литерат 2 симестр. Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Литература
Скачать 1.26 Mb.
|
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж" Программа среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование Дисциплина: Литература Практическое задание 5. Выполнил: Обучающийся Чирясова Оксана Федоровна Преподаватель: Черненко Наталья Михайловна Практическое задание 5. «РПЗ. ПД.01 Литература СОО 2 семестр» Практическое занятие №5 (2 часа) Тема: Литература 19-20-х вв. Цель занятия: закрепление знаний о русской литературе 19-20-х вв., совершенствование навыков ее практического применения. Задание 1. (максимальное количество баллов – 4 баллов) Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова, посвященное певице Прасковье Бартеневой. Объясните выбор художественных средств для выражения авторских переживаний (слов, формы стиха, композиции, рифмы, изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры)). Слышу ли голос твой Звонкий и ласковый, Как птичка в клетке, Сердце запрыгает; Встречу ль глаза твои Лазурно-глубокие, Душа им навстречу Из груди просится, И как-то весело, И хочется плакать, И так на шею бы Тебе я кинулся. Это стихотворное посвящение личного, интимного характера. В нем М. Лермонтов высказывает чувство, отличающееся простотой, глубиной и человечностью (оно лишено манерности, игры, подчеркнутой «поэтичности»). Автор стремится выразить неподдельность и правдивость своего чувства, поэтому его цель – избежать искусственности, избитых слов, усложненности, добиться впечатления «обычной речи», искреннего признания. характерные принципы отбора поэтических средств, создающих впечатление «простоты, непосредственности, естественности», как-то: Незамысловатый характер образов (сравнений, эпитетов, традиционных метафорических оборотов). Разговорная и нейтральная лексика («как-то весело», «на шею б… кинулся», «птичка», «хочется плакать»), отсутствие «поэтической» лексики. Средства, напоминающие о народном поэтическом искусстве: синтаксическое подобие (параллелизм) первых двух четверостиший, анафора, характерные обороты с условным наклонением («слышу ли…», «встречу ли…») и др. Следует отметить отсутствие рифмы («белые стихи»), выбор формы стихотворения с короткими строками. Может быть отмечен непостоянный и нечеткий характер стихотворного метра, усиливающий впечатление «разговорности» текста и также напоминающий о метре народных песен Задание 2. (максимальное количество баллов – 4 баллов) Прочитайте стихотворение в прозе И. Тургенева «Воробей». Выполните комплексный анализ прозаического произведения. При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение; определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа. Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. «Воробей» был написан в 1878 году, став одним из заключительных произведений знаменитого русского писателя. Стоит упомянуть, что подобные «стихотворения» Тургенев писал тогда, когда к нему приходило вдохновение: писать приходилось на клочках бумаги и собирать отдельные материалы для сбора общего сюжета. Михаил Матвеевич Стасюлевич — редактор журнала «Вестник Европы», где впоследствии в 1882 году было напечатано произведение — стал первым слушателем «Воробья», напророчив ему дорогу к всеобщему признанию и любви читателей. Мы же вместе с командой «Литерагуру» поспособствуем пониманию глубины смысла, заключённого в строках позднего литературного творения Тургенева. Средства выразительности Образную картину текста автор нарисовал с помощью различных литературных приемов. Чтобы акцентировать внимание читателей на невероятной храбрости воробья, писатель использовал антитезу: огромный охотничий пес противопоставляется двум маленьким и беззащитным существам. Инверсия усиливает эмоциональную выразительность текста. Эпитеты Образы в произведении созданы с помощью средств речевой выразительности: «молодой воробей»; «едва прораставшие крылышки»; «отчаянный жалкий писк»; «зубатая раскрытая пасть». Олицетворение Иван Сергеевич использовал персонификацию, чтобы наделить пса человеческими качествами. Собака отступает от загнанной в угол добычи, преклоняясь перед силой любви. Жанр, направление «Воробей» относится к лирическому роду литературы, в который, помимо стихотворения, входят ода, элегия, эпитафия, послание и эпиграмма. В лирике с помощью средств выразительности описываются чувства и эмоциональное состояние главных героев, показывая внутренний мир персонажей произведения. Направление, в рамках которого оценивается «Воробей» — реализм. И.С. Тургенев для наибольшей передачи лирических переживаний использует такой жанр в литературе, как стихотворение в прозе. Это особая литературная форма, с помощью которой писатель в краткой форме описывает особый смысл и повышенную эмоциональность, не прибегая к рифме и ритмической организации текста. Складный текст без рифмы помогает читателю понять не только идею произведения, но и проникнуть в «тайны», заключенные в творении писателя. Особенности миниатюр в прозе Тургенева Иван Сергеевич всегда был лириком в душе, как показывает анализ прозы Тургенева. «Воробей» — далеко не единственное доказательство этого. Все созданные автором миниатюры в прозе, одной из которых является интересующее нас стихотворение, необычайно лиричны. Кроме того, в этих произведениях его представлен выше) отражена глубокая жизненная философия автора. Они учат нас быть добрее. Любовь является одной из основных тем миниатюр. Однако она не интимная, чувственная, а представляет собой всепобеждающую силу, является способностью принести себя в жертву ради счастья и жизни близкого человека. Как показывает — произведение, в котором представлен очень трогательный пример любви в этом понимании. Главные герои и их характеристики Особенностью «Воробья» является наличие в произведении главных героев в роли животных, которые попали в большую жизненную драму. Пёс Трезор, который пытается завладеть дичью в лице маленького беззащитного птенца, олицетворяет не столько само зло, сколько превратность судьбы и трудности жизни. Ведь именно тот факт, что он уступает отважному воробью свою «добычу», говорит о том, что Трезор всего лишь следует «зову животного мира», а не личным побуждениям, что нельзя сказать о главном герое… Взрослый воробей самоотвержен и отважен перед лицом опасности, но именно любовь к своему «птенцу» заставляет его рисковать собственной жизнью. Тургенев пишет о такой «любви», которая свойственна каждому живому существу, она жертвенна и бескорыстна, что и отличает её от обыкновенного природного инстинкта. И если маленький воробушек нуждается в опеке и боится противостоять надвигающейся угрозе, то взрослый воробей не думает о последствиях смерти, для него важна участь его «чада». Сам охотник, лирический герой, предстает перед нами честным и принципиальным человеком, лишенным жестокости и агрессии. Он охотится, но в то же время играет по правилам: берет лишь то, чего смог добиться на равных условиях. Зверь, лишенный возможности сопротивляться и обыграть людей, ему не нужен. Он старается бережно относиться к природе и экономно расходовать ее ресурсы. Его сердце доброе, поэтому охотник оставляет воробьиное семейство в покое, восхищаясь храбростью отважной птицы. Действующие лица Особенность стихотворения «Воробей» Ивана Тургенева — наличие в сюжете главных персонажей в роли животных, попавших в большую драму жизни. Краткая характеристика действующих лиц: Лирический герой, представленный в образе охотника — честный и принципиальный мужчина, которому несвойственна агрессия и жестокость. Персонаж охотится, но играет по определенным правилам: берет только то, чем может завладеть на равных условиях. Животное, лишенное способности сопротивляться, не нужно этому человеку. Он пытается бережно относиться к дарам природы, экономично растрачивая ее ресурсы. Сердце его очень доброе, поэтому он оставляет семью воробьев, восхищаясь отважностью птицы. Трезор — собака охотника, которая старается завладеть дичью в виде маленького птенца. Пес является олицетворением не столько зла, сколько жизненных трудностей. Сам факт, что животное уступает добычу воробью, свидетельствует, что представитель рода собачьих следует инстинктам, а не собственным убеждениям. Воробей. Выступает самоотверженно перед опасностью. Именно родительская любовь вынуждает его рисковать жизнью ради птенца. Автор пишет об этом бескорыстном, жертвенном чувстве, которое свойственно всему живому, именно это и отличает его от природного инстинкта. В этой ситуации маленький птенчик нуждается в заботе и боится приближающейся угрозы, однако взрослая птица не задумывается о последствиях, ему важна судьба малыша. Оптимистичная миниатюра Тургенева «Воробей» — одна из немногих работ сборника «Стихотворения в прозе», созданное в такой тональности. Анализ раскрывает перед читателями все особенности. Этот материал могут использовать школьники для подготовки к уроку. Темы Основная тема – материнская любовь — чувство, присущее каждому живому существу, отличающее его от бесчувственного камня или металла. Именно тягу к своему чаду и заботу о нем продемонстрировал воробей, пренебрегая жизнью ради спасения птенца. Здесь следует сказать, что Тургенев в сжатой литературной форме смог донести до читателя всю остроту этого чувства, которое ощущают все обитатели нашей планеты. Поэтому человек не должен зазнаваться и считать себе выше братьев меньших, ведь все мы живем одними ценностями, за которые можем и умереть. Ещё одной темой произведения является понятие «ответственности». Ответственность за собственное «чадо», за сохранение его безопасности и за его укрытие от всяческих жизненных трудностей и проблем в понимании Тургенева отличает «настоящее», можно сказать, «человеческое чувство», произошедшее от животного инстинкта. Также автор поднимает тему бережного отношения к природе. Своим поведением он показывает, что человек должен быть скромным и экономным хозяином. Свои возможности нужно ограничивать соображениями этики, морали и бережливости, ведь нам дана одна земля, и мы не вправе ее бездумно расхищать, убивая легкую добычу — животных, которые даже не могут постоять за себя. Сюжет стихотворения Сюжет произведения достаточно прост. Вкратце изложим его, проводя анализ. «Воробей» Тургенева начинается следующим образом. Возвращаясь с охоты, главный герой идет по аллее. Вот он видит птенчика, выпавшего из гнезда. Птенец этот еще совсем слабо оперившийся. Собака главного героя чует дичь. Она хочет наброситься на птенца. Кажется, что трагический финал нам готовит Тургенев («Воробей»). не был бы столь интересным, если бы это было так. Автор использует неожиданный сюжетный ход — вдруг взрослый воробей срывается с ветки. Он самоотверженно принимается защищать свое дитя. В этом произведении автор очень трогательно и точно описывает состояние птицы, готовой принести себя в жертву ради спасения близкого существа. Взъерошенный воробей решается атаковать большого пса, пища жалко и отчаянно. К удивлению главного героя, его собака смущенно отступает. Проблемы И.С. Тургенев, описывая вышеуказанные темы, добавляет в своё произведение ещё одну, немало важную, проблему — признания любви. Ведь именно это чувство заставляет смущённого охотничьего пса Трезора отступить от намеченной цели: поимки добычи. Сам автор тоже отзывает пса, дабы окончательно избавить птицу от страха. Он, как и его питомец, признает то, что сила любви родителя к ребенку должна лишь вызывать благоговение, а не провоцировать на агрессию. Увы, люди не всегда считаются с чувствами животных, ошибочно полагая, что зверь не способен любить свою семью. Также читатель может разглядеть проблему нравственного выбора, которая решается у воробья очень просто, благодаря инстинкту и гармонии естественного мира, где он обитает. К сожалению, люди не всегда могут последовать его примеру, ведь их мир наполнен сложностями, противоречиями и фальшью, которые искажают естественную натуру человека. Именно поэтому автор обращает внимание читателя на этот случай на охоте: он учит нас бескомпромиссно защищать то главное, что у нас есть. Идейный смысл стихотворения Какой же вывод можно сделать из прочитанного и почему увиденная сцена так взволновала писателя? Трезор в произведении, который лишь повинуется инстинкту, олицетворяет не столько злую силу, сколько злой рок, судьбу. Подобная аллегория помогает понять суть происходящего. Как показывает анализ, воробей Тургенева — это символ самоотверженной любви и готовности жертвовать собой ради того, кто по-настоящему дорог. |