Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Освоение учебного предмета «Изобразительное искусство» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов

  • 2. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

  • Содержание учебного предмета Восприятие произведений искусства

  • Виды художественной деятельности

  • Художественное

  • Декоративно-прикладное

  • Азбука искусства. Как говорит искусство

  • Объём.

  • Значимые темы искусства. О чём говорит искусство

  • Родина моя — Россия

  • Искусство дарит людям красоту

  • Опыт художественно-творческой деятельности

  • Тифлопедагогические комментарии для учителя

  • Формы организации учебных занятий.

  • Название раздела Количество часов

  • Всего 34 часов

  • проект. проекты-примерных-рабочих-программ-для-слабовидящих-обучающихся-. Проект комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и


    Скачать 3.76 Mb.
    НазваниеПроект комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и
    Анкорпроект
    Дата16.06.2022
    Размер3.76 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлапроекты-примерных-рабочих-программ-для-слабовидящих-обучающихся-.pdf
    ТипПояснительная записка
    #596383
    страница11 из 43
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   43
    3.Тематическое планирование.

    Тема урока
    Основные виды деятельности

    180
    ПРОЕКТ
    1 четверть: Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость - 8 часов.
    1. Музыка рядом с нами.
    Настраиваются на успешное сотрудничество.
    Рассказывают о летних музыкальных впечатлениях.
    Размышляют о музыке и ее месте в своей жизни.
    Вспоминают самостоятельно или с помощью учителя знакомые музыкальные произведения.
    Узнают простейшие музыкальные жанры: марш, танец, песня.
    Исполняют выученные ранее вокальные произведения.
    Рассуждают о значении увертюры для оперы и балета.
    2. Как песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость.
    Вслушиваются в звучание музыки.
    Вспоминают и кратко пересказывают содержание сказки.
    Выявляют взаимосвязь основных жанров и основных качеств музыкального звучания.
    Формулируют особенности основных качеств музыкального звучания.
    Воплощают характер музыки в пении и музыкально – ритмических движениях.
    3. Песенность в вокальной и инструментальной музыке.
    Определяют жанровую основу песенности.
    Выявляют песенность в вокальных и инструментальных произведениях.
    Передают в собственном исполнении музыкальный образ песни.
    Исполняют песенные мелодии без слов.
    Выполняют творческое задание: воссоздание музыкального образа в рисунке.
    4. Песенность в вокальной и инструментальной музыке.
    Выявляют песенность в вокальных и инструментальных произведениях.
    Проявляют интерес к героическим страницам отечественной истории.
    Играют на детских музыкальных инструментах –

    181
    ПРОЕКТ
    «четырехручие».
    Выполняют творческое задание: придумать слова к песенной мелодии.
    5. Танцевальность в инструментальной музыке.
    Выявляют танцевальность в инструментальных произведениях.
    Передают в пении музыкальный образ песни.
    Исполняют ритмический рисунок музыкального произведения на ударных детских музыкальных инструментах (бубен, кастаньеты).
    6. Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке.
    Определяют жанровую основу танцевальности.
    Выявляют танцевальность в вокальных и инструментальных произведениях.
    Слушают музыку.
    Исполняют музыкальные произведения в ансамбле с учителем.
    Исполняют ритмический рисунок музыкального произведения на ударных детских музыкальных инструментах (бубен, кастаньеты, пандейра, маракасы).
    7. Маршевость в вокальной и инструментальной музыке.
    Определяют жанровую основу маршевости.
    Выявляют маршевость в вокальных и инструментальных произведениях.
    Эмоционально воспринимают музыку героического характера.
    Размышляют об особенностях прелюдии как инструментального произведения одного настроения.
    Инсценируют музыку.
    Разучивают вокальное произведение.
    8. Песенность, танцевальность, маршевость встречаются вместе.
    Анализируют основные качества музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
    Определяют и правильно употребляют музыкальные термины и понятия.
    Размышляют о выразительных возможностях

    182
    ПРОЕКТ фортепиано в создании различных образов.
    Выразительно и эмоционально исполняют вокальные произведения.
    2 четверть: Интонация – 7 часов.
    9. Сходство и различие музыкальной и разговорной речи.
    Сравнивают музыкальную и разговорную речь.
    Устанавливают сходство и различие музыкальных и речевых интонаций.
    Наблюдают за использованием скороговорки как своеобразного приема произнесения (и пения) в вокальных произведениях.
    Исполняют песни по группам и с солистами.
    10. Какими бывают музыкальные интонации.
    Проводят сравнительный анализ стихотворного и музыкального текстов.
    Определяют жизненную основу музыкальных интонаций.
    Различают и описывают в устной форме чувства и настроения человека, выраженные в музыкальной и речевой интонациях.
    Постигают значение знаков препинания в музыке для ее выразительного исполнения.
    Исполняют песни с разной интонационной выразительностью.
    Разыгрывают песню.
    11. Зерно - интонации.
    Участвуют в совместной познавательной деятельности:
    - знакомятся с новым понятием;
    - находят зерно – интонации в знакомых музыкальных произведениях;
    - соотносят зерно – интонации и последующее звучание музыки;
    - выявляют причинно – следственную связь между зерном – интонации и характером музыки;
    - конструируют музыкальное произведение на заданное зерно – интонации.
    Участвуют в совместной исполнительской

    183
    ПРОЕКТ деятельности.
    12. Выразительность и изобразительность интонации.
    Находят различные по смыслу музыкальные интонации.
    Сравнивают выразительные и изобразительные интонации.
    Характеризуют единство выразительности и изобразительности в одной интонации.
    Передают в пении различные музыкальные интонации.
    13. Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение.
    Определяют художественно – выразительное значение мелодии как важнейшего средства музыкального языка.
    Устанавливают связь между характером мелодии и характером музыкального произведения.
    Сравнивают характеры мелодий в музыкальных произведениях разных композиторов.
    Передают выразительность мелодии в пении.
    14. Юмор в музыке.
    Находят главную интонацию в разных музыкальных произведениях.
    Характеризуют выразительные и изобразительные свойства музыки и определяют их значение для создания юмористического музыкального образа.
    Создают юмористический музыкальный образ при исполнении песни, точно выполняя указания композитора.
    15. Интонация – основа музыки.
    Интонационное богатство музыкального мира.
    Осуществляют первые опыты постижения интонационно – образной природы музыки:
    - определяют главную интонацию в разных музыкальных произведениях;
    - характеризуют выразительные и изобразительные свойства интонации;
    - правильно употребляют музыкальные термины и понятия;
    - исполняют вокальные произведения интонационно осмысленно и эмоционально.
    Оценивают интонационное богатство

    184
    ПРОЕКТ музыкального мира.
    Узнают музыкальные произведения и называют их авторов.
    3 четверть: Развитие музыки – 10 часов.
    16. Музыка - «искусство в движении».
    Выделяют главную интонацию и следят за ее развитием.
    Создают исполнительский план песни.
    Осуществляют музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.
    17. Интонационное развитие.
    Наблюдают за развитием интонации на протяжении всего звучания музыки.
    Рассказывают о своих наблюдениях за музыкой.
    Передают в пении настроение музыки и его изменения.
    18. Симфоническая сказка.
    Различают по тембру инструменты симфонического оркестра.
    Следят, как сопоставление и столкновение различных тембров, связанных с героями сказки, способствует развитию музыки.
    «Элементарно» дирижируют музыкой.
    Исполняют музыку в ансамбле с учителем.
    Передают в пении настроение музыки и его изменения.
    19. Виды музыкального развития.
    Осуществляют сравнительный анализ музыкальных произведений с точки зрения особенностей их развития.
    Определяют виды музыкального развития.
    Различают мажор и минор в звучании музыкального произведения.
    Проявляют интерес к русской народной песне.
    Отражают в процессе исполнения одного вокального произведении особенности его развития.
    20. Средства выразительности и Распознают и эмоционально откликаются на

    185
    ПРОЕКТ изобразительности в музыке. выразительные и изобразительные особенности музыки.
    Соотносят образное содержание музыки и средства выразительности и изобразительности.
    Проявляют интерес к героическим страницам отечественной истории.
    Исполняют вокальное произведение в соответствии с исполнительским замыслом.
    21. Единство выразительности и изобразительности в музыке.
    Наблюдают за изменениями в музыке.
    Характеризуют единство выразительности и изобразительности в музыке.
    Внимательно слушают музыку русских композиторов.
    Исполняют вокальное произведение в соответствии с исполнительским замыслом.
    22. Ищем кульминацию.
    Наблюдают за развитием в музыке.
    Распознают кульминацию музыкального произведения как высшую точку его развития.
    Применяют знания основных средств музыкальной выразительности при анализе музыкального произведения.
    Отмечают кульминацию во время исполнения вокального произведения.
    23. Приемы развития в музыке. Характеризуют приемы развития музыки в процессе сравнительного анализа разных музыкальных произведений.
    Рассуждают о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.
    Используют музыкальную терминологию (словарь музыкальных настроений, словарь звуковых характеристик), описывая музыкальное развитие.
    Разучивают вокальное произведение.
    24. Интонация и развитие – основы музыки.
    Проводят интонационно – образный анализ музыкальных произведений.

    186
    ПРОЕКТ
    Исполняют русскую народную песню в разных вариантах: одноголосно, группами, каноном.
    Выполняют творческое задание: воплощение музыкального образа средствами ИЗО.
    25. Мы слушаем музыку. Что это значит?
    Размышляют о музыке:
    - представляют свое понимание содержания музыкальных произведений;
    - аргументируют свою точку зрения, используя музыкальные термины и понятия;
    - определяют жизненную основу музыкальных произведений;
    - узнают по звучанию инструменты симфонического оркестра;
    - оценивают собственный уровень слушательской культуры.
    Обобщают полученные по теме знания.
    Выразительно исполняют песни.
    4 четверть: Формы (построение) музыки – 9 часов.
    26. Что такое музыкальная форма.
    Слушают музыку до конца внимательно и осознанно.
    Наблюдают за изменениями в музыке и размышляют об их значении.
    Проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных образов.
    Выразительно исполняют песни в соответствии с их содержанием и характером.
    27. Одночастная форма.
    Соотносят художественно - образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.
    Распознают художественный смысл одночастной формы.
    Выразительно и интонационно осознанно исполняют куплетные (одночастные) вокальные сочинения.

    187
    ПРОЕКТ
    28. Двухчастная форма в вокальной и инструментальной музыке.
    Соотносят художественно - образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.
    Распознают художественный смысл двухчастной формы.
    Выразительно и интонационно осознанно исполняют куплетно - припевные (двухчастные) вокальные сочинения.
    29. Трехчастная форма.
    Соотносят художественно - образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.
    Распознают художественный смысл трехчастной формы.
    Передают настроение музыки, ее характер и особенности развития в процессе пения и исполнения музыкально – ритмических движений.
    30. Формы музыки. Рондо –
    «бег по кругу».
    Соотносят художественно - образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.
    Распознают художественный смысл формы
    «рондо».
    Передают в собственном исполнении различные музыкальные образы.
    31. Формы музыки. Вариации.
    Соотносят художественно - образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.
    Распознают художественный смысл формы
    «вариации».
    Выражают эмоциональное отношение к музыке в пластическом движении.
    Участвуют в совместной музыкально – исполнительской деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
    32. Принципы построения Формулируют принципы построения музыкальной

    188
    ПРОЕКТ музыкальной формы. формы в процессе сравнительного анализа разных музыкальных произведений.
    Участвуют в совместной музыкально - исполнительской деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
    33. «Спой нам, ветер!».
    Музыка И. Дунаевского.
    Знакомятся с литературной основой музыки.
    Различают чувства, настроение, характер человека, выраженные в музыке.
    Сравнивают и оценивают интерпретации выдающихся произведений отечественной песенной культуры.
    Воспринимают композитора как автора жизнерадостной музыки, преимущественно маршевого характера.
    Воплощают в процессе исполнения музыкальный образ песни.
    Участвуют в подготовке урока – концерта: составляют афишу и программу урока – концерта.
    34. Урок-концерт.
    Участвуют в проведении урока – концерта:
    - размышляют о музыке;
    - демонстрируют знание музыкальных произведений: название, автор, музыкальные инструменты, жизненная основа, форма, содержание;
    - рассказывают о своих музыкальных предпочтениях;
    - проявляют вокально – хоровые навыки;
    - оценивают собственную и коллективную музыкально – творческую деятельность.

    189
    ПРОЕКТ
    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
    1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
    Освоение учебного предмета «Изобразительное искусство» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов, которые, с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся должны отражать:
    - формирование любознательности и интереса к новому содержанию и способам решения проблем;
    - приобретение новых знаний и умений;
    - формирование умения ориентироваться в пространственной среде;
    - владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
    - принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
    - формирование установки на охрану зрения;
    - формирование установки на охрану всех анализаторов;
    - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
    - принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним.
    Изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов, которые с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся должны отражать:
    Регулятивные УУД
    - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
    - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
    - коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
    - понимать общие правила создания предметов рукотворного мира;
    - формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
    Познавательные УУД
    - умение работать с информацией, структурировать полученные знания;
    - с помощьюучителяискать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация,);

    190
    ПРОЕКТ
    - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
    - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемых объектов;
    - овладение новыми умениями в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных упражнений.
    Коммуникативные УУД
    - учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
    - слушать других, принимать другую точку зрения и вести диалог;
    - уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы
    (задачи);
    - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
    - уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
    При изучении учебного предмета «Изобразительное искусство» достигаются следующие предметные результаты:
    - освоение первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
    - овладение основами художественной культуры (в том числе на материале художественной культуры родного края), развитие эстетического отношение к миру;
    - понимание красоты как ценности;
    - развитие потребности в художественном творчестве и общении с искусством;
    - овладение элементарными практическими умениями и навыками в доступных видах художественной деятельности;
    - выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
    - развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве и возможности творческого самовыражения;
    - овладение умениями и навыками выполнения реалистических изображений.
    2. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
    Отбор содержания учебного предмета «Изобразительное искусство» обусловлен:
    - особенностями развития слабовидящих обучающихся, уровнем психофизического развития детей, уровнем сформированности компенсаторных процессов, необходимых для систематического обучения;
    - степенью выраженности зрительного дефекта, состоянием зрительных функций;
    - обедненностью чувственного опыта, требующего развития сенсорной сферы, формирования, обогащения, коррекции чувственного опыта;
    - замедленном темпом овладения слабовидящими различными движениями и более низком уровнем их развития (снижение объема движений, качества выполнения);

    191
    ПРОЕКТ
    - нарушением координации движений, снижением уровня развития общей и мелкой моторики.
    Предмет «Изобразительное искусство» является одним из программных курсов, утвержденных ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
    Основными направлениями изучения курса являются:
    1. Восприятие произведений искусства.
    2. Виды художественной деятельности.
    3. Азбука искусства. Как говорит искусство?
    4. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
    5. Опыт художественно-творческой деятельности.
    Содержание раздела «Восприятие произведений искусства» направлено на дальнейшее знакомство слабовидящих обучающихся с доступными произведениями искусства, с приемами и способами отражения в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Обучающиеся расширяют представления о ведущих художественных музеях
    России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональных музеях.
    Содержание раздела «Виды художественной деятельности» предполагает продолжение изучения и освоения приемов работы в таких видах изобразительного искусства как живопись, графика, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство.
    В основе изучения графики лежит развитие навыков работы сматериалами для рисунка
    (карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д.), приёмами работы с различными графическими материалами. Учащиеся учатся понимать основную и вспомогательную роль рисунка, осваивают приемы изображения деревьев, птиц, животных, выделять их общие и характерные черты, приобретают первоначальный опыт изображения фигуры человека по шаблону.
    Изучение живописи направлено, прежде всего, на использование цвета как основы ее языка, на развитие умения выбора средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.
    Учащиеся осваивают материалы скульптуры, элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа; учатся передавать объём как основу языка скульптуры.
    Учащиеся знакомятся с истоками декоративно - прикладного искусства, его ролью в жизни человека, непосредственным использованием в быту (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма); с представлениями народа о мужской и женской красоте, отражённой в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Учатся

    192
    ПРОЕКТ замечать разнообразие форм в природе как основы декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев и т. д.); знакомятся с произведениями народных художественных промыслов.
    Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?» изучает основы изобразительной грамоты: композицию, цвет, линию, форму, объем, ритм. Младшие школьники продолжают знакомиться с основными приемами их использования для создания изображения.
    Изучение композиции направлено на усвоение элементарных приёмов расположения предметов на плоскости и в пространстве. Учащиеся знакомятся с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции, пропорции и перспектива; линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание; композиционный центр (зрительный центр композиции); главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия.
    Изучение цвета направлено на расширение знаний о его природе. Младшие школьники продолжают знакомиться с такими категориями как основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Развивают навыки по смешению цветов, практическому овладению навыками работы с цветом; знакомятся с эмоциональными возможностями цвета, учатся передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние.
    Учащиеся продолжают знакомиться с линией как основой рисунка, ее многообразием и различным характером; учатся понимать значение линии для создания изображения (линия, штрих, пятно, художественный образ); осваивают приемы передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
    Младшие школьники расширяют представления о предметном мире на основе целенаправленного наблюдения, изучения разнообразия форм предметного мира, осваивают способы их передачи на плоскости и в пространстве, анализировать сходство и контраст форм, изображать простые и сложные формы, понимать принципы трансформации форм.
    Знакомятся с влиянием формы предмета на представление о его характере. Расширяют представления о ритме, знакомятся свидами ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.), ритмом линий, пятен, цвета; ролью ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Развивают навыки передачи движения в композиции с помощью ритма элементов. Знакомятся с ритмом и его ролью в декоративно - прикладном искусстве.
    Содержание раздела «Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?» имеет своей целью наблюдение окружающего мира, природных явлений, различий в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду через непосредственное наблюдение и восприятие, а также через восприятие шедевров русского и зарубежного

    193
    ПРОЕКТ искусства, изображающих природу. Изучается образ человека в разных культурах мира. У учащихся формируется представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
    Важным разделом предмета является «Опыт художественно - творческой деятельности», основанный на развитии способности к изобразительной деятельности.
    В 3 классе используются следующие приемы работ: выполнение заданий по образцу, по трафарету, шаблону, упражнения на развитие мелкой моторики. Продолжают широко использоваться нетрадиционные техники изображения, сокращающие нагрузку на зрительный анализатор, сокращающие время выполнения задания, позволяющие повысить качество работы, развить интерес ребенка к выполняемому заданию.
    В каждом классе учащимся предлагается такой вид деятельности как тематическое рисование, включающее раскрытие заданной темы или иллюстрирование литературных произведений. Планирование разработано таким образом, что предшествующие итоговому творческому заданию уроки направлены на расширение, обогащение и коррекцию предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий, которые, в свою очередь, могут стать основой творческого задания.
    Содержание учебного предмета
    Восприятие произведений искусства
    Особенности художественного творчества: художник и зритель. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ,
    Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Представление о роли изобразительных
    (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
    Виды художественной деятельности
    Рисунок.Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
    Живопись.Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор

    194
    ПРОЕКТ средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
    Скульптура.Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.
    Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
    Художественное
    конструирование
    и
    дизайн.
    Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).
    Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
    Декоративно-прикладное
    искусство.
    Истоки декоративно- прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре.
    Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях.
    Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
    Азбука искусства. Как говорит искусство?
    Композиция.Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Композиционный центр
    (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
    Цвет.Основные и дополнительные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов.
    Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение навыками работы с цветом.
    Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
    Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

    195
    ПРОЕКТ
    Форма.Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве.
    Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы.
    Трансформация форм. Силуэт.
    Объём.Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма.
    Выразительность объёмных композиций.
    Ритм.Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
    Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
    Земля — наш общий дом.Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.
    Жанр пейзажа. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
    Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу.
    Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
    Родина моя — Россия. Пейзажи родной природы. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
    Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных
    (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
    Опыт художественно-творческой деятельности
    Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
    Овладение навыками работы различными графическими инструментами, приемами работы изобразительными материалами.
    Овладение навыками изучения предметов на основе зрительного восприятия (анализ, соотнесение с сенсорными эталонами формы, выделение характерных признаков, сходство и различие с другими предметами, цвет, фактура) с использованием информации, полученной с помощью всех анализаторов.

    196
    ПРОЕКТ
    Анализ цветных, контурных, силуэтных рисунков, схем, графической символики, мысленное представление по ним предметов, процессов и явлений окружающей действительности.
    Освоение основ реалистического рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению
    (пейзаж, человек, животные, растения). Сходство и различие натуральной и декоративной формы.
    Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
    Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки.
    Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
    Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, линии, объёма, фактуры материала.
    Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов (коллаж, граттаж, аппликация, видеосъёмка, бумажная пластика, гуашь, акварель, восковые мелки, карандаш, фломастер, пластилин, глина, подручные и природные материалы).
    Использование нетрадиционных изобразительных техник.
    Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
    Тифлопедагогические комментарии для учителя
    Особенностью предмета является целенаправленное внимание к развитию зрительного восприятия, расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников.
    Обучающимся данной группы характерно: снижение общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметно-практических действий; замедленное овладение письмом и чтением, что обусловливается нарушением взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем, снижением координации движений, их точности, замедленным темпом формирования зрительного образа буквы, трудностями зрительного контроля; затруднение выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом и др.

    197
    ПРОЕКТ
    В условиях слабовидения наблюдается обедненность чувственного опыта, обусловленная не только снижением функций зрения и различными клиническими проявлениями, но и недостаточным развитием зрительного восприятия и психомоторных образований.
    У слабовидящих наблюдается снижение двигательной активности, своеобразие физического развития (нарушение координации, точности, объема движений, нарушение сочетания движений глаз, рук и др.), в том числе трудности формирования двигательных навыков.
    При слабовидении наблюдается своеобразие становления и протекания познавательных процессов, что проявляется в: снижении скорости и точности зрительного восприятия, замедленности становления зрительного образа, сокращении и ослаблении ряда свойств зрительного восприятия (объем, целостность, константность, обобщенность, избирательность и др.); снижении полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений; трудностях реализации мыслительных операций, в развитии основных свойств внимания.
    Слабовидящим характерны затруднения: в овладении пространственными представлениями, в процессе микро- и макроориентировки, в словесном обозначении пространственных отношений; в формировании представлений о форме, величине, пространственном местоположении предметов; в возможности дистантного восприятия и развития обзорных возможностей; в темпе зрительного анализа.
    Слабовидящим характерно своеобразие речевого развития, проявляющееся в некотором снижении динамики и накопления языковых средств, выразительных движений, слабой связи речи с предметным содержанием. У них наблюдаются особенности формирования речевых навыков, недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и пространственные отношения; трудности вербализации зрительных впечатлений, овладения языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, осуществления коммуникативной деятельности (трудности восприятия, интерпретации, продуцирования средств общения).
    У слабовидящих обучающихся наблюдается снижение общей познавательной активности, что затрудняет своевременное развитие различных видов деятельности, в том числе сенсорно-перцептивной, которая в условиях слабовидения проходит медленнее по сравнению с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья.
    Кроме того, слабовидящим характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над

    198
    ПРОЕКТ выполняемыми действиями, что особенно ярко проявляется в овладении учебными умениями и навыками.
    При ознакомлении слабовидящих с предметами окружающего мира, используемыми в процессе изучения предмета «Изобразительное искусство», необходимо тщательно подходить к отбору дидактического материала.
    Выбранные для обследования объекты должны отвечать особым образовательным потребностям обучающихся, обладать всеми качествами и свойствами предмета, доступными для непосредственного зрительного восприятия слабовидящими обучающимися; отвечать требованиям экологичности и безопасности.
    Ознакомление с предметным миром осуществляется на основе наблюдений, проводимых в ходе экскурсий, учебных прогулок или практических занятий в естественной среде.
    Необходимо опираться на зрительное восприятие предметов и объектов окружающего мира.
    Способность воспринимать цвет, форму, размер предметов и объектов обеспечивает возможность получения зрительных представлений.
    Необходимым условием формирования адекватного образа предмета у слабовидящих обучающихся является развитие и использование зрительного восприятия и всех анализаторов, что, в свою очередь, способствует накоплению впечатлений об окружающей действительности.
    В начальной школе широко используются: выполнение заданий по образцу, по трафарету, шаблону, упражнения на развитие мелкой моторики, развитие графического навыка.
    На уроках изобразительного искусства ребенок с нарушением зрения может испытывать определенные трудности, обусловленные наличием индивидуальной зрительной патологии: наблюдается обедненный запас представлений, нарушения формы, пропорций, умения выделять характерные информационно важные детали и признаки, как в конструктивном, так и в цветовом решении. Обозначенные трудности ограничивают изобразительные возможности слабовидящего ребенка, сказываясь, в конечном счете, на развитии его воображения и изобразительной творческой деятельности. Кроме того, отмечаются проблемы, связанные с недостаточностью развития мелкой моторики, двигательной координации, с отсутствием умения использовать разнообразный изобразительный материал.
    Нарушения зрения проявляются в несовершенстве работы такими традиционными изобразительными материалами, как кисти, краски и карандаши, требующими четкости и точности руки и глаза. Этим усугубляются причины трудностей изобразительного характера, предполагающих наличие графических и живописных навыков.
    Включение в процесс обучения изобразительной деятельности детей со зрительной депривацией нетрадиционных техник рисования позволяет нивелировать возникающие

    199
    ПРОЕКТ проблемы. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют учитывать индивидуальные особенности развития детей. Так, в случае неуверенности ребенка, обусловленной недостатками изобразительных умений, полезно использовать такие техники как аппликации, создание композиций из природного материала, с целью развития чувствительности полезно размазывать по поверхности пластилин и другие пластические массы, техника «монотипия» помогает снять психологический барьер, снизить тревожное состояние. Гиперактивным детям полезно предлагать материалы, требующие структурирования деятельности (рваная аппликация, работа с сыпучими материалами, аппликации из семечек, ракушек и т.д.).
    Замкнутым, эмоционально зажатым детям полезно предлагать листы ватмана, обои, широкие кисти, требующие выполнения размашистых движений.
    Использование приемов активизации изобразительного творчества дает возможность ребенку со зрительной депривацией почувствовать свои силы, поверить в себя. Нарушение зрения зачастую сказывается на несовершенстве владения кистью и красками: работы могут быть блеклыми, не аккуратными, с бедной цветовой гаммой. Поэтому широкое использование разного рода материалов и техник позволяет нивелировать данные проблемы, а также повысить интерес к предлагаемой работе.
    Изучение орнаментов рекомендуется давать блоками. В основу изучения декоративного рисования и декоративно-прикладной деятельности положены следующие структурные компоненты: повтор – вариативность – импровизация.
    Планирование включает ряд заданий, предполагающих коллективное изобразительное творчество, направленное на развитие и коррекцию коммуникативной деятельности.
    В каждом классе учащимся предлагается такой вид деятельности как тематическое рисование, включающее раскрытие заданной темы или иллюстрирование литературных произведений. Планирование разработано таким образом, что предшествующие итоговому творческому заданию уроки направлены на расширение, обогащение и коррекцию предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий, которые, в свою очередь, могут стать основой творческого задания.
    Необходимым условием успешного овладения изобразительной деятельностью является реализация специальных приемов алгоритмизации при обследовании и изучении предметов, рассматривании репродукций и наглядных пособий, последовательность выполнения изображений, соотнесения предметов и их частей с сенсорными эталонами. Активно используется чувственный опыт слабовидящего за счет развития всех анализаторов и зрительного восприятия.
    Особое внимание уделяется наглядности, имеющей, прежде всего, познавательный характер, направленной на уточнение, конкретизацию и систематизацию представлений. При

    200
    ПРОЕКТ восприятии иллюстративной наглядности слабовидящие учащиеся могут испытывать ряд трудностей. Так, восприятие неадаптированных иллюстраций может сказываться на изменении расстояния от глаз, в отдельных случаях оно может изменяться значительно.
    Наблюдаются различные временные рамки восприятия одного и того же иллюстративного материала детьми с различными клиническими формами зрительной патологии. Вызывают трудности монохромные изображения. Значительные трудности проявляются у слабовидящих при выделении мелких и характерных деталей, выделение объектов, находящихся на дальних планах иллюстрации. Важное значение имеет количество изображенных объектов на странице, их размер, пропорциональность относительно других изображенных предметов, четкость контура предметов, передача цветовой гаммы.
    Но даже идеально выполненная иллюстративная наглядность с точки зрения зрительных возможностей слабовидящих никогда не заменит наглядность натуральную. Поэтому, необходимо использовать преимущественно натуральные пособия, графическое их изображение, а также учитывать требования, предъявляемые к иллюстративному материалу для слабовидящих.
    Таким образом, освоение слабовидящим младшим школьником предмета «Изобразительное искусство» направлено на формирование предметных и пространственных представлений, на развитие познавательной деятельности, компенсаторных механизмов, развитие потенциальных возможностей отображения реального мира, формирования отношения к окружающему, личностного развития.
    Поэтому необходимо обратить внимание на особенности изобразительной деятельности детей с нарушением зрения.
    Получение информации происходит посредством зрения и всех анализаторов. Качественное своеобразие зрительного восприятия в условиях слабовидения проявляется в снижении тонкости зрительных дифференцировок, что обуславливает неспецифичность зрительного узнавания, нарушение избирательности зрительного восприятия, что приводит к активности отражательной деятельности, снижение полноты и точности зрительного восприятия, в результате чего выделяются случайные свойства и качества предметов и объектов, что приводит к к возникновению фрагментарных, искаженных, а иногда и неадекватных образов, снижении обобщенности и осмысленности восприятия, качества обобщенных представлений.
    Предметы окружающего нас мира имеют форму, которая может быть простой, напоминающей всем известные геометрические плоские и объемные тела (квадраты, треугольники, овалы, пирамиды, конусы и т.д.), или сложной, включающей сочетания простых. Любой предмет состоит из общей крупной формы и мелких характерных деталей,

    201
    ПРОЕКТ которые являются его визитной карточкой, позволяя выделять данный объект из множества ему подобных. Предметы окружающего мира, обладая формой, имеют определенные пропорции, то есть отношения высоты, ширины и глубины, отношения частей к целому. Но только лишь знание формы и пропорций еще недостаточно для выполнения полноценного изображения. Необходимо понимать и, в большинстве случаев, на аналитическом уровне, как устроен предмет «изнутри», конструктивно, то есть четко представлять его строение.
    Исходя из специфики зрительного восприятия детей с нарушениями зрения, можно выделить в качестве серьезных трудностей изобразительной деятельности передачу формы, пропорций и строения изображаемого предмета. Нарушенное зрения не дает полноценной возможности вести самостоятельное целенаправленное наблюдение, изучать конструктивное строение предмета, на основе сравнительного анализа выделять характерные особенности деталей, их взаиморасположение.
    Характерной особенностью изобразительной деятельности детей с нарушением зрения является передача цветовой гаммы. Цвет есть неотъемлемая часть предмета. Так же как и форма, цвет приобретает сигнальное значение. Поэтому правильная передача цвета в изображении имеет значение как для собственно изобразительной деятельности, так и для развития зрительного восприятия ребенка. Проблема заключается в том, что дети с нарушением зрения практически не используют оттенки цвета, многоцветную гамму, не умеют пользоваться смешением красок.
    Раскрашивание рисунков является еще одной особенностью изобразительной деятельности детей с нарушением зрения. В большинстве случаев мазки или штрихи накладываются беспорядочно, часто выходят за контуры изображения или не доводятся до него, на больших плоскостях, как правило, цвет вообще отсутствует. Причиной может быть недостаточно четкий контур, недостаточная развитость мелкой моторики, владение графическими инструментами и изобразительными материалами, развитость зрительно- моторной координации.
    Достаточно низким уровнем обладает изобразительная творческая деятельность, протекающая на фоне зрительной депривации. Говоря о творчестве, Л. С. Выготский выделяет два вида деятельности: репродуктивный или воспроизводящий и комбинирующий или творческий.
    Репродуктивный вид деятельности основывается на памяти, позволяющей воскрешать не только общий строй происходящего события или предмета, но и выделять характерные признаки. Данная особенность базируется на свойстве человеческой памяти удерживать мельчайшие подробности предметов или явлений, но возникает она лишь при умении наблюдать. Характерным для репродуктивной деятельности является то, что она не создает

    202
    ПРОЕКТ ничего нового. При этом память лишь помогает вспомнить и отобразить виденные когда-то события или предметы. Таким образом, изобразительная творческая деятельность детей с нарушениями зрения имеет особенности репродуктивного характера, обусловленные особенностями восприятия, формирования представлений и способностью удерживать в памяти зрительный образ.
    Преимущественно структура каждого урока включает 2 этапа:
    1. Формирование предметных представлений.
    2. Формирование навыков самостоятельной изобразительной деятельности.
    Формы организации учебных занятий.
    В силу ограничения наполняемости классов слабовидящих (наполняемость классов составляет 12 человек) и их особых образовательных потребностей основными формами учебных занятий являются фронтальная, индивидуальная и групповая.
    3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
    обучающихся.
    Учебно-тематический план
    Название раздела
    Количество часов
    Родная природа.
    4
    Декоративное рисование. Матрешка.
    2
    Реальность и фантазия. Звери и птицы.
    6
    Праздник в нашей жизни.
    4
    Иллюстрирование сказок.
    6
    Мой город.
    4
    Рисование на темы.
    8
    Всего
    34 часов
    № урока
    Количество часов
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   43


    написать администратору сайта