Ахмедшин-Р.Л.-Правовая-психология. Лекции по правовой психологии учебное пособие
Скачать 2.81 Mb.
|
Слабые стороны теории проистекают из ее же научности. Ес- ли опровергнуть социальные теории преступности довольно слож- но ввиду их неконкретности, неоднозначности основных понятий, слабой проверяемости или вообще непроверяемости в лаборатор- ных условиях, то с достижениями генетической теории ситуация прямо противоположная. Неудивительно, что область применения данной теории достаточно узка – небольшая доля обычных агрес- сивных преступлений. Слабостью теории выступает и современ- ный уровень развития такой специфической области знания, как психогенетика. Современное состояние и перспективы развития – на уровне малоскоординированных исследований специалистов различных научных областей, с громадными перспективами развития. Отече- ственной науке подобные исследования крайне нехарактерны, за исключением, пожалуй, ростовского региона. Теория R-комплекса. Тезис о том, что поведение человека можно объяснить историей эволюции человечества (Walsh A., Beaver K.M., 2009), находит свое отражение и в исследованиях преступников. Исследования, выявившие уникальное место чело- века среди приматов как представителя единственного вида обезь- ян, являющегося прирожденным убийцей (Kurtz Ch. J., Hunter R. D., 2004), широко известны. Широкое распространение каннибализма в Средние века харак- терно для Европы, Китая и стран центральной Америки; также и в древней Аравии человеческие останки, залитые медом (mollified man – «кондитерская мумия человека») пользовались популярно- стью. Кровь недавно убитого человека, используемая в медицин- ских целях, была столь же популярна в Древнем Риме, как и чело- веческая плацента, широко используемая в косметических целях в мире современном. Активно не афишируется, что продукты таких производителей, как PepsiCo и Nestle – партнеров американской технологической компании Senomyx Co ltd., содержат добавку Тема 4. Криминальная психология 115 HEK 293 (англ. Human Embryonic Kidney 293) – продукта клеточ- ной линии, полученного из эмбриональных почек человека. Исследование троглодитид – высших прямоходящих приматов, являющихся уже не животными, но еще не людьми, – Б.Ф. Поршне- вым показало, что развитие человеческого вида прошло ряд этапов. На первом этапе сформировалась способность поглощать мясо, не имея специально предназначенного зубного аппарата. В силу этой анатомической особенности троглодитиды питались преимуществен- но не мясом, а головным и костным мозгом убитых другими хищни- ками животных. На втором этапе троглодитиды стали употреблять в пищу трупы сначала умерших, а потом специально убитых чле- нов племени (адельфофагия). На третьем этапе способность к под- ражанию образовала социальную и биологическую основу возник- новения речи – внутри сообщества гоминид возникает человек с его символической смысловой речью и относительно невысо- кой внушаемостью. На четвертом этапе происходит окончатель- ное эволюционное размежевание человека (неоантропа) и палео- антропа (неандертальца). При этом неоантропы и палеоантропы сосуществовали вместе в одних сообществах, причем первые служили основной пищей вторых. На пятом этапе произошло распространение неоантропов по всему земному шару. Это про- изошло в силу того, что неоантропы стремились бежать либо от палеоантропов, потреблявших их в пищу, либо от популяций неоантропов, находящихся в симбиотические отношения с неан- дертальцами. К идентичным выводам пришли и зарубежные авторы, уверен- ные, что «внутривидовая агрессия человека – это самопроизволь- ное инстинктивное стремление человека» (Ратинова Н.А., 1998). Именно описанные особенности становления человеческого рода предопределяют человеческую агрессию как некий атавизм, присущий человеку в силу его эволюции, однако присущий лишь фрагментарно. Теоретическая состоятельность и ценность.Учитывая, что R-комплекс – это потребность убивать людей, возникает противо- речие с прослеживающийся у некоторого количества преступников Лекции по правовой психологии. Специальная часть 116 в детстве тенденцией мучить и убивать животных. Позитивность данной теории заключается в эстетичности установки на то, что агрессивное поведение, проявляющееся в значительной степени, является не типичной, а атавистической потребностью. Учитывая обоснованность теорий R-комплекса с позиций целого комплекса наук, что видно на примере учения Б.Ф. Поршнева, теоретическую состоятельность рассматриваемой теории можно считать доста- точно высокой. Сильные стороны теории – исчерпываемость объяснения, естественная логичность, простота и однозначность. Слабые стороны теории проистекают из ее односторонности (сложно представить социальный феномен, детерминируемый лишь одним фактором), объективной слабой проверяемости. Дополни- тельной слабостью является малая исследованность механизма спонтанного проявления архетипических моделей поведения. Отме- тим, что рассматриваемая теория также может быть объективна лишь частично, если рассматривать ситуацию, в которой предпола- гается реальное существование небольшого количества преступни- ков, феномен которых обусловлен R-комплексом. Современное состояние и перспективы развития – на уровне постановки научной проблемы, с незначительными перспективами развития. Повторимся, что внешняя противоречивость биологических ис- следований постулату о свободе воли человека не должна быть тем центральным моментом, который уже 40 лет тормозит данные исследования. Социальная детерминанта преступного поведения, естествен- но, может отражаться преимущественно в преступлениях, которые способны предоставить преступнику социальные блага. Идея вос- питания как основы преступного поведения (теория воспитания) нам кажется достаточно малосостоятельной, потому что человек приемлет только те модели воспитания, которые гармонично ло- жатся в его психотипическое мировосприятие. Воспитать сензити- ва социопатом, а гипертима полностью законопослушным гражда- нином представляется крайне маловероятным. Теории же аномии Тема 4. Криминальная психология 117 (преступность есть результат специфической социальной эволюции) и субкультур (преступное поведение есть форма протеста против культуры) ориентированы на понимание преступности в целом, а их выводы крайне сложно использовать при понимании движущих сил отдельного преступника или группы преступников. Социальная детерминанта доминирует при совершении ко- рыстных преступлений. По сути, деньги – это единственный фе- номен, который не имеет никакой аналогии в животном мире и характерен только для человека. Приведем высказывания Э. Фромма о социальной природе по- требления. «Великие Учители жизни отводили альтернативе “обладание или бытие” центральное место в своих системах. Как учит Будда, для того чтобы достичь наивысший ступени человеческого разви- тия, мы не должны стремиться обладать имуществом. Иисус учит: “Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеря- ет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы челове- ку приобресть весь мир, а себя самого погубить, или повредить себе?” По Марксу, роскошь – такой же порок, как и нищета; цель человека быть многим, а не обладать многим. “Иметь” – на первый взгляд простое слово. Каждое человече- ское существо что-нибудь имеет: тело, одежду, кров и так далее, вплоть до того, чем обладают современные мужчины и женщи- ны: автомобиль, телевизор, стиральная машина и многое другое. Жить, ничего не имея, практически невозможно. Почему же в таком случае обладание должно быть проблемой? Тем не менее история слова “иметь” свидетельствует о том, что оно представ- ляет собой подлинную проблему. Те, кто считает, что “иметь” является самой естественной категорией человеческого суще- ствования, будут, возможно, удивлены, узнав, что во многих язы- ках слово “иметь” вообще отсутствует. В древнееврейском языке, например, выражение “я имею” должно быть передано косвенной формой jesh li (“это относится ко мне”). Фактически языки, в ко- торых обладание выражается именно таким образом, превалиру- ют. Интересно отметить, что в развитии многих языков кон- Лекции по правовой психологии. Специальная часть 118 струкция “это относится ко мне” впоследствии заменялась кон- струкцией “я имею”, однако, как указал Бенвенист, обратный процесс не наблюдался. Потребление – это одна из форм обладания и, возможно, в со- временных развитых индустриальных обществах наиболее важная. Потреблению присущи противоречивые свойства: с одной сторо- ны, оно ослабляет ощущение тревоги и беспокойства, поскольку то, чем человек обладает, не может быть у него отобрано, но, с другой стороны, оно вынуждает его потреблять все больше и больше, так как всякое потребление вскоре перестает приносить удовлетворение. Современные потребители могут определять себя с помощью следующей формулы: я есть то, чем я обладаю и что я потребляю. Природа обладания вытекает из природы частной собственно- сти. При таком способе существования самое важное – это приоб- ретение собственности и мое неограниченное право сохранять все, что я приобрел. Модус обладания исключает все другие; он не требует от меня каких-либо дальнейших усилий с целью сохранять свою собственность или продуктивно пользоваться ею. В буддиз- ме этот способ поведения описан как “ненасытность”, а иудаизм и христианство называют его “алчностью”; он превращает всех и вся в нечто безжизненное, подчиняющееся чужой власти». Вот логика, которую пытается донести до своих работников С. Тойода (основатель компании Toyota): «Например, ты хочешь шубу. Ты спрашиваешь себя: почему я хочу шубу? Это первое “почему”. Отвечаешь: потому что я хочу всех удивить. Окей, вто- рое “почему”: почему ты хочешь всех удивить? Ответ: потому что хочу, чтобы на меня обратили внимание. Третье “почему”: почему тебе нужно, чтобы на тебя обратили внимание? Ответ: потому что я чувствую себя неуверенно. Четвертое “почему”: почему ты чув- ствуешь себя неуверенно? Ответ: потому что я никак не могу реа- лизоваться...» Стремление потреблять – естественное желание человека, од- нако чем больше он не уверен в себе, чем в большей степени не- осознанно он понимает свою несостоятельность, тем более акту- Тема 4. Криминальная психология 119 альной для него становится идея социального признания. В этой ситуации потребление заменяется на желание выглядеть потреби- телем в социуме, повысить свое положение за счет приобретения статусных вещей и услуг. Понятно, что если потребность в потреблении слишком высока, то законопослушными свойствами ее добиться очень сложно, что предопределяет высокую вероятность совершения корыстных пре- ступлений. Сами же преступные установки становятся не причи- ной, а следствием неосознанного механизма психической защиты – генерализации. К группе социальных теорий причинности преступлений с вы- раженной психологической составляющей следует отнести теорию субкультур. Теория субкультур. Традиционно, говоря о теории субкультур, исследователи имеют в виду такое объяснение причин преступно- сти, в котором основным движущим фактором выступает наличие социальных стратосов, обладающих системой общественного по- ведения и ценностей, существующей отдельно от господствующей системы поведения и ценностей, но являющейся все же частью этой центральной системы. Действительно, как показывает анализ, определенные группы лиц склонны к совершению значительной части всех преступле- ний. Например: – «в Великобритании… чернокожие составляют лишь 2,8% всех граждан, составляя 9% всех арестованных лиц» (Wright J.P., 2009); – «менее чем 2% населения классифицируются как представи- тели афро-карибского происхождения, составляя 12% мужчин- заключенных и 19% женщин-заключенных» (Marsh I., 2006); – традиционно «около 7% популяции являются привычными преступниками, и они составляли 61% всех деликвентов» (DeLisi M., 2009; Trier T.A., 2017). Учитывая, что «криминология оказывается в самоналоженном научном карантине, когда приходит понимание возможной связи между расой и поведением» (Wright J.P., 2009), исследования Лекции по правовой психологии. Специальная часть 120 в этом направлении сегодня малоперспективны, хотя и признаются актуальными. Субкультурные группы делят часть элементов с господствую- щей культурной традицией (цивилизацией), сохраняя и собствен- ные нормы поведения и ценности. Сегодня официальная культура пропагандирует, хотя бы формально, монотеистические нравствен- ные ценности (идеи добра). Однако параллельно с официальной культурой в современном обществе давно и прочно сложилась культура зла, культура «оборотней», предполагающая, например, активный интерес обывателей к творчеству (живопись, графика) преступников, выдаваемому за элемент культуры. Агрессия как одна из системообразующих идей современного общества конкуренции и потребления, в значительной степени пред- определяет мировосприятие и поведение обычных граждан. Рост преступности, уровня семейного насилия, социальной агрессивно- сти, агрессивности сексуальной – явления одного порядка и след- ствие избыточного уровня агрессии, свойственного современности. Необходимо также учесть, что современная система образова- ния, в том числе и отечественная последних двух десятилетий, не способствует интенсивному росту интеллекта популяции, что уси- ливает неспособность сопротивляться агрессивным установкам, а значит, предопределяет рост преступности. «59,7% опрошенных студентов заявили, что способны совер- шить агрессивное противоправное действие» (Старшиков Ю.В., 2004). Заявили, не скрывая и без стеснения. Все это вписывается в рамки последней разновидности теории субкультуры, выдвину- той М. Фольфгангом и Ф. Ферракути в 1967 г. и получившей название теории насилия, в рамках которой представители суб- культуры идентифицируют себя с насилием, которое не является для них ни запретным, ни вызывающим ощущение вины. Теоретическая состоятельность и ценность.Утверждение, что в основе асоциального поведения лежат не социальные и эко- номические, а культурные условия существования человека, опи- рается на философские воззрения подавляющего большинства религий. Выбор правильной и неправильной морали составляет Тема 4. Криминальная психология 121 одно из системообразующих прав человека в таких религиях, как христианство, зороастризм, ислам, а следовательно, природа этого выбора изучается уже давно. Иным аспектом теоретической ценности рассматриваемой тео- рии является распространенное и нашедшее широкое подтвержде- ние в различных научных теориях положение о влиянии на кон- кретного человека внешних условий, в которых он существует. Культура же общества является одним из таких базовых элемен- тов, формирующих реальность человеческого существования. Учитывая длительную историю человечества, имеющего бога- тый опыт осмысления проблем выбора между добром и злом, тео- ретическую состоятельность рассматриваемой теории можно счи- тать достаточной. Сильные стороны теории – исчерпываемость объяснений, естественная логичность, простота. Слабые стороны теории проистекают из неоднозначности феномена культуры, сложности оценки ее влияния как процесса не разового, а растянутого во времени, характеризующегося раз- личной интенсивностью и многообразием форм проявлений. Современное состояние и перспективы развития – на уровне многократного повторения общеизвестных фактов, которое ввиду политической и доктринальной ангажированности не пред- полагает дальнейших серьезных перспектив развития. Индивидуально-психологический фактор преступного поведе- ния исследован явно недостаточно, что вызывает значительные проблемы при изучении данной группы преступников. Индивиду- ально-психологический фактор предопределяет особое отношение к своей деятельности, в том числе и преступной. Особенность от- ношения вытекает из ее творческой природы. Преступники рас- сматриваемой группы совершают преступления не под влиянием момента или скрытым давлением социума, а в силу потребности выразиться в этом мире, пусть и совершенно неадекватными спо- собами. Чиновник, с использованием сложных схем разворовыва- ющий бюджет, хакер, преодолевающий результаты коллективной деятельности многих людей, серийный преступник, бросающий Лекции по правовой психологии. Специальная часть 122 вызов всей правоохранительной машине, террорист, полагающий, что он творит историю, – вот примеры рассматриваемых преступ- ников. Условно сформированных теорий преступности, в основе которых лежит индивидуально-психологический фактор, очень мало. Одной из таких теорий выступает эволюционная теория. Эволюционная теория. В основе эволюционного подхода лежит идея, что психические закономерности, обусловившие по- ведение преступников, являются не проявлением их дегенератив- ности, а отражением специфических эволюционных изменений психики. Эволюционность изменений не говорит об их правильно- сти, желательности, а свидетельствует о некоей оптимизации пси- хического потенциала, пусть и крайне нетрадиционной. Рассмот- рим ее на примере серийных преступников. Расследование серийных преступлений крайне проблемно, в том числе потому, что объективно сложно выдвинуть версию о при- частности к совершению серийных преступлений лица, которое всеми окружающими воспринимается положительно, а именно данной особенностью часто отличаются серийные преступники. Рассматриваемая особенность получила название «маска нор- мальности» и в своем содержании сводится к наличию способности лица казаться абсолютно нормальным, психически полноценным человеком, не будучи таковым в действительности. Без сомнения, большинство серийных преступников характеризуются повышен- ным интеллектом, развитыми артистическими способностями, од- нако этот артистизм не объясняет возможности ведения двойной жизни в течение достаточно длительного времени. Другими сло- вами, «маска нормальности» у серийных преступников не может быть объяснена осознанными ухищрениями по созданию ими по- ложительного имиджа, так как рассматриваемые попытки рано или поздно станут понятными окружающим людям. Учитывая сказанное, выделим два момента исследуемой про- блемы: 1. В своей некриминальной жизни, на взгляд постороннего наблюдателя, большинство серийных убийц являются ярко выра- женными социально адаптированными личностями. Тема 4. Криминальная психология 123 2. Если бы социально адаптированное поведение серийных убийц являлось результатом притворства, то окружающие их люди интуитивно почувствовали бы это или, во всяком случае, не смогли бы характеризовать серийных убийц безусловно поло- жительно. В чем же причина возникновения у ряда рассматриваемых лиц «маски нормальности»? Чтобы ответить на этот вопрос, необхо- димо вспомнить, что неосознаваемые потребности личности блокируются психикой из-за социальных запретов, усвоенных человеком. Чтобы блокируемые потребности не достигали крити- ческой массы, они «выводятся» вовне небольшими порциями. Эти процессы получили название механизмов защиты психики. Именно механизмы защиты личности обусловливают социально одобряемое поведение субъекта, хотя, естественно, приводят к незначительным конфликтным моментам, которые определяют несколько пониженное положительное восприятие человека окру- жающими. Для серийных убийц в целом не характерны малозначительные конфликты, что и приводит к формированию у окружающих мнения об идеальном супруге, замечательном отце, прекрасном соседе. Так как мы не находим в обыденной жизни серийных преступников по- следствий проявления механизмов защиты, то мы вправе предполо- жить, что сброс энергии бессознательного происходит у серийных преступников совершенно иным образом, чем у иных людей. Логич- ным представляется предположение о том, что описанный выброс энергии происходит непосредственно в момент совершения преступ- лений. Другими словами, психика серийного убийцы ориентирована не на постепенный вывод бессознательной энергии, а на разовый ситуационный выброс. Именно поэтому подавляющее большинство серийных убийц не могут вспомнить свое состояние в момент совер- шения убийства. Представляется, что указанный выброс бессозна- тельной энергии не является аналогом механизмов защиты психики у обычных людей, так как последние уменьшают выход инстинктов до социально допустимого уровня, в случае же с серийными преступни- ками социально допустимых пределов не существует. Лекции по правовой психологии. Специальная часть 124 Таким образом, эволюционный феномен (феномен «маски нор- мальности») серийного убийцы объясняется тем, что особенности его психики позволяют сбросить весь груз бессознательного напряжения в одноволевом акте, что приводит к исчезновению предпосылок действия механизмов защиты психики. Серийный убийца не притворяется нормальным человеком; после соверше- ния преступления, лишенный груза инстинктов, он временно представляет собой образец психически сбалансированного чело- века. Самоактуализация в процессе убийства в данном случае есть форма балансировки психики, а под «маской нормальности» се- рийного преступника выступает состояние психической стабиль- ности, возникающее вследствие одномоментного выброса бессо- знательной энергии. Рассмотренный механизм психологической регуляции обеспечивает серийному преступнику состояние психо- логического комфорта, поэтому, добиваясь его, серийный пре- ступник будет совершать преступления вновь и вновь. Наличие оригинальных психологических механизмов, вероят- но, характерно и для иных групп преступников с доминантой ин- дивидуально-психологического фактора, но данная тема еще ждет своих исследователей. К рассматриваемой теории примыкает одноименная теория, по- пулярная среди зарубежных исследователей. В рамках данной тео- рии ввиду различных причин в сознании серийных преступников четко просматривается идея, что они «развились на более высокую ступень по сравнению с остальным человечеством, потому что они не только признают необходимость в устранении более слабой ча- сти общества, но и обладают силой, мужеством и храбростью, чтобы осуществить такой акт» (Kurtz Ch.J., Hunter R.D., 2004). Осознание себя своеобразными спартанцами-аристократами, долг которых заключается в периодическом прореживании илотов- обывателей, предопределяет крайне специфическую жизненную философию преступника, уникальную даже среди представителей криминального мира. Одной из особенностей рассматриваемого мировосприятия является формирование такого личностного свойства, как патологическая лживость. Так, «в то время как |