Опыт_оценки_качества_образования_в_ВДЦ_Орлёнок. Опыт оценки качества образования
Скачать 2.29 Mb.
|
Традиция «орлятской» чести – это одна из самых важных и наиболее значимых традиций ВДЦ «Орлёнок». Это посвящение в «ор- лята» – заключительный и самый торжественный момент в отрядной жизни. Этот ритуал создаётся в каждом конкретном отряде и имеет множество вариантов. Традиция вожатского отряда. Вожатый – носитель законов и традиций лагеря. От его деятельности зависит, насколько глубокие изменения произойдут с ребёнком, на какие ценности и нормы он бу- дет ориентироваться. Поэтому очень важно, какие ценности и нормы сформированы у самого вожатского коллектива. У вожатского отряда, как правило, есть своё имя, девиз, песня. Вожатский коллектив задаёт особый тон пребывания ребят в лагере через вожатские концерты, работу творческих групп, органов самоуправления лагеря, решение конфликтных вопросов. Согласно порядку, заведённому основателями лагеря, орлятские законы обсуж- даются с ребятами в самом начале смены и принимаются как неукоснительный свод правил, норм жизни. Традиции вводятся в действие авторитетом и примером взрослых (сотрудников Центра). Законы и традиции «пронизывают» образовательную среду детского лагеря, формируя особую атмосферу. В первичных временных детских объединениях в про- должение законов и традиций «Орлёнка» разрабатывается и принимается свод своих для заметок 17 собственных правил («Конвенция отряда»). В процессе обсуждения и принятия законов как коллективных договорённостей у детей и подростков – участников лагерных смен формируются такие компетенции, как умение слушать и слышать другого человека, другое мнение, уважение этого мнения, умение аргументировать свою точку зрения, умение договариваться, умение соблюдать принятые договорённости в повседневной жизнедеятельности. Ещё одна важная часть символики детского лагеря – это легенды «Орлёнка», ко- торые представляют собой рассказанные истории с фантастическим или относительно реальным сюжетом, призванные проиллюстрировать те или иные идеи, ценности или нормы. Воспитатели детского центра активно используют легенды для демонстрации идеи, проблематизации детей и подростков в сфере ценностей, объяснения собственной оценки тех или иных событий. Б.В. Куприянов выделяет несколько пластов в ценностно- смысловом и знаково-символическом плане «Орленка» 1 : 1) внешний формальный пласт – официально-идеологический, «задающийся» общественной реальностью (легенда об Орлёнке, визуально выраженная изобра- жением мальчика в будёновке, который и сегодня является официальным логотипом ВДЦ «Орлёнок»); 2) внешний неформальный пласт – народные и авторские, кавказские и морские, волшебные сказки, притчи, легенды, которые возникли в других сообществах, но стали частью символики «Орлёнка», поскольку оказались в резонансе с реалиями детско- взрослого сообщества и активно используются взрослыми для иллюстрации каких-либо воспитательных событий (легенды о речке Пляхо, о рыбаках, о каменных цветах и др.); 3) внутренний неформальный (интегральный) пласт – сказочный мир легенд, рож- дённых в самом «Орлёнке» и повествующих о людях и событиях, якобы имевших место на территории лагеря (легенды о Доме вожатых, о ступеньке с надписью: «Я тебя люблю», о синем крабе, о фонтанах на набережной и др.). Эти легенды интересны тем, что в них прочитываются подростковые и юношеские темы: первая любовь, одиночество, дружба, жизнь как череда встреч и расставаний, неповторимость каждого мига пребывания в лагере, уникальность каждой встречи. Культуро- и природосообразностью легенд «Орлёнка» (обращённостью к внут- реннему миру ребёнка, опорой на мифологичность детского сознания, акцентирова- нием значимости духовной составляющей человеческого существования и т.д.) можно объяснить тот факт, что они активно используются организаторами детского отдыха, руководителями туристских клубов, общественных организаций, студенческих педа- гогических и строительных отрядов и других сообществ по всей стране. Песенная и музыкальная культура – ещё одна символическая составляющая образовательной среды детского лагеря. Музыка в детском лагере – это особая фор- мирующая сила, которая оказывает мощное эмоциональное воздействие на человека. Неудивительно, что именно в лагере многие дети начинают петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте, выходят на сцену. Музыка в лагере звучит постоянно, начиная с утренней зарядки и заканчивая отбоем. Особые песни звучат на заезде и на разъезде. Для каждого общелагерного дела подбирается свой музыкальный тематический фон. 1 Куприянов Б.В. Экзистенциальные мифы социальной педагогики «Орлёнка» // «Ориентир: журнал для дейс- твующих педагогов». 2010 № 1(2). С. 47–52. для заметок 18 В «Орлёнке» сложилась специфическая песенная культура. Традиция особого отношения к песне появилась здесь неслучайно. Изначально в «Орлёнок» приезжали известные композиторы, поэты-песенники: Я.А. Френкель, Д.Б. Кабалевский, В.Я. Шаин- ский, А.Н. Пахмутова и Н.Н. Добронравов, которые встречались с детьми, пели для них и вместе c ними сочиняли песни для орлят. Ещё одна особенность, связанная с музы- кой, заключается в том, что в «Орлёнке» работали люди с прекрасным музыкальным образованием, которые хорошо знали классическую музыку и, что немаловажно, могли о ней интересно и вдохновляюще рассказывать детям. Таким был Виктор Абрамович Малов, легендарный коммунарский вожатый «Орлёнка» и его первый музыкальный руководитель, который вместе с Ириной Леоновой и Любовью Балашковой привёз в «Орлёнок» не только коммунарскую методику, но и глубокую любовь к музыке, к песне. Много лет подряд в «Орлёнке» проводила для детей свои авторские концерты-лекции, музыкальные беседы и встречи ведущий лектор-музыковед Московской филармонии, заслуженный деятель искусств России С.В. Виноградова. Классическая музыка была неотъемлемой частью музыкального фона «Орлёнка». Инструментальная музыка, клас- сические произведения часто звучали в лагерях вечером перед отбоем, как бы «лились» с неба, создавая определённое лирическое настроение, успокаивали, настраивали на осмысленное завершение дня. В «Орлёнке» собирались и «приживались» авторские песни Ю.И. Визбора, О.Г. Митяева, А.А. Якушевой, В.И. Ланцберга, А.М. Городницкого, Б.Ш. Окуджавы и др. Авторскую песню называют поющей поэзией потому, что её поэтический текст важнее мелодии. Авторская песня поётся негромко, в компании добрых друзей и единомышлен- ников, у костра, ей присуща особая задушевность, глубокая искренность и выражение сокровенных мыслей. Поэтому так важен смысл, содержание песни. Первые вожатые, педагоги «Орлёнка»: С.А. Шмаков, О.С. Газман, Г.Е. Якерсон, В.И. Модель – тоже писали свои песни, которые становились орлятскими, их очень любили, их пел весь лагерь. Некоторые авторские песни называют орлятскими песнями не потому, что они были на- писаны в «Орлёнке», а потому что впервые были услышаны и часто пелись именно здесь. Ещё одна специфическая особенность музыкальной культуры «Орлёнка» – это его хоровые смены, которые собирали детские хоры со всего СССР. И тогда весь лагерь пел. Это создавало неповторимую обстановку искренней добросердечности, открытости, сплочённости и дружбы. Именно благодаря этим сменам у «Орлёнка» появился ещё один большой друг – Г.А. Струве, замечательный музыкант и композитор, выдающийся педагог, создатель знаменитой хоровой студии «Пионерия». Г.А. Струве много лет приезжал в «Орлёнок» на хоровые смены, дарил лагерю песни, которые поют здесь и сегодня. Всё это создало неповторимую песенную культуру «Орлёнка», орлятские пес- ни, авторами которых являются как известные, признанные композиторы и поэты, так и «широко известные в узких кругах» педагоги, музыканты, поэты. Конечно, песенный репертуар меняется с течением времени. В «Орлёнке» сегодня можно услышать многие популярные композиции, но те самые, орлятские, поют до сих пор и вожатые, и дети. Приобщение участников лагерных смен к символике «Орлёнка» обеспечивает принадлежность к уникальному детско-взрослому сообществу Всероссийского детского центра, даёт право быть услышанным и понятым единомышленниками, позволяет рас- считывать на помощь, поддержку. для заметок 19 Например, и сегодня живёт в «Орлёнке» девиз: «Каждое дело – творчески, иначе – зачем?» Когда его произносит с улыбкой сверстник, вожатый, начальник лагеря, сразу становится понятным, какие смыслы этот человек вкладывает в деятельность: от простого поздравления с началом нового дня до большого общелагерного дела. В «Орлёнке» до сих пор многие торжественные мероприятия и общелагерные дела: посвящения в орлята, посвящение в вожатский отряд, открытие и закрытие смены, день рождения «Орлёнка», День России и др. – проводят у памятного камня со строгими чеканными строками Александра Кусого: На камне высечена дата. Запомни, друг, вот здесь орлята В строю застыли. Взвились флаги. Отсюда начинался лагерь. Памятный камень является своеобразной смысловой точкой отсчёта, исто- ком, началом «Орлёнка», хотя в действительности этот камень появился гораздо позже, в 1970 году. Коммуникационно-организационный компонент образовательной среды детского лагеря Коммуникационно-организационный компонент включает в себя особенности субъектов образовательной среды детского лагеря, коммуникационную сферу, стиль общения и обучения и пр. Коммуникационно-организационный компонент пред- ставляет собой способ связи, объединения большого числа лю- дей, причастных к той или иной лагерной смене, проводимой в ВДЦ «Орлёнок». Это дети и их родители, а также множество взрос- лых работников детского центра: вожатые, руководители детских лагерей, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, методисты, инструкторы по физической культуре и туризму, учителя школы, медицинские работники, повара, во- дители, технические служащие и т.д. Каждый взрослый, работающий в ВДЦ «Орлёнок» и не являющийся педагогом, включён в образовательную среду, поскольку он носитель его коммуникативной культуры, смыслов и отношений; поэтому все сотрудники орга- низационно причастны к решению образовательных задач. Образовательная среда ВДЦ «Орлёнок» уникальна тем, что она объединяет детей и взрослых, принадлежащих к различным национальностям, религиям, имеющих различные взгляды, ценности и убеждения и т. п. Объединённые открытым дружествен- ным пространством, близкими и понятными законами и традициями, дети и взрослые учатся жить вместе, слушать и слышать друг друга, уважать точку зрения, отличную от своей собственной, ценить конструктивную критику и пр. Особенности образовательной среды ВДЦ «Орлёнок» в том, что участникам ла- герных смен предоставляется возможность самоопределиться в отношении к совместной деятельности, степени своего участия («наблюдатель», «участник», «организатор» и т.д.). Очевидно, что основополагающую роль в организации и коммуникации в Центре играют педагогические работники и члены педагогических коллективов (воспитатели для заметок 20 «Орлёнка»). Воспитатели не только обеспечивают существование образовательной среды в настоящий момент, воспроизводя в своей деятельности символическое пространство «Орлёнка», транслируя детям и подросткам социально значимые ценности, но и задают новые векторы развития этого содержания работы с детьми. В свою очередь, работа в «Орлёнке» для воспитателей становится важным фактором социализации и професси- онализации, от их отношения к своим должностным обязанностям зависят и результаты их профессионального развития. В этой связи в «Орлёнке» уделяется существенное внимание обеспечению условий для позитивного профессионального самочувствия работников, формирования профессионального «я» начинающих педагогов. Одним из основных элементов коммуникационного компонента образовательной среды детского лагеря является временное детское объединение (коллектив). Главными его признаками являются кратковременность функционирования, динамика, интенсив- ность, эмоциональная насыщенность происходящих в нём процессов, разнородность состава (половозрастная, региональная, национальная и др.), автономность сущест- вования (ослабление прямого влияния постоянных групп – школьного класса, семьи, референтной группы сверстников и др.), коллективный характер жизнедеятельности, завершённый цикл развития. Временное детское объединение представляет собой особую социальную микросреду, которая предоставляет подростку ряд возможностей 1 : – возможность освободиться от прежних установок, стереотипов, «ярлыков», стандартных ожиданий и требований и изменить свою собственную позицию по отно- шению к какой-либо деятельности, а может быть, и к жизни в целом; – возможность выразить себя по-новому, попробовать утвердиться в новой об- щности сверстников, проявить себя в новом качестве. В таком коллективе, как правило, большинство ребят старается показать себя с положительной стороны, таким образом вырабатывается социально одобряемая норма поведения. Вовремя поддержанная и закреплённая педагогами, эта норма формирует определённую позитивную модель поведения, следование которой поощряется, а отклонение осуждается коллективом. На формирование этой позитивной модели поведения подростка влияет символичес- кое пространство детского лагеря – законы и традиции, легенды и песенная культура; – возможность разнообразной и насыщенной деятельности, способствующей проявлению активности и инициативности подростка, а также выражению (а иногда и обнаружению) своих способностей и талантов; – возможность глубоко и на равных общаться со взрослыми, прежде всего с вожатыми. В детском лагере вожатый проводит со своим отрядом практически весь све- товой день. Насыщенность такого общения, учитывая тот факт, что вожатый, как правило, является положительным примером для отряда, также способствует формированию позитивной модели поведения подростка. В настоящее время можно утверждать, что образовательные возможности вре- менных детских объединений включают формирование и развитие так называемых «мягких навыков»: умение управлять собой, своим временем, ориентацию на результат, критическое мышление, умение учиться, умение выстраивать процесс обсуждения в группе, договариваться, принимать коллективные решения. Временное детское объеди- нение способствует развитию лидерских и организаторских навыков его участников – 1 Кирпичник А.Г., Ижицкий В.П. Летние объединения старшеклассников. М.: Знание, 1984. для заметок 21 аргументированной постановке и оцениванию задач, мотивации, командообразованию, умению нести ответственность за принятое решение и др. Реализуя эти возможности в детском лагере, подросток осуществляет свои собственные пробы в различных видах деятельности, накапливает позитивный опыт со- циального взаимодействия с абсолютно разными людьми, реализовывает свои интересы, инициативы и даже открывает в себе новые способности, о которых ранее не подозревал. Организационными формами реализации этих возможностей является отряд, а также разнообразные внеотрядные временные детские объединения: творческие группы, органы самоуправления лагеря, мастерские, проектные команды, техноклассы, курсы, учебные классы в школе и др. В «Орлёнке» в течение смены подросток может стать участником 5-6 таких временных детских объединений, то есть 5-6 раз может познакомиться с новыми ребятами и педагогами. Всё это создаёт особый стиль общения и обучения, особую атмосферу, которую можно скорее почувствовать, проникнуться ею, чем её описать. Эта уникальная эмо- циональная среда «Орлёнка», отличающаяся эмпатийными, дружескими отношения- ми, поддержкой и взаимопомощью, интегрирует в единое целое административный, вожатский и детский сегменты сообщества. Содержательно-методический компонент образовательной среды детского лагеря Содержательно-методический компонент включает в себя смысловые и технологические основания деятельности детского лагеря: совокупность теоретических идей и подходов, образующих образовательную концепцию ВДЦ «Орлёнок»; основные образо- вательные технологии, используемые в работе с детьми; систему подготовки и переподготовки педагогических кадров, образователь- ные программы, разрабатываемые и реализуемые педагогическими коллективами детских лагерей. Идеи и подходы, образующие образовательную концепцию ВДЦ «Орлёнок». Психолого-педагогические основы отдыха и оздоровления детей представлены психологическими исследованиями временного детского коллектива (А.Г. Кирпичник, А.Н. Лутошкин, Р.С. Немов, Л.И. Уманский). Основополагающий вклад в развитие психолого-педагогических представлений о детском отдыхе, воспитании детей в загородных детских лагерях внесли И.П. Иванов (педагогика общей заботы, технология коллективной творческой деятельности), С.А. Шмаков (педагогика и методика детской игры), О.С. Газман (теория и технология педагогической поддержки). Инновационные идеи коллективно-творческого воспитания стали основой самостоятельного социально- педагогического феномена – орлятского воспитания. В 1963–1966 гг. О.С. Газман, А.Ф. Дебольская, В.А. Малов, Л.А. Балашкова, А.В. Мудрик и другие сотрудники Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орлёнок» создавали особый образ жизни коммунарского коллектива в условиях лагерной смены. Основными принципа- ми орлятского воспитания в 60-е гг. ХХ века являлись: обучение лучшей жизни через включение в лучшие отношения – удовлетворение естественной потребности юношества для заметок 22 в идеале; альтруизм, установка на постоянное добротворчество, абсолютная бескорыст- ность; пять само-: самоорганизация, самодеятельность, самовоспитание, самоуправление и самоанализ; особые, «равные» отношения со взрослыми, с педагогами; творчество и коллективизм, по выражению В.А. Караковского, «в самом высоком смысле слова» 1 Идеология нетоталитарного воспитания лагеря «Орлёнок» (идея свободо- способности ребенка) стала источником разработки принципиально новой концепции педагогической поддержки О.С. Газмана. Эта концепция базируется на понимании того, что развитие ребёнка протекает наиболее успешно в контексте синхронизации двух различных процессов – социализации и индивидуализации. Социализация связана с усвоением ребёнком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и включением их в собственную деятельность (формирование в растущем человеке со- циально-типичного). Индивидуализация способствует становлению индивидуальности ребёнка (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке). Под педаго- гической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоро- вьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением). Педагогика игры С.А. Шмакова тоже «выросла» из его многолетней работы именно в детских лагерях Новосибирской области, г. Липецка, ВПЛ ЦК ВЛКСМ «Орлёнок». С.А. Шмаков на практике продемонстрировал и доказал эффективность игровых средств в работе с детьми, обосновал, что принцип романтики в пионерском движении достигается именно игровыми формами. С.А. Шмаков идёт гораздо дальше традиционного понимания игры как ведущей деятельности для детей дошкольного и младшего школьного возраста и рассматривает игру как целостное социокультурное и педагогическое явление воспитания и развития детей и подростков. Игра многомерна, так как выступает в педагогическом процессе как вид творческой деятельности, как принцип, метод, способ, стиль воспитательного процесса. Игра рождает, как правило, положительные чувства, энергию, комфортное состояние, оптимистическое мироощущение. Также значительное влияние на выстраивание содержания программ ВДЦ «Ор- лёнок» оказала концепция «социальных проб» М.И. Рожкова 2 , в которой важную роль играет самооценка и анализ ребёнком собственных возможностей в многомерном про- странстве социальных связей, а также последовательный выбор способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей. Основным инструментом в этом процессе являются социальные пробы. Именно они дают возможность охватить большой спектр возможных ролей и позиций, попробовать себя в них и оценить свои возможности. Детский лагерь – это замечательная площадка для детского эксперимен- та, где ребёнок в течение смены попадает в самые разнообразные временные детские объединения, деятельность которых позволяет ребёнку осмыслить себя в процессе организации, проведения дела (события), его рефлексии, анализа и обратной связи со стороны педагогов и сверстников. Целенаправленное создание педагогами детского 1 Караковский В.А. Коммунарство – технология высокой романтики // Народное образование. 2000. № 4-5. С. 40. 2 Рожков М. И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся // Ярославский педагогический вест- ник. № 1. 1994. С. 14. для заметок 23 лагеря серии социальных проб как продуманных педагогических ситуаций значитель- но способствует формированию у подростков определённой социальной позиции и социальной ответственности и, как следствие, успешному дальнейшему вхождению в социальную среду. Безусловно, продуктивной для выстраивания деятельности детского лагеря яв- ляется идея со-бытийной образовательной общности В.И. Слободчикова 1 , понимаемой как действительное жизненное пространство, антропопрактика обретения детьми, подростками, молодыми людьми собственной, индивидуальной субъектности в деятель- ности и личностной позиции во встречах с другими. Со-бытийная общность является необходимой ситуацией развития человека. Детско-взрослое сообщество детского лагеря имеет все шансы стать такой со-бытийной общностью для ребёнка, в которой происходят открытия, рождаются новые знания, опыт деятельности, понимание себя и других. В силу того, что детско-взрослое сообщество детского лагеря имеет завершённый цикл существования и распадается после окончания смены, понятое и прожитое в нём закрепляется в сознании ребёнка как образец, ориентир для дальнейшего самоопре- деления и самореализации, как эталон гуманистических отношений, понимание того, что можно жить по-другому. В последние годы в общественном сознании отчётливо артикулируется приоритет индивидуального благополучия ребёнка – участника программ отдыха и оздоровления. При этом первостепенное значение придаётся: - обеспечению психосоматического благополучия (переживания ощущения свежести, бодрости, работоспособности, особого восприятия и интерпретации своих недугов, конструктивного совладания с ними); - обеспечению социально-психологического благополучия (субъективной удов- летворённости широкой, достаточной для данного индивида системой социальных связей с наличием позитивных межличностных отношений, проявляющихся в форме дружбы, любви, поддержки, получение в ситуации стресса поддержки людьми из близкого ок- ружения, сопереживающими и оказывающими реальную помощь); - обеспечению экзистенциального благополучия (положительного самоотно- шения – принятие себя, наличие цели в жизни, личностной автономии, реалистичес- кого восприятия окружения, позитивного отношения к другим, возможности адекватно воздействовать на окружение, контроль над обстоятельствами, оптимальное развитие, личностный рост и самоактуализация личности) 2 Развитие научных представлений о деятельности ВДЦ «Орлёнок» в последние десятилетия осуществлялось за счёт большого числа исследований, проведённых со- трудниками Центра на его базе (работы С.И. Панченко, М.Р. Мирошкиной, И.Г. Николаева, Л.С. Савиновой, Л.В. Спириной, И.И. Фришман, О.В. Шевердиной и многих других). Сегодня концептуальным основанием разработки образовательных программ и проектов ВДЦ «Орлёнок» выступает личностно ориентированный подход в образова- нии, обеспечивающий развитие и саморазвитие личности ребёнка на основе выявления 1 Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность – источник развития и субъект образования // Научно-методическая серия «Новые ценности образования». Событийность в образовательной и педагоги- ческой деятельности / Под ред. Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. Выпуск 1 (43), 2010. С. 13. 2 Куприянов Б.В. Детский оздоровительный лагерь: проектирование образовательных результатов // Артек- Со-бытие. 2018. № 1(17). С. 60–63. для заметок 24 его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Принципами личностно ориентированного подхода, используемыми в деятельности детских лагерей ВДЦ «Орлёнок» на современном этапе, являются: – принцип самоактуализации, предполагающий актуализацию интеллектуаль- ных, коммуникативных, художественных и физических способностей ребёнка, а также поддержку стремления ребёнка к проявлению и развитию этих способностей; – принцип индивидуальности, направленный на создание условий для форми- рования индивидуальности как ребёнка, так и работающего с ним педагога, учёт инди- видуальных особенностей ребёнка и педагога, содействие их дальнейшему развитию; – принцип субъектности, предполагающий создание условий для проявления ребёнком собственной осознанной творческой активности, свободу в преобразовании себя и окружающей действительности; – принцип выбора, предполагающий максимальное расширение сферы выбора для подростка как в предпочтении видов деятельности, так и в определении содержания и форм предложенной деятельности. Современные образовательные практики детского лагеря должны быть ориентированы на личность, способную в изменяющихся условиях социума свободно принимать адекватные и ответственные решения в различных проблемных ситуациях; – принцип творчества и успеха, предполагающий разумное сочетание индивиду- альной и коллективной творческой деятельности, что позволяет определять и развивать как индивидуальные особенности ребёнка, так и его социальные навыки: умение дого- вариваться, работать в команде, ораторское мастерство, уверенность в себе, эмпатию, активное слушание, умение управлять конфликтом, позволяющие ему быть успешным в любом коллективе. Исходя из этих принципов и анализа результатов деятельности Центра преды- дущих лет, педагогическим коллективом была определена стратегическая цель всех образовательных программ, реализующихся в «Орлёнке»: актуализация и развитие образовательных интересов, потребностей и ценностного потенциала ребёнка в из- бранной деятельности. Ведущей технологией реализации заявленной стратегической цели является система работы с индивидуальным образовательным маршрутом ребёнка в условиях детского лагеря. Индивидуальный образовательный маршрут в условиях «Орлёнка» – это индивидуальные целевые установки подростка на смену, его мотивы, ожидания, а также последовательность выборов, которые осуществляет и реализует подросток в предлагаемом содержании смены в «Орлёнке» исходя из своих целей. В образовательной среде Центра подросток осуществляет следующий выбор: - формы своей деятельности: участия в вариативных образовательных пространс- твах программы в соответствии со своими интересами, склонностями и ценностями (образовательные курсы, мастерские, мастер-классы, органы самоуправления детского лагеря, другие внеотрядные объединения); - содержания образовательной деятельности (темы занятия, кружка, мастер- класса, социального, исследовательского или творческого проекта, поручение в организаторской деятельности и т.д.); - режима и темпа освоения образовательных программ, что имеет особое значе- ние применительно к одарённым детям, детям с ограниченными возможностями здоровья; для заметок 25 - возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера. Все эти выборы должны иметь исходную точку – индивидуальную образователь- ную цель подростка, а также точку финальную – оценку достигнутых результатов. Таким образом, основная задача, стоящая перед педагогическим коллективом «Орлёнка», – помочь и поддержать ребёнка в его самостоятельном выборе, объективной оценке своих возможностей и выстраивании дальнейшей траектории собственного развития, используя возможности образовательной среды Центра. Концептуальные основания деятельности предполагают подбор образователь- ных технологий, учитывающих специфику временного детского объединения, а также краткосрочность нахождения ребёнка в пространстве детского лагеря. Организация совместной творческой деятельности детей и взрослых – базовая технология «Орлёнка», корнями уходящая в культурные практики коммунарства и твор- чески переосмысленная многими поколениями орлятских педагогов. Её суть – совместное (дети и взрослые) целеполагание, планирование, подготовка, реализация деятельности и её последующий анализ. При этом педагогами используются приёмы педагогической поддержки подростка, что позволяет последнему быть социально успешным не толь- ко в условиях детского лагеря, но и в дальнейшем у себя в регионе – классе, школе, общественной организации. Технология проектной деятельности активно используется в реализации про- грамм и проектов социально-педагогического, естественно-научного профиля, поскольку ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобре- тение новых, в том числе и путём самообразования. Активное включение подростков в проектную деятельность даёт им возможность осваивать новые способы коммуникации, навыки моделирования, генерирования идей, работы в команде, разработки нового продукта. Социальное проектирование как деятельность, направленная на улучшение социальной среды, является неотъемлемой частью практически всех программ и проектов, реализуемых в Центре. Педагогические технологии развивающего обучения активно используются в реализации программ творческого развития талантливых и одарённых детей в области художественного и технического творчества. Здоровьесберегающие технологии лежат в основе каждой программы, поскольку здоровьесбережение подростков является качественной характеристикой любой об- разовательной технологии, демонстрирующей, каким образом сохраняется здоровье всех субъектов образовательного процесса в Центре. Модульная технология, адаптированная к условиям временного детского объ- единения, используется в реализации программ допрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации подростков. Модуль содержит познавательную (инфор- мационную) и учебно-профессиональную (деятельностную) части, при этом основное внимание уделяется практико-ориентированной части модуля. Применение той или иной образовательной технологии (либо нескольких техно- логий) зависит от образовательной программы, реализуемой в детском лагере. В зависимости от того, какие технологии используются в образовательном про- цессе, подбираются формы и методы организации образования в детском лагере. Как правило, это активные и интерактивные формы, предполагающие индивидуальную и для заметок 26 групповую работу обучающихся, творческие встречи с известными деятелями культуры, искусства, спорта, учёными и бизнесменами, государственными деятелями, мастер-клас- сы, дискуссии, конференции, образовательные экскурсии по Центру и за его пределами. Составляющей содержательно-методического компонента является система подготовки и переподготовки педагогических кадров. Подготовка и переподготовка педагогических кадров ВДЦ «Орлёнок» обеспечивает преемственность педагогической идеологии и образовательных технологий, транслирует следующему поколению педагогов орлятские ценности и традиции. В «Орлёнке» целенаправленной подготовкой вожатых занялись практически в самом начале существования лагеря: в 1967 году открылась первая Школа пионерских вожатых (ШПВ), слушателями которой стала лучшая молодёжь своего времени, на- правленная по комсомольским путёвкам во всероссийский пионерский лагерь из всех регионов страны. Со временем менялись элементы организационной структуры школы, система отбора слушателей, пересматривались содержательные блоки программы школы, но главные принципы работы с молодёжью сохранились до сих пор: субъект- ность, «выращивание» вожатых непосредственно в «Орлёнке», освоение теории через практику – «проживание» будущими вожатыми смены, которую они затем проживут с детьми не один раз, наставничество. Сегодня существует несколько образовательных траекторий для молодых людей, которые хотели бы стать вожатыми «Орлёнка»: прохождение обучения в Российском центре подготовки вожатых «Ориентир» (преемник Школы пионерских вожатых/пе- дагогических работников прошлых лет), участие во Всероссийском конкурсе на право работы в ВДЦ «Орлёнок», прохождение краткосрочного обучения в составе студен- ческого педагогического отряда. Все эти варианты дают возможность определиться относительно своей дальнейшей работы в Центре в течение более длительного срока. Воспитатель основного состава ежегодно повышает уровень своей профессиональной квалификации (в Центре действует программа непрерывного повышения квалификации педагогических работников) и имеет следующие возможности профессионального роста: для заметок 27 Образовательная программа детского лагеря – важная составляющая со- держательно-методического компонента образовательной среды ВДЦ «Орлёнок». Особенностью Всероссийского детского центра является то, что в отличие от мно- жества образовательных организаций здесь наиболее явно проявляется взаимосвязь «образовательная среда» – «образовательная программа». В тексте образовательной программы описана образовательная среда, её компоненты. Обычно комплекс основных характеристик образования выглядит так: концептуальные основы образовательной деятельности, используемые образовательные технологии, ресурсное (кадровое, ма- териально-техническое и др.) обеспечение реализации программы. С одной стороны, образовательная программа разрабатывается на основе того состояния образователь- ной среды «Орлёнка», которое имеется на момент разработки, а с другой – программа предусматривает не только эксплуатацию образовательной среды, но и её модернизацию (новшества в «прочтении», интерпретации и преобразование составляющих). Так, например, образовательная программа детского лагеря учитывает специ- фику архитектурно-эстетической организации территории, а также предусматривает активное использование в образовательном процессе законов и традиций, мифов и легенд, опирается на существующую в «Орлёнке» песенную культуру. Воспитатель, реализуя образовательную программу детского лагеря применительно к участникам временного детского объединения, использует все эти возможности образовательной среды в разные моменты смены с разными задачами: в начале смены – для знакомства и выстраивания ближайшей перспективы жизнедеятельности; в середине смены – для осмысления происходящего, для решения различных познавательных задач, для иллюстрации той или иной ситуации, для создания и укрепления сообщества едино- мышленников. Взаимосвязь «образовательная среда» – «образовательная программа» в ВДЦ «Орлёнок» наглядно проявляется в том, как архитектурный комплекс Центра своей вписанностью в ландшафт, в природную среду, своей пространственной щедростью и в то же время уютностью перекликается с приоритетом интересов личности ребёнка, отражённым в традициях уникального детско-взрослого сообщества орлят, концепту- альных основах образовательной деятельности, зафиксированных в образовательной программе. Архитектура Центра, орлятские традиции детско-взрослых отношений, положе- ния образовательной программы сходятся в том, что ребёнок – главный субъект в этом природном, культурном, социальном окружении, здесь ему легко дышится, он свободен, у него есть возможность выбора интересной ему деятельности, своей позиции в этой деятельности, он может рассчитывать на поддержку. Иными словами, архитектура, оп- ределяя мироощущение человека, начинает «работать» не только функционально, но и содержательно с самого начала – приезда ребёнка в детский лагерь. Это первое, ещё неосознанное, неосмысленное ощущение доброжелательной открытости подкрепляется законами и традициями лагеря. Обсуждение и принятие законов и традиций, по которым в дальнейшем детско-взрослое сообщество будет жить в течение всей смены, их соб- людение, апеллирование к ним в каких-либо конфликтных ситуациях является важным вкладом в будущее: это формирование ценностно-смыслового отношения к нормам, законам и праву как инструментам справедливого и эффективного управления обществом. для заметок 28 Легенды и песни «Орлёнка», будучи частью образовательной среды, представ- лены в образовательной программе в качестве инструментов трансляции ценностей. Взаимосвязь «образовательная среда» – «образовательная программа» обес- печивают педагогические работники «Орлёнка», которые, с одной стороны, являются носителями ценностей, предусмотренных образовательными программами, а с дру- гой – понятными, в силу близости возраста, ролевыми моделями, на которые может ориентироваться ребёнок. Таким образом, взрослые – сотрудники Центра выступают для детей – участников смен проводниками в образовательную среду. Эффективность решения педагогами задач образовательной программы, реализации возможностей образовательной среды обеспечивается использованием образовательных технологий. Всероссийский детский центр «Орлёнок», согласно своему официальному статусу, является образовательной организацией, осуществляющей кроме образовательной деятельности организацию отдыха детей и их оздоровления. В последние годы образовательные практики в детских лагерях «Орлёнка» нацелены на формирование у детей и подростков компетенций в различных видах деятельности, обеспечение условий для овладения знаниями, умениями, навыками, получение опыта решения задач в широком спектре предметных областей, содействие в усилении мотивации дальнейшего получения образования. Однако педагогическое сообщество ВДЦ «Орлёнок» понимает важность сохранения опыта и традиций воспитания, обеспечения рекреации и оздоровления детей, приезжающих на черноморское побережье Северного Кавказа (в курортную зону). Согласно образовательной концепции миссия ВДЦ «Орлёнок» состоит в интеграции образовательной, оздоровительной и рекреационной деятельности в контексте реализации образовательных программ детских лагерей. ВДЦ «Орлёнок» представляет собой образовательный комплекс. Структурными подразделениями Центра реализуются образовательные программы различного уровня: - программы дошкольного образования (детский сад для детей сотрудников); - программы основного и среднего общего образования (средняя общеобразо- вательная школа); - программы дополнительного образования детей и взрослых (Дом авиации и космонавтики, Аллея Мастеров, астрономическая обсерватория, Дворец культуры и спорта, детский автогородок, учебно-методический центр); - программы отдыха детей и их оздоровления и программы дополнительного образования детей и взрослых (детские лагеря «Солнечный», «Дозорный», «Звёздный», «Стремительный», «Штормовой», «Комсомольский», «Олимпийский», «Олимпийская деревня»). Системообразующую роль в реализации образовательных программ ВДЦ «Ор- лёнок» играют детские лагеря, их деятельность ресурсно обеспечивают все остальные структурные подразделения. Именно на площадке детских лагерей предстоит органичное дополнение воспитания, оздоровления и рекреации элементами обучения, которые |