Программа Культура России
Скачать 6.95 Mb.
|
Контрольные вопросы и задания 1. Дайте определение выносливости как виду физических способностей. К каким функциональным системам организма человека выносливость предъявляет повышенные требования? Дайте характеристику общей выносливости. Особенности развития общей выносливости. Специальная выносливость и способы ее развития. Раскройте основные виды специальной выносливости. 4.6. Развитие гибкости В отличие от основных двигательных способностей (силовых, скоростных и др.), являющихся непосредственными факторами моторных действий, гибкость представляет собой одну из главных предпосылок движений и необходимых взаиморасположений звеньев тела. Гибкость – комплекс психологических, морфологических и физиологических компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), обеспечивающий способность выполнять движения с максимальной амплитудой. Этот комплекс включает следующие факторы: – морфологическое и функциональное состояние центральной и периферической нервной системы (нервная регуляция тонуса мышц, уровень межмышечной координации); – морфологическое и функциональное состояние суставов (суставной поверхности, суставных капсул, внесуставных связок, наличие врожденной или приобретенной тугоподвижности); – психологическое состояние (порог болевых ощущений, способность к волевым усилиям). Педагогическими задачами при направленном развитии гибкости являются: 1) обеспечить развитие гибкости в той мере, в какой это необходи-мо для выполнения движений с полной амплитудой, без ущерба для нормального функционирования опорно-двигательного аппарата; 2) предотвратить, насколько это возможно, утрату достигнутого уровня гибкости, минимизировать ее регресс. 3) обеспечить восстановление гибкости, утраченной в результате заболеваний, травм и других причин. Выделяют активную и пассивную гибкость. Активная гибкость – способность достигать максимальной амплитуды движений за счет работы мышц, проходящих через сустав, пассивная – за счет действия посторонних сил. В естественных условиях инвалид использует лишь сравнительно небольшую часть анатомической подвижности в суставах, сохраняя огромный резерв пассивной гибкости. Наиболее продуктивным периодом развития пассивной гибкости является возраст 9–10 лет, активной – 10–14 лет. В силу естественных возрастных изменений структуры мышц уже к 20 годам амплитуда дви-жений заметно падает. Поэтому младший и средний школьный возраст оказывается самым плодотворным для развития гибкости. Дети с нарушениями в развитии отстают по уровню гибкости от своих здоровых сверстников: умственно отсталые на 10–20% (А.А. Дмитриев, 1991), глухие на 15–20% (В.Л. Страковская, 1987), слепые и слабослышащие младшие школьники на 25% (Л.Н. Ростомашвили, 1999). Значительные инволюционные изменения гибкости наступают в пожилом возрасте в связи с ухудшением эластично-упругих свойств мышц и связок. Тем не менее регрессивным тенденциям можно противодействовать путем специальных упражнений. При развитии гибкости необходимо учитывать некоторые общие закономерности: Развитие гибкости тесно связано с развитием мышечной силы. Но гипертрофия мышц, вызываемая массированным применением сило-вых упражнений, может привести к ограничению размаха движений. С другой стороны, форсированное развитие гибкости без соразмерного укрепления мышечно-связочного аппарата может вызвать «разболтан-ность» в суставах, перерастяжения, нарушения осанки. Отсюда выте-кает необходимость оптимального сочетания упражнений, направлен-ных на развитие гибкости и мышечной силы. При таком подходе за счет предварительного растягивания мышц и увеличения мощности усилий создаются предпосылки улучшения координационной структуры дви-жений, быстроты мышечных переключений (Л.П. Матвеев, 1991). Для развития активной гибкости наряду с растягивающими упражнениями, которые выполняются за счет мышечных усилий, эффективны и силовые упражнения динамического и статического характера, а также медленные динамические упражнения с удержанием статических поз в конечной точке амплитуды. Чередование их позволяет обеспечить большую амплитуду при выполнении большинства упражнений (В.Н. Платонов, 1987). Активная гибкость развивается в 1,5–2 раза медленнее, чем пассивная. Разное время требуется на развитие подвижности в различных суставах. Быстрее повышается подвижность в плечевых, локтевых, лучезапястных суставах, медленнее – в тазобедренном и суставах позвоночного столба. Время достижения положительного эффекта может изменяться в зависимости от структуры сустава и мышечной ткани, возраста и имеющихся двигательных нарушений (Б.В. Сермеев, 1970). Развитие гибкости при максимальной амплитуде движений связа-но с насильственным растягиванием мышечно-связочного аппарата, при котором преодолеваются некоторые болевые ощущения. Во избе-жание микротравм необходимо предварительное разогревание мышц с помощью разминки, самомассажа, теплого тренировочного костюма, в домашних условиях это может быть 10-минутная ванна в 40° воде (Н.Г. Озолин, 1988). Принято различать гибкость общую и специальную. В адаптивной физической культуре общая гибкость реализуется во все возрастные периоды жизни и состоит во всестороннем поступательном ее разви-тии, гарантирующем достаточно полную амплитуду в различных видах движений. Специальная гибкость реализуется в двух направлениях. Первое – в адаптивном спорте, где повышение подвижности в суставах достигается подбором родственных по структуре упражнений, воздействующих на суставы и мышцы, определяющие результат в избранном виде спорта (например, в плавание кролем – плечевой и голеностопный суставы, брассом – тазобедренный, коленный и голеностопный). Для развития гибкости в зависимости от режима работы мышц используются следующие виды упражнений: а) динамические активные и пассивные; б) статические активные и пассивные; в) комбинированные. Динамические активные упражнения включают маховые, пружинистые, прыжковые упражнения, со жгутами и амортизаторами и т.п. Динамические пассивные упражнения включают упражнения с дополнительной опорой, с помощью партнера и преодолением внешних сопротивлений. Статические активные упражнения включают удержания растянутых мышц, осуществляющих движение. Статические пассивные упражнения – те же, но удержание положения тела осуществляется с помощью внешних сил – отягощения, партнера. Комбинированные упражнения основаны на предварительном пассивном растяжении мышц с последующим активным напряжением, расслаблением и растягиванием. В практике адаптивной физической культуры эти разновидности упражнений трансформируются в конкретные упражнения целевого назначения; почти все упражнения предваряются массажем или самомассажем: для пальцев рук: массаж, разгибание пальцев надавливанием другой руки – сначала легким, затем сильными пружинистыми движениями и статическом удержанием в разогнутом положении; для запястья: массаж, сгибание, разгибание, вращение, статичес-кое удержание в разогнутом положении за счет надавливания другой рукой или упором в неподвижный предмет (пол, стену); для плечевых суставов: вращения, маховые упражнения в разных направлениях и плоскостях, висы на кольцах, наклоны вперед хватом за рейку гимнастической стенки; самостоятельно или с партнером: от-ведения рук, выкруты гимнастической палки; для туловища: прогибание назад в мост у опоры, со страховкой, наклоны назад, стоя на коленях, наклоны вперед прогнувшись, вол-нообразные движения вперед, назад, в стороны, наклоны повороты, вращения туловища; для голеностопных суставов: массаж, оттягивание носков, подошвен-ное сгибание–разгибание, сед на пятках с оттянутыми расслабленны-ми носками, ходьба на носках, на пятках, на наружном и внутреннем своде; для тазобедренных суставов: глубокие приседания на полной ступне – в положении ноги врозь, выпады вперед и в стороны; наклоны вперед из положения ноги врозь, вместе, стоя на гимнастической скамейке; взмахи ногами вперед, назад, в сторону стоя у опоры; то же с отягощением на голень 1 кг, стоя у опоры поднимание ноги вперед, в сторону, назад с помощью партнера и самостоятельно; то же, но медленно с фиксированием верхней точки амплитуды, с отягощением. Степень их использования, а также дозировка определяется потребностью либо в сохранения гибкости на достигнутом уровне, либо ее дальнейшего развития и совершенствования. Второе направление реализуется в процессе восстановления под-вижности суставов средствами ЛФК. Оно достаточно полно изучено, имеет свои двигательные режимы, этапы, технические приспособле-ния, различные технологии. Например, А.Ф. Каптелин (1995) при пора-жении опорно-двигательного аппарата для восстановления активной гибкости рекомендует использовать облегченные условия водной среды. Установлено, что при развитии контрактуры дозированное растягива-ние мышечно-суставно-капсульного аппарата в воде происходит более успешно, чем в обычных условиях. В.Г. Григоренко, Б.В. Сермеев (1991) в развитии гибкости у инвалидов с нарушениями функций спинного мозга выделяют 3 этапа. а) Этап суставной гимнастики – характеризуется тем, что ведущей задачей является не только повышение общего уровня развития актив-ной и пассивной подвижности в суставах, но и укрепление самих суста-вов, а также функциональная подготовка мышечно-связочного аппа-рата с целью улучшения эластичных свойств и создания прочности мышц и связок. Этот этап связан с изучением индивидуальных возмож-ностей инвалидов. б) Этап специального развития подвижности в суставах. Ведущая за-дача – развитие максимальной амплитуды в тех движениях, которые способствуют быстрому и качественному овладению базовыми двига-тельными действиями, необходимыми в бытовой, производственной, реабилитационной и спортивной практике инвалидов. Методика разви-тия гибкости на этом этапе должна обеспечивать оптимальное сочета-ние упражнений на растягивание и силу. Важно не только максимально развить силу и подвижность в суставах на основе дифференцированного подхода, но и привести их в соответствие между собой. в) Этап поддержания подвижности в суставах на достигнутом уров-не характеризуется необходимостью ежедневного выполнения упраж-нений на растягивание с оптимальным дозированием нагрузки. Эта за-дача эффективно решается путем включения следующих упражнений: – простые движения, выполняемые с максимальной амплитудой; – упражнения с использованием дополнительного внешнего усилия; – упражнения, выполняемые в статическом режиме, при которых сохраняется неподвижное положение, но с максимальным отведением; – сгибание и разгибание различных частей тела; – упражнения на расслабление, способствующие улучшению как пассивной, так и активной подвижности в суставах. В качестве методов развития гибкости авторами предлагаются два основных: локальный метод, включающий специальные упражнения в опти-мальном режиме нагрузки на конкретный сустав опорно-двигательно-го аппарата; интегральный метод, включающий специальные упражнения, по-добранные на основе координационной структуры, необходимой амп-литуды и других характеристик движения, нацелен на эффект суммар-ного проявления гибкости в разных суставах. Контрольные вопросы и задания Дайте определение гибкости. Какие факторы обеспечивают способность выполнять движения с максимальной амплитудой? Перечислите основные закономерности развития гибкости. Какие упражнения могут быть использованы для развития гибкости пальцев рук, запястья, плечевых суставов, туловища (позвоночника), тазобедренных и голеностопных суставов? Какие этапы развития гибкости у инвалидов выделяют В.Г. Григоренко, Б.В. Сермеев? 4.7. Развитие координационных способностей Когда говорят о координационных способностях человека, то имеют в виду согласованные, целесообразные, координированные движения и способность управлять ими. Природной основой координационных способностей являются свой-ства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов), индивидуальные варианты строения коры головного моз-га, степень зрелости ее отдельных областей, уровень развития и со-хранность сенсорных систем (зрения, слуха и др.), продуктивность пси-хических процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления), тем-перамент, характер, способность регулировать эмоциональное состоя-ние. Это означает, что координационные способности определяются теми биологическими и психическими функциями, которые у детей с различными нарушениями имеют дефектную основу. Эти нарушения ведут к рассогласованию различных функций организма, и в первую очередь между функциями двигательного аппарата и деятельностью дру-гих систем, обеспечивающих работу мышц (В.С. Фарфель, 1975; Е.П. Ильин, 1983; А.С. Солодков, 1998), что затрудняет освоение слож-нокоординационных двигательных действий, а следовательно, и коор-динационных способностей. Н.П. Вайзманом (1997) выдвинуто предположение о том, что при неосложненной форме умственной отсталости нарушения сложных двигательных актов, требующих тонкой моторики, определяются теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект, т.е. нарушениями аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга. Дети с сенсорной недостаточностью медленнее осваивают сложные движения, так как многие частные проявления координационных способностей опираются на зрительную, слуховую, вестибулярную афферентацию. Координационные способности – это совокупность психологических, морфологических, физиологических компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), единство которых в границах функциональной системы обеспечивает продуктивную двигательную деятельность, т.е. умение целесообразно строить движение, управлять им и в случае необходимости быстро перестраивать его. К факторам, влияющим на проявление координационных способностей инвалидов, относятся следующие: – функциональное состояние центральной и периферической нервной системы; – уровень межмышечной координации, обеспечивающий технику двигательных действий; – тип высшей нервной деятельности, особенности характера и поведения; – состояние высших психических функций, психологическая устойчивость, способность анализировать и быстро принимать решения в условиях внезапно изменившихся условий; – функциональное состояние двигательного, зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов. Координационные способности представляют собой совокупность множества освоенных двигательных координаций, обеспечивающих продуктивную двигательную деятельность. Это сложная по структуре способность. Именно поэтому в программах физического воспитания в специальных (коррекционных) школах развитие координационных способностей является важной составной частью образовательного про-цесса и рассматривается как базис, формирующий фонд новых двига-тельных умений и навыков, как предпосылка и основа успешного раз-вития других физических способностей (Н.Н. Ефименко, 1991; Е.С. Чер-ник, 1997; Н.В. Астафьев, А.С. Самыличев, 1997; С.И. Веневцев, 2000). В структуру координационных способностей входят следующие составляющие: Координация движений – способность к упорядоченным согласованным движениям тела и его частей. Дифференцирование усилий, времени, пространства и ритма – комплексная характеристика, отражающая точность оценивания, отмеривания и воспроизведения заданных параметров движения. Ориентировка в пространстве – способность к определению и изменению положения тела и отдельных его частей в пространственновременном поле. Ритмичность движений – способность усвоения заданного ритма движений. Равновесие – способность к сохранению устойчивой позы в статических и динамических упражнениях, на ограниченной, подвижной опоре, при действии ускорений. Быстрота реагирования – способность отвечать движением на различные внешние сигналы (зрительные, слуховые), перестраивать движение в изменяющихся условиях. Точность мелкой моторики – способность воспроизводить тонкие движения кистями, пальцами рук в соответствии с поставленной задачей. Расслабление – способность к произвольному и рациональному снижению напряжения мышц. 1. Развитие координации движений Л.П. Матвеев (1976), В.И. Лях (1986) предлагают использовать ряд методических приемов, стимулирующих более высокие проявления координации движений: – необычные исходные положения; – зеркальные выполнения упражнений; – изменение скорости и темпа движений; – изменение пространственных границ выполнения упражнения; – смену способов выполнения упражнения; – изменения противодействия в парных упражнениях; – сочетание известного и неизвестного в одном упражнении и др. 2. Развитие способности к дифференцированию параметров движения Координационно упорядоченные, согласованные движения тела и его звеньев достигаются путем сенсорного восприятия (зрительного, вестибу-лярного, кинестетического), дифференциации временных, пространствен-ных, динамических, ритмических характеристик двигательной деятельнос-ти. Эти проявления координационных способностей определяют точность, экономичность, целесообразность движений. Развитие их требует дидакти-ческой последовательности, постепенного повышения уровня сложности. Табл. 4 иллюстрирует задачи разных уровней сложности в процессе совершенствования указанных координационных способностей для здоровых школьников младших классов (О.А. Двейрина, 2000), но они вполне применимы для детей и взрослых инвалидов с различными нарушениями. Таблица 4 Задачи развития и совершенствования дифференцировочной способности
Способность к дифференцированию временных, пространственных, динамических и ритмических параметров движения развивается как в процессе обучения двигательным действиям инвалидов, так и самостоятельно, компенсируя отдельные отставания в развитии, обусловленные дефектом. Выбор методических приемов зависит от внешних условий, видов упражнений, физической и психической готовности занимающихся. Дифференцирование временных параметров движения Основной путь развития – упражнения на точность различения временных интервалов: – воспроизведение временных отрезков: 3, 5, 7, 10 с путем мысленного (внутреннего) отсчета времени; – то же, при выполнении упражнений, например определение времени в беге на 20 м; «Чувство времени» формируется постепенно: сначала педагог дает информацию о результате, определяя его по секундомеру, затем уче-ник сообщает «свое» время, сверяя с действительным, и, корректируя внутренние ощущения, позднее выполняет упражнение с заданным временем. – выполнение упражнений с разным темпом: приседания, наклоны, круговые движения рук на 1, 2, 4 счета; на счет 1–4. Дифференцирование пространственных параметров движения Строится на ощущениях «чувства пространства» и кинестетических представлениях: – выполнение симметричных и асимметричных движений и умение контролировать точность положений; – ходьба и бег с чередованием разной длины шагов (40, 60, 80 см); – повороты на 45°, 90°, 180°; – чередование наклонов и полунаклонов вперед, назад, в стороны; – махи ног, круговые движения рук с разной амплитудой; – прыжки в длину с места с разной траекторией полета, на заданное расстояние. Дифференцирование динамических параметров движения Основано на умении различать и варьировать усилия: – статическое усилие мышц кисти – на ручном, спины – на становом динамометре с максимальной силой, в 3/4, в 1/2; – прыжки в длину с места с максимальной силой, в 3/4, в 1/2; – метание в цель на разном расстоянии от мишени; в заданную цель (для слепых – озвученная мишень); мячами разного веса; – приседания с набивными мячами, гантелями разного веса. Дифференцирование ритмических параметров движения («Чувство ритма») Типичной формой управления ритмическими параметрами движения в практике АФК является использование музыки и других сигналов (звуковых, световых, тактильных, вибрационных); различающихся по высоте, громкости, продолжительности, тембру: – ходьба, бег в заданном внешним сигналом темпе; – шаги польки, галопа и др. под музыку; – подскоки, прыжки на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону в заданном ритме; – импровизации движений под музыку. 3. Развитие способности к пространственной ориентации Ориентация в пространстве – важная часть координационных спо-собностей. Недостаточность ее у инвалидов всех нозологических групп – результат не только патологических нарушений, но и следствие гипо-динамии. Поэтому одна из задач ориентации – вооружить человека, особенно слепого и слабовидящего, умениями и техникой безопасно-го и надежного передвижения в окружающей среде. При этом двига-тельная способность и пространственная ориентация тесно взаимо-связаны. E.W. Hill (1986), исследовавший эту способность слепых, утверждает, что если субъект способен двигаться, но не ориентирует-ся, движение бесполезно и бессмысленно, и, наоборот, если субъект ориентируется, но неподвижен, он не может оказаться там, где ему хочется. Двигательная способность (мобильность) состоит из двух компонен-тов, один из которых – мыслительная ориентация, другой – физическое передвижение. Первый определяется как способность индивида распоз-навать окружение, временные и пространственные отношения относи-тельно самого себя, второй – как передвижение из одного места в другое посредством физической деятельности (К.Ф. Хусто с соавт., 1999). Органы чувств играют ведущую роль в распознавании, истолковании и использовании информации для ориентировки в пространстве: – зрительная сенсорная система (для слабовидящих – остаточное зрение) осуществляет зрительное внимание, фиксацию, слежение, аккомодацию; – слуховая – слуховое внимание, локализацию, распознавание, различение звуков; – тактильная – кинестетическое, температурное и осязательное распознавание, различение; – обонятельная – распознавание запахов. Чувство самовосприятия, формирующееся в детстве и влияющее на развитие мышечного тонуса, существенно влияет на координацию движений, в том числе и на пространственную ориентацию. Нарушения мышечного тонуса, особенно у детей с последствиями церебрального паралича, полиомиелита, искажают движения, позы, походку. Методические приемы развития способности к пространственной ориентации направлены на формирование необходимых знаний и дви-гательных умений с помощью зрительных, слуховых, тактильных, ки-нестетических представлений, являющихся ориентировочной основой действий в замкнутом или открытом пространстве. Создание этих пред-ставлений особенно важно для детей с сенсорными нарушениями: – знание о структуре пространства и внешних ориентирах (верхний и нижний, правый и левый угол зала, окно, дверь, гимнастическая стенка и т.п.); – знания о положениях и позах тела в процессе выполнения упражнений (правильная осанка, положение стоя, сидя, лежа на животе, на спине, на боку, стоя не коленях); – знания о видах размещения (в шеренге, колонне, круге, в парах) и перемещения (по прямой, по диагонали, «змейкой» и т.п.); – знания о направлениях движения: вперед–назад, вправо–влево, вниз – вверх; – представление о величине (большой – маленький), весе (легкий – тяжелый), форме (квадратный, круглый), фактуре (гладкий, шерша-вый), материале (деревянный, металлический, резиновый), цвете (крас-ный, синий, желтый); – понимание пространственных различий в двигательных действиях в зависимости от предлогов «перед», «за», «через», «по», «на», «между», «под» (подпрыгнуть, спрыгнуть, перепрыгнуть); – дифференцирование внешних сигналов (звуковых, световых, вибрационных), предметных и символических ориентиров (хруст снега, шум воды, шорох шагов), указывающих направление, амплитуду, траекторию, длину и количество шагов. Указанные представления формируются на каждом занятии, но наиболее успешно реализуются в процессе игровой деятельности. 4. Развитие способности усвоения ритма движений Ритм является комплексной характеристикой, отражающей соотношение между отдельными частями, фазами, элементами какого-либо упражнения по усилиям, во времени и пространстве. В теории физической культуры ритм определяется как соразмер-ность во времени сильных, акцентированных движений, связанных с активными мышечными усилиями, и слабых, относительно пассивных движений (Ю.Ф. Курамшин, 1999). Ритм присущ и циклическим, и ациклическим движениям. Ритмичность движений характеризует рациональную технику конкретного двигательного действия. Дети аномального развития, особенно с умственной отсталостью, испытывают затруднения в усвоении правильного ритма движений, т.е. в согласованности акцентированных усилий с пространственными и временными характеристиками движения. Неритмичный бег означает неравномерность усилий при отталкивании в каждом цикле бега и соответственно нестабильную скорость, «плавающую» длину и частоту шагов. Внешне это проявляется в излишнем напряжении, порывистости и внезапном торможении, раскачивании из стороны в сторону. В целях обучения правильному ритму и его относительной стабилизации используют счет, «выстукивания», хлопки. С этой же целью применяют музыкальное сопровождение, хотя в музыке под ритмом понимают «последовательную длительность звуков, различных по высоте» (Т.Т. Ротерс, 1989), т.е. только временные параметры. Дети с нарушениями в развитии лучше усваивают временные ха-рактеристики (продолжительность движения, темп), чем ритмические. Если звуковые акценты (громкость) в мелодическом рисунке совпада-ют с акцентированными проявлениями мышечного усилия, то эффек-том является улучшение ритмической характеристики движения. В дей-ствительности музыкальное сопровождение, используемое в ритмо-пластике, танце, логоритмике, аэробике, такой задачи не преследует. В этих видах все внимание концентрируется на точности временного совпадения движений с ритмическим рисунком мелодии, которое пред-ставляет «чередование звуков различных длительностей». Вместе с тем, воспроизведение музыкального ритмического рисунка в движении развивает музыкальную память, координацию движений, быстроту реакции, выразительность, пластичность и опосредованно – ритм движений (в понимании его как комплексной характеристики техники физического упражнения). 5. Развитие способности к статическому и динамическому равновесию В основе развития этой координационной способности лежит постепенное и последовательное усложнение заданий и условий их выполнения, в результате чего требуется все большая мобилизационная способность оптимально балансировать в неустойчивых позах, придавая им устойчивость в условиях помех. В условиях двигательной деятельности инвалидов важны два проявления равновесия: устойчивость статической позы и сохранения ее в динамических упражнениях. При вертикальной позе ведущая роль в регуляции равновесия принадлежит стопе и активности мышц голени, так как именно они осуществляют коррекцию нарушений равновесия (В.С. Гурфинкель, 1965). Устойчивость обеспечивается: – большей площадью опоры; – более низким нахождением общего центра массы тела к опоре; прохождением линии тяжести через площадь опоры. В динамических упражнениях при воздействии прямолинейных и угловых ускорений равновесие преимущественно обеспечивается анализаторами (двигательным, вестибулярным) и зависит от проприоцептивной чувствительности и устойчивости к вестибулярным раздражениям. В практической работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями применяются следующие упражнения: – ходьба на носках, фиксация стойки на носках; – ходьба с поворотами, наклонами, круговыми движениями головы; – чередование ходьбы вперед и назад с поворотами на 180 и 360°; – танцевальные шаги вальса, польки; – стоя у опоры, сохранение равновесия при наклонах назад, вперед, в стороны, стоя на одной ноге; – то же, без опоры; – прыжки на двух ногах, на одной ноге, на скакалке, на месте, с продвижением, поворотами; выпрыгивание вверх с устойчивым фиксированным приземлением; – балансирование на уменьшенной площади опоры (нарисованном коридоре, гимнастической скамейке, канате, лежащем на полу, низком гимнастическом бревне); – махи ног вперед, назад, в стороны, с фиксацией конечного положения – поза «ласточки» (у опоры, без опоры); – вращение тела вокруг вертикальной оси (в висе на кольцах, на коньках, в кресле Барани, в коляске); – катание на качелях, «гигантских шагах», каруселях, «рейнском колесе», прыжки на батуте; – подвижные игры с ускорениями, остановками, сменой направления, фиксированными позами; – ходьба по наклонной гимнастической скамейке вверх и вниз, руки в стороны, по качающейся опоре; – выполнение упражнений с закрытыми глазами (А.А. Тер-Ованесян, 1978); – жонглирование предметами (подбрасывание и ловля 1–2 теннисных мячей), стоя на гимнастической скамейке. 6. Развитие способности к быстрому реагированию Категорию детей аномального развития отличает целый ряд существенных нарушений нейродинамики: уменьшение силы основных нервных процессов, нарушение их подвижности, патологическая иррадиа-ция возбудительного и тормозного процессов (А.Р. Лурия, 1973; Б.И. Шостак, 1973; В.И. Лубовский, 1982), которые выражаются в сни-жении когнитивных способностей, замедленном решении моторных задач, запаздывании тактических действий. Под реагирующей способностью понимается умение быстро отвечать на различные сигналы, перестраивать формы двигательных действий в соответствии с меняющимися внешними условиями. Для развития простой двигательной реакции используются внезапные звуковые, двигательные, световые, вибрационные сигналы к началу заранее известного двигательного действия (зафиксировать позу, выполнить поворот, изменить направление движения). Варьирование сигналов по времени подачи (с разными интервалами), силе, типу, расстоянию развивает слуховое и зрительное внимание. Сложные реакции связаны со слежением, зрительным восприятием (у незрячих – слуховым восприятием), умением предвидеть, например, траекторию полета мяча, направление и скорость бега догоняющего в игре, предугадать движения партнера и т.п., т.е. предвосхитить события во времени и выбрать соответствующее двигательное поведение. Умение предвидеть, предугадывать ситуацию (антиципация) определяет точность и своевременность реакций, оптимальный выбор маршрута движения. Как правило, проявление этой способности связано с лимитом време-ни, а поэтому лучше всего развивается в игровой деятельности, где при-ходится реагировать на меняющуюся обстановку, выбирать кратчайший путь, использовать глазомер, самостоятельно принимать решения. Для развития реагирующей способности используются следующие упражнения: – во время ходьбы или бега по одному сигналу выполняется остановка, по другому – смена направления движения; – реагирование на сигнал из разных исходных положений: упор присев, стоя спиной и т.п.; – реагирование движением на летящий мяч (отскочить или поймать), вращающуюся под ногами веревку и др.; – реагирование на силу внешнего сигнала переключением на другой вид деятельности; – подвижные игры, требующие быстрого реагирования на изменяющиеся условия и соответствующего выбора двигательного поведения. 7. Развитие мелкой моторики Одним из наиболее выраженных проявлений поражения ЦНС явля-ется нарушение нервной регуляции моторики мелких движений рук – кистей и пальцев, выражающееся в ограниченной подвижности, сгиба-тельной контрактуре, спастике, синкинезиях. Чаще встречается у детей с последствиями полиомиелита, церебрального паралича, поражения спинного мозга, у детей с умственной отсталостью. От координации пальцев и кисти зависит освоение письма, чтение слепыми по Брайлю, успешность выполнения многих бытовых, трудовых и спортивных дей-ствий инвалидами всех нозологических групп. Развитие мелкой мотори-ки выступает как один из основных методических подходов коррекции тяжелых речевых нарушений, к которым относят алалию, афазию, ринолалию, дизартрию, заикание. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, он быстрее осваивает технику письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошего развития зрительного восприятия и произвольного внимания. Для активизации движений кисти и пальцев используется разнообразный мелкий инвентарь: мячи, различные по объему, весу, материалу; шары – надувные, пластмассовые, деревянные; флажки, ленты, резиновые кольца, обручи, гимнастические палки, кубики, мячиежики, геометрические фигуры, вырезанные из картона, пуговицы, игрушки и др. Основной метод игровой, но есть и самостоятельные упражнения: – катание мяча, шарика, сидя на полу; – подбрасывание и ловля мяча двумя руками, одной; – перебрасывание мяча из руки в руку; – удары мяча об пол, в стену и ловля; – броски мяча в цель, горизонтальную, вертикальную; – хватание гимнастической палки; – сжимание–разжимание кисти с резиновым кольцом; – ритмичное постукивание пальцами по столу; – быстрое соединение пальцев в замок; – движение кисти к себе, от себя со сцепленными пальцами; – пассивное и активное сгибание каждого пальца; – собирание строительного конструктора, складывание мозаики; – рисование по трафарету, на доске мелом и т.п.; – малоподвижные игры типа «В гости к пальчику большому», сопровождающиеся последовательными движениями пальцев и речитативами; – пальчиковые игры, в которых движением пальцев изображаются предметы, птицы, животные. Они увлекательны, способствуют разви-тию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. 8. Развитие способности к расслаблению мышц Избыточная напряженность мышц может иметь разные причины: быть следствием влияния основного дефекта и нарушения управления произвольными движениями (при церебральных параличах), эмоциональной и психологической скованности, страха, боли, отсутствия двигательного опыта и т.д. Средствами и методическими приемами снижения мышечного напряжения и формирования произвольного расслабления являются: – гидрокинезотерапия (С.Ф. Курдыбайло, В.Т. Богатых, 1997; Д.Ф. Мосунов, 2000), гидроаэробика (Т.Г. Меньшуткина, 2001). Водная среда с температурой 36,5–37° уменьшает спастику, снижает тонус мышц и контрактуры суставов; – мимическая гимнастика (Ю.Г. Михайлова, 2000) – иппотерапия – лечебная верховая езда, эффект которой заключается в одновременном воздействии на организм трех факторов: механического, температурного и ритмического (Л.Л. Лиховид с соавт., 1996), снимает спастику мышц бедер у детей с ДЦП. Благодаря ритмичному, плавному шагу лошади всадник получает тепловой массаж мышц бедер и тазобедренных суставов; – антигравитационные костюмы для детей с ДЦП, снижающие спастичность, спастико-ригидность (К.А. Семенова, 1999); – внешние факторы переключения после напряженных действий, например, решение несложной арифметической задачи, составление слов из букв (в условиях подвижной игры или эстафеты); – контрастные статические напряжения с последующим расслаблением мышц; – маховые упражнения рук (руки – «плети») и ног, потряхивание конечностей; ненапряженные ротационные движения рук; свободное, расслабленное «падение» рук, ног, туловища; – сочетание фазы расслабления с форсированным выдохом; – переключение внимания, зрительного контроля и собственных действий на расслабление, включая самомассаж; – использование музыки как отвлекающе-раскрепощающего фактора; – медитация, аутотренинг, релаксационные сеансы йоги (И.В. Курис, 1998). |