Психические болезни 2005. Менделевича
Скачать 3.5 Mb.
|
Раздел I ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКАГлава 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ И НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ Организация психиатрической и наркологической помощи населению исходит из специфики данных научных дисциплин и особенностей протекания основных заболеваний. К ним относит ся: во-первых, параметры хроничности и длительности протека ния болезней, высокий уровень инвалидизации и, во-вторых, по тенциальная или реальная опасность пациентов для себя или окру жающих. В связи с перечисленными особенностями организация психи атрической и наркологической помощи населению строится на принципах динамического наблюдения за больными и подразу мевает наличие закрытых лечебных учреждений, в которых тера пия сочетается с временной и вынужденной изоляцией больного. На психиатрическую и наркологическую службы возлагаются следующие функции: оказание неотложной психиатрической и наркологической помощи; осуществление консультативно-диагностической, психопрофи лактической, социально-психологической и реабилитационной помощи во внебольничных и стационарных условиях; проведение всех видов психиатрической и наркологической экспертизы, в том числе определение временной нетрудоспособ ности; оказание социально-бытовой помощи и содействие в трудоус тройстве лиц, страдающих психическими расстройствами; участие в решении вопросов опеки указанных лиц; проведение консультаций по правовым вопросам; осуществление социально-бытового устройства инвалидов и престарелых, страдающих психическими расстройствами; оказание психиатрической помощи при стихийных бедствиях и катастрофах. 4 Реализация перечисленных функций базируется на принципах: соответствия (адекватности); целесообразности; допустимости; гуманности; независимости; преемственности; научной обоснованности. Принцип соответствия (адекватности) подразумевает выбор специалистом методов оказания психиатрической или нарколо гической помощи в соответствии с механизмами возникновения патологии и диагнозом основного заболевания. Оказание помощи должно основываться на факте соответствия с учетом иной пато логии (заболеваний) у пациента. К примеру, поведенческие рас стройства не всегда должны становиться предметом деятельности психиатрической и наркологической служб. Нередко адекватной и обоснованной может являться помощь правоохранительных ор ганов. То же касается и состояний опьянения, во время которых возможно как проявление психической патологии, так и баналь ные хулиганские действия. Вследствие этого специалист при оценке необходимости применения мер медицинского характера должен ориентироваться на принцип соответствия (адекватности). Принцип целесообразности рассматривает необходимость и обо снованность исправления поведенческих девиаций (расстройств) в условиях психиатрических учреждений. Считается, что психиат рическая помощь в исправлении, например, расстройств привы чек и влечений, может и не быть необходимой (так же как и тера пия алкоголизма в случае донозологических признаков, т. е. так называемых бытовых форм пьянства). Принципы допустимости и гуманности базируются на представ лении о необходимости применения в процессе оказания психи атрической и наркологической помощи лишь тех методик, кото рые способствуют личностному росту человека, этически и эсте тически обоснованы и не могут вызвать сами психических рас стройств. Недопустимым следует признать применение манипулятивных методик, которые используются без ведома больного или без осо знания им сути терапевтического процесса. Кроме того, недопус тимым можно считать формирование в процессе терапии нового мифологического, т. е. ненаучного иррационального и искажаю щего действительность мышления индивида (к таким методикам можно, к примеру, отнести различные виды «кодирования», ба зирующиеся на прямом или косвенном внушении клиенту-паци- енту ложных умозаключений и убеждений, экстрасенсорные или парапсихологические методики). Принцип гуманности базируется на признании за больным человеком прав на свободу выбора и 5 уважение. Этот принцип (в соответствии с роджеровским подхо дом) проявляется в признании медицинским работником паци ента как ценной и уникальной личности, принятии его проблем, сопереживании, эмпатии, искренности и позитивном непредвзя том взгляде на пациента во время взаимодействия с ним. Принцип независимости указывает на важную сторону психиат рической и наркологической деятельности, отражающую возмож ность давления на медиков со стороны общества, государства, близкого окружения больного. Особенно важной является незави симость при проведении комплексной судебной психолого-пси хиатрической экспертизы. Однако не менее важным является так же независимость от давления родственников больного (в особен ности в детской и геронтологической клиниках), которое может осуществляться с целью безосновательной изоляции пациента. Принцип преемственности является основополагающим прин ципом построения всей системы организации психиатрической и наркологической помощи. Он исходит из положения о том, что, как правило, психические и наркологические заболевания проте кают хронически и требуют динамического диспансерного наблю дения. Суть принципа заключена в том, чтобы обеспечивать паци енту медицинское сопровождение в течение всего срока его бо лезни. Преемственность подразумевает осуществление связи меж ду стационарным и амбулаторным этапами оказания помощи боль ному, между терапией и реабилитацией. Принципнаучнойобоснованности диктуется необходимостью широкой распространенности мистического и мифологического мировоззрения. Медицинский работник как в процессе диагно стики, так и в процессе терапии обязан избегать применения на учно необоснованных методик. Основной структурной единицей организации психиатрической и наркологической помощи является психоневрологический или наркологический диспансеры. Их строят по территориальному принципу, что обеспечивает доступность и квалифицированность помощи. В диспансерах ведется учет всех обратившихся больных обслуживаемой территории, динамическое наблюдение и амбула торное лечение. Находящиеся на учете психоневрологического диспансера больные распределяются на группы в зависимости от степени их нуждаемости в активном наблюдении, лечебной и со циальной помощи. В штате психоневрологических диспансеров помимо психиат ров, психотерапевтов, наркологов работают также юристы, ока зывающие больным социально-правовую помощь. При большин стве диспансеров имеются специальные лечебно-трудовые мас терские, где работают инвалидизированные психически боль ные, получая одновременно необходимое наблюдение, лечение и помощь. 6 В структуре психоневрологических диспансеров предусмотре ны полустационарныеподразделения: дн е вн ы е с т а ц и о н а р ы , в которых больные находятся лишь днем; но ч н ы е с а н а т о рии, куда направляются больные, способные днем осуществлять свои профессиональные обязанности. Преимуществом дневных стационаров является отсутствие изо ляции больных. В случаях, когда больные в силу выраженности и особенностей течения психического или наркологического заболевания не спо собны получать эффективную амбулаторную или полустационар ную помощь, они направляются в психиатрический или нарколо гический стационар. В системе оказания психиатрической помощи стационары существуют как в психиатрических больницах, так и в структуре психоневрологических больниц и диспансеров. Как правило, в стационарные отделения направляются больные с пси хотическим уровнем психических расстройств, нуждающиеся в круглосуточном наблюдении и терапии. Структура психиатрических больниц подразумевает наличие приемного покоя, специальных отделений для больных с непси хотическими психическими расстройствами (отделения неврозов или психосоматических заболеваний), для больных, находящихся в остром состоянии, для больных с затяжным течением психозов, для больных с выраженными соматическими заболеваниями, дет ские отделения, геронтологические отделения, отделения для выздоравливающих (санаторные), судебно-психиатрические отде ления. Традиционно отделения делятся по гендерному (полово му) принципу. В современных психиатрических больницах поми мо отделений для больных имеются такие подразделения, как ла бораторное, физиотерапевтическое, рентгеновское, трудотерапев тическое. Для оказания оперативной психиатрической помощи в круп ных городах в системе скорой помощи имеются специализиро ванные бригады, в обязанности которых входит диагностика пси хического состояния пациента, оказание экстренной помощи и госпитализация в психиатрические больницы по показаниям. Помимо оказания психиатрической помощи в психиатрических больницах общего типа предусмотрено оказание специализированной принудительной помощи психически больным,совершившим правонарушения (преступления) и признанным судом невменяе мыми. В условиях психиатрических больниц с интенсивным на блюдением оказываются все современные виды помощи. Особенно активно в последние годы развивается организация психотерапевтической помощи населению. В структуре психоневро логических диспансеров и больниц имеются психотерапевтические отделения, оказывающие амбулаторную или полустационарную помощь больным. Основной упор при этом делается на использо 7 вание методов психологического воздействия (психотерапию, пси хологическое консультирование, психокоррекцию), а не на психо фармакотерапию. Новым и активно развивающимся видом организации нарко логической помощи считается создание в структуре наркологи ческих диспансеров или вне их реабилитационных отделений и центров. Это связано как с широкой распространенностью нарко мании, так и со спецификой лечения пациентов. Особенностями лечения являются: упор на медико-психосоциальную реабилита цию больных, необходимость сочетания медицинской (нарколо гической, психиатрической) с психологической помощью. Контрольные вопросы Какие функции возлагаются на психиатрическую и наркологиче скую службы? Назовите основные принципы оказания психиатрической помощи. Что является основной структурной единицей организации психи атрической и наркологической помощи? В чем специфика оказания психиатрической помощи в условиях дневного стационара? Какие отделения входят в структуру психиатрической больницы? По отношению к кому применяется принудительное психиатриче ское лечение? Что включает в себя реализация принципа допустимости в психи атрии? Глава 2 ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ В ПСИХИАТРИИ И НАРКОЛОГИИ Этико-деонтологические аспекты в психиатрии и наркологии Квалификация медицинского работника, особенно оказываю щего психиатрическую и наркологическую помощь, включает в себя как минимум два необходимых качества: во-первых, высо кий уровень знаний и навыков; во-вторых, использование в про фессиональной деятельности нравственных принципов. Ни в ка кой иной специальности нет такой взаимообусловленности эти ческих и профессиональных качеств человека. Именно вследствие этого обстоятельства медик принимает клятву, облекая себя обя занностью следовать определенным моральным канонам. 8 Согласно определению медицинскаяэтикаидеонтология— это совокупность этических норм и принципов поведения меди цинского работника при выполнении им своих профессиональ ных обязанностей. Этика определяет законы морали и нравствен ности, нарушение которых зачастую не ведет к уголовной или административной ответственности, но приводит к нравствен ному суду, суду чести. Этические нормы поведения достаточно динамичны. В первую очередь, они подвержены влиянию обще ственных факторов и норм общественной морали. Учитывая тот факт, что психическая болезнь имеет непосредственное отноше ние к нарушению общественных норм, а действия медицинских работников в области психиатрии и наркологии носят характер социально значимых, этические аспекты психиатрической на уки и практики можно назвать одними из наиболее актуальных в медицине. Этические нормы поведения врача, разработанные еще Гип пократом, в последнее время часто подвергаются критическому анализу. Социальные изменения, происходящие в стране, спо собствуют тому, что многие постулаты Гиппократа входят в про тиворечие с сегодняшними понятиями о добре и зле, благе и вре де и т. д. В целом можно говорить, что в связи с психиатрией и нарко логией этическая проблема звучит так: «Что из врачебных воздей ствий на пациента следует считать добром для него, а что — злом?» Ответ на этот вопрос будет зависеть от того, в какой системе ко ординат находится психиатрия и наркология. В рамках ортодо ксальной парадигмы этические приоритеты расставлены с одной направленностью, в рамках антипсихиатрической парадигмы — с другой, а в рамках феноменологической психиатрии — отлично от первых двух. Ортодоксалъная психиатрия и наркология в формировании эти ческих требований исходит из представления о приоритете госу дарства над личностью, феноменологическая психиатрия придер живается прямо противоположной точки зрения. Вследствие это го один и тот же поступок может оцениваться и как безнравствен ный, и как высоконравственный. Например, долгие годы доми нирования в отечественной медицине ортодоксальной психиат рии обусловливали оценку морально высоких категорий поведе нию врача при изоляции пациентов-диссидентов от общества за «антиобщественную деятельность». Этическое обоснование стро илось на выборе «добродетели» для него (и за него). Психиатр был убежден, что морально оправданно помещение такого пациента за стены психиатрической больницы, а не за тюремную решетку. Но, заметим, пациента о добродетельной стороне того или иного действия врача никто не спрашивал. Подразумевалось, что это очевидно, и что пациент должен быть благодарен врачу за подоб 9 ные действия. В других случаях при доминировании ортодоксаль ной психиатрии врач считает нравственным поступком гипердиа гностику (в качестве перестраховки). К примеру, если человек высказывает суицидальные мысли, то добром для него же самого будет нахождение (пусть временное) в стенах психиатрической лечебницы, а злом — остаться наедине с собственными мыслями и риск суицидального поведения. В современной отечественной наркологии обсуждается вопрос о необходимости и целесообразности принудительной терапии больных наркоманией и алкоголизмом в стенах лечебно-профи лактических учреждений, так называемых лечебно-трудовых про филакториев (ЛТП). Обоснование необходимости внедрения ЛТП, предлагаемое сторонниками, базируется на представлении о том, что врач-психиатр (нарколог) не может оставаться в стороне от проблем семьи наркозависимого пациента. Считается, что ЛТП способны обеспечивать больного необходимым лечением и пол ноценным питанием, а также позволяют на несколько лет физи чески изолировать больного наркоманией и алкоголизмом от воз можности потребления наркотиков и алкоголя, а семью и обще ство — от наркомана. Как видно из приведенной точки зрения, упор в обосновании необходимости ЛТП делается на том бес спорном факте, что больной наркоманией своим поведением ока зывает разрушающее действие на членов собственной семьи. Кон траргументом приведенной точки зрения служит позиция о том, что медицинский работник своей профессиональной де ятельностью в первую очередь должен оказывать помощь не госу дарству, не обществу, а пациенту. Несомненно, его гражданская позиция важна, но она не может быть инверсной, когда права и здоровье окружающих перекрывают нацеленность на охрану здо ровья и благополучия больного. Феноменологическая психиатрия собственные этические приори теты расставляет, исходя из представления о доминировании прав личности над правами государства, общества. В области психиатрии и наркологии наиболее спорными в от ношении нравственной оценки и потому актуальными остаются такие процессы и процедуры, как конфиденциальность, эвтана зия, патернализм, компетентность, оказание помощи шоковыми методами терапии, экстрасенсорика и некоторые другие. Конфиденциальность Вопрос о нравственной оценке конфиденциальности (разгла шение врачебной тайны — интимных сведений, которые стали известны медицинским работникам в процессе обследования и терапии пациента) до настоящего времени остается одним из наиболее важных в области психиатрической этики. Ведь конфи 10 денциальность в традиционном понимании подразумевает нераз глашение сведений о больном, сохранение тайны болезни прак тически во всех без исключения случаях. В противном случае, если не будет гарантирована конфиденциальность, к психиатрам и наркологам пациенты добровольно не станут обращаться или при вынужденном обращении будут скрывать от них важные для диа гностики и лечения сведения. Проблема заключается также и в том, что психически больной в связи со своим заболеванием может представлять общественную опасность и пытаться совершить преступление против близких родственников, знакомых, врачей или общества в целом, а врач или медсестра психиатрического учреждения могут быть ограни чены рамками врачебной тайны для того, чтобы предотвратить преступление. Раньше подобная проблема решалась в пользу об щества и «душевно здорового большинства», т.е. добродетелью считалась однозначная помощь обществу в ущерб личности. В учебниках, по которым продолжают учиться будущие меди ки, написано, что в условиях государства общественные интере сы народа настолько актуальны, что запрещение врачу раскры вать секреты, почерпнутые из общения с больным, принесло бы вред общему делу. При этом общественные интересы незаслужен но расширяются. Сегодня законодательно ограничены ситуации, при которых допустимо нарушать принцип конфиденциальности — случаи не посредственной опасности больного для окружающих, связанной с психопатологическими расстройствами. Однако за рамками за кона остаются многие ситуации, не носящие характер непосред ственной социальной опасности. К примеру, ситуация с сообщени ем без согласия больного его родственникам диагноза заболева ния. Что признать этически оправданным — сообщение жене о шизофрении, распознанной у ее мужа, или укрытие этого факта? Добродетель в отношении кого более справедлива — в отношении больного мужа, который не хотел бы потерять семью вследствие реакции жены на диагноз или в отношении жены, которая на основании знаний об истинном диагнозе болезни мужа могла бы строить новую жизнь? Медик решает эту задачу в настоящее вре мя индивидуально, но часто на основании собственных представ лений о благе и вреде. Думается, что этот этический ребус должен всегда решаться в пользу больного. И сообщение близким род ственникам диагноза его заболевания должно основываться толь ко на доброй воле пациента. В практике могут встречаться еще более трудные в этическом отношении ситуации. Предположим, что к психиатру обращаются родители, усыновившие ребенка и через пять лет после усынов ления отмечающие у него психические отклонения. Что считать этически правильным поступком — сообщить им о наличии, к 11 примеру, врожденного и терапевтически резистентного умствен ного дефекта у ребенка и тем самым невольно подтолкнуть к воз врату ребенка в детский дом или же занять позицию защиты ребен ка и умолчать об истинном диагнозе заболевания? Не менее психологически и этически сложными оказываются случаи, при которых сам пациент требует дать ему полную ин формацию о его психической болезни. Этически оправданным можно считать информирование пациента, но только в такой форме, которая не приведет к ухудшению его психического со стояния или суициду. Одной из наиболее острых, дискуссионных и общественно значимых сторон конфиденциальности при психических заболе ваниях являются ситуации, когда психически больным является лицо, занимающееся политикой и занимающее важный государ ственный пост. Вопрос стоит так: «Ввести ли в законодательство необходимость психического освидетельствования государствен ных деятелей или оставить решение этого вопроса на этическом уровне?» Поскольку данный вопрос актуален и видимо будет ак туален многие годы, позволим себе проанализировать сложившу юся ситуацию. В научных кругах обсуждение этого вопроса переместилось из сферы гуманистики и этики в плоскость целесообразности. «Допу стим, депутат или лицо, претендующее на высокий государствен ный пост, болен шизофренией или психопатией, разве правиль ным было бы скрывать этот факт от его избирателей?» — спраши вают многие, требуя отменить принцип конфиденциальности в виде исключения для политических деятелей. В связи с этим воз никает масса вопросов. Во-первых, допустим, что принцип исключения из правил бу дет принят, кого следует включать в список лиц, диагноз болезни которых врач обязан сообщать? Во-вторых, что будет обязан сообщать врач (или комиссия экс пертов) о своих пациентах — только диагноз болезни или еще аргументы для его доказательства? В-третьих, что следует из того заключения, что важная госу дарственная персона страдает «психоорганическим синдромом травматического генеза»? Дает ли это основание какому-либо го сударственному органу лишить его своего поста? Или следует про вести на основании врачебного заключения слушания в Государ ственной Думе: годен или негоден в связи с психопатией (лично стным расстройством) имярек занимать свой высокий пост? Но ведь диагноз, к примеру, психопатии (личностного расстройства) не позволяет сам по себе ограничивать человека в гражданских правах. Приведенные размышления о возможности разглашения вра чебной тайны в видеисключениядля политических деятелей убеж 12 дают, что законодательный подход к этому вопросу бесперспек тивен и нецелесообразен. Этот вопрос останется в сфере этики и деонтологии. Эвтаназия Проблема эвтаназии, или добровольного безболезненного ли шения жизни, стоит достаточно остро в общей медицине. По отно шению к психиатрии и наркологии, особенно на обывательском уровне, более остро стоит проблема добродетели при сохранении жизни и возможности продолжать свой род умственно отсталым лицам с врожденными психическими отклонениями. Считается, и с каждым днем подобное мнение укрепляется и находит все больше сторонников, что психически больные должны быть при нудительно стерилизованы (за это выступают около трети граж дан страны). Стоит напомнить, что программа физического уничтожения душевнобольных во времена третьего рейха в Германии включала ряд последовательных этапов: стерилизацию, которой подлежали больные шизофренией, циклотимией, наследственной эпилепсией, хореей Гентингтона, наследственной слепотой и глухотой, алкоголизмом, умственной отсталостью; уничтожение детей с физическими и умственными недостат ками; акцию «Т4» — полное постепенное физическое уничтожение взрослых психически больных к 1945 г. (I. Е.Meyer). Подобное напоминание, естественно, не может служить обо снованием точки зрения о том, что принудительная стерилиза ция психически больных аморальна. Но для этого и не требуется никаких обоснований. Если интересы личности (любой — здоро вой или больной) поставить над государственными и обществен ными, то вопрос снимется автоматически. Более сложна проблема суицидального поведения. В частности, определение допустимой меры вторжения в жизнь психически больного человека. Взаимоотношения с душевнобольным, нахо дящимся в психотическом состоянии и пытающимся покончить с собой, справедливо строятся на законодательной основе — если наблюдается сочетание признаков психического заболевания (пси хоза) и суицидального поведения, им обусловленного, пациент нуждается в неотложной госпитализации. Если же пациент, нахо дится, к примеру, в состоянии невротической депрессии и выска зывает суицидальные мысли, то, видимо, следует подходить к его высказываниям и намерениям в соответствии с этическими прин ципами. Медицинский работник в этом случае должен попытать ся разубедить человека в необходимости совершить самоубийство, 13 но при этом ему следует понимать, что человек имеет право как на жизнь, так и на смерть (если он психически здоров). И этиче ски оправданным был бы именно такой диалектический подход. Патернализм Патернализм так же, как и вышеперечисленные параметры, можно отнести к этическим проблемам психиатрии и наркологии. Суть его заключается в этической оценке возможности и допус тимости принятия психиатром или медсестрой психиатрического профиля на себя роли человека, диктующего душевнобольному, как тому следует поступать в жизни. Зачастую медицинский работ ник распространяет свое влияние на области жизни пациента, кото рые не имеют непосредственного отношения к его болезни. В част ности, медик берет на себя ответственность за категорические рекомендации по поводу замужества и женитьбы, разводов, дето рождения, поступления на работу или увольнения с нее. К при меру, пациентка с невротическими расстройствами, возникшими после измены супруга, может попросить у медика совета по пово ду возможности и целесообразности дальнейшей совместной жизни с мужем. Медик не имеет этического права давать совет, посколь ку любой из них будет обосновываться не медицинскими, а его собственными нравственными критериями. Противоположностью патернализма являются взаимоотношения медицинского работ ника и пациента на платформе сотрудничества и партнерства. Реконструкция личности при психотерапии Этическая проблема, обозначенная реконструкциейличностивозникла не так давно. Особенно активно психотерапевтические методики, использующие методы реконструкции личности, ста ли появляться в последнее время. Суть проблемы заключается в том, насколько оправданной с этической точки зрения является вторжение в личностную структуру пациента и изменение ее с целью излечения от разнообразных психических и наркологиче ских расстройств. Пациент, вручая себя медику, с одной сторо ны, может не догадываться о том, что в процессе терапии будет происходить изменение его мировоззрения, т. е. реконструкция лич ности. С другой стороны, даже если пациент согласен на подоб ную процедуру, соответствуют ли нормам морали и медицинской деонтологии подобные действия. Вторжение в личностную струк туру пациента возможно лишь в случаях, когда пациент отдает себе отчет в том, к какому состоянию стремится подвести его психотерапевт, и добровольно идет на это. Наиболее часто в последнее время медики стали использовать немедицинские и непсихологические способы реабилитации нар 14 козависимых (например, программу «12 шагов»), суть которых за ключена в нравственной переориентации пациента. Следует при знать этот путь порочным и выходящим за рамки профессиональ ной компетенции. Отдельно следует сказать о психотерапевтиче ских методиках, которые используют нетрадиционные воздействия, которые могут повлечь ухудшение состояния больного, к приме ру, голотропное дыхание по Грофу. Лечение без согласия Сложной этической проблемой остается обоснованность тера пии пациента без его оповещения о назначаемых лекарствах, меха низмах их действия, побочных эффектах. Недопустимым следует считать назначение антипсихотических препаратов (подбрасыва ние в пищу) человеку, который не знает об их приеме. Компетентность На первый взгляд категория компетентности не относится к этическим нормам. Однако это относится к случаям недостаточ ной компетентности (недостаточные знания и навыки в области профессиональной деятельности). С этических позиций интерес представляет расширение границ компетентности, когда в про фессионально проводимый анализ включаются, наряду с тради ционными клиническими феноменами (психопатологическими симптомами и синдромами), психологические проявления. При этом, как правило, происходит гипердиагностика — приписыва ние обычным психологическим феноменам характера патологии. Справедливо в связи с этим замечание В.А. Тихоненко и Г. М. Ру мянцевой, когда психиатр грусть или печаль называет субдепрес сией, гнев — дисфорией, увлеченность — гипопаранойяльностью, враждебность— гипопараноидностью и т.д. На психиатрическом жаргоне процесс подобной подмены точ но назван «профессиональным кретинизмом». В связи с этим еще раз следует обратиться к феноменологическому методу и назвать обязательным с профессиональной и этической точек зрения прин цип иметь при диагностическом поиске альтернативные психоло го-психиатрические определения для каждого из обнаруживаемых феноменов (например, амбивалентность —нерешительность, ре зонерство —демагогия, аутизм —интраверсия и т.д.). Экстрасенсорика Отношение к экстрасенсорике в психотерапевтической, пси хиатрической и наркологической практике можно также отнести к этической области. Этическому осмыслению подлежит медицин 15 ская оценка экстрасенсорных воздействий и рекомендации пси хически больным по поводу применения или отказа от примене ния подобных нетрадиционных методов терапии. Что считать этичным —врачебный запрет пациенту обращаться к экстрасенсам и ясновидящим или поощрение этих действий? На сколько этичным будет размышление типа: «Раз помогает — значит, хорошо»? Если медик как представитель науки и научного мировоз зрения поощряет распространение мифологического мышления, то следует ли признать его поступки этичными? Думается, что нельзя. Этических проблем современной психиатрии значительно боль ше, чем перечислено в этом подразделе, однако наиболее дискус сионными считаются именно они. |