Этот удивительный мир. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение образовательный центр созвездие
Скачать 3.15 Mb.
|
Задание доступно детям от 8 лет III. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ. Методика III.I. Проективный тест "Несуществующее животное" Цель исследования: исследование эмоционально-личностной сферы. Оборудование: лист бумаги, карандаши. Процедура проведения: По своему характеру тест "Несуществующее животное" относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест - ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не ис- пользуется и требует объединения с другими проективными методиками. "Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием". Показатели и интерпретация Анализ и интерпретация: ПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа, чем ближе, тракту- ется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, тенденция к само- утверждению. Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность. ЦЕНТРАЛЬНАЯ СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (голова или замещаю- щая ее деталь). Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельно- сти, действенности. Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей. Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия. Нередко также боязнь перед активным действием и нереши- тельность. Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств -уши, рот, глаза. Значение детали "уши" - заинтересованность в информации, значи- мость мнения окружающих о себе. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болт- ливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно - зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недо- верия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность). Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку пережи- вания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – истероидно - демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера. Ресницы - так- же заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и мане- рой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в се- бе и окружающих. На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно- ответная. Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демон- стративности. Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркива- ние своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль. НЕСУЩАЯ, ОПОРНАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (ноги, лапы, иногда - поста- мент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме: а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения. б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неоснова- тельность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног). Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотип- ность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. ЧАСТИ ПОДНИМАЮЩИЕСЯ НАД УРОВНЕМ ФИГУРЫ. Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупаль- ца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково - функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой дея- тельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и не- разборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание со- участвовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе ме- ста под солнцем, увлеченность своей деятельностью. Украшающие детали - де- монстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих. ХВОСТЫ. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, вы- водам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо- отношение к своим действиям и поведению. Влево- отношение к своим мыслям, решениям; к упу- щенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недоволь- ство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказан- ном, раскаяние и т.п.). КОНТУРЫ ФИГУРЫ. Анализируются по наличию или отсутствию высту- пов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение. "Запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью - если поставлены щиты, "заслоны", линия удвоена. Направленность такой зашиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, ро- дителей, учителей. Защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа- больше в процессе деятельности (реаль- ной), слева- больше защита своих мнений, убеждений, вкусов. ОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ. Оценивается количество изображенных деталей (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но " услож- няющих» конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энер- гия, В обратном случае - экономия энергии, астеничность организма, хрониче- ское соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером ли- нии - слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажи- мая на него.) Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внима- ние также на то, какая деталь, какой символ, выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога). ОЦЕНКА ХАРАКТЕРА ЛИНИИ (дубляж линии, небрежность, неаккурат- ность соединений, "островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от вертикальной оси, стереотипно- сти линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограм- мы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка. Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное - пред- ставитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямо хождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на ли- цо, ног и лап на руки, - свидетельствует об инфантильности, эмоциональной не- зрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающих- ся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается "готовая" существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построе- ния фигуры из элементов, а не целых заготовок. Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, 'мбегекот", "мухожер" и т.п.). Встречаются названия поверх- ностно-звуковые без всякого осмысления ("лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учи- тывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными. Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пу- зыренд" и т.п.) - при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся эле- менты ("тру-тру", лю-лю", "кускус" и т.п.). Склонность к фантазированию (ча- ше защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями ("аберо- синотиклирон", "гулобарниклета-миешиния" и т.п.). Задание доступно детям от 5 лет Методика III.II. Проективный тест « Рисунок человека» Цель исследования: определение индивидуальных особенностей ребенка, уровень его интеллектуального развития, уровень сформированности графиче- ской деятельности в целом. Оборудование: чистый лист бумаги, простой карандаш. Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». Просьба может вызвать ряд вопросов или отказ. При отказе, следует постараться его убедить. Интерпретация: при интерпретации рисунка следует обращать внимание на все самые незначительные мелочи: (позу ребенка, его сосредоточенность, отвлекаемость, как он относится к заданию). В протоколе отмечается тревож- ность или беспокойство ребенка, уверенность или сомнения, проявляет ли нега- тивизм, враждебно настроен или напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, импульсивен, и т.д. После того, как рисунок завершен, можно перехо- дить к беседе. В процессе беседы заполняется бланк, где фиксируются ответы ребенка на вопросы. Краткая версия обработки графической информации: 1. Место расположения рисунка относительно всего листа: правее, левее, в центре, вверху, внизу). Обычно дети помещают изображение в центре. Ес- ли оно смещено влево или вправо-это говорит об его особенностях вос- приятия, зеркальности (правша или левша). Если рисунок высоко относи- тельно средней линии листа – вероятно высокая самооценка или излишняя самоуверенность. Аналогично низко расположенный рисунок может сви- детельствовать о неуверенности ребенка в себе. 2. Характер выполнения (сила нажима карандаша, четкие линии, уверенные или дрожащие, есть ли штриховка). 3. Сильно прочерченные линии чаще всего говорят о внутренней напряжен- ности, страхах и подавленных чувствах. Большое количество мелких штриховок, наносимых на лист перед основными контурами – признак вы- сокой 4.тревожности и эмоциональной неустойчивости. 4. Характер расстановки акцентов на отдельных деталях рисунка (есть ли ка- кие фрагменты, особо прорисованные, выделенные или есть незаметные «осторожные» детали. Анализируется, на что ребенок обращает большее внимание. Например, девочки любят тщательно прорисовывать глазки и реснички, мальчики предпочитают акцент в одежде и дополнительных ак- сессуарах. Это как степень желаемого выражения своих внешних данных, стремление к демонстративности. 5. Эмоциональное состояние человека, его степень выражения (улыбка, ра- дость, печаль, сердитость, взъерошенность волос, агрессивность, оскал зу- бов). 6. Часто ребенок проецирует свои чувства на рисунок, как явные, так и скры- тые. Это может быть сигналом о внутренних переживаниях ребенка, о ко- торых он, возможно, не решается поведать. 7. Как человек стоит, как держит руки, не спрятаны ли они за спиной. Здесь ребенок неявно говорит о том, какой он в данный момент в коммуникатив- ном плане: открыт для общения (руки широко раскрыты) или предпочита- ет замкнутость (руки прижаты к туловищу или спрятаны, ноги не расстав- лены). 8. Есть ли дополнительные элементы (одежда, обувь, головной убор и соот- ветствует ли внешний вид описанию, изложенному ребенком после окон- чания рисования) Тут интересно выявить представления ребенка о рисун- ке. Чаще всего он соотносит себя с данным персонажем на листе бумаги или с тем человеком, на которого он хочет или не хочет походить. Задание доступно детям от 5 лет Методика III.III. Проективный тест «Рисунок семьи» Цель исследования: исследование эмоционально-личностной сферы, внут- рисемейных отношений. Оборудование: лист бумаги, карандаши Процедура исследования: «Рисунок семьи» в первую очередь предназна- чен для выявления особенностей внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем. На основе выполненного изображения, комментариев и ответов ре- бенка на вопросы психолога, касающегося рисунка, эта методика раскрывает его чувства к тем членам семьи, которых он считает самыми важными, чье вли- яние, как положительное, так и отрицательное, для него наиболее значимо. Допустимо использовать различные варианты инструкций. 1. «Нарисуй свою семью». В этом случае не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а в ответ на вопросы следует лишь еще раз повторить инструкцию. 2. «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом». 3. «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь». 4. «Нарисуй свою семью в виде фантастических (несуществующих) существ». 5. «Нарисуй свою семью в виде метафоры, образа, символа, который выражает ее особенности». При этом ребенку необходимо напомнить, что отметок здесь не ставят и художественные способности не оценивают. При индивидуальной диагностике в протоколе отмечается последователь- ность рисования персонажей и предметов, паузы более 15 с, попытки исправле- ния деталей, спонтанные комментарии, эмоциональные реакции и их связь с содержанием изображения. После выполнения задания обычно задаются следующие вопросы: «Кто тут нарисован?», «Где они находятся?», «Что они делают?», «Какое у них здесь на- строение?», «О чем они думают?» и т. д. При опросе психолог должен старать- ся выяснить смысл нарисованного: чувства к отдельным членам семьи; причи- ны, которые заставили не изображать кого-то из них (если так произошло) или, напротив, нарисовать лиц, к семье не принадлежащих. Прямых вопросов следу- ет избегать, на ответах не настаивать, так как это может вызвать тревогу и спровоцировать защитные реакции. Рисунки оцениваются качественно. Для их интерпретации рекомендуется собрать семейный анамнез: сведения о составе и возрасте членов семьи и о ее основной проблематике. Практика показывает, что обычно в рисунке семьи не бывает случайностей. Ведь ребенок, как и взрослый, рисует не предметы с натуры, а отражает в своих представлениях отношения между близкими ему людьми и свои переживания по их поводу. На основании таких рисунков можно определить следующее: 1. Особенности внутрисемейных отношений и эмоционального самочув- ствия в семье. Например, если члены семьи стоят рядом, взялись за руки, делают что-то совместно, улыбаются — это говорит об их сплоченности и положительном настрое. На разобщенность и плохое настроение указы- вает обратное: члены семьи стоят отвернувшись и далеко друг от друга, отрицательные эмоции сильно выражены. 2. Особенности состояния клиента во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто говорят о неблагоприятном физи- ческом состоянии, напряженности, скованности. Напротив, большие раз- меры, использование для рисования всего листа могут свидетельствовать об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления. 3. Степень изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельно- сти, на которой находится клиент. Следует обратить внимание на прими- тивность изображения или, напротив, на четкость и выразительность об- разов, изящество линий, эмоциональную выразительность. При интерпретации рисунков всегда следует обращать внимание на те слу- чаи, когда нарисовано больше или меньше членов семьи, чем это есть на самом деле (например, изображен папа, которого нет, или напротив, не нарисован старший брат). Отсутствие на рисунке одного их членов семьи означает: А. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые субъект воспринимает как запретные: «Я должен любить этого человека, а он меня раздражает, и это плохо, поэтому я не буду его рисовать». Б. Отсутствие эмоционального контакта с данным персонажем — его как бы нет во внутреннем мире субъекта. 4. Если группа маленьких фигур изображена внизу листа, это указывает на сочетание низкой самооценки с низким же уровнем притязаний: «Я в жизни и так много от чего отказался, но даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается». Если маленькое по размеру изображе- ние помещено на верху листа, а большая нижняя часть листа пустая, это говорит о том, что низкая оценка сочетается с высоким уровнем притяза- ний: «Мне в жизни много чего хочется, но у меня мало что получится». 5. Неодушевленные предметы, изображенные на рисунке, являются объек- том привязанности семьи и нередко замещают ее членов. 6. Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъектив- ное значение для ребенка и показывает, какое место в его душе занимают отношения с этим персонажем или предметом в данный момент времени . Размер используется для выражения значимости, страха и уважения. 7. Самым «умным» членом семьи автор считает того, кому он нарисовал са- мую большую голову. 8. Большой по размеру или заштрихованный рот — символ агрессии, напа- дения. Если рот у человека отсутствует или изображен точечкой, то он не имеет права высказывать свое мнение и влиять на других. 9. Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем большие у него руки. Отсутствие рук у детей старше 6 лет — показатель застенчиво- сти, пассивности, ЗПР. Спрятанные руки выражают чувство вины. Пре- увеличенный размер рук, выделение рук и пальцев — указывает на склонность к агрессии. 10. Изображение на рисунке персонажа, который к семье официально не при- надлежит (например, члена родственной семьи, друга семьи и пр.) гово- рит о неудовлетворенных потребностях по отношению к этому персона- жу. Эти желания субъект реализует в своей фантазии, в воображаемом общении с данным человеком. На эту же тенденцию указывает наличие вымышленного (например, сказочного) персонажа. 11. Расположение себя в пространстве листа напротив другого лица говорит о хороших (близких) отношениях с ним. 12. Персонажи, которые непосредственно соприкасаются друг с другом (например, руками) пребывают в столь же тесном психологическом кон- такте. Персонажи, которые не соприкасаются, таким контактом не обла- дают. 13. Персонаж или предмет, вызывающий у субъекта наибольшую тревогу, изображается либо с усиленным нажимом, либо сильно заштрихован, ли- бо его контур обведен несколько раз. Но в некоторых случаях он может быть обведен очень тоненькой, дрожащей линией. Автор как бы не реша- ется его изобразить. 14. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются авто- ром как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их спасли. Персонажи с глазами-«точечками», «щелочками» несут в себе внутрен- ний «запрет на плач», то есть боятся просить о помощи. 15. Чем больше площадь опоры у ног, тем более твердо стоящим на земле воспринимается персонаж. Отсутствие ступней, маленькие, неустойчивые ноги — признак неуверенности, нестабильности, отсутствия крепкого ос- нования, недостатка базового чувства защищенности. 16. Если персонажи на рисунке изображены в один ряд, необходимо мыслен- но провести горизонтальную линию по самой нижней точке ног. Тогда опору в реальности имеют только те люди, которые «стоят» на этой ли- нии. Остальные, «повисшие в воздухе», по мнению субъекта, самостоя- тельной опоры в жизни не имеют. Методика «Рисунок семьи» удобна в применении, способствует установле- нию хорошего эмоционального контакта, доступна лицам со сниженным ин- теллектом. Особенно продуктивно ее использование в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда у детей нередко имеют место трудности вербализа- ции. Методика обладает значимостью не только для диагностики межлич- ностных отношений в семье, но также для выбора тактики психологической коррекции и психотерапии нарушенных семейных отношений. |