Главная страница
Навигация по странице:

  • Подход к философии Плотина

  • Философия. Лега В.П. История философии. Ч.1.. Православный святотихоновский гуманитарный университетбогословский


    Скачать 1.39 Mb.
    НазваниеПравославный святотихоновский гуманитарный университетбогословский
    АнкорФилософия
    Дата03.10.2019
    Размер1.39 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛега В.П. История философии. Ч.1..pdf
    ТипКнига
    #88434
    страница15 из 37
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   37
    § 5. П
    ЛОТИН
    Жизнь и трактаты
    Не в такой мере известный, как Сократ, Платон или Аристотель, древнегреческий философ Плотин (III в. после Р.Х.) вполне может быть поставлен в один ряд с этими гениями античной мысли. До
    Плотина античная философская мысль развивалась примерно ты- сячу лет. Существовали различные школы, которые никак не мог- ли найти между собой точек соприкосновения, и Плотин предпри- нимает беспрецедентную попытку сделать синтез всех предыдущих систем.
    К этому времени философы практически перестали создавать са- мостоятельные философские учения, обычно все их усилия были направлены на то, чтобы как можно более подробно и толково изъяснить мысли древних. Во многом это было связано не только с фактами социальной жизни, но и с усилиями скептиков, кото- рые подвергали разрушительной критике все философские рас- суждения. Обычная позиция философов того времени сводилась к толкованию мыслей Платона и Аристотеля, Сократа и Пифагора,
    Гераклита и Демокрита, к которым возводили начало своих школ соответствующие философы, шла ли речь об академиках, перипа- тетиках, стоиках или эпикурейцах. Позиция их сводилась к безраз- дельному уважению мысли древних. Самая популярная фраза того времени — «он сказал» (φήσι). Онэто или Платон, или Арис- тотель, или Сократ, или Пифагор; и то, что «он сказал», означало высшую истину, которую невозможно оспаривать, а можно лишь исследовать.
    Принадлежа своему времени, своей эпохе,
    Плотин, казалось бы, также не создавал своей собственной школы. Сам он ощущал себя платоником — истолкователем учения Платона. Хотя в своих трактатах он иногда и позволял себе поспорить с Платоном, но фраза «он сказал» встречается у Плотина довольно часто. Но пла- тонизм Плотина весьма оригинален. Это уже не чистый Платон, а
    Платон, обогащенный взглядами Аристотеля, стоиков, скепти- ков, эпикурейцев, пифагорейцев, — но не эклектично, а путем создания цельной философской системы, которая получила назва- ние неоплатонизма. В этом названии содержится доля истины, но всего лишь доля. Это действительно платонизм, но платонизм, в значительно большей степени являющийся самобытным учением

    § 5. Плотин
    173
    Плотина и его учеников и последователей: Порфирия, Ямвлиха и
    Прокла. Именно этими четырьмя именами обычно исчерпывает- ся история неоплатонизма. Философия неоплатонизма оказалась весьма влиятельной школой своего времени и оказала одно из сильнейших воздействий на последующую (в том числе и на хрис- тианскую) философскую мысль.
    О жизни Плотина можно узнать из работы, написанной его уче- ником Порфирием, которая так и называется «Жизнь Плотина».
    Жизнеописание своего учителя Порфирий начинает следующими словами: «Плотин, философ нашего времени, казалось, всегда ис- пытывал стыд от того, что жил в телесном облике, и из-за такого своего настроения всегда избегал рассказывать и о происхождении своем, и о родителях, и о родине» (Жизнь Плотина, 1). Такое на- чало настраивает на то, что даже из этого жизнеописания о жизни
    Плотина можно узнать довольно мало. Порфирий продолжает: «А позировать живописцу или скульптору было для него так против- но, что однажды он сказал Амелию, когда тот попросил его дать снять с себя портрет: «Разве мало тебе этого подобия, в которое одела меня природа, что ты еще хочешь сделать подобие подобия и оставить его на долгие годы, словно в нем есть на что глядеть?»
    Эти фразы блестяще показывают характер Плотина и отношение его к миру материальному. Правда, Амелий все же смог написать портрет философа, просто посещая его занятия. Возможно, это то единственное изображение (кстати, весьма поврежденное време- нем), которое дошло до наших дней.
    Из жизнеописания мы узнаем, что Плотин умер в 270 г., прожив
    66 лет. Следовательно, родился он в 204 г., место его рождения в точности не известно. Предположительно это было местечко Лико в Верхнем Египте (в дальнейшем Ликополис, а ныне египетский город Асьют), но
    Порфирий этого не указывает. Он пишет, что
    Плотин учился в Александрии и первые годы своей жизни он про- вел именно в этом египетском городе. Из детства Плотина Пор- фирий указывает довольно своеобразную деталь: «О жизни своей случалось ему в беседах рассказывать нам вот что. Молоком кор- милицы он питался до самого школьного возраста и еще в восемь лет раскрывал ей груди, чтобы пососать; но, услышав однажды:
    «Какой гадкий мальчик!», устыдился и перестал. К философии он обратился на двадцать восьмом году и был направлен к самым видным александрийским ученым, но ушел с их уроков со стыдом и печалью, как сам потом рассказывал о своих чувствах одному

    174
    Глава IV. Эллинистическая философия из друзей; друг понял, чего ему хотелось в душе, и послал его к
    Аммонию, у которого Плотин еще не бывал; и тогда, побывав у
    Аммония и послушав его, Плотин сказал другу: «Вот кого я искал!»
    (Жизнь Плотина, 3).
    У Аммония Саккаса Плотин пробыл 11 лет. Кроме Плотина, у
    Аммония обучалось довольно много учеников, в том числе, как пишет Порфирий, был среди них и некий Ориген. Между учени- ками Аммония была договоренность о нераспространении взгля- дов своего учителя, но впоследствии двое из учеников этот уговор нарушили, и одним из них был Ориген.
    Когда Плотину исполнилось 39 лет, он захотел узнать, чему учат восточные философы — персы и индусы. И выбрал он довольно необычный для нас, но вполне обычный для того времени способ: записался воином к императору Гордиану и участвовал вместе с его войском в походе на Персию. Гордиан погиб в Месопотамии,
    Плотин едва спасся и укрылся в Антиохии, и оттуда, уже 40 лет от роду, приехал в Рим. Из Рима Плотин уже не выезжал, и только перед смертью уехал в Кампанию, в имение своего старого друга, где и провел последние месяцы своей жизни.
    В Риме Плотин основал свою школу; у него было довольно мно- го учеников (в том числе и
    Порфирий). Начав преподавать, он стал обучать учеников своей собственной философии. Сформи- ровались ли его взгляды к тому времени уже окончательно или в процессе преподавания он их развивал — об этом бытуют разные мнения. А.Ф. Лосев, в частности, указывает: «Что же касается пе- риодизации сочинений Плотина, то она для нас малозначительна, потому что Плотин стал писать уже в старом возрасте, когда свою систему он уже продумал с начала до конца и едва ли за послед- ние шесть лет своей жизни он мог создать что-нибудь новое»
    1
    . Ряд других философов (в том числе автор этих строк) придерживаются несколько другого мнения. К сорока годам Плотин лишь закончил учебу (11 лет он учился у Аммония Cаккаса, один год странство- вал и затем сразу же стал преподавать). Из первых его трактатов видно, что терминология его к этому времени еще не совсем ус- тоялась, и в дальнейшем в его творчестве прослеживается значи- тельная эволюция.
    Но и трактаты Плотин начал писать тоже далеко не сразу. Вна- чале, как это было принято у античных философов, он преподавал
    1
    См.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 6. М., 1982. С. 256.

    § 5. Плотин
    175
    в устной форме, и только потом, по просьбе учеников, стал запи- сывать свои трактаты. При этом Плотин обладал феноменальными способностями, на которые указывает Порфирий: «Продумав про себя свое рассуждение от начала и до конца, он тотчас записы- вал продуманное и так излагал все, что сложилось у него в уме, словно списывал готовое из книги. Даже во время беседы, ведя разговор, он не отрывался от своих рассуждений: произнося все, что нужно было для разговора, он в то же время неослабно вперял мысль в предмет своего рассмотрения. А когда собеседник отходил от него, он не перечитывал написанного, ибо, как сказано, был слишком слаб глазами, а принимался прямо продолжать с того же места, словно и не отрывался ни на миг ни для какого разговора.
    Так умел он беседовать одновременно и сам с собою и с другими, и беседы с самим собою не прекращал он никогда, разве что во сне; впрочем, и сон отгонял он от себя, и пищею довольствовался самой малой, воздерживаясь порою даже от хлеба, довольствуясь единою лишь сосредоточенностью ума» (Жизнь Плотина, 8).
    Кроме того, что
    Плотин был гениальным философом, факты, описанные Порфирием, показывают, что он был еще и незауряд- ным педагогом, потому что многие богатые граждане Рима перед смертью отдавали Плотину своих детей на воспитание, «доверяя их и все свое имущество его опеке, словно был он свят и божес- твен» (Жизнь Плотина, 9). Этот факт говорит о том, что Плотин был довольно обеспеченным человеком и дом его был достаточно велик.
    Об отношении Плотина к своему телу мы уже имеем представ- ление, и результат такого отношения можно было наблюдать в последние годы жизни Плотина. «Часто страдая животом, он ни- когда не позволял себе делать промывание, твердя, что не к лицу старику такое лечение; и он отказывался принимать териак, го- воря, что даже мясо домашних животных для него не годится в пищу. В бани он не ходил, а вместо этого растирался каждый день дома; когда же мор усилился (неизвестно, о какой именно эпиде- мии здесь идет речь. — В.Л.) и растиравшие его прислужники по- гибли, то, оставшись без этого лечения, он заболел еще и горлом.
    При мне никаких признаков этого еще не было, — пишет Порфи- рий, — но когда я уехал, болезнь его усилилась настолько, что и голос его, чистый и звучный, исчез от хрипа, и взгляд помутился, и руки и ноги стали подволакиваться» (Жизнь Плотина, 2). Какая именно болезнь постигла его в последние месяцы его жизни, не-

    176
    Глава IV. Эллинистическая философия известно. Разные врачи на основании перечисленных выше сим- птомов предполагают разное: одни говорят, что это была проказа, другие — туберкулез.
    «О кончине его Евстохий нам рассказывал так (сам Евстохий жил в Путеолах и поспел к нему, лишь когда уже было поздно): умира- ющий сказал ему: «А я тебя все еще жду», потом сказал, что сейчас попытается слить то, что было божественного в нем, с тем, что есть божественного во Вселенной; и тут змея проскользнула под пос- телью, где он лежал, и исчезла в отверстии стены, а он испустил дыхание (по тогдашним языческим поверьям, душа, уходя из тела, принимает вид змеи. — В.Л.). Было ему, по словам Евстохия, шесть- десят шесть лет» (Жизнь Плотина, 2).
    Трактаты Плотин писать стал не сразу, но лишь по просьбе уче- ников стал записывать те рассуждения, которые приходили ему в голову. Заглавий к ним он не давал, поэтому ученики озаглавлива- ли их сами. Порфирий перечисляет эти названия: «О прекрасном»,
    «О бессмертии души», «О судьбе», «О сущности души», «О трех на- чальных субстанциях», «О двух материях», «О качестве», «О диа- лектике», «О силе и действии», «Против гностиков» и т. д. — всего насчитывается 54 трактата, хотя в действительности их было иное количество. Порфирий, получив после смерти своего учителя на- следство в виде письменных его работ, решил их издать. Он пишет, что число 54 его поразило тем, что оно разделяется на 6 и на 9: оба числа являются совершенными, что показывает совершенство всех трактатов Плотина. В действительности, это не совсем так, потому что некоторые трактаты Порфирий разбил на несколько частей, а другие, наоборот, объединил в один, так что число 54 получилось у него достаточно искусственно.
    Эти трактаты
    Порфирий объединил в шесть групп, в каждой группе по девять. Девять по-древнегречески будет эннеа (ννέα), поэтому трактаты получили название «Эннеады» (т. е. девят- ки) — так и называются работы Плотина во всей их совокупности.
    Разбил их Порфирий следующим образом: в первую Эннеаду он включил трактаты, посвященные этике, во вторую — посвящен- ные предметам физическим и обнимающие то, что относится к космосу; третья Эннеада, также посвященная космосу, охватывает смежные с ним предметы — то, что мы бы назвали натурфило- софией, философией природы; четвертая посвящена работам о
    Душе; пятая — работам об Уме; шестая, наиболее объемная Энне- ада, включает работы о Едином.

    § 5. Плотин
    177
    Место, занимаемое трактатом в Эннеаде, у Порфирия не слу- чайно. Как он сам пишет, он расположил их, «в каждой начиная с вопросов менее значительных». Однако, с нашей точки зрения, это не совсем так, и их можно расположить и несколько иначе.
    Так, например, трактат «О трех первоначальных субстанциях», помещенный первым в пятой Эннеаде (V, 1), в действительнос- ти чрезвычайно важен для понимания всей философии Плотина.
    Это, пожалуй, единственный трактат, в котором
    Плотин делает попытку изложить систему своей философии. Обычно он рассуж- дал о каком-нибудь конкретном вопросе, но при этом приводил в действие весь арсенал своей философии. Поэтому в любой работе
    Плотина в сжатой форме содержится вся его философия. Пробле- ма герменевтики, ставшая наиболее популярной в XX в. (особенно герменевтического круга), для Плотина актуальна как ни для кого из философов: для того, чтобы знать всю философию Плотина, нужно читать его работы, посвященные конкретным проблемам, а для того, чтобы читать и понимать эти проблемы, нужно знать всю его философскую систему. Плотина часто считают одним из наиболее сложных философов. Язык, которым написаны его трак- таты, часто непонятен; очевидно, что писал он их не в педагоги- ческих целях, как учебник для студентов, а скорее записывал их для себя или для тех своих учеников, которые уже все знали из ус- тных занятий и которым эти работы скорее нужны были для того, чтобы повторить то, что было уже им известно. Поэтому читать
    Плотина довольно трудно, и так же, как и Гераклита, его называют
    «темным философом».
    Еще об одной проблеме, связанной с именем Плотина, — об
    Оригене. Второй раз это имя всплывает в работе Порфирия в сле- дующем контексте. Порфирий пишет: «А когда к нему на занятия пришел Ориген, то он весь покраснел и хотел тотчас же встать с места;
    Ориген просил его продолжать, но он ответил, что когда говоришь перед тем, кто заранее знает, что ты скажешь, то надо скорее кончать; и, сказав еще несколько слов, закончил занятие»
    (Жизнь Плотина, 14). Это, конечно, можно объяснить тем, что
    Ориген учился вместе с Плотином у Аммония Саккаса, но понятно и то, что Ориген должен быть человеком, по своему уму по край- ней мере равным Плотину, если не превосходящим его. В любом случае можно сделать вывод, что Ориген, по всей видимости, был человеком не менее умным, чем Плотин. Если о Плотине говорят как об одном из наиболее гениальных философов, то Ориген так-

    178
    Глава IV. Эллинистическая философия же не мог затеряться в истории. Это дает основание предположить, что это был тот самый
    Ориген, один из учителей христианской
    Церкви, который, с одной стороны, оказал огромное влияние на богословие многих Отцов Церкви (в частности, великих каппадо- кийцев), а с другой, вероятно, сам того не желая, своим трактатом
    «О началах» дал толчок многим ересям, впоследствии осужден- ным на V Вселенском соборе. Это — гипотеза, и до сих пор одни считают, что Ориген — ученик Аммония Саккаса, друг Плотина и
    Ориген-христианин — это одно и то же лицо, другие же считают, что это совершенно разные лица. Никаких исторических доказа- тельств в пользу того или иного предположения пока не найдено, поэтому каждый выбирает ту версию, которая ему по душе. Но все же местожительство Оригена и Плотина, годы их жизни, общность философских положений (главное у Плотина — учение об ипос- тасях, Ориген же первым ввел термин «ипостась» в христианское богословие
    1
    ), а также ум Оригена, о котором идет речь у Порфи- рия, — все это позволяет предположить, что Ориген-христианин и Ориген — друг Плотина одно и то же лицо. К тому же Порфи- рий указывает, что Ориген написал трактат, в котором говорится, что «царь есть единственный творец», т. е. говорится о Боге как о Творце мира, а это возможно лишь в христианском понимании этого понятия.
    Подход к философии Плотина
    Понять философию Плотина весьма и весьма сложно, оттого что сам Плотин не стремился излагать ее систематически (так, как ее станут излагать философы XVII или XVIII в.). Многие истори- ки философии пытаются, что называется, восстановить систему философии Плотина. В курсах истории античной философии уче- ние Плотина, как правило, излагается в виде ее онтологии — т. е. учения о Едином, Уме, Душе и материи. В таком случае неопла- тонизм сводится просто к онтологическому иерархизму, к пони- манию того, что, кроме материального бытия, существует бытие духовное, а духовное бытие также не однородно (как это было у Платона), а разбито на три уровня бытия, на три субстанции,
    1
    «Плотин жил позже самого Оригена и потому, конечно, не мог влиять на него своею системою. Но и Плотин, и Ориген были учениками Аммо- ния Сакка, о системе которого по необходимости приходится судить по философии знаменитого ученика его, Плотина» (Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т. 1. М., 1999. С. 9–10).

    § 5. Плотин
    179
    которые именуются, соответственно, Душа, Ум и Единое. Такой подход по-своему правильный, но к этому не сводится вся фило- софия Плотина. Для Плотина, как и для любого мыслителя, его философия есть ответ на самые острые вопросы его мироощуще- ния. Поэтому чтобы понять и восстановить систему Плотина, не- обходимо понять, что же это были за вопросы, которые не давали спокойно жить философу.
    Время, когда жил и писал Плотин, — III в. после Р.Х. — было временем развала Римской империи, начала нашествия варваров и попыток сохранить величие империи, когда разные императоры предпринимали довольно значительные походы. Это время, когда прежние античные идеалы — этические, религиозные, философ- ские — уже себя изжили и никто не воспринимал их всерьез, а христианство еще не распространилось и не стало официальной религией. Можно определить это время, как время духовного ваку- ума — один из наиболее тяжелых периодов в истории человечества, когда человеческая личность вообще ни во что не ставилась. На- строение людей в то время было отнюдь не духовным, его можно выразить лозунгом черни: «Хлеба и зрелищ!» — вот о чем мечтали люди, вот до чего пал «венец творения».
    Плотин, который жил в это время, видел все эти безобразия — и во время похода на Персию, и во время жизни в Риме, — но хо- тел тем не менее найти выход из этого положения. Возможно, он знал о христианстве: название одного из его трактатов, «Против гностиков», дает основание такому предположению. В нем он не пишет ни слова о христианстве, но с гностиками (ересью в хрис- тианстве) полемизирует. Порфирий, его ученик, впоследствии на- пишет трактат против христиан. Так или иначе, ни за, ни против христианства Плотин нигде не высказывался, и о его отношении к христианству можно только гадать. Плотин ищет пути спасения человека не на религиозном поприще, не через Христа, а на пути собственно философском. Почему? Плотин — типично греческий философ. Он доверяет только разуму («еллины ищут мудрости»
    (1 Кор. 1, 22)). Для Плотина было бы верхом безумия предоста- вить решение столь важного вопроса, как обретение бессмертия души и возвращение ее Богу, не разуму, а вере. Иначе говоря,
    Плотин ищет «научного», строго доказанного пути к Богу и бес- смертию души.
    Порфирий рассказывает: «Когда однажды Амелий, человек очень богобоязненный, всякое новолуние и всякий праздничный день

    180
    Глава IV. Эллинистическая философия ходивший по всем храмам, предложил и Плотину пойти с ним, тот сказал: “Пусть боги ко мне приходят, а не я к ним!”, но что он хотел сказать такими надменными словами, этого ни сам я понять не мог, ни его не решился спросить» (Жизнь Плотина, 10). Мысль о том, что весь божественный мир находится внутри человека, вытекает из всей философии Плотина, об этом буквально кричат его трактаты, и тогда ясно, что такому человеку незачем ходить в языческие хра- мы. Истинное богопознание есть прежде всего самопознание, и на путях самопознания и нужно искать ключ к философии Плотина.
    Кроме этого чисто философского ключа, есть еще один. О нем говорится в трактате «О нисхождении души в тела». Здесь Плотин пишет следующее: «Пробуждаясь от тела к себе самому, я оказы- ваюсь от всего в стороне, самого же себя — внутри; созерцая мир изумительной красоты, я глубоко верю в то, что главному во мне судьбой назначен удел нетленных; я преисполнен сил жизни ис- тинной и слит с бытием божественным; утвердившись в нем, я охвачен силою того бытия, что превосходит все остальное в умо- постигаемом, и вот опора моя там, — после такого успокоения в божественном, снизойдя от ума к рассуждению, я всякий раз не- доумеваю: как объяснить это мое нынешнее сошествие вниз и как душа моя вообще оказалась рожденною внутри тела» (IV, 8, 1).
    Многие склонны видеть в этих словах Плотина описание не- обычного духовного состояния, которое именуется мистическим экстазом и которое, по словам Порфирия,
    Плотин испытывал четыре раза в своей жизни. Это состояние внутреннего экстаза, выхода из самого себя, из своей телесной оболочки в некоторое истинное умопостигаемое бытие, о котором невозможно расска- зать и существование которого не нужно доказывать, но которое ты непосредственно зришь и вид которого убеждает тебя больше, чем что бы то ни было другое, больше, чем какие бы то ни было философские рассуждения, — этот мистический экстаз также, воз- можно, лежит в основе философии Плотина.
    Таким образом, в основание философии Плотина можно поло- жить, с одной стороны, его мистический опыт, экстаз, непосредс- твенное видение духовных субстанций, а с другой — философские рассуждения, основанные на платоновском и аристотелевском ме- тоде анализа самопознания. Этот двойственный философско-мис- тический опыт и порождает философскую систему Плотина — са- мобытного и оригинального философа, а отнюдь не простого уче- ника и последователя Платона.

    § 5. Плотин
    181
    В трактате V, 1 Плотин пишет: «В чем причина того, что души забывают Бога — Отца своего? Почему они, имея божественную природу, будучи созданием и достоянием Божьим, теряют знание и о Боге, и даже о себе? Причина этого постигшего их зла лежит в них же самих: в их дерзостном стремлении к рождению, в их изна- чальном порыве к обособлению и инобытию, в их замысле ни от кого не зависеть, а быть и жить по своей воле — от себя и для себя.
    Как только вкусили они все прелести такого самобытия, тотчас же дали полную волю своим прихотливым желаниям и, став, таким образом, на путь, противоположный своей изначальной сущности, постепенно отдалились от Бога до степени полного забвения того, что они и творения Его, и Его достояние. Как дети, которые сразу после рождения были отделены от родителей, вскормленные и вы- росшие на чужбине, и родителей потом не узнают, и себя не при- знают их детьми, так и души, живя долгое время без созерцания
    Бога и без осознания своего к Нему отношения, теряют, забывая о своем происхождении, прирожденное достоинство, прельщаются внешним, считая его более ценным, чем самих себя, отдавая ему уважение, любовь и все лучшие чувства, все более и более порывая связь со всем высшим, божественным, отдаляясь от него и отвра- щаясь с пренебрежением» (V, 1, 1).
    Именно вопросы, почему наши души забыли Бога и оказались в столь бедственном положении, почему они, находясь в телах, ценят телесное больше, чем духовное, Плотин считает самыми главными.
    Чтобы избавить людей от этого заблуждения, нужно, «во-первых, показать им всю ничтожность тех вещей, которые они так высо- ко ценят, и, во-вторых, напомнить о происхождении и высоком достоинстве души. Второй пункт должен предшествовать первому, поскольку, будучи разъяснен, он прольет свет и на первый» (V, 1,
    1). Прежде всего, таким образом, нужно исследовать душу или, как пишет Плотин в другом трактате, исследовать нужно «исследую- щее, которое ставит вопросы и выносит суждения» (I, 1, 1). Итак, начинать свои размышления следует не с познания окружающего мира, а с исследования внутреннего мира, с самопознания.
    Такое начало философии Плотина может иметь и другое, чисто внешнее происхождение. Мы помним, что к тому времени скеп- тиками уже была доказана тщетность всех попыток построить ка- кую-либо философскую систему на основании как рационалисти- ческих методов, так и методов сенсуалистических. Никакая фило- софия, утверждали скептики, не может привести к познанию ис-

    182
    Глава IV. Эллинистическая философия тины. Скептическая проблема, по всей видимости, стояла и перед
    Плотином. Поэтому для того, чтобы понять причину всего этого, и нужно «исследовать исследующее», т. е. не просто душу, а то, что в душе является ведущим началом, — что стоики называли «геге- моникон» (‚γεμονικόν), владычественное (это слово впоследствии перейдет и в терминологию Отцов Церкви). Владычественное, ве- дущее — это разум, то, что мыслит, ибо центр души — в мысли.
    Поэтому прежде всего нужно исследовать душу, а для этого нужно направить исследование на главное в ней, на ее познающую спо- собность, и таким образом познать то, что познает. Это пробле- ма из проблем: как можно познавать то, что само познает, — т. е. мысль, которая всегда является субъектом познания, сделать одно- временно объектом познания?
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   37


    написать администратору сайта