Главная страница
Навигация по странице:

  • При изучении данной темы необходимо акцентиро- вать внимание на следующих понятиях

  • Для самопроверки по теме 3 необходимо ответить на вопросы

  • Цели и задачи изучения темы: познакомить студента с одним из основных способов оценки рисковых ситуаций – матричными играми. 3.1. Основные понятия теории стратегических игр

  • Количество стратегий игры.

  • Вид функции выигрышей.

  • Информированность сторон.

  • Степень неполноты информации.

  • Пример 2.

  • 3.2. Смешанные стратегии

  • Смешанная стратегия игрока

  • Международный консорциум Электронный университет Московский государственный университет экономики, статистики и информатики


    Скачать 1.32 Mb.
    НазваниеМеждународный консорциум Электронный университет Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
    Дата25.04.2023
    Размер1.32 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаModelirovanie_riskovykh_situatsiy_Kiseleva_I_A_Uch_-prakt_pos_ME.pdf
    ТипУчебно-практическое пособие
    #1089553
    страница6 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    Тема 3.
    Стратегические игры
    Изучив данную тему, студент должен
    знать:
    • основные процессы исследования стратегических игр;
    • свойства игр двух лиц с противоположными интересами;
    уметь:
    • понимать связь матричных игр с линейным программирова- нием;
    • определять множество стратегий игроков в матричной игре;
    • определять оптимальные чистые и смешанные стратегии;
    • находить оптимальные стратегии в матричной игре со сторо- ны первого и второго игроков.
    При изучении данной темы необходимо акцентиро-
    вать внимание на следующих понятиях:
    • определение оптимальных чистых и смешанных стратегий;
    • связь нахождения оптимальных стратегий с линейным про- граммированием;
    • стратегические игры;
    • матрица игры.
    Для самопроверки по теме 3 необходимо ответить на
    вопросы:
    1. Каковы основы теории матричных игр двух лиц с нулевой суммой.
    2. Как определяется седловая точка.
    3. Оптимальные чистые и смешанные стратегии.
    4. Какова связь нахождения оптимальных стратегий с линей- ным программированием.
    5. Что такое игра.

    Моделирование рисковых ситуаций
    54
    Основные понятия теории стратегических игр. Смешанные стратегии. Связь нахож- дения оптимальных стратегий с линейным программированием.
    Цели и задачи изучения темы:
    познакомить студента с одним из основных способов оценки рисковых ситуаций – матричными играми.
    3.1. Основные понятия теории стратегических игр
    На практике часто появляется необходимость согласования действий фирм, объе- динений, министерств и других участников проектов в случаях, когда их интересы не совпадают. В таких ситуациях теория игр позволяет найти лучшее решение для поведе- ния участников, обязанных согласовывать действия при столкновении интересов.
    Теория игр все шире проникает в практику экономических решений и исследова- ний. Ее можно рассматривать как инструмент, помогающий повысить эффективность плановых и управленческих решений. Это имеет большое значение при решении задач в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в торговле, особенно при заключе- нии договоров с иностранными государствами на любых иерархических уровнях. Так, можно определить научно обоснованные уровни снижения розничных цен и оптималь- ный уровень товарных запасов, решать задачи экскурсионного обслуживания и выбора новых линий городского транспорта, задачу планирования порядка организации экс- плуатации месторождений полезных ископаемых в стране и др. Классической стала зада- ча выбора участков земли под сельскохозяйственные культуры. Метод теории игр можно применять при выборочных обследованиях конечных совокупностей, при проверке ста- тистических гипотез.
    Обычно теорию игр определяют как раздел математики для изучения конфликт- ных ситуаций. Это значит, что можно выработать оптимальные правила поведения каж- дой стороны, участвующей в решении конфликтной ситуации.
    В экономике, например, оказался недостаточным аппарат математического анали- за, занимающийся определением экстремумов функций. Появилась необходимость изу- чения так называемых оптимальных минимаксных и максиминных решений. Следова- тельно, теорию игр можно рассматривать как новый раздел оптимизационного подхода, позволяющего решать новые задачи при принятии решений.
    Игра
    — упрощенная формализованная модель реальной конфликтной си- туации. Математически формализация означает, что выработаны опреде- ленные правила действия сторон в процессе игры: варианты действия сто- рон; исход игры при данном варианте действия; объем информации каждой стороны о поведении всех других сторон.
    Одну играющую сторону при исследовании операций может представлять кол- лектив, преследующий некоторую общую цель. Однако разные члены коллектива могут быть по-разному информированы об обстановке проведения игры.
    Выигрыш или проигрыш сторон оценивается численно, другие случаи в теории игр не рассматриваются, хотя не всякий выигрыш в действительности можно оценивать количественно.
    Краткое содержание
    Определение

    Стратегические игры
    55
    Игрок
    — одна из сторон в игровой ситуации. Стратегия игрока — его правила дей- ствия в каждой из возможных ситуаций игры. Существуют игровые системы управления, если процесс управления в них рассматривается как игра.
    Платежная матрица (матрица эффективности, матрица игры) включает все значе- ния выигрышей (в конечной игре). Пусть игрок 1 имеет m стратегий
    A
    i
    , а игрок 2 — n стратегий
    j
    B
    (
    n
    m
    ,
    1
    =
    j
    ;
    ,
    1
    =
    i
    ). Игра может быть названа игрой m
    ×
    n. Представим матрицу эффективности игры двух лиц с нулевой суммой, сопроводив ее необходимыми обозна- чениями (табл. 1).
    Таблица 1
    Игрок 2
    Игрок 1
    1
    B
    2
    B

    n
    B
    i
    α
    1
    A
    11
    a
    12
    a

    n
    1
    a
    1
    α
    2
    A
    21
    a
    22
    a

    n
    2
    a
    2
    α
    … … …


    m
    A
    1
    m
    a
    2
    m
    a

    mn
    a
    m
    α
    j
    β
    1
    β
    2
    β

    n
    β
    В данной матрице элементы
    ij
    a
    — значения выигрышей игрока 1 — могут озна- чать и математическое ожидание выигрыша (среднее значение), если выигрыш является случайной величиной. Величины
    ,
    ,
    1
    ,
    m
    i
    i
    =
    α
    и
    n
    j
    j
    ,
    1
    , =
    β
    — соответственно минимальные значения элементов
    ij
    a
    по строкам и максимальные — по столбцам. Их содержательный смысл будет отражен ниже.
    В теории игр не существует установившейся классификации видов игр. Однако по определенным критериям некоторые виды можно выделить.
    Количество игроков. Если в игре участвуют две стороны, то ее называют игрой двух лиц. Если число сторон больше двух, ее относят к игре n игроков. Наибольший ин- терес вызывают игры двух лиц. Они и математически более глубоко проработаны, и в практических приложениях имеют наиболее обширную библиографию [6, 10, 19, 20].
    Количество стратегий игры. По этому критерию игры делятся на конечные и бесконечные. В конечной игре каждый из игроков имеет конечное число возможных стра- тегий. Если хотя бы один из игроков имеет бесконечное число возможных стратегий, иг- ра является бесконечной.
    Взаимоотношения сторон. Согласно данному критерию игры делятся на коопе- ративные, коалиционные и бескоалиционные. Если игроки не имеют право вступать в соглашения, образовывать коалиции, то такая игра относится к бескоалиционным; если иг- роки могут вступать в соглашения, создавать коалиции — коалиционной. Кооперативная
    игра — это игра, в которой заранее определены коалиции.
    Характер выигрышей. Этот критерий позволяет классифицировать игры с нуле- вой и с ненулевой суммой. Игра с нулевой суммой предусматривает условие: «сумма выиг- рышей всех игроков в каждой партии равна нулю». Игры двух игроков с нулевой суммой относят к классу антагонистических. Естественно, выигрыш одного игрока при этом ра- вен проигрышу другого. Примерами игр с нулевой суммой служат многие экономиче- ские задачи. В них общий капитал всех игроков перераспределяется между игроками, но не меняется. К играм с ненулевой суммой также можно отнести большое количество эко-

    Моделирование рисковых ситуаций
    56
    номических задач. Например, в результате торговых взаимоотношений стран, участвую- щих в игре, все участники могут оказаться в выигрыше. Игра, в которой нужно вносить взнос за право участия в ней, является игрой с ненулевой суммой.
    Вид функции выигрышей. По этому критерию игры подразделяются на мат- ричные, биматричные, непрерывные, выпуклые, сепарабельные и т.д. Поясним суть не- которых из них.
    Матричная игра— конечная игра двух игроков с нулевой суммой. В общем слу- чае ее платежная матрица является прямоугольной (см. табл. 1). Номер строки матрицы соответствует номеру стратегии, применяемой игроком 1. Номер столбца соответствует номеру стратегии игрока 2. Выигрыш игрока 1 является элементом матрицы. Выигрыш игрока 2 равен проигрышу игрока 1. Как показано в приложении, матричные игры все- гда имеют решения в смешанных стратегиях. Они могут быть решены методами линей- ного программирования.
    Биматричная игра— конечная игра двух игроков с ненулевой суммой. Выигрыши каждого игрока задаются своей матрицей, в которой строка соответствует стратегии игрока
    1, а столбец – стратегии игрока 2. Однако элемент первой матрицы показывает выигрыш игрока 1, а элемент второй матрицы – выигрыш игрока 2. Для биматричных игр так же, как и для матричных, разработана теория оптимального поведения игроков.
    Если функция выигрышей каждого игрока в зависимости от стратегий является непрерывной, игра считается непрерывной. Если функция выигрышей выпуклая, то и игра
    выпуклая.
    Если функция выигрышей может быть разделена на сумму произведений функ- ций одного аргумента, то игра относится к сепарабельной.
    Количество ходов. Согласно этому критерию игры можно разделить на одноша- говые и многошаговые. Одношаговые игры заканчиваются после одного хода каждого иг- рока. Так, в матричной игре после одного хода каждого из игроков происходит распре- деление выигрышей. Многошаговые игры бывают позиционными, стохастическими, диф- ференциальными и др.
    Информированность сторон. По данному критерию различают игры с полной и неполной информацией. Если каждый игрок на каждом ходу игры знает все ранее при- мененные другими игроками на предыдущих ходах стратегии, такая игра определяется как игра с полной информацией. Если игроку не все стратегии предыдущих ходов других игроков известны, то игра классифицируется как игра с неполной информацией. Мы далее убедимся, что игра с полной информацией имеет решение. Решением будет седловая точка при чистых стратегиях.
    Степень неполноты информации. По этому критерию игры подразделяются на статистические (в условиях частичной неопределенности) и стратегические (в условиях полной неопределенности, см. разд. 3.2). Игры с природой (см. гл. 3, 6) часто относят к статистическим играм. В статистической игре имеется возможность получения инфор- мации на основе статистического эксперимента, при котором вычисляется или оценива- ется распределение вероятностей состояний (стратегий) природы. С теорией статистиче- ских игр тесно связана теория принятия экономических решений.
    Получив некоторое представление о существующих подходах к классификации игр, можно остановиться на оценках игры.
    Рассмотрим матричную игру, представленную матрицей выигрышей m
    ×
    n, где число строк
    m
    ,
    1
    i
    =
    , а число столбцов
    n
    ,
    1
    j
    =
    (см. табл. 1). Применим принцип получе- ния максимального гарантированного результата при наихудших условиях. Игрок 1 стремится принять такую стратегию, которая должна обеспечить максимальный проиг-

    Стратегические игры
    57
    рыш игрока 2. Соответственно игрок 2 стремится принять стратегию, обеспечивающую минимальный выигрыш игрока 1. Рассмотрим оба этих подхода.
    Подход игрока 1. Он должен получить максимальный гарантированный резуль- тат при наихудших условиях. Значит, при выборе отвечающей этим условиям своей чис- той i-й стратегии (в табл. 1 ей соответствует i-я строка выигрышей) он должен выбрать гарантированный результат в наихудших условиях, т.е. наименьшее значение своего вы- игрыша
    a
    ij
    , которое обозначим
    i
    α
    =
    j
    min
    ij
    a
    Чтобы этот гарантированный эффект в наихудших условиях был максимальным, нужно из всех α
    i
    выбрать наибольшее значение. Обозначим его α и назовем чистой нижней ценой игры («максимин»):
    α
    =
    i
    max
    i
    α
    j
    i
    min
    max
    =
    ij
    a
    Таким образом, максиминной стратегии отвечает строка матрицы, которой соот- ветствует элемент α. Какие бы стратегии ни применял игрок 2, игрок 1 максиминной чистой стратегией гарантировал себе выигрыш не меньший, чем α. Таково оптимальное поведение игрока 1.
    Подход игрока 2. Своими оптимальными стратегиями он стремится уменьшить выигрыш игрока 1, поэтому при каждой j-й чистой стратегии он отыскивает величину своего максимального проигрыша j
    β
    =
    i
    min
    ij
    a
    в каждом j-м столбце, т.е. определяет максимальный выигрыш игрока 1, если игрок 2 применит j-ю чистую стратегию. Из всех своих n j-х чистых стратегий он отыскивает та- кую, при которой игрок 1 получит минимальный выигрыш, т.е. определяет чистую верх- нюю цену игры («минимакс»): ij i
    j j
    j
    α
    β
    =
    β
    max
    min
    =
    min
    Чистая верхняя цена игры показывает, какой максимальный выигрыш может га- рантировать игрок 1, применяя свои чистые стратегии, – выигрыш, не меньший, чем α.
    Игрок 2 за счет указанного выше выбора своих чистых стратегий не допустит, чтобы иг- рок 1 мог получить выигрыш, больший, чем
    β
    . Таким образом, минимаксная стратегия отображается столбцом платежной матрицы, в котором находится элемент
    β
    (см. табл. 1).
    Она является оптимальной чистой гарантирующей стратегией игрока 2, если он ничего не знает о действиях игрока 1.
    Чистая цена игры v – цена данной игры, если нижняя и верхняя ее цены совпадают:
    υ
    α
    α
    =
    max
    min
    =
    min
    max
    ij i
    j ij j
    i
    В этом случае игра называется игрой с седловой точкой.
    Пример 1. Определить верхнюю и нижнюю цены при заданной матрице игры и указать максиминную и минимаксную стратегии. Представим матрицу игры с обозначе- ниями стратегий
    ,
    j
    β
    i
    α
    (табл. 2).
    Таблица 2
    B
    j
    A
    i
    B
    1
    B
    2
    B
    3
    i
    α
    A
    1 1 2 3 1
    A
    2 4 5 6 4
    j
    β
    4 5 6

    Моделирование рисковых ситуаций
    58
    Решение. Определим нижнюю цену игры :
    α
    1
    = 1; α
    2
    = 4; α = 4 (см. столбец α
    i
    ).
    Определим верхнюю цену игры:
    β
    1
    = 4 ;
    β
    2
    = 5;
    β
    3
    = 6;
    β
    = 4 (см. строку
    β
    j
    ).
    Таким образом, α =
    β
    = 4, т.е.
    4
    =
    max
    min
    =
    min
    max
    ij i
    j ij j
    i
    α
    α
    Значит, α =
    β
    = v = 4 – чистая цена игры при стратегиях А
    2
    и В
    1
    . Следовательно, имеем игру с седловой точкой.
    Пример 2. Определим максиминную и минимаксную стратегии при заданной матрице эффективности (табл. 3).
    Таблица 3
    Игрок 2
    Игрок 1
    B
    1
    B
    2
    B
    3
    B
    4
    A
    1 2 7 6 10
    A
    2 8 4 9 5
    Решение. Определим максиминную стратегию:
    α
    1
    = 2; α
    2
    = 4; α= 4.
    Максиминная стратегия – строка А
    2
    Определим минимаксную стратегию:
    β
    1
    = 8 ;
    β
    2
    = 7;
    β
    3
    = 9;
    β
    4
    = 10;
    β
    = 7.
    Минимаксная стратегия – столбец В
    2
    . Здесь α<
    β
    , следовательно, седловой точки нет.
    Если матрица игры содержит элемент, минимальный в своей строке и максималь- ный в своем столбце, то он, как уже сказано выше, является седловой точкой. В этом слу- чае мы имеем игру с седловой точкой.
    Пусть в игре с седловой точкой один игрок придерживается седловой точки, тогда другой получит лучший результат, если также будет придерживаться этой точки. Луч- шее поведение игрока не должно повлечь уменьшение его выигрыша. Зато худшее пове- дение может привести к этому. В данном случае решением игры являются:
    • чистая стратегия игрока 1;
    • чистая стратегия игрока 2;
    • седловой элемент.
    Оптимальные чистые стратегии – это чистые стратегии, образующие седловую точку.
    В игре без седловой точки, если игрок 1 информирован о стратегии, принятой игро- ком 2, он сможет принять оптимальную стратегию, которая не совпадает с максиминной.
    Пример 3. Дана матрица игры
    


    


    =
    9 7
    12 4
    8 11 6
    8 5
    3
    A

    Стратегические игры
    59
    Допустим, что игроку 1 стало известно, что игрок 2 принял минимаксную страте- гию. Игрок 1 должен выбрать оптимальную стратегию при условии, что В
    2
    – стратегия игрока 2 (
    β
    =5).
    Решение.
    Определим максиминную стратегию игрока 1:
    α
    1
    = 3; α
    2
    = 4; α= 4.
    Стратегия игрока 1 – А
    2
    — максиминная.
    Выберем оптимальную стратегию для игрока 1. Ею будет не максиминная А
    2
    , дающая игроку 1 выигрыш α = 4, а та стратегия, которая соответствует
    i
    max
    ij
    a
    . В этом случае его максимальный гарантированный выигрыш будет равен верхней цене игры
    β
    = 5, поэтому он выберет свою оптимальную стратегию А
    1
    , зная, что игрок 2 выбрал свою стратегию В
    2
    . Таким образом, рассмотренный пример дает результат, отличный от результата при игре с седловой точкой.
    Стратегия является оптимальной, если ее применение обеспечит игроку наи- больший гарантированный выигрыш при любых возможных стратегиях другого игрока.
    На примере 3 показано, что бывают ситуации, когда игрок 1 может получить вы- игрыш, превосходящий максиминный, если ему известны намерения игрока 2.
    При многократном повторении игры в сходных условиях можно добиться гаран- тированного среднего выигрыша, превосходящего для игрока 1 максиминный.
    3.2. Смешанные стратегии
    Если в матричной игре отсутствует седловая точка в чистых стратегиях, то находят верхнюю и нижнюю цены игры. Они показывают, что игрок 1 не получит выигрыша, превосходящего верхнюю цену игры, и что игроку 1 гарантирован выигрыш, не мень- ший нижней цены игры. В примере 3 игрок 1 получил по своей оптимальной стратегии
    А
    1
    , отличной от максиминной, выигрыш, равный верхней цене игры. Такова плата за информированность о стратегии игрока 2. Это крайний случай. Не улучшится ли ре- зультат игрока 1, если информация о действиях противной стороны будет отсутствовать, но игрок будет многократно применять чистые стратегии случайным образом с опреде- ленной вероятностью?
    В такой ситуации, оказывается, можно получать выигрыши, в среднем большие нижней цены игры, но меньшие верхней.
    Смешанная стратегия игрока
    – это полный набор применения его чистых стратегий при многократном повторении игры в одних и тех же условиях с заданными вероятностями.
    Подведем итоги сказанного и перечислим условия применения смешанных стратегий:
    • игра без седловой точки;
    • игроки используют случайную смесь чистых стратегий с заданными вероятностями;
    • игра многократно повторяется в сходных условиях;
    • при каждом из ходов ни один игрок не информирован о выборе стратегии другим игроком;
    • допускается осреднение результатов игр.
    Определение

    Моделирование рисковых ситуаций
    60

    61
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта