Монография Харьков нту хпи 2015 brought to you by core view metadata, citation and similar papers at core ac uk
Скачать 1.73 Mb.
|
Г л а в а 8 САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ САМОВОСПИТАНИЕ 8.1. Саморазвитие личности и основные направления его изучения Саморазвитие является многоаспектным явлением, отражающим процесс, в ходе которого личность познает, преобразует, развивает и совершенствует себя. Ученые рассматривают его как это целе- направленное многообразное самоизменение личности, которое слу- жит цели ее максимального духовно-этического и деятельностно- практического самообогащения и самораскрытия; это самостоя- тельное ее формирование, направленное на успешную самореализацию в обществе [145, с. 145]. В контексте философского осмысления саморазвитие человека является стержнем процесса его становления. Прежде всего, это про- цесс, который предопределен биологически и снабжен уникальными самоусиливающимися механизмами развертывания человеческих ка- честв. Во-вторых, это процесс, детерминируемый воздействиями сре- ды развития человека, его воспитанием, а также ценностями, целями, волей и личностными качествами. Человек пребывает в состоянии са- моразвития в течение всей жизни, от первых сознательных действий саморегуляции раннего детства до сознательной реализации самоиз- менения во взрослом состоянии. У взрослого человека этот процесс может принимать разный характер – от осознанного, целеустремлен- ного системного позитивного самопреобразования до стагнации и сознательного регрессивного изменения, саморазрушения. Личностное саморазвитие – это, по существу, психологический механизм «человекообразования», становления целостной системы, которое проявляется как коренное противоречие между наличным и необходимым уровнями психосоциальной зрелости растущего челове- 197 ка. Оно выступает движущей силой его развития на основе самопо- знания, самоосмысления, актуализирует ценностное самоопределение, служит эффективному целеполаганию, задает энергию самовоздейст- вия в процессе любой деятельности, создает смысловое пространство самосозидания. Разные аспекты процесса саморазвития и самовоспитания в рам- ках высшего ученого заведения рассмотрены в работах Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, Г. А. Балла, А. А. Вербицкого, О. А. Игнатюк, М. В. Канивец, А. И. Кочетова, В. А. Лозового, В. Е. Михайличенко, П. Н. Осипова, А. Г. Романовского, Л. И. Рувинского, В. А. Сластенина и других ученых. В. П. Иванов, М. С. Каган, Л. Николов и другие ученые обращали внимание на системность, полиструктурность человеческой деятель- ности, а также на наличие в ее структуре специфической деятельно- сти, связанной с изменением собственного Я. М. С. Каган теоретиче- ски обосновывает три основных ее вида: преобразовательную, позна- вательную и ценностно-ориентационную [70, с. 53]. Выстраивая структуры деятельности, он выделяет в преобразовательной сфере та- кой вид деятельности, в которой она направляется индивидом на него самого, на его Я с целью физического или духовного самоусовершен- ствования, в познавательной – самопознание и в ценностно-ориента- ционной – самооценку. Следовательно, саморазвитие направлено на изменение самого субъекта. Это внутренняя духовно-практическая деятельность субъекта, в результате которой изменяется его внутрен- ний мир. Эти положения принимаются всеми исследователями и не подвергаются сомнению. Но при этом остается невыясненной природа самой этой деятельности, ее источник. В связи с этим представляет интерес анализ структур индивиду- альной деятельности, предпринятой болгарским исследователем Л. Николовым. Он выделяет три основных ее типа: первый – создание условий деятельности, второй – «доставление условий» и третий – «самоудовлетворяющее проявление человеческих сил». Автор особо подчеркивает, что именно третий тип лежит в основе саморазвития личности и генезиса всей человеческой деятельности. Способность человека изменять свой внутренний мир неотделима от его возможно- 198 сти создавать новые внешние объекты. Поэтому качественной харак- теристикой человеческой деятельности является то, что она в состоя- нии изменять как внутреннюю, так и внешнюю среду субъекта, использовать внешнюю среду для изменений во внутренней среде и обратно [115, с. 87]. Саморазвитию любой системы предшествуют внешние детерми- нанты. Когда определяющая роль в развитии переходит к внутренним детерминантам, этот процесс выступает как саморазвитие. Речь идет о становлении личности как целостной системы, которое возможно лишь в единстве всех ее слагаемых (интеллект, чувства, воля и др.) на определенном этапе развития человека. Оно предполагает развитое самосознание в единстве самопознания, самооценки, самоконтроля, саморегуляции, самоформирования и самосовершенствования. Личность, ставя перед собой цели и обнаруживая свою неготов- ность в большей или меньшей мере к их осуществлению, начинает ра- боту по саморазвитию. Тем самым она постоянно оказывается на пути рассогласования между действительным и желаемым, поэтому ей приходится действовать и совершенствоваться. Преодолевая это рас- согласование, она вынуждена, если стремится к достижениям, посто- янно добиваться этого желаемого уровня новыми усилиями самораз- вития. Личностное саморазвитие исключительно значимо и как путь со- циализации человека. Чем продуктивнее протекает этот процесс, тем больше она понимает себя и окружающую действительность, наращи- вает способность адаптации к ней, повышает свою активность. Целе- направленно расширяя при этом субъектный опыт деятельности и об- щения, человек обретает навык установления благоприятных отноше- ний с другими людьми, их понимания, а также организации деятель- ности, группового взаимодействия и пр. При этом проявляется диа- лектическая связь между саморазвитием и социализацией человека: успешная социализация актуализирует этот процесс, но сама она про- является на основе его личностного саморазвития. Фундаментальную роль в развитии психологии личности сыграли гуманистические теории А. Маслоу, К. Роджерса, Ф. Франкла. В их работах речь идет о таких важнейших предназначениях личности как 199 завоевание социального признания и поддержание внутреннего стату- са (самоуважения), поиск истины и жизненного смысла, реализация нравственно-этических идеалов добра и красоты, обеспечение целост- ности жизнедеятельности и уникальности (индивидуальности) суще- ствования индивида, глубинное осмысление бытия и своего места в нем, оценка своих достижений, которая бы соответствовала представ- лению о ценности собственного «Я» и др. Заслуживает также внимания концепция личности Г. Томе, кото- рый говорит об определенном личностном существовании, функцио- нировании индивида. Функции личности видятся им в достижении ус- пеха, приспособлении индивида к конкретной жизненной ситуации (стереотипизации, идентификации). Личность выполняет специфиче- скую функцию «защиты» своеобразного внутреннего гомеостазиса индивида посредством игнорирования или вытеснения неблагоприят- ной информации, недопущение ее в жизненное пространство (отрица- ние, обесценивание). Процесс формирования личности обуславливается общими жиз- ненными ожиданиями и установками. Жизненные установки зависят от того, что для нее всего важнее, а, следовательно, от мотивации, ко- торая является наиболее существенной в системе побуждений. А. Маслоу установил, что у человека есть основополагающие уста- новки или модели поведения. Он может вести себя реактивно, стре- мится компенсировать дефицитную ситуацию и руководствуется в та- ком случае потребностями дефицита. Или же человек ведет себя активно и хочет добиться успеха в различных областях жизни. В этом случае он руководствуется потребностями развития. При этом под дефицитом А. Маслоу понимает те потребности, неудовлетворение которых создает в организме, так сказать, «пусто- ты», которые должны быть заполнены во имя сохранения здоровья организма, и более того, должны быть заполнены извне, не самим субъектом, а другими человеческими существами. К ним относятся состояния равновесия, гомеостазиса, снятия напряжения, самозащиты и другие мотивации, направленные на самосохранение. Большинство людей программируют свои поступки и действия, привыкая постоян- но прислушиваться к своим мотивам, связанным с дефицитом, обес- 200 печивая движение своей жизни по накатанной колее. Такая жизнь пре- вращает человека в обыкновенного респондента, «просто реагирую- щего на стимулы, на поощрения и наказания, на чрезвычайные обстоятельства, на боль и страх, на требования других людей, на ру- тинные каждодневные события» [218, p. 61]. Вторая группа мотивов, в терминологии А. Маслоу, – бытийные или «мотивация Бытия», побуждающие человека подниматься над ру- тинным течением жизни, например, отстаивать справедливость, бороться за истину и т. п. Следование их голосу вызывает у человека зачастую дискомфорт в его взаимоотношениях с окружением, застав- ляет забыть о спокойной жизни, рождая возникновение состояния напряжения. Жизнь этих людей можно определить как усилие или ры- вок, когда человек использует все свои способности в полную силу. Их образ жизни включает в себя наиболее значимые и волнующие моменты человеческого существования, а также моменты величайшей зрелости, проявления подлинной индивидуальности, наполненные вы- соким содержанием жизни. По мнению А. Маслоу, бытийным ценно- стям соответствует бытийное сознание, включающее в себя радость познания высших ценностей. Оно взаимодействует с обычным, вклю- чающим оценку, планирование, принятие решений. Повышение цело- стности личности, с одной стороны, и мира, как она его воспринимает, с другой, опосредуют друг друга. Более развитым личностям стано- вится доступен более высокий смысл жизни. Движущей силой развития личности, по мнению Маслоу, являются внутренние противоречия между постоянно растущими потребностя- ми и возможностями их удовлетворения. Низкий уровень развития личности характеризуется тем, что ее отношения обусловлены, в основ- ном, утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется насыщенным внутренним миром, наличием ценностей и пониманием смысла жизни, стремлением реализовать свой потенциал и достичь максимально высоких резуль- татов в жизни. А. Маслоу рассматривал развитие не только как прогрессирую- щее удовлетворение основных потребностей вплоть до их полного исчезновения, но также и как специфическую форму мотивации роста 201 над ними, например, развитие талантов, способностей, творческих на- клонностей, врожденного потенциала. Поэтому он считал, что основ- ные потребности и самоактуализация соотносятся друг с другом как детство и юность. Одно переходит в другое и является его обязатель- ным условием. При этом психологическая жизнь личности во многих ее аспектах протекает по-разному. По мере того как человек поднима- ется в иерархии потребностей, он становится все более свободным в выборе направления личностного роста и, следуя этому, он обяза- тельно не просто меняется, а развивается как индивид, как личность, как субъект деятельности и как профессионал. Раскрытие собствен- ных возможностей, потенциала, заложенного в человеке, требует от него максимальных творческих усилий. Личностное саморазвитие является также и критерием зрелости личности. Зрелая личность – это человек, у которого система жизнен- ного самоопределения духовно нравственно обоснована, эффективна и динамична, который в поведении и деятельности опирается на внут- ренний локус контроля и внутренние регуляторы, осознает полноту ответственности за свои мысли, чувства и поступки, у которого все другие его характеристики – индивидные свойства, субъектность, индивидуальность – системно преобразованы, представляют из себя единство, целостность, где, согласно синергетическому пониманию развития, изменение любой части обусловливает изменение всей це- лостности. Очевидна диалектическая взаимосвязь процессов самораз- вития личности и возрастания ее зрелости. Большой вклад в изучение проблемы развития личности внесла акмеология, которая была создана под руководством Б. Г. Ананьева. В результате исследований, проведенных учеными-акмеологами был сделан вывод о том, что особенности большого социума, в котором проходит свой жизненный путь человек, неизбежно накладывают свой отпечаток на его развитие как индивида, как личности и как субъекта деятельности. И столь же сильно отражается на нем социальная мик- росреда, всегда по-своему аккумулирующая и преломляющая воздей- ствия большого социума. Однако решающая роль в становлении чело- века, в формировании его уникальной индивидуальности принадле- жит самому человеку, его внутреннему миру, особенно, когда он 202 вступает в пору своей зрелости. Все выдающиеся люди во всех облас- тях деятельности были людьми с богатым и постоянно действующим внутренним миром, направленным на осуществление главного для них дела жизни. В связи с этим перед учеными стоит задача всестороннего изуче- ния закономерностей и механизмов работы внутреннего мира с целью эффективного использования всех возможностей для саморазвития и самосовершенствования личности. Решение этой задачи – очень не- простое дело, потому что в детстве, юности и отрочестве разброс индивидуальных характеристик молодых людей очень велик и поэтому требуется разнообразный психолого-педагогический инструментарий коррекционных способов, которые бы заложили основы для их дви- жения к успеху и самореализации в дальнейшей жизни. При этом процесс саморазвития, по мнению А. А. Бодалева, включает в себя: 1) изменения в мотивационной сфере человека, где находят свое непременное выражение общечеловеческие ценности; 2) возрастание умения на уровне интеллекта планировать и затем осуществлять на практике именно те действия и совершать те поступ- ки, которые соответствуют духу названных ценностей; 3) появление большей способности мобилизовывать себя на пре- одоление трудностей объективного характера; 4) более объективное оценивание своих сильных и слабых сторон и степени своей готовности к осуществлению задуманных целей [30]. Во внутреннем мире человека постоянно идут процессы форми- рования и переформирования ценностных ориентаций, складываются и перестраиваются образы. Здесь интегрируются все его впечатления, обобщаются и систематизируются индивидуальные переживания, оцениваются поведение и поступки. За каждым из этих изменений, означающих развитие внутреннего мира человека, стоят качественные перестройки в психических процессах и их взаимосвязях, появление характеристик, которые начинают положительно влиять на процесс обретения им новых свойств личности. Этот процесс не разворачивается в одинаковом темпе и с дости- жением одинаково высоких результатов во всех сферах жизнедеятель- 203 ности человека. Он сопровождается неравномерным развитием струк- турных элементов. Вместе с тем, развитие одних из них является ус- ловием изменения для более высокого уровня других. Например, стойкое проявление мотивации достижения делает человека более упорным в его попытках осуществить поставленную цель и, таким об- разом, создаются благоприятные условия для развития способностей, которые позволяют осуществлять успешную деятельность. Результа- ты, в свою очередь, воодушевляют человека и побуждают его к реше- нию более трудных задач. Психологической основой этого процесса выступают глубокие изменения в сознании и самосознании человека. Таким образом, степень развития и характер функционирования мыслей человека, а также сферы его чувств и воли зависят от того, на каком психическом уровне и с каким результатом работает его внут- ренний мир. Российский физиолог А. А. Ухтомский обосновал обще- биологический принцип доминанты, который лежит в основе направ- ленной активности живых систем любых уровней организации. Использование этого принципа к психическим процессам объясняет и раскрывает закономерности формирования и развития личности. Доминанта – постоянно работающий источник возбуждения в цен- тральной нервной системе, который придает психическим процессам и поведению человека определенную направленность и активность в данной сфере. Доминантный узел может представлять функциональ- ное образование в структуре личности, которое обеспечивает стойкую направленность внимания, исполнение целенаправленной и системной деятельности, соответствующей этому образованию [171]. Доминанта представляет собой мотивацию, ориентацию, установ- ку, ведущую потребность личности в реализации ее направленности, являясь мощным активатором деятельности.Онаявляется центром, где группируется вся деятельность, поведение, творчество человека. Его жизнедеятельность является совокупностью доминант, которые сменяют одна другую. Они могут быть более-менее сильными, осоз- нанными и неосознанными, ситуативными и долгосрочными. Таким образом, доминанты являются одним из важнейших механизмов само- воспитания, как например, доминанта постоянного самосовершенст- вования, творчества, поиска истины. 204 А. А. Ухтомский не только утверждал возможность и необходи- мость создания и управления доминантами поведения и психического развития, но и дал конкретные рекомендации по их воспитанию и коррекции. Для эффективного формирования доминанты самосовер- шенствования таковыми являютсяокружающая среда жизнедеятель- ности человека, стиль и методы внешних воздействий, адекватные по- ставленным целям. Развивая эту мысль, Г. К. Селевко, считает, что для того, чтобы процессы самосовершенствования стали доминантными в психическом развитии, необходима организация таких условий: 1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего раз- вития и саморазвития. 2. Участие личности в самостоятельной и творческой деятельно- сти, определенный опыт успеха и тренинг достижений. 3. Адекватные стиль и методывнешних действий: условий обуче- ния и стиля жизнедеятельности [153]. Создание у студентов доминантной установки-мотивации на самовоспитание, формирование культа самосовершенствования по- может решить много сегодняшних проблем образования. Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества, личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая себя. Основным условием формирования цели является личностный смысл тех результатов, к которым стремится че- ловек. Достижение цели становится смыслом его жизни. Таким образом, саморазвитие человека проявляется в достижении им новых, качественно более высоких уровней продуктивности как каждого психического процесса в отдельности, так и их взаимодейст- вия, результатом чего является успешное решение им все более сложных задач. Это саморазвитие всегда имеет два взаимосвязанных аспекта: обращенный вовне человека и вовнутрь его. Внутренняя позиция ста- новится тем условием, через которое, по С. Л. Рубинштейну, прелом- ляются внешние воздействия. Четкое видение целей и путей их осу- ществления, а также соответствующая мотивация человека обязательно сопровождаются адекватными им самоконтролем и саморегулирова- 205 нием работы органов чувств, моторики, психического состояния, самосознания в целом [149]. Однако такое понимание роли саморазвития в становлении лич- ности отнюдь не уменьшает роль обучения и воспитания. Человек развивается не только по заложенной в нем наследственной програм- ме и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от складывающихся в его психике опыта, качеств, способностей, которые формируются в процессе взросления и обучения. Поэтому становится все более актуальной потребность в таком гуманистическом воспита- нии, которое в сензитивные периоды личностного развития активизи- рует механизмы самопознания, саморегуляции и самосозидающей деятельности растущего человека, помогает ему воспринимать и по- степенно углублять соответствующий опыт жизнедеятельности. В формировании такой личности заложен смысл образования в XXI веке, требующего обновления, которому мешает отсутствие раз- работанной методологии и педагогической теории. Решение этой про- блемы лежит на современной педагогике, опирающейся на достижения ряда наук, в том числе на физиологию, психологию человека и другие науки. Именно тогда образование, обновленное по смыслам и сути, должно и может стать «школой саморазвития» для молодых людей. |