|
Лекции по метафизике москва 2004 Современные тетради
|
|
|
|
|
|
| линий1, где высочайший уровень спекулятивной метафизики при обсуждении собственно теологических проблем сочетается с интересом к научному изучению природы и общекосмологическим проблемам2. Вся последующая натурфилософия эпохи Возрождения испытывает колоссальное влияние со стороны Николая Кузан-ского, в том числе и Леонардо да Винчи.
В его системе Бог как абсолютный максимум вообще находится за пределами знания. То есть абсолютное бытие непостижимо, но позволяет постигать все остальное. Когда мы сомневаемся в существовании абсолютного бытия, то мы открываем дорогу для предположения существования бытия и небытия. Следовательно, должна быть сама возможность существования бытия. А это и говорит об абсолютной необходимости бытия, хотя бы в качестве предположения. Следовательно, «есть только то, что может быть», и бытие ничего не прибавляет к этому. В результате есть категория, стоящая над бытием и небытием. Это абсолют, которые совмещает предельные противоположности бытия и небытия. Бытие лишь одно из максимальных имен абсолюта. Бог же находится вне системы борьбы противоположностей бытия и небытия, следовательно, он.выше любого бытия.
В результате перед нами развертывается антиномичная онтологическая конструкция. Быть может только абсолютное бытие, все иное причастно ему. Но тогда, благодаря акту творения Бог переходит в ничто. Так как «быть» и «творить» совпадают. Следовательно, Бог есть ничто и одновременно есть все3. То есть предельные характеристики, предельные сущности совпадают, максимум, доведенный до предела, тождественен минимуму. Действительно, Бог содержит в себе все вещи (компликация). Он сам содержится во всех вещах (экспликация), представляя собой то, что они есть. Бог является единством компликации и экспликации (контракция), в рамках которой осуществляется «единство во множественности, простота в сложности, покой в движении, вечность в чередовании времен и так далее»4. Таким образом, все содержится во всем.
Из этой общей онтологической позиции вытекает концепция человека как «микрокосма». В общеонтологическом плане человек связывает все вещи в природе, являясь квинтэссенцией природного бытия; в гносеологическом плане он обладает разумом, причастным Божественному интеллекту, а в антропологическом плане через его познание и творческую деятельность может быть развернута вся Вселенная, которая в нем как бы свернута.
Исключительный интерес представляет знаменитая парадигма Николая Ку-занского — общеонтологическая схема бытия, которую мыслитель разрабатывает в своем трактате «О предположениях». В этой наглядной схеме Кузанский ухитряется гениально синтезировать базовые идеи предшествовавших онтологии античности и средневековья. В ней непротиворечиво сводятся воедино и логико-спекулятивные, и натурфилософские аспекты онтологии, подчеркивается единство иде-
|
|
|
|
|
| 1 При всей глубокой симпатии философа именно к платонической линии философствования.
2 Кстати, у Николая Кузанского присутствуют и идея неевклидовых геометрий, и идея исчисления бес- конечно малых.
3 См.: там же. С. 163.
4 Реале Дж., Антисери Д. Указ. соч. Т. 2. С. 257.
107
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| альных, структурообразующих и материально-меональных начал бытия, а также его принципиальная иерархичность и динамичность.1
Самое ценное, что свою универсальную схему философ тонко применяет к познанию как природных, так и человеческих характеристик. Здесь как раз дается не только собственно метафизическое обоснование модели через ее систематическую концептуальную экспликацию и логическое развертывание, но, самое главное, обоснование строится посредством демонстрации эвристических возможностей применения этой модели к различным предметным областям. Философ здесь предвосхищает гегелевское понятие теоретического доказательства, когда истинность исходных посылок подтверждается богатством конкретного смыслового содержания, развернутого на их основе.
Николай Кузанский оказывается ключевой фигурой, венчающей средневековье и открывающей эпоху Нового времени. У него впервые проблематика гносеологии как важнейшего раздела метафизики приобретает отчасти самостоятельный характер. Здесь достаточно вспомнить его знаменитый принцип «ученого незнания», проведенный последовательно через все его творчество. У него же, как и у Аристотеля, оказываются развитыми все разделы онтологии, включая обостренный интерес к человеческому бытию, правда, все-таки еще пока в преимущественно познавательном модусе. Наконец, в метафизических трудах великого кардинала заложены семена всех систем, которым суждено будет прорасти в период расцвета классической европейской философии, к анализу которых мы теперь и переходим.
|
|
|
|
|
| 1 См. наглядное изображение парадигмы и ее интерпретацию в кн.: Кузанский Н. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1979. С. 207.
|
|
|
|
|
| 108
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ЛЕКЦИЯ 5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
|
|
|
|
|
| 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Классическая модель философии сформировалась под влиянием тех представлений о ее сущности и задачах, которые были заложены еще в античной философии, но которые были существенно дополнены происходящими изменениями в культуре. Социокультурным фоном развития философии выступили тенденции, которые стали возникать в культуре уже позднего средневековья1 и которые особенно расцвели в ней в период Нового времени.
Прежде всего это идеи гуманизма, которые выступают как своеобразный культурный протест против господства религии. Результатом этого становится критика средневекового образа жизни и мышления. Обосновывается идея возрождения человека на основе духа античности. Отказ от теологического варианта философии средневекового типа осуществляется как противопоставление свободного философствования, совмещенного с поэзией и литературой, университетской догматической философии. Не случайно эта тенденция связана с именами великих поэтов, таких, например, как Данте Алигьери и Франческо Петрарка.
Уже сам факт, объединяющий в творчестве одного человека поэзию и философию, является знаменательным. Он как бы указывает на путь гармонии, по которому должен идти каждый человек. Как в своих поэтических произведения, так и в философских трактатах мыслители проводят идею ценности земной жизни, критического отношения к официальной религии и ее представителям и, главное, постулируют новое отношение к Человеку, к его чувствам и разуму, к его неповторимой индивидуальности и к его общему предназначению в мире. По всей Италии возникают кружки гуманистов, в которых обсуждаются и развиваются эти взгляды и которые становятся в оппозицию к университетской теологии, придерживающейся прежних схоластических традиций. Происходит «переоткрытие» Платона, развитие идей Аристотеля. Философы исследуют проблему человеческих чувств и взаимоотношений, рассматривая человека как целостное существо, которому присуща разумность, но который не может жить вне телесных желаний и аффектов.
Под воздействием таких настроений постепенно происходят изменения внутри самой религии. Усилиями таких мыслителей, как Лютер, Кальвин, Мюнцер, закладываются идеи реформации церкви, которые выходят далеко за ее рамки, при-
|
|
|
|
|
| 1 О ключевых фигурах этого периода — У. Оккаме и Н. Кузанском — мы писали в предыдущей лекции.
109
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| обретая общекультурный характер. Здесь происходит возрождение изначальных новозаветных учений, строящихся на простых и понятных принципах и близких к мирской жизни каждого человека. Они противопоставляются недоступной для большинства верующих догматике средневековья.
В религии усиливается рационалистическая тенденция с элементами античного восприятия мира и ролью в нем Человека. Следствием Реформации становятся глубокие изменения в духовно-религиозной области, в политическом ландшафте Европы и в экономико-социальных структурах. Возникший протестантизм в социальной сфере приводит к становлению новой этики, которая оправдывает труд в любой его форме и предпринимательство, которое становится элементом всеобщей нравственной ценности.
И, наконец, для эпохи Возрождения характерным признаком является бурное развитие науки. Именно в этот период усилиями Леонардо да Винчи, Коперника, Галилея, Кеплера и других формируются основы современного естествознания, современный образ науки. «Тезису Фомы Аквинского «малое знание о высочайших вещах лучше, чем самое подробное знание о вещах низких и мелких» Галилей противопоставляет принцип: «Я предпочитаю найти одну истину, хотя бы и о незначительных вещах, нежели долго спорить о величайших вопросах, не достигая никакой истины»1. Для Кеплера и Галилея наука должна заниматься отношениями, которые можно выразить числом, ее истины желательно облечь в математическую форму, ибо сама книга природы написана на языке математики. Традиционно же считавшиеся научными вопросы о сущности мира, о смысле жизни и т. д. по крайней мере отодвигаются на второй план, как не поддающиеся строгому научному анализу. Развиваются идеи бесконечности мира и Космоса (Коперник, Джордано Бруно), сопряженные с идеями творческой активности самой природы.
Таким образом, культура эпохи Возрождения характеризуется глобальной сменой общемировоззренческих устоев, по крайней мере европейского сознания, на всех его уровнях от религиозного, до художественно-эстетического, от философского до обыденного. В центре мировосприятия оказывается уже не Космос античности, не Бог средневековья, а Человек. На смену античному космоцентриз-му и средневековому теоцентризму приходит антропоцентристская общемировоззренческая установка.
Соответственно в метафизике начинает кристаллизоваться ее вторая важнейшая часть — теория познания как философское учение об истинном знании, а в самой онтологии— все явственнее проступать проблематика, связанная с особенностями человеческого существования, без учета которых оказывается невозможным ни последовательно строить философию природы, ни разбираться в идеально-метафизических началах бытия, в том числе рассуждать и о Боге. Именно живой, прежде всего разумно познающий человек владеет ключами от небесных и земных тайн. Ничто не может укрыться от его взыскующего, познающего взора, но надеяться отныне он должен не на трансцендентного Бога, а на свои земные таланты и силы, на созданные им самим и тщательно проверенные методы и принципы анализа.
|
|
|
|
|
| 1 Швырев B.C. Проблема отношения науки и метафизики в современной англо-американской философии науки // Проблемы и противоречия буржуазной философии 60—70-х годов XX века. М., 1983. С. 30—31.
но
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|