Парадигмы мышлениякак увидеть новое
Скачать 0.91 Mb.
|
Рис. 12 Глава 8. Полтора десятка примеров 83 Приведу еще один простой пример, который позволяет быстро ощутить границы своих представлений. В прекрасной книге Эллен Лангер «Осмысленность» (Mindfulness) предлагается небольшой тест, который иллюстрирует культурную парадигму. Постарайтесь обиль- но увлажнить свой рот. Пусть слюна заполнит ваш рот от основа- ния зубов до кончика языка. Это вполне приятное, комфортное ощущение, поскольку таково естественное состояние здоровой ротовой полости. Далее Лангер предлагает взять небольшой бумаж- ный стаканчик и выплюнуть в него немного слюны. А потом вернуть ее обратно. Какова ваша реакция? Отвращение. Его ощущают почти все но- сители западной культуры. Почему? Ведь речь идет всего лишь об одном из жидких компонентов нашего организма. Две секунды назад эта жидкость была у вас во рту. Но наше поведение и поступки определяются культурными правилами, усвоенными в раннем детстве (плеваться неприлично, получить плевок — это оскорбление, а мок- рота болезнетворна), и нас передергивает от одной лишь мысли о том, что можно выпить собственную слюну. Идея Лангер проста и понятна. И имеет непосредственное отношение к парадигмам. Еще несколько небольших примеров. Первый для тех, кто носит очки. Когда в последний раз вы видели оправу или линзы собст- венных очков? Поразмыслив, большинство людей приходит к выводу, что это было либо когда они смотрели на себя в зеркало, либо утром, когда они надевали очки. Что происходит, когда очки надеты? Информация об оправе исчезает из вашего поля зрения. Так случается практически со всеми. В какой момент вы забываете Рис. 13 ПАРАДИГМЫ МЫШЛЕНИЯ 84 про очки? В тот самый, когда они оказываются у вас прямо перед глазами. Несмотря на это, тот, кто носит очки, отбрасывает эту информацию на уровне сознания. Почему? Потому что она не приносит никакой пользы. А одна из функций парадигмы — опре- делять, что важно, а что нет. При этом мы игнорируем или не замечаем другие данные. Задумайтесь об информации, которая остается за пределами вашего внимания: гудение жесткого диска, отражение в окне, ще- бетание птиц, грохот поезда, движение машин, скрип стула. В дан- ный момент вы читаете эти строки, а значит, прочие сведения не только бесполезны, но и будут мешать вам сосредоточиться, если их не игнорировать. Именно это вы и делаете. Как часто вы ловили себя на том, что вы проехали несколько кварталов «на автопилоте»? Как вам это удавалось? Это говорит о том, что ваша парадигма вождения автомобиля настолько эффек- тивна, что вы успешно управляете им, не подключая к этому процессу сознание. Мы не просто пренебрегаем ненужными данными. Мы способ- ны искажать их, приспосабливая к собственным ожиданиям. Од- ному из самых ярких примеров подобного поведения скоро испол- нится сто лет. ИСКАЖЕННОЕ ВИДЕНИЕ В конце XIX века в Hanover Institute в Германии был проведен следующий эксперимент. Участников просили надеть очки с лин- зами, переворачивающими изображение. Через такие очки испы- туемый видел окружающий мир перевернутым. Целью исследова- ния было проверить реакцию на необычную ситуацию. Если бы нас с вами попросили представить возможную реакцию испытуемых, мы бы наверняка догадались, что они научились приспосабливаться к «перевернутости». (При этом нам было бы очень любопытно, как людям в таких очках удавалось спускаться по лестнице или переходить улицу.) Как испытуемые справлялись с проблемой перевернутого изоб- ражения? Все они — кто-то очень быстро, а кто-то через несколь- ко часов — в конце концов сообщали экспериментаторам, что мир вокруг них вновь приобрел нормальный вид. Глава 8. Полтора десятка примеров 85 Найденный ими выход был прост: перевернуть информацию так, чтобы она приобрела привычный вид! Каким-то образом ис- пытуемым удалось отыскать у себя в мозгу механизм, управляющий зрением, и, «щелкнув переключателем», развернуть поступающую информацию на 180 градусов! Такое решение проблемы поистине удивительно. Описывая случившееся на языке парадигм, можно сказать, что оказавшись перед выбором — создать новые правила для интерпре- тации перевернутых данных или придерживаться прежних правил, изменив информацию на входе, — испытуемые поступили наиболее эффективным образом. Они сохранили старые правила и измени- ли входные данные. Это изменение позволило им эффективно и результативно взаимодействовать с окружающим миром при ми- нимальной ломке привычного зрительного процесса. Этот простой эксперимент убедительно доказывает, что мы способны манипулировать психологической информацией, пос- тупающей в наш мозг. Кто бы мог подумать, что мы можем столь радикально изменить сенсорный «вход»? На самом деле мы можем контролировать, что и как мы воспринимаем, куда лучше, чем кажется. Кроме того, мы способны домысливать отсутствующие данные. У меня есть два убедительных примера такого поведения, движущей силой которого в обоих случаях была личная парадигма. БАНКИ ИЗ-ПОД ПИВА BUDWEISER В 1977 г. я читал лекцию о парадигмах группе менеджеров IBM в Бока-Рэйтоне, штат Флорида. После лекции ко мне подошел мо- лодой человек из числа моих слушателей и сказал: «Теперь я понял одну вещь, которая раньше казалась мне необъяснимой». (Подоб- ные слова всегда ласкают мне слух!) Вот его рассказ. Мой собеседник был страстным аквалангистом. Довольно час- то он погружался под воду на глубину 30–50 метров, чтобы про- верить сети, которые ставил вдоль побережья Майами-Бич. В этой зоне часто курсируют дорогие яхты, и дно океана усыпано мусо- ром, в основном банками из-под пива. Его смущал тот факт, что, когда он видел банки из-под Budweiser, которые валялись на дне на глубине 50 метров, он ясно различал алый цвет их этикеток. ПАРАДИГМЫ МЫШЛЕНИЯ 86 Что не давало ему покоя? Если вы немного представляете физическую природу света, вы знаете, что красный цвет невоз- можно видеть через толщу воды в 50 метров. На такой глубине можно разглядеть только зеленый и еще несколько цветов, со- седствующих с ультрафиолетовой зоной спектра. Там не бывает красного цвета! Это его и смущало. Он знал, что не должен ви- деть красный. Как ему удавалось разглядеть цвет, который невозможно увидеть? Он прекрасно знал, как выглядит «правильная» банка Budweiser. Он знал, какого цвета она должна быть, и, подчиняясь правилам, мыс- ленно окрашивал банку в нужный цвет. На самом деле надпись не могла выглядеть красной, но его восприятие придавало ей привыч- ный облик. С тех пор я неоднократно рассказывал эту историю своим слу- шателям, после чего ко мне подходили другие любители подвод- ного плавания и говорили, что они различают окраску рыб на любой глубине. Зная, как выглядит та или иная рыба, они видят ее цвет. Один ныряльщик сказал: «Когда я вижу их, поначалу они кажутся довольно блеклыми, но через пять-десять секунд они ста- новятся такими яркими, какими я их знаю». Последние слова особенно любопытны — «какими я их знаю». ИСТОРИЯ О ПРОПАВШЕМ ВКУСЕ История про банки из-под пива показательна и забавна. Случай, о котором я расскажу сейчас, не менее показателен, но печален. В начале 1980-х гг. я читал лекцию о парадигмах в штате Колорадо. За моим выступлением следовал ужин, во время которого моя со- седка по столу рассказала мне свою историю про парадигму. Несколько лет назад у нее начались сильные головные боли, и она пошла к врачу. У нее нашли большую доброкачественную опухоль, которую благополучно удалили. Она помнила, как про- снулась утром после операции и принялась завтракать. Хотя боли не было, ее чувства были немного притуплены. Еда казалась не такой вкусной, как обычно. Во время обхода к ней подошел врач и поинтересовался, есть ли у нее вопросы. Она сказала: «Доктор, когда закончится действие лекарств? Еда кажется не такой вкусной, как до операции». Глава 8. Полтора десятка примеров 87 По ее словам, врач, немного помявшись, ответил: «Голубушка, вы должны понимать. Мы полностью удалили вам участок мозга, который отвечал за способность воспринимать вкус и запах. Вы вообще не можете ощущать вкус». И он был прав. С той минуты она перестала ощущать вкус. Хо- тя она чувствовала вкус завтрака, пока с ней не поговорил врач. Откуда взялись эти ощущения? Она реконструировала их по образу и подобию вкуса и запаха, которые знала в прошлом. Она буквально воссоздала их, поскольку предполагала, что они есть, несмотря на то, что с физиологической точки зрения стимулиру- ющие факторы отсутствовали. Эти примеры показывают, что наши ожидания, которые опреде- ляются парадигмой, могут порождать информацию, отсутствующую в реальном мире. Это объясняет значительную часть разногласий между людьми, которые придерживаются разных точек зрения. Каж- дая из сторон считает, что она права, а оппонент заблуждается. На самом деле обе стороны правы в рамках собственной парадигмы. Не стоит преуменьшать значение подобных примеров. Они свидетельствуют о том, что правила могут оказывать воздействие на физиологию человека, который изменяет поступающую инфор- мацию, дополняя или урезая реальность, чтобы сделать ее такой, «как нужно». Давайте посмотрим, как влияют на восприятие мира наши про- фессиональные парадигмы. ШАХМАТИСТЫ В 1973 году Герберт Саймон , лауреат Нобелевской премии по эко- номике из Университета Карнеги-Меллона, вместе со своим кол- легой, профессором психологии Уильямом Чейзом , изучал особен- ности восприятия у шахматистов. Результаты их экспериментов подтверждают влияние парадигм. Исследование было организова- но следующим образом. Среди испытуемых, отобранных Чейзом и Саймоном , были три игрока международного класса, три шахматиста среднего уровня и трое начинающих. За раздвижной перегородкой эксперимента- торы расставили на доске фигуры в позицию, которая представля- ла собой частично разыгранную партию. Затем, раздвинув перего- ПАРАДИГМЫ МЫШЛЕНИЯ 88 родку, они давали возможность каждому испытуемому посмотреть на расположение фигур в течение пяти секунд, после чего перего- родка возвращалась на место, а испытуемому давали пустую доску и просили как можно точнее воссоздать то, что он только что видел. Особенно разителен был контраст между гроссмейстерами и начинающими. Как вы, наверное, догадываетесь, гроссмейстеры справлялись с задачей весьма успешно. В среднем точность вос- произведения позиции с двадцатью фигурами на доске составляла 81%. Это весьма впечатляющий результат для пяти секунд, в тече- ние которых они смотрели на доску. Начинающие игроки справлялись с задачей из рук вон пло- хо — они правильно запомнили расположение всего 33% фигур. Безусловно, различие между этими двумя группами было весь- ма значительным. Такие результаты можно было истолковать по-разному, на- пример: 1. У гроссмейстеров прекрасная память. 2. Умение хорошо играть улучшает способность запоминать расположение фигур. 3. Гроссмейстеры владеют особыми приемами, которые помо- гают запомнить расположение фигур. После этого Чейз и Саймон перешли ко второй части экспери- мента. На этот раз они изменили один фактор: фигуры были расставлены компьютером как попало, без какой бы то ни было связи с правилами игры. Трем группам игроков дали посмотреть на новую ситуацию на доске в течение одного и того же отрезка времени, после чего предложили воссоздать увиденное на пустой доске. Что произошло на этот раз? Как это ни удивительно, на сей раз гроссмейстеры потерпели неудачу. Точность расстановки фигур резко снизилась. Доля правильно расставленных фигур у них бы- ла ниже, чем у начинающих! Случившееся имеет непосредственное отношение к парадигмам. Стоило убрать парадигму шахмат, как цепкость и точность вос- приятия гроссмейстеров — результат длительных тренировок — Глава 8. Полтора десятка примеров 89 больше не помогали. Правила игры позволяли им делать выводы о расстановке фигур и взаимосвязи их позиций и за счет этого точно запоминать происходящее на доске. Однако как только этих правил не стало, их острая наблюдательность исчезла без следа. Парадигма позволяла им быть чрезвычайно зоркими и памятли- выми в пределах правил игры. Как только парадигму убрали, гроссмейстеры утратили свои великолепные способности. По всему миру мы видели специалистов, которые попадают в ловушку того же самого феномена: они блистают в пределах сво- ей компетенции, но когда правила меняются, делаются беспомощ- ными. О позитивном влиянии парадигмы на наше восприятие расска- зывает Марк Твен . ЛОЦМАН РЕЧНОГО СУДНА Несколько лет назад я смотрел инсценировку книги Марка Твена «Жизнь на Миссисипи» (Life on the Mississippi) по каналу обще- ственного вещания. Одна из сцен привлекла мое внимание, по- скольку ярко иллюстрировала феномен влияния парадигм. Начинающий лоцман речного судна и его друг наблюдают заход солнца, при этом друг приходит в поэтическое состояние, любуясь красотой реки. Однако в отличие от своего товарища, очарован- ного красотой природы, лоцман видит нечто совсем иное. Когда эпизод закончился, я бросился в свою библиотеку и отыскал там книгу Марка Твена . Через пятнадцать минут я нашел отрывок, на основе которого была написана данная сцена. Далее я приведу несколько цитат*. Сначала романтика: «Огромная пелена реки превратилась в кровь; в середине багрянец переходил в золото, и в этом золоте медленно плыло одинокое бревно, черное и отчетливо видное. В од- ном месте длинная сверкающая полоса перерезывала реку; в другом — изломами дрожала и трепетала на поверхности * Цитируется по изданию: Марк Твен . Собр. соч. в 8 томах. Том 4. Старые времена на Миссисипи. — М.: Правда, 1980. — Перевод Р. Райт-Ковале- вой. — Прим. пер. ПАРАДИГМЫ МЫШЛЕНИЯ 90 рябь, переливаясь, как опалы; там, где ослабевал багря- нец, — возникала зеркальная водная гладь, сплошь испещ- ренная тончайшими спиралями и искусно наведенной штри- ховкой...» Вот как завершается этот фрагмент: «Я стоял как заколдованный. Я созерцал эту картину в без- молвном восхищении. Мир был для меня нов, и ничего похожего я дома не видел». Но по мере того как герой путешествует по реке, обучаясь про- водить судно, его восприятие меняется, и теперь он представляет, как та же самая сцена виделась бы глазами лоцмана: «Повторись тот закат — я смотрел бы на него без всякого восхищения и, вероятно, комментировал бы его про себя следующим образом: “По солнцу видно, что завтра будет ветер; плывущее бревно означает, что река поднимается, и это не очень приятно; та блестящая полоса указывает на скрытый под водой каменистый порог, о который чье-нибудь судно разобьется ночью, если он будет так сильно выступать; эти трепещущие “зайчики” показывают, что мель размыло и меняется фарватер, а черточки и круги там, на гладкой по- верхности, — что этот неприятный участок реки опасно мелеет”». Он приходит к выводу, что его восприятие изменилось, что отражает дилемму, с которой сталкивается любой специалист: «Романтика и красота реки положительно исчезли. Каждую примету я рассматривал только как средство благополучно провести судно». Как отмечает Кун , и как стараюсь подчеркнуть я сам, при сме- не парадигмы, или, в случае Марка Твена , при освоении новой, мир делается для вас совершенно иным. Эпизод из книги Марка Твена прекрасно показывает, что изучение новой парадигмы со- провождается изменением восприятия. Нам с вами никогда не увидеть реку такой, какой она представляется лоцману... пока кто- нибудь из нас не выучится на лоцмана сам. Глава 8. Полтора десятка примеров 91 ГИБЕЛЬ ДИНОЗАВРОВ Томас Кун приводит множество примеров, как изживают себя правила парадигм в науке. Если вы следили за переворотом в те- ории вымирания динозавров, вы знаете, что предположение о том, что причиной их гибели был метеоритный удар, было выдвинуто не палеонтологом, а лауреатом Нобелевской премии по физике Луисом Альваресом . Он обнаружил так называемую иридиевую аномалию — в пласте глины на глубине, соответствующей эпохе исчезновения динозавров, было выявлено очень высокое содержа- ние иридия. Почитайте научную литературу, и вы найдете там знакомые сомнения в правомерности его суждений — что делает физик на нашей территории! — после чего некоторые палеонтологи, в том числе блестящий Стивен Джей Гоулд , совершили подвиг веры и начали исследовать обнаруженные факты. Ныне факт метеоритного удара признан почти повсеместно. Основные вопросы, на которые предстоит ответить: где это произошло? Был ли это один метеорит? Вызвало ли падение вулканическую активность? Имел ли место перегрев атмосферной оболочки во время падения метеорита и не поджарились ли ди- нозавры заживо из-за этого перегрева? Вызвала ли случившаяся катастрофа «ядерную зиму», омрачившую жизнь планеты на ме- сяцы или годы? Эти вопросы — а они представляют собой проблемы, которые решаются с помощью новой парадигмы, — не могли появиться внутри старой парадигмы постепенного вымирания. СВЕРХПРОВОДНИКИ Высокотемпературные сверхпроводники были открыты швейцар- ским физиком Алексом Мюллером , научным сотрудником IBM , который работает в отделении компании в Цюрихе. Подобно Аль- варесу , он являет собой пример немолодого преобразователя па- радигм, который раньше специализировался в другой области. Доктору Мюллеру помогал молодой физик, Джордж Беднорц , который еще не успел сделать себе имя. В сущности, молодой че- ловек совершил ошибку, установив в печи недостаточно высокую ПАРАДИГМЫ МЫШЛЕНИЯ 92 температуру, что позволило случайно получить образцы керами- ческого композиционного материала. Будь Беднорц более опытным, он вряд ли допустил бы такую ошибку. Надеюсь, вы обратили внимание на то, что речь идет о керами- ческом материале, который становился сверхпроводимым при значительно более высоких температурах, чем любой другой из прошедших испытание материалов. Любой, кто мало-мальски знаком с электричеством, знает, что керамика используется для изоляции, а не в качестве проводника. Доктор Мюллер , который не знал парадигмы сверхпроводимости, интуитивно чувствовал возможности керамики. Нобелевская премия подтверждает, что интуиция его не обманула. ПОСЛЕ УРОКОВ В бизнесе то и дело встречается подход «лучшего мы не знаем». Мне пришлось читать лекции группе торговых агентов компании Jostens в штате Миннесота. Компания продает сувениры и кор- поративные подарки для фирм и школ. Среди прочего она изго- тавливает кольца со школьной символикой, ежегодные памятные альбомы, наградную атрибутику. После лекции ко мне подошел мужчина латиноамериканского происхождения. Он рассказал мне, как сменил свою парадигму. «Я пошел по стопам своего отца, который был торговым агентом Jostens в Пуэрто-Рико». К первой встрече с клиентами — директорами школ — его готовил отец. «Он вручил мне расписание встреч с клиентами. Чтобы уло- житься в график, требовалась целая неделя, — рассказывал мой собеседник. — В первый день я выехал поздно, и к тому времени, когда я добрался до школы, которую планировал посетить, дирек- тор уже ушел домой». Не желая выбиваться из графика, он узнал у школьного секре- таря адрес директора и отправился прямиком к нему домой, где успешно заключил сделку. Воодушевленный первым успехом, в течение следующих двух дней он продолжал работать по вечерам, встречаясь с директорами у них дома. В офис он вернулся на два дня раньше срока. «Увидев, что я явился раньше времени, отец расстроился, подумав, что я не выпол- Глава 8. Полтора десятка примеров 93 нил намеченного, — сказал он. — Но я объяснил ему, что я встре- тился со всеми клиентами и почти со всеми заключил сделки». «Это невозможно!» — воскликнул отец. Тогда сын объяснил ему, что он посещал клиентов на дому. «Отец не мог поверить, что я решился на подобное. Считалось, что мы должны встречать- ся с директорами только в школе». Однако сын обнаружил, что вне школы директора не так задер- ганы и не отвлекаются на повседневную текучку, а значит, можно спокойно поговорить с ними, не опасаясь, что будут перебивать. Новый метод продаж значительно упрощал дело. Сделав такое открытие, он стал одним из лучших торговых агентов компании Jostens , и его примеру стали следовать другие сотрудники. Так поступил молодой аутсайдер, который не знал, что посещать директоров школ на дому не положено. В первый раз он сделал это, чтобы не выбиться из графика. В итоге он в корне изменил представление о том, где и когда лучше заниматься продажами. ДОМ С ДОСТАВКОЙ НА ДОМ Другую историю о продажах мне рассказал молодой бухгалтер компании Arthur Andersen. Его пригласила на работу канадская строительная компания. На первом же стратегическом совещании, в котором он участвовал, завязалась дискуссия, которая показалась ему любопытной — обсуждался план строительства образцов но- вых домов. По незнанию он спросил, зачем нужны образцы домов. Ему ответили: чтобы показать их клиентам, когда те придут к ним, по- дыскивая себе новый дом. «Там их ждут наши торговые агенты». Наш бухгалтер был заинтригован еще больше. «Но почему торговые агенты не проявляют инициативы? Во всех остальных компаниях я работаю с агентами, которые сами посещают клиентов. Они не ждут, пока клиент придет к ним». Один из вице-президентов компании терпеливо объяснил: «У нас это невозможно. Так уж мы работаем. Как еще мы можем найти своего клиента?» Бухгалтер поразмыслил над этим вопросом пару минут и сно- ва вмешался в дискуссию: «Что до меня, я бы отправил торговых ПАРАДИГМЫ МЫШЛЕНИЯ 94 агентов искать дома с надписью “Продается”, чтобы поговорить с их владельцами. Они — ваши потенциальные клиенты». Сначала, сказал бухгалтер, ему посоветовали не вмешиваться. Но затем один из самых старых и авторитетных представителей группы задумался о его идее. «Полагаю, мы могли бы нанять агента, который займется подобной работой. Это обойдется не слишком дорого». Так было решено опробовать нелепую идею, предложенную новым бухгалтером. Думаю, вы догадываетесь, что случилось даль- ше. Предложенный метод оказался удивительно эффективным. Разумеется, он нарушал все правила. Более того, компания откры- ла для себя совершенно новое поле деятельности. Продавая новые дома, она неожиданно обнаружила возможность заниматься пере- продажей старых домов, приобретенных у своих клиентов. Ком- пания стала ремонтировать эти дома, чтобы сделать их более привлекательным товаром на рынке использованного жилья. При- веденные в порядок дома включались в реестр недвижимости, с которой работали торговые агенты. Кто бы мог подумать, что продажа домов «с доставкой на дом» будет иметь успех? Подобное нередко случается при смене пара- дигмы. ПРАВИЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ Порой кажущиеся незначительными аспекты парадигмы могут препят ствовать «озарению», без которого невозможен подлинный прорыв. Такой пример я наблюдал в истории Sony Corpora tion. На сей раз речь пойдет о CD-плеерах. Любой, кто следит за развитием технологии звукозаписи, знает, что здесь Sony была одной из первых. Первый портативный CD плеер удостоился самой высокой оценки за технологическое совер- шенство. Один журнал по аудиотехнике назвал его «технологией второго поколения с первого захода». Как Sony удалось стать лидером? Казалось бы, ответить на этот вопрос несложно — компания начала изучать возможности музы- кальных лазерных дисков еще в начале 1970-х гг. Однако, хотя это впечатляет, не лишним будет напомнить, что в 1976 году компания приостановила эти исследования, придя к Глава 8. Полтора десятка примеров 95 выводу, что лазерные диски не пригодны для записи музыки. Лю- бопытно, не так ли? Sony вернулась к работе с лазерными аудиодисками лишь в 1979 г. под влиянием голландской компании Philips. Представите- ли Philips предложили Sony обсудить создание единого стандарта на аудио-CD, поскольку знали, что Sony проделала большую ра- боту в данной области. Демонстрируя типичное для японцев поведение, представите- ли Sony не стали говорить: «Мы уже опробовали эту идею и пришли к выводу, что она никуда не годится». Вместо этого они пригласили представителей Philips в Японию для проведения переговоров. Philips направила в Японию небольшую группу. И вновь, как принято у японцев, Sony собрала команду, которая занималась исследовательскими работами. И в характерной для японцев ма- нере предложила представителям Philips провести свою презента- цию первыми. Говорят, исследователь Philips первым делом сказал, что в его компании понимают, что Sony намного опережает их, и заранее согласны на любые требования с ее стороны. Затем он продемонс- трировал опытный образец музыкального лазерного диска, над которым они работают, — в диаметре он был примерно на пол- дюйма больше нынешних дисков. «Мы полагаем, что он должен быть примерно такого разме- ра», — сказал он. Не знаю, что именно подумали японцы, когда увидели этот крохотный диск, но мне хочется дать волю воображению. Держу пари, у них на языке вертелось что-то вроде «Черт подери!». Все это время они сами работали над диском, ориентируясь на стандарт старой парадигмы. Они создали диск размером с вини- ловую пластинку — двенадцать дюймов в диаметре! Такова была их модель. Если музыка, записанная на диске в три раза меньшего диаметра, звучала больше часа, то на диске размером в двенадцать дюймов умещалось около восемнадцати часов музыки! Учитывая емкость диска, японцы задавали себе два вполне ре- зонных вопроса. Первый: чем заполнить эти восемнадцать часов? Час Синатры, час Бетховена , час «Битлз»... в общем, идея ясна. Второй вопрос: какую цену назначить. Ответ — $199,95. ПАРАДИГМЫ МЫШЛЕНИЯ 96 Оба вопроса достаточно важны, если считать размер диска за- ведомо определенным. А именно так считали японцы. Никто из них — по крайней мере, никто из тех, кто обладал соответствующими полномочиями, — ни разу не задался вопросом: каким должен быть размер лазерного диска для аудиозаписи? В этом случае мы видим, как парадигма преградила путь инно- вации. Японцы попали в ловушку ограниченных представлений, но в данном случае ограничения касались |