким образом "национальные интересы" натовцев на обозримый период времени в этом стратегически важном регионе были обеспечены.

    С началом третьего тысячелетия агрессивные устремления США не только не ослабела, но приобрели еще больший размах. В настоящее время сотни тысяч американских солдат «ведут борьбу» с террористами Аль-Канды в Афганистане, «устанавливают демократию» в оккупированном без санкции Совета Безопасности ООН в Ираке. Воинские контингенты США обустраиваются в странах Балтики, в Таджикистане, Киргизии и ряде других советских республиках.

    Политика силового давления, проводимая Белым домом, встречает растущее сопротивление народов. Все большее число людей активно выступает за добрососедские, равноправные, взаимовыгодные отношения между странами, за безусловное соблюдение содержащихся в Уставе ООН принципов отношений между государствами. Мировое общественное мнение сыграло не последнюю роль в решении таких острейших проблем, как прекращение грязной войны во Вьетнаме, запрещение испытаний ядерного оружия, сокращение обычных вооружений в Европе и т. д. Принятие заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, представляющего собой программу превращения Европы в континент прочного мира и добрососедского сотрудничества, подписание советско-американских соглашений по ПРО, СНВ и других в целом оказали положительное влияние на укрепление стабильности в мире.
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27


    написать администратору сайта