литерат 2 симестр. Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Литература
Скачать 1.26 Mb.
|
Задание 5. (максимальное количество баллов – 4 баллов) Выполните целостный анализ отрывка из предложенного произведения И. А. Бунина, опираясь на данные после него вопросы. Помните, что оценивается глубина постижения текста, умение определять авторскую позицию и выражать свои мысли и чувства; стиль, композиционная стройность и речь письменного ответа. Работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст. В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом…На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке…, а в тарантасе стройный старик военный … в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами…, взгляд был тоже вопрошающий, строгий и, вместе с тем, усталый. Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы. - Налево, ваше превосходительство,- грубо крикнул с козел кучер, и он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошел в сенцы, потом в горницу налево. В горнице было тепло, сухо и опрятно… Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове – седые волосы его … слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы: - Эй, кто там? Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная… - Добро пожаловать, ваше превосходительство,- сказала она,- покушать изволите или самовар прикажете? Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил: - Самовар. Хозяйка тут или служишь? - Хозяйка, ваше превосходительство. - Сама, значит, держишь? - Так точно. Сама. - Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя. Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь. - И чистоту люблю,- ответила она. – Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич. Он быстро выпрямился, раскрывая глаза, и покраснел. - Надежда! Ты?- сказал он торопливо. - Я, Николай Алексеевич,- ответила она. - Боже мой, боже мой,- сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на нее. – Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять? - Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю? - Вроде этого… Боже мой, как странно! - Что странно, сударь? - Но все, все… Как ты не понимаешь! Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить: - Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах? - Мне господа вскоре после вас вольную дали. - А где жила потом? - Долго рассказывать, сударь. - Замужем… не была? - Нет, не была. - Почему? При такой красоте, которую ты имела? - Не могла я этого сделать. - Отчего не могла? Что ты хочешь сказать? - Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила. Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал. - Вот проходит, мой друг,- забормотал он.- Любовь, молодость – все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. - Что кому бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело. И. А. Бунин Опорные вопросы для анализа текста 1. В чем выражается художественная особенность прозы Бунина? 2. Какой эпический жанр и с какой целью писатель избрал для своего произведения? 3. Какой пафос (авторское настроение) преобладает в произведении? 4. Что является главной темой произведения? 5. Какие средства художественной изобразительности позволяют охарактеризовать героев произведения? Иван Бунин вошёл в историю, прежде всего, как знаменитый русский поэт начала двадцатого века, периода, получившего название «серебряного века» русской литературы. Однако его перу принадлежит и немалое число прозаических произведений, которые занимают далеко не последнее место в золотом фонде русского литературного творчества. Как прозаик, Бунин отметился своим знаменитым сборником «Тёмные аллеи» и одноимённым рассказом, в котором он рассуждал о любви, судьбе и других сложных вещах, из которых и состоит человеческая жизнь. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ по плану. Краткое содержание книги с цитатами Вы найдете здесь. История создания История написания рассказа «Темные аллеи» — это интересные факты, которые проливают свет на замысел автора: Направление и жанр Рассказ «Тёмные аллеи» был создан в рамках литературного направления реализма. Писатель стремится к максимально натуралистичному воссозданию реальной жизни. Созданные им образы, речь и действия персонажей выглядят максимально достоверно и органично. Читатель может поверить в то, что события, рассказанные Буниным, могли произойти в реальной жизни. С точки зрения жанровой принадлежности, «Тёмные аллеи» — это рассказ. Сюжет охватывает небольшой по длительности промежуток времени и минимальное количество действующих лиц. А отсутствие какой бы то ни было конкретики подчёркивает типичность ситуации, описанной в этом произведении. Композиция Рассказ делится на три логических части: главный герой приезжает на постоялый двор, ведёт разговор и уезжает. Смысл названия Название рассказа «Тёмные аллеи» несёт в себе несколько значений. В первую очередь, для Бунина, тёмные аллеи – это символ прошлого, ушедшей эпохи его молодости. Именно размышлению о прошлом, о потерянных перспективах и упущенном счастье посвящён сам рассказ. Смысл заглавия «Тёмные аллеи» отчасти объясняется его источником: И.А. Бунин взял его из стихотворения Огарева «Обыкновенная повесть. Русская поэзия напомнила ему о том, чего не вернуть: красивые сады дворянских усадеб, уединенная жизнь под сенью лип, неторопливый ход времени. Также название затрагивает тему судьбы и любви, непредсказуемости человеческой жизни, когда, казалось бы, давно пройденный и забытый этап жизни может снова встретиться на пути человека в самый неожиданный момент. Аллея — это отражение жизненного пути, темного и скрытого от посторонних глаз. Суть: о чём рассказ? Одним осенним днём старый военный по имени Николай останавливается передохнуть в частной горнице близь почтовой станции. Он заводит разговор с хозяйкой, внезапно выясняется, что хозяйка горницы – его давняя возлюбленная Надежда, с которой у них был роман много лет назад. Герои начинают вспоминать прошлое, однако память не приносит им ничего, кроме боли. После расставания девушка так и не обрела своего счастья. Надежда все эти годы думала только о Николае и не могла простить его за то, что он бросил её. Главный герой, мучимый совестью и сомнениями, спешно уезжает, думая о том, как могла бы повернуться его жизнь, если бы он поступил иначе. Подробнее о сюжете Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании. Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника. Главные герои и их характеристика Характеристика героев и система образов в рассказе «Тёмные аллеи» нашли свое место в таблице: Николай Алексеевич мужчина около шестидесяти лет. Дворянин. Военный. Стройный старик со строгим, но усталым взглядом. Столкнувшись лицом к лицу со своим прошлым, показывает слабость и нерешительность, предпочтя сбежать от него. В молодости он увлекся крестьянкой, но без сожалений бросил ее, когда нашел женщину своего круга. Но семейная жизнь не задалась: жена ушла от него, а сын не оправдал надежд. Надежда красивая сорока восьмилетняя женщина, похожая на цыганку. Наделена сильными чувствами и долгой памятью. Так и не смогла забыть Николая и найти своё счастье, затаив на него обиду на всю жизнь. Когда-то была простой крестьянкой, но со временем смогла создать свое дело и развить хозяйство. Честная и искренняя женщина не смогла выйти замуж ценой обмана, ведь всю жизнь любила одного человека. Тематика рассказа «Тёмные аллеи» отражает содержание всего бунинского цикла. Многомудрый Литрекон дополнит этот раздел, если есть необходимость, о которой нужно написать в комментариях: Проблемы Проблематика рассказа «Тёмные аллеи» тоже может быть увеличена в объеме, если Вы напишите Литрекону, чего не хватает. Основная идея Смысл в рассказе «Тёмные аллеи» прослеживается чётко: это тоска Бунина по прошлому, его рассуждения о своей судьбе, судьбе его поколения и судьбе самой России. Его мысли об упущенном счастье, о напрасно прожитой жизни и превратностях жестокой судьбы. Надежда — это отражение всего народного, русского, преданного и нравственно цельного, а Николай — это слабый и малодушный представитель правящего дворянского класса, который в образе возлюбленной бросил Россию, но не стал от этого ни счастливее, ни свободнее. Оказалось, что только она любила и принимала его таким, каков он есть. В образе Надежды Бунин воспел свою родину — терпеливую, кроткую, сильную, но истерзанную, оскорбленную предательством. Также он показывает нам силу любви и то, как легкомыслие в отношениях может принести вред и самому человеку, и всем, кто его окружает. Главная мысль рассказа «Тёмные аллеи» — предостережение тем, кто все еще идет по темной аллее жизни в поисках счастья: оно, возможно, уже рядом, просто нужно разглядеть и не отпускать его. Рассказ «Тёмные аллеи» учит нас тому, как важно не изменять любви, не играть с ней, ведь обманутая любовь порождает отчаяние, ломает душевное здоровье человека, оставляя на его душе болезненную рану. Такова мораль произведения. «Тёмные аллеи» заставляют нас задуматься о том, способны ли мы повлиять на свою судьбу. Они призывают нас думать о последствии своих поступков, не идти по жизни легкомысленно и эгоистично, ведь однажды наши поступки вернутся к нам в полной мере. Критика Сборник был написан и издан в годы Второй мировой войны, именно в этот период Бунин, всё это время находившийся в жёсткой оппозиции к СССР, начал понемногу менять свои взгляды, видя героическую борьбу советского народа с внешним агрессором. Бунин так не вернулся в Россию, однако после его смерти его произведения, среди которых были и «Тёмные аллеи», стали публиковаться в СССР, где получили высокую оценку литературных критиков, а в итоге были признаны частью русского литературного наследия. Интересные рецензии и научные работы современных исследователей. Например, Т.В. Марченко анализировала авторский стиль Бунина: В этой книге Т.В. Марченко (вслед за Л.В. Пумпянским) полагает, что искусство Бунина (в том числе и позднее) лишь родственно искусству модернизма, но в целом опирается на классику, поскольку стремится предельно точно и интенсивно воскресить (в другом контексте появляется более традиционное «отразить») реальный мир. Три десятилетия Бунин развивает в русской прозе «артистицизм» — направление, связанное с творчеством Г. Флобера, а затем движется параллельно поискам М. Пруста. Некоторые модернистские черты у Бунина наличествуют (прием фрагментарности повествования), а некоторые (ирония или игра) абсолютно чужды поэтике Бунина. Литературовед Евгений Пономарев отметил, что творчество Бунина непрерывно: один замысел плавно вытекает из предыдущего. «Жизнь Арсеньева» использует ряд более ранних текстов, несколько раз перерабатывается в процессе публикации, продолжается или не продолжается. Из набросков ко второму тому романа вырастает замысел «Темных аллей». Но и «Темные аллеи» разворачиваются в бунинском творчестве бесконечно, образуя большой круг рассказов, которые писатель то включает, то не включает в новое потенциальное издание.Он же выделяет модернистские черты в рассказе и отмечает новаторств«Темные аллеи» — начало движения Бунина от модернистской манеры письма в сторону усиления рефлексии и литературной игры. В первом «программном» рассказе, открывающем книгу и одноименном ей, сохраняется еще, хотя и в усложненном виде, прежний механизм рефлексирования. Герои встретились много лет спустя, пунктиром намечены их жизни за прошедшие годы, в финале герой мысленно рисует альтернативный сюжет: «“Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей? Задание 6. (максимальное количество баллов – 4 баллов) Прочитайте приведенное ниже стихотворение С. Есенина «Я покинул родимый дом» и выполните задания: Я покинул родимый дом Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старую грусть. Золотою лягушкою луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде. Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет Голубую Русь Старый клен на одной ноге, И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож. 1918г. Вопросы ля письменного анализа: а) В чём особенности композиции (построения) стихотворения? б) Как движется взгляд лирического героя? Что переживает лирический герой? в) Какие словесные изобразительные и выразительные детали кажутся вам особенно значимыми? Объясните роль этих деталей для понимания стихотворения. г) Обратите внимание на систему повторов в поэтической речи. Какой эффект они создают, чему служат? Стихотворение С.А. Есенина "Я покинул родимый дом" — о малой Родине, о детстве и родителях, о прошлом и будущем. Смысл этого произведения в том, что лирический герой грустит по Родине, по матери и отцу, которые стареют без него. Стихотворение состоит из 4-х частей: в 1-ой поэт говорит о том, что он покинул свой дом, о матери; во 2-ой — об стареющем отце; в 3-ей — о том, что он не скоро вернётся домой; в 4-ой — о тех, кто любит его и Русь. Средства выразительности: эпитеты ("голубая Русь", "родимый дом", "тихая вода"), метафоры ("лягушкой луна распласталась", "седина пролилась в бороде", "листьев дождь"), сравнения ("словно яблонный цвет", "старый клён на меня похож"), олицетворения ("луна распласталась", "петь и звенеть пурге", "клён на одной ноге головой похож"), метонимия ("березняк в три звезды"). Рифмовка перекрёстная, размер — двустопный им трёхстопный анапестом. Стихотворение навевает грустное настроение, заставляет задуматься о прошлом, о своих близких, о своей Родине. Задание 7. (максимальное количество баллов – 3 баллов) В каких произведениях русских писателей, поэтов звучит военная тема и что сближает эти произведения с «Тихим Доном » М.А. Шолохова? Перечислите не менее 5 произведений, укажите автора, обоснуйте свой ответ. В произведениях таких русских писателей, как А. С. Пушкин, А. А. Блок и М. А. Шолохов, изображены картины военного времени. В историческом романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин рассказал о бесчинствах, происходящих после завоевания Пугачевым крепости. Бандиты убивали мирных жителей, грабили имущество и занимали их дома. Так и в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» красноармейцы пришли «на Мелеховский баз», застрелили собаку и угрожали Григорию. В обоих произведениях показан беспредел военных, от которого страдают простые люди. В поэме А. А. Блока «Двенадцать» рассказано о революции, которая приносит людям только смерть и страдания. Красногвардейцы из «Тихого Дона» также пугают жителей, портят их имущество и убивают. В обоих произведениях революционеры не помогают людям, а лишь делают их жизнь тяжелее. Во всех приведённых произведениях военное время приносит страдание мирным жителям. Военная тема звучит не только в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон», но и во многих других произведениях русской классики. Так, в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» изображена Отечественная война. Во время пожара в Москве родители Наташи Ростовой предлагают использовать подводы для перевозки личных вещей. Саму Наташу данная мысль приводит в ярость. Она не понимает, почему нельзя взять раненых и увезти их на подводах, а не вещи. Она не думает о собственном комфорте и прежде всего заботится о других, так же, как и Ильинична решает увезти Дуняшу с детьми, а самой остаться, даже «если красные займут хутор». Ильинична думает прежде всего о том, как уберечь родных от гибели, вместо того, чтобы спасать свою жизнь. Военная тема звучит также в рассказе. А. Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов теряет на войне всех близких и родных. У него нет больше жены, дочерей. Единственной надеждой для него является сын, с которым он мог бы жить в дальнейшем, но и тот погибает в самые последние дни Великой Отечественной Войны. Андрей Соколов переживает действительно трагедию жизни, у него никого нет и он одинок. Его глаза «усыпанные пеплом», становятся свидетельством страшной обреченности души. Ильинична тоже теряет родных в годы войны. Её мужа и сына, Петро, больше нет в живых. Она испытывает скорбь и невыносимую боль от этой трагедии и от осознания того, что больше никогда их не увидит. Тем не менее, Андрей Соколов обретает новый смысл жизни, выбирается из этой всепоглощающей тоски и боли. Он усыновляет мальчика Ванюшу и теперь посвящает себя ему. Ильинична же, напротив, хоть и получает поддержку от окружающих, но до конца дней фактически остается одна. Пермь - 2022 |