Главная страница
Навигация по странице:

  • Plage

  • Suzuki

  • Henderson, aaO, р. 191 ff.; KawasMma

  • Цвайгерт К., Кётц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Том 1. Цвайгерт К., Кётц X. Введение в сравнительное правоведение в сфе. Предисловие к русскому изданию


    Скачать 3.46 Mb.
    НазваниеПредисловие к русскому изданию
    АнкорЦвайгерт К., Кётц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Том 1.pdf
    Дата13.12.2017
    Размер3.46 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЦвайгерт К., Кётц X. Введение в сравнительное правоведение в сфе.pdf
    ТипДокументы
    #11266
    страница28 из 31
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31
    § 23-27[Опущены в данном издании].
    !
    !
    427

    VI. ОСТАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ
    § 28. Дальневосточная правовая семья
    Литература
    BEER/TOMATSU, «A Guide to the Study of Japanese Law», 23 Am. J. Сотр. L. 284
    (1975).
    BLAKEMORE, «Post-War Developments in Japanese Law», 1947 Wis. L. Rev. 632.
    BODDE/MORRIS, Law in Imperial China (1967).
    BUNGER, Zivil- und Handelsgesetzbuch sowie Wechsel- und Scheckgesetz von
    China (1934).
    CH'Ь, Law and Society in Traditional China (1961).
    COHEN, «Chinese Mediation on the Eve of Modernization», 54 Calif. L. Rev. 1201
    (1966).
    — /EDVARDS/CHEN, Essays on China's Legal Tradition (1980).
    DAVID, «Deux conceptions de l'ordre social», in: Jus privatum gentium. Festschrift
    Max Rheinstein I (1969) 53.
    EUBEL etc., Das japanische Rechtssystem, Ein Grundriss mit Hinweisen und
    Materialien zum Studium des japanischen Rechts (1979).
    HAN PAO MA, «Legal System of the Republic of China», RabelsZ 37 (1973) 101.
    HENDERSON, Conciliation and Japanese Law, Tokugawa and Modern, 2 vols.
    (1964).
    ISHII, Japanese Legislation in the Meiji Era (1959).
    ISHIMOTO, «L'influence du Code civil franзais sur le droit civil japonais»,
    Rev.int.dr.comp. 6 (1954), 744.
    JIANPAN, «Building New China's Legal System, 22 Colum.J. Transnat'l L. 1 (1983).
    KIM/LAWSON, «The Law of the Subtle Mind: The Traditional Japanese Conception of Law», 28 ICLQ 491 (1978).
    KITAGAWA, «Das Methodenproblem in der Dogmatik des japanischen bьrgerlichen
    Rechts», AcP 166 (1966) 330.
    — Rezeption und Fortbildung des europдischen Zivilrechts in Japan (1970).
    McALEAVY, «Chinese Law», in: An Introduction to Legal Systems (ed. Derrett,
    1968) 105.
    MACNEIL, «Contract in China: Law, Practice, and Dispute Resolution», 38 Stan-
    L.Rev. 303 (1986).
    VON MEHREN (ed.), Law in Japan, The Legal Order in a Changing Society (1963).
    MtlNZEL, Das Recht der Volksrepublik China (1982).
    MURAKAMI, Einfьhrung in die Grundlagen des japanischen Rechts (1974).
    !
    !
    428

    NODA, «The Far Eastern Conception of Law», II Int.Enc.Comp.L. Ch. 1 (1975).
    — Introduction to Japanese Law (1976).
    OPPLER, Legal Reform in Occupied Japan, A Participant Looks Back (1976).
    RÖHL, Fremde Einflьsse im modernen japanischen Recht (1959).
    ROKUMOTO, «Juristen und zivilrechtliche Streitigkeiten in Japan, Die Problematik der Verkehrsunfдlle», Recht in Japan 3(1980) 47.
    — «Tschotei (Schlichtung), Eine japanische Alternative zum Recht: Verfahren, Praxis und Funktionen», Jb.f. Rechtssoziologie 6 (1980) 390.
    RUETE, Der EinfluЯ des abendlдndischen Rechtes auf die Rechtsgestaltung in Japan und China (1940).
    VON SENGER, Ober das Normbewusstsein der Japaner», ZfRvgl 1981, 265.
    «Grundlagen und Eigenart des Rechts der Volksrepublik China», SJZ 1981, 1.
    STEVENS, «Modern Japanese Law as an Instument of Comparison», 19
    Am.J.Comp.L. 665 (1971).
    WANG, Les Sources du droit japonais (1978).
    I
    К отличительным критериям, на основе которых можно определить, к какой правовой семье следует отнести ту или иную правовую систему, принадлежит также и восприятие права как исключительно важного ин- струмента социальной жизни в рамках упорядочения отдельных челове- ческих сообществ. В этом отношении страны Дальнего Востока принци- пиально отличаются от рассмотренных выше правовых семей. В право- порядках западного мира, независимо от того, принадлежат они к граж- данскому или общему праву, единодушно исходят из того, что все важные вопросы жизни в обществе регулируются нормами объективно- го права, а не только нормами, выработанными традицией, нравами и мо- ралью.
    Эти нормы объективного права наделяют каждого гражданина опреде- ленными статусом, правами и обязанностями, но в рамках соответству- ющей правовой среды, которая в общей форме обозначена в законода- тельстве и в судебной практике. Каждый, например, имеет право требо- вать выполнения заключенного им договора или возмещения убытков, развестись или получать алименты.
    !
    !
    429

    А если правам какого-либо индивида что-либо угрожает или они оспариваются, то он не только наделен полномочиями их реализовать, но просто обязан сделать это, как пишет Рудольф фон Иеринг в своей книге «Борьба за право». Механизм реализации прав индивидов заклю- чается в судебных процедурах. Назначенный государством судья рас- сматривает спор между тяжущимися сторонами на основании норм объ- ективного права и выносит обязательное для них решение.
    Обращение к правопорядкам стран Дальнего Востока показывает, что сказанное выше не является столь уж само собой разумеющимся и что существуют сообщества, где для решения споров применяется дру- гая техника, нежели с участием государственного судьи. Разумеется, в западном мире также бывают ситуации, когда решение спорных вопро- сов с участием судей редко или может вызвать проблемы, например в международном и трудовом праве. Но даже в тех случаях, когда судебное решение споров эффективно, можно проследить тенденцию, связанную со стремлением по возможности избежать судебного разбирательства, а вместо этого решить спор путем переговоров или согласительных проце- дур. Благодаря этому сохраняются отношения доверия, что очень часто для предпринимателей либо участников трудового или лицензионного соглашения важнее, чем победа в отстаивании своих прав через суд. Хотя на Западе слишком мало знают о распространении таких согласитель- ных процедур, тем не менее там нет недостатков в утверждениях, что на Дальнем Востоке им придают с точки зрения западного менталитета непомерно большое значение. Уже одно это обстоятельство делает инте- ресным изучение права стран Дальнего Востока и показывает очень от- четливо относительность пространственных и временных представле- ний, которые на Западе слишком легковесно принимают за само собой разумеющиеся.
    Нижеследующее изложение будет посвящено прежде всего краткому обзору истории развития права в Китае, где под влиянием учения Кон- фуция уже в далекой древности существовал традиционный скептицизм по отношению к обобщающим формулировкам норм закона и ко всем формам их применения судами. Китайские традиции еще и сегодня ока- зывают определенное, хотя и не столь значительное, влияние на право
    КНР. Они также оказали большое влияние на Корею и Индокитай, их придерживаются китайцы, живущие в Гонконге, Индонезии и Малай- зии.
    !
    !
    430

    Особого внимания заслуживает и японское право. Хотя Япония благо- даря своему выгодному островному положению никогда не была под вла- стью китайских императоров, китайская культура с VI-VII веков оказы- вала сильное воздействие на Японию и тем самым на ее право. Совре- менное японское право представляет особый интерес для компаративи- ста и по другой причине. В нем переплетаются живущие и понвше тра- диции внесудебного решения споров с современными кодексами и про- цессуальными нормами, которые сперва создавались по образцам немец- кого и французского права, а после второй мировой войны ориентиром для них стало служить американское право.
    II
    В древнем Китае считалось, что человеческие отношения регулиру- ются законами природы. Это нашло свое отражение в учении Конфуция.
    Такой взгляд на мир помогает понять, почему на Дальнем Востоке про- исходит уже упомянутая недооценка права (в западном понимании. —
    Пер.) и решения споров в суде. Значение Конфуция (551-479
    IT
    ДО
    Н
    Э
    .) заключается не столько в оригинальности его образа мыслей, сколько в том, что ему удалось стать выразителем философских и этических идей своего времени.
    В многочисленных беседах со своими учениками, которые позднее были записаны, он развил и обогатил эти идеи.
    Но самое главное заключается в том, что на протяжении всей своей удивительной жизни он твердо следовал им же самим провозглашенным идеалам. В последующие столетия его учение развивалось. Особенно следует отметить в этой связи философа Тун Чуншу (176-104 гг. до н.э.), который внес в конфуцианство элементы народности и разработал док- трину космической гармонии — именно в этом виде конфуцианство слу- жило идеологией Китайской империи вплоть до революции 1911 года.
    И поэтому высшей целью человека должно было стать стремление к созвучию своих помыслов, чувств и деяний с космической гармонией.
    При этом человек должен был особенно следить за тем, чтобы совер- шать праведные поступки и благодаря этому не нарушать созданного природой равновесия взаимных связей. Правила, которым должен был следо-
    !
    !
    431
    вать человек, если он хотел вести себя «правильно» в этом смысле, на- зывались «ли». Их характерная особенность заключалась в том, что их содержание определялось социальным статусом того человека, к кото- рому они применялись. Другими словами, их содержание зависело от положения человека в семье, в роду, среди соседей, в служебной иерар- хии, в государстве. И эти различия в занимаемом положении в соответ- ствии с возрастом, полом, профессией, семейной и служебной иерархи- ей, социальным престижем в обществе составляли стержень установ- ленного свыше природного порядка бытия, который человеку следова- ло соблюдать, если он не хотел нарушать мировую гармонию. Так что правила «ли» тщательно обусловливали поведение каждого в конкрет- ной ситуации, шла ли речь о взаимоотношениях между начальником и подчиненным, стариком или юношей, дворянином и простолюдином, между родственниками, друзьями или незнакомыми, между отцом и сы- ном, старшим и младшим братьями, мужем и Женой (подробнее см. Ch'u, aaO, S. 226 ff.). Идеальным, по представлениям конфуцианцев, считался тот человек, который понял суть естественного мирового порядка и, признав нормы поведения в качестве необходимых и полных смысла, добровольно им следует, а потому покорно и скромно подчиняет свои личные интересы сохранению установленной гармонии.
    Отсюда становится очевидным, почему конфуцианство не могло быть высокого мнения о нормах права и об их применении судами. Лю- бое право стремится к схематичному, упрощенному и типизированному регулированию человеческих отношений. И потому оно не в состоя- нии учитывать все многочисленные варианты, которые присущи соци- альному положению участников возможного спора. Еще в меньшей сте- пени конфуцианство было склонно одобрять установление прав, отно- сящихся к социальному положению каждого в судебном порядке. И если, по мнению какого-либо индивида, кто-либо в отношениях с ним нарушал предписание правил «ли», то, согласно конфуцианской этике, такую проблему предпочтительнее было бы решить путем дружеских переговоров, а не обращаться в суд или требовать восстановления своих прав, ибо это только усилит наступившую дисгармонию.
    Будет добродетельнее и мудрее, если в конфликтной ситуации чело- век пойдет на определенные уступки, стерпит на-
    !
    !
    432
    несенную обиду и тем самым заслужит высшую награду в глазах обще- ства и перед Богом. Тот же, кто нарушает социальный мир, обращаясь в государственную судебную инстанцию, и пытается публично причинить зло другому, поступает как нарушитель спокойствия, как грубый и неци- вилизованный человек, лишенный основных добродетелей — скромно- сти и готовности все решать мирным путем.
    После смерти Конфуция в 479 году до н.э. прошло много времени, прежде чем его учение погрузилось в пучину политических событий. Два столетия страну беспрерывно терзали военные распри местных правите- лей, и в таких условиях правовое учение Конфуция не могло успешно развиваться.
    В этот период верх взяла так называемая «школа легастов». Ее сторон- ники открыто враждовали с конфуцианцами и по основным вопросам за- нимали противоположную позицию.
    В то время как Конфуций и его ученики верили, что человек по при- роде добр и с помощью воспитания его можно побудить к осознанию не- обходимости добродетельного поведения, для легастов человек эгоисти- чен, думает только о реализации своих интересов и потому необходимо создать государственное законодательство, чтобы его дисциплинировать.
    Конфуций учил, что в иерархическом обществе различия в социальном положении следует рассматривать как выражение более высокой миро- вой гармонии. Легисты считали, что перед законом все равны и что пра- вильного человеческого поведения можно добиться не философскими доктринами, а строгими уголовными законами, которые должны при- меняться средствами государственного принуждения и независимо от со- циального статуса человека. Когда наконец в 221 году до н.э. к власти пришла династия Цин, победив соперников силой оружия, Китай впер- вые в своей истории оказался объединенным под властью единоличного правителя. И казалось, что идеи легастов возобладают, так как импера- торы династии Цин ввели строго централизованное управление, издавали драконовские законы, стали жестоко преследовать сторонников Конфу- ция и сжигали их сочинения. Но ненавистный режим Цин длился недол- го. После новых • вооруженных столкновений императорская власть пе- решла в 206 году до н.э. к династии Хань, которая правила Китаем 400 лет. Императоры этой династии высоко подняли авторитет Конфуция. Его учение с большим успехом широко пропагандировалось его учениками по всей стране. И можно
    !
    !
    433
    утверждать, что с этого времени конфуцианство в течение 2000 лет слу- жило признанной духовной и философской основой китайской государ- ственности. Не только изучение в школе, но и чтение классиков конфу- цианства играло важную роль. Государственные экзамены для приема на государственную службу и для дальнейшего продвижения по службе предполагали обширное знание сочинений Конфуция и его учеников.
    Конфуцианское учение столетиями распространялось по всей стране также через посредство императорских, муниципальных чиновников, вы- сокообразованных и грамотных людей, которые посылались в провинцию для выполнения там управленческих функций.
    Но победа конфуцианства не означала, разумеется, что в Китае пере- стали издавать законы и социальная жизнь без помех осуществлялась на основе неписаных правил «ли». Более того, конфуцианские мыслители вынуждены были признать, что хотя в тех условиях государственные законы играли меньшую и подчиненную роль в отношении «ли», но тем не менее представляли собой необходимую форму регулирования чело- веческих отношений.
    Поэтому в Китае уже накануне объединения страны, затем в период правления цинской и ханьской династий и впоследствии непрерывно издавались кодексы. От наиболее ранних из них остались лишь заголов- ки разделов или разрозненные фрагменты. А в целом виде сохранился лишь кодекс VII века династии Цань.
    Интересно, что эти кодексы касаются только вопросов уголовного и административного права. Кодексы эти свидетельствовали о высокой юридической технике в Китае. Вопросы семейного и наследственного права рассматривались в них лишь в той мере, в какой это было важно для уголовного или административного права, в частности для налогооб- ложения.
    Что касается товарообмена и отношений собственности, то в кодек- сах об этом нет прямых упоминаний. В этом также видно влияние кон- фуцианства, для которого издание законов — необходимое зло, поскольку означает, что уголовные санкции государства вызваны серьезным нару- шением космического порядка или речь идет об образовании новых госу- дарственных управленческих структур. Влияние конфуцианства просле- живается даже в уголовных законах. Это выражается в тщательной града- ции уголовных мер за убийство и членовре-
    !
    !
    434
    дительство. Их тяжесть зависит не только от мотивов преступника и внешних форм, совершенного преступления, но и от социального поло- жения преступника и его жертвы. Для тяжести наказания важно, напри- мер, нанес ли телесное повреждение отец сыну, муж жене или хозяин рабу. В то же время существенная разница в том, кто подвергся жестоко- му обращению, — жена со стороны мужа или, наоборот, муж со стороны жены.
    Если старший брат побил младшего, он не несет наказания, если же младший старшего, он может быть осужден на два с половиной года ка- торжных работ и 90 ударов бамбуковой палкой (подробнее см. Bodde —
    Morris, ааО, р. 29 ff.).
    Таким образом, основная масса законов в Китае носила уголовно- правовой или административно-правовой характер, а суды занимались в основном рассмотрением уголовных дел.
    В этой связи возникает вопрос: как же улаживались гражданско-пра- вовые конфликты? В соответствии с конфуцианским учением в стране получили развитие различные формы внесудебного решения споров. Се- мейные разногласия решались главой семьи, далекими родственниками или даже посторонними истцами, которые благодаря своему преклонному возрасту, почетному общественному положению в данной общине или по какой-либо другой причине пользовались высоким авторитетом, и потому принять их предложение о компромиссе означало бы для обеих сторон «не потерять свое лицо». Критерии для полюбовного улажива- ния споров определялись на основе содержания правил поведения «ли», местных обычаев и на основе мировоззрения и жизненного опыта лиц, решающих споры.
    Если первое примирительное предложение отвергалось сторонами, переговоры продолжались дальше, пока наконец посреднику не удавалось достичь общего согласия. С этой целью он мог даже, используя свой пре- стиж и авторитет, оказать на стороны общественное и моральное давле- ние. Аналогичные процедуры применялись и в тех случаях, когда стороны не связывали семейные отношения, но они принадлежали к одному роду, жили в одной деревне или в качестве купцов состояли в одной гильдии.
    Здесь в качестве посредников выступали старейшина рода, деревенский староста, другие уважаемые в этой местности люди или руководитель гильдии. Сторонам в этих случаях был также открыт путь и в государ- ственный суд, во главе которого стоял имперский чиновник
    !
    !
    435
    и который находился в окружном или провинциальном центре. Но сторо- ны обычно предпочитали первоначально решить спор полюбовно, ис- пользуя местные примирительные процедуры, поскольку в противном случае их ждало неминуемое общественное осуждение.
    И тот, кто отвергал примирительное предложение посредника и хотел передать дело в суд на рассмотрение чиновников, должен был ясно себе представлять, что такое его поведение будет с осуждением расценено тем узким сообществом, в котором он живет. К тому же процесс рас- смотрения исков государственными судами был длительным и дорогосто- ящим делом, а императорские судейские чиновники имели репутацию людей, перегруженных посторонними занятиями, коррумпированных и ленивых (см. Cohen, aaO).
    Поэтому понятно, что в императорском Китае лишь небольшая часть гражданско-правовых споров рассматривалась государственными судами.
    Правительства китайских императоров такое развитие вполне устраива- ло. Благодаря тому что большинство подобных споров решалось «само собой» внутри местных общин в соответствии с традиционными, ориен- тированными на социальный статус нормами поведения, усиливалось чувство принадлежности каждого индивида к своей узкой социальной среде и в значительной мере облегчались управленческие задачи госу- дарства по судопроизводству и законотворчеству в гражданско-правовой сфере.
    Лишь в конце XIX века стали намечаться постепенные изменения. С
    1850 года Китай на основе многочисленных неравноправных договоров с
    Англией, Францией, Германией, Россией и Японией открыл свои порты и торговые центры для коммерсантов этих стран, признал экстерриториаль- ность иностранных граждан и их подчиненность собственной юрисдик- ции, а также вынужден был уступить или сдать в аренду ряд своих окра- инных территорий. В 1899 году великие державы, подготавливая открыто и планомерно аннексию всего Китая, заключили договоры о разделе страны на сферы влияния. В этих условиях последний император мань- чжурской династии вынужден был признать против своей воли, что карди- нальные внутренние реформы неизбежны, если Китай хочет выдержать конкуренцию западных держав и не превратиться в разменную монету их империалистических устремлений.
    Но прозрение пришло слишком поздно. Внешнеполитическое бесси- лие Китайской империи, восстание против ино-
    !
    !
    436
    странцев, внутренние распри между реформаторами и консерваторами, растущая задолженность иностранным кредиторам привели в конце кон- цов к тому, что в 1911 году маньчжурская династия вынуждена была от- речься от престола и Китай на основе поспешно составленной конститу- ции был провозглашен республикой.
    В последующие годы республиканское правительство существовало лишь номинально, поскольку большая часть страны находилась в руках постоянно воюющих между собой генералов и партийных лидеров, и не- чего было и мечтать о срочных и насущных реформах центральной вла- сти. Определенная стабильность наступила лишь после того, как партии
    Гоминьдана и созданной ею по русскому образцу армии во главе с Чан
    Кайши удалось умиротворить страну и на несколько лет восстановить в ней спокойствие. Это время было использовано для кодификации част- ного права.
    При этом, взяв за образец Японию и опыт ее кодификации, опира- лись в основном на немецкое и швейцарское право (см. Bьnger, Ruette, ааО). Но уже в 30-е годы в стране вновь началась военная конфронтация.
    С одной стороны, Япония в 1931 году отторгла Маньчжурию и в 1937 году начала наступление на Центральный Китай. А с другой стороны, повсеместно в стране началось восстание, возглавляемое коммунистами.
    Первоначально коммунисты вынуждены были отступить, совершив свой знаменитый «Великий поход» на север страны.
    Но после того как Советский Союз выступил на стороне китайских коммунистов и вознамерился изгнать японские войска из Китая, китай- ским революционерам под руководством Мао Цзэдуна и при поддержке
    Красной Армии потребовалось всего несколько лет, чтобы разгромить войска националистов и вытеснить их из материкового Китая. В 1949 году была провозглашена Китайская Народная Республика. Одним из первых актов ее правительства все законодательство Гоминьдана было объявлено «реакционным» и отменено как «западное по своему духу».
    Но на первых порах заменить его чем-то новым не удалось. Исключение составлял закон о браке 1950 года. Несмотря на многочисленные попыт- ки в период либерализма 50-х годов, лишь после окончания в 1976 году
    «Великой пролетарской культурной революции» смогли начать работы по кодификации. Уголовный кодекс вступил в силу в 1980 году, были уско- рены работы по разработке ГК.
    !
    !
    437

    Ill
    Япония, подобно Корее и Индокитаю, находилась под влиянием раз- витой китайской культуры. В V веке в Японию пришла китайская пись- менность, а за ней и буддизм.
    Японские правители VII-XIII веков были горячими поклонниками китайской духовной жизни. Они были знакомы с китайской литературой и искусством, восприняли буддийскую религию и реорганизовали госу- дарство по китайскому образцу.
    Была создана иерархия оплачиваемых чиновников. Во главе госу- дарства стоял единоличный абсолютный правитель, подобный китайско- му императору. Самые ранние из дошедших до нас японских законов также имеют большое сходство с законами танской династии.
    Японские микадо не могли долго удерживать под своей неограничен- ной властью могущественных феодалов. Уже с XII века власть импера- тора стала номинальной. Он жил уединенно в собственном дворце, был полностью оторван от собственного народа, а власть от его имени осу- ществлял императорский фельдмаршал — сёгун. В бесконечных войнах феодалы стремились завоевать сёгунат и сделать его наследственным.
    Вплоть до XVI века трудно назвать в истории Японии период более или менее длительного внутреннего мира.
    Впервые при сёгунате семьи Токугава (1603-1867) была достигнута стабилизация; социальная структура страны в то время носила феодаль- но-сословный характер. На самой нижней ступени социальной иерархии стояли купцы и ремесленники, выше них — крестьяне, арендовавшие землю у феодалов под большие проценты, еще выше находились священ- ники, происходившие главным образом из сословия самураев, врачи, ученые, чиновники и солдаты феодальных правителей и сегуна как вер- ховного главнокомандующего. Наиболее подходящей социальной фило- софией для японского общества с подобной иерархической структурой бьшо конфуцианство, один из вариантов которого соответствовал усло- виям Японии и получил широкое распространение в период правления Токугавы. Хотя с течением времени в стране была созда- на всеобъемлющая судебная система, гражданские споры, как и в Ки- тае, решались преимущественно с помощью внесудебных примиритель- ных процедур в
    !
    !
    438
    рамках соответствующих социальных групп (подробнее см. Henderson, aaO, Bd. I).
    Политика сегуна Токугавы носила крайне изоляционистский харак- тер, отгораживая страну от внешнего мира: ни один японец не мог по- кинуть страну, ни один иностранец не мог ступить на японскую землю.
    Это не касалось китайцев, с которыми были установлены торговые от- ношения. Голландцам также было разрешено с целью товарообмена за- ходить в некоторые порты. Однако в отношении их применялись стро- жайшие меры предосторожности. Постепенно стал развиваться интерес к европейской науке. В начале XVIII века был ослаблен запрет на ввоз европейских книг и первые шаги в развитии промышленного произ- водства, в частности в металлургии и судостроении, осуществлялись с помощью западной техники. В свою очередь, интерес Запада к торговле с
    Японией рос гораздо быстрее, и в XIX веке стало уже невозможно при- держиваться политики изоляционизма, проводимой сегунами. В 1853 году американцы совершенно неожиданным образом проявили свое не- терпеливое желание установить торговые связи с Японией. Их воен- ный флот встал у берегов этой страны. И это побудило сегуна заключить
    «неравноправные договоры» сперва с США, затем с Англией, Россией и
    Нидерландами.
    Согласно этим договорам, иностранцам разрешалось поселяться в определенных городах, вести торговлю и открывать консульские пред- ставительства. Такая политика сегуна вызвала, разумеется, сильное не- довольство. Оно было продиктовано, с одной стороны, ксенофобией, а с другой — все возрастающим желанием упразднить сёгунат. После того как японский император вышел из своего уединения и возглавил оппози- цию, понадобилось всего несколько лет, чтобы максимально ослабить положение сегуна. В 1867 году он вынужден был сдать свои полномо- чия и власть вновь полностью перешла в руки императора. Но его со- ветники также понимали, что установление более тесных торговых свя- зей с другими странами и необходимость перенять у них технические и научные знания соответствуют интересам страны. Эта точка зрения быстро встретила понимание и в консервативных кругах. В результате старое феодальное государство всего за несколько десятилетий превра- тилось в абсолютную монархию, сохранив при этом, правда, патриар- хальную социальную структуру. Армия и система управления были
    !
    !
    439
    модернизированы по европейскому образцу, равно как и техника. А в
    1899 году была наконец принята новая конституция, напоминающая прусскую.
    Согласно этой конституции, Япония объявлялась конституционной монархией. Однако все властные полномочия оставались у императора, тем более что в выборах в нижнюю палату парламента могли участво- вать лишь наиболее состоятельные подданные, составлявшие всего 2%
    населения. А членами верхней палаты могли стать лишь лица дворян- ского сословия по рождению или в силу указа императора.
    Япония была вынуждена согласиться с теми положениями «неравно- правных договоров», согласно которым иностранные подданные в граж- данских и уголовных делах подчинялись юрисдикции не японских, а консульских судов. И чтобы создать предпосылки для устранения этих дискриминационных правил, японцы с самого начала проявили осо- бый интерес к созданию своего права по европейскому образцу. С этой целью в страну был приглашен французский профессор Буассонад, и ему было предложено разработать уголовный и уголовно-процессуаль- ный кодексы для Японии.
    После того как Буассонад выполнил эту задачу и его проекты, явно ориентированные на французское право, вступили в силу в 1880 году в качестве законов, он приступил к разработке ГК. Одновременно немец- кий профессор Реслер получил заказ на разработку проекта торгового кодекса. В основу проекта Буассонада был положен французский ГК.
    Исключение составили лишь разделы о семейном и наследственном праве, отредактированные японской комиссией. Он был представлен в
    1890 году на утверждение японскому парламенту вместе с проектом торгового кодекса Реслера и должен был вступить в силу в 1893 году. Но оба проекта встретили в парламенте активную оппозицию. Одни упре- кали проект FK в односторонней ориентации на французское право и требовали, чтобы он был разработан на широкой сравнительно-правовой основе. Другие утверждали, что время для подобных кодексов еще не пришло и следовало бы больше обращать внимания на традиционные японские правовые институты.
    Спор из-за кодексов постепенно перерос в общую дискуссию между консерваторами и прогрессистами, и в конце кон-
    !
    !
    440
    цов все кончилось тем, что было принято решение об отзыве обоих про- ектов. Затем разработка ГК была передана специальной комиссии в со- ставе трех японских профессоров. Эта комиссия подготовила в 1896-1898 годах свой проект, в котором местами чувствовалось влияние француз- ского и общего права, но по структуре и содержанию в своих основных пунктах он следовал двум уже имевшимся проектам по образцу ГТУ.
    Лишь в семейное и наследственное право авторы включили большое чис- ло институтов японского права, особенно так называемую «систему се- мьи» (см. Plage, Der Hausverband im modernen japanischen Zivilrecht.
    ZvgLRW, 43, 1927, 13; Taniguchi. Ьber das heutige japanische
    Familiensystem, RabelsZ., 10, 1936, 477).
    Трудно сказать, почему при подготовке японского ГК предпочтение было в конце концов отдано германскому праву. Несомненно, большую роль сыграл тот факт, что в то время ГТУ считался наиболее совершен- ным произведением кодификационного искусства континентальной Ев- ропы. А технические погрешности французского гражданского кодекса стали уже очевидны и хорошо всем известны. Чрезмерная научность и концептуализм немецкого кодекса не испугали японцев, как раз на- оборот.
    Как показало время, японские ученые-юристы склонны к система- тическому и теоретическому мышлению, и германский кодекс вполне от- вечал этой склонности. К этому, может быть, следовало еще добавить, что ГТУ было опубликовано в условиях кайзеровской Германии, и это должно было вполне прийтись по вкусу тогдашнему консервативному руководству Японии.
    В 1898 году вступил в силу японский ГК, а годом позже — торговый кодекс, который также во многом следовал своему немецкому аналогу.
    Даже судебная система и гражданский процесс создавались в соответ- ствии с законами, которые таклче следовали немецкому образцу. Япон- ский ГПК 1890 года не что иное, как дословный перевод немецкого ГПК.
    Так что нет ничего удивительного в том, что японская гражданско-пра- вовая доктрина в дальнейшем черпала свои идеи прежде всего в Герма- нии. Вплоть до конца первой мировой войны немецкое влияние было настолько сильным, что «в японском праве можно было узнать точное отображение немецкой правовой науки» (Kitagawa, AcP, 166, 330).
    !
    !
    441

    После второй мировой войны решающее влияние на японское право оказало общее право, и особенно его североамериканский вариант.
    В новой японской конституции 1946 года в соответствии с американ- скими правовыми взглядами усилена роль судебной власти и содержится каталог основных прав, подлежащих непосредственной судебной защите.
    При реформе уголовного процесса в 1948 году также следовали амери- канскому образцу. Некоторые положения ГПК также подверглись измене- ниям, направленным на ограничение руководящей роли судьи при раз- бирательстве дела и расширение возможностей для проявления инициа- тивы сторон и их адвокатов. Принцип равноправия мужчины и женщи- ны, провозглашенный конституцией, потребовал коренным образом мо- дернизировать разделы ГК о наследственном и семейном праве и осо- бенно старояпонскую «систему семьи». Для либерализации экономики по требованию американских оккупационных властей был принят жест- кий «антимонопольный закон».
    Затем вступили в силу закон о компаниях, законы о контроле за биржами и ценными бумагами. Все эти законы в значительной мере копировали американские образцы. В результате знакомства с англо-американской правовой мыслью японская правовая наука обога- тилась новой методикой исследований. Чисто догматический подход предвоенного времени сегодня явно утратил свою ведущую роль. Вместо этого японские ученые-юристы все чаще проводят исследования на сты- ке права и социологии, а также исследования, предметом которых слу- жит практически функционирование отдельных правовых институтов.
    Основную информацию о развитии и современном состоянии японско- го права см. в «Law in Japan, The Legal Order in a changing Society» (Hrsg. von. Mehren, 1963). В этой коллективной монографии японских исследо- вателей, написанной в сотрудничестве с американскими экспертами, рас- сматривается современное конституционное, уголовное, семейное и хо- зяйственное право. (См. также Suzuki, Die Modernisierung des japanischen
    Familien — und Erbrechts, RabelsZ., 19, 1954, 104; Matsuda, Das neue japanische Aktienrecht, RabelsZ., 24, 1950, 115 и работу Kitagawa,
    Rezeption und Fortbildung des europдischen Zivilrechts in Japan, 1970, в ко- торой рассматривается развитие японского права с эпохи Мэйдзи вплоть до сегодняшнего дня.)
    !
    !
    442

    IV
    Приведенный выше исторический обзор развития японского права, несомненно, вызовет у ряда читателей вопрос, прижились ли на япон- ской почве многочисленные законы 1890-1900 годов, заимствованные за границей, стали ли они «живым правом» и применяют ли их на практике так же, как и в европейских странах их происхождения. Конечно, япон- ское общество конца эпохи Мэйдзи и стяжательское буржуазное обще- ство уходящего XIX века, в основе которого лежали реципированные японцами кодексы, принципиально отличались друг от друга. В Европе это было время расцвета либерализма с его основополагающим прин- ципом ответственности индивида за свои действия, что предполагало его способность самостоятельно определять собственную судьбу, независимо от традиционных общественных и религиозных авторитетов. Либера- лизм в экономике также означал, что движущей силой прогресса явля- ются инициатива и дух предпринимательства каждого отдельного инди- вида. И правопорядок должен был гарантировать необходимую свободу действий каждого индивидуального предпринимателя, гарантируя ему свободу отношений собственности.
    Но подобный индивидуализм был чужд японскому обществу. Даже коренная модернизация государственного управления и быстрое усвое- ние иностранных технических знаний и технологий, а также рецепция множества иностранных правовых институтов не привели к прекраще- нию социальных обязательств, которые в силу традиции и происхожде- ния для каждого определялись его положением в семье, роде, деревен- ской общине, для ремесленника и купца — принадлежностью к его гиль- дии, для крестьянина — отношениями с помещиком. И хотя в Японии в течение буквально нескольких десятилетий стремительно развились раз- личные отрасли промышленности, своим существованием они обязаны отнюдь не деятельности и риску конкурирующих между собой самостоя- тельных предпринимателей. В гораздо большей степени созданию этих отраслей способствовал императорский государственный аппарат в инте- ресах ускорения экономического развития страны. И они были переданы в руки бывшим феодальным правителям в возмещение за утраченное по- литическое влияние. И, таким образом, социальная структура общества в результате индустриализации немного измени-
    !
    !
    443
    лась: место феодальных привилегий заняли буржуазные, патернализм феодальных правителей прошлого трансформировался в патернализм современных промышленных магнатов.
    Очевидно, что в этих условиях уже в XX веке на протяжении долгого времени практическое значение реципированных законов оставалось крайне незначительным в правовой жизни Японии. Освященное конфу- цианской традицией отрицательное отношение к решению споров пуб- лично, в государственных судах, во всех слоях общества, и особенно среди крестьян, приводит к тому, что мало кто из граждан пользуется правами, предоставляемыми новыми законами. Ведущую роль, как и прежде, продолжают играть традиционные формы примирительного по- средничества и полюбовного улаживания споров. И, может быть, пото- му, что писаное право и судебные процедуры оставались мертвой бук- вой, японская правовая наука вплоть до второй мировой войны посвяща- ла себя бескорыстным изысканиям в области пан-дектистики.
    Казалось бы, в современных условиях традиция решать споры внесу- дебным путем должна все больше уходить в прошлое. И действительно, много признаков говорит об этом. Однако в то же врем» западный на- блюдатель с удивлением вынужден констатировать, что японцы продол- жают упорно придерживаться старых традиций, несмотря на коренные изменения условий их существования.
    Так что все споры между членами семьи, как и прежде, решаются в основном на основании обычаев и без судебного вмешательства. Напри- мер, является обычной практикой, когда перед заключением брака семьи жениха и невесты обращаются к услугам посредника, который решает все вопросы, связанные с подготовкой свадьбы, и выступает в качестве свидетеля. Но его основной задачей является полюбовно решать споры, которые могут возникнуть в будущем между супругами или между ними и их семьями. Согласно японскому праву, к судебной процедуре разводов прибегают лишь в тех редких случаях, когда обе стороны tie единодушны в своем решении по этому вопросу. Если же их желания совпадают, су- пруги считаются разведенными после того, как оформят свое решение о разводе.
    Последствия развода улаживаются уже упомянутым посредником, родственниками и друзьями бывших супругов. Они решают споры о разделе имущества, об алиментах, о
    !
    !
    444
    родительских правах. Адвокаты не играют при этом почти никакой роли.
    Даже споры между соседями или между сторонами в договоре по найму жилой площади стараются по возможности решать путем достижения взаимной договоренности участников. В случае дорожно-транспортных происшествий пострадавший или его родственники стараются не обра- щаться в суд, а прибегают к услугам опытного посредника для реализации своих требований. Это могут быть, например, вышедший на пенсию по- лицейский чиновник, компетентный в разрешении подобного рода дела, сотрудник фирмы пострадавшего, профсоюзный деятель или уважае- мый бизнесмен с соответствующим профессиональным опытом (см.
    Rokumoto, aaO). И даже в тех случаях, когда решение спора путем дого- воренности очень затруднительно, обращение в суд рассматривается как крайнее средство. Это происходит потому, что судья не может и не дол- жен при принятии собственного решения учитывать множество мало- значащих, с его точки зрения, деталей, которые наделяют каждый кон- кретный договор индивидуальными, только ему присущими чертами, та- ких как значимость, размер, сроки существования и престиж участвую- щих в сделке предприятий, продолжительность и характер взаимных де- ловых связей, действительное экономическое положение партнеров по сделке и множество других. Вместо этого судья вынужден применять массу абстрактных, безликих, схематических норм закона. В большинстве случаев он может принимать решения по принципу «все или ничего», то есть наделять лишь одну сторону правами за счет лишения прав другой стороны. С точки зрения японских бизнесменов, это грубая и даже же- стокая процедура. Гораздо лучше доетичь путем переговоров компро- мисса, который если и не будет отражать существующие правовые реа- лии, то по крайней мере не нарушит гармонии взаимных отношений и поможет участникам не попасть в неловкое положение, когда лишь один из партнеров пользуется всеми плодами одержанной победы или полно- стью берет на себя бремя поражения.
    Если не удастся прийти к соглашению путем переговоров или посред- ничества, то это не означает, что стороны вынуждены будут неизбежно обратиться в суд для решения своего спора. Японское право наряду с су- дебной процедурой предоставляет тяжущимся возможность выбрать специальную,
    !
    !
    445
    закрепленную в законе примирительную процедуру. Согласно этой про- цедуре, компетентный суд создает по заявлению одной из сторон специ- альный арбитражный комитет в составе двух или более неспециалистов и под председательством назначаемого в большинстве случаев профес- сионального судьи. Этот комитет вызывает тяжущиеся стороны и вы- слушивает их, затем пытается склонить их к полюбовному решению. В случае неудачи такой попытки иск может быть подан в судебном поряд- ке. Разумеется, сам факт провала согласительной процедуры не может служить предварительным условием обращения в суд. Исключение со- ставляют лишь споры по семейным делам. На практике согласитель- ные процедуры имеют большое значение, тем более, что суды зачастую пользуются возможностью, чтобы приостановить рассмотрение дела и передать его в арбитражный комитет.
    По утверждению Хендерсона, в 1959 году из всех дел, поступивших в япон- ские суды, 40% затем были решены путем достижения мирового соглашения между сторонами в арбитражном комитете и около 20% — путем компромисса, достигнутого в ходе судебного заседания. В 14% всех дел стороны заявили суду об отзыве иска, скорее всего, по причине достижения взаимной договоренности помимо суда. И лишь в 26% случаев дело доходило до принятия судом решения по предъявляемым искам. Подробно и с интересными статистическими данными рас- сматривают эту проблему: Henderson, aaO, р. 191 ff.; KawasMma, Dispute
    Resolution in contemporary Japan, in: Law in Japan, aaO, p. 41 ff.; Kitagawa,
    Rezeption, aaO, S. 154 ff.; Rokumoto, aaO с новыми данными и критической оцен- кой согласительных процедур.
    Разумеется, склонность японцев к полюбовному решению споров не следует переоценивать. Некоторые специалисты по Японии считают мифом страх японцев перед судебным процессом. При этом они, правда, не отрицают, что в Японии гораздо меньше обращаются в суды, чем в
    Германии или любой другой стране индустриального Запада. Но объяс- няют они это не влиянием конфуцианства на поведение японцев, а бо- лее прозаическими причинами: застарелой перегруженностью японской судебной системы, незначительным числом судей и адвокатов по сравне- нию с сопоставимыми цифрами в других странах, непомерной продол- жительностью процессов в судах первой инстанции, которые нередко тянутся многие годы. И уже этих причин достаточно, чтобы предпочесть судебной согласительную процедуру или любую другую форму внесудеб- ного решения споров. Следует также отме-
    !
    !
    446
    тить, что в Японии в последние годы значительно возрослс число кол- лективных судебных процессов, особенно касающихся защиты окру- жающей среды и ответственности за качество производимой продук- ции. Участниками этих процессов являются тысячи истцов. Их горячо поддерживает общественность, и они ищут себе сторонников в другах странах (подробнее см. Haley, The Myth of Reluctant Litigant, J. of
    Japanese Studies, 4, 1978, 359).
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31


    написать администратору сайта