Маслач, Пайнс Практикум по социальной. Практикум по социальной психологии серия Практикум по психологии
Скачать 2.58 Mb.
|
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ С точки зрения социальной психологии большого города, принципиальный интерес вызывает вопрос о том, что моральная и социальная вовлеченность индивидов в его жизнь неизбежно ограниченна. Это является прямым и неизбежным результатом того, что объем поступающей информации превышает возможности ее обработки. Ограничение такой вовлеченности принимает самые разнообразные формы, от отказа проявить участие к нуждам другого индивида, даже если этому человеку остро необходима помощь (как в случае Китти Дженовезе), до нежелания оказать услугу или отказа от проявлений простой вежливости (нежелание уступить место женщине или отсутствие извинений при столкновении прохожих). По мере того как увеличивается общее число единиц информации, подлежащей обработке и возникает угроза инструменту ее обработки, имеющему ограниченные возможности, приходится исключать из рассмотрения все больше и больше деталей любого взаимодействия... Предельным случаем адаптации к перегруженной социальной среде является полное пренебрежение к нуждам, интересам и требованиям тех людей, которых человек не считает непосредственно связанными с удовлетворением его личных потребностей, и формирование оптимально эффективных критериев для определения категории, в которую попадет данный человек — друг или незнакомец. Различие между отношением к друзьям и незнакомцам в больших городах должно быть сильнее, чем в маленьких; готовность человека вступить во взаимодействие и уделить время тем, кто не может претендовать на это, пользуясь личными связями, в больших городах меньше, чем в маленьких. Вмешательство свидетелей в критические ситуации Дефицит социальной ответственности в условиях большого города наиболее сильно проявляется в критических ситуациях, таких как убийство Дженовезе в Куинсе. Как известно, в апреле 1964 года на Кэтрин Дженовезе, возвращавшуюся рано утром с ночной работы, было совершено нападение. На протяжении относительно длительного промежутка времени ей нанесли несколько ударов ножом. Тридцать восемь жителей этого респектабельного района Нью-Йорка признались, что видели хотя бы отдельные эпизоды этого преступления, но ни один из них не пришел ей на помощь и не позвонил в полицию до того, как она умерла. Анализируя это происшествие, Милграм и Холландер (Milgram, Hollander, 1964) делают следующие выводы: В большом городе близость в пространстве не является главной основой дружбы или связи между людьми. Человек, у которого много близких друзей в различных частях города, может не быть знакомым с обитателями соседней квартиры. Это не означает, что у горожанина меньше друзей, чем у деревенского жителя, или к нему на помощь в случае необходимости придут меньше его знакомых; тем не менее это означает, что его друзья не находятся постоянно рядом с ним. Мисс Дженовезе была необходима немедленная помощь тех людей, которые физически присутствовали рядом. Нет фактов, которые свидетельствовали бы о том, что у мисс Дженовезе не было человеческих отношений ни с кем в городе, но друзья, которые могли бы броситься ей на помощь, находились за много миль от места трагедии. Кроме того, известно, что ее крики о помощи не были адресованы конкретному человеку; они были обращены ко всем. Но действовать могут только конкретные люди. А поскольку крики не имели определенного адресата, ни один конкретный человек не ощущал своей особой ответственности. Это преступление и отсутствие реакции на него жителей квартала кажутся нам абсурдными. В ту ночь, когда убили мисс Дженовезе, жителям Кью Гарденз 3 могло показаться столь же абсурдным, что ни один из соседей не вызвал полицию. Возможно, что коллективное бездействие было вызвано тем, что каждый из свидетелей считал, что кто-то другой наверняка уже сделал этот очевидный шаг (р. 602). ...Но свидетели не вмешиваются в конфликты между людьми не просто из-за своей бессердечности. Уважение к праву других людей на эмоциональное и социальное уединение является законом городской жизни — возможно, из-за того, что физического уединения добиться очень трудно. А в ситуациях, для которых правила допускают неоднозначное толкование, гораздо сложнее понять, будет ли активное участие непрошеным вмешательством или правильной реакцией на критическую ситуа- цию. Если муж и жена публично ссорятся, то в какой момент случайный свидетель должен вмешаться? С одной стороны, разнородность населения города порождает значительно большую терпимость к поведению, одежде и этическим принципам по сравнению с маленьким городом, но эта разнородность также способствует тому, что люди воздерживаются от оказания помощи, боясь восстановить против себя участников событий или перейти трудноопределимые границы дозволенного. Более того, в городе потребность в оказании помощи возникает так часто, что неучастие становится нормой. В большом городе порывы добрых самаритян ограничены практическими соображениями... Если бы горожанин проявлял участие ко всякому нуждающемуся человеку, если бы он остро реагировал на каждый свой альтруистический импульс и действовал в соответствии с ним, то он вряд ли мог бы содержать в порядке свои собственные дела... Оказание услуг на основе доверия Теперь мы можем перейти от критических ситуаций к примерам ситуаций, в которых менее остро требуется социальная ответственность; ведь считается, что не только в ситуациях острой необходимости, но и в обычной повседневной жизни по своей готовности протянуть руку помощи жители больших городов отстают от своих собратьев из небольших городков. При любом эмпирическом исследовании этого вопроса необходимо применять метод сравнения. В обстановке большого города и в маленьком городе инсценируется какая-либо распространенная социальная ситуация — ситуация, на которую человек может прореагировать, либо оказав помощь, либо воздержавшись от этого. Затем сравниваются реакции людей, проживающих в большом и маленьком городах. Вполне возможно, что одним из факторов, обусловливающих преднамеренное нежелание жителей больших городов вступать в контакт с незнакомцами, является их обостренное чувство физической и эмоциональной уязвимости — чувство, обоснованность которого подтверждает статистика городской преступности. Поэтому основным тестом, позволяющим выявить различия между поведением городских и сельских жителей, является сравнение того, как жители больших и малых городов оказывают помощь в случаях, когда это приводит к повышению их личной уязвимости и требует определенного доверия к незнакомым людям. Альтман, Левин, Надьен и Виллена (Altman, Levine, Nadien, Villena, 1969) спланировали исследование для сравнения поведения жителей больших и малых городов в этом отношении. В качестве критерия в их исследовании использовалась готовность хозяев пустить к себе в дом незнакомого человека, чтобы он мог позвонить по телефону. Исследователь звонил в двери, объяснял, что он перепутал адрес друга, который живет неподалеку, и просил разрешения воспользоваться телефоном. Исследователи (два мужчины и две женщины) в общей, сложности 100 раз просили разрешения войти в дом в большом городе и 60 раз — в маленьких городах. Было проведено сравнение результатов, собранных в жилых районах Манхэттена, где проживают семьи со средними доходами, и данных, полученных в нескольких небольших городах в округе Роклэнд, не принадлежащем к Нью-Йорку (Стоуни-Пойнт, Спринг-Вэлли, Рэмэмпоу, Ньяк, Нью-Сити и Уэст- Кларкстаун). ...Во всех случаях при переезде исследователя из большого города в маленький наблюдался резкий рост доли полученных им разрешений войти в дом относительно общего числа обращений. В своем крайнем выражении эта тенденция проявилась в том, что в маленьком городе исследователю разрешали войти в дом в пять раз чаще, чем в Манхэттене. Хотя как в больших, так и в малых городах женщин- исследователей значительно чаще пускали в дома, чем мужчин-исследователей, все четыре студента в маленьких городах получали разрешение войти в дом как минимум в два раза чаще, чем в большом городе. Эти данные говорят о том, что различие между большими и малыми городами оказывает более сильное влияние, чем даже такое вполне предсказуемое обстоятельство, как то, что незнакомые мужчины вызывают у людей больший страх по сравнению с незнакомыми женщинами. 3 Название улицы, где было совершено нападение на Кэтрин Дженовезе. (Примеч. перев.) Более низкий уровень готовности оказать помощь у жителей большого города, по-видимому, в какой-то степени объясняется осознанием опасностей жизни в Манхэттене, а не простым равнодушием или холодностью. Важно отметить, что 75% всех респондентов из большого города общались с исследователем либо через закрытые двери, либо глядя в глазок; в маленьких городах, наоборот, 75% респондентов открывали двери, и между ними и исследователями не было никаких барьеров. Полученные исследователями количественные результаты были подтверждены их общими наблюдениями: жители маленьких городов были заметно более дружелюбны и менее подозрительны, чем жители большого города. Те жители большого города, которые все же разрешали исследователям воспользоваться телефоном, казались более встревоженными, чем их собратья из маленьких городов; жители большого города часто не отвечали на звонок в дверь, хотя были дома; а в нескольких случаях жители большого города вызывали полицейских из службы безопасности их микрорайона. Пытаясь найти другое объяснение психологической уязвимости жителей большого города, помимо различий между городом и деревней в фактической статистике преступности, Альтман и соавт. (Altman et al., 1969) отмечают, что в восприятии сельского жителя преступление, совершенное в соседней деревне, несмотря на географическую близость этого места, не обязательно имеет отношение лично к нему. Но преступные действия, совершенные где-либо в большом городе, даже на расстоянии многих миль от дома горожанина, все равно вербально связаны с городом, «поэтому... обитатель большого города находится в более обширном незащищенном пространстве». Вежливость Даже при взаимодействии на самом поверхностном уровне, проявляя обычную вежливость, горожане, по общему мнению, находятся не на высоте. Люди толкают друг друга и часто при этом не извиняются. Опрокинув чужие свертки, люди в половине случаев идут своей дорогой, раздраженно ворча себе под нос, вместо того чтобы задержаться и помочь владельцу поднять вещи. Говорят, что подобное поведение, которое кажется возмутительным многим гостям больших городов, реже встречается в населенных пунктах меньшего размера, где люди чаще оказывают друг другу традиционные знаки внимания. В некоторых случаях в больших городах не просто нарушаются традиционные правила учтивости; скорее, в больших городах формируются новые нормы, предписывающие невмешательство, стремление остаться в стороне. Они так четко определены и стали настолько неотъемлемой частью городской жизни, что именно эти нормы люди не хотят нарушать. Мужчины действительно стесняются уступить в метро место пожилой женщине; они обычно бормочут «Я все равно скоро выхожу», вместо того чтобы оказать любезность прямо и откровенно. Эти нормы формируются потому, что все понимают, что при высокой плотности населения человек не может вмешиваться в дела всех окружающих, поскольку в таком случае он бы постоянно отвлекался от своих дел и всякое целенаправленное действие было бы невозможно довести до конца. Наличие перегрузки не означает, что в любой момент на горожанина обрушивается такое количество входящей информации, что ее невозможно обработать и что его реакции в любой момент определяются избытком информации. Вернее было бы сказать, что адаптация происходит в форме постепенной эволюции норм поведения. Нормы формируются в ответ на отдельные перегрузки, часто переживаемые человеком; эти нормы сохраняются и становятся обобщенными способами реагирования. Они являются составной частью культуры большого города, и даже приезжие со временем могут адаптироваться к таким обычаям и нравам. Перегрузка когнитивных способностей: анонимность Общеизвестно, что мы по-разному реагируем на тех, кого мы знаем, и на незнакомых нам людей. Любитель кино нагло вклинивается в середину длинной очереди за билетами впереди незнакомого человека только для того, чтобы какое-то время побыть рядом со своим другом; после этого он ведет себя вполне скромно. Мужчина попадает в автомобильную аварию, происшедшую по вине другого водителя, с гневными криками он выскакивает из своей машины, но, обнаружив, что за рулем второй машины сидит его друг, смягчается. Передвигаясь по центральным улицам большого города, горожанин постоянно остается анонимным по отношению к другим пешеходам. Он не может знать всех, кого видит на своем пути, поскольку когнитивные возможности человека ограниченны. Лица людей, идущих непрерывным потоком, появляются перед ним на короткое время, а затем исчезают. Он бегло просматривает эти лица с целью узнавания знакомых, но не стирается их запомнить на долгое время. (Никто еще не подсчитал, сколько лиц видит обычно за день человек, работающий в центре города.) Понятие «анонимности» очень часто используется в социальной психологии, но не многие ученые пытались дать ему точное определение или измерить его количественно, чтобы провести сравнение между большими и малыми городами. Анонимность можно представить в виде континуума, на одном конце которого находится полная анонимность, а на другом конце — близкое знакомство, и вполне возможно, что количественное измерение точных степеней анонимности в больших и малых городах поможет объяснить важные различия между качеством жизни в них. Например, в условиях близкого знакомства появляется чувство защищенности и формируются приятельские отношения, но эти условия также могут создавать гнетущую атмосферу, поскольку за человеком постоянно наблюдают люди, которые его знают. И наоборот, в условиях полной анонимности человек освобождается от формальных социальных уз, но у него могут также возникать чувства отчуждения и оторванности от людей. Можно эмпирически определить, какую долю составляет деятельность, при участии в которой жители больших и малых городов в определенные моменты своей повседневной жизни сталкиваются со. знако- мыми людьми, и выяснить, с какой частью этих знакомых им людей взаимодействуют житель большого города и житель малого города. На своей работе, например, горожанин может знать не меньше людей, чем его сельский собрат. Однако, когда он не выполняет свою профессиональную или семейную роль — скажем, во время поездок по городу, — горожанин, несомненно, более анонимен, чем сельский житель. (Один из способов измерения различий в степени анонимности заключается в следующем: надо выставить портрет жителя Нью-Йорка на оживленном перекрестке в центре города и предложить значительное вознаграждение всякому прохожему, который сможет установить личность человека на портрете. Подсчитав общее количество прохожих за определенный период времени и долю тех, кто смог узнать человека на портрете, можно получить одну из количественных оценок анонимности в большом городе. Затем можно сравнить полученные результаты с данными, со- бранными в маленьком городе, где на главной улице был выставлен портрет одного из его жителей. Этот тест можно также использовать для определения «границ соседства» данного человека, то есть области, внутри которой значительная часть людей может установить личность человека на портрете.) Некоторые лабораторные исследования анонимности уже проводятся. Филип Зимбардо (Zimbardo, 1969) провел эксперимент для проверки предположения о том, что социальная анонимность и обезличенность в больших городах способствуют более интенсивным проявлениям вандализма по сравнению с малыми городами... В этом эксперименте одну старую машину оставили на 64 часа вблизи кампуса Нью-Йоркского университета в Бронксе, а другую машину поместили около Стэнфордского университета в Пало-Альто. С обеих машин были сняты номерные знаки, а их капоты были подняты, чтобы привлечь внимание потенциальных вандалов, которые «раздевают» машины. Полученные результаты соответствовали ожиданиям: в Нью-Йорке в течение первых 24 часов с машины были сняты все части, которые только можно было отвинтить, а к концу третьих суток от нее осталась груда металлолома. Однако против ожиданий, большую часть разрушений произвели хорошо одетые белые взрослые среди бела дня и в присутствии свидетелей.,В Пало-Альто до машины никто даже не дотронулся... Вторым направлением эмпирических исследований является изучение полезных аспектов влияния анонимности. Обезличенность жизни в больших городах порождает терпимое отношение к частной жизни их обитателей. Можно предположить, что в больших городах для проявления индивидуальности и даже эксцентричности создаются более благоприятные условия, чем в маленьких городах. Стигматизированным 4 людям может быть проще и удобнее жить, не находясь под постоянным вни- мательным наблюдением соседей... Ролевое поведение в больших и малых городах Еще одним последствием городских «перегрузок» является узкая специфика ролей, в которых жители больших городов выступают при повседневных взаимодействиях. Как сказал Уирт: «...жители больших городов взаимодействуют друг с другом, выступая в узкоспециализированных ролях... Они меньше зависят от конкретных лиц, и их зависимость от других людей ограничивается узкоспециализированным аспектом круга деятельности другого человека». Эта тенденция особенно заметна во взаимодействиях между клиентами и персоналом, предлагающим им профессиональные или торговые услуги. У хозяина деревенского магазина достаточно времени, чтобы познакомиться с дюжиной-другой покупателей, которые посещают его в течение одного дня; но девушка на расчетном узле переполненного магазина «A&P», обслуживающая сотни клиентов в день, едва успевает бросить 4 1 Стигма (греч. stigma — «укол, клеймо, пятно») — в Древней Греции метка или клеймо на теле раба или преступника. В западной социальной психологии и социологии стигма — это любой физический или социальный признак, который дискредитирует индивида или группу. Различаются телесные стигмы (пятна и уродства), характерологические (гомосексуализм), и стигмы, относящиеся к социальным группам (раса, племя, клан). Теория стигматизации (или наклеивания ярлыков) объясняет или оправдывает исключение стигматизированной личности из нормального социального взаимодействия. (Примеч. науч. ред.) зеленые марки в корзину одного покупателя 5 , как перед ней уже стоит следующий клиент с грудой продуктов. В работе «Коммуникационная теория роста больших городов», где проводится весьма интересный анализ процессов урбанизации, Мейер (Meier, 1962) рассматривает некоторые адаптационные изменения, которые могут произойти в системе, когда количество поступающих в нее данных превышает ее возможности по обработке информации. В частности, Мейер утверждает, что согласно принципу конкуренции в условиях дефицита ресурсов масштабы и время операций убывают с ростом количества клиентов и дневного оборота. ...Именно это и имеют в виду, когда говорят о бесцеремонном стиле городской жизни. В больших городах сформировались новые стандарты, определяющие допустимый уровень качества услуг, оказываемых при деловых операциях... При исследовании этой темы необходимо руководствоваться едиными понятиями. В этом разделе статьи была сделана попытка показать, что понятие перегрузки помогает объяснить целый ряд различий между поведением жителей больших и малых городов: а) различия в исполнении ролей (тенденция жителей больших городов взаимодействовать друг с другом в узкоспециализированных функциональных рамках; ограниченное время и уровень услуг, предлагаемых клиентам торговым пер- соналом); б) эволюция городских норм, которые сильно отличаются от традиционных ценностей маленьких городов (например, одобрение невмешательства, обезличенность и отчужденность городской жизни); в) изменения в когнитивных процессах жителя большого города (его неспособность узнать большинство людей, которых он видит в течение дня; производимый им отбор сенсорных стимулов; формирование у него равнодушия к девиантному или странному поведению и селективность его реакций на призывы других людей); г) гораздо более сильная конкурентная борьба за дефицитные технические средства и ресурсы в больших городах (толкучка в метро, борьба за такси, транспортные пробки, стояние в очередях в ожидании обслуживания). Я бы сказал, что контраст между поведением в больших городах и сельской местности, скорее всего, отражает реакции одних и тех же людей на совершенно разные ситуации, а не внутренние различия между личностями сельских жителей и горожан. Большой город — это ситуация, на которую индивиды реагируют адаптивно... |