Главная страница

Международная заочная научная конференция (г. Челябинск, октябрь 2012 г.)


Скачать 6.49 Mb.
НазваниеМеждународная заочная научная конференция (г. Челябинск, октябрь 2012 г.)
Дата01.02.2022
Размер6.49 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаecon56.pdf
ТипСборник
#348429
страница3 из 46
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46
7
трудиться, тем самым выполняя свое предназначение и обязанность перед Господом.
Во-вторых, у сравниваемых нами религиозных течений не так сильно развит антагонизм и неприятие богатства, нежели в других верованиях и религиозных деномина- циях. Впрочем, требуется пояснить: наличие богатства не является греховным в том случае, если оно заработано честным путем, (то есть не является «хлебом позора» [5, c. 20]), и если богатство, равно как и чрезмерное стрем- ление к нему, не становятся целью существования чело- века, (иными словами не возникает поклонение «золотому идолу»). Богатство в классическом понимании староверов и протестантов всего лишь является результатом трудо- вого процесса, который и есть «мирская аскеза» и кото- рому следует отдавать все свои усилия, доводя свою про- фессиональную деятельность до совершенства.
В-третьих, пренебрежительное отношение проте- стантов ко всем мирским рукотворным благам, в том числе и к результату собственной деятельности (такое, конечно же, наблюдалось в ранние годы развития протестантизма и Реформации) способствовало тому, что в протестант- ской предпринимательской среде установились «умерен- ность в личном потреблении, скромность, сдержанность, усердие, прилежание» [6].
В-четвертых, находясь длительное время на поло- жении «париев» в российском обществе, старообрядче- ские общности сплачивались и становились несколько от- страненными от остального мира, при этом, резко отличия
«своих» и «чужих». Данная подозрительность к иноверцам нашла свое отражение и в экономическом поведении ста- роверов, в частности, при сужении денежных средств еди- новерцам, чаще всего членам общины, нельзя было брать процент за использованный капитал. Однако на предста- вителей других вероисповеданий данное правило не рас- пространялось. Правда, здесь имеет большее сходство староверов не с протестантами, у которых ссудный про- цент тоже не всегда поощрялся, а с иудеями. Сравните:
«Когда деньгами будешь ссужать народ Мой, неимущего, который с тобой, – не будь ему притеснителем и не бери с него проценты» [1] также «Чужеземца можешь ты прите- снять, но долг брата твоего прости ему» [1].
В-пятых, можно отметить некоторые сходные черты в проведении религиозных ритуалов, устройстве церкви староверов и протестантов. Так, к примеру, для неко- торых протестантских (квакеры, меннониты) и староо- брядческих (беспоповцы) сект свойственна конгрегаци- ональная форма церковной организации; у староверов
(беспоповцев) и протестантов (меннонитов) практикова- лась выборность служителей культа из членов общины; у некоторых старообрядческих (беспоповцы) и протестант- ских (баптисты, адвентисты) сект практиковалось «пере-
крещение»: «…вследствие чего секта [беспоповцы] эта перекрещивает переходящих к ней от православия…» [2].
Тем не менее, при наличии большого числа схожестей между данными религиозными течениями не следует за- бывать и об их кардинальных различиях, неповторимых
«родовых» характеристиках, (в данном случае имеется в виду то, что этика протестантизма а priori содержит в себе некоторые черты, определяющие деятельность людей, которые «дониконианское» православие приобрело в процессе своего становления). Так, одним их главных постулатов протестантизма является учение о предо-
пределении, или партикуляризм [3, c.139], гласящее, что «избранные предназначены к спасению, отверженные к гибели; часть людей предопределена к блаженству, остальные же прокляты навек» [3, c. 167]. Возникает ре- зонный вопрос: как проверить предопределен ты к спа- сению и вечному блаженству или будешь гореть в адском пламени? Определить «свою богоугодность» посред- ством каких-либо мистических знаков, озарений и прочей потусторонней сущности не представляется возможным – finitum non est capax infiniti (лат. «конечное неспособно воспринять бесконечное»). В подобной ситуации единст- венным надежным «маркером», свидетельствующим об избранности, остается успех на профессиональном по- прище. По сути своей учение партикуляризма не яв- ляется чем-то кардинально новым: идея о том, что «от
Бога можно ожидать воздаяния за праведность уже в этой земной жизни,…» [5, c. 22] встречается во многих ветхо- заветных книгах и близка к религиозному тезису иудеев о «богоизбранном народе». Возможно, отчасти под вли- янием данного учения о спасении лишь избранных сфор- мировалось, то сверхрациональное отношение к жизни, преобладания посюстороннего мира над потусторонним у современного западного общества. Что, в свою очередь, привело к возникновении «общества потребления», про- пагандирующего философию неолиберальных ценностей, сводящуюся к банальному гедонизму и вседозволенности.
Ведь, если все заранее предрешено, – независимо от твоих действий ты будешь спасен или обречен на вечные муки, – и отсутствует сама возможность выбора, то на- иболее «рациональным» решением становится гонка за прибылью, безудержное потребление и пропаганда ничем не ограниченной свободы во всех сферах жизни. Для дони- конианского православия, как и для всего восточного хри- стианства, такое учение было и остается неприемлемым.
Старообрядчество, хотя и приобрело черты ортопрак- тической религии [6] в процессе своего развития (об этом будет упомянуто позже), выражающиеся в активной жиз- ненной позиции и инициативности в хозяйственных делах, сохранило и черты ортодоксальные черты. В отличие от католицизма и протестантизма восточное христианство (в том числе и «дониконианское» и «никонианское» право- славие), сохранило свою некую эсхатологическую ин-
дифферентность, (которой проникнуты многие про- изведения великих русских писателей: Н.В. Гоголя, И.А.
Гончарова, А.Н. Островского), предпочтение духовного начала, созерцательность по отношению к материаль- ному миру, а не передел его в соответствии со своими ути- литарными потребностями, характерное для католиков и протестантов (кальвинистов, пуритан, англиканцев).
Данное обстоятельство наиболее ярко отражается через
2. История экономической мысли

8
Проблемы современной экономики (II)
почитание религиозных праздников, к примеру, «… самым главным религиозным праздником в западном христиан- стве стало Рождество – начало человеческой жизни Бо- гочеловека, а в восточном христианстве – Пасха, торже- ство Его божественного начала. (Показательно в этом отношении и то, что отрывок из Евангелие от Иоанна «И слово стало плотью и обитало с нами» [Ин 1, 14] читается в Восточной Церкви на Пасху, а в Западной – на Рожде- ство)» [5, c. 37].
Кроме того, Русь подвергалась значительному влиянию восточных азиатских кочевых народов (хазар, половцев, печенегов, монголов), ведя на протяжении длительного времени не только войны, но и торгово-экономические, политические, социальные (заключение браков) отно- шения. В связи с этим, русской православной менталь- ности свойственен специфический восточный самоанализ, точнее «самопроникновение», опять-таки предпола- гающее отстранение от всего суетного и материального.
Лучше всего об этом сказал Карл Густав Юнг: «Запад всегда ищет возвышения, вознесения. Восток – погру- жения и углубления» [6].
Также можно выделить еще одно кардинальное отличие протестантской этики от этики старообрядцев: если про- тестантская этика, подкрепленная учением о предопреде- лении, возводила в идеал личностный рост и крайнюю ин- дивидуализацию, плавно переходящую в эгоцентризм и отчужденность от своего окружения (вполне справедливо в данном случае такое суждение: «Происходит подмена индивидуализма протестантской этики отрицанием рели- гиозных ценностей вообще. Когда религия объявляется частным делом, то следование нравственным нормам ока- зывается необязательным. Наш современный лексикон определяет подобное состояние как «беспредел». Есть и научный термин «агрессивный секуляризм» – «расцер- ковление» [13, c. 12].), то старообрядческая этика сохра- няла твердый общинный строй, взаимопомощь и взаи- мовыручку. Предприниматель-протестант рассматривал своего контрагента, работника, партнера по бизнесу чаще всего с утилитаристкой точки зрения в качестве источ- ников, средств для получения прибыли. Предпринима- тель-старовер имел, если можно так выразиться, челове- ческое лицо: «Хорошим тоном почиталось по собственной инициативе отсрочить платеж попавшему в сложную си- туацию заемщику, простить долг, помогать сирым, убогим, вдовам и их содержание» [14]. К слову о благотворитель- ности, поскольку бедность и нищета согласно протестант- ской этике и партикуляризму носят крайне отрицательный характер, так как свидетельствуют об отверженности данных субъектов Богом, то и сама благотворительность считается зазорным, чуть ли небогоугодным делом. «Уже
Кальвин строго запрещал просить милостыню, а голланд- ские синоды резко выступали против различного рода писем и аттестаций, разрешающих заниматься нищен- ством» [3, c. 257]. Одним из следствий подобного отно- шения к нуждающимся стало возникновение «в Англии к концу XVII века системы «workhouses» (работных домов) для безработных» [3, c. 257],условия проживания в ко- торых были подчас невыносимыми. На Руси до появления спецучереждений, и после их появления, о малоимущих, болезных, одиноких, убогих заботились монастыри, где часто организовывались специальные приюты, быт ко- торых не отличался роскошью, но был весьма достойным.
Также иногда обеспеченные купеческие, боярские и дво- рянские семьи брали на себя заботу об «отверженных».
После сравнительного анализа перейдем непосред- ственно к генезису и развитию старообрядческой хо- зяйственной этики, превращению староверов «из кон- фессиональной в конфессионально-экономическую общность» [14]. Как уже отмечалось, становление эко- номически активной жизненной позиции в старообряд- ческой среде происходило под влиянием скорее неблаго- приятных социальных и политических условий, в которых оказались староверы после никонианских реформ и «рас-
кола»: «Таким образом, само социальное положение
«изгоев» общества в определённой степени и в среде ста- роверов, как и в среде евреев, стимулировало к опреде- лённой хозяйственности. С другой стороны, здесь про- является и духовный фактор, в частности, своеобразие этики староверов» [8].
Анализируя историю развития Русской православной церкви, мы можем с уверенностью утверждать, что эта самая хозяйственная этика староверов начала заро- ждаться и развиваться за долго до «раскола», непосред- ственно в самом восточном христианстве. Более того, само восточное христианство, перенятое Русью у Визан- тийской империи, (по выражению П.Я. Чаадаева «пере- нятого из рук дряхлеющей Византии», хотя в X Византия была одним из сильнейших культурно и экономически развитых государств во всей Европе), впитало в себя мно- жество знаний античных эпох, а не чуралось их и не пре- давала греческих и римских мудрецов анафеме. Также, кроме сосредоточения на божественных сферах, вос- точное христианство содержало в себе довольно спе- цифическую черту, которую отвергало протестантское учение, названную М. Вебером «синергизм». Это «до- гматическая теория, согласно которой человек должен сам добрыми делами соучаствовать в своем спасении и способствовать нисхождению на него божественной бла- годати» [3, c. 102]. Поэтому, в рамках восточного христи- анства, деятельность индивида становится направленной на теоретическое познание, саморазвитие и конструк- тивное усовершенствование окружающего мира. Очень интересно мнение по данному поводу норвежского эко- номиста Эрика С. Райнерта, так он утверждает: «Когда
Константинополь, …, пал под натиском турок в 1453 году, многие философы перебрались с Италию. В результате этого западная философия и западная Церковь попали под сильное влияние восточной Церкви. В ходе этого про- цесса в обществе утвердилась более динамичная версия
Книги Бытия – история Сотворения мира. Люди стали рассуждать так: если человек создан по образу Божьему, его долг – стремиться сравниться с Богом. <…> Бог со-

9
здавал мир 6 дней, а оставшуюся созидательную работу оставил человечеству. Следовательно, создавать и вне- дрять инновации – это наша прямая обязанность» [12, c.
105–106].
В рамках рассматриваемой проблемы стоит упомянуть и о влиянии на «дониконианскую» православную хозяйст- венную этику знаменитой контроверзы между двумя тен- денциями в развитии русского монашества, пришедшейся на конец XV – начало XVI в.в. Как известно, именно в тот период разразился спор между «ниловцами» и «иосиф-
лянами»нестяжателями» и «стяжателями»), от- стаивающими противоположные позиции относительно накопления богатств духовенством и монастырями, и са- мого отношения к материальным благам.
Нил Сорский, главный апологет «нестяжательства», выступал резко против сосредоточения в монастырях большого количества материальных благ, считая, что данное накопительство Deo placer vix potest (лат. «едва ли будет угодно Богу»). Он видел в «добровольной бедности условие праведности. Ему представлялась абсурдной сама возможность владения монастырем обширными име- ниями и богатством. Ведь, по его убеждению, только при полном отречении от мира и «беспопечении» можно сос- редоточиться на молитве, обрести, по его словам, «вни- мание в деле Божием»« [5, c. 46].
В противовес позиции Нила Сорского, лидер «стяжа- телей» прп. Иосиф Волоцкий стремился вовлечь духовен- ство и монастыри в активную хозяйственную деятельность, которая, конечно же, ни в коем случае не должна было стать самоцелью, поскольку противоречит lex naturalis
(лат. «естественному порядку») церковной жизни, но по- зволила бы значительно укрепить монастырям свой авто- ритет среди мирян через помощь и благотворительность нуждающимся и добиться материальной независимости от властьимущих. «Заботы прп. Иосифа о хозяйстве мона- стыря, его экономическом процветании, превращении в могущественный и богатый духовно-религиозный и куль- турный центр объяснялись стремлением организовать как можно более масштабную благотворительность, устроить приюты, странноприимные дома и больницы, помогать людям во время голода и неурожаев, а также поднимать культурно-образовательный уровень иноков и мирян, приучать их к благочестию» [5, c. 47].
Противоборство «ниловцев» и «иосифлян» после Со- бора 1503 г. закончилось победой последних, что и опре- делило основной вектор развития хозяйственной этики
«дониконианского» православия. В последующем на ос- нове данной этики появился знаменитый труд, авторство которого приписывается протопопу Сильвестру, (духов- нику самого Ивана VI), под названием «Домострой». В своем произведении, носящем назидательный характер, автор утверждает идеал православного христианина как домовитого и рачительного хозяина, тщательно ведущего все свои дела: «Счет всего – от денег до ложек – при- обретает у него характер христианской добродетели. Тот же, кто живет нерасчетливо, от безрассудства своего по- страдает, тому – «от Бога грех, а от людей насмешка»« [5, c. 47]. При этом учение «Домостроя», помимо практиче- ских бытовых и хозяйственных рекомендаций, делает упор и на развитие высокоморальных духовных качеств, при- знаёт «наличие трансцендентных ценностей за повсед- невными, в том числе экономическими, явлениями, что и придаёт обычной предметной деятельности человека особый духовный, нравственный смысл» [8].
Таким образом, можно сделать вывод, что «донико- нианская» православная экономическая этика, унасле- дованная староверами, по своему рациональному началу и отношению к хозяйственной деятельности не уступала этике протестантской, а в некоторых моментах, скажем, в уважительном отношении как к партнерам, так и к кон- курентам, отсутствии пренебрежения к малоимущим, стремлении трудиться на пользу обществу, превосходила ее. В связи с этим, логично и правомерно при изучении развития и становления старообрядческой хозяйственной этики в социально-экономических, политических и куль- турных условиях Российской империи использовать иде- ографический метод, то есть представлять объект ис- следования в качестве уникального, неповторимого временного и пространственного явления.
Подробнее остановимся на исторических экзогенных констелляциях, давший толчок к формированию староо- брядческой хозяйственной этики.
Крайне непривилегированное тяжелое социальное и политическое положение староверов находило свое отра- жение в фискальном гнете: так, после введения подушной подати с староверов взималась дополнительная плата «за раскол», составлявшая «с посадских по 40 алтын (1 руб.
20 коп.), а с крестьян по 70 коп. С женщин бралась поло- винная сумма (соответственно 60 и 35 коп.)» [9, c. 30], что превышало размер обычной подушной подати в 2 раза. В дальнейшем система налогообложения и размер дополни- тельной платы кардинально изменились: согласно «указу
30 августа 1732 г., дополнительная подать с «записных раскольников» из купцов стала исчисляться из величины их гильдейских окладов, определяемых внутримирской раскладкой общепосадского подушного оклада с учетом хозяйственной состоятельности тяглецов» [9, c. 30], что легло еще большим бременем на плечи купцов-старо- веров. Помимо официальных налоговых выплат, среди властьимущих, занимающих хоть сколь-нибудь значимый светский либо духовный пост, довольно часто практикова- лись и нелегальные поборы с «еретиков», за которые слу- жащие «закрывали глаза» на их подчас слишком бурную экономическую деятельность, обустройство молельных домов, возведения храмов и т.п. Причем размер подобных дополнительных нелегальных выплат, часто именуемых
«подарками», иногда достигал грандиозных размеров, к примеру, в годы царствования Николая I «Лужин – обер- полицмейстер Москвы – поручил полицмейстеру Ве- рещагину закрыть Преображенское кладбище и увезти оттуда все древние иконы. Чтобы не дать прихожанам воз- можности спасти свои святыни, он решил нагрянуть спо-
2. История экономической мысли

10
Проблемы современной экономики (II)
заранку и потому лег спать раньше обычного. Его, однако, подняли – пришли просители. Они сообщили, что знают о решении закрыть кладбище и попросили помедлить с прибытием, за что согласны были заплатить 50 тысяч рублей – за такие деньги можно было купить пароход и стать купцом второй гильдии. Верещагин отказался, но налет все равно пришлось отложить, так как рано утром неожиданно вызвали к обер-полицмейстеру. Долго про- держали в приемной. Когда он прибыл на место, икон там не оказалось...» [14].
Негативное отношение к старообрядцам большей части российского общества, наблюдавшееся в конце XVII – начале XVIII вв., гонения со стороны светской и духовной власти способствовали переселению больших масс ста- роверов в малозаселенные районы России: в Новгород,
Пермь, Саратов, Ржев, в Поморье, на Урал, Дон, терри- торию современной Польши, Украины и Белоруссии, в глухие сибирские леса, где можно было скрыться от раз- личного рода агрессоров. Впрочем, некоторые особо вли- ятельные боярские и купеческие семьи, рискуя попасть в немилость, оставались в Москве и Санкт-Петербурге.
Одной из известнейших старообрядческих общин в на- чале XVIII в. было поселение на острове Ветка, еще тогда территории Речи Посполитой. В скором времени это по- селение разрослось до 40 тысяч жителей и прославилось на всю России как крупный и весьма успешный реме- сленный и торговый центр: «Купцы-раскольники сбывали в Польше, Белоруссии и Украине продукцию местных ку- старей-ремесленников: бондарей, шапочников, портных, скорняков, шорников, красильщиков, рукавичников. На вырученные деньги купцы снабжали единоверцев сы- рьем и предоставляли кредиты. Ремесленное производ- ство стремительно расширялось. Коробейники с Ветки потеснили польских, украинских, белорусских и даже российских торговцев. Старообрядцы монополизировали торговлю на огромных территориях» [11]. Узнав о ком- мерческих успехах своих подданных, находящихся на по- ложении бесправных, русская императрица Анна Иоан- новна под видом «царской милости» пригласила вернуться членов ветской общины на родину, однако поучила отказ.
Ответные меры не заставили себя долго ждать: в 1735 г. карательная экспедиция разграбила и сожгла дотла посе- ление на Ветке, впрочем, община в скором времени бла- гополучно восстановилась. Такая целенаправленная по- литика репрессий привела к формированию идеологии опоры лишь на собственные силы и общину.
Динамичное развитие предпринимательской деятель- ности среди староверов и превращение их в капитанов русского капитализма началось со второй половины XVIII века, когда с подачи императрицы Екатерины II, после- довал ряд реформ, значительно упростивших жизнь рас- кольников: манифест, призывающий раскольников вер- нуться в Россию, отмена в 1782 г. доплаты «за раскол», введение более льготного налогообложения купцов-ста- роверов, снижение уровня дискриминации со стороны властей. Государыня во время поняла, что «плетью обуха не перешибить» [14], тем более, Екатерина II имела воз- можность наблюдать накопленные уже к тому времени значительные капиталы и амбициозные хозяйственные возможности старообрядцев, особенно проявляющиеся в развитии текстильных мануфактур, строительстве метал- лоплавильных заводов. Все это явно шло на пользу рос- сийской экономики. Хотя еще долгое время дамоклов меч в виде притеснений со стороны властей висел над голо- вами староверов: вновь и вновь крупные российские по- литические фигуры пытались любыми путями ограничить прогрессирующее хозяйственное благополучие расколь- ников. «Последнюю попытку сломить мощное движение старообрядцев предпринял Николай I. Царь приказал эк- спроприировать все имущество раскольников. Но вы- полнить волю самодержца в полной мере не удалось. Ог- ромные общинные капиталы были надежно укрыты» [10].
Долгие годы гонений, притеснений, откровенных гра- бежей со стороны государственных органов заставили тесно сплотиться предпринимателей-староверов, вырабо- тать своеобразные морально-этические качества, харак- теризующиеся, казалось бы, невозможным сочетанием проявления крайней индивидуальности в экономической деятельности и одновременно ощущением себя частью общины, которой ты служишь и которая всегда тебя за- щитит от внешних посягательств.
Распространенным явлением у старообрядцев было то, когда община выбирала одного из самых активных, тол- ковых и грамотных членов для осуществления управлен- ческой деятельности имуществом, принадлежащим всей общине. Часто даже все общинные активы переписыва- лись на имя управленца и юридически были его собствен- ностью, однако сам он никогда не забывал, что имуще- ство это принадлежит не только ему, и поэтому трудился над его эффективным использованием с особым рве- нием («владельцы капитала в действительности не более как экономы, кассиры и приказчики, приставленные к общинной собственности» [14]). Так что, в российской экономике отделение собственности от управления су- ществовало, возможно, и до появления подобного в евро- пейских странах и США.
Кроме того, в старообрядческой среде в процессе предпринимательской деятельности и частой необходи- мости в первоначальном капитале для открытия собст- венного дела успешно возникла и развивалась своя гу- манная система кредитов и займов, которые выделялись на открытие новых производств. «Они имели в своем рас- поряжении конфессиональную систему беспроцентных и безвозвратных ссуд, когда в стране еще не сложились ни национальная кредитная, ни вексельная системы» [14].
Большая часть заработанных средств шла на нужды об- щины: покупку земли для строительства домов, произ- водственных сооружений, сырья, материалов, возведение собственных храмов, предметов быта и проч. При этом, в связи с возможной угрозой изъятия или излишним вни- манием к богатствам раскольников со стороны властей, часто практиковалось вполне легальное сокрытие капи-

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46


написать администратору сайта