ИХИ ГОС Ответы. Происхождение и виды хореографического искусства
Скачать 368.17 Kb.
|
Василий Николаевич Верховинец (1880 — 1938) — украинский композитор, дирижёр и хореограф, первый теоретик украинского народного танца. Родился в Иванофранковской области в семье крестьянина-бедняка. Окончил сельскую школу и уехал учиться в бурсу (Львов), где готовили слушателей для духовной и учительской семинарии. Получает диплом “городского народного учителя” и начинает педагогическую деятельность в должности преподавателя пения в народных школах. В 1906 году Николай Карпович Садовский организовал театр и пригласил для работы в нём Верховинца. В труппу Садовского среди была приглашена Е. Доля — будущая жена Верховинца, актриса, исполняла роли травести. Впоследствии перешёл на хормейстерскую и дирижёрскую работу. Одновременно успешно окончил теоретический класс школы Н. В. Лысенко . Им было написано большое количество хоров, революционных маршей и романсов на слова Леси Украинки, И. Франко, А. Олеся, М. Рыльского, П. Тычины и других украинских поэтов. Верховинец достиг больших успехов по делу хореографии. В 1910 г. в театре Садовского состоялась премьера комической оперы Лысенко «Энеида». Особенно интересными были веснушки карфагенянок и гопак на Олимпе в постановке Верховинца. Интересным был танец молодёжи возле корчмы, поставленный им же для драмы И. Франко «Украденное счастье» (премьера 7 марта 1912). Изобретательно скомпонованы и поставлены Василием Николаевич обрядовые «хоры веснушек» в пьесе «Маруся Богуславка» имели исключительный успех у зрителей. Пользуясь возможностью бывать в разных уголках Украины благодаря гастролям театра, Верховинец глубоко изучал быт и творчество украинского народа. Он много времени исследовал украинские народные танцы, проводил этнографические исследования, записывал традиционные танцы и танцевальные шаги в украинских сёлах, им записаны танцы «Роман» и «Гопак», «Василиха», «Шевчик», «Рыбка». Также Василий Николаевич описал украинскую свадьбу. Книга «Украинская свадьба» в 1912 году стала его первой научной работой. Вторая работа «Украинские танцы» (1913) стала результатом упорных исследований в области народных танцев. В целях создания прочной теоретической базы для дальнейшего развития национальной хореографии Верховинец написал книгу «Теория украинского народного танца» (1919). Это было первое на Украине обстоятельное исследование характера и принципа построения украинской народной хореографии, исследования, целью которого было создание на народной основе национального профессионального балета. В 1923 году была опубликована ещё одна работа В. М. Верховинца — сборник детских игр с песнями «Весняночка», в которой излагалась методология работы с детьми. В 1918 году возглавил Украинский национальный хор в Полтаве. В 1919—1920 годах Василий Верховинец преподавал в Музыкально-драматическом институте им. Н. В. Лысенко. В 1920—1932 годах руководил кафедрой искусствоведения Полтавского института народного образования, хоровой студией им. Стеценко при Музыкальном обществе им. Леонтовича (Киев), в 1927—1928 годах был руководителем хора Харьковского драматического театра. Основатель и главный хормейстер Первой украинской государственной музыкальной комедии (1929—1931). Постановки: «Орфей в аду», «Цыган барон», «Гейша», «Запорожец за Дунаем» и хоровой спектакль «Вечерницы». В 1930 году Харьковский оперный театр осуществил постановку первого украинского балетного спектакля «Пан Каневский» (муз.М. Вериковского и Ю. Ткаченко). Верховинец был приглашён как сопостановщик этого спектакля. В том же году Василий Николаевич в Полтаве создал «Женхоранс» — женский коллектив театрализованного пения. Ансамбль подавал песню, сопровождая её ритмичными движениями, которые воспроизводят определённый образ, подсказанный содержанием произведения. Это был новый оригинальный жанр театрализованной песни, который базировался на традиции украинских песен-диалогов, игровых песен, танцев. 1933-1934 работает руководителем хора в Одесской киностудии для картины “Колиивщина”. Был несколько раз арестован. В последний арест, после многочасовых допросов Верховинец признал себя виновным и утверждал, что в 1919 году в Полтаве принимал непосредственное участие в организации повстанческого выступления против Советской власти. Василия Верховинца обвиняли в шпионской деятельности в пользу Польши. Выездная сессия Военной коллегии Верховного суда СССР 10 апреля 1938 года в городе Киеве приговорила В. Н. Верховинца к расстрелу. Приговор приведён в исполнение в Киеве 11 апреля 1938 года. Лишь через 19 лет, 7 июля 1957 года Союз композиторов Украины обратился к военному прокурору с просьбой реабилитации композитора. 25 апреля 1958 года Василий Верховинец был реабилитирован Верховным судом СССР. Васи́лий Кири́ллович Авра́менко (1895 - 1981) — украинский танцовщик, хореограф, режиссёр, актёр и педагог народного танца. Окончил музыкально-драматическую школу имени Н. В. Лысенко в Киеве. Работал в театре Н. К. Садовского. В феврале 1921 года прибыл в лагерь пленных бойцов Украинской Галицкой армии в городе Калиш (Польша), где основал школу украинского танца. Уже в мае ансамбль выступал в лагерном театре, а в октябре — в других лагерях для интернированных. С танцевальным коллективом совершил турне по Галичине, Волыни, Холмщине. В 1922-1924 годах основал около 40 школ украинского танца во Львове, Луцке, Ровно, Кременце, Александрии, Междуречье, других городах Западной Украины. В 1925 г. мигрировал в Канаду. Создал в городе Торонто школу русского танца. Работая в США и Канаде, развернул широкую творческую и педагогическую деятельность. Организовывал украинские школы, студии, ансамбли (в разное время в них обучалось около 6 тысяч человек). Триумфальными были гастроли ансамбля Авраменко вместе с хором Александра Кошица в 1930-х годах по американскому континенту. С большим успехом прошли выступления на всемирных выставках в Торонто (1926) и Чикаго (1933), в Вашингтоне (Белый дом, 1935) и других городах. В 1936 году основал Украинскую кинокомпанию. Василий Авраменко вместе с Александром Кошицем снял фильмы-оперы «Наталка Полтавка», «Запорожец за Дунаем», «Маруся» и другие — первые украинские фильмы в Америке. С 1945 года в США. Работал в основанной им школе русских танцев, которая осуществила многочисленные турне по США, Канаде, Бразилии, Аргентине, Великобритании и другим странам. Издал учебник «Украинские национальные танцы, музыка и строй (1946). В Нью-Йорке создан фонд Авраменко. 58. Ансамбль танца – новый жанр хореографического искусства. Характеристика творчества выдающихся балетмейстеров профессиональных ансамблей. самодеятельное искусство в странах советских республик это творчество народных масс в области театрального, музыкально-хорового ,хореографического , изобразительного и декоративно-прикладного искусства. самодеятельное искусство является одной из форм народного творчества. В дореволюционной России различные любители искусства объединились в кружки и общества при клубах и собраниях. Были рабочие кружки, народные театры, которые находились под строгим контролем властей. Путь исторической интерпретации народных танцев берут начало в тридцатых годах. В тридцатые годы в союзных республиках. Начинает появляться самодеятельные хоры- ансамбля песни и пляски. Новый этап в пропаганде народн.танцев определяется во время подготовки народных исполнителей к Международному фестивалю народного танца 1935 год в Лондоне. Открытие всесоюзного театра народного творчества в Москве в 1936 году; Всесоюзный фестиваль народного танца. К участию в фестивале допускались танцовщики любители, которые показывали свои национальные танцы. сценические варианты этих танцев практически не отличались от этнографических образцов. На сценах фестиваля впервые заявил о себе новый танцевальный жанр как Красноармейской и Солдатская пляски. После этого начинается ориентация на создание массовых номеров в армейской самодеятельности. В дальнейшем при частях армии будут созданы Ансамбли песни и пляски. Итогом всесоюзного фестиваля можно считать возникновение нового жанра хореографического искусства это ансамбли народного танца, которая выработано новые принципы сценического интерпретации танцевального фольклора. Вскоре в Москве создают ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева. Со дня организации ансамбля руководитель. Игорь Моисеев 1937 год в Москве. первая танцевальная группа, балетмейстер - используя народные творческие ресурсы создает новые сценические формы такие как картины, сюиты, ярко раскрывает в танце национальный образ, характер. В репертуаре свыше 200 танцев народов СССР и других стран. Моисеевым созданы хореографические сюиты( русские ,шотландские ,украинские) Создаются хореографические сцены, одноактные балеты, жанр.танц.сцены, которые в дальнейшем будут объединены одним циклом. "советские картинки", "танцы славянских народов", "мир и дружба", "победный первомай", "дорога к танцу"- ленинская премия. Ансамбль выступал во всех республиках СССР и более 40 стран мира. Гастроли ансамбля принесли всемирную известность чаще концерты проходят в сопровождении малого симфонического оркестра. В 1965 году присвоено звание академического. Государственный академический ансамбль народного танца Украины под руководством Павла Вирского. Создан в 1937 году Павел Вирский стал руководителем украинского сценического танца. Родился в Одессе в 1905 году получил первое хореографическое образование. По окончании зачислен в балетную труппу, дебютировал - "Иосиф прекрасный" ученик Фокина, Голейзовский, Касьян - побудил в Вирском начать изучать хореографический фольклор и Вирский отправляется на стажировку в Моск. театр. техникум- педагог Асаф Мессерер. По возвращению продолжает заниматься исполнительной деятельностью. Начинает преобладать в качестве балетмейстера себя.очень дружит со своим одногрупником - Николаем Болотовым. Вместе создают самоб.постановку на муз. Глиера " красный мак". В ней и исполнители. 1е предст.- матросский танец Яблочко. 1929г. – « Эсмеральда». Оригинально дополн. Друг друга. Болотов тяготеет к режиссуре, созд.оригинальные пантомим.мизансцены. Вирский мыслит яркими танцевальными образами. Создают балеты «Лебединое озеро», «Корсар», «Дон Кихот» - элементы класс и нар танцев. В 1930 Моисеевым созд. «Фарманьола». Они представляют свое прочтение «Карманьона» в худ.театре балета. С 32-33гг. явл.балетмейстерами Одесского театра с 33 по 34- возгл. Труппу Харьковского театра имени Лысенка «Раймонда», «эсмеральда». в 1934 1935 год возникает в балетная труппа в Днепропетровске; где ставятся ballett "мещанин из тосканы ", Воинский и Болтов в гл.ролях. Одним из главных и важных этапов в творчестве постановщика - Опера "Тарас Бульба"- танец "казачок" - яркий театральный народный танец. Этот танец обогатился виртуозной техникой с видоизмененными акробатическими трюками. Предложенноая им танцевальная лексика на основе классического танца нашла признание среди танцовщиц И балетмейстеров. Следующий этап в творчестве Вирского и Болотова - это декада украинской литературы и искусства в Москве. Постановка "Запорожец за Дунаем".на Киевской городской хореографическое конференции в феврале 1937 года Вирский делает убедительный доклад об украинском народном танце и перспективах его развития от первоисточника до создания профессиональной украинской народной хореографической школы. Весной 1937 года созд. ансамбль народного танца Украины, куда приглашают в качестве балетмейстеров Вирского и Болотова. В первой программе представляются яркие театральные фольклорные танцы -синтез украинского народного танца. В дальнейшем создаются колоритные сюжетные картины и своеобразные украинские балеты -миниатюры ,такие как "украинская сюита", "Запорожцы". Вскоре Болотов уезжает из Киева, в 1948 году приглашается стать руководителем народного танца "жок" в Молдову . в 1939 году балетмейстер ансамбля песни и танца Киевского военного округа, Где ставят солдатские пляски с элементами народного танца- Успешно . С 1943 по 1953 года "оказана честь" работать в государственном ансамбле песни и пляски Советской Армии имени А.Александрова в Москве. Изредка ищет отдушину в постановке балетных спектаклей. Единственное театральные спектакли, которые дали ему поставить после войны ballett "Черное золото" В. Гомоляки. За годы работы в ансамбле народного танца Украины поставил около 100 отдельных номеров ,такие как "ползунец", "куклы", "чумацкие радости", "одна пара сапог на восемь ног" и другие. С целью расширить региональную географию концертных программ, приглашается на постановку отдельных номеров талантливых балетмейстеров из других украинских ансамблем, отсюда появляется постановка "березнянка" балетмейстер закарпатского ансамбля Клары Баллок и другие номера. умер 5 июля 1975 года. Профессиональный классический балет вырос на основе народного танцевального искусства. Народный танец жанрово разнообразен , богат темами и сюжетами, отличается друг от друга не только в разных республиках ,но и в разных краях, областях. С начала тридцатых годов в республиках создаются ансамбли народной песни и пляски, формируется из числа талантливых участников художественной самодеятельности. Моисеев Игорь Александрович( 1906 год) - народный артист СССР, герой социалистического труда, лауреат Ленинской и государственных премий СССР, бессменный руководитель Ансамбля народного танца СССР. Выпускник Московского хореографического училища , совместно с другими балетмейстерами на сцене Большого и Экспериментального театра поставлены, а затем самостоятельные балеты: "футболист", "Тщетная предосторожность", "саламбо"," Три толстяка", "Спартак". ставил танцы в операх:" Кармен"," демон" и другие. Балетмейстерский работы отличались особой выразительностью, соединяли в себе классические движения, па, позы с элементами народного хореографического и пантомимического содержания. 1937 год - ансамбль народного танца СССР. фольклорные циклы, Танцевальные сюиты: "Партизаны", "Колхозная улица", и картины прошлого", "по странам мира " и другие. В них своеобразная Народная хореография накладывается на академическую основу танца, сливается с ней. Устинова Татьяна Алексеевна- народная артистка СССР, лауреат государственных премий СССР и СССР, балетмейстер танцевальной группы Государственного русского народного хора имени М. Е. Пятницкого. Ее творческий путь- это неустанный путь по поиску новых красок и пластики народного танца. Изучая танцевальный фольклор разных областях России находит в нём дыхании живых традиций русского народного хореографического танца, органическую связь танца с песней и музыкой. "Камаринская", "Курские колокольчики", "тимоня", "подмосковные хороводы", "Ивушка ", ставшие классическими образцами народной сценической хореографии. родоначальником народного хорового пения на профессиональной сцене и организатором первого в России на Народного хора стал Михаил Ефимович Пятницкий знаток певчего искусства и знаменитый собиратель русских песен более 400 песен. Первый концерт коллектива состоялся 2 марта 1911 года в Москве на сцене благородного собрания. Перед публикой возникали поющие крестьяне. Первый состав 18 человек, из трёх срединных российских губерний. Лишь через 10 лет Пятницкий привёз своих исполнителей в Москву на постоянное жительство. 1927 год после смерти Пятницкого руководителем хора стал Петр Михайлович Кузьмин племянник его фольклорист. 1931 год с приходом Владимира Захарова хор впервые запел авторские песни, в которых отражались переживающая Эпоха. 1936 год призвание государственного. 1938 создание второй группы танцевальное оркестровая. Плясуны отбирались По отдельности. Руководитель Танцевальной группы Татьяна Устинова. Оркестром руководил Василий Куватов. 1956 год харам руководил Мариан Коваль композитор. 1962 год хор возглавлял композитор Валентин Левашов. 1968 присвоен звание академического 1986 награда Орден Дружбы Народов. С 1989 хор возглавляет Пермякова Александра Андреевна народная артистка Российской Федерации, профессор. 2001 год заложено именная звезда на аллее звёзд в Москве. Татьяны Устиновой создана школа-студия хора Пятницкого имени Татьяны Устиновой оттуда 90% артистов хора. Надеждина Надежда Сергеевна (1908- 1979) -народная артистка СССР, герой социалистического труда, лауреат государственных премий СССР. Бессменный руководитель и постановщик всех программ ансамбля "Берёзка "со дня основания 1948 и до 1979 года. Состоял из девушек, затем влились и мужчины. Создала новый стиль в хореографии, основанный на синтезе танцевального фольклора и школы классического танца. Последлватели- ансамбль танца "Россия", Красноярский ансамбль танца Сибири, ансамбль" Лезгинка" в Грузии, "Алан" в Северной Осетии и др. первое профессиональное выступление ансамбля состоялось в 1948 году на площадке Московского летнего эстрадного театра "Эрмитаж" с русским девичьем хороводом "Берёзка". Репертуар: "лебедушка", "цепочка", "Сударушка", "Большой Казачий пляс", "балагуры", "Сибирская сюита" и другие. Изначально коллектив был женским, но в 1959 году с приходом мужских групп и созданием оркестра русских народных инструментов, в репертуаре ансамбля появляется муж., а также парные номера. За творческую деятельность Надеждиной было поставлено более 40 постановок на народной сцене. После ее смерти художественным руководителем в 1979 году и главным балетмейстером коллектива стала ведущая солистка "березки" Мира Михайловна Кольцова. Ею созданы хороводы "кружевницы", "осенний хоровод", хореографическая картина "петрушка"и другие. Ансамбль давал концерты в более чем 80 странах мира: США, Япония, Франция, Южная Корея, Колумбия, Чили, Греция и др. |