Маслач, Пайнс Практикум по социальной. Практикум по социальной психологии серия Практикум по психологии
Скачать 2.58 Mb.
|
НОВОСТИ ПСИХОЛОГИИ КОГНИТИВНЫЕ ОСНОВЫ СТЕРЕОТИПИЗАЦИИ Психолог Шелли Тэйлор, которая интересуется проблемами социального познания, высказала предположение, что «для понимания многих важных аспектов стереотипизации достаточно рассмотреть процессы классификации» (Taylor, Falkone, 1982, р. 426). Тэйлор утверждает, что стереотипы — это атрибуты, которые приписывают индивидам, принадлежащим к определенным категориям (таким, как раса, возраст или пол). Полезность предложенного Тэйлор категориального подхода к стереотипизации была продемонстрирована в двух ее работах: в них исследовалось влияние таких категорий, как раса и пол. В первой работе испытуемым показывали слайды, сопровождавшиеся магнитофонной записью групповой дискуссии, в которой участвовали шесть мужчин — трое белых и трое чернокожих. После показа испытуемым давали список высказываний участников дискуссии и просили указать, кому из выступавших принадлежали эти высказывания. Оказалось, что те испытуемые, которые классифицируют окружающих людей по расовому признаку, могли вспомнить цвет кожи человека, сделавшего определенное замечание, но не всегда помнили, кто именно из белых или чернокожих участников дискуссии его высказал. Поэтому, вспоминая, к какой расе принад- лежал автор высказывания, испытуемые совершали гораздо меньше ошибок, чем при выборе самого автора среди представителей этой расы. Во втором эксперименте тот же эффект наблюдался на группе, состоявшей из трех мужчин и трех женщин. Объединенные результаты этих двух работ свидетельствуют о том, что люди классифицируют свое социальное окружение по социальным категориям, чтобы упорядочить поток социальной информации. Основано на материалах статьи Taylors. E.; Falcone H. T. Cognitive bases of stereotyping: The relationship between categorization and prejudice. — Personality and Social Psychology Bulletin, 8(3),\9&2. P. 426-432. В обоих экспериментах были как контрольная группа, не получавшая никакого воздействия, так и контрольная группа, получавшая воздействие, аналогичное воздействию на экспериментальную группу во всех отношениях, кроме одного. В первом эксперименте этим отличием был низкий уровень взаимности самораскрытия, а во втором — вознаграждение не было связано с результатами действий испытуемых. В обоих экспериментах результаты стандартного тестирования кратковременной памяти испытуемых, в том числе поиск информации и припоминание образов, значительно улучшались. Кроме того, медицинские сестры давали испытуемым из экспериментальных групп более высокие оценки по таким показателям, как живость, психическая активность и социальная адаптация, по сравнению с контрольной группой. Таким образом, мы обнаружили, что перестроив окружающую обстановку в сто- рону повышения предъявляемых требований, а затем обеспечив пожилым людям мотивацию роста их когнитивной активности, можно улучшить память многих из них. Важно отметить, что экспериментальные воздействия не включали в себя никакой явной подготовки к тестированию памяти, результаты которого являлись основными зависимыми переменными. Хотя мы не проводили непосредственных измерений самооценки, мы обнаружили, что после экспериментального воздействия окружающие воспринимали участников эксперимента как более счастливых и более активных, поэтому можно заключить, что испытуемые стали лучше относиться к самим себе. Таким образом, последствия серьезных возрастных изменений, переоценки связи физического ослабления со старением и влияния негативных стереотипов, касающихся старения, по-видимому, можно устранить путем изменения внешней среды в нужном направлении. Мы предполагаем, что это верно не только в случае явного ухудшения памяти, но и для многих других явлений, которые считаются неизбежными последствиями старения и присутствуют у большинства пожилых людей. Са- мая первая наша работа на эту тему показала, что если у пожилых людей есть возможность принимать решения и ощущать повышенную ответственность, то влияние негативных ярлыков, которые они сами себе присваивают, ослабляется. Когда такую возможность предоставляли обитателям домов престарелых с довольно выраженными признаками одряхления, даже они становились более активными, деятельными, проявляли больше инициативы, казались значительно более счастливыми и у них наблюдалось резкое улучшение состояния здоровья. Таким образом, восстановление утраченных способностей возможно даже в обстановке дома престарелых, которая способствует формированию чувства зависимости и потери контроля над своей жизнью. ВЫВОДЫ Хотя авторы некоторых работ считают, что между старением и негативными ярлыками существует корреляция, достоверность этих утверждений, как правило, не проверяется с помощью экспериментов с контролируемыми условиями. Не проводится также и анализ априорных значений переменных. В этой статье описаны наши работы по исследованию связи между старением и когнитивными социально- психологическими факторами, которые непосредственно связаны с присвоением ярлыков, чувством контроля и Я-концепцией. Мы выясняли, существуют ли негативные стереотипы пожилых людей, как эти стереотипы действуют и каковы последствия присвоения негативных ярлыков, связанных со старе- нием. Мы продемонстрировали, как подобные ярлыки и атрибуции могут, в свою очередь, влиять на Я- концепцию и поведение пожилых людей, вызывая у них чувство потери контроля над своей жизнью. Затем мы исследовали, как можно восстановить мотивацию некоторых пожилых людей, изменив ярлыки и предоставив старикам возможность осуществлять контроль, что способствует поведению, более благоприятному для самого пожилого человека. Однако мы считаем также, что такие изменения на индивидуальном уровне могут стать лишь временным решением проблемы. Процессы социальных изменений сложны, и их трудно анализировать. Тем не менее для любого сдвига в лучшую сторону всегда было необходимо существование, по крайней мере, следующих предпосылок: 1. Общественный протест против преднамеренных или невольных (чаще невольных) оскорблений в адрес какой-либо группы со стороны средств массовой информации или влиятельных групп специалистов. 2. Социальный стереотип оскорбляемой группы становится столь хорошо известен, что она превращается в мишень для всеобщих насмешек и вызывает к себе самое нетерпимое отношение. Такие комические негодяи, как Арчи Банкер, предельно ясно доносят эту мысль до каждого ума. 3. Когда общество хочет добиться принятия какой-либо социальной группы, оно начинает выставлять напоказ ее представителей. Первый чернокожий был показан в рекламном ролике нью-йоркской те- лестудии в конце шестидесятых годов, а теперь это стало обычным. Сначала представителей данной группы просто помещают в ситуации, куда они прежде не допускались, например в служебные кабине- ты. Затем их постепенно начинают представлять в положительном свете, а потом их делают центральными героями или героинями. Пожилым людям пока еще не повезло так, как чернокожим. В середине семидесятых годов один из трех основных телеканалов провел пилотный выпуск ситуационной комедии, в которой двое пожилых людей жили вместе, но не вступали в брак, чтобы продолжать получать максимальные пособия по социальному страхованию. В основе сатирического сюжета лежали отношения этих стариков со своими шокированными консервативными детьми и с внешним миром. Это была забавная, милая и очень гуманная комедия. Но проект был закрыт; оказалось, что к нему не готовы ни коммерческие спонсоры, ни зрительский рынок. Может быть, начало следующего десятилетия окажется более благоприятным временем для борьбы с культурными предрассудками, связанными с пожилыми людьми. Однако мы должны закончить статью двумя серьезными предупреждениями. Во-первых, в результате возрастания сознательности общества к пожилым людям будут проявлять повышенное внимание и заботливость, что может привести к еще более сильному ослаблению пожилых. Необходимо не просто внимание или потакание, которые способствуют зависимости, а расширение возможностей для повышения самооценки и самоконтроля. Во-вторых, мы ратуем за такие социальные изменения, которые обеспечивают возможность реального самоконтроля, а не за применение методик, позволяющих создать видимость самостоятельности, в то время как фактический контроль по- прежнему невозможен. Если пожилым людям внушат ожидания, что они смогут управлять своими судьбами, а в дальнейшем эти ожидания не оправдаются, они, скорее всего, будут обвинять в этом самих себя. Поскольку у пожилых людей существует сильная связь между хроническим стрессом, вызванным потерей контроля, и плохим здоровьем, то неоправданные ожидания могут повлечь за собой ухудшение состояния и даже смерть. ЛИТЕРАТУРА Janis I., Rodin J. Attitude, control, and decision-making: Social psychology and health care/ Eds. Stone G., Adler N., & Cohen F. Health Psychology. — San Francisko: Jossey-Bass, 1979. Longer E., Taylor S., Fishe S., Chanowitz B. Stigma, staring and discomfort. — Journal of Experimental Social Psychology, 1976, 12. P. 451-63. Miller D. B., Lowenstein R., Winston R. Physicians' attitudes toward the ill aged and nursing homes. — Journal of American Geriatrics Society, 24,1976. P. 498-505. Strauss D. The relationship between perception of the environment and the retrenchment syndrome in a geriatric population. — Dissertation Abstracts, 24, 1963. P. 1975-1976. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ САМОИСПОЛНЯЮЩИХСЯ ПРОРОЧЕСТВ ПРИ МЕЖРАСОВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ Карл О. Уорд, Марк П. Занна, Джоэл Купер Carl O. Word, Mark P. Zanna, Joel Cooper. The Nonverbal Mediation of Self-fulfilling.Prophecies in Interracial Interaction. — Journal of Experimental Social Psychology, 10, 1974. P. 109-120. Примечание редактора. Как уже говорилось в главе, посвященной отношениям между индивидом и другими людьми, некоторые виды социального поведения легче всего объяснить с помощью понятия «самоисполняющееся пророчество». Это означает, что если А имеет определенное стереотипное мнение о Б, то А скорее всего будет действовать таким образом, что вынудит Б вести себя в соответствии с этим стереотипом. Такой процесс поведенческого подтверждения может играть роль важного социального механизма, который способствует формированию и сохранению предрассудков. Карл Уорд, Марк Занна и Джоэл Купер в своей первой работе показали, что интервьюеры демонстрируют разные модели невербального поведения по отношению к претендентам на должность, в зависимости от расы (белая или черная) претендента. Во втором остроумном и оригинальном исследовании авторы выяснили, что происходит, когда с белыми обращаются так, как обычно обращаются с черными. Социолог Роберт Мертон (Robert Merton, 1957) предположил, что под влиянием изначально ложного определения ситуации поверивший в это определение человек может действовать так, чтобы реализовать эту ситуацию. Поэтому обычно считается, что именно Мертон впервые привлек внимание ученых к такому явлению, как самоисполняющееся пророчество. В данной работе это явление рассматривается в процессе личных парных взаимодействий. Предполагается, что в таком контексте ус- тановки и ожидания одного человека по отношению к другому могут оказывать влияние на действия первого человека. Эти действия могут, в свою очередь, заставить другого человека вести себя так, что первоначально ложное определение будет подтверждено. В межличностных отношениях это явление наблюдается в школах, когда ожидания учителей влияют на успеваемость учеников, и в психологических лабораториях, когда ожидания экспериментатора влияют на реакции испытуемых... В центре внимания данной работы находятся два вопроса: 1) возможные невербальные способы передачи описанного выше влияния и 2) поведение участников взаимодействия по отношению друг к другу. Кроме того, особое внимание уделяется взаимодействиям между черными и белыми американцами. Анализируются возможные исходы интервью, проводимого белым интервьюером, когда претендентом на должность является представитель черной расы. УСТАНОВКИ И НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ Меграбян (Mehrabian, 1968) сообщает о серии исследований, которые связывают установки и сопутствующее им невербальное поведение коммуникатора по отношению к человеку-мишени. Результаты всех этих работ однозначно говорят о том, что более положительное отношение коммуникатора к адресату влечет за собой определенное поведение: коммуникатор приближается к адресату, чаще смотрит ему в глаза, прямее держит плечи и больше наклоняется вперед. Меграбян ввел для оценки таких невербальных характеристик поведения понятие «непосредственность» и дал ему следующее определение: «это характеристика того, насколько поведение участников общения способствует близости между ними и невербальному взаимодействию друг с другом... большая непосредственность взаимодействия достигается за счет сокращения физического расстояния между его участниками и/или увеличения перцептивной доступности коммуникатора для адресата» (Mehrabian, 1969,р. 203). Серия близких по тематике работ была проведена Клеком и его коллегами (Kleck, ..., 1968)... продолжившими наблюдения Гоффмана (Goffman, 1963), который заметил, что нормальные индивидуумы склонны избегать стигматизированных людей. Клек и его коллеги стали регистрировать случаи, которые можно считать примерами невербального эффекта стигмы. Было, например, обнаружено, что нормальные участники взаимодействия быстрее заканчивали беседу... и демонстрировали заторможенность движений... при взаимодействии с инвалидом (например, человек с ампутированной ногой), а также держались на большем расстоянии при взаимодействии с незнакомым эпилептиком... Таким образом, эта серия работ также показывает, что если люди обладают личными характеристиками, дискредитирующими их в глазах окружающих, то с ними взаимодействуют менее непосредственным образом. Кроме таких дискредитирующих характеристик, как физические недостатки или криминальное прошлое, Гоффман (Goffman, 1963) считает, что в белом обществе черный цвет кожи также играет роль стигмы. Таким образом, совокупность накопленных данных говорит о том, что 1) установки по отношению к индивидууму влияют на невербальное поведение при взаимодействии с ним; 2) позитивные установки сопровождаются более непосредственным невербальным поведением. В этой связи возникают два вопроса: 1) может ли человек-мишень расшифровать это невербальное поведение, то есть понять его смысл, и 2) отвечает ли он аналогичным поведением. РАСШИФРОВКА НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ И ВЗАИМНОСТЬ ...Данные исследований позволяют заключить, что адресат обычно расшифровывает невербальное поведение, содержащее в себе оценку его личности, и отвечает на него взаимностью. Меграбян (Mehrabian, 1967) обнаружил, что оценки дружелюбия, данные интервьюеру, зависели от расстояния между испытуемым и интервьюером и от непосредственности положения его головы и тела по отношению к испытуемому. Особое внимание уделялось исследованию влияния визуального контакта. Клек и Ньюсл (Kleck, Nuessle, 1968) и Джонс и Купер (Jones, Cooper, 1971) обнаружили, что при высоком уровне визуального контакта между коммуникатором и испытуемыми они оценивали друг друга более позитивно, чем при низком уровне контакта. Поскольку люди явно способны расшифровывать аффективные компоненты коммуникаций по изменению непосредственности поведения, то следует ожидать, что они будут отвечать на эти изменения взаимностью. Это предположение также получило подтверждение. Розенфельд (Rosendelf, 1967), например, обнаружил, что если при взаимодействии с испытуемыми коммуникатор больше улыбался и одобрительно кивал, то в ответ он получал от них также больше улыбок и кивков. Поэтому индивидуумы, очевидно, расшифровывают менее непосредственное поведение как менее дружелюбное и со своей стороны отвечают на него менее дружелюбным (то есть менее непосредственным) поведением. Поскольку люди редко бывают способны контролировать свое собственное невербальное поведение, они вероятнее всего считают причиной ответного поведения своего партнера по взаимодействию не свое собственное невербальное поведение, а какие-либо диспозиции этого партнера... Поэтому такая взаимность невербального поведения порождает самоисполняющееся пророчество. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ БЕЛЫМИ И ЧЕРНЫМИ В ОБСТАНОВКЕ ИНТЕРВЬЮ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ До сих пор мы описывали механизмы, которые, возможно, действуют при реализации межличностных самоисполняющихся пророчеств. Обратимся теперь к рассмотрению аналогичных процессов, происходящих при парных взаимодействиях представителей черной и белой расы. Было многократно продемонстрировано, что белые американцы дают черным американцам обобщенные негативные оценки (то есть пользуются стереотипами). ...Такие негативные оценки, несомненно, относятся к тому типу установок, которые могут быть источником межличностного самоисполняющегося пророчества. Поэтому в данной работе проверялась следующая общая гипотеза: невербальное поведение белых при взаимодействии с черными будет соответствовать их негативным оценкам черных, а черные в свою очередь будут отвечать на это менее непосредственным поведением. Если взаимодействие происходит в контексте интервью по приему на работу, когда белый интервьюирует черного, такое ответное поведение может интерпретироваться как менее адекватные действия претендента. Таким образом, исходная установка интервьюера будет частично подтверждена. Для объяснения процесса реализации этих общих ожиданий мы выдвинули две дополнительные гипотезы. Во-первых, белые интервьюеры будут демонстрировать менее непосредственное невербальное поведение при общении с черными претендентами, чем при общении с белыми претендентами. Во-вторых, как белые, так и черные реципиенты менее непосредственного невербального поведения будут отвечать на него таким же поведением. Поэтому интервьюер сочтет, что в ситуации интервью они действуют менее адекватно, чем реципиенты более позитивного невербального поведения. Первая гипотеза проверялась в эксперименте 1, в котором участвовали неосведомленные белые интервьюеры и подготовленные белые и черные претенденты. Вторая гипотеза проверялась в эксперименте 2, в котором участвовали неосведомленные белые претенденты и подготовленные белые интервьюеры, которые получили инструкцию демонстрировать либо признаки непосредственного поведения, либо признаки отсутствия непосредственного поведения. |