Главная страница

Научныйредактор Ольга Романенко Издано с разрешения Levine Greenberg Literary Agency и литературного агентства Синопсис На русском языке публикуется впервые Рот, Элвин Р79 Кому что достанется и почему книга


Скачать 1.82 Mb.
НазваниеНаучныйредактор Ольга Романенко Издано с разрешения Levine Greenberg Literary Agency и литературного агентства Синопсис На русском языке публикуется впервые Рот, Элвин Р79 Кому что достанется и почему книга
Дата23.12.2018
Размер1.82 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKomu_chto_dostanetsya_-_i_pochemu.pdf
ТипКнига
#61441
страница17 из 20
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20
заПрещенные
И сВОбОдные
рынКИ

196
Часть IV. запрещенные и сВободные рынки
Глава 11
неприемлемые, запрещенные — с хорошим дизайном
В ресторанах Калифорнии вам никогда не подадут блюдо из конины — это противозаконно. И объясняется этот запрет не отголосками Дикого
Запада, когда конь считался верным другом человека, а положениями со- временного уголовного кодекса Калифорнии, принятого на всенародном референдуме — путем прямого голосования — в 1998 году, через много лет после того, как лошади перестали быть важной частью экономики штата. Статья 598 уголовного кодекса Калифорнии, в частности, гласит:
«Конину запрещено предлагать на продажу для потребления человеком.
Ни один ресторан, кафе или другое предприятие общественного питания не имеют права предлагать конину для потребления человеком». Запрет был принят 60 процентами голосов, за него проголосовали более 4,6 мил- лиона граждан штата.
Однако этот закон направлен не на защиту прав потребителей или ре- гулирование работы боен либо условий продажи, приготовления и мар- кировки мяса животных, используемого в пищу человеком. Отличается он и от норм, направленных против жестокого обращения с животны- ми, согласно которым устанавливаются правила выращивания и убоя сельскохозяйственных животных, и от закона, запрещающего петуши- ные бои. По сути, закон Калифорнии не запрещает убивать лошадей; в этом штате такое убийство наказуемо только в случае, «если лицо, его совершающее, знает либо должно знать о том, что какая-либо часть уби- ваемого животного будет использована для потребления человеком».
Иными словами, в Калифорнии вы можете убить коня и скормить его мясо собаке; просто не ешьте его сами, и останетесь вполне законопос- лушным гражданином. Кстати, любопытный факт: в последнее время

197
ГлаВа 11. неприемлемые, запрещенные — с хорошим дизайном использование конины для изготовления кормов для домашних живот- ных в США существенно сократилось из-за повышения спроса на кони- ну в Европе; там из нее как раз готовят блюда в ресторанах, следователь- но, ее едят люди.
неприемлемые сделки
Мы с вами будем называть неприемлемыми те сделки, которые часть об- щества таковыми считает, хотя некоторые люди и совершают их. Очень интересно, что иногда бывает довольно трудно четко сформулировать, почему некоторые люди против них возражают [1]. По мнению эко- номистов, подобная сделка производит негативный внешний эффект, если она наносит ущерб людям, не являющимся ее участниками, — например, ваш сосед открыл ночной клуб, проводит в два часа ночи шумные вечеринки и не дает вам спать. Понять, почему вы настроены против таких мероприятий, совсем нетрудно, даже если их посещают только совершеннолетние люди, которые делают это по собственному желанию, с радостью оплачивают затраты владельца и вообще отлич- но проводят время. И скорее всего, открывать ночной клуб в непосред- ственной близости от вашего места жительства запрещено правилами районирования населенных пунктов — именно для того, чтобы вы мог- ли ночью отдыхать. Подобные случаи меня не интересуют, даже если речь идет о совершаемых некоторыми людьми действиях, вызывающих у других решительный протест. Давайте договоримся, что в целях на- шего обсуждения я буду называть неприемлемыми только те сделки, в которых одни люди хотят участвовать, а другие против этого возра-
жают, несмотря на то что это не наносит им никакого непосредствен-
ного ущерба.
Обратите внимание на то, что неприятие не всегда связано с отвра- щением. Например, в Калифорнии нет закона, запрещающего употре- блять в еду червей или жуков. В ресторанах вам не подадут приготов- ленные из них блюда просто потому, что вряд ли найдется желающий полакомиться жареными червяками. Но в этом штате живут люди, приехавшие сюда из самых разных уголков мира, в том числе из стран, где конина всегда считалась деликатесом. Если ввести в поисковую строку Google слова Boucherie chevaline или Pferdefleisch («конина» на французском и немецком языках), вас, скорее всего, перенаправят на сайты мясников, обслуживающих гурманов — любителей конины из этих стран.

198
Часть IV. запрещенные и сВободные рынки
Получается, некоторые вещи могут вызывать неприятие в одном месте и быть вполне приличными в другом, а что омерзительно для одних, не- редко вполне по душе другим. В Калифорнии запрещается употреблять в пищу конину потому, что некоторые люди против этого возражают, хотя другие, возможно, были бы совсем не против время от времени ею пола- комиться (уж им-то этот закон не нужен). И конечно, сделки бывают не- приемлемыми, но при этом не нарушают законы: до принятия в 1998 году закона о запрете конины многие жители Калифорнии считали отврати- тельным то, что ресторанам разрешалось включать в меню блюда из ко- нины, тем не менее некоторые заведения это делали.
Иногда сделки вполне законны, хоть и неприемлемы, потому что для их запрета недостаточно голосов. А иногда законные сделки вызывают неприятие, потому что слишком сложно соблюдать запрет на то, что же- лает довольно много людей, и попытки установить запрещающие законы способствуют расцвету черных рынков и преступности. Классический пример — запрет на продажу алкоголя в США.
Во имя укрепления общественной морали и нравственности с 1920 по 1933 год продажа алкоголя в Соединенных Штатах была запрещена специальной Восемнадцатой поправкой Конституции. В историю это событие вошло под названием «сухого закона» и ни к чему хорошему не привело. Выяснилось, что отвращение общества к потреблению алко- голя и наркотиков не так глубоко и повсеместно, как казалось на первый взгляд, и американцы быстро превратились в нацию правонарушителей и бутлегеров*, что, в свою очередь, обусловило бурный рост организо- ванной преступности. В конце концов Восемнадцатая поправка была от- менена Двадцать первой, хотя в некоторых штатах и округах до сих пор действуют различные ограничения в дополнение к общим правилам, за- прещающим продажу алкоголя несовершеннолетним или вождение ав- томобиля в нетрезвом виде.
Отмена «сухого закона» не только легализовала продажу алкоголя, но и выбила почву из-под ног черных рынков, обеспечивавших весьма прибыльный бизнес для преступников всех мастей. Впрочем, криминаль- ные группы, разбогатевшие на незаконных поставках алкоголя, переме- стились в другие области деятельности и еще очень долго напоминали всем, что запрет рынка представляет собой весьма неуклюжую форму дизайна, которая вовсе не обязательно достигает даже своих основных целей.
* Бутлегер — подпольный торговец спиртными напитками. Прим. ред.

199
ГлаВа 11. неприемлемые, запрещенные — с хорошим дизайном
Чтобы вам было проще понять суть такого явления, как неприемле- мые сделки, скажу, что существуют действия прямо противоположного типа — защищенные. Я предлагаю называть сделку таковой при условии, что многие люди готовы ей способствовать, то есть хотят защитить права других людей на участие в ней, даже если сами не собираются в ней уча- ствовать. В данную категорию попадает, например, мелкое фермерское хозяйство, поскольку во всем мире оно дотируется, чтобы поддерживать его жизнеспособность в условиях посягательств крупного (и эффективно- го) аграрного бизнеса.
У каждого человека собственный взгляд на неприемлемые и защищен- ные сделки. Религиозное богослужение защищается законом США; это право закреплено Первой поправкой к Конституции государства. Но в та- ких словах, как богохульство, отступничество и ересь, ясно отражаются чувства, которые одни люди испытывают по отношению к тому, чему по- клоняются другие. Например, сейчас между последователями различных школ ислама идет настоящая, практически такая же жестокая война, ка- кие велись в прошлые века между разными ветвями христианства в Евро- пе. Еще один яркий пример — право американских граждан на ношение оружия. Хотя данное право гарантируется Второй поправкой, оно было и остается в стране объектом весьма горячих политических споров и явно противоречит идеям ужесточения контроля над оружием, которые все громче звучат в ряде американских сообществ в связи с негативными по- следствиями, к которым приводит его наличие у граждан.
Итак, мы видим, что неприятие по-разному трактуется в разных ме- стах и разными людьми, а статус-кво может сохраняться довольно долго.
Но иногда ситуация меняется буквально в одночасье. Весьма своевремен- ный пример — браки между представителями одного пола. Некоторые люди хотят создать такую семью, но другие убеждены, что они ни в коем случае не должны этого делать. На протяжении всей человеческой исто- рии в большинстве стран мира брак, как и особый социально-правовой статус, обеспечиваемый им в качестве защищенной сделки, предполагал только союз мужчины и женщины или, в полигамных обществах, одного мужчины и нескольких женщин.
В США однополые браки впервые были легализованы в штате Массачу- сетс в 2004 году. Запрет на них был снят в этом штате по решению суда, постановившего, что разрешение только гетеросексуальных браков нару- шает конституционные гарантии равенства перед законом всех граждан штата. Это решение суда Массачусетса можно считать наглядным приме- ром довольно внезапного прекращения юридически санкционированного

200
Часть IV. запрещенные и сВободные рынки неприятия подобных сделок. Однако мнения американцев по поводу та- ких браков все еще различаются [2]. В 2014 году почти 40 штатов в США узаконили такие браки либо близки к этому (одни сделали это через судебные решения, другие путем принятия соответствующих законов), а несколько, напротив, упорно поддерживают законы, запрещающие их
(хотя эти запреты и могут быть отменены решением суда). Опросы об- щественного мнения показывают, что отвращение к однополым бракам характерно в основном для людей пожилого возраста, поэтому я подозре- ваю, что со временем от него не останется и следа.
Если же изучить историю брака вообще, то мы увидим, что отноше- ние людей к этому вопросу неоднократно менялось как в сторону более строгого, так и в сторону либерального. Например, многоженство, доку- ментально подтвержденное в библейских псалмах царя Давида и других притчах, сохранялось в различных формах на протяжении многих лет и до сих пор существует в исламском мире. А вот у европейских евреев многоженство было запрещено более тысячи лет назад, и сегодня оно незаконно во всех штатах США. И все же в Америке сохраняются рас- кольнические общины, где открыто принято многоженство, например в Юте, да и в других местах; есть и случаи тайного многоженства. Сегод- ня сторонники полигамии тоже активно присоединяются к дискуссиям о новых законах, касающихся однополых браков, желая оспорить запре- ты на многоженство, что позволяет нам высказать предположение, что в будущем в истории института брака может снова произойти резкий поворот.
Значит, нельзя сказать, что мы во всем такие уж современные; зача- стую мы просто отказываемся от того, что прежде вызывало у нас непри- ятие и антипатию. Иногда мы пересматриваем свои взгляды на неприем- лемые сделки и рынки или вырабатываем новые. Например, в настоящее время работорговля считается неприемлемой и незаконной, хотя в былые времена она была разрешена и даже общепринята, в частности в США.
Конечно, рабство никогда не было добровольной сделкой с одной из сто- рон, но сегодня оно считается настолько отвратительным, что человек не может даже добровольно продать самого себя в рабство, согласившись на долговую кабалу. А между тем на эту сделку человек идет добровольно, и когда-то долговое рабство было весьма распространено. К нему неред- ко прибегали европейцы ради того, чтобы перебраться через Атлантиче- ский океан в Америку.
Сегодня любые формы принудительного труда запрещены Тринадца- той поправкой к Конституции США, ратифицированной еще в 1865 году

201
ГлаВа 11. неприемлемые, запрещенные — с хорошим дизайном после кровавой Гражданской войны. Согласно этой поправке «в Соеди- ненных Штатах Америки или в каком-либо месте, подчиненном их юрис- дикции, не должно существовать ни рабство, ни подневольное услужение, кроме тех случаев, когда это является наказанием за преступление, за ко- торое лицо было надлежащим образом осуждено».
Приведу еще один пример того, как менялось отношение общества к некоторым явлениям. Это дача денег под проценты. В средневековой Ев- ропе церковь на протяжении многих веков запрещала взимать проценты по ссудам и требовала исполнения этого закона от всех христиан. И еще долгое время после этого ростовщичество вызывало у большинства лю- дей искреннее отвращение. (Шекспир посвятил этой теме целую пьесу —
«Венецианский купец»; а в «Гамлете» Полоний советует Лаэрту: «В долг не бери и взаймы не давай».) Но сегодня, когда банки являются одним из важнейших элементов мировой экономики, ситуация, без сомнения, поменялась (хотя законы ислама до сих пор, как правило, запрещают по- добную деятельность). В современном мире финансовая индустрия стала настолько важной и большой (что само по себе может вызывать к ней не- которую неприязнь), что нам очень трудно в полной мере понять, какие изменения произошли в настроениях общества по отношению к этой сфе- ре деятельности всего лишь несколько столетий назад. Предлагаю рас- смотреть эти перемены подробнее, чтобы получить более четкое пред- ставление о том, как сильно отношение общества влияет на принятие или непринятие определенных видов рынков.
Почти в самом начале своего довольно объемного труда The Protes- tant Ethic and the Spirit of Capitalism* Макс Вебер цитирует слова велико- го Бенд жамина Франклина об этичности ответственного кредитования и заимствования. Франклин явно придерживался взглядов, прямо проти- воположных мнению Полония: он считал ответственное заимствование и кредитование пуританскими добродетелями и давал советы о том, как ответственно использовать кредитные средства. В 1748 году Франклин даже написал на эту тему труд под названием Advice to a Young Tradesman
(«Советы молодому купцу»). (Широко известна цитата из этой работы:
«Помни, что время — деньги»; но там есть еще один любопытный совет:
«Помни, что кредит — деньги».) Так вот, в конце своей книги Вебер во- прошает: «Каким же образом эта деятельность, которую в лучшем слу- чае признавали этически допустимой, могла превратиться в “призвание” в понимании Бенджамина Франклина?» [3].
* Издана на русском языке: Вебер М. Избранное. Протестантская этика и дух капитализма. СПб. :
Центр гуманитарных инициатив, 2013. Прим. ред.

202
Часть IV. запрещенные и сВободные рынки
Поскольку обычно рынки образуют сложнейшую паутину взаимо- связей с другими рынками, изменения отношения к ним порой приво- дит к далеко идущим последствиям. Например, в ходе эволюции и вза- имного влияния взгляды на такие явления, как долг и долговое рабство, существенно изменили наше отношение к долгам и банкротству. В коло- ниальной Америке и в первые годы существования Республики непла- тежеспособных должников могли посадить в тюрьму или приговорить к кабальным работам. Но по мере того как кабальный труд вызывал все большее отвращение у общества, а долги, напротив, все меньшее, законы о банкротстве были переписаны и стали менее жесткими по отношению к должникам.
Взаимосвязанность рынков иногда позволяет их участникам избегать некоторых неприемлемых сделок и при этом достигать практически та- ких же результатов. Например, кредитные рынки очень тесно связаны с рынками активов, что, по сути, означает только одно: люди занимают деньги, чтобы приобретать разные активы. И хотя взимание процентов на заемные средства по исламским законам считается аморальным, по- лучение арендной платы за пользование активами таковой не считается.
Таким образом, если обычная западная ссудо-сберегательная компания просто одолжит вам деньги на покупку дома и будет начислять по этому кредиту проценты, то на исламских финансовых рынках эти сделки ино- гда устроены так, что банк, давая заем на дома, становится его частич- ным собственником и взимает с вас арендную плату.
Точно так же с течением времени меняется степень приемлемости уже существующих сделок, а благодаря новым технологиям становятся возможными принципиально новые виды соглашений, что порой вызы- вает очередную волну неприятия. Например, сегодня, по крайней мере в некоторых частях света, можно приобрести всю «цепочку поставок», необходимую для рождения ребенка. Вы можете купить человеческую сперму и яйце клетки, которые будут оплодотворены и выношены до нуж- ного срока суррогатной матерью. Появление такой возможности привело к бурному росту «родильного туризма» среди состоятельных людей, кото- рые отчаялись завести ребенка обычным способом, но живут в странах, где суррогатное материнство (или оплата подобных услуг) считается не- законным. Они едут туда, где закон разрешает покупать подобные услу- ги. Наиболее крупным из таких рынков является Индия; менее крупный, но и значительно более дорогой рынок существует и в США. Даже в пре- делах Соединенных Штатов законы, касающиеся суррогатного материн- ства, варьируются: скажем, сегодня вы можете на законных основаниях

203
ГлаВа 11. неприемлемые, запрещенные — с хорошим дизайном оплатить услуги суррогатной матери в Калифорнии и ряде других штатов, а вот в Нью-Йорке это запрещено.
Все эти примеры ясно показывают, что некоторые виды сделок в одних местах считаются неприемлемыми, а в других нет, и что отношение обще- ства к ним может со временем меняться. Неприятие — чувство в высшей степени субъективное, никогда не знаешь, когда оно возникнет. Не гово- ря уже о том, что установить строгие правила, регулирующие действия, которые вызывают неприятие и отвращение, очень сложно.
Чаще всего сделки не квалифицируются как неприемлемые, а быва- ют даже защищенными, если при их заключении не предусматривается передача денег из рук в руки. Подобные случаи стоит рассмотреть под- робнее, поскольку они проливают свет и на общественное неприятие как таковое, и на различные виды рынков и отраслей, для которых можно
(а иногда, напротив, нельзя) разработать дизайн, позволяющий удовлет- ворять разные потребности их участников.
наличные и мораль: иногда покупка — неприемлемый способ получить желаемое
Некоторые дары и натуральный обмен становятся предосудительными, как только в них начинают использоваться деньги. В эту категорию, судя по всему, попадает давнишнее отвращение человечества к взиманию процентов, как, впрочем, оплате услуг суррогатных матерей и, возможно, даже к проституции. Люди, как правило, считают кредиты, усыновление и секс в порядке вещей, если их предлагают бесплатно, тогда как торгов- ля ими воспринимается в основном негативно.
Каждый человек без особого труда назовет несколько случаев, в кото- рых в большинстве обществ неприемлемо использовать деньги. Напри- мер, пришедший к вам на ужин гость вполне может принести бутылку вина или пригласить вас к себе с ответным визитом, но, скорее всего, вы вряд ли захотите пригласить его еще раз, если он предложит вам за- платить за угощение.
Споры о том, что можно покупать и продавать за деньги, а что нель- зя, тесно связаны с некоторыми основополагающими вопросами де- мократии. Скажем, все единодушны во мнении, что голоса электората не должны покупаться, но насчет роли денег в политических кампаниях и решениях зачастую возникают существенные разногласия. А вот при- мер из истории: во времена Гражданской войны солдаты, призванные

204
Часть IV. запрещенные и сВободные рынки штатами Союза*, могли просто заплатить другому человеку за то, чтобы он отслужил вместо них, но в ХХ веке избежать таким образом призыва в Америке стало неизмеримо сложнее. Перед окончанием войны во Вьет- наме призыв на военную службу в США вообще отменили, и сегодня аме- риканские вооруженные силы набирают людей исключительно по найму.
Граждане идут служить добровольно — отчасти из-за достаточно высо- кой заработной платы и пособий, полагающихся военнослужащим, от- части из чувства долга и патриотизма, отчасти движимые жаждой при- ключений. Критики этой системы утверждали, что это приведет к тому, что в армии США будут служить в основном малоимущие граждане, у ко- торых, собственно говоря, нет иного выбора, а богатые и образованные американцы смогут пренебречь традиционным долгом перед Родиной.
Мнения по этому вопросу и сейчас разнятся, однако опасения, что в во- оруженные силы придут только беднейшие из беднейших, не оправда- лись; не каждый, кто желает стать солдатом, отвечает предъявляемым там высоким требованиям, ведь служба в американской армии считается делом чести. Скоро мы вернемся к обсуждению этой темы.
Если же говорить о продаже почек — теме, которую мы с вами уже об- суждали, то против донорства органов для трансплантации практически никто не возражает. Тем не менее многие люди убеждены, что получать денежную компенсацию за это очень плохо. Возможно, настолько от- вратительно, что эта идея может прийти в голову лишь очень плохому человеку.
Обеспокоенность по поводу коммерциализации некоторых сделок вы- ражается в трех вещах. Во-первых, мы боимся, что сам факт установле- ния цены на некоторые вещи, а также их последующая покупка или про- дажа, могут переместить их в класс
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


написать администратору сайта