Главная страница
Навигация по странице:

  • Счастье Зимнего Допамина является как бы итогом всего, что мы сделали раньше, это ретроспективное понимание устройства мира и его закономерностей.

  • УПРАЖНЕНИЕ

  • книга. Нлп. Энергия счастья. Психотехнологии для управления нейрогормонами Умный тренинг, меняющий жизнь


    Скачать 1.27 Mb.
    НазваниеНлп. Энергия счастья. Психотехнологии для управления нейрогормонами Умный тренинг, меняющий жизнь
    Анкоркнига
    Дата19.01.2022
    Размер1.27 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаVladislavova_NLP-Energiya-schastya-Psihotehnologii-dlya-upravlen.pdf
    ТипДокументы
    #335931
    страница12 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    6.8. Зимний Допамин. Рефлексия. Построение структурированного
    знания
    В данном виде счастья, как мы видим, у нас высокий уровень допамина как основного нейромедиатора-мотиватора к достижению цели и немного эндорфина.
    Это счастье осмысливания своей предыдущей деятельности, счастье построения некоего структурированного знания, счастье постижения истины.
    Не нужно путать данное состояние с вдохновением, снисходящим на нас, когда мы расслаблены и гармоничны либо когда мы любим и ощущаем свою причастность к
    Мирозданию, и это не прозрение в будущее, когда мы неожиданно видим наше творение – вначале по частям, а затем целиком.
    Счастье Зимнего Допамина является как бы итогом всего, что мы сделали раньше, это
    ретроспективное понимание устройства мира и его закономерностей.
    Почему допамин? Потому что в данном виде счастья мы одержимы поиском ответа на вопрос: «Как все устроено на самом деле?» Двигательная активность здесь, в отличие от
    Осеннего Допамина, может быть минимальной, но это трудная и напряженная умственная работа. Мы в этом состоянии думаем, пишем, печатаем, чертим.
    А зачем здесь эндорфин? Его нужно немного, но он необходим, чтобы успокоиться, расслабиться, снять лишнее интеллектуальное возбуждение и заснуть, сделав, таким образом, более легким этот напряженный период рефлексии по поводу пережитого опыта.
    И в счастье Осеннего Допамина, и в счастье Зимнего Допамина уровень этого нейромедиатора очень высок, и оттого они во многом схожи между собой. В них обоих присутствует удовольствие от конечного результата и от промежуточных результатов, они оба наполнены драйвом, азартом, страстью, одержимостью, а иногда и агрессией. В связи с зимне-допаминовой агрессией можно еще раз вспомнить об интеллектуальных спорах ученых мужей или дам.
    Мотивация здесь немного отличаются. В Осеннем Допамине мотивация – это достижение цели, а в Зимнем Допамине – это постижение закономерностей устройства мира и порой даже выхода за его пределы. Это философия Платона, Сократа, Канта и Гегеля. Это «эврика»
    Архимеда. Пиковое переживание Зимнего Допамина – это переживание приоткрывшейся перед тобой истины.
    Помните момент в сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева», когда Кай по приказу своей холодной госпожи должен был сложить из льдинок слово «вечность»? Это сравнимо по степени грандиозности с тем, что предстоит сделать, и на душе хорошо и радостно. Это счастье открытия таблицы Менделеева, счастье дедукции Шерлока Холмса. Это счастье создания когнитивных схем и концептуальных моделей.
    Но мне не хотелось бы, чтобы у вас создалось впечатление, что счастье Зимнего Допамина может быть пережито только учеными мужами вроде Платона и Архимеда.

    78
    Помните слова старца Пимена из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»? «Еще одно, последнее сказанье – и летопись окончена моя…»
    Каждый из нас, прожив определенный значимый период своей жизни, имеет потребность каким-то образом структурировать полученный опыт и знания, чтобы завершить некий виток своего развития и выходить на новый.
    У кого-то возникает желание, отработав некую тему в своей жизни, написать по этому поводу статью или книгу.
    У Д. Д. Кэмпбелла есть такое понятие, как «Путешествие Героя», в которое входят определенные этапы трансформации в походе за метафорическим сокровищем или
    «подарком силы» в иную реальность. Выдержав испытания, победив многочисленных драконов, пройдя «точку смерти», Герой вместе с обретенным «подарком силы» возвращается домой, чтобы передать его своему народу. И именно по возвращении в свое племя есть еще одна, завершающая часть «Путешествия Героя» под названием «история силы».
    Получается, что счастье Зимнего Допамина в равной степени доступно как великому ученому, так и охотнику индейского племени, не умеющему ни читать, ни писать.
    Ведь когда охотник возвращался с добычей в свою деревню, каждый шрам на его теле представлял собой реальную историю того, что с ним произошло на охоте, и очень скоро его рассказ становился достоянием всех его сородичей, вплоть до маленьких детей. Таким образом, каждый мальчик племени сможет учиться на удачах и ошибках того охотника, проявленных на его теле в виде шрамов. Ребенок, еще не имевший своего собственного опыта, уже знает в подробностях, как это случилось, проживает историю охотника и его шрамы через самого себя и тоже становится сильнее. И именно в этом смысле говорят, что
    «шрамы героя украшают»: они подчеркивают, что рассказанная им история – настоящая, а не выдуманная и что, получив раны, человек не сломался.
    А теперь давайте представим себе, сколько потеряет целое племя в своей мощи, если охотник, возвратившись домой, не расскажет всем своей истории. Как мы понимаем, нежелание охотника сделать ее всеобщим достоянием не добавит мощи и мудрости ни племени, ни самому охотнику.
    В той истории должен быть проинтегрирован весь опыт его путешествия. Рассказав ее, охотник готов заходить на следующий виток, на свой следующий круг «Путешествия
    Героя». А если история не рассказана, то для дальнейшего шага как будто нет опоры и не от чего оттолкнуться!
    Все мы периодически проходим через разного рода кризисы: возрастные, профессиональные, семейные, кризисы отношений… И иногда – о ужас – они имеют обыкновение совпадать!
    Так вот, рассказанная самому себе своя же собственная история силы в таких случаях просто творит чудеса! В сложные времена мы склонны сами себя обесценивать и отрицать свою внутреннюю мощь. А вместо этого надо просто честно посмотреть и в свои победы, и в свои провалы. И вслед за этим – черпать силу и из своих побед, и из своих провалов, которые мы сами от себя зачем-то умалчивали. И найти в этом свое настоящее счастье!
    Иногда невозможно простраивать свое будущее, не завершив предыдущего жизненного цикла реальной историей силы – рассказанной или написанной. Если ее нет, то прожитый опыт как будто не встроен в самого себя, а это метафорически означает, что его и не было!

    79
    История силы дает контакт со своей силой и возможность признать в себе эту силу. Потому что каждый из нас – это та история, которую он рассказываем о себе – себе же! Ну и племени заодно…
    Она может быть в виде гениальной формулы, философской максимы, выстроенной системы, книги, выложенного узора, рассказа близким по духу людям или просто нескольких исписанных страниц в дневнике…
    7.
    Еще раз о связи между разными видами счастья
    Мы поняли, что счастье бывает разным. И для того чтобы оно было полноценным, лучше иметь в себе все его восемь видов: так лучше и для психики, и для физики.
    Я обещала поподробнее поговорить о взаимосвязи между разными видами счастья.
    Безусловно, все они в той или иной степени взаимосвязаны, но особая связь имеется между видами счастья, лежащими на противоположных сторонах «Колеса». Посмотрите еще раз на наш рисунок! Зимний Эндорфин (релакс и отдых) дает ресурс для Летнего Креативина
    (Вдохновение). Наверняка вы замечали, что мозг совершенно по-разному генерирует креативные идеи и образы, в зависимости от того, выспались мы или не выспались, достаточно или недостаточно света в помещении, насколько приятно там пахнет, насколько мы расслаблены, насколько мы свободны от прессинга времени и стресса. Еще раз напомню, что Пушкину лучше всего писалось в деревне, где время не структурировано, как в городе, жестким поминутным расписанием, а разделяется закатами, рассветами, временами года.
    Чем меньше жесткой «допаминовой» структуры, заставляющей работать на пределе своих возможностей, тем больше места для творчества. Мы помним, что именно по этой причине программистов в Google буквально насильно выставляют из офиса в конце рабочего дня и не позволяют пересиживать.
    Дальше (см. рисунок) у нас идет счастье Весенний Эндорфин, или Влюбленность. Вы только подумайте, сколько творческих проектов в виде произведений поэзии и прозы было рождено в голове у представителей человечества благодаря ему! А сколько планов по свершению разного вида подвигов было сформировано в душе во имя достижения благосклонности своей возлюбленной! Пушкин писал, что после романтического свидания с Анной Керн он вернулся домой и написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье», которое буквально пропитано эндорфиновой легкостью и ощущением быстротечности этого переживания.
    «Чудное мгновенье», «Мимолетное виденье»… Но от этого короткого пронзительно-счастливого «мгновенья»…
    И сердце бьется в упоенье
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    «Любовью» в поэзии и литературе обычно принято называть влюбленность, потому что это более острое, более опьяняющее и более головокружительное переживание, чем привычная радость быть вместе весенне-окситоцинового счастья любви и контакта.
    Поэзия и литература рождают свои шедевры в основном именно на энергии влюбленности.
    Но как же это красиво!
    У известного поэта и барда Евгения Бачурина есть замечательные слова о любви, и это, без всякого сомнения, весенне-эндорфинные слова:

    80
    Нет у любви ни штурвала, ни лопасти –
    лишь безрассудство и страсть!
    Вечно она подстрекает нас к пропасти,
    вечно играет не в масть.
    Все может взять, но в свое оправдание
    дарит божественный дар –
    Слезы разлуки, цветы ожидания
    и вдохновенья пожар!
    Нет искусства без пронзительной и головокружительной влюбленности!
    Следующий вид счастья – Весенний Окситоцин (любовь, контакт) поддерживает счастье
    Осеннего Допамина – счастье реализации проекта. Это активно-азартное состояние, порой с элементами адекватной агрессии: понятно, что когда агрессии больше, чем нужно, то это уже не счастье!
    Я очень люблю момент в фильме Ф. Ф. Копполы «Крестный отец», когда молодой глава мафии Майкл Карлеоне приходит за советом к своему отцу – старому мудрому дону Вито
    Карлеоне, уже отошедшему от дел. В это время в мафии идет передел власти, головы летят направо и налево, многие главы мафиозных «семей» должны погибнуть, за Майклом охотятся. И вот в это, мягко говоря, горячее время старый дон Вито задает своему сыну главный вопрос: «Ты скажи мне главное: у тебя в семье все хорошо?» «Да, очень хорошо», – отвечает Майкл. И старый мудрый дон как-то сразу успокаивается и говорит: «Это – самое главное!»
    Действительно, стабильная крепкая семья, полная любви и поддержки, дает человеку ощущение своей значимости и силы, и ему ничего не страшно. Старший брат Майкла –
    Сантино – неотразимый красавец, взрывной и импульсивный, гибнет, завлеченный в ловушку. У него в семье все было совсем не так хорошо и стабильно, как у Майкла: Сантино не пренебрегал радостями жизни на стороне, его жена мучилась небезосновательными подозрениями и постоянной ревностью.
    Если вспомнить более поздние фильмы, то в «Последнем Самурае» (режиссер Эдвард Цвиг) есть очень красивый эпизод, подтверждающий мощную связь между счастьем любви и контакта и счастьем активных действий по достижению цели. Сюжет фильма состоит в том, что Нейтан Олгрин, капитан американской армии, попадает в плен к самураям и, живя с ними несколько месяцев в их деревне, отрезанной заснеженными горами от всего мира, постепенно проникается их культурой и философией. Потом ему предстоит сделать выбор, за кого он: за самураев или за тех, с кем был раньше, – политических деятелей, которые хотят уничтожить самураев. Олгрин выбирает самураев. Мальчик, сын самурая, спрашивает
    Олгрина: «И ты пойдешь сражаться с американскими солдатами?» «Пойду, – отвечает
    Олгрин, – потому что они пришли разрушить то, что я пришел – любить».
    Примерно та же история происходит с главным героем фильма «Аватар» Джеймса Кэмерона.
    Следующий вид «окситоцинового счастья», связанный с верой, духовной любовью и ощущением своей принадлежности к чему-то бесконечно дорогому и большему, чем ты сам, тесно переплетается с предыдущим видом счастья любви и контакта, и вместе они поддерживают агрессивную активность счастья Осеннего Допамина.
    Квинтэссенция взаимосвязи между двумя названными видами счастья выражена в строках советской песни военных лет:

    81
    И врага ненавистного крепче бьет паренек
    За Советскую Родину, за родной огонек.
    Так что, как мы видим, счастье Весеннего и Летнего Окситоцина во много раз усиливает переживания счастья Осеннего Допамина.
    Из счастья веры, духовной любви и принадлежности к чему-то любимому и большему, чем сам человек, связанными не с большой семьей, а с познанием Бога, родились все религии и их священные книги (Евангелие, Библия, Коран, Тора). Это уже пример связи счастья
    Летнего Окситоцина, с его верой и духовной любовью, и Зимнего Допамина – с его ретроспективным осмыслением устройства мира. Жесткая «зимне-допаминовая» структура не может быть полноценным видом счастья, если она не поддерживается и не подпитывается любовью и верой в бесконечно любимое Целое: в противном случае религия превращается в
    «букву закона», лишенную жизни.
    В этой небольшой главе я еще раз хотела в сжатом виде показать, что было бы неверным решением направлять все свои усилия на один, самый «хромающий» вид счастья без учета взаимодействия внутри системы в целом.
    8.
    Алгоритм мониторинга и работы по «подкачке и
    прокачке „колеса счастья“»
    Теперь, когда мы подробно ознакомились с каждым из видов счастья, вы можете сами для себя понять, какой из них освоен вами больше, а какой – меньше. Есть ли среди восьми видов счастья тот, по поводу которого вы смело можете сказать, что вы в нем – «эксперт»? А есть ли вид счастья, в котором вы совсем «дилетант»?
    Это вопрос, на который каждому из нас важно честно себе ответить, чтобы работать дальше, поэтому прямо сейчас выполните, пожалуйста, очень важное упражнение.
    УПРАЖНЕНИЕ
    Честная самодиагностика по доступности разных видов счастья
    Нарисуйте на листочке «Колесо счастья» и затем закрасьте разными цветами каждый из его секторов в соответствии с тем, какой процент из каждого вида счастья вам доступен.
    Временной фрейм возьмите такой, какой вам захочется. Это может быть, например, последний трехлетний период вашей жизни, или последний месяц, или, возможно, даже последняя неделя. Обозначьте на рисунке заполненность разными видами счастья вашего
    «Колеса».
    Важно иметь перед своими глазами реальную честную картину, потому что позднее мы будем с вами говорить о способах увеличения в своей жизни каждого из видов счастья.
    И вот, предположим, сделав это упражнение, вы обнаружили, что у вас ощутимо
    «подхрамывает» тот или иной вид счастья, а возможно, сразу несколько из них. Как вы думаете, это страшно?
    Нет, не страшно: напротив, это совершенно нормально!
    Чтобы наглядно показать вам, что всегда у вас будет определенный вид счастья, который нуждается в пристальном внимании и поддержке, приведу пример из области, совершенно не связанной с психологией, но где наглядно представлена та же самая модель, какую мы будем использовать.

    82
    Если вы не читали книгу Элиаху Голдратта «Цель», то ее стоит почитать. В свое время она стала бестселлером не только для бизнесменов, но и для специалистов самых разных сфер жизни, потому что «рецепт», предложенный в ней, универсален и применим где угодно.
    Кстати, многие важные открытия делаются именно на стыке наук. Достаточно вспомнить, что необычайно эффективный метод «нейролинвистическое программирование» был создан не психологами, а лингвистом Джоном Гриндером и математиком-программистом Ричардом
    Бендлером.
    Сюжет книги Элиаху Голдратта «Цель» достаточно прост. Алекс Рого, директор разоряющегося завода в небольшом провинциальном городке Берингтоне, получает задание от своего босса спасти завод за два месяца, а в противном случае ему грозит закрытие.
    Герой – уроженец Берингтона, а завод в Берингтоне – градообразующее предприятие, иначе говоря, его закрытие грозит настоящей бедой для всех жителей города – земляков Алекса
    Рого. Спасение родного завода для него – вопрос чести, и он воспринимает эту задачу как что-то очень личное. Он не спит, задерживаясь до полуночи на работе, ездит к консультантам, временами даже от отчаяния напивается. Его жена не выдерживает непонятного для нее поведения мужа и уходит из дома к своим родителям. В общем, кризис, как это часто бывает, бьет сразу по нескольким сферам жизни главного героя.
    Инсайт накрывает Алекса совершенно неожиданно – в походе бойскаутов, куда он отправляется вместе со своим сыном. Сын-подросток вдруг напоминает отцу, что тот давным-давно обещал сопроводить его в таком походе, и вот Алекс, вместо того чтобы работать, буквально насильно выволакивает себя в горы, на природу. А тут еще обнаруживается, что тренер бойскаутов заболел, и поход предстоит возглавить – что за напасть! – именно ему, Алексу.
    У похода бойскаутов есть цель: дойти до определенного пункта назначения до темноты, а в горах это особенно актуально. Алекс с досадой обнаруживает, что отряд его совершенно неуправляем, потому что у мальчиков очень разная степень физической подготовки. Среди них есть длинноногие спортсмены-бегуны, есть мальчики послабее, а самый проблемный участник похода – толстячок по имени Гарби, который постоянно «тормозит» и всех бесит.
    Он еле-еле ковыляет на своих коротеньких ножках, огромный рюкзак его перевешивает,
    Гарби обливается потом, но быстрее идти никак не может. Все остальные мальчики, находящиеся в куда лучшей физической форме, постоянно разбредаются в разные стороны, потому что им скучно: одни убегают вперед, другие, наоборот, отстают, третьи уходят гулять, и у руководителя похода, то есть Алекса, тратится огромное количество сил на то, чтобы их собрать, и это плохо получается. Вдруг Алекс постепенно начинает понимать, что вся эта ситуация что-то ему очень напоминает, и внезапно на него нисходит озарение: в системе есть «узкое звено» – Гарби! Отряд не может двигаться быстрее, чем Гарби, поэтому есть единственная возможность синхронизации всей системы и задания ей некоего единого ритма – это поставить Гарби впереди всего отряда и предложить ему двигаться в максимально быстром и в то же время достаточно комфортном для него темпе.
    Как только Гарби начинает идти бодрым шагом впереди колонны, общая скорость отряда, как ни странно, становится выше, а движение приобретает равномерный характер. Алекс
    Рого решает и далее совершенствовать эту систему. На ближайшем привале он предлагает членам отряда, по возможности, помочь Гарби двигаться быстрее, и те решают разгрузить рюкзак Гарби, наполненный всевозможными съестными припасами, разобрав их по частям в свои рюкзаки. Гарби после этого начинает идти еще в два раза бодрее – естественно, не только оттого, что ноша на его спине стала легче, но и оттого, что товарищи по команде обратили внимание на то, что ему трудно, и помогли ему. В результате отряд бойскаутов приходит к намеченной цели даже раньше предполагаемого срока, несмотря на то что поначалу все шло к тому, что они опоздают на несколько часов.

    83
    У всех отличное настроение, сын гордится папой, который так блестяще заменил тренера в бойскаутском походе. Но самое главное происходит ночью. Алекса вдруг осеняет мысль, что в походе он открыл не только универсальный алгоритм выведения своего завода из кризиса, но и закон улучшения любого производства. Причем, как мы видим, это открытие он сделал отнюдь не на работе!
    Вернувшись на следующий день на завод, Алекс рассказывает своей ближайшей команде о приключении в походе, коллеги быстро понимают, что он имеет в виду, и вот они все вместе немедленно начинают искать «Гарби», или «узкое звено», среди разрозненно работающих цехов. И они его находят! Это цех под номером десять, перед которым скапливаются завалы заготовок, которые тот не в состоянии обработать. Нагроможденные заготовки мешают свободному проходу, и рабочие постоянно перетаскивают их с места на место, бессмысленно тратя на это свое время, отчего тормозятся другие процессы. Тем временем другие цеха, работающие на полную мощность, продолжают выпускать детали и заготовки, которые заваливают проходы и блокируют ток энергии всего завода. «Гарби», или «узкое звено», – это то, что мешает ритмичному, слаженному функционированию всей системы, где стопорится ее энергия.
    И команда Алекса начинает применять алгоритм, найденный им в походе, по отношению к целому заводу. Весь завод синхронизируют с ритмом работы «Гарби», или десятого цеха, а потом думают, как каждый из цехов может помочь десятому цеху разгрузиться или какую часть работы десятого цеха каждый из цехов может взять на себя… В общем, заканчивается все очень хорошо, Алекс Рого блестяще справляется со своей задачей, завод начинает функционировать, как часы, в него возвращаются старые надежные заказчики, Алекса повышают в должности и берут в члены правления всего холдинга с работой в другом городе.
    Казалось бы, все прекрасно. Перед тем как уехать, главный герой вновь посещает свой родной завод, чтобы выпить шампанского со своей верной командой, и они обнаруживают, что в системе опять образовалась дисфункция, не такая катастрофическая, как раньше, но тем не менее требующая немедленного вмешательства и исправления ситуации. И это уже другой цех, не десятый. Все в некотором замешательстве, пока их не осеняет следующее открытие: «Гарби» нельзя найти и устранить раз и навсегда. Устранение «узкого звена» – это не единоразовая акция! Если в системе появился новый «Гарби», то это – не аномалия, а целиком нормальное явление, часть рабочего процесса. Управление заводом – это постоянное выявление «узкого звена», стопорящего энергию, и приведение системы к единому рабочему ритму.
    Зачем я так долго рассказывала вам о сути открытия героя романа Элиаху Голдратта?
    Потому что изложенный автором подход отлично подходит для работы с нашим «Колесом счастья».
    При помощи интуитивного закрашивания уровней разных видов счастья по секторам мы понимаем, где наше узкое звено.
    Покажу это прежде всего на своем личном примере, чтобы у вас не возникало иллюзии, что у
    «эксперта по счастью» нет своего «Гарби»!
    Мое «узкое звено» – это счастье «релакса и отдыха», или Зимний Эндорфин. Все остальные сектора счастья «молотят на полную катушку», а вот Зимний Эндорфин вечно
    «недозалитый» какой-то… И это при том, что я умею расслабляться и обожаю это делать – гулять на природе, наслаждаться общением с интересными людьми, путешествовать…
    Просто в моей иерархии ценностей всегда находится что-то более «приоритетное», чем

    84 личный «релакс и отдых». Особенно это сказывается на сне: так и норовлю, когда весь дом спит, «контрабандой» доделать какую-нибудь важную часть работы!
    Как это сказывается на работе всей системы в целом? Да бьет по всем секторам, честно говоря. Иногда я «торможу», то есть принимаю решения медленнее, чем могла бы, из-за недосыпа (Осенний Креативин). Я частенько вынуждена отказывать себе в удовольствии верховой прогулки, потому что серьезные физические нагрузки можно себе давать только в том случае, если организм полноценно отдохнул, иначе они во вред (Осенний Допамин). Я могу сорваться на мужа или на кого-то из детей, потому что от недостаточного количества сна нервная система начинает «сбоить» (Весенний Окситоцин)… Медитации становятся менее качественными, потому что я во время них засыпаю (сам Зимний Эндорфин). Да и что уж греха таить – морщинки на лице проступают гораздо отчетливее, отчего настроение совсем не такое лучезарное, как могло бы быть (Весенний Эндорфин)! Сил меньше, планы от этого менее грандиозные (Осенний Креативин). Да и озарений творческих меньше происходит, когда мало спишь (Летний Креативин). Менее отчетливо ощущается связь со всем миром и Вселенной (Летний Окситоцин). Вот сколько нехороших последствий от простого недосыпа!
    Для того чтобы отрегулировать и «прокачать» свое «Колесо счастья», для начала нужно синхронизировать работу всех секторов с ритмом «узкого звена». Что нужно делать в моем случае? Установить приемлемый правильный режим, поставить его во главу угла и подстроить под него функционирование всей системы. «Пусть весь мир подождет», пусть в доме будет грязно, дела не доделаны, книги не дописаны, но спать надо лечь не позже 23.00!
    А встать при этом можно и в 6 утра – КПД от этого только вырастет. Легко сказать… А как себя заставить?
    Привлекаем структурирующий дисциплинированный Осенний Допамин в виде «доброго менеджера» из Google: «Надя, ты сегодня отлично поработала. Давай теперь спать, а завтра, с утра, со свежей головой…» Да, хороший вариант, но не достаточно как-то. Надо бы еще
    «творческий сектор» попросить придумать дополнительную мотивацию для раннего укладывания себя в постель. А Летний Креативин настоятельно рекомендует срочно привлечь для реализации этой задачи Весенний Окситоцин, а именно – любовь к детям:
    «Хочешь ли ты, мамочка, чтобы твои детки, которые тебя так любят, моделировали твой режим дня и сжигали себя во имя психологического оздоровления человечества?» О нет!
    Все, уже бегу! Могу и в 22 часа лечь, если детям от этого лучше! Вот мы всеми секторами
    «навалились» и прокачали мой отстающий Зимний Эндорфин, дав ему поддержку. Надо сказать, что в моем случае «узким звеном» стабильно оказывается именно этот сектор. Что ж, это только упрощает задачу: можно не тратить лишних сил на поиски «Гарби»!
    А теперь разберу кейс посложнее, чем мой, и очень показательный. Я уже ранее писала о девушке Нике, «подсевшей» на допамин, что в конце концов вылилось в болезнь. На всякий случай напомню вкратце, о чем там была речь.
    Ника – красивая молодая женщина с прекрасной фигурой – очень много работала как психотерапевт: клиенты офлайн, клиенты онлайн, тренинги в центре психического здоровья.
    Кроме того, Ника в одиночку занималась своим экспертным блогом – ярким и интересным, как она сама. И она утверждала, что энергию для такой активной жизни берет в спортивном клубе: три раза в день – беговая дорожка и тренажеры, два раза в неделю – танцы, в выходные – многокилометровые походы.
    Со сном у Ники было плохо. Ее муж Петя был моряк, подряжавшийся на работу на рейсы дальнего плавания и оттого постоянно находившийся на другом краю земного шара. Петя имел обыкновение звонить Нике по ночам и часами разговаривать с ней, поскольку у него в

    85 это время было утро или свободное время после ужина. «Разговором» Петя называл произнесение собственных длинных монологов о разных странах, об особенностях местных океанов и представителей тамошней флоры и фауны. Ника, очень дисциплинированный и ответственный человек, все равно вставала рано: ко всему прочему, она еще и много училась.
    С ее стороны не было запроса на психологическую помощь: ей казалось, что все у нее в порядке. Она утверждала, что ей так жить нравится, что у нее все хорошо, хотя муж, конечно, изрядно надоедал ей своими разговорами и обидами за ее ответы невпопад в 4 часа утра: «Ты меня не слушаешь! Тебе неинтересно, что я рассказываю!» Отказаться от этих ночных разговоров Ника не могла, потому что иначе, как у многих месяцами отсутствующих моряков дальнего плавания, у Пети начинало разыгрываться воображение по поводу наличия у его жены более интересных занятий, чем разговоры с ним, в ночное время суток.
    «Ничего-ничего, – говорила Ника. – Мне не нужно много сна. Четырех часов мне вполне достаточно. Я это компенсирую движением: мне, конечно, в начале нужно себя пересилить, но потом, когда я разойдусь, все просто великолепно!» В те редкие моменты, когда я Нику видела, мне очень не нравилось, как она выглядит, я прямо ей об этом говорила и делилась своими опасениями по поводу того, что она себя загоняет. Ника на словах соглашалась со мной и каждый раз обещала «обо всем об этом подумать»…
    И возможно, вы помните, что у Ники в конце концов все вылилось в тяжелую болезнь.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта