Шишков В.В. Практикум по психосоматике почему болит и что делать. Практикум по психосоматике санктПетербург 2007 Почему болит и что делать
Скачать 1.57 Mb.
|
83 живаний давно минувшего в человеческих душах, странствующих в просторах Вселенной, третьи считают, что это галлюцинации больного или поврежденного мозга. Так, один из приглашенных на передачу психиатров свои сомнения в реинкарнации обосновал тем, что загипнотизированные в большинстве своем почему-то перевоплощаются только в великих исторических личностей. Скорее всего, на этот вопрос просто нет точного ответа, как и на то, что такое смерть. Кто-то считает смерть уничтожением сознания, кто-то — переходом души, или разума, в другое измерение реальности. В различных культурах концепция загробного существования имеет множество конкретных форм. Но лежащая в ее основе фундаментальная идея остается одной и той же: смерть не является абсолютным концом человеческого существования, а жизнь или сознание в том или ином виде будет продолжать существовать после физической кончины тела. Иногда образ потустороннего мира носит вполне конкретный, реальный характер, не слишком-то отличающийся от земного. Чаще, однако, запредельные области обладают особыми чертами, не характерными для всего известного на Земле. Вне зависимости от степени знакомства с реалиями той сферы, куда попадает душа, ее путь в загробный мир часто рассматривается как сложный процесс перехода и метаморфоз — через многие уровни и области. Сравнительное изучение концепций потусторонней жизни и загробного пути души выявляет поразительные совпадения между культурами и этническими группами, географически и исторически разделенными. Уже упомянутый доктор Р. Муди, сопоставив рассказы пациентов и выявив в них множество совпадений, таких как способность слышать происходящее, шум, туннель, ощущение нахождения вне собственного тела, встреча с другими, мгновенное обозрение прошлого и т. п., не претендует на знание ответа на этот вопрос. А. Донимирский полагает, что феномен отражения прошлого опирается на переживания наших предков, достигающие 84 через механизмы наследственности нашего сознания. При определенных паранормальных состояниях подсознания эти переживания как бы извлекаются из его глубины. Помимо исследований доктора Р. Муди, большинство изучавших эти феномены анализировали воспоминания пациентов о прошлой жизни, вызванные действием гипноза. Являясь специалистами в этой области, можем привести примеры собственных наблюдений, когда сорокалетняя женщина, которой я предварительно внушил, что она на время станет первоклассницей, писала прописи почерком семилетнего ребенка, причем с особенностями техники письма, принятыми в те годы (что вполне укладывается в понятие возрастной регрессии); или когда мужчина, перенесенный нами в прошлую жизнь, «превратился» в воина, «убив» воображаемым копьем воображаемого врага. На последнем примере можно показать всю неоднозначность и сложность интерпретаций подобных явлений; так, сторонники реинкарнации зачтут наш пример за очередное доказательство существования жизни (жизней) после смерти; противники же сочтут эту очень правдоподобную демонстрацию фантазиями впечатлительного человека, уже до погружения в гипнотическое состояние наслышанного об этих теориях. Как говорится в известном фильме: есть ли жизнь на Марсе, нет ли... науке это неизвестно». Так и здесь. Теории переселения душ имеют право на существование, мы их ни в коем случае не оспариваем, аргументы в пользу этих теорий приводят не только идеалисты. Так, один врач-анестезиолог, материалист до мозга костей, высказал уверенность в реинкарнации, предположив, что такая высокоорганизованная материя (энергия), как человеческое сознание, должна перейти во что-то не менее высокоорганизованное (энергию, материю). Эти теории способны облегчить страдания безнадежным больным, когда шансов на выздоровление нет даже теоретически. Однако, на наш взгляд, если далее считать жизнь лишь этапом на более длительном пути, чем-то вроде школьной ступени на пути полного образования, нельзя забывать о полноценном во всех отношениях прохож- 85 дении этой ступени, ибо, как пел Владимир Высоцкий, «но если туп, как дерево, родишься баобабом». Во время проводимых нами сеансов психорегуляции (речь о них пойдет далее) мы давно применяем подобные техники исключительно в лечебных целях (что не мешает ряду пациентов использовать этот опыт и в своих познавательных целях). Так, помимо уже упомянутых нами гипноанализа и гипнокатарси-са, мы используем возрастную регрессию, когда пациент, находясь в гипнотическом состоянии, переносится назад, в то время, когда болезни еще не было и в помине. Он чувствует себя абсолютно здоровым, а возвращаясь в настоящее время, теряет свою болезнь где-то по пути, в каком-то чужом параллельном мире, таким образом, что она как бы вообще не появляется у него. Возрастная прогрессия применяется следующим образом: пациент, сомневающийся в успехе лечения, или пациент с фобиями, включающими в себя пессимистическое видение своего будущего, переносится на некоторое время вперед, где ему внушается, что он сам и его ближайшее окружение (близкие, друзья) живы и здоровы, причем симптомы заболевания исчезли уже давно, к примеру, через год (при использовании прогрессии на один год) минус два месяца (оставшийся срок терапии). Возвращаясь обратно, пациент в большей степени, чем до использования данного метода, убежден в возможности быстрого и полного выздоровления. Эти методы, как и другие методы психотерапии, безопасны, но только в руках специалиста; они применимы к здоровым людям, к больным неврозами и психосоматическими заболеваниями (в широком смысле этого термина), включая и вегетативные расстройства. Эти методы, как правило, противопоказаны пациентам с тяжелыми психотическими расстройствами, проявляющимися, в частности, бредом, галлюцинациями, суицидными мыслями. Пациентам же с тяжелыми органическими нарушениями данные методы показаны, как правило, в комплексе с другими методами терапии, при этом их использование не должно идти вразрез с медицинской этикой. 86 ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Этот психотерапевтический подход опирается на эмпирический опыт нетрадиционных и эзотерических учений, акцентирующих внимание на так называемых феноменах измененного состояния сознания («мистический опыт», «космическое сознание», «экстаз», медитативные состояния и др.), а также теоретических представлений, традиционных для западноевропейской психотерапии психоаналитической ориентации. Сами термины «трансперсональная психология» и «трансперсональная психотерапия» были предложены в 1960-х годах Станиславом Грофом. Измененные состояния сознания, используемые в практике трансперсональной терапии, могут быть достигнуты с помощью галлюциногенов (в частности, ЛСД и ее аналогов), что в России и многих других странах запрещено законом; или специальных дыхательных техник, различных приемов медитации. Сеансы, в ходе которых особые состояния сознания достигаются с помощью особого ритма дыхания, называются холотропными, а проводимое таким образом лечение — холотропной терапией. Во время сеансов холотропной терапии участникам предлагается по возможности сосредоточиться на настоящем моменте и месте, в котором они находятся, — «здесь и теперь» (аналогично принципу, принятому в гештальт-терапии). Необычные состояния сознания, как правило, значительно изменяют отношение между сознательной и бессознательной динамикой психики. Они ослабляют защиты и психологические сопротивления. В этих обстоятельствах обычно не только возникают подавлявшиеся воспоминания; человек полностью переживает эмоционально значимые события прошлого в состоянии спонтанной (в отличие от внушаемой в гипнотическом состоянии) возрастной регрессии. Это влияние не ограничено убеждениями, системами ценностей и жизненных стратегий, часто оно несет эмоциональное и пси- 87 хосоматическое исцеление, изменения в межличностных отношениях. С. Гроф приводит яркие примеры терапевтических и трансформирующих возможностей необычных состояний сознания, а именно изменения, наблюдающиеся у многих людей, подошедших близко к смерти. Так, психиатр Дэвид Роузен опросил одиннадцать человек, выживших после попытки самоубийства в форме прыжка с моста «Золотые ворота» и с моста «Залива» между Ок-ландом и Сан-Франциско. Захватывающие внутренние переживания несостоявшихся самоубийц, длившиеся всего около трех секунд, порождали результаты, которых, возможно, не могли создать годы фрейдовского анализа. Однако нужно иметь в виду, что в необычных состояниях сознания субъективное переживание времени радикально изменяется. В течение нескольких секунд человек может пережить богатую и сложную последовательность событий, которая субъективно длится долгое время или даже кажется вечностью. Танатолог Кеннет Ринг приходит к тем же выводам в своей книге «Направляясь к Омеге». Он посвящает специальный раздел книги изучению длительных эффектов переживания близости смерти. Среди этих эффектов — возрастание самоуважения и уверенности в себе, способности ценить жизнь и природу, повышение личного статуса и материального достатка, возникновение универсальной духовности, выходящей за пределы разделяющих претензий частных религиозных конфессий. Это поразительно похоже на изменения в результате «пиковых переживаний» лучших моментов в жизни человека, которые описывал Абрахам Мас-лоу. Одним из аспектов пикового переживания является полная, хотя и длящаяся какое-то мгновение, утрата контроля и оборонительной позиции и освобождение от страхов, тревоги, скованности, нерешительности и сдерживающих начал. Отличительной чертой всех изученных Маслоу случаев характерного пикового переживания была дезориентация во времени и пространстве. Если точнее, то в эти моменты человек субъективно находится вне времени и пространства История психиатрии содержит много примеров попытки использовать мощные переживания для терапии. В Древней 88 Индии, например, использовали нападение специально обученного слона, который останавливался прямо перед пациентом. В других случаях пациента помещали в яму с кобрами, у которых были вырваны жала. Или организовывалось неожиданное падение в воду, когда пациент переходил мост со специально оборудованным механизмом. Для важных людей организовывали ложный суд, приговаривавший их к смерти. Казнь почти приводилась в исполнение, и лишь в последний момент возвещалось о помиловании. Рассказывая об этом, ни С. Гроф, ни автор этой книги не собираются рекомендовать реальные или сымитированные ситуации угрозы жизни как терапевтическую стратегию для современной психиатрии. Это лишь попытка показать, что психика содержит такие терапевтические и трансформирующие механизмы, возможности которых по своей величине не поддаются описанию ни одной традиционной теорией психотерапии. Трансперсональная терапия делает возможным использование терапевтического и трансформирующего потенциала мощных переживаний без того риска, который подразумевается актуальным биологическим кризисом (испытываемый людьми в критическом состоянии), или сложных и далеко не безопасных розыгрышей вроде тех, о которых вы только что прочли. И трансперсональная терапия, и другие трансовые методы, использующие измененные состояния сознания (транс) в лечебных и/или профилактических целях, повышают доступ к неосознаваемой информации, прерывают старые патологические и формируют новые правильные условные связи, интенсифицируют интуитивные (ранее неосознаваемые) формы познания мира и переработки информации. Возможности, которые открываются с помощью трансовых состояний сознания, могут использоваться для самопознания (медитация, трансперсональные техники), самовнушения (аутотренинг) и лечебного внушения психотерапевта (гипноз, гетеротренинг), перепрограммирования (эриксонианский гипноз, НЛП), активизации саногенных (направленных на выздоровление) ресурсов пациента. 89 Трансперсональная терапия в полном ее объеме не должна проводиться со случайными людьми, с больными психозами, с пациентами, не прошедшими обследование или только начинающими лечебный курс. Пациенты же с неврозами или психосоматическими расстройствами при отсутствии противопоказаний вполне могут принимать участие в регулярных индивидуальных или групповых сеансах холотропной терапии в амбулаторных условиях под руководством опытного врача-психотерапевта Тем более безопасными, но не менее продуктивными являются небольшие фрагменты трансперсональных техник, подключаемые нами при наличии показаний и желания пациента на заключительных этапах лечения. СЕАНСЫ ПСИХОРЕГУЛЯЦИИ (АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА) Проводимые в кабинете психосоматической медицины КДЦ СПб Педиатрической Медицинской Академии сеансы психорегуляции органично включают в себя все лучшее, что есть в вышеперечисленных и многих других методиках (см. рациональная психотерапия, поведенческая психотерапия, гипносуггестивная психотерапия, «эриксонианский» гипноз, нейролингвистическое программирование (НЛП), AT (аутогенная тренировка), гетерот-ренинг, прогрессирующая мышечная релаксация, трансперсональная терапия и другие). В основе сеансов лежит гипносуггестивная терапия. Не надо путать ее с нашумевшими в свое время телесеансами. Гипносуггестивная психотерапия, проводимая врачами высокой квалификации, абсолютно безопасна, следуя мудрому изречению известного сексопатолога и психотерапевта профессора Сергея Сергеевича Либиха, «безопаснее валерьянки». Некоторые люди 9° боятся гипноза, мотивируя это религиозными соображениями. Это заблуждение (см. книгу Л. Пановой «Откровения ангелов-хранителей», из которой следует, что даже глубоко набожные люди высоко оценивают возможности лечебного гипноза, подтверждая и его абсолютную безопасность). Многие пациенты, наоборот, настроены на гипносуггестив-ную психотерапию, но боятся оказаться негипнабельными, то есть не поддающимися этому методу лечения. И это является заблуждением, так как гипносуггестии не поддаются только идиоты, которые не способны понять ни одной лечебной формулировки. Скорее всего, у первой группы сомневающихся имеет место быть путаница между активным (добровольным) вхождением в гипноз с лечебными и оздоровительными целями (который практикует врач-психотерапевт, преследуя интересы пациента) и пассивным гипнозом (или чем-то подобным, приписываемым обычно гадалкам). Кстати, с помощью лечебных сеансов вполне можно выработать устойчивость к такому негативному влиянию. Вторая группа путает лечебный гипноз с театральным (цирковым, сценическим) гипнозом, когда на сцене на наиболее гипнабель-ных зрителях, отобранных с помощью особых приемов, демонстрируются наиболее яркие гипнотические феномены. Действительно добровольное вхождение в глубокое гипнотическое состояние свойственно людям достаточно высокого интеллекта, способным к высокой концентрации внимания (в частности, спортсменам и военным), но, как показал уже упомянутый нами Оскар Фохт, для достижения хорошего лечебного эффекта в кабинете пациенту совершенно не обязательно быть пригодным к сценическому гипнозу. К тому же кажущаяся «негипнабельность» может быть вызвана внутренними комплексами пациента или его предрассудками по отношению к этому методу, развеять которые вполне возможно в ходе грамотно проведенной врачом консультации. Преимущество сеансов психорегуляции в том, что их действие направлено не только на психологический компонент за- 91 болевания (поведенческие нарушения, неврозы, страхи, комплексы, неуверенность в себе и т. п.), но и на функциональную составляющую болезни (вегетативные расстройства, такие как головные боли, боли в области сердца, учащенное сердцебиение, головокружение, вздохи, чувство нехватки воздуха, дискомфорт в желудке и кишечнике, частые мочеиспускания и т. п.; а также тики, заикание, проблемы со зрением, различные формы недержания мочи и кала, навязчивые привычки, мысли и действия. Многие функциональные расстройства, проявляясь одинаково (одним и тем же симптомом), различаются по причине возникновения этого расстройства (заболевания): где-то причина — психотравма, исходящая из семьи или школы, где-то — органические изменения той или иной степени выраженности, где-то — сочетание этих факторов. Сеансы психорегуляции, проводимые в этом кабинете, показаны во всех этих случаях; иное дело, что в одних случаях можно ими и ограничиться, параллельно по совету врача изменив в какой-то степени подход к своему ребенку, а в других сеансы будут одним из компонентов лечения заболевания, где-то ведущим, а где-то вспомогательным. Все это, а также эффективность сеансов и других психорегули-рующих методик при тех или иных проблемах вам может уточнить врач-психотерапевт — автор этой книги. Сеансы психорегуляции высокоэффективны благодаря тому, что срабатывают одновременно два механизма их действия. Первый — биологический (в какой-то степени биоэнергетический), обусловленный желанием врача помочь вашему ребенку (вам) и желанием (вашим и ребенка) принять эту помощь. Исходя из этого принципа сеансы проводятся строго по желанию, они не навязываются вам, врач не будет уговаривать вас лечиться. Второй механизм — психологический, то есть реализация формулировок внушений врача-психотерапевта. Здесь вы можете реально помочь ему, изложив в предварительной беседе малейшие нюансы тех или иных симптомов заболевания. Сеансы показаны детям с 8—9-летнего возраста, подросткам и взрослым. У нас есть опыт успешного применения таких се- |