Главная страница

Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография


Скачать 1.82 Mb.
НазваниеН. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография
Дата23.05.2023
Размер1.82 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаkapitalizm_2008.pdf
ТипМонография
#1152482
страница3 из 69
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   69
Глава 1. Основные концепции генезиса западного капитализма
ней логики мировоззрения, согласно Веберу, явился одновременно ха- рактеристикой всемирно-истори чес ких стадий в развитии человечества.
Магия, ставя рациональные цели, пыталась достичь их иррациональным путем. Неадекватное отношение причины и следствия в магии не ме- шало ей быть источником социальной стабильности. Мировые религии были направлены на внутренний мир верующих посредством соедине- ния их ценностей с религиозными. В отличие от магии, социальные функции религии состоят в преобразовании общества, вплоть до рево- люционных преобразований. В отдельные эпохи религия поддерживает и стабильность. Следующий этап внутренней логики мировоззрения
— переход от религии к науке. Наука, по мнению Вебера, является пре- жде всего силой, расколдовывающей мир, разрушающей его иллюзии, делает мир предсказуемым и калькулируемым
1
Вебера часто упрекают в недооценке моральных оснований бюро- кратического управления, в сведении его к рациональности. Одна ко именно он показал универсальную значимость моральных представле- ний для капитализма в целом. Секулярная этика — дух капитализма
— возникла в связи с рутинизацией протестантской этики. Вебер создал модель, которая позволяет говорить также о соотношении морали и рациональности, морали и экономики. И сегодня есть интересные ис- следования в данной области
2
Вебер уделял большое внимание и
четвертому фактору становле-
ния капитализма на Западе — рационализации, к которому мы обра- тимся позже.
б) После Вебера
Не порывая с Вебером, можно задаться вопросом о том, каковы источни- ки капитализма в католических странах? Может ли в действительности произойти рекультуризация незападных обществ не в ходе естественной эволюции, а путем следования за западным образцом? Сохранит ли За- пад тот дух капитализма, который был основой его становления? Верно ли мы прочитываем Вебера, только ли в протестантской этике находят- ся корни западного капитализма? Можно ли характеризовать именно западный капитализм как до сих пор имеющий моральные основания,
1
См.:
Shröder R. Op. cit. P. 10–13.
2
См.: Мораль и рациональность / Отв. ред. Р.Г. Апресян. М.,
1995; Шрадер
Х. Экономическая антропология. М., СПб.,
1999; Etziony A. The Moral
Dimention. Toward a New Economics. N.Y., 1988;
Hausman D.M., McPherson
M.S. Economic Analysis and Moral Philosophy. Cambridge,
1996.

36
Теоретические предпосылки анализа капитализма делающие накопление капитала и всю его хозяйственную, экономиче- скую и организационную деятельность не проявлением алчности, а фор- мой рационального выражения экономического интереса? Могут ли быть новые источники становления цивилизованного капитализма се- годня? Можно ли рассчитывать на цивилизованный капитализм (за- падного или незападного типа) там, где нет протестантской этики?
На эти вопросы можно дать следующие краткие и гипотетичес кие ответы. Источники
капитализма в католических странах связаны с
идущей от Фомы Аквинского рационализацией, с описанным Дюрк геймом
разделением труда и заменой механической солидарности органической.
Э. Дюркгейм дает свою версию модернизации. И не случайно Вебер и
Дюркгейм игнорировали друг друга: западная современность, западный капитализм формировались двумя сходящимися путями не только по линии возникновения духа капитализма под влиянием протестантской этики, но и по линии секуляризации католических стран, институциона- лизации в них новых отношений, нового уровня солидарности, который
Дюркгейм называл органическим. Ниже эта интерпретация Дюркгейма будет рассмотрена в связи со значимостью разделения труда и органи- ческой солидарности для капитализма не только в католических странах.
Возможно, протестантские страны имели влияние на католические, давая пример отделения светской власти от духовной и формирования секуляр- ных источников капитализма в католических странах (проблема эта пло- хо изучена). Рекультуризация по западному образцу в незападных стра- нах часто не может осуществиться ни в ходе естественной эволюции, ни в результате сознательно осуществляемых реформ. Запад теряет дух капитализма, в частности трудовую этику, которая лежала в основе его генезиса. Концепция Вебера объясняет происхождение капитализма в протестантских странах и не исчерпывает все источники его возникнове- ния, не говоря уже о западных католических странах, однако она — ис- ключительно ценная модель воздействия духовных факторов на форми- рование капитализма. Моральные и рациональные основания западно- го капитализма характеризуют идеальные типы, которые сформирова- ли некоторые генеральные линии западного общества. Сегодня глобали- зация ослабила их тем, что западный капитализм постоянно взаимодей- ствует с незападным и изменяет из-за этого свои правила. Сам термин
«цивилизованный капитализм», ранее, согласно Веберу, понима емый как западный, очевидно нуждается в пересмотре. Старые каноны цивили- зованности не работают, новые не обозначены. Проблема формирования цивилизованного капитализма требует выдвижения новых концепций.
Сначала Вебер предполагал, что фактором формирования капитализ- ма на Западе был не только протестантизм. Мыслилось, что и ресурсы

37
Глава 1. Основные концепции генезиса западного капитализма
некоторых стран, накопленные еще до начала Реформации, а также по- пытка части населения изменить свой статус с помощью предпринима- тельства играли свою роль
1
. Но результатом его исследования стал отказ от этих гипотез, приведший к нахождению ведущего эндогенного фак- тора развития западного капитализма именно в протестантизме. Позже в работе «Теории социальной и экономической организации» Вебер все же признает, что становление западного капитализма не ограничивает- ся влиянием протестантской этики, а включает и другие институцио- нальные и политические факторы
2
. Секулярная этика — дух капитализ- ма — возникла в связи с рутинизацией протестантской этики.
Если прошлый век можно было назвать веберовским, то нынешний
таковым не является. Произошли серьезнейшие изменения, которые,
сохраняя значимость многих веберовских прозрений и оценок, делают
сегодня невозможным исходить из его теории капитализма и даже ста-
вят вопрос о том, а верно ли было объяснять его прежде, исходя только
из Вебера.
Связь капитализма с протестантской этикой оспаривает российский исследователь А.И. Неклесса, для которого появление капитализма — следствие смешения энтузиазма эпохи с многочисленными ересями.
А.И. Уткин полагает, что капитализм — лишь ядро западной жизни, сложившееся на базе уже существовавшего особого духа и ментально сти.
Он подчеркивает, что протестантизм — лишь центральная часть тех духовных преобразований, которые породили эффективный и развитой капитализм протестантского Запада, в отличие от распространенного восприятия веберовской концепции протестантизма как единственного источника западного капитализма
3
. Запад в эпоху современности фор- мируется на основе духа капитализма, складывается как особая культу- ра, которая закрепляется в социальных и политических институтах и начинает отличаться от незападных обществ не только своей духовной сущностью, но и другими особенностями.
К числу изменений, которые объективно подрывают веберовскую трактовку капитализма, мы относим следующие:
1. Глобализация, которая соединяет в общую экономическую систе- му капитализмы разного типа, — как западный, так и незападный — а кроме того, некапиталистические страны.
1
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Указ. соч.
С.
61

735.
2
См.:
Штомпка П. Социология социальных изменений. М.,
1996. С. 300.
3
Уткин А.И. Россия и Запад. История цивилизаций. М.,
2000.

38
Теоретические предпосылки анализа капитализма
2. Изменение трудовых мотиваций и характера труда на Запа де.
3. Сегодняшний подъем капитализмов и хозяйственных демократий в Азии, опровергающий предположения Вебера о препятствии, которым являются для этого конфуцианство и буддизм.
4. Вновь вставшие вопросы о формировании наций в странах ново- го капитализма, о роли государства, этики и рациональности для капи- тализма в целом.
5. Практически очевидным стало влияние культур и цивилизаций на протекание модернизационных процессов и формирование капита- лизма в различных странах.
Что это значит на теоретическом языке? Не прав Вебер, прав Зом- барт? Или, может быть, протестантская этика уже не работает? Или, как у Хантингтона, нашествие испаноязычных делает США Бра зилией с со- всем иной трудовой мотивацией? Или, может быть, даже Вебер заблуж- дался в отношении западного капитализма, а был прав лишь в отноше- нии того капитализма, который соответствовал странам «буржуазной протестантской оси» Амстердам–Лондон–Бос тон, как утверждает Мар- тин
1
? Пожалуй, последнее представляется наиболее верным. Кроме того, глобализирующийся капитализм лучше описывается Зомбартом. При- бывающие на Запад люди из других стран, в частности из России, демон- стрируют более «гибкую» или, по крайней мере, другую экономическую рациональность. Приез жающие в незападные страны, например, в Рос- сию, западные бизнесмены начинают ощущать выгоды эпохи грюндер- ства и отступать от тех правил протестантской этики или рационально- сти цивилизованного предпринимательства, которые они могли поддер- живать в своих странах.
Капитализм становится все менее определенным
фе номеном, включающим разнообразные хозяйственные системы, ориен-
тированные на прибыль.
в) Дух капитализма в концепции Вернера Зомбарта
В настоящее время описанию мировой экономической системы в боль- шей мере отвечает концепция Зомбарта, согласно которой предпри- нимательский и мещанский дух включает большее, чем у Вебера, много- образие типов предпринимателей: разбойников, феодалов (региональ- ных правителей. —
Авт.), государственных чиновников, спекулянтов, торговцев, ремесленников и пр. Сегодня этот список много шире дан- ного Зомбартом, но он не исключает реальные, пусть и малопривлека- тельные фигуры из практики капиталистического становления и форми-
1
См.:
Berger P. The Global Pictuгe//Journal of Democracy. April
2004. V. 15.
№ 2. P. 78.

39
Глава 1. Основные концепции генезиса западного капитализма
рования капиталистического духа. Последний мыслится как имеющий общую основу и все-таки различный в разных странах. В отличие от
Вебера, Зомбарт полагал, что «протестантизм означает прежде всего серьезную опасность во всех отношениях для капитализма и в особен- ности для капиталистического хозяйственного образа мыслей… Ка пи- тализм… происходит из мирского начала, он “от мира сего”, и поэтому он всегда будет находить тем больше приверженцев, чем более взгляд людей будет устремлен на радости
этого земного мира, и поэтому же он всегда будет ненавидим и проклинаем людьми, для которых все земное имеет значение только приготовления к жизни в новом мире. Всякое углубление религиозного чувства
должно порождать безразличное от- ношение ко всем хозяйственным вещам, а безразличие к хозяйственно- му успеху означает ослабление и разложение капиталистического духа»
1
Зомбарт тоже рассуждает о духе капитализма, но для него он не универ- сален, а национально специфичен. Дух немцев вряд ли капиталистиче- ский в его время: «Ведь подлинно великое достижение немецкой фило- софии — и только немецкой, тогда как философии всех прочих стран застряли на категориях рассудка, — состоит в том, что она поставила себе задачей силою разума свить такую нить, которая от нашей жизни на этой Земле вела бы в строгую тишину того духовного царства, откуда мы пришли и куда мы возвращаемся; в том, что она отыскала сверхчув- ственное в самом разуме и впервые сделалась собственно философией»
2
Герой и патриот — немец противостоит здесь торгашу-англичанину вполне в духе риторики Первой мировой войны. Немец отвергает все эгоистическое, гедонистическое и направленное исключительно на внеш- нее благополучие. Англичан характеризует то, что все они хорошие, а некото рые даже превосходные национальные экономисты. Этот дух
Зомбарт наблюдает у большинства английских философов. Он характе- ризует, по мнению Зомбарта, направленность мышления англичан на практические цели, а также тягу к комфорту и материальному благопо- лу чию. Сознание англичан гомогенно и присуще всем слоям общества.
Он отмечает скудость протестантского духа, превращающего ценности анг личан в нечто менее важное, чем комфорт и спорт. Особый нажим на отрицание роли протестантизма в формировании духа капитализма,
1
Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современ- ного экономического человека //
Зомбарт В. Буржуа. Евреи и хозяй- ственная жизнь. М.,
2004. С. 248–249.
2
Зомбарт В. Торгаши и герои. Раздумья патриота //Зомбарт В. Собр. соч. в
3-х томах. Т. II, СПб., 2005. С. 49.

40
Теоретические предпосылки анализа капитализма возможно, сделан здесь из чувства противоречия по отношению к вебе- ровской теории, ибо о католицизме Зомбарт гово рит прямо противопо- ложное только что процитированному: «Идея наживы наряду с эконо- мическим рационализмом означает ведь, в сущности, не что иное, как применение жизненных правил, вообще предписывающихся религией, к сфере хозяйственной жизни. Для того, чтобы католицизм мог развить- ся, нужно было сначала переломать все кости в теле естественному, инстинктивному человеку, нужно было сначала поставить специфически рационально устроенный душевный механизм на место первоначальной, природной жизни, нужно было сначала как бы вывернуть всякую жиз- ненную оценку и осознание жизни. Homo capitalisticus… вот то искус- ственное и искусное создание, которое в конце концов произошло от этого “выворота”» благодаря рационализму, органически вошедшему в католицизм через учение Фомы Аквинского
1
. Вот этот «выворот» сегод- ня, в условиях глобализации экономики, коснул ся всех.
Зомбарт видел пределы капитализма в разрушении орга ни ческих стилей жизни, ликвидации крестьянства, дроблении профессий и воз- никновении частичного, узко специализированного труда. Размышления о духе капитализма у Зомбарта сильно отличаются от веберовских. Они сильно психологизированы: «Хозяйственный дух — это совокупность душевных свойств и функций, сопровождающих хозяйствование…всег- да ли и везде один и тот же дух господствует в хозяйственной жизни, или, точнее, в хозяйст венном человеке, или же можно различить виды этого духа, смотря по личностям, профессиям, странам, эпохам или еще как-нибудь»
2
. Отрицая единый дух капитализма, Зомбарт ищет различия.
Они не в степени развитости одних и тех же стремлений, не во всегда господствующем стремлении к максимизации прибыли. Эпохи развития капитализма Зомбарт делит на основании того, какой дух в них преоб- ладал. Как и Вебер, он считает, что соотношение духа и хозяйственной жизни находятся не в отношениях причинной взаимозависимости, а в отношениях адекватности. Рассмотрев дух докапиталистической хозяй- ственной жизни как не удовлетворяющий имеющейся жажде денег в производстве благ, как одинокое творчество крестьянина и ремеслен- ника и живущего полной жизнью сеньора, Зомбарт показывает, что у капиталистического экономического человека слабо развита умственная
1
Зомбарт В. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь. С.
237.
2
Зомбарт В. Буржуа: к истории духовного развития современного эко- номического человека//Зомбарт В. Соб. cоч. в
3-х томах. Т. I.. СПб., 2005.
С.
28–29.

41
Глава 1. Основные концепции генезиса западного капитализма
и волевая энергия: он относится к хозяйственной деятельности, как ребенок к учению в школе, — надо заставлять. «Основная черта докапи- талистической жизни есть черта уверенного покоя, свойственная всякой органической жизни. И надо теперь показать, как этот покой превра- щается в беспокойство, как общество из принципиально статического развивает ся в принципиально динамическое… Дух, который производит это превращение, который обращает старый мир в развалины, есть дух капиталистический, как мы его называем по хозяйственной системе, в которой он обитает»
1
Согласно Зомбарту, капиталистический дух скла дыва ется из объеди- нения предпринимательского духа (включающего жажду денег, страсть к приключениям, изобретательности и пр.) и мещанского духа (склон- ности к счету и осмотрительности, благоразумию и хозяйственности).
За воеватель, организатор, торговец — три стороны натуры предпри- нимателя, которые для успеха его деятельности должны у него присут- ствовать совместно. Предпринимательский дух у Зомбарта не ограни- чивается каким-то одним фактором, и потому капитализму, в том числе и западному, присуще не только честное зарабатывание денег, как по- лагал Вебер, но использование и всех прочих средств их получения. Он описывает в предпринимателе черты завоевателя (планирование, упор- ство в осуществлении планов, воля к действию), качества орга низатора, торговца. К типам предпринимателей он относит, как мы уже отчасти упомянули, разбойников, феодалов, государственных чиновников, спе- кулянтов, купцов, ремесленников. Мещанский дух включает «святую хозяйственность» (хорошее ведение хозяйства) и деловую мораль в от- ношении других. Капи та лис тический дух, по мнению Зомбарта, воз- никает во всех странах Запада в Новое время. Но момент его появления, продолжительность времени, когда он владеет нацией, степень его ин- тенсивности, его способность к распространению по различным соци- альным слоям, соотношение мещанского и предпринимательского духа в разных странах различны. В Италии капиталистический дух рано воз- ник (в XIII–XIV веках), но был ослаблен феодализацией XVI века. В Ис- пании капитализм расцвел также рано, особенно в Барселоне, но «оце- пенел» в XVI столетии от феодализации, которую стали называть испа- низацией. Феодализация включала в себя рост богатого и праздного класса, наслаждение жизнью, расточительство. Во Франции в XIV веке начался расцвет спекулятивного предпринимательства, но производи- тельный капитализм задерживается в развитии из-за отсутствия трудо- вой аскезы и привилегий чиновничества, делающих позицию чиновни-
1
Там же. С.
47.

42
Теоретические предпосылки анализа капитализма ка более привлекательной, чем предпринимателя, из-за недостаточного уважения к торговле и предпринимательству. В Германии и в XVI веке капиталистический дух еще не достиг того расцвета, какой он имел в
Италии XIV столетия. Но все же этот дух появился, и для Германии мог бы быть назван даже расцветом, ибо немцы проявили приспособляе- мость к рынку, организационный та лант, ориентацию промышленности на внедрение науки. Полного расцвета капиталистический дух достиг в
Голландии XVII века, держа щей в своих руках европейскую торговлю, морские порты. В XVIII ве ке этот дух, по мнению Зомбарта, также феода- лизируется. Ве ли ко британия имела различия в трех своих частях в пла- не развития капиталистического духа. Ирландия не имела его. Англия
XVI века имела его в полном своем проявлении. Предпринимательский дух стремления к приключениям и завоеваниям, превращение земле- дельцев в капиталистических предпринимателей, спекулятивное грюн- дерство, развитие предприятий в XVII–XVIII веках, расцвет «мещанских добродетелей» в XVIII веке, индустриализм, начинающийся еще в XVII столетии, тогда как большинство стран Запада прошли его в XIX. Осо- бенно интересны соображения Зомбарта о Шотландии, где моральный философ Адам Смит создал политическую экономию капитализма. От- части Зомбарт проясняет явление Смита странностями шотландского капитализма: «Ничто не может более изумить того, кто занимается во- просами возникновения капитализма, как тот совершенно внезапный способ, каким, буквально точно взрывом, начинается расцвет капита- листического духа в этой стране и вдруг непосредственно вполне рас- пускается, как цветок Victoria regia за ночь, одним ударом»
1
. В XVII веке
Шотландия мало заботится о росте коммерции, ибо одержима религи- озным рвением. «И тут, к концу XVII в, происходит этот внезапный порыв неукротимого стремления к наживе и предпринимательского духа»
2
Словом, Зомбарт косвенно соглашается тут с веберовским объяснением источников капитализма, с появлением протестантского духа, который привел к быстрому расцвету капитализма в Англии и Шотландии, но позже лидерство этого региона ослабевает и переходит к США, где со- брались люди капиталистического духа, ищущие «тело», где они могли бы его применить, и США предоставили им такую возможность. Отвечая на вопрос, предшествует ли капиталистический дух капитализму или является его продуктом, Зомбарт придерживается того мнения, что этот дух имеет иные источники, чем капиталистическая организация, кото-
1
Там же. С.
191.
2
Там же. С.
192.

43
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   69


написать администратору сайта