Главная страница
Навигация по странице:

  • 30. Конституционно-правовые основы взаимодействия государства и церкви в зарубежных странах: краткая характеристика.

  • 31. Правовые основы создания и функционирования политических партий в современных зарубежных государствах: краткая характеристика.

  • 32. Правовой статус монарха в Великобритании

  • 33. Правовой статус парламента и правительства Великобритании.

  • экзамегн кп. Предмет конституционного права зарубежных стран как отрасли Основные школы науки конституционного права зарубежных стран


    Скачать 0.83 Mb.
    НазваниеПредмет конституционного права зарубежных стран как отрасли Основные школы науки конституционного права зарубежных стран
    Анкорэкзамегн кп
    Дата20.06.2021
    Размер0.83 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKONSTITUTsIYa_BMV_Kh_5_KARBYuRATOR_BR_ShERATOR_INSPERKTOR_PROREK.docx
    ТипДокументы
    #219360
    страница6 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    29. Конституционно-правовые основы регулирования идеологических отношений в зарубежных государствах: краткая характеристика.

    В конституциях стран мира можно выделить два основных типа представления государственной идеологии. В одном случае это перечень ценностей, представляющих аксиологический выбор соответствующего государства. В другом — апелляция к конкретному идеологическому учению, доктрине, проекту. Конституции, апеллирующие к конкретному учению / доктрине, можно, в свою очередь, поделить на две группы. Первая опирается на то или иное религиозное, вторая – на светское учение.

    Во многих конституциях заявляются приоритетные позиции в государстве определенной религии. Эта приоритетность может быть выражена определением ее в качестве государственной, официальной, господствующей, традиционной религии или религии большинства. Статусом официальной или государственной религии закреплены, например, позиции евангелическо-лютеранской церкви в конституциях скандинавских государств. Другим способом декларации об опоре государства на определенную религиозную традицию является указание на ее особую роль для соответствующего сообщества.

    Король в Дании, Швеции и Норвегии должен, согласно конституционным текстам, обязательно принадлежать евангелическо-лютеранской церкви.

    Особый тип конституций представляют конституции исламских государств. Определенные положения исламской религии прямо инкорпорированы в них в конституционные тексты. Основной низам королевства Саудовской Аравии прямо, что настоящей конституцией страны является «Книга Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка». Земные законы рассматриваются как производные от божественных установлений. Производность законодательства из шариата является общей характерной особенностью исламских конституций.

    О приверженности соответствующих государств буддизму заявляют конституции Бутана, Камбоджи, Лаоса, Мьянмы, Таиланда, Шри-Ланки. Конституция Шри-Ланки вменяет в обязанность государству обеспечение защиты и изучения население учения Будды.

    Китайская Конституция апеллирует к марксизму-ленинизму, идеям Мао Цзедуна и Дэн Сяопина. В ней говорится о приверженности КНР социалистического пути развития и, вместе с тем, о необходимости «социалистической модернизации». Жестко формулируется намерение вести борьбу против идеологического противника: «В нашей стране эксплуататоры как класс уже ликвидированы, однако классовая борьба в определенных рамках будет существовать еще в течение длительного времени. Китайский народ должен будет вести борьбу против внутренних и внешних вражеских сил и элементов, которые подрывают наш социалистический строй». Конституция Вьетнама говорит об опоре на марксизм-ленинизм и идеи Хо Ши Мина. В Конституции КНДР в качестве такой основы заявляется идеология чучхе. Конституция Кубы формулирует цель – построение коммунистического общества.

    К принципам национализма обращаются конституции Бангладеш, Кувейта, Сирии («арабизм»), Сьерра-Леоне, Турции, Филиппин. В Сирийской Конституции указывается на существование «проарабского проекта». Сама Сирия характеризуется в ней как «бьющееся сердце арабизма», «передовой конфронтации с сионистским врагом и колыбелью сопротивления против колониальной гегемонии в арабском мире».

    Турецкая Конституция заявляет о приверженности Турции идеологии национализма и принципам. Целевым ориентиром государства утверждается «вечное существование Турецкой нации и Родины, а также неделимое единство Турецкого государства». Разница с российской формулировкой высших ценностей — «человек, его права и свободы» здесь очевидна.

    Сведение высших ценностей государства к правам и свободам человека (либеральное позиционирование) также специфическая черта конституций стран постсоветского кластера. В такой формулировке помимо российской конституции, высшие ценности определены только в конституциях Узбекистана, Туркменистана, Казахстана, Беларуси и Украины. Молдавская

    конституция добавляет к правам и свободам человека ценности гражданского мира, демократии и справедливости. Именно конституции постсоветских государств оказались наиболее либеральными по заявляемым ценностям на фоне всего мирового ансамбля стран.

    30. Конституционно-правовые основы взаимодействия государства и церкви в зарубежных странах: краткая характеристика.

    В большинстве стран церковь конституционно отделена от государства, а религия объявляется частным делом человека. В некоторых демократических странах тем не менее конституционное право несет отпечаток определенной антицерковной направленности, обусловленной борьбой против клерикальных попол-зновений церкви. Например, мексиканская Конституция не дала церкви статуса юр лица, запретила ей владеть недвижимым имуществом, запретила религиозные обряды в публичных местах.Есть и такие демократические гос-ва, где та или иная религия провозглашена государственной, официальной или господствующей.( Греция и Болгария- особое положение восточноправославной религии и церкви) В Великобритании признаются государственными англиканская церковь Англии и пресвитерианская церковь Шотландии.

    В Швеции церковь не отделена от гос-ва, основные предписания о Шведской церкви устанавливаются Законом о Шведской церкви. Например, Франция в противоположность Швеции не признает и не субсидирует никакую церковь и не оплачивает ее служителей. Правда, в бюджетах гос-ва и местных коллективов могут быть сохранены расходы на духовную службу, призванные обеспечить свободу религиозных отправлений в публичных учреждениях – школах, приютах, тюрьмах и пр.

    В Италии, где исторически сильно влияние католицизма, отношения между гос-вом и католической церковью, строятся на конституционной и договорной основе. Оба субъекта независимы и суверенны каждый в своей сфере, а отношения их регулируются Латеранскими соглашениями.

    В ряде демократических государств практикуется финансирование церквей из гос бюджета, церковным актам гражданского состояния придается юридическая сила и т. д.

    Обычно государственный хар-р придается религии и церкви конституциями стран с авторитарными и тоталитарными режимами. Ислам, например, признается государственной религией более чем в 30 странах (Иордании, ОАЭ, Катара и др.). Так, преамбула Конституции Королевства Марокко гласит: «Королевство Марокко – суверенное мусульманское государство».

    Согласно ст. 19 Король следит за соблюдением ислама и Конституции. Положения Конституции, касающиеся монархической формы правления и мусульманской религии, не могут быть пересмотрены (ст. 101). В некоторых мусульманских странах (Алжир, Ирак) объявление ислама гос религией означает лишь, что гос-во уважает исповедуемую большинством населения исламскую религию и в общей форме заявляет о своей приверженности определенным исламским традициям, входящим в состав культурного наследия народа. В других таких странах (Саудовская Аравия, Иран, Пакистан) мусульманское право – шариат обладает более высокой юридической силой, чем закон и даже конституция.

    Для мусульманских стран традиционно характерна огромная роль единоличного лидера в жизни общества и гос-ва, необычайно высокая престижность всего связанного с властью. Исламские нормы нередко определяют конкретные институты гос власти вплоть до их компетенции и порядка формирования.Существует определенное различие государственно-правовых концепций суннитского и шиитского толков ислама.

    Суннитская концепция центральным институтом власти считает халифа, к-рый выступает одновременно и как глава гос-ва, и как глава общины правоверных, будучи наделен политико-власт-ными и духовными полномочиями. В ряде современных государств монарх, хотя и не считается халифом, но тем не менее признается духовным главой своих подданных.

    Король Саудовской Аравии считается обладателем верховной религиозной власти, Король Марокко– эмир правоверных и следит за соблюдением ислама.

    31. Правовые основы создания и функционирования политических партий в современных зарубежных государствах: краткая характеристика.

    Юридическая институционализация политических партий проявляется в двух взаимосвязанных процессах: конституционализации, т.е. включении в конституции основных принципов их статуса, и законодательной институционализации, в результате которой правовое положение партий определяется законом достаточно детально.

    В ряде государств действуют законы, регулирующие практически весь круг вопросов, относящихся к политическим партиям – Австрия, Португалия, Испания. Но некоторые страны стремятся законодательно прописаться лишь отдельные аспекты деятельности партий, в первую очередь речь идет о финансировании. Такой подход характерен для таких стран как Италия, Франция, Швеция.

    С точки зрения порядка приобретения организациями статуса партии страны можно разделить на 4 группы:

    1. Государства, в которых для признания организации партией достаточно того, что она объявляет себя партией (Австралия, Новая Зеландия).

    2. Страны, законодательство которых не требует формальной регистрации партий в каком-либо государственном органе, но связывает приобретение организацией статуса партии с предоставлением в компетентный орган строго определенных документов (ФРГ).

    3. Государство, законодательство которых предписывает обязательную регистрацию партий (Испания, Италия).

    4. Страны, в которых законодательно закрепляется возможность легальной деятельности только для четко указанных одной или иногда нескольких партий (Вьетнам).[86]

    В конституционном тексте может закрепляться свобода деятельности партий, прописываться их функциональное предназначение. Например, Конституция Франции 1958 г. ст.4 гласит: «Политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны уважать принципы национального суверенитета и демократии».

    Допускается конституционное оформление целей деятельности партии. Так, ст.21 Основного закона ФРГ 1949 г. гласит, что партии содействуют формированию политической воли народа. А ст.6 Конституции Испании 1978 г. провозглашает, что: «…Политические партии в соответствии с принципом политического плюрализма содействуют формированию и выражению народной воли и являются основным инструментом политического участия…».

    Тексты конституций могут содержать и ограничения, связанные с деятельностью политических партий.

    Так, Конституция Алжира 1996 года провозглашает, что право на создание политических партий не должно сопровождаться покушением на основные свободы, фундаментальные ценности и составляющие национальную идентичность, национальное единств. Безопасность и территориальную целостность, независимость страны и суверенитет народа, а также демократический и республиканский характер государства (ст.42). А ч.4 ст.11 Конституции Болгарии 1991 г. определяет, что не могут быть образованы политические партии на этнической, расовой или религиозной основе, а также партии, целью которых является насильственный захват государственной власти.

    Конституционное законодательство охватывает и аспекты финансирования политических партий.

    В первую очередь, речь идет об источниках финансирования партий. Денежные средства партии формируются из членских взносов, средств, поступаемых от государства (например, по итогам избирательной кампании), пожертвований.

    В отношении пожертвований политическим партиям устанавливаются ограничения – по размерам и субъектам. Так, запрещены пожертвования партиям от органов публичной власти, иностранцев и др.

    Законодательно могут быть определены сроки и порядок финансовой отчетности политических партий. Контроль же за финансами политических партий также может возлагаться на избирательные органы, правоохранительные органы и т.д.

    Организационное построение политических партий в зарубежных странах целесообразно начать с рассмотрения таких явлений как устав и программа политической партии.

    Программа политической партии – это важнейший партийный документ, в котором определяются цели деятельности, способы их достижения, тактика партийной борьбы, формы и метода деятельности и др.

    Устав партии – это документ, определяющий внутреннюю организацию и деятельность политической партии. Именно в уставе отражается внутреннее устройство партии. Ведь помимо рядов членов в партии присутствуют и различные руководящие и иные органы.

    Традиционно в партии выделяется высший руководящий орган партии – съезд, общее собрание, конференции и т.п. Он работает в сессионном порядке. Сессии проводятся ежегодно, либо в иной период (например, республиканцы и демократы в США собираются на съезды 1 раз в четыре года).

    Центральными руководящими органами (исполнительное бюро, политические комитеты и др.) действуют в межсессионный период высших руководящих органов, они воплощают в жизнь партийные планы, занимаются текущей партийной работой.

    Во главе партии всегда стоит лидер (председатель, генеральный секретарь) партии. На лидера, как главное лицо партии, возлагается множество функций – от представительной до руководящей (управленческой).

    Базисом деятельности любой парии является ее аппарат, который включает множество подразделений – контрольно-ревизионные органы, аналитические и исследовательские центры и др.

    Низовым звеном партии являются местные партийные органы, которые строятся по территориальному принципу или территориально-производственному.

    32. Правовой статус монарха в Великобритании.

    Великобритания является парламентарной монархией.

    Положение монарха (короля или королевы) в системе власти определяется формулой "царствует, но не правит". Его задача -символизировать стабильность государственных институтов. При этом он наделен формально достаточно большими возможностями - как закрепленными статутами (таких не очень много), так; и рассматриваемыми как прирожденные полномочия монарха (прерогативы существуют постольку, поскольку не ограничены статутами). Прерогативы касаются личного статуса монарха (личные прерогативы) и его места в системе власти (политические прерогативы).

    Политические прерогативы монарха формально весьма велики. Он, в частности, назначает премьер-министра, руководит Вооруженными силами, назначает судей, осуществляет помилование, вправе созывать и распускать парламент, подписывает законы, является Главнокомандующим Вооруженными силами, имеет право объявлять войну и заключать мир, заключать международные договоры, назначать дипломатических представителей и пр. Однако монарх не осуществляет полномочия самостоятельно. Правительство назначается им по результатам парламентских выборов, а все остальные

    действия, в которых проявляется власть, осуществляются при условии контрассигнации премьер-министра и по инициативе правительства (Кабинета). У монарха тем не менее есть некоторые "скрытые" полномочия, которые он может реализовать сам, сообразуясь, конечно, с политической ситуацией. Так, несколько раз при отсутствии в результате парламентских выборов четко определяемого большинства в парламенте правительство было сформировано на основании сделанного монархом выбора. Сохраняется у монарха и право абсолютного вето на законы, но оно с начала XVIII в., как уже говорилось, практически не использовалось.

    Личные прерогативы состоят, во-первых, в наличии атрибутов власти (трон, держава, скипетр, титул, мантия), во-вторых, в праве на королевский двор и цивильный лист (денежное содержание), в-третьих, в иммунитете монарха - принципе его неответственности ("монарх не может поступать неправильно"). Именно для обеспечения иммунитета служит институт контрассигнации. На стыке личных и политических прерогатив находятся следующие элементы статуса монарха: он возглавляет британское Содружество - объединение бывших британских колоний, из которых некоторые, например Австралия, признают монарха главой государства; кроме того, он является главой англиканской церкви.

    Престолонаследие.

    Согласно Акту о престолонаследии 1701 г. в Великобритании установлена кастильская система престолонаследия. В соответствии с ней наследование трона осуществляется старшим сыном, а при отсутствии сына - старшей дочерью. Сам монарх может назначить другого наследника. Наследник монарха приобретает титул "принц Уэльский". Английский монарх должен быть протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с католиком или с разведенным.

    Тайный совет.

    Тайный совет является специфическим органом, непосредственно связанным как организационно, так и исторически с институтами монархии. В состав Тайного совета входят министры, судьи Апелляционного суда, архиепископы англиканской церкви, спикер Палаты общин, британские послы в зарубежных странах и ряд высших государственных служащих - всего около 400 человек. Тайный совет имеет статус совещательного органа при монархе. Многие решения монарха традиционно оформляются как акты, принятые "в Совете"). Такие акты принимаются в форме прокламаций (например, созыв и роспуск парламента, объявление войны и мира и другие значимые вопросы) либо в форме приказов. Однако это не снимает требования о контрассигнации актов монарха. Тайный совет может создавать подразделения по отдельным направлениям деятельности, единственным реально действующим из которых является Судебный комитет Тайного совета.

    33. Правовой статус парламента и правительства Великобритании.

    Правовой статус правительства Великобритании:

    Великобритания - парламентская монархия во главе с королевой. Законодательный орган - двухпалатный парламент (Палата общин и Палата лордов). Парламент является высшим органом власти на всей территории. Правительство возглавляет премьер - министр.

    Отличительной характеристикой является отсутствие какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны, не существует письменной Конституции, более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции. Отношения между народом и правительством регулируются законодательными актами, неписаными законами и конвенциями.

    Правительство имеет очень широкий состав (предельная численность его по закону - 95 человек, но обычно это 75-80 министров, младших министров, секретарей и т.д.). Ранг министров имеют генеральный прокурор и генеральный атторней - юридический советник правительства, его представитель в суде.

    Правительство назначается главой государства, но это лишь формальный акт. На деле оно формируется партией большинства в палате общин, представляет ей программу, которая утверждается голосованием. Это акт выражения доверия правительству. В состав правительства входят главы министерств и ведомств, являющиеся членами кабинета. Они получают все решения кабинета («внутреннего кабинета»). Остальные министры, если они не были приглашены на заседание, получают лишь выдержки из решений кабинета, которые касаются их ведомств.

    Правовой статус парламента: Британский Парламент является классическим примером так называемой "Вестминстерской модели" и состоит из двух палат - Палаты общин и Палаты лордов, а также являющегося его составной частью монарха. Палата общин избирается сроком на пять лет на основе мажоритарной системы относительного большинства в составе 659 депутатов на сегодняшний день. Председатель Палаты общин именуется спикером. Он избирается Палатой из числа своих членов по результатам согласования между правящей и оппозиционной партиями. Спикер определяет вид законопроекта (финансовый он или обычный), что влияет на процедуру его прохождения, способ голосования, наличие оснований для прекращения прений, назначает председателей постоянных комитетов и т. д. Спикер Палаты общин не участвует в дебатах.

    В Палате общин возможно создание постоянных и временных комитетов. К постоянным комитетам относятся создаваемые Палатой специализированные (по отраслям и функциям управления, например, по промышленности и торговле, по транспорту) и неспециализированные (в основном имеют функции работы с законопроектами без их отраслевой привязки).

    К постоянным можно также отнести сессионные комитеты, формально создаваемые в начале каждой сессии Палаты на время до ее завершения для решения вопросов организации работы (комиссии по Регламенту, по привилегиям, по процедуре и ряд других). Временные комитеты создаются для рассмотрения отдельных вопросов. Среди них выделяются совместные комитеты обеих палат парламента, формируемые из их представителей и создаваемые для рассмотрения неполитических вопросов и некоторых законопроектов. Очень низок кворум - 40 человек для Палаты общин и три человека для Палаты лордов.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта