|
ПМ.02 «Организация различных видов деятельности и общение детей». Норильский педагогический колледж дневник по педагогической практике пм. 02 Организация различных видов деятельности и общение детей
Выводы: Петр заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения — положительный. Игровые объединения характеризуются устойчивостью и одновременно «открытостью» по отношению к новым игрокам. Для него характерно использование просьб, предложений в общении с партнерами.
Петя относится к типу детей – «сочинителей», для них наиболее интересны игры, которые осуществляются в вербальном плане с минимальным опредмечиванием сюжета. В их деятельности хорошо заметен переход к «рубежному» виду игровой деятельности — игре – фантазированию. Как правило, дети – «сочинители» фантазируют, объединившись по двое и образуя устойчивое игровое объединение. В то же время они охотно принимают участие в коллективных играх, где становятся носителями игрового замысла, и благодаря им идет продвижение сюжета вперед. Это заводилы, у которых придумывание игровых событий преобладает над их реализацией через создание образов игровых персонажей и выполнение игровых действий. Присутствие в игре воображаемого героя является важным признаком — это предтеча наиболее высокого этапа развития игровой деятельности (игры – фантазирования), целиком основанного на сюжетосложении — придумывании целостных сюжетных событий. Диагностическая карта
Дата проведения ______________
Фамилия, имя ребенка ________СЕРГЕЙ_____________ _______лет, мес.
Критерии оценки
| Степень выраженности в баллах
| Комментарии к балльной оценке
| 1
| 2
| 3
| Способность отражать в сюжетно – ролевой игре разнообразное содержание.
Ребенок:
отражает в сюжете бытовые действия или трудовые процессы взрослых; отражает в сюжете события из сказок или мультфильмов; отражает в сюжете фантастические события; объединяет в одном сюжете бытовые, литературные и фантазийные сюжеты; имеет предпочитаемые игровые темы.
|
| +
|
| Зачастую Сережа использует сюжет из сказок и мультфильмов с своей игре, привлекает к этому других детей.
| Общий балл
| 2
| Наличие и особенности ролевого поведения. Ребенок:
называет свою роль до начала игры; называет роль партнера во время игры; использует смену роли во время игры для развития сюжета; вступает в ролевой диалог со сверстником; проявляет инициативу в ролевом диалоге со сверстником; меняет интонацию голоса в зависимости от роли; имеет предпочитаемые игровые роли.
|
| +
|
| При этом часто дети не умеют адресовать общение сверстнику, не могут найти аргументы, чтобы отстоять свои замыслы. Поэтому в общении дети с отрицательной направленностью взаимодействия чувствуют себя крайне дискомфортно, попадают в зависимость от более инициативных сверстников – лидеров.
| Общий балл
| 2
| Способность к использованию действий игрового замещения.
Ребенок:
использует предметные игровые действия и действия с предметами – заместителями; использует изобразительные игровые действия (действие – движение без использования предмета, сопровождаемое речевым комментарием); проговаривает часть игровых событий и место действия.
|
|
| +
| Для Сережи в большей степени присуще предметно – словесное обозначение игрового места, например, при помощи строительного материала — «Давайте здесь гараж...», но чаще для них вся групповая комната — воображаемый мир, а подготовка к игре занимает незначительное время.
| Общий балл
| 3
| Способность к построению игрового сюжета. Ребенок: |
| +
|
| Роли распределяются по ходу игры. В игре широко представлен ролевой диалог, который служит средством создания игровых образов, дети меняют роли, что позволяет разворачивать сюжет. Особенно привлекательные игровые события могут повторяться несколько раз подряд, доставляя детям удовольствие. Речевой оборот «А давай теперь...»
| Общий балл
| 2
| Способность создавать обстановку для игры. Ребенок:
создает игровую обстановку в зависимости от замысла игры; проявляет творчество в создании игровой обстановки; включает изобразительную или продуктивную деятельность в создание игровой обстановки.
|
| +
|
| Для Сережи характерно построение сюжета по ходу игры на основе изменения ролевого поведения, смены ролей. Началу игры предшествует сговор, определяющий ее тему и одно игровое событие, что свидетельствует о появлении в игре замысла.
| Общий балл
| 2
| Способность к игровой коммуникации. Ребенок:
проявляет доброжелательность в игровом общении с партнерами – сверстниками; проявляет инициативность в игровом взаимодействии со сверстниками; участвует в определении общего замысла игры до ее начала; использует разнообразные способы распределения ролей (считалки, жребий и др.).
|
| +
|
| В общении внутри своего игрового объединения проявляется доброжелательность, склонность к проявлению сочувствия в ситуациях, требующих помощи.
| Общий балл
| 2
| Средний балл
| 2
| Выводы: Для Сережи характерно построение сюжета по ходу игры на основе изменения ролевого поведения, смены ролей. Началу игры предшествует сговор, определяющий ее тему и одно игровое событие, что свидетельствует о появлении в игре замысла.
Роли распределяются по ходу игры. В игре широко представлен ролевой диалог, который служит средством создания игровых образов, дети меняют роли, что позволяет разворачивать сюжет. Особенно привлекательные игровые события могут повторяться несколько раз подряд, доставляя детям удовольствие. Речевой оборот «А давай теперь...» свидетельствует о намерении согласовать замысел с партнером. Для сюжетов игр свойственно отражение отношений между персонажами, которым подчинены их функциональные (профессиональные, сказочные и др.) действия. В сюжетных событиях часто находят отражение отрицательные эмоции игровых персонажей, которые переносятся из мультсериалов и современных телесериалов для взрослых. Это приводит к чрезмерному эмоциональному возбуждению детей в игре, которое проявляется в повышенных, крикливых речевых интонациях, беготне по группе, агрессивных действиях по отношению к играющим из других игровых объединений — ради забавы их могут толкнуть, дернуть, разрушить постройку и совершить другие аналогичные действия.
В общении внутри своего игрового объединения проявляется доброжелательность, склонность к проявлению сочувствия в ситуациях, требующих помощи. При этом часто дети не умеют адресовать общение сверстнику, не могут найти аргументы, чтобы отстоять свои замыслы. Поэтому в общении дети с отрицательной направленностью взаимодействия чувствуют себя крайне дискомфортно, попадают в зависимость от более инициативных сверстников – лидеров.
Диагностическая карта
Дата проведения ______________
Фамилия, имя ребенка ________Любовь_____________ _______лет, мес.
Критерии оценки
| Степень выраженности в баллах
| Комментарии к балльной оценке
| 1
| 2
| 3
| Способность отражать в сюжетно – ролевой игре разнообразное содержание.
Ребенок:
отражает в сюжете бытовые действия или трудовые процессы взрослых; отражает в сюжете события из сказок или мультфильмов; отражает в сюжете фантастические события; объединяет в одном сюжете бытовые, литературные и фантазийные сюжеты; имеет предпочитаемые игровые темы.
|
| +
|
| Люба преимущественно играет в сюжетно – ролевые игры, отражая в них традиционные бытовые и профессиональные темы. Типичный пример такого сюжета: «Мама приводит дочку к врачу, врач осматривает и лечит руку, мама с дочкой идут в магазин и покупают апельсины»; затем ситуации повторяются с небольшими изменениями, приобретая «круговой» характер.
| Общий балл
| 2
| Наличие и особенности ролевого поведения. Ребенок:
называет свою роль до начала игры; называет роль партнера во время игры; использует смену роли во время игры для развития сюжета; вступает в ролевой диалог со сверстником; проявляет инициативу в ролевом диалоге со сверстником; меняет интонацию голоса в зависимости от роли; имеет предпочитаемые игровые роли.
| +
|
|
| Ролевой репертуар ограничен традиционными ролями, продиктованными материалами предметно-игровой среды группы — врач, парикмахер, продавец и др. Ролевые диалоги короткие и слиты с обозначением игровых событий.
| Общий балл
| 1
| Способность к использованию действий игрового замещения.
Ребенок:
использует предметные игровые действия и действия с предметами – заместителями; использует изобразительные игровые действия (действие – движение без использования предмета, сопровождаемое речевым комментарием); проговаривает часть игровых событий и место действия.
|
| +
|
| Люба использует замещающие и изобразительные, например, «Продавец раскладывает товар, берет плату, выбивает чек» (выбивание чека — «чик – чик – чик», при этом ребенок просто дотрагивается пальцем до стола, как бы выбивая чек).
| Общий балл
| 2
| Способность к построению игрового сюжета. Ребенок:
выдвигает игровые замыслы до начала игры; выдвигает игровые замыслы по ходу игры; разнообразие игровых замыслов; проявляет инициативу в придумывании игровых событий; придумывает «игры с продолжением».
| +
|
|
| Не инициативна в предложении сюжета игры, пользуется помощью педагога и сверстников
| Общий балл
| 1
| Способность создавать обстановку для игры. Ребенок:
создает игровую обстановку в зависимости от замысла игры; проявляет творчество в создании игровой обстановки; включает изобразительную или продуктивную деятельность в создание игровой обстановки.
| +
|
|
| Вербальное пояснение изобразительных игровых действий отсутствует, что ведет к непониманию действий партнера и рассогласованию замыслов детей в игре.
| Общий балл
| 1
| Способность к игровой коммуникации. Ребенок:
проявляет доброжелательность в игровом общении с партнерами – сверстниками; проявляет инициативность в игровом взаимодействии со сверстниками; участвует в определении общего замысла игры до ее начала; использует разнообразные способы распределения ролей (считалки, жребий и др.).
|
|
|
| Со сверстниками доброжелательна, но сама на контакт не выходит
| Общий балл
| 2
| Средний балл
| 1,5-2
| |
|
|