Главная страница

Программа Педагогика нового времени


Скачать 0.79 Mb.
НазваниеПрограмма Педагогика нового времени
Дата04.05.2022
Размер0.79 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаsovremennyj_urok-integrirovannye_uroki-chast_6.pdf
ТипПрограмма
#511326
страница16 из 17
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
Тема урока: «Весенние образы в произведениях русско­
го искусства XIX века».
Урок охватывает следующие темы «Обязательного ми­
нимума содержания основных образовательных программ»:
- родство художественных образов разных искусств;
- общность тем, специфика выразительных средств разных искусств.
Цель урока:
- создание условий для воспитания чувства любви к ро­
дине, ее природе, произведениям искусства;
1
Авторы Науменко Т.И., Алев., Кичак Т.Н.
2
Учитель музыки МОУ ЕНЛ № 11. г. Ростова-на-Дону.
Приложения
- развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, коммуникативных способностей;
- создание условий для формирования аналитического отношения к средствам выразительности разных видов ис­
кусства;
- освоение знаний об особенностях языка разных видов искусства, о воздействии их на человека, об их взаимосвязи с жизнью;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, художественного вкуса учащихся.
Оснащение урока: компьютер, проекционная система, презентация учителя «Весенние образы в произведениях русского искусства XIX века», включающая звукозаписи пьесы П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник», этюда
С В . Рахманинова и репродукцию картины И.И. Левитана
«Весна. Большая вода»; аранжировка песни «Весна в 5«б»
(музыка С. Халаимова, слова А. Пепеляевой); слайд-шоу весенних пейзажей русских художников XIX века и слайд- шоу «Россия».
Литература
Науменко Т.Н., Алеев В.В. Музыка. 5 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа,
2004.
Литература: учебник для 5 класса общеобразователь­
ных учреждений / автор-составитель В.П. Полухина. М.:
Просвещение, 2004.
Фенина СВ. Беседы о русских художниках. М.: Русский язык, 1990.
Комментарии.
Урок ведет учитель музыки. Но он может быть проведен и тремя учителями - литературы, музыки, изобразительного искусства, т. к. тема природы изучается на этих уроках па­
раллельно; презентация учителя и слайд-шоу созданы в программе
Ро\л/ег Ро!П(, аранжировка песни - в программе Вала
1 1П а Вох.
8*
227 226

Приложения
228
Приложения
229
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Специалисты в поэзии, напомните мне известные вам выразительные средства литературы.
Ученики: Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, аллегория, гипербола, ирония...
Учитель: Верно. Какими выразительными средствами поэт создает образ весны? (Учитель раздает листочки уче­
никам с текстом стихотворения, в которых дети отмечают выразительные средства).
Ученики:
«воды шумят» - олицетворение;
«сонный берег!» - эпитет;
«воды... бегут...и гласят» - олицетворение;
«весна идет» - олицетворение;
«мы молодой весны гонцы» - метафора;
«тихих, теплых... дней» - эпитет;
«румяный светлый хоровод» - эпитет;
«хоровод толпится» - олицетворение.
Учитель: Правильно. Кого Тютчев называет гонцами весны?
Дети: Весенние воды.
Учитель: Да, какая фраза, по вашему мнению, является ключевой, кульминационной в стихотворении?
Дети:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Урок построен в форме диалога учителя и учащихся.
В Приложении дано выполненное учащимися домашнее задание - размышления о Родине. •»••-"'
Ход урока
Учитель: Существует четыре ключа к пониманию мира: слово, цифра, звук и цвет. Сегодня мы поговорим о трех из них - слове, звуке и цвете.
Тема урока: «Весенние образы в произведениях русского искусства XIX века». Запишите в тетрадь тему урока. Изобра-
. жая природу, мастера никогда не копировали ее. Образы при­
роды на картинах, в стихах или в музыке вызывали разные чувства, переживания. Природа в искусстве представлена та­
кой, какой ее видит человек.
Нам предстоит познакомиться с образами природы в по­
эзии, музыке, живописи и ответить на вопрос: «Какими изобра­
зительно-выразительными средствами пользовались мастера второй половины XIX века, создавая весенние образы?»
На первом ряду у нас сидят специалисты в поэзии, на вто­
ром - в музыке, а на третьем - в живописи. Впрочем, образо­
ванные люди хорошо разбираются в разных видах искусства, поэтому ваша помощь соседнему ряду будет только поощ­
ряться.
Федор Иванович Тютчев - вдохновенный созерцатель природы. Многие его стихотворения содержат размышления о единстве природы и человека. Природа предстает в лирике
Тютчева живой и одухотворенной, и потому - родной челове­
ку. Послушайте стихотворение «Весенние воды»:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!

Приложения
Гонцы эту фразу произносят громко, и в конце предло­
жения стоит восклицательный знак. . „.
Учитель: Молодцы. Какой образ создает в стихотворе­
нии ощущение приближения весны?
Дети: Весенние воды.
Учитель: Совершенно верно. Запишите, пожалуйста, в тетради: Ф.И. Тютчев «Весенние воды».
Музыкантов также всегда интересовало изображение природы. Она «звучала» в раскатах грома, трелях птиц, журчании ручья. И композиторы широко использовали воз­
можности деревянных, духовых, ударных, струнных инстру­
ментов. Со временем кроме изобразительных моментов звукоподражания музыка «перешла» к выражению пережи­
ваний человека, созерцающего красоту природы. «Музы­
кальная живопись» - так охарактеризовал композитор и критик А. Серов выразительность музыки. (Учитель записы­
вает на доске словосочетание «музыкальная живопись»).
Одним из замечательных музыкальных произведений, связанных с изображением природы, является хорошо из­
вестный вами цикл пьес для фортепиано Петра Ильича
Чайковского «Времена года». Сколько пьес в этом цикле?
Дети: Двенадцать.
Учитель: Да. Каковы их названия?
Дети: По названиям месяцев. А еще к названию каждого месяца Чайковский добавил названия, которые объясняют, о чем в пьесах рассказывается. Мы в первой четверти на уроке музыки слушали его пьесу «Октябрь. Осенняя песня».
Учитель: Правильно. Каждая пьеса представляет собой музыкальный пейзаж. (Учитель записывает на доске слово­
сочетание «музыкальный пейзаж»). Ко всем им П.И. Чай­
ковский подобрал в качестве эпиграфа строки из стихотво­
рений русских поэтов. Но музыка композитора вызывает еще и зрительные, живописные ассоциации.
230
Приложения
231
Сейчас мы послушаем пьесу «Апрель. Подснежник».
К ней Чайковский подобрал эпиграф из стихотворения
А. Майкова:
Голубенький, чистый
Подснежник - цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином.
(Звучит пьеса П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник».
Ее звучание сопровождает слайд-шоу картин русских ху­
дожников XIX века на весеннюю тему).
Так же, как и в поэзии, в музыке образ первого весенне­
го цветка, наступающей весны наводит нас на размышле­
ния о пробуждении чувств человека, о его стремлении к об­
новлению после длительного зимнего затишья. Подснежник становится символом этого пробуждения и обновления.
Как вы думаете, ребята, эта пьеса выразительного или изобразительного характера?
Дети: и выразительного, и изобразительного. Можно представить себе под эту музыку, как подснежник растет, тянется к солнцу.
Учитель: Да, Чайковский не только изображает рост цветка, но и выражает чувства, которые вызывает у него наступление весны. Я прошу специалистов в музыке напом­
нить известные вам средства музыкальной выразитель­
ности.
Дети: интонация, мелодия, ритм, лад, тембр, динамика...
Учитель: Правильно. А какие выразительные средства использует композитор для создания музыкального пейзажа?

Приложения
Дети:
восходящие интонации изображают, как растет под­
снежник; мелодия напевная; спокойный ритм; тембр - фортепиано; темп сначала умеренный, а потом ускоряется; лад сначала мажорный, а потом минорный, потом снова мажорный; 1 \ динамика не очень громкая.
Учитель: Хорошо. С каким образом связано в пьесе
П.И. Чайковского наступление весны?
Дети: С образом подснежника.
Учитель: Верно. Запишите, пожалуйста, в тетради:
П.И. Чайковский «Апрель. Подснежник».
Одним из выдающихся художников-пейзажистов XIX ве­
ка был Исаак Ильич Левитан. Средствами живописи он пе­
редавал свои размышления о связи человека и природы. В полотнах Левитана искусство пейзажа становится более чем когда-либо прежде зеркалом человеческой души, спо­
собом выражения человеческих переживаний. Это пейзаж настроения.
К природе среднерусской полосы художник питал ис­
креннюю любовь. Задушевная простота, проникновенная лирика и поэтическая напевность родной русской природы завладели душой Левитана и позволили развернуться его незаурядному таланту. (Учитель записывает на доске сло­
восочетание «поэтическая напевность»). Все творческое наследие художника - образ родины в наиболее высоком значении этого слова. Посмотрите на его картину «Весна.
Большая вода».
Завершая рассуждения о трех выдающихся личностях в
искусстве XIX века, мы можем ответить на вопрос: какие образы стихотворения Ф.И. Тютчева, пьесы П.И. Чайковско-
232
Приложения
233 го, картины И.И. Левитана связаны с приближением весны?
Посмотрите на ваши записи в тетради.
Дети:
в стихотворении - эпитет, метафора, олицетворение; в музыке - интонация, мелодия, ритм, темп, лад, тембр, динамика; на картине - цвет, оттенок, цветовая гамма, цветовое пятно.
Учитель: Вы, наверное, заметили, что в процессе обсу­
ждения произведений мы использовали в нашей речи эпи­
теты, метафоры, олицетворения. Получается, что мы с ва­
ми, говоря об одном виде искусства, невольно соприкосну­
лись с другими. Какие понятия из области живописи исполь­
зуются в качестве метафоры в поэзии, музыке и наоборот?
Посмотрите на словосочетания, записанные мной на доске.
Дети:
музыкальная живопись; музыкальный пейзаж; поэтическая напевность.
Учитель: Да. Можно еще добавить: мелодия стиха, гар­
мония красок, музыкальный колорит, цветовая гамма, ме­
лодическая линия... (Учащиеся записывают в тетрадях сло­
восочетания).
Сегодня мы говорили с вами о весенних образах в про­
изведениях русского искусства XIX века. А сейчас, ребята, давайте сами исполним весеннее произведение - нашу лю­
бимую песню «Весна в 5 «Б», которую написал ростовский композитор Халаимов С. на стихи А. Пепеляевой.
Дети исполняют песню.
Учитель: Спасибо. Скажите, пожалуйста, что послужило источником вдохновения для Ф.И. Тютчева, П. И. Чайков­
ского, И. И. Левитана?
Дети: Природа.

Приложения
234
Приложения
1
Более подробно см. Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. Издатель­
ство «Учитель», 2007.
235
ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ
В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Проект инновационного подхода к управлению
методической службой школы в условиях интеграции
общего и дополнительного образования детей
1
Актуальность проекта:
В современной России развитие школьного образования в значительной степени определяется тем, насколько эф­
фективно работает методическая служба школы. Эта служ­
ба может функционировать только тогда, когда все ее со­
ставные звенья отвечают требованиям сегодняшнего дня.
Эффективность методической службы и ее развитие предполагает совершенствование всей деятельности шко­
лы. Низкий уровень информационного обеспечения педаго­
гического коллектива обозначает тенденции к преоблада­
нию устаревших технологий и методик преподавания. Сис­
тема стимулирования и поощрения педагогических кадров не отражает истинного уровня эффективности педагогиче­
ской деятельности.
В этих условиях организационно-педагогическая дея­
тельность руководителя школы, прежде всего, должна быть сосредоточена на целенаправленном повышении педагоги­
ческой квалификации учителей, творческого подхода к сво­
им должностным обязанностям, умение увлечь за собой весь педагогический коллектив.
Цель проекта.
1. Изменение модели методической службы школы для создания оптимальных условий повышения педагогической квалификации учителей.
Учитель: Правильно - природа России. Я предлагаю вам посмотреть слайд-шоу «Россия» и насладиться красо­
той природы нашей страны.
Итак, на нашем уроке мы соприкоснулись с творчеством трех выдающихся представителей русской литературы, му­
зыки и живописи XIX века. На примере их произведений убедились в том, что для Ф.И. Тютчева, П. И. Чайковского и
И.И. Левитана образы русской природы неразрывно связа­
ны с образом родины. Создавая эти образы, мастера ис­
пользуют выразительные средства, характерные для каждо­
го вида искусства. Некоторые из них используются в смеж­
ных областях искусства в качестве метафоры, эпитета. Это позволяет не только глубже понять произведение искусства, но и обогащает нашу с вами речь, формирует нашу языко­
вую культуру.
Великие деятели искусства осознавали себя граждана­
ми России, они гордились этим. Испытываем ли мы с вами и сейчас такие чувства к своей Родине? Когда мы испыты­
ваем чувство гордости за нее? Я предлагаю вам подумать над ответами на эти вопросы дома. Вы можете выбрать разнообразные формы ответов: сочинение, стихотворение, рисунок, музыкальную пьесу и т. д. Это и будет вашим до­
машним заданием.
Оценивается работа учащихся на уроке.
Спасибо за сотрудничество, урок закончен. До свидания.
Домашнее задание - размышления о Родине.
Из работ учащихся:
- Во Вселенной есть планета, не указанная ни в одном астрономическом справочнике. Эта планета - Россия.
Россия - Родина моя.
Я в ней родился и не зря
И в школе изучаю я
Свою страну от «А» до «Я».
- Мы по праву можем гордиться нашей страной. Ее ис­
тория, быт, природа уникальны и вызывают интерес во все
времена.

Приложения
236
Приложения
Предмет исследования проекта.
Предметом исследования является организация мето­
дической службы и ее эффективность. Если методическая служба ориентирована на интенсивное развитие, то это предполагает множество частных изменений. Все эти изме­
нения должны быть скоординированы, и составлять единое целое. Реализация такого подхода к развитию методиче­
ской службы требует системного управления.
Системный подход предполагает следующую по­
следовательность основных этапов:
1. Проблемно-ориентированный анализ состояния школы.
2. Формирование и разработка стратегии основных на­
правлений перехода к новой модели методической службы школы.
3. Формирование плана действий по реализации страте­
гии.
4. Реализация плана действий.
5. Оценка эффективности преобразований методиче­
ской службы школы.
6. Индикаторные показатели результативности проекта.
7. Сведения о творческой деятельности учителей.
8. Степень участия различных форм педагогической общественности в управлении методической службы.
9. Эффективность методической службы.
10. Уровень качества образования учащихся.
План действий.
1. Повышение педагогической квалификации учителей через:
> методическую учебу педагогического коллектива по современным педагогическим технологиям;
> привлечение высококвалифицированных специали­
стов, методистов для работы с администрацией шко­
лы по реализации стратегии развития школы.
2. Мониторинг педагогических проблем и возможностей учителей школы.
2. Создание оптимальных условий для развития педаго­
гических инноваций в образовании.
3. Включение в структуру методической службы меха­
низмов "быстрого реагирования" на-происходящие измене­
ния в муниципальной, региональной и государственной об­
разовательных системах.
4. Развитие общественной активности учителей.
Задачи проекта.
1. Проведение проблемного анализа состояния школь­
ной образовательной системы.
2 .Формирование современного образа выпускника школы.
3. Разработка и обоснование инновационной модели управления методической службы школы.
4. Апробация модернизационной модели методической службы школы.
5. Доказать эффективность новых технологий.
Ожидаемые результаты.
1. Создание открытой системы управления школой.
2. Создание условий для развития педагогических инно­
ваций в образовании, разработка механизма их институали- зации.
3. Представление реальной самостоятельности педагоги­
ческому коллективу в работе методической службы школы.
4. Повышение качества образования выпускников школы.
Механизм выполнения проекта.
1. Дать новые ценностные ориентиры, присвоение но­
вых знаний педагогическим работникам.
2. Повышение педагогической квалификации учителей.
3. Вовлечение педагогической общественности в управ­
ление школой.
4. Изменение содержания и функций методической службы школы.
5. Обновление организационных структур методической службы, обеспечение их многообразия.
237

Приложения
3. Формирование проблемных групп учителей на основе их творческих возможностей:
> Выявление лидера группы.
" Постановка цели работы группы.
>> Составление плана реализация.доставленной перед группой цели.
4. Реализация плана действий группы по повышению качества образования.
5. Оценка эффективности работы проблемных групп.
Научно-методическое обеспечение проекта.
Правилами внутреннего трудового распорядка, настоя­
щим Положением, всеми видами планов.
Ожидаемые результаты в ходе эффективного выполне­
ния Программы ЦРНК:
- повышение качества образовательно-воспитательного процесса в ОУ;
- повышение уровня профессионального мастерства педагогических кадров;
- повышение статуса педагогов;
- увеличение численности детей, вовлеченных в актив­
ную поисковую и досуговую деятельность;
- расширение объединений эстетического профиля
(студия, ансамбль, театр, класс- клуб) и т. д.
Тезаурус методических форм работы педагога
дополнительного образования и учителя
общеобразовательной школы
Проблемные курсы «Инновационные формы интегра­
ции общего и дополнительного образования детей» - фор­
ма повышения квалификации педагогов по кругу вопросов, которые еще не имеют точного теоретического обоснова­
ния, а находятся в стадии внедрения в практику на уровне поисковой исследовательской работы. Чаще всего это во­
просы именно практического внедрения, поиска путей при­
менения тех или иных теоретических положений методики,
Приложения
239 внедрения в практику работы того или иного учебно-мето­
дического комплекта. Предлагаемый слушателям проблем­
ных курсов материал не носит однозначный характер, а предлагается как один из возможных вариантов решения проблемы. Проблемные курсы проводятся на базе институ­
тов повышения квалификации, органов управления образо­
вания.
Анкета для участников проблемных курсов.
Какой педагогической проблемой наиболее интенсивно вы занимались последние годы? (Ответ).
Какие педагогические теории лежат в основе разраба­
тываемой Вами проблемы? (Ответ).
Какой новаторский педагогический опыт Вы используете в разработке своей проблемы? (Ответ).
Считаете ли Вы, что обозначенная выше проблема (пре­
подавание учебных предметов на интегративной основе) а) действительно актуальна? (Да, нет, не знаю). б) разрешима? (Да, нет, не знаю).
Занимались ли Вы ранее проблемой преподавания сво­
его учебного предмета на интегративной основе? (Да, нет).
Чего, по Вашему мнению, можно ожидать от решения данной проблемы? (Ответ).
Укажите, пожалуйста, какие виды предстоящей работы на курсах по проблеме преподавания учебных предметов на интегративной основе могут представлять для Вас наи­
больший интерес? (Подчеркнуть не более 2-х ответов):
- анализ существующих учебных программ;
- анализ существующей методической литературы;
- участие в разработке новой учебной программы, по­
строенной на интегративной основе;
- участие в разработке учебных материалов на интегра­
тивной основе для учащихся конкретного класса;
238

Приложения
- участие в разработке методической литературы на ин­
тегративной основе;
- участие в разработке отдельных блоков и целых кур­
сов на интегративной основе;
- проведение интегративных уроков-занятий по своему учебному предмету;
- анализ существующих учебных материалов.
Хотели бы Вы принять участие в апробации учебно-мето­
дических материалов по своему учебному предмету, разрабо­
танных на интегративной основе? (Да, нет, не знаю).
Примерный учебный план проблемных курсов
«Преподавание предметов гуманитарного цикла на интегративной основе в школах различного типа

Наименование раздела
Все- го
Лек­
ции Практ Коне.
Сам. рабо­
та
1. Методологические, философско социологические аспекты препо­
давания предметов гуманитарногс цикла на интегративной основе
12 4
4 4
2. Психологическое обеспечение пре­
подавания предметов гуманитар­
ного цикла на интегративной ос­
нове.
16 8
4 4
3. Дидактическое обеспечение пре­
подавания предметов гуманитар­
ного цикла на интегративной ос­
нове.
26 8
2 10 6
4. Методика преподавания предме­
тов гуманитарного цикла на инте­
гративной основе.
40 6
16 10 10 5. Круглый стол
2 6. Зачет
4
Учебно-тематический план
7. Методологические, философско- социологические основы препода­
вания предметов гуманитарного цикла на интегративной основе.
12 4
4 4
8. Психологические особенности фор-
4 2
1 1
240
Приложения

Наименование раздела
Все- го
Лек- . ции
Практ. Коне.
Сам. рабо­
та жирования общих понятий в про- дессе преподавания предметов
-уманитарного цикла на интегра- гивной основе.
9.
Психологические особенности фор­
мирования общеучебных умений в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла на интегра­
тивной основе.
4 2
1 1
10. Психологические особенности ин­
тегрированных уроков-занятий по предметам гуманитарного цикла.
8 4
2 2
11. Дидактические основы интеграции содержания образования по предметам гуманитарного цикла на интегративной основе в школах различного типа.
0 4
4 2
12. Дидактико-методическая структу­
ра урока-занятия по предметам гуманитарного цикла.
16 4
2 6
4 13. Типы и виды интегрированных курсов и уроков-занятий. Методика подготовки, проведения и анализа интегрированных занятий по предметам гуманитарного цикла.
12 2
2 4
4 14. Организационно-методические основы разработки программ и учебно-методических материалов, обеспечивающих преподавание предметов гуманитарного цикла на интегративной основе.
6 4
2 15 Разработка программ по предме­
там гуманитарного цикла для старших классов на интегративной основе, учебно-методических ма­
териалов, обеспечивающих реа лизацию отдельных блоков и ура
К П В - Я Я Н Я Т И Й .
22 10 6
6 16 Круглый стол
2 17
З я ч е т
241

Приложения
242
Приложения
ценностного отношения к миру, его объектам), специфика каждого учебного предмета гуманитарного цикла с точки зрения определения линий интеграции по конкретным ком­
понентам содержания, группировки учебных предметов для разработки программ и учебно-методических материалов на интегративной основе.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


написать администратору сайта