Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция 3 Природа, сущность и функции языка. Язык и мышление

  • Введение в языкознание. - ВГУ, 2016. Курс лекций по основным разделам предмета Введение в языкознание


    Скачать 1.1 Mb.
    НазваниеКурс лекций по основным разделам предмета Введение в языкознание
    Дата14.11.2022
    Размер1.1 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаВведение в языкознание. - ВГУ, 2016.pdf
    ТипКурс лекций
    #786894
    страница2 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
    Вопросы
    1. На какие группы можно разделить гипотезы происхождения языка?
    2. Как трактует процесс появления языка звукоподражательная теория?
    3. В чём суть междометной теории?
    4. Что собой представляет теория социального договора?
    5. Как объясняет происхождение языка теория трудовых выкриков?
    6. В чем преимущество социальной теории происхождения языка?
    7. Что такое естественная теория происхождения языка?

    13 8. Как современная наука представляет процесс возникновения языка человека?
    Лекция 3
    Природа, сущность и функции языка.
    Язык и мышление
    1. Природа и сущность языка
    2. Функции языка
    3. Язык и речь
    4. Язык и мышление
    1. Природа и сущность языка
    С самого раннего детства и до глубокой старости человек пользуется языком. Всё, что сделано и делается людьми, совершается ими при участии и с помощью языка. Что же такое язык? Это основной вопрос лингвистики.
    На первый взгляд может показаться (и когда-то даже многие учёные так считали), что способность к речевой деятельности, умение пользоваться языком – это биологическое, то есть врождённое свойство человека.
    Согласно этой точке зрения ребёнок овладевает речью так же естественно, как он выучивается есть, пить, ходить и так далее. Такое мнение возникло потому, что овладение языком кажется очень простым. Ведь ребёнок, которого никто специально не обучает, сам начинает говорить и в возрасте от полутора до трёх лет практически овладевает средствами языка.
    Этот факт и привёл людей к мысли, что тот или иной язык заложен в мозге младенца от рождения. Причём считалось, что если изолировать младенца от общества, то он должен заговорить на правильном языке – том естественном, истинном, первородном языке, знание которого уже заложено в нём природой.
    Уверенность в том, что любой новорождённый обязательно владеет каким-нибудь языком, и желание установить язык, на котором могут заговорить дети без вмешательства взрослых, породило целую цепь опытов, которые традиционно называют «царскими экспериментами» (их в разное время проводили правители нескольких государств). В чём они заключались? В том, чтобы изолировать только что родившегося младенца от людей и ждать, на каком языке он рано или поздно заговорит. При этом цари-экспериментаторы надеялись установить, какой из существующих языков является самым древним, самым главным, то есть таким, от которого постепенно образовались все другие языки.
    Сохранились письменные свидетельства, что такие эксперименты проводились не раз, начиная с VII – V веков до нашей эры. Все они дали отрицательный результат: если дети в таких жестоких условиях и

    14 выживали, то чаще всего не могли произносить человеческих слов. Вот как, например, пишет об этом в I веке н.э. римский учитель риторики
    Квинтилиан: «…по сделанному опыту воспитывать детей в пустынях немыми кормилицами доказано, что дети сии, хотя и произносили некоторые слова, но говорить связно не могли».
    Однако подобные опыты проводятся вновь и вновь. В ХIII веке эксперимент повторяет германский император Фридрих II. Дети умерли, не заговорив. В ХVI веке индийский падишах Акбар решил проверить утверждение своих мудрецов о том, что каждый ребёнок сам собою начинает говорить на языке своих отцов, даже если никто не учит его этому. Сын индийца обязательно заговорит на индийском (хинди или урду), сын бирманца – по-бирмански, сын китайца – по-китайски.
    Двенадцать младенцев вместе с немыми кормилицами и немым привратником заключили в башню, ключ от которой падишах всегда носил на своей груди.
    Когда дети достигли определённого возраста (по одним источникам – семилетнего, по другим – двенадцатилетнего), Акбар велел привести их во дворец, куда созвал людей, знающих разные языки, чтобы можно было установить, на каком языке заговорят маленькие узники. И что же? Все присутствующие были крайне удивлены тем, что дети не говорили ни на одном языке. Такие эксперименты показали, что без общения с другими людьми, вне человеческого общества ребёнок не может научиться человеческому языку. Это подтверждается и сообщениями о детях, найденных в звериных логовах.
    Сейчас наука располагает достоверными фактами, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего детства развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных.
    У них не только не формируются речь и мышление, но и их движения ничем не напоминают человеческие; достаточно сказать, что они не приобретают даже свойственной людям устойчивой вертикальной походки.
    Известно около сорока случаев, когда маленькие дети попадали к животным и росли среди них. Чаще всего взращивать детей двух – трёхлетнего возраста удаётся волкам, которые могут кормить своих человеческих приёмышей полупереваренной отрыжкой съеденного сырого мяса. Например, в 1920 году в Индии в джунглях нашли двух девочек восьми и полутора лет, которые, видимо, были похищены волчицей. Они вели себя как волки: передвигались на четырёх ногах, могли есть только молоко и сырое мясо; питьевую воду лакали, как собаки; прежде чем взять в рот пищу, тщательно её обнюхивали, боялись огня и способны были чуять запах свежего мяса на расстоянии до семидесяти метров.
    Девочки не умели смеяться, совершенно не умели разговаривать, по ночам выли, как волки. Ко всем людям относились враждебно, скалили

    15 зубы, если к ним кто-нибудь приближался. Младшая вскоре умерла, так и не приспособившись к новым условиям существования. Старшая прожила до 1929 года, находясь под наблюдением учёных. За всё это время она не усвоила и пятидесяти слов. В возрасте 16 лет девочка вела себя как четырёхлетний ребёнок. Описаны и другие случаи подобного рода.
    Следовательно, дети, оказавшиеся на воспитании у животных, не могут научиться ни говорить, ни мыслить, ни поступать как человек.
    Приведённые факты доказывают, что язык – явление не биологическое, а общественное, социальное. Человек овладевает речью в том коллективе, в котором растёт и воспитывается. Ребенок всегда заговорит на языке окружающих его людей.
    Биологически в процессе эволюции у человека сформировалась только возможность овладения языком – ее называют речевой способностью.
    Речевая способность – это получаемая ребенком «по наследству» от человеческих предков способность в младенческом возрасте овладеть любым языком. Современные люди независимо от их этнической принадлежности в детстве обладают равными возможностями для усвоения любого языка.
    Язык – достояние общества, и овладеть речью на том или ином языке человек может только в обществе. Допустим, что африканский мальчик в грудном возрасте был усыновлён русской семьёй. На каком языке он заговорит? Конечно, на русском. И хотя во внешнем облике ребёнка не будет ничего общего с приёмными родителями, потому что цвет кожи, курчавость волос, форму губ и разрез глаз мальчик унаследует у своих настоящих родителей, говорить он будет по-русски.
    Таким образом, язык – это явление общественное, а не биологическое.
    Специфика языка как общественного явления определяется его ролью в жизни общества, выполняемыми им функциями.
    2. Функции языка
    В языкознании слово «функция» обычно употребляется в смысле
    «производимая работа, назначение, роль». Основная роль языка – быть средством общения. Ведь, как известно, язык и возникает из потребности людей «что-то сказать друг другу». Поэтому определяющей, основной функцией языка является коммуникативная (от латинского communicatio
    – общение). Посредством языка люди обеспечивают взаимопонимание, делают доступными для других свои мысли, чувства, желания.
    Являясь главной, господствующей, коммуникативная функция подчиняет себе остальные, которые выступают как частные функции языка. Наиболее значимыми из них являются следующие.
    Номинативная – функция обозначения средствами языка предметов и явлений внешнего мира. Люди назвали словами всё, что обнаружено ими

    16 во Вселенной, и продолжают давать наименование каждому вновь созданному предмету или только что открытому объекту, явлению и процессу.
    Когнитивная (познавательная). С помощью языка человек познает окружающий мир. Он получает сведения о мире в процессе обучения на том или ином языке через устные и письменные тексты. Знакомясь со значениями новых для него слов, человек узнает о соответствующих предметах и явлениях, познает мир, отраженный в значениях языковых единиц.
    Аккумулятивная (накопительная) функция. Язык позволяет сохранять накопленную человечеством информацию. В текстах, книгах, на аудио- и видеокассетах, лазерных дисках, в компьютерных файлах сегодня содержится огромный объем облеченной в языковую форму информации, которая именно в языковом виде передается от поколения к поколению.
    Эмотивная функция. Язык является средством выражения эмоций.
    Благодаря этой функции речь способна передавать отношение говорящего или пишущего к содержанию сообщения, эмоциональную реакцию на ситуацию. Эмотивная функция ярче всего проявляется в междометиях и интонации.
    Фатическая (контактоустанавливающая) функция. Она проявляется в высказываниях, цель которых начать, поддержать или прекратить общение. Примерами её реализации могут служить реплики типа
    «Послушай!», «Довольно!», «Прекрати!», а также проверка каналов связи
    («Ты меня слышишь?»). Иногда для говорящих важен преимущественно сам факт коммуникативного контакта, поддержания разговора, а не конкретное содержание речи, что проявляется в фатическом общении – в приветствиях, поздравлениях, «дежурных разговорах» о погоде, городском транспорте, в специальных контактных фразах: «Да ты что!», «Неужели?»,
    «Не может быть!» и подобных. Фатическое общение – это общение ради общения, оно сознательно, а чаще неосознанно направлено просто на поддержание контакта с собеседником.
    Эстетическая функция проявляется в том, что речь в плане её оформления и звучания может восприниматься как воплощение категорий
    прекрасное / безобразное. Отдельное слово, оборот, фраза могут нравиться или не нравиться, восхищать своей точностью, осмысленностью, красотой или наоборот вызывать отрицательную оценку. Эстетическая функция наиболее полно реализуется в художественных текстах – в них язык выступает как средство создания эстетического, прекрасного объекта (то есть художественного произведения как объекта культуры).
    Метаязыковая функция служит для того, чтобы исследовать и описывать язык средствами самого языка. Например, выясняя, что значит то или иное слово, получая его толкование, мы употребляем язык в метаязыковой функции. Она широко используется ребёнком в период

    17 усвоения им родного языка и в процессе обучения иностранному языку.
    Метаязыковая функция реализуется во всех устных и письменных высказываниях о языке – в том числе на уроках по языку и лекциях по языкознанию, в грамматиках, словарях, в учебной и научной литературе о языке.
    Выделяют также регулятивную функцию, назначение которой состоит в том, чтобы воздействовать на другого человека. В чистом виде она выражается в обращении и в побуждении к действию.
    Это наиболее важные частные функции языка. Следует отметить, что разные учёные выделяют разное количество функций (до двадцати пяти) и данный вопрос ещё не получил однозначного решения. При этом большая часть исследователей, как уже указывалось, рассматривает в качестве главной и определяющей коммуникативную функцию, а все остальные считает частными случаями её проявления. На этом основании профессор
    Н.Б. Мечковская утверждает, что коммуникативная функция – это функция языка, а все остальные (кроме познавательной) – функции речи, так как проявляются они только в ситуации общения.
    Как же соотносятся между собой понятия «язык» и «речь»?
    3. Язык и речь
    Известно, что в мире существуют разные языки: русский, английский, китайский и т.д. А как можно узнать, какой это язык? По тому, как он звучит и как «пишется». То есть через его употребление, использование людьми в устном или письменном общении. Но в каждом случае общения используются не все средства языка, а только их часть. Сам же язык находится в сознании его носителей. На этот факт обращали внимание разные исследователи, в том числе и швейцарский учёный Фердинанд де
    Соссюр (1857 – 1923), один из создателей теоретической лингвистики ХХ века. Он впервые чётко разграничил понятия «язык» и «речь».
    Согласно его концепции, язык и речь являются двумя сторонами речевой
    деятельности, под которой понимается обусловленная целым рядом психических, физических, физиологических факторов способность человека говорить и воспринимать сообщение. Язык того или иного коллектива – это существующая в сознании его членов система единиц
    (слов, значащих частей слов и т. д.) плюс система правил функционирования этих единиц. Систему единиц называют инвентарём языка, систему правил функционирования – грамматикой. Речь – это использование языка отдельным членом коллектива в конкретной ситуации, в речевом акте. Например, правило грамматики – это факт языка, использование этого правила в разных фразах при говорении – факт речи, слово в словаре – факт языка, бесчисленные случаи употребления этого слова в разных текстах – факты речи.

    18
    Язык – это явление социальное, он усваивается отдельным человеком в том виде, в каком передаётся ему предшествующими поколениями. А речь
    – явление индивидуальное. Каждый носитель языка использует язык в речевых актах по-своему. Язык устойчив и долговечен, а речь неустойчива и временна, ситуативна.
    Можно сказать, что язык – это склад слов и правил их употребления, а речь – это те слова и правила, которые конкретный человек выбрал и использует для выражения своей мысли в конкретной ситуации общения.
    Язык и речь тесно связаны между собой и взаимно предполагают друг друга. Язык необходим, чтобы речь была понятна всем членам данного коллектива, речь в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык. Исторически факт речи всегда предшествует языку. Следовательно, развитие языка обнаруживается в речи. Живая речь есть форма существования и развития языка.
    В речи отдельных людей могут появляться не свойственные данному языку формы произношения, словоупотребления, сочетания слов и т.д.
    Большая часть из таких инноваций не выходит за рамки индивидуальной речевой практики. Однако некоторые из них могут оказаться необходимыми всему говорящему коллективу, получить широкое распространение и закрепиться в системе языка. Таким образом, язык является основой речи, а она в свою очередь медленно изменяет и обогащает язык. Язык создаёт речь и в то же время сам создаётся речью.
    4. Язык и мышление
    Мышление и речь – это два основных признака, которые отличают человека от животного. Развитие мышления у человека тесно связано с развитием у него языка – если ребенок плохо говорит, это всегда важный сигнал о том, что у него, очевидно, проблемы с и развитием мышления.
    Проблема соотношения языка и мышления в разных научных школах решалась по-разному.
    Высказывались, к примеру, идеи о том, что язык и мышление друг без друга не существуют и образуют единство – «язык-мышление».
    Ряд учёных считает, что язык и мышление могут развиваться друг без друга. В качестве доказательства приводится феномен глухонемых: мышление у них есть, а устным языком они не владеют.
    В настоящее время большинство исследователей склоняется к тому, что мышление и язык – тесно связанные друг с другом, но при этом самостоятельные явления, обладающие собственной спецификой и законами развития.
    Исследования нейрофизиологов позволяют признать относительную самостоятельность мыслительной и языковой деятельности человека.
    Стало понятно, что эти виды деятельности протекают в разных отделах

    19 человеческого мозга, по-разному взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом.
    Многочисленные случаи автокоррекции (я не то хотел сказать, я
    неудачно выразился, я хотел сказать, что… и подобные) свидетельствуют о том же – поиске слова для выражения уже имеющейся мысли. Легко обнаружить, что автокоррекции затрагивают не только лексический уровень – выбор слова, подбор синонимов, но и синтаксические структуры. Следовательно, замысел будущего высказывания, т.е. тот смысл, который конструируется в мозге говорящего, вовсе не обязательно, даже в момент речи, «привязан» к определенной форме языкового выражения.
    Приведённые факты свидетельствуют о том, что при говорении и письме действует механизм подбора слов к уже в основном готовой мысли, которая сформирована в сознании человека до ее языкового оформления.
    Наблюдения за развитием ребенка показывают, что сначала у него появляется доязыковое мышление
    – мысль в практической, деятельностной форме. Профессор И.Н.Горелов на основе ряда экспериментов выяснил, что количество предметов в поле зрения ребенка и количество действий с ними намного превосходит число наименований, известных ребенку. Доязыковая информационная система создает основу для перехода от первой ко второй сигнальной системе, к языку. Это положение в настоящее время признано и российской, и зарубежной наукой.
    Человек мыслит особыми ментальными единицами – концептами.
    Концепт – это глобальная мыслительная единица, которая содержит всю совокупность знаний общества (и отдельного человека) о предмете или явлении. Это единица структурированного знания.
    Концепты как единицы мышления существуют в сознании человека вне обязательной связи со словом. Слова, словосочетания, развернутые высказывания и описания выступают как средство выражения концептов в случае коммуникативной необходимости. Если те или иные концепты нужны для общения, если они часто становятся предметом обсуждения в обществе, то они «получают» собственную стандартную языковую единицу для вербализации (то есть словесного обозначения концепта).
    Если нет – они остаются невербализованными (словесно не выраженными), а в случае возникновения необходимости вербализуются описательными средствами
    (словосочетаниями, описаниями, развернутыми объяснениями и т.д.), например: ледяная дорожка на
    тротуаре, по которой можно прокатиться; дедушка и бабушка вместе
    взятые, тетя со стороны матери и т.д.
    Таким образом, языковые средства необходимы не для существования,
    а для сообщения концепта, для его обсуждения. Слова, другие готовые языковые средства в системе языка есть для тех концептов, которые

    20 обладают коммуникативной значимостью, то есть необходимы для общения, часто упоминаются в общении людей. Очень многие, если не большинство концептов, видимо, не имеют системных языковых средств выражения, так как обслуживают сферу индивидуального мышления, (а без концептов мыслить невозможно), но далеко не все они предназначены для обсуждения.
    Содержание мышления человека в последнее время в разных областях гуманитарных наук обозначают термином картина мира.
    Под картиной мира в самом общем виде понимают упорядоченную совокупность знаний и представлений о действительности, сформиро- вавшуюся в общественном сознании.
    Мышление осуществляется в мозге человека на базе особого образного кода, который называют универсальным предметным кодом (термин принадлежит выдающемуся отечественному психологу и физиологу
    Н.И.Жинкину). Это код образуют индивидуальные чувственные образы, которые кодируют, фиксируют в сознании человека те или иные его концепты. Например, концепт «Воронежский университет» может быть закодирован у конкретного человека образом здания университета, или коридора, по которому чаще всего ходят студенты, или образом аудитории, где чаще всего проходят занятия; концепт «Воронеж» может быть закодирован образом башни ЮВЖД, образом площади Ленина, панорамой города со стороны водохранилища и т.д.
    Следует различать абстрактное и конкретное мышление. Конкретное мышление необходимо, к примеру, для того, чтобы надеть одежду, принять пищу, идти по улице, ехать на велосипеде забить гвоздь, и т.д., оно носит чувственно-образный характер и со словами непосредственно не связано. Для абстрактного мышления (то есть мышления отвлеченными понятиями) слова могут быть необходимы – для того, чтобы закрепить концепт в сознании, чтобы объяснить кому-либо или самому уяснить его содержание, но при этом и абстрактное мышление может осуществляться без слов – при помощи единиц универсального предметного кода, то есть чувственных образов. Как мы уже указывали, далеко не все индивидуальные концепты названы в языке специальными языковыми единицами.
    Таким образом, язык и мышление обладают относительной самостоятельностью, но связаны в процессе мыслительной и речевой деятельности. Язык служит средством выражения мышления.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта