Главная страница
Навигация по странице:

  • 7. Понятие и основные юридические свойства конституций в зарубежных странах.

  • 8. Основные способы принятия конституций в зарубежных странах.

  • 9. Понятие и содержание правового статуса личности в зарубежных странах.

  • 10. Международно-правовые основы регулирования прав и свобод человека и гражданина.

  • экзамегн кп. Предмет конституционного права зарубежных стран как отрасли Основные школы науки конституционного права зарубежных стран


    Скачать 0.83 Mb.
    НазваниеПредмет конституционного права зарубежных стран как отрасли Основные школы науки конституционного права зарубежных стран
    Анкорэкзамегн кп
    Дата20.06.2021
    Размер0.83 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKONSTITUTsIYa_BMV_Kh_5_KARBYuRATOR_BR_ShERATOR_INSPERKTOR_PROREK.docx
    ТипДокументы
    #219360
    страница2 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    6. Особенности источников конституционного права в странах религиозной правовой семьи.

    ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РЕЛИГИОЗНОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬЕ

    Особенность данной правовой семьи является неотъемлемой частью религии. В религиозную правовую семью входят правовые системы, основанные на исламе и индуизме (мусульманское и индусское право).

    Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе.

    Ислам - самая молодая религия из трех мировых религий, но имеет очень широкое распространение. Эта религия содержит, во-первых, теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; во- вторых, шар или шариат, т.е. предписания верующим, что они должны делать и чего не должны.

    Источником мусульманского права являются: 1) Коран - священная книга ислама и основа мусульманского права; 2) сунна - совокупность предписаний о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение; 3) иджма - общее (единое) мнение авторитетных правоведов ислама; 4) кияс - суждение по аналогии в вопросах права.

    Коран и сунна - основные исторические источники мусульманского права, непосредственно связанные с именем Мухаммеда. После смерти Муххамеда (в 632 г.) содержание мусульманского права в 7 в. было дополнено его сподвижниками целым рядом новых положений на основе толкования Корана и сунны. Однако потребности общественной жизни требовали дальнейшего развития шариата, классификации и систематизации его принципов и норм. Развитие этих задач в 8-10 вв. была посвящена деятельность правоведов - знатоков ислама и основанных ими различных правовых школ.

    В своем толковании Корана и сунны мусульманские правоведы разных школ опирались на поощрявшийся пророком принцип “иджтихад” - свободное усмотрение судьи в случаях умолчания других источников относительно рассматриваемого дела. Толкование мусульманскими правоведами Корана и сунны на основе этого принципа фактически сопровождалось установлением ими новых норм шариата. Усилиями этих правоведов были сформулированы основные принципы и конкретные нормы (по преимуществу - казуистического характера) мусульманского права. В качестве общего (и общепринятого) приема толкования и применения шариата мусульманскими правоведами был признан кияс - способ суждения о праве по аналогии. Важное значение кияса состоит в том, что он позволяет восполнить пробелы казуистического мусульманского права и “ найти” в самом шариате необходимую норму для решения по аналогии любого дела, как бы не создавая новой нормы и не нарушая тем самым фикции мусульманско-правовой доктрины о безпробельности шариата.

    К XI в. окончательно складывается иджма и прекращается период так называемого “ абсолютного иджтихада” - время прямого толкования Корана и сунны и создания основных толков мусульманского права. С XI в. начинается период так называемого “ таклида” - действие

    шариата на основе уже сложившийся традиции и догмы иджма. С этого времени признается правом только то, что принято и одобрено иджмой.

    Государственная власть, согласно исламу, - не господин, а слуга права “ шариата”, поэтому она может посредством своего законодательства изменять шариат и творить новое право. Но она должна следить за соблюдением требований шариата и в целях общественного порядка может принимать соответствующие решения и акты. Содержание таких государственных актов, особенно в современных мусульманских странах, зачастую существенно расходится с традиционными положениями шариата. [17,с.175] В этих случаях для демонстрации требований шариата используются разного рода правовые фикции. Так аренда земли, запрещенная шариатом, трактуется как соглашение о товариществе и т.д.

    Мусульманское право как особое религиозное право общины верующих исламистов не следует смешивать с системой национального права той или иной мусульманской страны. Возникнув на исходной основе шариата, национальные системы позитивного права этих стран значительно отличаются друг от друга. Существенную роль в отходе в 19-20 вв. этих национальных систем права сыграли такие факторы, как развитие современных форм социально-экономической, политической и духовной жизни, усиление объема и значения государственного законодательства, ликвидация в ряде стран судов, применявших шариат и т.д. Влияние западного права на национальные системы права мусульманских стран особенно усилилось в условиях современного международного сотрудничества различных государств и развития интеграционных процессов в области экономики, экологии, борьбы против международной преступности и т.д. Однако эта общая позитивная тенденция к модернизации национальных систем права в духе западного права в целом ряде случаев прерывается попятными движениями, усилением в тех или иных мусульманских странах фактора исламского фундаментализма, роли традиционного шариата, реализаций шариатского суда и т.д.

    Мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития своих источников. [15,с.448] Итак, подводя итог и анализируя вышесказанное, мы считаем, что к чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источники. В правовой действительности широко используются соглашения, которые могут вносить существенные изменения в нормы мусульманского права, но не считаются обязательными.

    Развитие этой системы права прекратилось в X в., когда отпала возможность его толкования. Для приспособления мусульманского права к современной действительности используются способы, находящиеся как бы вне мусульманского права: соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему. В странах мусульманского права существовал и существует дуализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами (кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти.

    7. Понятие и основные юридические свойства конституций в зарубежных странах.

    Понятие конституции:

    1. В фактическом смысле — это реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране.

    2. В юридическом — это документ, основной закон (несколько основных законов) имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый особом порядке, регулирующий в большем или меньшем объеме основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества, т.е. имеющий особый объект.

    Сущность любой конституции состоит в том, что она выражает соотношение политических сил на момент принятия основного закона государства.

    Конституция отличается от других нормативных актов, прежде всего, своими формально-юридическими свойствами:

    1. Конституция или отдельные ее нормы носят учредительный характер. Так, нормы конституции США целиком и полностью учредительные, Конституция РФ далеко не целиком, но тоже по своему характеру учредительная, т.к. учредила новое государство - РФ.

    2. Все конституции являются базой текущего законодательства, т.е. на основании и во исполнении конституционных норм принимаются остальные законы и иные нормативно-правовые акты государства.

    3. Конституция обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам и иным актам государства.

    4. Конституция отличается, по сравнению с текущими законами, стабильностью.

    5. Конституция закрепляет важнейшие основы жизни общества и государства.

    Основные функции к-ции: 1. Идеологическая. 2. Внешне-полит-я. 3. Воспитательная. 4. Юридическая: является базой текущего зак-ва, имеет наивыс-ю юр-ю силу, имеет особую процедуру принятия, изменения и отмены, определяет базовые пр-е принципы, закрепляет конст-е права и свободы.

    8. Основные способы принятия конституций в зарубежных странах.

    1. Существуют следующие способы принятия конституций.

    1. Специально избранное для этой цели учредительное собрание. Это обычно орган однопалатный (в Бразилии он был двухпалатным), и после принятия конституции он нередко распускается, уступая место парламенту, избранному на основе новой конституции, но иногда продолжает свою деятельность в качестве обычного парламента. Учредительное собрание не всегда формируется только путем выборов, иногда избирается на корпоративной основе из представителей различных групп населения, а частично назначается военными властями (они играют роль консультативных);

    2. Принятие конституции на референдуме — общегосударственном голосовании избирателей (в 1958 г. во Франции, в 1999 г. в Швейцарии).

    3. Принятие конституции надпарламентским органом.

    4. В ряде стран конституцию принимает парламент.

    5. В некоторых странах основной закон государства могут принимать высшие партийные органы — съезды или исполнительные комитеты партий.

    6. Конституция провозглашается военными, стоящими какое-то время у власти. Военные осуществляют таким образом переход к гражданскому правлению.

    7. Принятие конституции может состояться на общенациональных конференциях представителей различных политических сил и групп населения страны.

    8. Существует возможность договорного принятия конституции в кризисных ситуациях (зачастую добровольность таких соглашений можно поставить под сомнение).

    9. Октроирование конституций, когда «хороший монарх» жалует свод основных законов и свобод своему «верному народу».

    10. Принятие основного закона в новой редакции.

    2. Поправки в конституцию вносят только по решению парламента или на основании итогов референдума. Но принятие подобных решений должно отвечать следующим требованиям:

    • поправка должна быть принята квалифицированным большинством в каждой палате парламента или на совместном заседании палат (в некоторых странах необходимо, чтобы парламент принял поправку дважды (с определенным интервалом); иногда второе голосование (вотум) может состояться только после того, как будет избран новый состав парламента);

    • проект о внесении поправок в конституцию может выноситься на обсуждение только главой государства, правительством, определенной группой депутатов, субъектами федерации;

    • в некоторых федерациях, когда парламент принимает поправку к конституции, его решение должно быть ратифицировано (утверждено) определенным большинством субъектов федерации.

    3. Глава государства не вправе накладывать вето на конституционные поправки, которые должны быть опубликованы в официальной печати или отдельно.

    Во время путчей, военных переворотов пришедшие к власти силовики устанавливают в стране чрезвычайный порядок. Так, военные советы могут отменить или приостановить порядок действия существующей в стране конституции или некоторых ее глав или статей.

    9. Понятие и содержание правового статуса личности в зарубежных странах.

    Правовой статус личности – это совокупность прав и обязанностей, человека и гражданина, закрепленных в обязательных для исполнения актах государственной власти и гарантированных государством. Предметом изучения конституционного права являются основы конституционного статуса личности, установленные Конституцией.

    Элементы основ правового статуса личности:

    1) регулирование отношений по поводу гражданства.

    Основания приобретения гражданства:

    – по рождению: крови, почве;

    – прием в гражданство;

    – восстановление в гражданстве.

    2) закрепление основных принципов правового статуса личности.

    Принципы правового статуса личности – это признаваемые и охраняемые государством основополагающие начала, на основе которых строится система прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. К ним относятся: равноправие (в трех аспектах: равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод человека и гражданина, равноправие мужчин и женщин.); гарантированность прав и свобод человека и гражданина; неотъемлемость прав и свобод личности, запрет ограничения прав и свобод, кроме случаев, установленных законом; включение в правовой статус личности не только прав и свобод, но и обязанностей. При этом осуществление прав и свобод одной личности невозможно без выполнения обязанностей другим человеком.

    Выделяют несколько видов правового статуса:

    1. Общий, или конституционный, статус человека и гражданина – это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан или поданных данного государства. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.

    2. Специальный или родовой статус определенной категории граждан (подданных) фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (поданных) (студентов, пенсионеров, военнослужащих, преподавателей, инвалидов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

    3. Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

    4. Статус иностранцев, апатридов (лиц без гражданства), бипатридов (лиц с двойным гражданством).

    5. Статус физического лица.

    3) установление основных, неотъемлемых прав, свобод, обязанностей человека и гражданина.

    Конституционные права и свободы – это закрепленные в Конституции неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, составляющие основу его правового статуса, принадлежащие ему от рождения и защищаемые государством. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, при этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

    Виды прав и свобод:

    а) Личные: право на жизнь; право на охрану государством достоинства личности; права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни; право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; право свободно передвигаться, выбирать место пребывания; свобода совести; свобода вероисповедания; свобода мысли и слова.

    б) Политические: право на объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; право участвовать в управлении делами государства.

    в) Социально-экономические: право каждого на свободное использование своих способностей и имущества; право частной собственности; право наследования; право свободно распоряжаться своими способностями к труду.

    Основные обязанности человека и гражданина:

    – соблюдать Конституцию и законы;

    – платить законно установленные налоги и сборы;

    – сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

    – защищать Отечество.

    4) гарантии прав и свобод - обеспечение реализации прав граждан; четкое действие государственных механизмов по восстановлению нарушенных прав и применению санкции к лицам, виновным в нарушении своих обязанностей и др.

    10. Международно-правовые основы регулирования прав и свобод человека и гражданина.

    Не уверена что это то, что нужно, если че, добавляйте

    Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ), принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 дек 1948 г. как дополнение к Уставу ООН. В ней признан естественный характер прав человека: «…все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах». Ее нормы распространяются на всех жителей планеты, независимо от того, в каком государстве они живут. ВДПЧ как манифест морального значения провозглашает круг основ гражданских, политических, социальных, экономических, культурных прав и свобод.

    Международный пакт о гражданских и политических правах принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году. Он признает право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право не подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению, на свободу от рабства, на защиту от произвольного ареста, на справедливый суд, на признание правосубъектности перед лицом закона, на свободу от ретроактивного применения уголовного законодательства, на свободу мысли, совести и религии, на свободу мнений и выражение своего мнения, на свободу передвижения, включая право на эмиграцию, на мирные собрания и свободу ассоциации.

    Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. и признает право на труд и свободный выбор занятий, на справедливую заработную плату, на создание профсоюзных союзов и вступление в них, на социальное обеспечение, на достаточный жизненный уровень, на свободу от голода, а также права на здоровье и образование. Права, закрепленные во ВДПЧ и Международных Пактах о правах человека 1966 г. составляют основу международного стандарта прав человека, в частности, социальных.

    Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 года, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания 1984 года, Конвенция о правах ребенка 1989 года, а также более 200 конвенций по различным аспектам социальных и экономических прав Международной организации труда (МОТ).

    В Конституцию Российской Федерации 1993 г. впервые включено правило о том, что международное право (принципы и нормы, международные договоры РФ) являются частью национального права. Так, согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Ратификация норм международного права служит руководством для властей применять эти нормы непосредственно в рамках национального правопорядка.

    На Московском совещании 1991 г. Конференции по человеческому измерению СБСЕ было отмечено, что права человека являются непосредственной и законной заботой всех участвующих государств и не относятся лишь к внутренней компетенции заинтересованного государства. Однако нормы международного права обладают приоритетом в отношении законов, а не Конституции как основного закона.

    Общепризнанные нормы (в международной практике) — это нормы, признанные достаточно представительным большинством государств, а также обычаи. Принципы составляют фундамент международного правопорядка. Они универсальны и предопределяют сущность и характер международно–правового регулирования в целом. К таковым относятся принцип уважения суверенитета государств и недопустимости вмешательства в их внутренние дела, принцип самоопределения народов и наций, принцип равноправия всех людей и запрещения дискриминации, принцип равенства мужчин и женщин, принцип, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая вооруженные конфликты.

    Нормы международного права и закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. регулирует Договорная деятельность России.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта