Михаил Эпштейн философия возможногомодальности в мышлении и культуре
Скачать 1.85 Mb.
|
Г. Л. Тульчинский. Санкт-Петербург 22 Г. Л. Тульчинский ПРИМЕЧАНИЯ 1. М. Н. Эпштейн закончил филологический факультет МГУ в 1972 г., с 1978 г. — член Союза писателей СССР. Работал в Институте мировой литературы, преподавал в нескольких московских вузах, в 1980-е гг. руководил ассоциациями московской гуманитарной интеллигенции «Клуб эссеистов», «Образ и мысль», «Лаборатория современной культуры». 2. Эпштейн М. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX-XX веков. М.: Советский писатель, 1988; Эпштейн М. «Природа, мир, тайник вселенной...» Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высшая школа, 1990. 3. М. Н. Эпштейн — профессор теории культуры и русской литературы в университете Эмори (Атланта). На французской кафедре этого университета работал до самой своей кончины один из отцов-основателей постмодернизма Жан-Франсуа Лиотар (1924-1998). 4. Эпштейн М. Отцовство. Роман-эссе. Tenafly (New Jersey), 1992; 281 Эпштейн М. Великая Совь. Философско-мифологический очерк. N.Y., 1994; Эпштейн М. Вера и образ. Религиозное бессознательное в русской культуре XX века. Tenafly (New Jersey), 1994; Mikhail Epstein. After the Future. The Paradoxes of Postmodernism and Contemporary Russian Culture. Amherst, 1995; Эпштейн М. На границах культур: Российское — Американское — Советское. Ν. Υ., 1995; Mikhail Epstein. Russian Postmodernism: New Perspectives on Post-Soviet Culture (with Alexander Genis and Slobodanka Vladiv-Glover). New York, Oxford, 1999; Mikhail Epstein. Transcultural Experiments: Russian and American Models of Creative Communication (with Ellen Berry). New York, 1999. Книги и статьи М. Эпштей-на — всего им опубликовано около 350 работ — переведены на 12 иностранных языков. 5. Эпштейн М. Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России (70-80 гг. XX в.). М., 1994; Бог деталей. Народная душа и частная жизнь в России на исходе империи. М.: ЛИА Р. Эли-нина, 1998; Постмодерн в России: Литература и теория. М.: изд. Р. Эли-нина,2000. 6. См. заглавные страницы ИнтеЛнета: на английском: http://www.rpi.edu/-sapief/intelnet/index.html на русском: http://www.russ.ru/antolog/INTELNET/rus.ukaz.html С этих страниц открывается вход в «Виртуальную библиотеку» М. Эп-штейна (на русском и английском) и такие его сетевые проекты, как «Книга книг», «Дар слова» и «Гуманитарные журналы ИнтеЛнета». Там же можно найти тематическую и хронологическую библиографию, аннотации книг и другие материалы. Возможное как сущее 23 7. Презентацию журнала см.: Вопросы философии. 1998. № 3. С. 178-184, а также см.: Вече. Альманах русской философии и культуры. Вып. 10. СПб., 1997. С. 199-205. В настоящее время уже вышло три номера журнала и готовятся очередные. Журнал активно привлекает российских авторов. 8. Epstein М. The Phoenix of Philosophy: On the Meaning and Significance of Contemporary Russian Thought / / Symposion. A Journal of Russian Thought. Vol. 1. 1996. P. 35-73. 9. Epstein М. Symposion and Russian Filosofia / / Symposion. A Journal of Russian Thought. Vol. 1. 1996. P. 3-6. 10. Поколение, нашедшее себя. О молодой поэзии начала 80-х годов // Вопросы литературы. 1986. № 5. С. 40-72. 11. Эпштейн М. Парадоксы новизны. М-, 1988. С. 388-392. 12. Эпштейн М. Идеология и язык. Построение модели и осмысление дискурса // Вопросы языкознания. 1991. № 6. С. 19-33; М. Эпштейн. Способы воздействия идеологического высказывания / / Образ человека XX века. М„ изд. ИНИОН, 1988. С. 167-216. Epstein М. Relativistic Patterns in Totalitarian Thinking: an Inquiry into the Language of Soviet Ideo-iogy // 282 Kennan Institute for Advanced Russian Studies. The Woodrow Wil-son Center. Occasional paper. No.243. Washington, 1991. 13. Слово как произведение. О жанре однословия // Новый мир. № 9. 2000. С. 204-215. Более развернутая версия опубликована в журнале «Континент», № 104 (2000). С. 279- 313. 14. Работа М. Эпштейна «Хроноцид: Пролог к воскрешению времени» была удостоена премии всемирного эссеистического конкурса, проведенного журналом «Lettre International» и Веймаром — культурной столицей Европы 1999 г. (на этот анонимный конкурс с национальными и международным жюри было представлено около 2500 работ из 123 стран мира). Опубликована в журнале «Октябрь», № 7, 2000. 15. Mikhail Epstein. Transcultural Experiments: Russian and American Models of Creative Communication (with Ellen Berry). New York, 1999. 16. Начальные главы книги были опубликованы в журнале «Вопросы философии». 1999. № 6. С. 59-72. 17. Показательна в этой связи речевая фигура, чрезвычайно популярная в нынешней России (в масс-медиа, от студентов, слышу на каждом шагу) — «как бы»: «Я, как бы, пошла», «Он, как бы, ответил», «Они, как бы, договорились»... 18. См.: М. Эпштейн. Книга, ждущая авторов //Иностранная литература. 1999. № 5. С. 217-228; Его же. Из тоталитарной эпохи — в виртуальную: Введение в Книгу книг // Континент. 1999. № 102. С. 355-366. 19. См.: Учение Якова Абрамова в изложении его учеников (публикация М. Н. Эпштейна) // Логос. Ленинградские международные чтения по философии культуры. Кн.1. Разум. Духовность. Традиции. Л., 1991. С. 211-254. См. также цикл работ Ивана Соловьева, ученика Якова Абрамова и сомышленника М. Эпштейна: Размышениия Ивана Соловьева об Эросе / / 24__________М. Эпштейн. Философия возможного Человек. 1991. № 1. С. 195-212; Поэзия как состояние. Из стихов и заметок Ивана Соловьева. Публикация и предисловие Михаила Эпштейна / / Новый мир. 1996. № 8. С. 230-240; Соловьев Иван. Мессианские речи. Составление и предисловие Михаила Эпштейна//Октябрь 1998 №7 С.148-167. " ' ' 20. См., например: Тульчинский Г. Л. Проблема осмысления действительности. Л., 1986. 283 Текст на задней обложке (рядом с эмблемой серии "Тела мысли") Три последних века завершались беспощадной критикой философии (Кант, Ницше, Деррида), каждый последующий - начинался открытием новых методов и перспектив философии (Гегель, Гуссерль...) Будет ли 21-ый век исключением? В наше время сложились предпосылки для глубокого сдвига в основаниях гуманитарных наук. Эпоха "пост-" сама уже позади. Мы вступаем в век "прото-" - зачинательных, возможностных форм философской мысли. В жизни общества и культуры традиционный принцип "реализации возможностей" уступает место принципу "овозможения реальности". Рождается новая философия - философия сослагательного наклонения, великого и опасного "может быть". ОГЛАВЛЕНИЕ ПО КНИЖНОМУ ИЗДАНИЮ Содержание Возможное как сущее. Г. Л. Тульчинский............................................... 7 Введение. Основные понятия теории возможного............................ 25 1. Постановка проблемы ................................................................. 25 2. Предварительное определение модальности возможного ......... 29 3. Онтологический статус возможных миров. Номинализм и реализм ............................................................ 30 4. Принцип «полноты» и проблема осуществимости возможностей .......................................................................... 33 5. Двойственность и «демонизм» возможного ............................... 36 6. Возможностный подход к возможному....................................... 38 7. План книги................................................................................... 41 Часть первая. Возможное в философии ................................... 43 1. Критицизм и активизм ................................................................ 43 284 2. Философия и действительность ................................................. 48 3. Смена модальностей в истории философии................................ 53 4. Философия как возможностное мышление ................................ 62 5. Область мыслимого. Самоценность мышления.......................... 74 6. Теория, утопия и гипотеза .......................................................... 81 7. Катарсис мышления .................................................................... 86 8. Мыслящие персонажи ................................................................ 93 9. Возможное и невозможное. Апория мышления ........................ 102 10. Язык, мышление и значимость .................................................. 110 11. Универсалии как потенции. Концептуализм .............................118 12. От общего к конкретно-универсальному................................... 126 13. Умножение сущностей............................................................... 133 14. Философия как пародия игротеск............................................. 138 Часть вторая. Судьба метафизики. От деконструкции к потенциации ........................................ 145 Раздел А. Обратная метафизика. Критицизм и деконструкция.............................................. 147 1. По ту сторону бытия и ничто. Чувство возможного............. 147 2. Мировоззрение, а не взгляд. «Сеть без узлов» ..................... 153 3. «Возможное» у Жака Деррида............................................... 157 4. Метафизика деконструкции: основные термины.................. 161 5. Радикальность различия. Прибыль и трансценденция ......... 168 6. Центр и структура .................................................................172 7. Обратная метафизика. Иное, игра и письмо ......................... 176 8. Differance и Дао .................................................................... 183 285 Раздел Б. Конструирование и потенциация ................. 189 9. От деконструкции к конструированию .............................. 189 10. Конструирование и творчество ......................................... 196 11. «Де-» и «кон-» ...................................................................... 202 12. Потенциация как метод. Эрос мышления........................... 205 13. Критерий интересного ........................................................ 213 14. Малые метафизики. Единичное.......................................... 219 Часть третья. Миры возможного................................................ 230 1. Общество..................................................................................... 232 2. Культура...................................................................................... 238 3. Этика ........................................................................................... 246 4. Психология.................................................................................. 255 5. Религия........................................................................................ 263 Заключение..................................................................................... 277 Приложение мочь, быть и знать. Система модальностей................... 283 1. Определение модальности .......................................................... 284 а. типические определения ....................................................... 284 б. специфическое определение ................................................. 287 2. Бытийные (оптические) модальности ........................................ 288 а. «Быть» и «мочь» в онтологической и модальной перспективах.................................................... 288 б. Бытие и небытие ................................................................... 289 286 в. Возможное и случайное ........................................................ 290 г. Невозможное и необходимое ................................................ 291 д. Сильные и слабые модальности ............................................ 292 е. Общая схема бытийных модальностей ................................. 293 ж. Сверхмодальности: должное и чудесное ............................. 294 3. Познавательные (эпистемические) модальности....................... 296 4. Чистые (потенционные) модальности ........................................ 299 а. Активный залог (способность, потребность...).................... 300 б. Пассивный залог (позволение, принуждение...) ................. 301 в. Модальности второго порядка.............................................. 303 1) Воление и власть .............................................................. 304 2) Желание и любовь ............................................................ 305 5. Итоговые таблицы....................................................................... 309 6. Модальные категории в разных дисциплинах ............................ 313 а. Мочь — иметь — стоить. Модальность в экономике .......... 313 б. Необходимость и бессмертие. Модальная эсхатология ...... 315 7. Потенциология ............................................................................ 318 Summary................................................................................................ 322 Именной указатель................................................................................ 325 Предметно-тематический указатель..................................................... 328 287 |