проект. проекты-примерных-рабочих-программ-для-слабовидящих-обучающихся-. Проект комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и
Скачать 3.76 Mb.
|
1. Планируемые результаты освоения курса Программа коррекционно-развивающего курса «Ритмика»обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения: понимание значения овладения различными двигательными навыками для самостоятельности и мобильности; формирование самооценки с осознанием своих возможностей при овладении двигательными навыками; формирование умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех при овладении различными двигательными навыками и танцевальными движениями; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование интереса к занятиям ритмикой; ориентация на содержательные моменты образовательного процесса; стремление к совершенствованию ритмических способностей; овладение навыками коммуникации и социального взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях на занятиях ритмикой; формирование установки на поддержание здоровье сбережения, охрану сохранных анализаторов. Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем при овладении навыками ритмики; понимать и принимать предложенные учителем способы решения учебной задачи; принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; осознавать результат учебных действий под руководством учителя описывать результаты действий, используя пространственные термины; осуществлять под руководством учителя пошаговый контроль своих действий. Познавательные УУД: передавать в движениях различный характер музыки; выполнять различные виды шагов и бега с изменением темпа; 270 ПРОЕКТ выполнять общеразвивающие упражнения и специальные ритмические упражнения без предметов и с предметами; изменять направление движения с началом каждой музыкальной фразы; совершенствовать технические навыки выполнения движений; осуществлять подготовительные упражнения к танцам; овладеть начальными простыми элементами танцев; водить хороводы; играть в подвижные и музыкально-ритмические игры. использовать сохранные анализаторы при овладении двигательными умениями и навыками на занятиях ритмикой. Коммуникативные УУД: принимать участие в работе в паре и группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы; задавать вопросы и отвечать на вопросы учителя, одноклассников; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений: воспринимать музыку; выполнять упражнение под определенное музыкальное сопровождение; начинать двигаться с началом музыки; придавать движению нужную динамическую выразительность; заканчивать движение точно с окончанием музыкального произведения или его части; осуществлять расчет по порядку и на 1-й, 2-й; выполнять различные виды движений во время ходьбы и бега на аккорды в различных регистрах; воспроизводить ритмический рисунок простых движений; принимать 1-ю, 2-ю, 3-ю позицию; выполнять простые одиночные, парные и групповые танцевальные движения; самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в пространстве зала для занятий ритмикой. 2. Содержание курса 271 ПРОЕКТ Ритмика - теоретические сведения (1 час). - Музыкальная речь. - Понятие о фразе и предложении в музыке. - Характер музыки. - Темп движения и музыка. - Знакомство с длительностями: восьмые, четвертые, половинные и целые ноты. (Теоретический материал, включающий и раскрывающий основные понятия курса, что необходимо для более успешного овладения слабовидящими обучающимися двигательной основой изучаемых танцевально-ритмических упражнений, а также для повышения заинтересованности музыкой в целом и приобщения данной категории детей к занятиям ритмикой). Специальные ритмические упражнения (3часа). - Ритмическая ходьба и бег в различном темпе (быстро, медленно, умеренно). - Постепенное и быстрое изменение темпа ходьбы, бега (под счет и хлопки) и выполнение общеразвивающих упражнений. - Выполнение построений и перестроений: расчет по порядку, расчет на 1-й, 2-й, перестроение в колонну по два. - Упражнениями с движениями рук в процессе ритмической ходьбы. - Выполнение движений на счет 1, 2; на счет 3, 4 – пауза и наоборот. - Ходьба на счет 1, 2, 3 без хлопков, на счет 4 с хлопками. (Ритмическая ходьба как один из наиболее простых и доступных видов движений, которая выполняется с акцентами на определенный счет, с хлопками, упражнениями для рук и туловища, с музыкальным сопровождением и без него, что позволяет развивать не только чувство ритма слабовидящих обучающих, но и положительно влиять на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма). Упражнения на связь движений с музыкой (2часа). - Ходьба, бег в соответствии с характером и ритмом музыки (энергично, мягко, скачками, с паузами). -Ходьба, бег с движениями рук на акцент в музыке. Выполнение различных движений во время ходьбы и бега на аккорды в различных регистрах. - Смена направления движения с началом каждой музыкальной фразы. - Ходьба, бег в соответствии с характером и ритмом музыки (энергично, мягко, скачками, с паузами). - Ходьба, бег с движениями рук на акцент в музыке. 272 ПРОЕКТ - Выполнение различных движений во время ходьбы и бега на аккорды в различных регистрах. - Смена направления движения с началом каждой музыкальной фразы. (Выполнение упражнений этого раздела изначально предполагает использование определенного музыкального сопровождения, которое необходимо в процессе совершенствования или разучивания разнообразных движений, когда происходит формирование технических навыков их выполнения. Основными из них являются умения начинать двигаться с началом музыки, придавая движению необходимую двигательную выразительность, а также заканчивать движение точно с окончанием музыкального сопровождения). Упражнения ритмической гимнастики (2 часа). - Общеразвивающие и специальные упражнения. - Упражнения с предметами (короткой скакалкой, мешочками, флажками, большим мячом, гимнастической палкой) и без предметов. (Занятия ритмической гимнастикой связаны с функциональными возможностями организма слабовидящих обучающихся, поэтому в их содержание преимущественно включаются общеразвивающие упражнения и специальные упражнения, направленные на коррекцию двигательных нарушений и развитие физических качеств, а также устранение недостатков физического развития в целом данной категории детей). Подготовительные упражнения к танцам (2часа). - Упражнения для ступни ног. - Вставание на полупальцы. - Выставление ноги на пятку и носок. - Полуприседания в 1-й, 2-й, 3-й позициях. - Выдвижение и возвращение ноги из 3й позиции в сторону. - Прыжки в 1-й позиции. - Повторные три притопа. - Парные и групповые движения, выполняемые под музыку. (Основная задача этого раздела – дать слабовидящим обучающимся необходимые двигательные навыки, применяемые при обучении танцам, а также обратить их внимание на осознанное выполнение тех или иных движений. Перед обучением танцевальному элементу предлагается выполнить ряд определенных подготовительных упражнений, выбор которых зависит от сложности изучаемого движения и уровня двигательной подготовленности детей). Элементы танцев (2 часа). - Выставление ноги на пятку с полуприседом. 273 ПРОЕКТ - Хороводный шаг. - Тройной шаг. - Движение в ритме галопа и польки по кругу. (Выполнение элементов танцев помогает слабовидящим обучающимся овладеть ходьбой, бегом и другими видами движений как средствами выражения простейших музыкально-двигательных образов). Танцы (3 часа). - Красота движения. - Хороводы. - Парный танец. - Веселый танец. - Пляски с притопами. (Использование танцев на занятиях по ритмике способствует развитию эстетического вкуса слабовидящих обучающихся, стремления к красивым и выразительным движениям, заинтересованности к танцевальной деятельности в целом). Музыкально-ритмические игры (2 часа). - Подвижные игры. - Музыкально-ритмические игры. (Данный вид игр направлен на развитие чувства ритма, восприятия музыки, речевой активности, умения взаимодействовать друг с другом, а также на формирование волевых качеств слабовидящих обучающихся). Тифлопедагогические комментарии для учителя Ритмика как система упражнений, построенная на основе связи движения с музыкой, направлена на обучение детей воспринимать музыку, передавать в движении ее содержание, а также предусматривает развитие чувства ритма, координации и ориентировки в пространстве. Она предоставляет возможность широкого выбора упражнений различной направленности, позволяющих оказывать разностороннее воздействие на ребенка с нарушением зрения. Программа по изучению курса «Ритмика» в младших классах школы слепых и слабовидящих предусматривает, прежде всего, обучение восприятию музыки и передаче в движении ее содержания, а также формирование, закрепление и совершенствование двигательных навыков данной категории обучающихся, развитие их координации движений, ориентировки в пространстве. В процессе занятий ритмикой повышается двигательная активность и физическая работоспособность слабовидящих детей, улучшается состояние их осанки, происходит 274 ПРОЕКТ благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательных систем организма. Наряду с этим, танцевальная направленность упражнений способствует развитию выразительности, пластичности, ритмичности движений данной категории обучающихся. На этой основе осуществляется не только коррекция недостатков их физического развития и повышение уровня двигательной подготовленности, но и происходит более быстрое формирование двигательных умений и навыков на уроках физической культуры. Кроме того, занятия ритмикой благодаря разнообразному и систематическому музыкальному сопровождению развивают музыкальный слух, пластичность и точность движений, эстетические чувства таких обучающихся, что расширяет их возможности и позволяет им участвовать в различных видах досуговой деятельности. На занятиях ритмикой широкое применение речевых игр и игровых упражнений способствует развитию речи, выработке хорошей дикции, улучшению слуховой и двигательной памяти, обогащению словарного запаса слабовидящих детей. Упражнения для согласования движений с музыкой являются основой ритмики. Занятия по ритмике в основном проводятся с использованием музыкального сопровождения. Содержание любого музыкального произведения выражается с помощью средств музыкальной выразительности: темпа, музыкального размера, ритма, динамики (громкости звука), которые объединяются мелодией. Умение слабовидящими обучающимися различать средства музыкальной выразительности способствует выполнению движений под музыку, распределению мышечных усилий в пространстве и времени. Поэтому необходимо постоянно, особенно на начальном этапе обучения, развивать у занимающихся музыкальный слух, повышать уровень двигательной подготовленности, способствовать развитию культуры движения и умения соотносить движение со средствами музыкальной выразительности. Темп– это скорость протекания музыкального произведения. Для овладения различными музыкальными темпами (медленным, умеренным, быстрым) слабовидящие обучающиеся должны уметь определять их, а затем выполнять движения в заданном темпе (выполнение в различном темпе ходьбы, бега, простых прыжков, а также общеразвивающих упражнений, танцевальных шагов, музыкальных игр). Музыкальный размер – это чередование сильных (акцентированных) и слабых (не акцентированных) долей в такте, под которым понимается самая малая часть музыкального произведения, начинающаяся с сильной доли и заканчивающаяся слабой. Сильные и слабые доли в движении могут быть выделены хлопками, ударами ног, акцентированной ходьбой, сочетаниями хлопков и ходьбы. Данные упражнения могут быть усложнены за счет 275 ПРОЕКТ движений головой, руками, ногами и туловищем, а также дирижированием на различные счеты в процессе ходьбы и других двигательных актов. Музыкальный ритм – это организованная последовательность длительности звуков, которая выражается в нотах. Целая нота (самая длинная) делится на доли (половина, четверть, восьмая и т.д.). Последовательное сочетание различных длительностей звуков составляет ритмический рисунок, освоение которого способствует различению мелодии, жанра музыкального произведения, что имеет большое значение для слепого обучающегося. Ритмические рисунки занимающиеся могут воспроизводить чаще всего при помощи хлопков или сочетания движений рук и ног. Динамические оттенки – это степень громкости музыкальных звуков (громко, тихо, уменьшение и усиление силы звука). Для формирования умения выполнять движения в соответствии с различными динамическими оттенками можно использовать разнообразные упражнения (под громкое звучание выполняется строевой шаг, под тихое – ходьба на носках…). Основой музыки является мелодия,которая характеризуется чередованием звуков, находящихся в определенном соотношении по высоте, и имеющих определенный темп и ритм. Мелодию можно воспроизвести соответствующими движениями. Она определяет характер движений, форму и последовательность элементов в упражнении. Различные виды мелодического рисунка можно воспроизвести при помощи движений рук, ног, всего тела. Упражнения также можно выполнять в соответствии с сочетанием звуков плавно и отрывисто. Педагогу при выборе отдельных упражнений или составлении комплекса упражнений под музыку необходимо учитывать характер и структуру музыкального произведения. От этого будет зависеть правильность выполнения слабовидящими обучающимися упражнений (по форме, амплитуде и усилию), соответствие их с музыкой. Кроме того, для совершенствования связи движений с музыкой целесообразно использовать на занятиях по ритмике различные танцевальные комбинации, элементы плясок, музыкальные игры. Курс «Ритмика» - одна коррекционных дисциплин, которая также является составной частью физического воспитания слабовидящих обучающихся и представляет собой систему физических упражнений, построенных на основе связи движений с музыкой. Кроме того, ритмика предполагает закономерное чередование частей или фаз движений (а также самих движений), строго определенных по длительности исполнения и характеру прилагаемых усилий. При этом развитие чувства ритма является необходимым условием овладения многими видами двигательной деятельности, что обусловлено лучшим пониманием и 276 ПРОЕКТ усвоением ритмических характеристик движений, которые являются важным компонентом двигательной координации в целом. На занятиях ритмикой происходит знакомство с музыкой, танцами, песнями и овладение разнообразными двигательными действиями. Занятия по ритмике проводятся в спортивном зале или в другом помещении с необходимым уровнем акустики и вентиляции. Для занятий ритмикой необходим соответствующий инвентарь и оборудование: мячи резиновые и набивные различных размеров, скакалки, гимнастические палки, обручи, ленты, бубенцы и другие предметы. Для музыкального сопровождения занятий необходимы музыкальные инструменты: пианино или баян, аккордеон, а также аудио и стерео аппаратура. Ритмикой могут заниматься обучающиеся, которые отнесены врачами к основной медицинской группе. Численность группы может соответствовать количеству детей (мальчиков и девочек) класса, допущенных к занятиям по физкультуре. Но при этом необходимо учитывать санитарные нормы занятий в зале: не менее 4 - 6 на человека. Продолжительность занятия ритмикой 30-35 минут. В зависимости от основной решаемой задачи на занятии могут быть использованы различные формы организации как фронтальные и подгрупповые, так и индивидуальные. Необходимо помнить о том, что освоение ритмических упражнений требует координационных способностей и находится в тесной взаимосвязи с другими их проявлениями: - реагирующей способностью на слуховые, зрительные и тактильные сигналы; - кинестетической способностью, предполагающей дифференцирование, точность воспроизведения и отмеривание пространственных, силовых и временных параметров движения; - способностью к сохранению равновесия – статического и динамического; - способностью к переключению (согласованию разнонаправленных движений) в соответствии с задуманной программой действий или изменившейся в ходе ее реализации; - способностью к управлению темпоритмовой структурой (целесообразная последовательность движений и акцентированных моментов двигательного действия); - способностью к ориентировке в пространстве, определению и изменению положения тела в пространственно-временном поле. Слабовидящие школьники испытывают затруднения при выполнении заданий, связанных с воспроизведением ритма, а также для них является проблематичным воспринимать и воспроизводить пространственную точность, интервал времени, дозировать 277 ПРОЕКТ частоту движений кисти, но при этом по уровню физической подготовленности они будут превосходить своих слепых сверстников. Физическая нагрузка в группе слабовидящих обучающихся отличается большей сложностью, интенсивностью, объемом выполняемых заданий, большей моторной плотностью самого урока. Темпоритмовые характеристики движений у них связаны с показателями равновесия, координации, умением воспроизводить заданный интервал времени и дозировать усилие. Но, несмотря на это, важным моментом является решение задач, связанных с ориентировкой в пространстве. Хорошо ориентирующийся ребенок выполняет задания более четко, его движения становятся более раскованными и обретают заданный ритмический рисунок, что особенно важно в младшем школьном возрасте относительно любой категории обучающихся с нарушением зрения. Использовать упражнения на развитие пространственной ориентировки можно не только напрямую, но и опосредованно, например, через танцевальные движения (определить свое местоположение в зале, принять необходимое исходное положение). Процесс обучения ритмическим упражнениям происходит поэтапно: На начальном этапе существенное значение имеет создание у слабовидящих обучающихся представления о движении, что достигается путем демонстрации упражнения педагогом в сочетании со словесным объяснением, а также последующим использованием средств специальной наглядности. Педагогу необходимо помнить, что словесное объяснение должно быть кратким, доступным, образным, а используемые термины, обозначающие то или иное движение - постоянными. При этом показ упражнения, отдельного движения должен сопровождаться соответствующими пояснениями. Особенно важным является то, что уже при первоначальном освоении движения обучающиеся могли словесно его описать и мысленно представить. При разучивании несложных упражнений, основанных на движении руками, ногами, головой, а также ходьба, бег, простейшие прыжки применяются целостные методы обучения. Упражнения выполняются сначала без музыкального сопровождения, а затем под музыку в медленном темпе и четко выраженном ритме. При обучении упражнениям, включающим в себя более сложные движения: разнонаправленные движения руками, ногами, головой, а также танцевального характера применяется расчлененный метод, где движения разучиваются по отдельности, а затем объединяются вместе. 278 ПРОЕКТ Успех начального этапа обучения также зависит от умелого и своевременного предупреждения и устранения ошибок, среди которых наиболее характерными являются: выполнение слабовидящими обучающими лишних элементов движений, наличие повышенной напряженности различных групп мышц, неуверенность в выполнении заданий, несогласованность движений с музыкой, искажение общего ритма и амплитуды движения. Педагогу необходимо обращать внимание слабовидящих обучающихся на имеющиеся ошибки, исправлять их, начиная с более существенных, постоянно напоминать о качестве выполнения упражнений, добиваться запоминания детьми мышечно-двигательных ощущений при правильном выполнении движения. На этапе углубленного разучивания происходит уточнение выполнения упражнения и составляющих его движений, совершенствуется их ритм, слитность и свобода выполнения. Основным методом на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Большое значение на этом этапе имеет собственная активность слабовидящих обучающихся, повышению которой способствует выполнение упражнений в соревновательном плане. Для совершенствования выполнения ритмических упражнений важным моментом является их выполнение после завершения музыкального сопровождения, но с обязательным сохранением ритма и темпа, повторение их в различных вариантах, с дополнительными движениями в разные стороны, с другой ноги. Этап совершенствования упражнения может быть закончен, если упражнение выполняется свободно и выразительно, сохраняется его ритмический рисунок. После этого данное упражнение выполняться с другими движениями в различных комбинациях и комплексах. Учет педагогом перечисленных внешне выраженных признаков утомления позволит улучшить условия восприятия учебного материала обучающимися с ограниченными зрительными возможностями и будет способствовать эффективности овладения тем или иным движением данной категорией детей. На каждом уроке осуществляется работа по всем ранее указанным разделам. Однако в зависимости от задач урока педагог может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, восстановление. Основной формой проведения занятий по ритмике является урок, структура которого состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной. Продолжительность подготовительной части составляет 5-7 минут. В нее входят строевые, порядковые и общеразвивающие упражнения, оказывающие общее воздействие на организм слабовидящего обучающегося; простейшие виды ходьбы и 279 ПРОЕКТ бега, танцевальные шаги. В рамках этой части закрепляются умения ориентироваться в частях тела, соотношении окружающих предметов, напоминаются основные ориентиры, которыми обучающиеся пользуются на уроке. Каждый урок целесообразно начинать с построения и объяснения задач урока. В ходе основной части, длительность которой составляет 20-25минут, изучаются основные ритмические упражнения и танцы, закрепляется пройденный материал. Заключительная часть урока длится около 5-7 минут и предполагает проведение успокаивающих дыхательных упражнений, простейших координационных танцевальных движений, упражнений на расслабление, хороводов. В течение всего урока педагог должен наблюдать за осанкой занимающихся, исправлять малейшие ее нарушения при выполнении всех упражнений. Занятия по ритмической гимнастике проводятся, как правило, во второй половине дня и требуют от детей значительной концентрации внимания: длительное применение однообразных и сложных упражнений приводит к быстрому утомлению и, как следствие, снижению интереса к занятию, поэтому следует чередовать упражнения разной направленности. В зависимости от сложности выполняемого движения, а также от части урока широко используются различные методы организации: фронтальный, групповой, индивидуальный. Фронтальный метод предполагает одновременное выполнение всем обучающимися заданного упражнения под руководством педагога. Данный метод используется в различных частях урока. При групповом методе организации необходимо обучающихся разделить на группы в зависимости от уровня физической подготовленности и уровня нарушенного зрения. Каждая группа получает свое задание и выполняет его под наблюдением педагога. Этот метод применяется при разучивании и совершенствовании комплексов упражнений по отдельным группам мышц, что, как правило, осуществляется в ходе основной части урока. При индивидуальном методе организации каждый обучающийся получает свое задание и выполняет его самостоятельно, что возможно при выполнении импровизированных упражнений под музыку в заключительной части урока. Необходимо учитывать, что результативность занятия ритмикой во многом зависит от умения педагога правильно составлять комплексы упражнений, что изначально предполагает определение цели, конкретных задач, а также направленности каждого из упражнений. Наряду с этим, важным моментом является подбор музыки, которая должна быть разнообразной и соответствующей характеру, темпу, ритму исполняемых под нее движений. Педагогу рекомендуется предварительно прослушать музыку несколько раз, определяя 280 ПРОЕКТ характер и структуру музыкального произведения, обозначая схематично его части, периоды, их длительность. После чего необходимо выделить части музыкального произведения с основной мелодией, затем подобрать основные движения для составления упражнений соответствующих характеру музыкального произведения и его структурным особенностям. Далее осуществляется переход к постановке комплекса упражнений и его апробации среди небольшой группы обучающихся. При подборе упражнений педагог должен принимать во внимание, - возраст обучающихся; - уровень их двигательной подготовленности; - наличие вторичных нарушений развития; - характер остаточного зрения. Так, для обучающихся с нарушением зрения младшего школьного возраста сначала подбираются простые по структуре упражнения, но выполнение, которых предполагает яркую эмоциональную выразительность. В общеразвивающих упражнениях широко используются движения с участием рук, ног, туловища. Для согласования движений с музыкой применяются хлопки, притопы на разные доли такта, ходьба с разными сочетаниями темпа, бега, скачков в соответствии с характером музыки. Также осуществляется подбор небольших элементов народных танцев и плясок. В процессе выполнения тех или иных упражнений педагогу необходимо следить за самочувствием слабовидящих обучающихся, что позволит избежать их переутомления. Внешние признаки утомления Признаки Небольшое утомление Значительное среднее утомление Резкое большое утомление Цвет кожи Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение или побледнение, «синюшность» кожных покровов Потливость Слабо выраженная Средне выраженная Сильно выраженная Дыхание Учащенное дыхание, но ровное Учащенное дыхание, периодически наступающее через рот Резко учащенное дыхание: поверхностное непрерывное через рот. 281 ПРОЕКТ Отдельные глубокие вдохи сменяются беспорядочным дыханием (одышка) Движение Бодрая походка Неуравновешенный шаг, покачивание тела Резкие покачивания тела, появление некоординированных движений Внимание Хорошее безошибочное выполнение команд- указаний Неточность в выполнении команд- указаний, ошибки при изменении направлений Замедленность в выполнении команд- указаний, реакция только на усиление звучания Самочувствие Отсутствие жалоб Жалобы на усталость, боль в ногах, сердцебиение, одышку Жалобы на усталость, боль в ногах, сердцебиение, одышку, головокружение, тошноту Учет педагогом перечисленных внешне выраженных признаков утомления позволит улучшить условия восприятия учебного материала обучающимися с ограниченными зрительными возможностями и будет способствовать эффективности овладения тем или иным движением данной категорией детей. 3. Тематическое планирование Наименование раздела Кол-во часов Ритмика (теоретические знания). 1 Специальные ритмические упражнения. 3 Упражнения на связь движений с музыкой. 2 Упражнения ритмической гимнастики. 2 Подготовительные упражнения к танцам. 2 Элементы танцев. 2 |