Курс. ОПД.Р.1 Практикум по орфографии и пунктуации. Практикум по орфографии и пунктуации 031000. 62 филология Форма подготовки Очная
Скачать 3.66 Mb.
|
7. Левин оглянулся вокруг себя и не узнал места: так все переменилось. Огромное пространство луга было скошено и блестело особенным, новым блеском на вечерних косых лучах солнца. И скошенные кусты у реки, и сама река, прежде не видная, а теперь блистающая сталью в своих извивах, и движущийся и поднимающийся народ, и крутая стена травы недокошенного места луга, и ястреба, вившиеся над оголенным лугом, — все это было совершенно ново. Очнувшись, Левин стал соображать, сколько скошено и сколько еще можно сделать нынче. Сработано было чрезвычайно много на сорок два человека: весь большой луг, который кашивали два дня при барщине в тридцать кос, уже скошен; нескошенными оставались углы с короткими рядами. Но Левину хотелось как можно больше скосить в этот день, и досадно было на солнце, которое так скоро спускалось. И молодые и старые как бы наперегонку косили, но, как они ни торопились, они не портили травы, и ряды откладывались так же чисто и отчетливо; оставшийся в углу уголок был смахнут в пять минут. Солнце уже спускалось к деревьям, когда, побрякивая брусницами, косцы вошли в лесной овражек Машкина Верха; нежная, мягкая, лопушистая, кое-где по лесу пестреющая иваном-да-марьей, трава была по пояс в середине лощины. После короткого совещания — вдоль ли, поперек ли ходить - Прохор Ермилин, тоже известный косец, огромный черноватый мужик, пошел передом. Он прошел ряд вперед, и все стали выравниваться за ним, ходя под гору по лощине и на гору под самую опушку леса. Солнце зашло за лес; роса уже пала, и косцы только на горке были на солнце, а в низу, по которому поднимался пар, и на той стороне шли в свежей, росистой тени. Подрезаемая с сочным звуком и пряно пахнущая трава ложилась высокими рядами; теснившиеся по коротким рядам косцы со всех сторон, звуча то столкнувшимися косами, то свистом бруска по оттачиваемой косе, подгоняли друг друга. Левин шел все так же между молодым малым и стариком, надевшим свою овчинную куртку. В лесу беспрестанно попадались березовые, разбухшие в сочной траве грибы (они резались косами), но старик, веселый, шутливый, свободный в движениях, встречая гриб, подбирал и клал за пазуху, приговаривая: «Еще старухе гостинцу». Как ни легко было косить мокрую и слабую траву, но трудно было спускаться и подниматься по крутым косогорам оврага. Но старика это не стесняло: он, махая все так же косой, маленьким, твердым шажком своих обутых в большие лапти ног влезал медленно на кручь и, хоть и трясся всем телом, не пропускал на пути ни одной травинки, ни одного гриба и так же шутил с мужиками и Левиным, (По Л. Толстому) 8. Часу в одиннадцатом я обыкновенно приходил в гостиную. Около первого окна, с опущенной на солнце небеленой холстинной шторой, сквозь скважины которой яркое солнце кладет на все, что ни попадется, такие блестящие огненные кружки, что глазам больно смотреть на них, стоят пяльцы. За пяльцами сидит Мими, беспрестанно сердито встряхивая головой и передвигаясь с места на место от солнца, которое, вдруг прорвавшись где-нибудь, проложит ей то там, то сям на лице или на руке огненную полосу. Сквозь другие три окна, с тенями рам, лежат яркие четырехугольники; на некрашеном полу гостиной, на одном из них, по старой привычке лежит Милка и, насторожив уши, вглядывается в ходящих мух по светлому четырехугольнику. Катенька вяжет или читает, сидя на диване, и нетерпеливо отмахивается своими беленькими, кажущимися прозрачными в ярком свете ручками или, сморщившись, трясет головкой, чтоб выгнать забившуюся в волосы бьющуюся там муху. Любочка или ходит взад и вперед по комнате, дожидаясь того, чтоб пошли в сад, или играет на фортепиано какую-нибудь пьесу. После обеда я иногда удостаивал девочек ездить верхом с ними (ходить гулять пешком я считал несообразным с моими годами и положением в свете). С нами случаются иногда приключения, в которых я себя показываю молодцом, и дамы хвалят мою езду и смелость и считают меня своим покровителем. Вечером, ежели гостей никого нет, после чаю, который мы пьем в тенистой галерее, и после прогулки с папа по хозяйству я ложусь на старое место, в вольтеровское кресло, и, слушая Катенькину или Любочкину музыку, читаю и вместе с тем мечтаю по-старому. Иногда, оставшись один в гостиной, когда Любочка играет какую-нибудь старинную музыку, я невольно оставляю книгу и, вглядываясь в растворенную дверь балкона в кудрявые висячие ветви высоких берез, на которых уже заходит вечерняя тень, и в чистое небо, на котором, как смотришь пристально, вдруг показывается как будто пыльное желтоватое пятнышко и снова исчезает; и вслушиваясь в звуки музыки из залы, скрипа ворот, бабьих голосов и возвращающегося стада на деревне, я вдруг вспоминаю и Наталью Саввишну, и маман, и Карла Иваныча, и мне на минутку становится грустно. (По Л. Толстому). 9. Какой-то приказчик нарисовал карикатуру, идет Беликов в калошах, в подсученных брюках, под зонтом, и с ним под руку Варенька; внизу подпись: «Влюбленный антропос». Выражение схвачено, понимаете ли, удивительно. Художник, должно быть, проработал не одну ночь, так как все учителя мужской и женской гимназий, учителя, работающие в семинарии, — все получили по экземпляру. Получил и Беликов. Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление. На другой день он все время нервно потирал руки и вздрагивал, и было видно по лицу, что ему нехорошо. И с занятий ушел, что случилось с ним в первый раз в жизни. А под вечер оделся потеплее, хотя на дворе стояла совсем летняя погода, и поплелся к Коваленкам. Вареньки не было дома; Коваленко сидел, надувшись, и молчал. Беседа их закончилась тем, что Коваленко схватил Беликова сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами. Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно, встал и потрогал себя за нос: целы ли очки? Но как раз в то время, когда он катился по лестнице, вошла Варенька с двумя дамами; они стояли и глядели — и для Беликова это было ужаснее всего. Лучше бы кажется, сломать себе шею, чем стать посмешищем: ведь теперь дойдет до директора (ах, как бы чего не вышло!)- и кончится все тем, что прикажут подать в отставку. Когда он поднялся, Варенька узнала его и, глядя на его смешное лицо, не понимая, в чем дело, полагая, что это он упал нечаянно, не удержалась и захохотала: «Ха-ха-ха!» И этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось все: и сватовство, и земное существование Беликова. Уже он не слышал, что говорила Варенька, и ничего не видел. Дня через три пришел ко мне Афанасий и спросил, не надо ли послать за доктором, так как-де с барином что-то делается. Беликов лежал под пологом, мрачный, нахмуренный, укрытый одеялом, и молчал; спросишь его — он только «да» или «нет», и больше ни звука. Через месяц Беликов умер. Прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая жизнь, не запрещенная циркулярно, но не разрешенная вполне: лучше не стало. И в самом деле, Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось! (По А. Чехову) 10. Лопахин вылез из окопа, осмотрелся: сизая роса плотно лежала на траве, тяжело пригибая к земле стебельки, оперенные подсохшими листьями; солнце только что взошло, и там, где за дальними тополями виднелась белесая излучина Дона, низко над водой стлался туман, и прибрежный лес, до подножия окутанный туманом, казалось, омывается вскипающими струями, словно весною, в половодье. Линия обороны проходила по окраине населенного пункта. Сведенные в роту остатки полка занимали участок неподалеку от длинного, крытого красной черепицей здания с примыкавшим к нему большим разгороженным садом. Смоченная росой, тускло блестела черепитчатая крыша белого здания. В просветах между деревьями Лопахин увидел две женские фигуры, и тотчас же у него созрело решение: «Схожу на разведку», — бодро проговорил он. Едва лишь вишневые деревья скрыли его от посторонних взоров, как он выпрямился, подтянул пояс, легкомысленно сдвинул набекрень каску и, вразвалку ступая, направился к гостеприимно распахнутой двери здания. Еще издали он увидел суетившихся возле сарая женщин, ряды отсвечивавших на солнце белых бидонов и пришел к убеждению, что перед ним либо маслозавод, либо молочнотоварная ферма. Велико же было его огорчение, когда, ловко прыгнув через плетень, он неожиданно обнаружил около сарая осанистого старичка, что-то приказывавшего женщинам. Промышляя, Лопахин предпочитал иметь дело с женщинами: что касается стариков, то их он попросту недолюбливал; но сейчас миновать старика было просто невозможно: судя по всему, именно он и был здесь старшим. Скрепя сердце и мысленно пожелав ни в чем не повинному старику скорой и благополучной кончины, Лопахин направился к сараю, бегло взглянув на прямые плечи и несутулую спину старика, подумал: «Наверное, фельдфебелем служил. Почтительностью его надо брать — не иначе». Не доходя нескольких шагов, он щелкнул каблуками, поздоровался и откозырял так, как будто перед ним стоял по меньшей мере, командир дивизии. Расчет оказался без ошибочным: на старика это явно произвело впечатление, и он, тоже приложив ладонь к козырьку выцветшей казачьей фуражки, не менее почтительно ответил: «Здравия желаю». Минуту спустя Лопахин уже зашагал по знакомой тропинке в саду, прислушиваясь к утренним голосам птиц, и с наслаждением вдыхал пресный и нестойкий аромат смоченной росой травы. Несмотря на то что в течение нескольких суток подряд он почти не спал, недоедал и с боями проделал утомительный марш в двести с лишним километров, — у него в это утро было прекрасное настроение: перед рассветом ему удалось малость соснуть, а потом он, посвежевший и бодрый, рыл окопы, уверенно думая о том, что здесь, у Дона, наконец-то закончится это горькое отступление, и работа на этот раз вовсе не показалась ему такой надоедливо-постылой, как бывало прежде; выбранной позицией он остался доволен, но еще больше доволен был тем, что вволю попил молока и повстречался с диковинной по красоте вдовой Глафирой. (По М. Шолохову) 11. После того как бойцы отбили шесть ожесточенных атак, немцы откатились за высоту (,) и над полем боя установилось недолгое затишье. Звягинцев наслаждался этой блаженной, внезапно наступившей тишиной и, наклонив голову набок, прислушивался к шороху песчинок и черствых крошек глины; они падали в окон, ударяясь о расстрелянные гильзы, и гильзы мелодично позвякивали, словно невидимые глазу колокольчики. Шелест ветра в сожженой солнцем траве, и застенчивая, скромная красота сияющей белыми лепестками ромашки, и голос перепела, родной, знакомый с детства, — все это радовало Звягинцева. А тишина стояла настороженная, как перед грозой, и — продлись она дольше — Звягинцев, наверное, стал бы тяготиться ею; но вскоре слева застрекотал пулемет и заухали минометы — недолгое затишье кончилось так же внезапно, как и началось, и жесточайший шквал огня заставил Звягинцева вмиг позабыть все. Бессонные ночи, предельная усталость, однако, сделали свое дело, и, когда неподалеку разорвался крупнокалиберный снаряд и прозвучал крик раненого соседа, внутри у Звягинцева словно что-то надломилось. Ему казалось, что от гула артиллерийской канонады земля трясется, как будто в лихорадке, и, охваченный безудержной дрожью, сам он все плотнее прижимался к земле, ища и не находя у нее защиты, утеряв уверенность в том, что уж кого-кого, а его, Звягинцева, родная земля укроет от смерти. На миг мелькнула четко оформившаяся мысль: «Надо бы окоп поглубже отрыть...», — а потом уже не было ни связных мыслей, ни чувств — ничего, кроме страха. Когда немецкая артиллерия перенесла огонь в глубину обороны, когда снаряды зачастили по горящему хутору и еще дальше, где-то по мелкорослому дубняку, когда в воздух взметнулись расщепленные вверху столбы земли и над пылающими домами распростерла крылья туча дыма, когда к едкому запаху пороховой гари примешался терпкий душок жженого дерева, — Звягинцев (за эти злосчастные полчаса он осунулся и постарел больше, чем за несколько лет), надевая каску, выглянул из окопа. Теперь он по-иному воспринимал все происходившее вокруг: вражеский огонь не казался ему таким сокрушительным, да и снаряды падали не только возле его окопа, как представлялось раньше, а, с немецкой расчетливостью и аккуратностью окаймляя всю ломаную линию обороны, месили землю далеко вокруг… И вдруг ожил до этого таившийся в молчанье наш передний край! Звягинцев на мгновение поднял прикованные к земле глаза -ничто не изменилось за последние полчаса там, вверху: небо было по-прежнему темно-синее, безмятежно и величественно равнодушное, и так же неторопливо плыли редкие, словно бы опаленные солнцем облака; но то, что успел он охватить одним безмерно жадным взглядом, разило прямо в сердце и было как прощальная женская улыбка сквозь слезы… (По М. Шолохову) 12. Прокатившийся по трибунам гул рукоплесканий заглушил ее (Полин) шепот. Как будто ветер пронесся по площади, и Поля привстала коленями на балюстраду и, взволнованная, в ту же минуту увидела вместе всех тех, кто нес тогда бремя ответственности за страну и возглавленные ею идеи. Поле показалось: как-то слишком неторопливо для такой минуты они поднимались по внутренней лестнице Мавзолея, и, хотя их было видно лишь со спины, она легко узнавала каждого в отдельности — по силуэту на рассветном небе, по военной фуражке или по другой примете. Вслед за тем размеренно-хрипловато стали бить спасские куранты; с последним ударом из башенных ворот выехал всадник в черных, нестареющих усах, итотчас с другого края площади командующий парадом поскакал ему навстречу. Наверно, в тот миг, где только ни имелся проводок с мембранкой на конце, смолкло все. Радиоэхо вперекличку разносило по затихшему городу даже шорохи с Красной площади, и, не чувствуя ни тесноты вокруг, ни талого холодка в ногах, Поля жадно внимала происходящему. Вдруг до такой степени обострился слух, что никакая мелочь, от снежного скрипа при смене караула до мерного шелеста птичьего крыла, рассекающего высоту над площадью, -ничто не ускользало от ее предельно распахнувшейся памяти. В воздух, расколотый артиллерийским салютом, ворвалась мелодия пролетарского гимна, и, пожалуй, никогда так убедительно не звал он в бой с самого начала новой истории. Соседний паренек больно стиснул Полину руку, и она вытерпела: без него многие подробности вовсе ускользнули бы от ее внимания. С мальчишеской осведомленностью он перечислял Поле марки машин и войсковые специальности проходивших частей, но, неопытная ученица, она тотчас путала последовательность, в какой чередовались перед нею на площади участники парада. Сколько помнилось, торжественный марш открывала пехота в полной боевой выкладке, с подсумками на поясных ремнях и саперными лопатками на боку (так не ходят на обычных парадах); отсюда их путь лежал прямо па передовую. (По Л. Леонову) 13. Стеллажи сверху донизу были вплотную заставлены неестественно распухшими запыленными томами, не сдававшимися в архив в течение двадцати трех — двадцати пяти лет. Вверху нагромождены тяжеленные книги в старинных переплетах, обклеенных как будто мраморной бумагой, с тисненными золотом корешками; вслед за тем располагались переплеты неяркого, вероятно дешевого, светло-синего картона, из рыжевато-желтых канцелярских папок — не бросающиеся в глаза переплеты военных лет, выцветшие от солнца, и последних лет — в коричневом дерматине. Тулин столкнулся с Крыловым неожиданно для себя уже в коридоре, выходя из лаборатории (он сидел за столом Крылова в продолжение часа, поджидая его, и, прищурясь, черкал что-то на лежащем под руками никому не нужном листе глянцевой бумаги). Друзья, не видевшиеся много лет, колотя друг друга, тут же, на ходу, установили, что Аллочка Кривцова вышла замуж, что до сих пор осталось невыясненным, кто на последней вечеринке прибил галоши к полу, и что Аникеева переводят в Москву.. Оба они очень изменились: Тулин отметил у Крылова изысканные туфли, привлекательную бледность, ранее совершенно несвойственную его примитивной курносой физиономии; Крылов нашел, что Тулин похож на преуспевающего футболиста из класса «Б». Со студенческих лет он преклонялся перед Тулиным, втайне желая быть таким же, как он, — неунывающим, ничего не боящимся, работоспособным. Но Крылов не завидовал ему — он любовался и гордился им. И, когда сейчас он с неослабевающим вниманием слушал его путаный, сбивчивый рассказ об исследованиях, ведущихся у них, и о том, зачем он, Тулин, приехал в Москву, ему казалось, что сам он на протяжении многих лет думал о том же и так же; правда, строгих доказательств еще не хватает… (По Д. Гранину) 13. Почтовые тройки, добежав под вечер до спуска в овраг, опасливо упираясь, начинали спускаться шагом под откос, встряхивая глухими бубенцами, и, шагом протопав по толстым бревнам мостка, выносили на пригорок, и тут ямщик неуклюже отваливался набок, скосив глаза и не выпуская вожжей, обязательно оборачивался, спрашивая путешественников, как быть: заворачивать ночевать на постоялый двор сразу за оврагом или уж рискнуть — гнать напропалую до Москвы, чтобы в темноте добраться до первого масляного фонаря у городской заставы. Самые нетерпеливые приказывали гнать, рассчитывая хоть к полуночи добраться до своего Сивцева Вражка, а путешественники более рассудительные, осоловев от тряски, устало махали рукой в мучном от пыли рукаве, показывая сворачивать на постоялый двор в надежде уже поутру в далекой пыльной дымке с превеликим облегчением разглядеть наконец первые жаркие блики на московских золоченых куполах. Теперь все то, что было в те времена кривоколенными переулками с лабазами и трактирами, порастающими травой тупичками, вишневыми садочками, дровяными складами, трехоконными домиками с лавочками у ворот, — все давно ушло под асфальт широчайшего городского проспекта. Пригородные огороды с бесчисленными рядами капустных кочанов, обнищавшие загородные усадебки с_ подгнившими беседками, с низкорослыми античными статуйками, овсяные и жидкие ржаные поля с их пригорками и овражками, болотца с пучками кривых березок на болотных кочках — все ушло под асфальт, который широкой полосой, мягко взлетая на сглаженные возвышенности, бесконечной полосой убегал за горизонт, днем и ночью шурша под автомобильными шинами. (По Ф. Кнорре) 14. Постройки стоят на берегу озера, и потому самое выигрышное место, с какого надо увидеть Ростовский кремль, — лодка. Надо, толкаясь шестом в илистое дно, немного отплыть, и то, что увидишь, из памяти уже никогда не изветрится. Вот он, образ древнего города, сейчас наяву сверкает белизной на потемневшем небе и повторяет себя до последней черточки в тихой воде. Башни, крылечки, несчетные, кверху устремленные купола — все умело сплетено и завязано, все находится в подчинении друг у друга и образует одно прекрасное целое, именуемое словом «ансамбль». Но по мере того как начинаешь обходить и разглядывать могучую трехметровую кладку, золотые флажки на остроконечных зеленых дымниках; каменную вязь над окнами и воротами, кованые двери и голубовато-охристую роспись внутри церквей, очарование кремля не исчезает, но усиливается. Кремль представляет собой крепостную стену с башнями, стерегущими двор, тесно заселенный церквами, палатами и древними службами. Первое, что остановит взгляд, заставит рассматривать, а новичка непременно расспрашивать. — необычная кровля башен. Резная нарядная кровля — древнерусское изобретение: ростовские башни покрыт так же, как в древности, — осиновым лемехом. Осина, обветренная, омытая дождями, обретает вид благородного серебра. В Ростовском кремле невозможно постичь всю красоту ни в один, ни в два приезда сюда. Как все подлинно высокие образцы искусства, постройка всегда таит в себе еще не открытую новизну: то вдруг увидишь кремль со стороны, весь сразу на фоне закатного неба; то, тихонько блуждая по закоулкам, находишь вдруг необычное сочетание башен и куполов, узорчатых карнизов и золоченых шпилей. Проходя по крытой галерее над крепостной стеной, ты видишь кремль то в широкую щель под крышей, то в бойницу, то через металлическую решетку. В стене под тобой, толще трех метров, скрыты жилые каморы, переходы и лазы; до сих пор в ней открываются неизвестные ранее тайники. Ростовский кремль — это послание к ныне живущим из века семнадцатого. Мы можем представить себе муравейник грандиозного по тем временам строительства, можем представить каменщиков и плотников в холщовых рубахах, с волосами, схваченными ремешком. Дома у меня хранится несколько памятных вещиц из Ростова: каменный наконечник стрелы, маленькая, величиной с ручные часы, исполненная в прошлом веке икона, писанная эмалевыми красками. И особенно дорога мне пластинка с записью ростовского колокольного звона. Огромное расстояние отделяет примитивные, казалось бы, звуки, рожденные на колокольне, от тончайшего совершенства симфонической музыки; но, честное слово, испытываешь глубокое волнение, слушая мерные удары колокола с подголосками маленьких колоколов и чириканьем воробьев, уловленным микрофонами на колокольне в паузах между ударами. Чувствуешь большие пространства с плывущим над ними набатом, и воображение без труда рисует людей, идущих на вечевую площадь, или тревожную сумятицу городского пожара, или приближение к стенам неприятеля. С древнейших времен колокола на Руси сопровождали весь жизненный путь человека: колокольный звон объединял людей на праздниках и перед лицом неприятеля; колокола звали людей на совет, в непогоду указывали дорогу заблудившимся путникам; и, видно, велика была мобилизующая сила звуков, коль скоро Герцен назвал свой мятежный журнал «Колокол», если, покорив город, неприятель первым делом увозил из него вечевой колокол и русские цари за провинность отправляли колокола, как людей, в ссылку. (По В. Пескову) Работа над ошибками (указывается количество ошибок) А. Орфографические ошибки I. Слово, в котором допущена ошибка (выписывается или слово, или предложение в сокращенном виде, если для применения правила необходим синтаксический анализ; место ошибки подчеркивается; не допускается переноса из диктанта в работу неправильного написания слов; однотипные ошибки группируются). II. Название орфограммы. III. Содержание правила (правило излагается лаконично, но исчерпывающе; излагается только то правило, которое применимо в данном случае; орфографическое нельзя подменять изложением условий его применения; обосновывается применение правила, т.е. производится необходимый анализ (морфологический, морфемный, словообразовательный, в определенных случаях – синтаксический, в частности, если ошибка вызвана омонимией частей речи, должны быть даны методические приемы разграничения омонимичных частей речи); указывается причина ошибки: наприер, неправильно определена часть речи или применено правило, относящееся к другому типу морфкм и т.д.; если орфограмма не регулируется орфографическим правилом (например, непроверяемые безударные гласные корня, удвоенные согласные на стыке морфемЪ, надо: 2) назвать орфограмму; 3) выписать словарную статью из словаря (толкового, иностранных слов или этимологического); 4) составить предложения с анализируемым словом и родственными ему, содержащими ту же орфограмму. IV. Аналогичные примеры (не менее трех). Б. Пунктуационные ошибки. Ошибки, допущенные в простом предложении I. Предложение, в котором допущена ошибка (место ошибки обязательно подчеркивается; если предложение очень длинное, при выписывании допускается его сокращение). В выписанном предложении произвести необходимый синтаксический анализ, используя принятые графические обозначения. В случае невыделения обособленных членов предложения, выраженных причастными и деепричастными оборотами, от причастия и деепричастия ставятся стрелки с вопросами к зависимым словам и таким образом определяются границы оборотов. II. Название пунктограммы. III. Содержание правила. Здесь же указать причину ошибки (например, неправильное установление границ причастных и деепричастных оборотов, ошибка в определении формы слова, незнание пунктуационного правила и т.д.). IV. Аналогичные примеры (не менее двух). Примечание. В случае постановки так называемой «лишней» запятой в простом предложении пунктограмма определяется как «Знаки препинания в простом неосложненном предложении» (п. II.), в п. I предложение выписывается без осложнения и делается разбор по членам предложения, показывающий, что нет основания для постановки запятой. Ошибки, допущенные в сложном предложении. Примечания. 1. Алгоритм анализа тот же, что и для простого предложения. 2. В анализируемом, а также в аналогичных предложениях должны быть выделены грамматические основы и средства связи предикативных частей. Для каждого предложения составляются схемы. Однородность придаточных должна быть доказана (используются стрелки и постановка вопросов). 3. Если ошибки допущены в сложном бессоюзном предложении на постановку двоеточия или тире, ставится стрелка с вопросом (или надписывается союз) для выявления характера отношения между предикативными частями сложного бессоюзного предложения. 4. Аналогичные предложения должны быть той же структуры, что и анализируемое предложение (с воспроизведением распространения и осложнения простых предикативных частей анализируемого предложения). 5. Нельзя группировать разнотипные пунктуационные ошибки, даже если они допущены в пределах одного предложения (в этом случае разрешается выписывать и анализировать только определенную часть сложного предложения). Образцы работ над ошибками Образец № 1 А. Орфографические ошибки I. Слово, в котором допущена ошибка: Бечевка II. Название орфограммы. Непроверяемая безударная гласная корня. III. Словарная статья (из этимологического словаря). Бечевка. Образовано посредством суффикса –к(а) от сущ. Бечесва – «веревка» неясного происхождения. Возможно, что последнее является заимствованием из тюркс. яз. (ср.: тюркс. Бек – веревка, шнур). Сомнительно объяснение сущ. Бечева как родственного сущ. бич (Даль). (Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971. – с. 45) IV. Однокорневые слова. Бечева, бечевка, бечевочный, бечевник. Ерофей Кузьмич покрутил руками вокруг ноги, будто завязывая бечевку от лаптя (Бубеннов); То бурлаки идут бечевой (Некрасов). Образец № 2 I. Винегрет II. Непроверяемая безударная гласная корня. III. Словарная статья (из этимологического словаря). Винегрет. Заимств. в 18 в. из франц.яз. Франц. vinai-grette – “соус из уксуса и масла” – суффиксальное производное от vinaigre - “уксус”, сложения vin - “вино” и aigre ”кислый”. (Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971. – с. 45) IV. Винегрет, винегретный, винегретик. Винегрет – главная закуска, но зато его много, целые тазы (А. Лиханов). Неплохо бы винегретику съесть. Образец № 3 I. Кочан. II. Непроверяемая безударная гласная корня. III. Кочан. Общеслав. Образовано, вероятно, с помощью суффикса – анъ от коча- - “кочка” (Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971. – с. 68) IV. Кочан, кочанный, белокочанный, краснокочанный. Пестрели крутые, бледно-зеленые кочаны капусты (И. Тургенев). Мы всегда выращивали краснокочанную капусту; в отличие от белокочанной, ее листья окрашены в фиолетово-красный цвет. Образец № 4 I. Агрессия II. Двойные согласные в заимствованных словах. III. Агрессия, -и, ж. (лат.аgressio - “приступ, нападение”) Вооруженное нападение одного или нескольких государств на другие с целью захвата чужих земель и насильственного подчинения своей власти (Школьный словарь иностранных слов. – М., 1983). IV. Агрессия, агрессивный, агрессор, агрессивность. Агрессия фашистской Германии против СССР началась в 1941 году. НАТО ведет агрессивную политику Ваша агрессивность неуместна. Образец № 5 I. Над (каким?) пропитанным водою, еще не ( каким?) растаявшим снегом порхает белая бабочка. Многочисленные ручейки и речонки объединяются в (каком?) пенящемся бешеном потоке. II. Правописание окончаний прилагательных и причастий. III. Прилагательные и причастия имеют окончания, аналогичные окончаниям вопросительного слова какой. Отсюда вытекает методический прием проверки орфограммы – постановка вопроса. IV. В (каком?) приготовившемся к зимнему покою лесе было свое очарование. На (каком?) покрывающем склоны и дно долины роскошном ковре не было видно ни одного следа. Проснулся он, разбуженный странным звуком, (каким?) колебавшимся в воздухе, уже (каком?) посвежевшем от близости вечера. Образец № 6 I . Мне кажется, что плывет по небу сказочное белое чудовище на золоченых распахнувшихся крыльях. Вокруг нас бежали рощи, перелески и некошеные луга. Потом они поплывут студеным Охотским морем до самой Камчатки. II. Правописание Н, НН в отглагольных прилагательных. III. В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, пишется Н. Соответствующие прилагательные с приставкой НЕ пишутся также с одним Н, так как эта приставка не имеет значения сов.вида. Прилагательные, образованные от глаголов несовершенного вида, следует отличать от омонимичных им причастий: страдательные причастия прошедшего времени несовершенного вида имеют при себе зависимые слова. Золоченых образовано от глагола несовершенного вида золотить, некошеные - от глагола несовершенного вида косить, студеным - от глагола несовершенного вида студить. Зависимых слов в рассматриваемых предложениях у них нет. Следовательно, это прилагательные, а не причастия. IV. Люблю ущелий профили точеные, Гортанный клекот речек озорных, Глаза крымчанок (чем?) солнцем золоченные, И руки виноградарей степных (С.Островой). Люблю я тройку удалую И свист саней на всем бегу, (как?) на славу кованную сбрую И золоченую дугу (А.Толстой). Топор у Савки был хороший, (кем?) дедушкой точенный. Уже не такие студеные, как в марте, дуют северные ветры. Вдоль улицы стояли обычные, рубленные (из чего?) из лиственницы избы. Образец № 7 I . Нешумный, но затяжной дождь. Примечание. Слово выписывается в контексте, достаточном для применения правила. II. Правописание НЕ с прилагательными. III. НЕ является словообразовательной приставкой м пишется с прилагательным слитно, если противопоставляются совместимые, сосуществующие признаки: нешумный, но затяжной дождь =нешумный и затяжной дождь. Возможна замена синонимичным прилагательным без НЕ: тихий, но затяжной дождь. IV. Неглубокий, но быстрый ручей = неглубокий и быстрый ручей или мелкий и быстрый ручей. Невысокий, но крепкий росток = невысокий и крепкий росток = низкий и крепкий росток; ср.: не глубокий, а мелкий ручей; не высокий, а низкий росток (первый из противопоставленных признаков отрицается). Образец № 8 I . Непонятная горожанину радость. II. Правописание НЕ с прилагательными. III. НЕ является словообразовательной приставкой и пишется с прилагательным слитно, если зависящие от прилагательного слова не содержат отрицания и не связаны союзом НИ…НИ. Непонятная (кому?) горожанину радость - зависимое от прилагательного слово не содержат отрицания. IV. Нетипичный (для чего?) для этого климата холод; неинтересные (по чему?) по содержанию главы романа; несвойственная (кому?) ему мелочность. Образец № 9 I . (Кому?) никому не нужные трухлявые грибы. II. Правописание НЕ с прилагательными. III. НЕ является отрицательной частицей и пишется с прилагательным раздельно, если в качестве зависимого слова при прилагательном выступают отрицательные местоимения или наречия. IV. (Для кого?) ни для кого не интересные рассказы; (в какой степени?) ничуть не интересные рассказы. Образец № 10 I . Непрекращающаясяканонада. II. Правописание НЕ с причастиями. III. НЕ является словообразовательной приставкой и пишется с причастием слитно, если нет противопоставлений и нет зависимых слов, ведущих к раздельному написанию НЕ с причастиями. IV. Незаживающие раны, ненаписанные письма, неубранные хлеба. Образец № 11 I . Неумеющий читать ребенок; еще неутихший ветер. II. Правописание НЕ с причастиями. III. НЕ является отрицательной частицей и пишется с причастием раздельно, если оно имеет зависимое слово. Неумеющий (что делать?) читать ребенок; (до каких пор?) еще неутихший ветер. IV. Не успевшая (что сделать?) пожелтеть хвоя; не желающий (что делать?) думать человек; (до каких пор?) еще не укатанная дорога; не спавшие (как долго?) всю ночь люди. Образец № 12 I . (В какой мере?) совершенно нетронутый лежал снег. II. Правописание НЕ с причастиями. III. Наречия меры и степени, выступающие в качестве зависимых слов, ведут к слитному написанию НЕ с причастиями. IV. (В какой мере?) почти нераспустившийся цветок, но: почти не распустившийся (до каких пор?) к полудню цветок; (в какой мере?) абсолютно невысохшая краска МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДВФУ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по дисциплине «ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ» 031000.62 - « Филология » Владивосток 2011 Контрольные работы |