ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА (Егина Н. А., Земскова Е. С.). Методические указания по изучению дисциплины Институциональ ная экономика
Скачать 1.04 Mb.
|
ТЕМА 2 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ИНСТИТУТЫ При изучении темы 2 необходимо: 1. Самостоятельно изучить рекомендуемый лекционный материал по теме 2. 2. Дополнительно читать основную и дополнительную литературу из рекомендуемых источников. 3. Ответить на контролирующие вопросы к теме 2 учебного материала. 4. Выполнить тестовые задания к теме 2 учебного материала. 11 Акцентировать внимание на следующих понятиях: информация, рациональность, агент, институт, ценность, норма, правило Цель изучения: рассмотреть основные понятия и категории институциональной тео- рии: норма, правило, институт. Экономическое поведение и информация. Экономическое поведение как принятие ре- шений. Ограничения при принятии решений. Концепция ограниченной рациональности. По- нятие ограниченной рациональности. Основные черты агента, характеризующегося ограни- ченной рациональностью. Институты и их функции в экономике. Система институтов. Цен- ность. Норма и правило. Институт как единица анализа. Понятие института. Значение инсти- тутов. Координационная и распределительная функции институтов. Формальные и нефор- мальные правила. Способы принуждения к исполнению правил. Значение неформальных пра- вил Варианты соотношения формальных и неформальных правил. Иерархия правил. Надкон- ституционные правила. Процедуральная рациональность. Преодоление ограниченности путем следования общим правилам (образцам, шаблонам, рутинам). Конституционные правила. Экономические правила и права собственности. Контрак- ты. Правила и права. Концепция равновесия по Нэшу. Вопросы для обсуждения на лекционном занятии 1. Особенности экономического поведения. Ограниченная рациональность 2. Рутины, нормы и правила. 3. Понятие и функции институтов. Вопросы для обсуждения на семинарском занятии Семинар – 1 1. Экономическое поведение. 2. Нормы и правила. 3. Понятие экономического института Семинар – 2 1. Дилемма заключенных. 2. Ролевая игра «Устная договоренность». Задания для самостоятельной работы Эссе Следование правилам в России Соблюдение норм в современной России Интерактивные формы обучения Кейс 1 Выделите из данного примера (Дж. Радари «Страна без углов») элементы структуры нормы. Какой механизм принуждения следования норме применяется в Стране без углов (внешний или внутренний)? Как соотносятся формальные и неформальные институты в дан- ном примере? - Вы, наверно, не знали, что розы рвать запрещено? - спросил блюститель порядка. - Знаете, я как-то не подумал об этом. Мне очень жаль, - ответил Джованнино. - В таком случае вы заплатите только половину штрафа, - сказал блюститель с луче- зарной улыбкой. А теперь, будьте любезны, дайте мне две пощечины. Джованнино открыл рот, словно собирался проглотить башню. - Нет уж, увольте, - пробормотал он. - У меня нет никакой охоты оказаться за решеткой за оскорбление дейст- 12 вием официального лица, находящегося при исполнении служебных обязанностей. Кроме то- го, по-моему, уж если кому полагается получить пощечину, так это мне. - Нет, здесь так заведено, - вежливо объяснил блюститель порядка. - Целый штраф - четыре пощечины, половина - две. - Но это же несправедливо! Это ужасно! - Совершенно верно, это несправедливо и ужасно, - подтвердил блюститель порядка. - Наши жители с такой ненавистью относятся к этому обычаю, для них так невыносимо бить по щекам ни в чем не повинных людей, что они всеми силами стараются ни в чем не на- рушать законов. Если вы сейчас дадите мне две пощечины, то в другой раз будете осто- рожнее. Кейс 2 Прочтите отрывок из сказки Н. Носова «Незнайка в солнечном городе» и ответьте на вопросы. О каком институте рассуждает Иголочка? Является он формальным или неформаль- ным? Какие особенности культуры жителей Солнечного города позволяют им определить гостей города? Какие издержки при этом несут потребители и производители одежды? Так вот,- обратилась Иголочка к экскурсантам. - Что является нашим бичом? Нашим бичом является мода. Вы уже сами, наверно, заметили, что никто не хочет ходить все вре- мя в одном и том же платье, а норовит каждый раз надевать на себя что-нибудь новое, оригинальное. Платья носят то длинные, то короткие, то узкие, то широкие, то со склад- ками, то с оборочками, то в клеточку, то в полосочку, то с горошинами, то с зигзагами, то с ягодками, то с цветочками... Словом, чего только не выдумают! Даже на цвет бывает мо- да. То все ходят в зеленом, то вдруг сразу, почему-то, в коричневом. Не успеете вы надеть новый костюм, как вам говорят, что он уже вышел из моды, и вам приходится сломя голову бежать за новым. Бывает, на нашей швейной фабрике, нас лихорадит. Это случается, когда к нам приезжает какой-нибудь путешественник из другого города. - Вот скажите, вы к нам давно прибыли? - спросила Иголочка Незнайку. - Позавчера, - ответил Незнайка. - Видите! - обрадовалась Иголочка. - Вы только позавчера приехали, а у нас уже вчера было известно, что в городе появился некто в желтых брюках. Материал для самостоятельного изучения 1. Особенности экономического поведения. Ограниченная рациональность 2. Рутины, нормы и правила. 3. Понятие и функции институтов. -1- В экономической науке действия людей рассматриваются как последовательность ак- тов принятия решений, направленных на выявление наилучшей альтернативы использования ограниченных ресурсов.Экономический агент, исходя из своей целевой функции и имею- щихся ресурсных ограничений, выбирает такое распределение ресурсов между возможными направлениями их использования, которое обеспечивает экстремальное значение его целевой функции. Стоит обратить внимание, что выборварианта использования ресурсов предполагает знание агентом как цели своих действий, так и возможностей использования ресурсов. Такое знание может иметь как достоверный, детерминированный характер, так и включать знание лишь некоторых вероятностей, но в любом случае без наличия информации о цели действия и ресурсных ограничениях выбор варианта действия (использования ресурсов) весьма затруд- нен. И здесь кроется важное отличие институционального анализа от предпосылок класси- ческого подхода. Институционалисты, используя междисциплинарный подход, показали, что применяемая до этого модель поведения homo economicus в условиях динамичной внешней среды невыполнима: часто экономические агенты принимают решения не будучи полностью осведомлены о всех вариантах поведения в той или иной ситуации, не зная о возможностях 13 использования ресурсов и даже окончательно не представляя цели собственного поведения, действуя по инерции. В утрированном виде можно сказать, что подобная картина мира вы- полнима лишь в традиционном обществе, где все предопределено на много поколений вперед: люди зачастую даже не задумываются о существовании неких альтернатив, они просто дейст- вуют в рамках своих представлений. Именно такое отношение к принимаемому решению и представляет собой содержание следующей категории. Ограниченная рациональность – это характеристика поведения экономических аген- тов, решающих задачу выбора в условиях неполной информации и ограниченных возможно- стей по ее переработке. В этом определении задается две важнейших предпосылки институционального анали- за в значительно большей мере соответствующих действительности, чем предпосылки клас- сического подхода: 1. Изменчивость условий внешней среды, ее динамичность (нет ничего вечного, от по- годы до условий ведения бизнеса). 2. Сам человек не является абсолютным калькулятором, его возможности по перера- ботке информации также ограничены (мы не можем каждый день высчитывать и не высчиты- ваем последствия всех принятых нами решений, не рассматриваем каждый час все возможные альтернативы, даже не задумываемся о наличии этих альтернатив – иначе наш мозг просто не выдержал бы подобной нагрузки). Для того, чтобы снизить неопределенность, то есть сделать и окружающий мир и свое в нем место более предсказуемым люди часто используют образцы (шаблоны, модели) пове- дения (вместо расчетов оптимальной траектории и скорости движения от склада заготовок к станку рабочий идет так, как привыкходить: привычка– это типичный и массовый образец поведения). Вместо того, чтобы экспериментально обнаруживать, каков наилучший набор ин- гредиентов для приготовления вишневого пирога (если опыт выпекания подобного кулинар- ного шедевра уже есть, то действует привычка), человек, скорее всего, воспользуется книгой рецептов, спросит у знакомых, в гостях у которых он ел такой пирог или найдет в интернете похожий рецепт. Иными словами, чтобы сократить свои издержки по изготовлению пирога (как временные, так и издержки порчи продуктов) человек воспроизведет некую модель пове- дения (использованную кем-то ранее), гарантирующую получение ожидаемого результата. Независимо от того, имеется ли готовый шаблон поведения непосредственно в памяти индивида (выработан он на основе собственного опыта, серии проб и ошибок, или же получен в процессе обучения, также не имеет значения), или обнаруживается во внешних источниках информации, его применение происходит по вполне стандартной схеме: - идентификация ситуации (желание испечь пирог); - подбор шаблона вида, включающего идентифицированную ситуацию (подбор рецеп- та с учетом имеющихся технических и финансовых возможностей по выпеканию пирога); - действие способом, соответствующим шаблону (собственно процесс изготовления пирога). Если сравнить приведенные этапы с этапами процесса принятия решений, налицо оче- видная экономия усилий (а стало быть, экономия ресурсов и времени) при определении того, какое действие осуществлять. Шаблоны и образцы поведенияпредставляют собой средства экономии ресурсов в рамках задач определения наилучших способов действий. Индивиды либо пользуются внут- ренними образцами (привычками), либо сами выбирают какие-то внешние образцы для под- ражания (для следования им). При этом они, следуя образцам и шаблонам, в полном соответ- ствии с положения экономической теории, ведут себя рационально. -2- Модели или образцы поведения, говорящие о том, как следует себя вести в той или иной ситуации, принято называть правилами или нормами. Стандартные образцы поведения часто также называют рутинами. Причем примени- тельно к индивидам выделяют рутины технологические, характеризующие отношения приро- да-человек, и рутины отношенческие, характеризующие отношения человек–человек. 14 Технологические рутины снижают издержки принятия решений, чем выше степень не- определенности и нехватки информации, тем более устойчивы рутины. Высокая степень не- определенности при ограниченных возможностях познания окружающей среды делает посто- янную оптимизацию поведения не только весьма затратной, но и бессмысленной. Технологи- ческая рутина выступает в таком случае как некоторая система страхования от возможных неблагоприятных ситуаций. Большинство таких рутин реализуются подсознательно на основе неявного знания. Мы ведь откуда-то знаем, как именно следует кататься на самокате, подни- маться в лифте или совершать покупки. Отношенческие рутины складываются в процессе взаимоотношений между людьми. Помимо функции снижения издержек отношенческие рутины выполняют также функцию ко- ординации. Когда мы знаем, что другие участники взаимодействия, также как и мы руково- дствуются некоторыми стереотипами, у нас возникают определенные ожидания относительно их будущих действий, и в соответствии с этими ожиданиями мы и выбираем линию своего поведения в будущем. Иными словами, рутины, посредством системы взаимных ожиданий вносят в отношения элемент предсказуемости. Вообще рутины представляют собой способ компактного хранения знаний и навыков, которые требуются человеку для его деятельности. В соответствии с нашими знаниями у нас формируются ментальные модели, через призму которых мы воспринимаем мир, они опреде- ляют наши реакции и позволяют выбрать наименее затратную стратегию поведения. Культура – совокупность ментальных моделей какого-либо сообщества. Чем меньше группа, тем чаще и плотнее внутри нее происходят взаимодействия, тем более похожими ста- новятся представления людей о том, что хорошо, что плохо, как можно делать, а как нельзя. Так возникают нормы – внутренне имманентный момент, предписывающий человеку допус- тимость или недопустимость действий. На основе частого взаимодействия экономических агентов нормы, которыми они руко- водствуются при совершении трансакций, становятся похожими. Подобные правила и обра- зуют ментальные модели, служащие рамками для организации любых совместных действий. Ментальные модели, разделяемые обществом в целом, сохраняются культурой этого общест- ва, в свою очередь основополагающий элемент культуры – ценности, определяющие что хо- рошо, что плохо, какие знания следует накапливать, а какие являются чуждыми или малозна- чимыми. Например Г. Мюрдаль, в своем исследовании «Азиатская драма. Исследование бедно- сти народов» справедливо обращает внимание на значение азиатских ценностей, которые не замечают большинство западных исследований. Приведем наглядный пример. – Где самое большое количество в мире коров? – В Индии. Действительно, в Южной Азии сосредоточена четвертая часть мирового поголовья крупного рогатого скота. – Где самое большое количество в мире коров, которые не дают молока? – Там же, в Индии. Однако индуистский запрет на убой коров не позволяет ни рацио- нально использовать их, ни освободиться от них как от ненужного балласта. Так, Мюрдаль обращает внимание, что ценности западного мира – рациональность, эффективность – не являются значимыми в азиатских странах, где на первое место выходят религиозные и традиционные ценности. Г. Мюрдаль далеко не абсолютизирует азиатские ценности. Перечисляя их, чаще всего называют следующие особенности: представители этого региона более религиозны, неагрес- сивны, высоко ставят моральную ценность личности. Однако, как справедливо замечает Мюрдаль, на деле это означает возведение нужды в добродетель, поскольку многие из этих азиатских ценностей характеризуют застойное общество и противоречат идеалам модерниза- ции. Религия освящает традиционную социально-экономическую стратификацию и выступает как своеобразная сила социальной инерции. Поэтому критика традиционного общества всту- пает в противоречие с религиозными оценками. Сами же религии, господствующие в регионе (индуизм, брахманизм, ислам), никогда не подвергались сколько-нибудь существенной ре- формации. Имеются в виду не мелкие исправления (движение назад, к первоисточнику, 15 встречается в любой религии довольно часто), а Реформация с большой буквы. А без нее не- возможно движение к новой рациональной философии. Положение усугубляется еще и тем, что для многих азиатских стран идеалы модернизации, чтобы быть принятыми и поддержан- ными в обществе, нуждаются в националистической окраске. Кроме того, особенности культуры таковы, что в большинстве азиатских стран не преодолено презрительное отношение к простому физическому труду. Именно поэтому воз- никает «парадокс нехватки рабочей силы при ее избытке». Главная причина слаборазвитости заключается не в недостатке иностранного капитала, а в недоиспользовании трудовых ресур- сов. Люди, не заинтересованные в своем труде, работают, считает Г. Мюрдаль, плохо и мало. И в этом повинна прежде всего система традиционных «азиатских ценностей». То есть, цен- ности могут быть понятными и разделяемыми носителями одной культуры и при этом быть совершенно неприемлемыми и непонятными носителям другой культуры. На основе ценностей (отвечающих на вопрос о приемлемости или неприемлемости действий) складываются нормы, формирующие ориентиры относительно ожидаемого поведе- ния человека (что делать, что не делать). Иными словами, если культура предполагает, что убивать корову плохо, то нормы будут запрещать убийство коровы, ориентируя на недопус- тимость подобного поведения. В институциональной экономике выделяют следующие элементы структуры нормы: Содержанием нормы – действие, которое может, должно или не должно быть выпол- нено; Условия приложения – это указанная в норме ситуация, с наступлением которой сле- дует или допустимо реализовать предусмотренное данной нормой действие; Субъект (адресат) нормы – это лицо или группа лиц, которым адресована норма. Характер нормы определяется тем, обязывает она, разрешает или запрещает выпол- нить некоторое действие. Гарант нормы – тот, кто отвечает за исполнение нормы и применяет санкции к нару- шителю. Правила, в которых гарант нормы совпадает с ее адресатом называются привычками, ментальными моделями, им свойственен внутренний механизм принуждения к исполне- нию. Если гарант нормы и ее адресат не совпадают, говорят о внешнем механизме прину- ждения к исполнению. Вот, например, выдержка из правил дорожного движения: «Круглые сигналы светофо- ра имеют следующие значения: зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информи- рует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло». В соответствии с приведенной структурой нормы здесь можно выделить: Содержание нормы – разрешение движения и информация о том, что время разрешен- ного движения истекает; Условия приложения – зеленый мигающий сигнал светофора; Субъект нормы – водители транспортных средств; Характер нормы – разрешает выполнить действие (осуществить движение транспорт- ного средства) Гарант нормы – ДПС, механизм принуждения внешний. К нарушителям норм с внешним механизмом принуждения применяются санкции – те или иные наказания за нарушение нормы, т.е. действия, направленные на снижение полезно- сти для их объекта, например, путем возложения на него некоторых дополнительных издер- жек. Однако следует заметить, что с точки зрения институциональной теории данный при- мер не совсем корректен, т.к. в нем рассматривается уже не просто нормы, а правила. Нормы представляют собой предписания о том, что делать, а что не делать, в то время как правила разрешают или запрещают определенный тип поведения в конкретной ситуации. 16 Правила нельзя признавать или не признавать, как нормы, а можно только соблюдать или на- рушать. Некоторые правила существуют в виде социальных норм – важнейших средств соци- альной регуляции поведения, т.е. индивиду или группе в целом предписывается определен- ный – должный – вид поведения, его форма, тот или иной способ достижения цели, реализа- ции намерений и т.д. Часто социальные нормы, незафиксированные письменно и представля- ют собой неформальные правила. Неформальные правила не могут сделать поведение полно- стью предсказуемым, а ожидания относительно поведения сторон не всегда оправдываются. Напротив, формальные правила обязательны к исполнению, они зачастую навязаны извне и являются результатом решений отдельных лиц или групп лиц, наделенных опреде- ленными полномочиями. Выделяют следующие группы санкций за нарушение формальных правил: 1. общественное осуждение, выражающееся в неодобрении поступка словом или жес- том, утрате уважения или ухудшении репутации санкционируемого субъекта; 2. официальное порицание, в форме устного или письменного замечания, сделанного формальным гарантом правила; такое порицание, в частности, может содержать угрозу по- следующей более серьезной санкции, которая будет применена к нарушителю в случае по- вторного нарушения правила; 3. денежный штраф, налагаемый на нарушителя; 4. силовое прекращение начатого действия; 5. силовое принуждение (или его угроза) к повторению совершенного действия,но уже по правилам, – в тех случаях, когда совершенное нарушение не является необратимым; 6. ограничение нарушителя в некоторых из его прав, например, запрет под угрозой более серьезного наказания на занятие определенным видом деятельности; 7. лишение свободы (заключение в тюрьму); 8. смертная казнь. Продолжая наш пример с правилами дорожного движения, заметим, что движение на запрещающий сигнал светофора предполагает взыскание штрафа с нарушителя в размере 1000 руб. То есть, в данном случае санкцией будет штраф. Выделим основные группы санкций за нарушение неформальных правил: 1. Автоматическая санкция – внешняя санкция, наступает без постороннего вмеша- тельства. 2. Вина – внутренняя санкция, наступает без постороннего вмешательства. Процесс образования – это в значительной степени процесс внушения, насаждения идей, который должен продолжаться достаточно долго, чтобы обеспечить надежную подготовку. 3. Стыд – это внешняя санкция за нарушение нормы поведения. Однако стыд отлича- ется от вины тем, что он требует распространения информации о нарушении. Чтобы санкция стала действенной, необходимо, чтобы другие члены общества знали о нарушении правил. 4. Информационная санкция. Действия нарушителя нормы могут раскрыть некоторую информацию о нем, которую он предпочел бы скрыть. Молодой человек, который хочет по- лучить работу, но приходит на интервью с работодателем небрежно одетым, ненамеренно по- дает сигнал о том, что он не очень серьезно относится к этой встрече и что его не очень бес- покоит, получит ли он эту работу или нет. В данном случае функция социальной нормы за- ключается не в сдерживании определенного поведения, а в подаче сигнала. Сигнал – это лю- бое небесплатное действие, которое позволяет отделить агента хорошего типа от агента пло- хого типа. Соблюдение правил поведения, этикета связано с издержками. Издержки в данном случае – это время, деньги и физический дискомфорт, который могут испытывать люди, не привыкшие к правилам хорошего тона. Пустяковое нарушение нормы может сигнализировать о возможной ненадежности нарушителя как друга или делового партнера. 5. Многосторонние санкции. Двухсторонние санкции, требующие издержек со стороны наказывающего. 17 Санкции, по сути, являют собой определенный механизм, принуждающий исполнение как формальных, так и неформальных правил. Совокупность, состоящая из правил и санкций за их неисполнение представляет собой институт. -3- Институт, по определению Дугласа Норта – это совокупность, состоящая из правила и механизма принуждения индивидов к исполнению этого правила. Институты появляются для решения проблем, возникающих при повторяющемся взаимодействии людей. При этом они не просто должны решить проблему, но и минимизиро- вать ресурсы, затрачиваемые на ее решение. Институты решают проблемы координации, коо- перации, дележа, распределения издержек и выгод. Роль институтов в экономике: - снижение неопределенности выбора (ограничивают доступ к ресурсам и разнообра- зие вариантов их использования, т.е. выполняют функцию ограничений в задачах принятия экономических решений); - обеспечение регулирования нашего поведения; - предсказуемость поведения людей (описание содержания института, действующего в некоторой ситуации, дает каждому из экономических агентов, находящихся в ней, знание о том, как должен (и, скорее всего, будет) вести себя его контрагент. Исходя из него, агенты мо- гут и, скорее всего, будут формировать собственную линию поведения, учитывая ожидаемые действия другой стороны, что и означает возникновение координации в их поступках, инфор- мированность агентов о содержании института в противном случае институт не работает). - обеспечение безопасности. Важнейшим назначением институтов является обеспечение координационного эф- фекта, суть его заключается в обеспечении экономии для агентов на издержках изучения и прогнозирования поведения других экономических агентов, с которыми они сталкиваются в различных ситуациях, снижение уровня неопределенности среды действия агентов. Снижение уровня неопределенности внешней среды, обеспечиваемое существованием институтов, позволяет планировать и осуществлять долгосрочные инвестиции, добиваясь соз- дания большей стоимости. Кроме того, средства, сэкономленные на исследовании и предска- зании поведения контрагентов, также могут быть использованы в производительных целях, усиливая координационный эффект. Здесь необходимо отметить, что координационный эффект институтов возникает и проявляет себя как фактор, позитивно влияющий на экономику, лишь в том случае, если ин- ституты согласованы между собой по предписываемым направлениям действий экономиче- ских агентов. Любой институт, ограничивая множество возможных способов действий, в силу этого влияет на распределение ресурсов экономическими агентами, выполняя распределительную функцию. Важно подчеркнуть, что на распределение ресурсов, выгод и издержек воздейству- ют не только те правила, содержанием которых непосредственно является передача благ от одного агента другому (например, налоговое законодательство или правила определения та- моженных сборов), но и те, которые прямо не касаются этих вопросов. Правила, существующие в памяти участников различных социальных групп, в роли га- ранта которых выступает любой участник группы, заметивший их нарушение,называются неформальными правилами. Условия эффективности неформальных правил: 1. Размер социальной группы, в которой действуют эти нормы. Чем меньше группа, тем чаще в ней повторяются сделки, тем легче определить нарушителя норм и тем ниже из- держки тех, кто подвергает нарушителя наказанию. Так, например, в деревне все жители друг друга знают и причем знакомы они не в одном поколении, поэтому все знают, что Петя вор и лентяй и брать его на работу никто не будет. Чтобы найти работу, Пете нужно или уехать в другую деревню или перестать быть вором и лентяем, но тот кто возьмет его на работу все же рискует столкнуться с обманом. В городе, где количество жителей несоизмеримо больше, чем в деревне отказаться от услуг такого Пети сложнее, поэтому в городе существуют агентства 18 по подбору персонала. Но подобные услуги стоят денег и те, кто не хотят нанять добросове- стных работников несут издержки, большие, чем в маленькой социальной группе (деревне) 2. Величина издержек, которые несет нарушитель, подвергающийся наказанию. Из- держки, вызванные остракизмом, обратно пропорциональны уровню дохода. В богатом обще- стве с развитой системой социального страхования и наличием альтернативных возможно- стей получения доходов индивиды меньше зависят от расположения определенного сообще- ства. Оба эти условия – небольшой размер группы и высокие издержки, которые несет нару- шитель, подвергающийся остракизму, выполнялись в первобытных изолированных сообще- ствах. Поэтому там система правосудия, основанная на неформальных правилах, была доста- точно эффективной. 3. Третьим условием является статичный характер общества, в котором действуют неформальные правила. Если общество меняется быстро, то управление, основанное на нор- мах, не удовлетворяет потребности общества. Социальные нормы изменяются медленно, и тогда при создании нормы проблема безбилетника остро не стоит. Когда издержки изменения нормы малы, тот факт, что лицо, которое меняет норму, не может получить большую часть выгод, не является препятствием для создания нормы. Если же развитие общества становится динамичным, а централизованной власти, которая создавала бы или меняла нормы, нет, то необходимые серьезные изменения норм осуществить сложнее из-за высоких издержек. Правила, существующие в форме официальных текстов или удостоверенных третьей стороной устных договоренностей, в роли гарантов которых выступают индивиды, специали- зирующиеся на этой функции, называют формальными правилами. Правила, непосредственно определяющие альтернативы для формулировки других правил и поддающиеся изменению с большими издержками, являются глобальными. Они формируют институциональную среду. В свою очередь, глобальные правила состоят из кон- ституционных, или политических, и экономических. К локальным правилам относятся двух- и многосторонние контракты, которые заключаются между отдельными экономическими аген- тами. Каждая категория правил так или иначе определяет набор прав, которыми обладают ин- дивиды. Политические правила определяют в самом общем виде иерархическую структуру общества, процедуры принятия политических решений и устанавливают способы осуществ- ления контроля за политическими процедурами. Экономические правила определяют права собственности, ограничивают доступ дру- гих лиц к ресурсам, находящимся в исключительной собственности и определяют способы использования собственности и получения доходов от нее. Контракты содержат конкретные договоренности об обмене правила, структурирую- щие во времени и в пространстве отношения между двумя (и более) экономическими агента- ми на основе спецификации обмениваемых прав и обязательств в соответствии с достигнутым между ними соглашением. В принципе все правила могут быть интерпретированы как кон- тракты. Типы взаимоотношений между формальными и неформальными правилами: 1. Формальные правила могут находиться в гармониис правилами неформальными. Тесная увязка, соответствие формальных правил неформальным нормам поведения способст- вует эффективному функционированию организации или всей экономики. Находясь в гармо- нии, формальные и неформальные правила взаимно усиливают друг друга. В этом случае трудно провести границу между формальным и неформальным механизмом принуждения. Издержки общественного контроля значительно снижаются, поскольку часто бывает доста- точно неформального контроля и принуждения. Примером подобного взаимодействия могут служить нормы поведения, осуждающие воровство. 2. Формальные и неформальные правила могут быть не согласованы друг с другом, в этом случае люди будут действовать, руководствуясь неформальными правилами. Формаль- ные и неформальные правила при этом существуют как параллельные системы общественно- го контроля, действующие независимо друг от друга. Неформальные правила могут полно- 19 стью контролировать поведение людей, не оставляя места для правила формального, поэтому выбор того или иного формального правила никак не повлияет на поведение людей. При по- добном взаимоотношении между формальными и неформальными правилами любые попытки усовершенствовать формальное правило приведут к ненужной трате ресурсов. 3. Формальные правила могут противоречитьнеформальным, находиться с ними в конфликте. В этом случае неформальные правила подталкивают людей к сопротивлению пра- вилам формальным. Подобное состояние конфликта между различными группами правил наиболее отрицательно сказывается на развитии экономики или организации, поскольку в этом случае значительно возрастают издержки контроля и принуждения к исполнению фор- мальных правил. Примером здесь может служить формальное правило, обязывающее людей сообщать о незаконных действиях своих коллег, которое вступает в противоречие с нефор- мальным правилом, осуждающим доносы на сослуживцев и обязывающим хранить молчание. Элементы системы принуждения к соблюдению правил: Первая сторона – это сам человек, который следит за соблюдением тех норм поведе- ния, которые стали его внутренним убеждением, и он сам наказывает себя, если нарушает их. Вторая сторона – это лицо, которому при заключении контракта дается обещание (кредитор по договору). Оно следит за исполнением данных ему обещаний и применяет на- грады и санкции в зависимости от того, исполняет ли другая сторона свои обязательства пе- ред ним. Контроль третьей стороной, отличается от контроля, который осуществляет вторая сторона, тем, что в этом случае действуют правила, на которые контролируемое лицо не дава- ло явного согласия, а санкции осуществляют люди, не принимавшие участия в исходном взаимодействии (социальные силы, организации, или государство). Третьи стороны могут включать правовую систему государства, фирмы с двумя или более занятыми, католическую церковь, международную федерацию тенниса, Всемирную торговую организацию и т.д. Тре- тьи стороны налагают издержки различными способами. Государство налагает издержки пу- тем использования физического насилия (заключение в тюрьму), католическая церковь – пу- тем отлучения от церкви. В рамках неформального контроля внутри определенного сообще- ства людей, контролерами могут быть родственники, друзья, те лица, которые передают слу- хи о нарушителе, бабушки около подъезда и другие лица. В конечном счете в этом и заключается задача институтов – создать такие зоны дове- рия, действуя в которых, человек может сэкономить на трансакционных затратах (затратах на обеспечение своих сделок, на получение информации) и использовать сэкономленные средст- ва для инвестиций в производство. Максимизация экономии является проблемой эффективно- сти институтов. Важнейшей задачей государства и общества является гармонизация формальных и не- формальных институтов. Учитывая, что последние являются очень инерционными, целесооб- разно согласовывать действие формальных институтов с неформальными. В юриспруденции издавна ведется дискуссия об источниках права. В течение длитель- ного времени продолжает существовать точка зрения, которая рассматривает социальные нормы, возникшие в процессе длительной культурной эволюции, в качестве надлежащих, сбалансированных решений социальных проблем, которые обладают преимуществами по сравнению с правовыми нормами, сконструированными законодателем и используемыми как инструмент планирования. Этот подход можно обнаружить еще в исторической школе Фрид- риха фон Савиньи и в его спорах с Тибо в начале ХХ века. Савиньи утверждал, что источни- ками права является не закон и законодатель, а непосредственный выразитель народного соз- нания – обычай, или наука, которая заменяет обычай там, где он не поддается непосредствен- ному наблюдению и где его выявление требует специальных технических приемов. Этот подход характерен и для некоторых современных исследователей в области эко- номики права. Так, Кутер, один из авторов известного учебника по экономике права, предло- жил подход, который в литературе получил название «структуралистского». В соответствии с этим подходом, задача судов заключается в том, чтобы преобразовать социальные обычаи в правовые нормы, если структура игры, которая породила неформальное правило, приводит к 20 эффективности. При этом под эффективностью понимается максимальное благосостояние той группы, в которой действует это правило. Суды, по мнению Кутера, должны искать эффек- тивные решения, которые возникли в процессе социального взаимодействия людей в рамках определенных структур, поддерживающих сотрудничество между ними. Существует два различных способа, с помощью которых социальные нормы могут стать нормами правовыми: во-первых, через обычное право, и, во-вторых, через прецедентное право. Обычное право можно определить как правило, которое хотя и не является кодифици- рованным, однако в основном соблюдается членами определенного сообщества и которое считается юридически обязательным. «Обычаем, говоря вообще, называется ряд постоянных и однообразных соблюдений какого-либо правила в течение более или менее продолжитель- ного времени. Обычай юридический, как источник права, называется также обычным пра- вом». Социальная норма может стать обычным правом, если она укоренилась в данном сооб- ществе и ее поддерживает общая убежденность в том, что все члены сообщества должны ее соблюдать. Обычное право признается в качестве одного из источников права в системе кон- тинентального права. Однако обычное право тесно связано с прецедентным правом, потому что неписаные правила обычно обнаруживаются с помощью судебного решения, и вопрос о существовании обычая делового оборота решается судами. Теоретически обычаи делового оборота существуют без формального признания судами, но на практике существующие со- циальные нормы определяются как обычаи делового оборота только в процессе судебного разбирательства. Институты следует отличать от организаций. В литературе довольно часто встречается смешение понятий «институт» и «организация», которое, видимо, вызвано тем, что организа- ции, подобно институтам, структурируют отношения между людьми. Но если институты – это правила игры, то организации – это игроки. Цель команды, играющей по этим правилам, – выиграть игру. Организация – это экономическая единица координации, обладающая доступными определению границами и функционирующая более или менее непрерывно для достижения определенной цели или совокупности целей, разделяемых членами–участниками. Для организации характерны следующие признаки: 1. Совокупность участников; 2. Согласие или несогласие, подразумеваемое или открыто выраженное относительно целей и средств организации (контракты, увольнения, забастовки); 3. Формальная координация, определяющая структуру с учетом сложности (иерархии) ее правил и процедур (формализации) и степени централизации принятия решений. Более кратко организацию можно определить как группу людей, объединенных стрем- лением сообща достичь какой-либо цели, «выиграть игру». Организации могут быть полити- ческими (политические партии, городская дума), экономическими (фирмы, кооперативы, профсоюзы), общественными (клубы, спортивные ассоциации) и образовательными (школы, университеты). Институциональная структура оказывают решающее воздействие на то, какие органи- зации возникают в обществе и на то, как эти организации развиваются, но в свою очередь, ор- ганизации также влияют на процесс изменения институциональных ограничений в обществе. Вопросы для самоконтроля: 1. Какова связь ценностей, ментальных моделей и норм? 2. Раскройте проблему несогласованности формальных и неформальных институтов. 3. В чем причины возникновения институтов? 4. Приведите примеры санкций за несоблюдение правил. Тестовые задания для самоконтроля: 1. Возникновение нормы связано с тем, что: 1) отдельные социальные группы не взаимодействуют друг с другом; 2) современный мир является многополярным; 21 3) в результате частого взаимодействия представления людей становятся одина- ковыми; 4) в результате взаимодействия представления людей становятся непохожими. 2. Указанная в норме ситуация, с наступлением которой следует или допустимо реа- лизовать предусмотренное данной нормой действие, это: 1) гарант нормы; 2) структура нормы; 3) содержание нормы; 4) условия приложения нормы. 3. Оценки действий, относительно признанных норм, это. 1) ментальные модели; 2) ценности; 3) шаблоны; 4) культура. 4. Санкции это: 1) действия, направленные на повышение полезности для их объекта; 2) поощрения за нарушение норм; 3) ограниченная рациональность объекта; 4) наказания за нарушение нормы. 5. Что из нижеперечисленного не является функцией институтов: 1) обеспечение безопасности; 2) усложнение взаимодействия экономических агентов; 3) обеспечение координационного эффекта; 4) снижение трансакционных издержек. |