Главная страница

Введение в языкознание. - ВГУ, 2016. Курс лекций по основным разделам предмета Введение в языкознание


Скачать 1.1 Mb.
НазваниеКурс лекций по основным разделам предмета Введение в языкознание
Дата14.11.2022
Размер1.1 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаВведение в языкознание. - ВГУ, 2016.pdf
ТипКурс лекций
#786894
страница6 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
b и уподобил его себе, то есть сочетание mb превратилось в сочетание
mm). В русском языке такая ассимиляция встречается очень редко.
При регрессивной ассимиляции последующий звук влияет на предыдущий и уподобляет его себе, то есть процесс идёт от конца слова к началу (назад). Например: сбить (з`б`ит`) – находящийся ближе к концу слова звонкий б воздействовал на стоящий в начале слова глухой с и уподобил его себе по признаку «звонкость». Регрессивная ассимиляция встречается чаще, чем прогрессивная, во всех языках мира.
При контактной ассимиляции взаимодействуют стоящие рядом
(соседние) звуки. Например: мальчик (от мал, малый). Мягкий ч воздействовал на стоящий рядом звук л, уподобив его себе по признаку
«мягкость».

48
При дистактной (дистанционной) ассимиляции взаимодействуют звуки, находящиеся на расстоянии друг от друга, разделённые другими звуками.
Например, в слове добелый звук э воздействовал на отделённый от него звуком б гласный о, уподобив его себе, и это слово стало произноситься как дебелый.
Причины возникновения ассимиляции кроются во внутренних законах развития звуковой системы языка. Типичным случаем ассимиляции является сингармонизм (гармония гласных), свойственный тюркским, финно-угорским и другим языкам. Сингармонизм состоит в том, что во всех частях слова должны быть гласные одного ряда. Так, в турецком языке суффикс множественного числа имеет вид –lar, если в корне стоят гласные непереднего ряда, например: adamlar (люди), odalar (комнаты), и вид –ler, если в корне стоят гласные переднего ряда, например: evler
(дома). В заимствованных из тюркских языков словах (тулуп, сарафан,
армяк, сарай и т.п.) сохраняется сингармонизм.
Менее часто встречается явление, противоположное ассимиляции, – диссимиляция. Диссимиляция (от латинского dissimilation – расподобление)
– это процесс, при котором из двух одинаковых или близких по артикуляции звуков получаются разные или более далёкие по артикуляции. Например: вести из ведти.
Диссимиляция возникает между звуками одного типа: у гласных с гласными (вокалическая) и у согласных с согласными (консонантная).
Чаще встречается консонантная диссимиляция. Так же, как и ассимиляция, диссимиляция может быть прогрессивной и регрессивной, контактной и неконтактной. Например: слово коридор в просторечном произношении может звучать как калидор. По направлению это регрессивная диссимиляция, потому что последний звук р сохранил своё качество, а звук, стоящий ближе к началу слова, изменился, то есть направление процесса – спереди назад, по расположению расподобившихся звуков относительно друг друга это дистакная диссимиляция.
Диссимилироваться могут не только одинаковые, но и близкие звуки, например, транвай из трамвай, где из двух губных один стал переднеязычным. Примеры диссимиляции: мархрутка (маршрутка),
кохт`и (когти), скушнъ (скучно), бонба (бомба) и т.д. Как показывают примеры, диссимиляция свойственна в основном диалектной речи и просторечию.
Ассимиляцией и диссимиляцией обусловливаются и некоторые другие фонетические процессы комбинаторного характера, связанные в основном с усложнением или упрощением в группах согласных.
Эпентеза – вставка звука в определённых сочетаниях. Например: земля
(в болгарском – земя), диалектное ндрав (нрав).
Диереза – выпадение звука в сложном сочетании звуков. Например, при произношении слов честный, солнце звуки т и л не произносятся.

49
Гаплология – выпадение одного из двух сходных звуков или слогов, например: знаменосец из знаменоносец.
Ассимиляцией и диссимиляцией обусловлена метатеза (от греч. metathesis – перемещение) – перестановка звуков. Например, ладонь (из древнерусского долонь), сыворотка (из древнерусского сыроватка).
В языках мира встречается также субституция (от лат. substitutio - подстановка) – замещение одного звука другим. Это явление может происходить как при заимствовании слов, так и в одном и том же языке.
Например, кафедра (из греч. kathedra), Федор (из греч. Theodor), Микола из
Никола и т.д.
Таким образом, комбинаторные изменения обусловлены влиянием одних звуков связной речи на другие.
Как уже указывалось, в отличие от комбинаторных, позиционные изменения вызваны влиянием общих условий произношения, позицией звука в слове. К ним относятся редукция, оглушение согласных в конце слова перед паузой, протеза, фонетическое чередование звуков и т.д.
Редукция – это ослабление, сокращение звучания гласных звуков в безударном положении. Редукция бывает качественной и количественной.
При количественной редукции изменяется только долгота и сила звука, но качество остаётся без изменений, то есть они звучат более кратко и приглушённо, но не меняют тембра. Например: бур – бурав – бур^вой. В русском языке количественной редукции подвергаются гласные и, ы, у.
При качественной редукции изменяются не только долгота и сила звука, но и его тембр. Качественной редукции в русском языке подвергаются гласные о, а, э. Например: домд^мадъм^вой. В слове дом в позиции под ударением звучит гласный заднего ряда, среднего подъёма, лабиализованный. В форме множественного числа данного слова (дома), оказавшись в безударной позиции, гласный о редуцируется и его звучание приближается к а, но это звук среднего (а не нижнего) подъёма, задне- среднего ряда, нелабиализованный. В слове домовой степень редукции увеличивается, и гласный о трансформируется в звук среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный.
Сила (степень) редукции зависит от положения слога по отношению к ударению. А.А.Потебня предложил формулу оценки силы звучания гласного звука: ударный гласный оценивается в три единицы, гласный первого предударного слога в две единицы (в позиции после твёрдых согласных обозначается знаком ^), гласный второго предударного и заударного слогов – в одну единицу (обозначается знаком ъ после твёрдых согласных и ь после мягких).
К числу позиционных изменений относится и так называемая протеза
(от греч. prothesis – подстановка) – это согласный звук, приставляемый к слову спереди перед гласным: восемь из осемь. В качестве протетических

50 выступают согласные υ, γ, j. Например: вострый (из острый), гусеница (из
усеница), яблоня (хотя в болгарском абълка).
Оглушение звонких согласных в конце слова перед паузой наблюдается во многих языках мира. Этот процесс характерен и для русского языка, например, в словах дуб, зуб, город, несколько труб происходит оглушение конечного звонкого согласного. Физиологической основой этого явления считается преждевременное возвращение произноси- тельного аппарата в состояние покоя.
Таковы основные позиционные изменения звуков.
Комбинаторные и позиционные звуковые изменения приводят к тому, что в языке появляются чередования звуков, или альтернации (от лат. alternatio – чередование).
Различают фонетические и морфологические чередования.
Фонетические чередования обусловлены позицией звука в слове. При этом в разных позициях меняются разновидности одного и того же звука.
Например, друга – друг [к], столба - столб [п] и т.д.
При морфологическом чередовании меняются не разновидности одного звука, а разные звуки. Например: сон - сна, лоб – лба. Здесь чередуются о с нулем звука. Это чередование объясняется исчезновением (падением) редуцированных, имевшим место в истории языка. Такие чередования ещё называются традиционными, или историческими, потому что они обусловлены не современными фонетическими процессами, а фонетическими законами прошлых эпох развития языка. Среди согласных звуков это, например, чередования г – ж (друг – дружок), к – ч (пеку
печёшь), х – ш (слух – слушать), обусловленные так называемой первой палатализацией – смягчением согласных перед гласными переднего ряда, которое произошло ещё в общеславянском языке. Фонетические чередования изучаются в фонологии, а исторические – в словообразовании и морфологии.
2. Фонетическое членение речевого потока
Членораздельные звуки являются средством создания речи. Связная человеческая речь представляет собой звуковой поток, который делится на составные части: фонетические фразы, такты, слова и слоги.
Самым крупным звеном в потоке речи, то есть самой крупной фонетической единицей, является фонетическая фраза. Фразой называется относительно законченный в смысловом и интонационном отношении отрезок речи, заключенный между двумя большими паузами речевого потока. Например: Была осень. // По большой дороге скорой
рысью ехали два экипажа.// В передней карете сидели две женщины //.
Данный фрагмент речевой цепи членится паузами на три фразы.

51
Следует иметь в виду, что нельзя отождествлять фразу и предложение, так как фраза – это фонетическая единица, а предложение – грамматическая. Они относятся к разным уровням языка. Фраза может и не совпадать с предложением. Например: Я познакомился с ней много лет
назад // когда совершал свое первое путешествие по морям и
континентам //. В приведённом тексте одно предложение и две фразы.
Фраза распадается, членится на речевые такты, или синтагмы. Речевой
такт – это часть фонетической фразы, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности. Например: Несколько
лет тому назад / в одном из своих поместий / жил старинный русский
барин, / Кирила Петрович Троекуров. Паузы, отделяющие один такт от другого, являются более короткими, чем паузы между фразами. Членение фразы на такты тесно связано с выражением содержания и опирается на понимание её смысла. Произвольность членения приводит к искажению или изменению мысли. Примером может служить известное высказывание
Казнить нельзя помиловать.
Если одно и то же высказывание позволяет по-разному понять смысл, то и расчленить его на речевые такты можно по-разному. Например: Они
снабжали его книгами / своих друзей. Они снабжали его / книгами своих
друзей. Целостность речевого такта (синтагмы) определяется прежде всего невозможностью пауз внутри неё, а также тем, что каждый такт характеризуется одним тактовым ударением (лат. tactum означает ударение, касание, толчок). Обычно в речевом такте объединяется несколько слов, хотя он может совпадать и с отдельным словом, например:
Вечером / все сидели за ужином. Таким образом, речевой такт, или синтагма, представляет собой интонационно-смысловое единство. Деление фонетической фразы паузами на речевые такты создает мелодику речи, имеющую свою специфику в каждом национальном языке.
Речевой такт распадается на более мелкие единицы – фонетические слова. Фонетическим словом называется часть речевого такта (или фразы, если она не делится на синтагмы, например: Поезд идёт. Птицы улетели.), объединенная одним ударением. Следует иметь в виду, что фонетическое слово далеко не всегда совпадает со словом в его лексическом и грамматическом понимании. Например, во фразе А в роще полутьма морфологических слов – четыре, а фонетических два (произносится: а-в-
роще полутьма). Это связано с фонетическими процессами. Дело в том, что в большинстве языков знаменательные слова, как правило, образуют самостоятельный такт, поскольку имеют своё словарное, а следовательно, и фразовое ударение. А незнаменательные слова, не имея своего ударения, примыкают к знаменательным и составляют вместе с ними одно фонетическое слово. К неударяемым словам обычно относят предлоги (у,
на), союзы (и, да), частицы (бы, ли, же), артикли.

52
Безударные слова, которые примыкают к началу следующего слова, то есть спереди, называются проклитиками. Например: на дому, не знал. А безударные слова, примыкающие к концу предшествующего слова, называются энклитиками. Например: знал бы, читала ли. В русском языке иногда оказываются в безударном положении и становятся энклитиками знаменательные слова, например: з`а город, `из лесу, б`ез вести.
Фонетические слова распадаются на слоги. Слог – это часть фонетического слова, состоящая из сочетания полнозвучного и неполнозвучного звуков или из одного полнозвучного звука. Не все звуки способны образовывать слоги, то есть быть слогообразующими. Чаще всего вершину, или ядро, слога образуют гласные звуки, а на периферии слога располагаются согласные. Вместе с тем возможны слоги, которые вообще не содержат гласного звука. Есть языки, в которых слоговые согласные – обычное явление, например, сербохорватский и чешский, где возможен слоговой r (в сербохорватских словах прст – палец, срп – серп, чешских vrba - верба, Brno – название города) и слоговой l (в чешском
vlk - волк). С другой стороны, можно найти примеры, когда слог содержит в себе два гласных звука (немецкое Maus – мышь). В этом случае один гласный составляет ядро слога, а другой его периферию.
Во всех языках гласные в силу наибольшей звучности являются слоговыми, вокруг них в слове организуются согласные. Вслед за гласными по способности к слогообразованию по мере убывания звучности идут сонорные согласные, затем звонкие согласные и глухие согласные.
Несмотря на то, что членение речи на слоги очевидно, всё же определение слога и его границ является одной из трудных проблем фонетики. Древние греки и индийцы определяли слог наличием гласного звука – сколько гласных в слове, столько и слогов. Затем, начиная с конца
ХIХ века, получили развитие экспираторная и сонорная теории слога, а в начале ХХ века возникла мускульная теория.
Экспираторная (от лат. exspirare – выдыхать) теория рассматривает слог как звук или группу звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Однако экспериментальные исследования показали, что число слогов не обязательно совпадает с числом толчков.
Сонорная, или акустическая, теория слога в начале своего развития объединяла дыхательный принцип и собственно звуковой. Считалось, что слоги определяются дыхательным толчком, однако вершину слога образует звук, обладающий наибольшей звучностью. Если же оба звука имеют одинаковую звучность, то решающую роль играет сила выдоха. В дальнейшем сонорная теория была развита датским лингвистом
О.Есперсеном (1860 – 1943), определившим слог как сочетание более звучного (сонорного) элемента с менее звучным. Эта теория получила большое распространение и была принята многими лингвистами.

53
Мускульная теория, разработанная Л.В. Щербой (1880 – 1944), рассматривает слог как отрезок звучания, произносимый одним импульсом мускульного напряжения речевого аппарата. Единством этого импульса и объясняется неделимость слога с точки зрения произношения. В теории
Л.В.Щербы слоговая структура речи основана на своего рода пульсации, когда чередуются напряжение и расслабление мускулов речевого аппарата во время говорения. При этом параллельно происходит нарастание и спад звучности.
Поскольку речевой акт имеет как акустическую, так и артикуляционную характеристику, то слог часто рассматривают комплексно, исходя из этих двух аспектов. Комплексный подход к слогу используется в артикуляционно-акустической теории, определяющей слог как минимальную произносительную единицу речи, элементы которой тесно связаны между собой как акустически, так и артикуляционно.
По звуковому строению слоги делятся на открытые, которые заканчиваются слоговым звуком, например: у-че-ба, нем. Schu-le – школа; и закрытые, которые заканчиваются неслоговым звуком, например: русск.
кар-ман, лет-чик; нем. Not-fall – крайний случай. По характеру начального звука слоги могут быть прикрытыми, если начинаются с неслогового элемента (например, пур-га, гром-ко) и неприкрытыми, если начинаются со слогообразующего звука (ар-кан, у-лей). Есть языки (например, полинезийские, которые допускают только открытые слоги (см. названия островов Тихого океана: Са-мо-а, Ра-па-ну-и), для германских языков более типичны закрытые слоги. Но всё-таки для большинства языков мира характерно преобладание открытых слогов.
3. Ударение, его виды и функции в языке
В слове может быть несколько слогов, но произносятся они неодинаково. Один из слогов произносится сильно, долго, напряженно.
Это ударный слог. Другие произносятся слабо, кратко. Это безударные слоги. Таким образом, ударение – это выделение одного из слогов в слове при помощи фонетических средств. Способы выделения ударного слога в разных языках неодинаковы. Этот слог может отличаться от безударных или большей напряжённостью речевого аппарата, большей силой выдоха, или высотой тона, или длительностью звучания. Обычно разные способы выделения ударного слога сочетаются и дополняют друг друга, однако один из них выступает в качестве главного. На этом основании различают три типа ударения – силовое, музыкальное и количественное.
При силовом, или динамическом, ударении ударный слог выделяется большей силой, интенсивностью артикуляции и голос звучит более ясно и четко. При этом нередко происходит удлинение слога. Данный тип ударения свойствен большинству языков Европы (например, английскому,

54 болгарскому, белорусскому, польскому, чешскому), некоторым языкам
Азии и Северной Африки.
Музыкальное, или тоническое, ударение основано на изменении высоты тона при произношении выделяемого слога (повышение или понижение). Этот тип ударения преобладает в языках Центральной и
Южной Африки, во многих языках Азии (бирманском, китайском, японском, корейском и других), а также в скандинавском и литовском языках. Данный тип ударения отличается большим разнообразием вариаций. Так, в китайском языке многие однокоренные слова отличаются движением слогового тона, например: ма (с ровным тоном) – мать, ма (с восходящим тоном) – конопля, ма (с нисходяще-восходящим тоном) – лошадь, ма (с нисходящим тоном) – ругать.
Количественное ударение – это выделение одного из слогов в слове посредством удлинения слогообразующего звука. Наиболее явно эта разновидность ударения обнаруживается в тех языках, где нет фонологического (смыслоразличительного) противопоставления долгих и кратких согласных. В связи с этим гласные в безударных слогах редуцируются настолько незначительно, что в обычной речи это не замечается. Ударные слоги в данном случае выделяются долготой гласного, его более значительной выдержкой. Так, в новогреческом языке динамическое ударение очень слабое и не может служить средством выделения слога. И эту функцию выполняет различие в долготе ударного и безударного слогов.
Можно сказать, что количественное ударение в чистом виде практически не встречается, а дополняет указанные выше типы ударения.
Так, силовое ударение в русском языке обладает количественной характеристикой, потому что ударный слог отличается от безударного и большей длительностью.
В некоторых языках словесное ударение отсутствует. К таким языкам относят палеоазиатские (языки севера и северо-востока Азии и Северной
Америки) и некоторые языки тунгусо-манчжурской группы.
Наряду с фонетическими видами ударения выделяют его структурные типы – по месту ударного слога в слове. По этому признаку различают ударение связанное (фиксированное) и свободное (нефиксированное).
Связанное ударение во всех словах языка падает только на определённый по счёту слог. Например, в чешском, венгерском и латышском ударение обычно падает на первый слог, в польском – на предпоследний, во французском и турецком – на последний.
В русском языке ударение свободное: оно может падать на любой слог. По отношению к морфологической структуре слова ударение может быть подвижным и неподвижным. Подвижное ударение – это ударение, которое способно перемещаться в разных словоформах одного и того же слова, оно не привязано к одной морфеме. Примером может служить

55 ударение в слове вода: ед.ч., им.п.– вод
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта