Главная страница

Педагогические условия формирования гуманитарной культуры школьн. Образовательное учреждение высшего образования мордовский государственный педагогический университет имени м. Е. Евсевьева


Скачать 85.24 Kb.
НазваниеОбразовательное учреждение высшего образования мордовский государственный педагогический университет имени м. Е. Евсевьева
Дата07.04.2022
Размер85.24 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПедагогические условия формирования гуманитарной культуры школьн.docx
ТипРеферат
#451339
страница3 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1.2 Формирование гуманитарной культуры школьников в условиях школы как социального института



На протяжении последних веков гуманитарные знания очень часто противопоставлялись естественнонаучным познаниям, тесно связанные с философией позитивизма, ориентированные на предметное и объектное исследование окружающей действительности. Такая философия основана на прагматическом подходе, при котором научные достижения оцениваются с точки зрения их «полезности» для материальных благ человечества. Здесь нет тесной взаимной связи и взаимодействия между объектом и субъектом познания считается, но есть возможность такого подключения, как некоторые философы, например, Г. Гегель, выявили состоит. В этом контексте сам человек играл роль пассивного объекта в процессе его изучения и обучения.

Сейчас мы не можем утверждать, что в прошлые века такое отношение учителей к своим ученикам везде и было абсолютным. В разные эпохи человеческой истории мы находим в воспитании и учении элементы гуманистической педагогики.

Впервые идеи формирования гуманитарной культуры были выражены учеными на Западе. С нашей точки зрения, это были античные концепции воспитания, в которых выражались основные принципы всесторонности и гармонии. В Древней Греции в гомеровскую эпоху впервые появился термин «калокагатия», провозглашающий физическое и нравственное совершенствование личности человека.

Протагор провозгласил человека высшей ценностью, выдвинув такой тезис, как «Познай самого себя».

Такие мыслители и педагоги прошлых лег, как Платон, Сократ, Витторио де Фильтре, М. Монтень и многие другие, писали в своих трудах о необходимости активизировать усилия самим студентам в процессе их обучения и воспитания, цель воспитательной работы, которую они увидели в моральное самосовершенствование каждого ученика. Таким образом, сама система воспитания ориентировалась на личность каждого ученика [16, c. 75].

Аристотель видел счастье человека в интеллектуальном созерцании истины, он изучал сущность человека, как он взаимодействует с политикой, искусством, культурой, как он относится к морали и воспитанию. Воспитание подрастающего поколения осуществлялось по театральным произведениям таких известных писателей того времени, как Ашиль, Аристофан, Еврипид, Софокл, которые в какой-то степени выполняли познавательную и педагогическую функцию. В произведениях этих авторов были подняты такие проблемы, как добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, в них раскрывались слабость и порочность человеческой души, а величие воспевалось наоборот. После долгого периода средневековой инквизиции в эпоху Возрождения многие мыслители и общественные деятели снова ставят в центр внимания личность человека и человеческое отношение к нему. В связи с этим ученые, педагоги, писатели придают большое значение содержанию и качеству образования. Такие известные деятели, как В. де Фальтре, М. Монтень, Ф. Рабле, Э. Роттердамский, писали о развитии творческих сил человека с помощью обучения и воспитания, всесторонне развитый человек - это был их идеал. В.де Фальтре сам создал школу нового образца, где подчеркивалась огромная роль классической литературы и классических языков в воспитании подрастающего поколения. Однако в работах Т. Мора [64, c. 56], наоборот, подчеркивается важность преподавания предметов естественнонаучного цикла, что было вызвано требованиями наступающей эпохи капитализма.

В России значительное внимание уделяется гуманитарному воспитанию в течение длительного периода времени. Первые школы, возникшие с 1028 года, подготавливали в основном духовенство и грамотных людей. Ярослав Мудрый основал повышенную школу, в которой дети получали хорошее образование. Многие писатели, деятели культуры, проповедники и образованные «книжники» (ученые), летописцы того времени получили «книжное образование».

Мы полагаем, что именно углубленное изучение литературы, истории, обычаев народа прямо из летописей в тех первых школах во многом определило роль гуманитарного образования в России. Для подтверждения этой мысли обратимся к истории развития системы образования в России. В XIX веке была открыта Славяно-греко-латинская академия, где приоритет отдавалось темам гуманитарного цикла. Но нельзя сказать, что предметам естественнонаучного цикла уделялось меньше внимания или что они не были полностью преподаны. Для подтверждения этого факта упомянем имена таких выпускников Академии, как М.В. Ломоносов, а также архитектор В.И. Баженов.

В XVIII веке в период быстрых реформ Петра I не была нарушена эта традиция только, но и, наоборот, усилена. Новые специализированные школы (навигационная, инженерная, артиллерийская) специализировались на общем и специальном обучении учащихся.

В России наблюдается столкновение светского (преимущественно научного) и религиозного направления образования, где религиозное приравнивалось к духовному, которое, по мнению ученых, «очеловечивается» и является гуманитарным. Н.И. Пирогов [69, с. 75] писал в своих работах о близости религии и гуманитарных наук.

На наш взгляд, правильно утверждать, что многие ученые-гуманисты - философы, историки, филологи, культурологи - внесли большой вклад в развитие гуманитарной культуры, поскольку в центре внимания была личность человека, его возникновение, развитие, образование, взлеты и падения и что человеческие интересы были предметом многих исследований тогдашних ученых.

Проанализировав литературные источники, мы установили, что гуманитарная культура как явление имеет глубокие исторические традиции. Но сегодня еще мало изучено.

В свете сказанного становится очевидным культурологический подход в школьном образовании, реализация которого предполагает «создание условий для самоопределения личности учащихся в культуре» [31, С. 193].

С учетом темы наших исследований педагогический аспект культуры интересует нас интересует воспитательно-образовательный аспект культуры в формировании гуманитарной культуры у школьников как основы сохранения общечеловеческих ценностей в традициях народа и передачи их воспитанникам в тесной связи прошлого, настоящего и будущего развития всего общества в целом и отдельно взятой личности.. Такой подход позволит более подробно изучить все аспекты формирования у учащихся гуманистического мировоззрения. При реализации этого подхода необходима преемственность в процессе овладения культурой, необходимо создание условий для самоопределения личности ученика в культуре.

В средней школе ГК становится конструктивной, созидающей силой, средством гуманитаризации педагогического процесса. Нельзя рассматривать вопросы среднего образования школьников в отрыве от его ГК, поскольку ГК выступает в качестве одного из важнейших факторов, детерминирующих обучение учащихся на современном этапе. Известны работы, посвящённые исследованию ГК учителя, в русле идей школы В.А. Сластёнина, (Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова, В.Н. Карташова). Гуманитарная культура человека (в нашем исследовании школьника) проявляется в осознании им глубокой духовной сущности процессов его становления, процессов воспитания и обучения. Очень важно, чтобы учащиеся понимали философско-мировоззренческий смысл общих целей образования. Речь идет о целях - ценностях культуры, которые С.И. Гессен совершенно справедливо назвал «абсолютными», «безусловными», «целями заданиями», «задачами высшего порядка, неисчерпаемыми по самому существу своему и открывающими для стремящегося к ним человечества путь бесконечного развития» [17, c. 42].

Гуманитарная культура ученика проявляется и в умении задавать себе вопросы, самостоятельно искать ответы. Процесс обучения динамичен по своей сути, он обращается к ученику все новые и новые стороны, ставит перед ним все новые и новые задачи, требующие творческой активности субъекта обучения. Благодаря развитию ГК ученик становится способным к гуманитарному пониманию отдельных фактов, событий и обстоятельств.

С.И. Иконникова [42, c. 72] рассматривает гуманитарную культуру как один из видов культуры, но в её работах она во многом отождествляется с нравственно-эстетической культурой.

В современных условиях жизни страна переходит на рыночную экономику, что заставляет выдвигать всё новые требования к выпускникам школы, будущим специалистам, повышается значение их ГК. Мировая и отечественная практика организации школьного образования показывает, что конкурентоспособность современного школьника зависит во многом не только от овладения им багажом школьных знаний, но и в большей степени обусловлена широтой и многогранностью его гуманитарная культура.

Для выявления сущностных характеристик гуманитарная культура школьников обратимся вначале к рассмотрению понятий «культура», «гуманитарная культура», «культуросообразное образование».

В настоящее время феномен культуры представляет собой большой интерес, что вызвано многими изменениями в обществе и в системе образования в целом. В современной науке не сложилось единого понимания сущности культуры, так как данное явление отличается сложностью, многогранностью и противоречивостью. «Авторское право» на культуру целиком принадлежит человеку.

Изучив современные словари, мы обнаружили, что лексическое значение понятия «культура» время от времени менялось, расширялось по сравнению с тем, каким многозначным оно является сегодня.

В настоящее время в условиях модернизации образования процесс гуманизации школьного образования приобрел особую значимость как предупреждение против опасности наступления технократизма и прагматизма в работе школы. Гуманизация образования означает процесс перехода от технократической модели образования к гуманитарной, процесс смены ориентиров — переход школы от ориентации на жесткий социальный заказ к ориентации на наиболее полный учет интересов и потребностей личности, что предполагает восприятие человека (ребенка) как меру целесообразности педагогической деятельности и построения педагогических систем. В связи с этим необходима постановка задачи гуманитаризации образования как процесса трансформации общечеловеческих ценностей в образовательный процесс, способствующий становлению личности школьников как субъектов гуманитарной культуры, обладающих способностями выстраивать продуктивное взаимодействие с окружающим миром на основе личностно принятых нравственных ценностей.

Основы гуманитарной культуры и пути ее развития рассматривались в работах Т.Г. Браже, М.С. Кагана, В.А. Сластенина, Л.П. Шейной, Н.И. Элиасберг и др. Современные исследователи определяют условия и средства развития гуманитарной культуры обучающихся в системе школьного (Е.Б. Горлова, О.Н. Журавлева, В.Н. Орлов, Т.Н. Полякова, Ф.Ф. Харисов, Е.Н. Шиянов и др.). Различные аспекты гуманитарной культуры отражены в работах А.И. Арнольдова, И.Ф. Исаева, И.М. Орешникова и др.

Однако, несмотря на столь активную научную разработку интересующей нас проблемы, мы не можем говорить о существовании целостного теоретического подхода к её решению. Проанализированные работы в большинстве своём освещают лишь отдельные аспекты гуманитарной культуры личности без учета их взаимосвязи и условий функционирования в процессе развития гуманитарной культуры личности школьника. На наш взгляд, в современном образовательном процессе школы, не достаточно эффективно определяются и реализуются условия, направленные на формирование гуманитарной культуры школьника в условиях реализации ФГОС НО нового поколения, что позволило определить цель нашего исследования - сформировать гуманитарную культуру у школьников в условиях реализации ФГОС НОО. Существуют различные определения понятия «гуманитарная культура». Так, В.А. Сластенин представляет гуманитарную культуру как «упорядоченную совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий профессиональной деятельности» [84, c. 40]. В нашем понимании гуманитарная культура - это интегративное личностное образование, представленное ценностно-ориентированным, информационно-коммуникативным, когнитивно-познавательным, деятельностно-практическим, рефлексивно-оценочным компонентами, при интеграции ценностных ориентаций и качеств личности.

В связи с недостаточным изучением гуманитарной культуры как педагогического феномена важно определение ее структуры, в частности при формировании ее у школьников. Гуманитарная культура представляет собой сложное, многомерное явление. Нет единого мнения по поводу её структуры и содержательного наполнения её структурных компонентов. Исследователи выделяют те или иные компоненты в зависимости от подходов к анализу гуманитарной культуры [5]. А.И. Арнольдов представляет структуру гуманитарной культуры как единое целое, проявляющееся в виде информационной системы, внутренней культуры, культуры функциональной. А.С. Запесоцкий в гуманитарной культуре различает аксиологический, онтологический и праксиологический пласт.

Важнейшим в структуре гуманитарной культуры школьников является ценностно-ориентированный компонент, который связан с ценностями, мировоззрением, нравственностью, социальными стандартами поведения человека в социуме.

Следующим является информационно-коммуникативный компонент, подразумевающий сформированность умения понимать и принимать различие интересов, потребностей и ценностей других людей, коммуникативную толерантность, умение продуктивно разрешать внутренние и внешние конфликты, готовность восприятия «другого» как равноправного. Когнитивно-познавательный компонент предполагает овладение и передачу накопленных систематизированных гуманитарных социокультурных знаний, которые являются основой гуманистического сознания, целостного мировоззрения, формирующим и смыслообеспечивающим фактором.

Деятельностно-практический компонент направлен на осознание и принятие задания, сохранение цели и следование ей до получения результата совместной деятельности, проявление самоконтроля и взаимоконтроля по ходу его выполнения. Цель рефлексивно-оценочного компонента заключается в формировании способности у школьников анализировать свои действия, поступки, мотивы, переживания и соотносить их с нормами, правилами и ценностями группы, а также с действиями, поступками, мотивами, переживаниями других людей.

Сложная, многоплановая и разноуровневая структура гуманитарной культуры, ее взаимосвязь со сферами жизни общества позволяет ей осуществлять в обществе ряд функций: познавательную (гносеологическую) - культура обладает собственной развитой научной основой, с помощью которой познаются природа, общество и человек; деятельностную (праксиологическую) или преобразовательную - эта функция есть эквивалент практической деятельности и поведения людей в социальной жизни и межличностном общении; информационно-коммуникативную - способствует передаче знаний и опыта предшествующих поколений; регулятивную и нормативную - выступает как система мер и требований общества ко всем сторонам деятельности людей; аксиологическую (ценностную) - фиксирует способность накопления в культуре художественных ценностей и их влияние на образ мыслей и поведение человека; функцию социализации - человек приобретает качества, ценности и убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности в обществе; эстетическую - проявляется в искусстве, в художественном творчестве; гедонистическую - (гедонизм в переводе с греческого означает наслаждение), человек получает удовольствие от прочитанной книги, осмотра архитектурных ансамблей, музеев, посещения театров, концертных залов и т.п., что способствует формированию потребностей и интересов, оказывает влияние на образ жизни людей; релаксационную - заключается в искусстве физического и психического расслабления разрядки, которую дает культура; гуманистическую или человеко-творческую - человек осваивает общественные отношения, духовные ценности, превращая их во внутреннюю сущность своей личности, в свои социальные качества, но в индивидуальной форме; смыслообразующую - фундаментальной природой культуры является особый смысловой мир, способный выходить далеко за пределы традиционных истин, вовлекая человека в познание мира и его освоение с помощью как разума, так и чувств; воспитательную функцию - через систему образования человека.

Для формирования у школьников гуманитарной культуры необходимо широко использовать в работе гуманитарные технологии. Гуманитарная природа педагогических технологий может проявляться в целом ряде признаков. Ключевой особенностью гуманитарности можно считать диалог, «для любой гуманитарной технологии характерно стремление обеспечить диалоговый режим взаимодействия» [48, С. 177]. Гуманитарные технологии способны обеспечить индивидуально-личностную ориентацию деятельности педагога, делая содержание его работы персонализированным по отношению к детям. «Гуманитарным технологиям свойственно широкое использование в качестве педагогического средства собственно человеческих возможностей, таких как личность педагога, его речь, система отношений, общение, а также источников, в концентрированном виде отражающих глубинную человеческую проблематику» [34, С. 92].

Показателем гуманитарности во все века считалось обществознание, а не филологическая культура. Традиционно путь классического образования обеспечивал гуманитарное развитие личности через приобщение к лучшим образцам мировой и отечественной философии, истории, словесности, искусства. Во все времена актуальной в области гуманитарного образования продолжает оставаться проблема владения родным и иностранными языками. Иностранный язык обладает большим потенциалом для формирования гуманитарная культура школьников.

Анализ приведённых определений культуры позволяет сделать следующие выводы, имеющие важное значение для нашего исследования феномена «гуманитарная культура школьника»:

культура как способ жизнедеятельности людей может фиксироваться на уровне общества, социальной группы, личности;

ядром культуры являются общечеловеческие ценности;

в понимании культуры доминантами являются понятия «личность», «деятельность»;

Гуманитарная культура личности базируется на общей гуманитарная культура.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта