Главная страница
Навигация по странице:

  • Общественно-бытовые танцы

  • 4. Развитие танца в Древнем Риме и зарождение нового вида сценического искусства – пантомимы.

  • 1я пантомима в Риме появилась при Августине. Основателями считаются Бафилл и Пилад

  • Римляне знали и ценили имя 1го танцовщика.им считался один из легендарных основателей Рима – Ромул. 5.

  • Эстампи

  • ИХИ ГОС Ответы. Происхождение и виды хореографического искусства


    Скачать 368.17 Kb.
    НазваниеПроисхождение и виды хореографического искусства
    Дата28.11.2021
    Размер368.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИХИ ГОС Ответы.docx
    ТипДокументы
    #284972
    страница2 из 18
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    Пять групп: 1.воинственные танцы - ритуальные и образовательные; 2.культовые, умеренные - эммелия, танец покрывал и танцы кариатид, а также танцы при рождении, свадебные и погребальные; 3 оргиастические танцы; 4 танцы общественных празднеств и театральные; 5. танцы в быту. 
    Священные пляски. По мифам, эти танцы, в Грецию из Египта были перенесены орфеем. Но движения и жесты он подчинил своему ритму (танцы стали отвечать характеру греков). Танцы исполнялись под звуки лиры, отличались красотой.

    Праздники посвящались богам (Дионису, Афродите, Афине)

    Исполнялись в определенные дни календарного года. Два основных танцевальных культа: "светлый" в честь бога Аполлона и "темный" в честь бога Диониса.

    Было множество обрядов, посвященных Аполоновскому культу. Осн. моментом было – победа тела над духом. Все темное и непристойное посвящ. Б. Дионису (плодородие)

    Все происходило на улице.

    Часто исполняли эротич. танцы. Вскоре наложили запрет (происходили ночью, в алког. состоянии, в быстром темпе и огр.Движ. рук). Муз инструменты: флейта и сопилка.

    Военные пляски в Древней Греции играли большую роль в воспитании мужества, патриотизма, чувства долга у юношества. Танцы Пирихи (2 исполнителя, редко встреч массовые). Танцевали мужчины, редко встречались женщины. Изображали бой, военные перестроения, использовали лук, стелы, копья. Танец зародился в спарте, начинали изучать с 5 лет, одежда: обтянутые трусы муж, жен. – короткие юбки, длинные шаровары, верх обнажен. Отбивали такт ногами, обували спец деревянные или железные сандалии, иногда на пальцы ног надевали муз.инстр. в виде кастаньета).

    Общественно-бытовые танцы (домашние, городские, сельские) сопровождали семейные и лич­ные торжества, городские и общегосударственные праздники.  Были разнообразны, для каждого жанра – свой танец. Были частью театрального представления. Для трагедии характерна – эмелия (хоровод, медленны темп, плавные движ), для комедии – кордак, для сатиры – сикканида. Танец кариотид – использ. пальцевая техника, девушки босиком исп. стойку на кончиках пальцев. Танцевали и ж и м. Танец Покрывал – исполн. муж, напомин. Хоровод, но в быстром темпе. Т. Кордак – имел непристойный характрер, присядки, повороты бедер, прыжки.

    Сценические танцы.

    Танцы, как один из видов зрелищных развлечений, возглавляли мимы (клоуны, жонглеры, скоморохи, акробаты). Без них не обходился ни один пир почтенных и богатых граждан.

    . Сценические танцыДр.Гр. были частью театральных представлений, причём каждому жанру соответствовали свои танцы: для трагедии характерна эммелия(размеренный и медленный танец), для комедии – кордак( быстрый и непристойный), для сатирической драмы - сикканида. Также в Древней Греции с момента возникновения общества учреждаются школы, где обязательно преподается свободное искусство, в том числе и танцы.

    Акробатические танцы – связаны с крито-микенской культурой, связаны с дрессировкой и укрощением быка. Полуобнаженные акробаты, одеты в критские фарутхи перепрыгивали через спину быка, исполняя при этом всевозможные трюки. В Самой Греции на быках практически не танцевали, а танцевали на руках. Особенно эти танцы чаще всего исполнялись девушками. Такие танцы назывались кубистика. Танцовщики стоя на руках выделывали ногами всевозможные трюки( стреляли из лука, черпали из бочка воду). Была необходима ловкость. Танец покрывал и танец кариатид. Кариатиды – танцовщицы, которые исполняли и применяли в своих танцах пальцевую технику. В античности пуант не было. И основной задачей танцовщицы было удержаться на кончиках своих пальцев, без какой-либо специальной обуви – босиком. И эту же технику в дальнейшем начали применять мужчины.

    Танец мима. Характерной техникой для этого танца является техника построена на выворотности ног, а также всевозможных прыжках и поворотах. Любимой манерой для этого танца был резкий поворот корпуса в перпендикуляр ногам. Также в этих танцах могли использовать всевозможные кубки и корзины. Также применялся характерный прием – отгинание кистей под прямым углом вверх. В таких танцах применялось достаточно много пантомимы. Также танец был частью театрализованного действия, сопровождался музыкой и пением, и в дальнейшем при дворе держали специальные труппы, профессиональных мимов. Именно в профессии мима танец был центральным.

    4. Развитие танца в Древнем Риме и зарождение нового вида сценического искусства – пантомимы.



    Танец др. Рима унаследовал традиции др. греч искусства периода эллинизма, но священное предназначение танца постепенно перестает быть актуально. Под влиянием запроса древнеримского общества, которое стремилось к роскоши и обогащению – танец становится просто развлечением, теряет свою строгость и чистоту. Даже танцы, которые были заимствованы у греков превращались в вульгарные. Танцы Древнего Рима унаследовали традиции древнегреческого искусства, но назывались «сальтациями».

    В Риме, во время рассвета великой империи чувствуется влияние различных танцевальных традиций: этрусских, египетских и азиатских.

    Большой период времени были роспростронены этрусские ритуальные танцы – люперсалия и амбарвалия. По-прежнему исполнялись пиррические пляски, ритуальные танцы (но уже в честь римских богов — например, Марса, Венеры), обрядовые пляски-шествия, связанные с древними культами плодородия и постепенно перерастающие в общественные праздники (например, сатурналии). Общий стиль этих зрелищ — сочетание грандиозной фееричности и крайний натурализм. Так, заимствованная римлянами у греков пляска Гименея являла столь непристойное зрелище, что власти законодательно даже преследовали тех, кто исполнял ее или обучал ей.

    Вместе с религией к римлянам перешли из Греции разнообразные культы, а вместе с ними и ритуальные действия, которыми сопровождалось поклонение божествам. Рим обожал публичные игры, спектакли и всякого рода уличные торжества, в которых активное участие принимала толпа.

    - Мегалезийские празднества. (Культ доброй «богини-матери»).

    - Луперкалии (испрашивалось благословение богов на приумножение стад)

    - Цереалии (мистерии в честь богини Цереры) - Аполлинарии (в честь Аполлона)- Вакханалии (таинственный культ Бахуса)- Либералии (в честь Венеры)- Флоралии (в честь богини Флоры).

    Подобным характером обладали и театрализованные представления Древнего Рима. Со временем отсутствие какой-либо эстетической и философской основы в понимании танца как искусства привело к тому, что он просто перестал развиваться. В результате на первый план вышла пантомима (всякомедии).

    В пантомиме римляне превзошли греков. Они поставили её на значительную высоту, но постепенно и она покатилась по наклонной плоскости. В ней могло участвовать от одного до сотни человек. Разыгрывая с помощью мимики, жестов и движений перед зрителями сложные мифологические сцены (в то время как скрытый за сценой хор пением пояснял изображаемое), артисты исполняли своего рода пантомимический танец. На лице актера была маска, поэтому разные оттенки характера передавались через тело.( выражение условными знаками).

    Никогда в пантомиме не показывали личный быт, сюжеты касались чувств, отношений, любви, Марс, Венера и др.

    1я пантомима в Риме появилась при Августине. Основателями считаются Бафилл и Пилад.

    Первоначальные пьесы, созданные мимами, были импровизациями – без внутренней связи и последовательности. Это были грубые фарсы с бессмысленным набором смешных речей, дерзких сатир, развратных сцен, сопровождаемых непристойными жестами, позами и движениями. Постепенно малоосмысленные фантазии уступали место заранее написанным пьесам с завязкой, развитием и финалом действия.

    Для каждой пантомимы составлялось особенное либретто. В основу текста бралась трагедия, все диалоги заменялись монологами. Хор исполнял свою партию, а актеры жестикулировали свою. Костюмов было много, когда пантомим играл в 1й пьесе неск. ролей, то он менял костюмы ( туника и пала(длинный плащ до пят желтого цвета для женщин). )

    Пантомима совмещала в себе все формы античного театра – трагедию, комедию и сатиру. Мифология давала обильный материал: сценические представления преимущественно состояли в изображении деяний богов, полубогов, героев разных мифов.

    Но, несмотря на явную преемственность между пляской в древнегреческом театре и римской пантомимой, излишний натурализм и иллюстративность не позволяли пантомиме подняться до уровня высокого искусства, такого, как классический танец в Древней Греции.

    Римляне знали и ценили имя 1го танцовщика.им считался один из легендарных основателей Рима – Ромул.  

    5. Влияние религии и идеологии на развитие танцев эпохи Средневековья.
    Средневековье (раннее,среднее,позднее). Главное: - танцы переносятся во дворцы (балы); - из-за тяжелых костюмов не было прыжков и поворотов; - появляются первые профессиональные педагоги; - определяется этикет в танце (приглашение на танец).

    Роль эпохи средневековья в развитие танца довольно незначительна. С одной стороны в Европе и на Руси христианская мораль не признавала танца - Христианство видело в них форму выражения низменных сторон человеческой натуры. Господство церкви означало запрет светских забав и зрелищ их числе и пляски. Проповедь презрения к земным радостям, средикоторый человек не должен забывать о потусторонней жизни, отразилось в теме плясок смерти. Поэзия, живопись и театр средневековья обращались к этой теме, выдавая страх перед концом. С другой стороны несмотря на запреты танец продолжал жить как в народе, так и в аристократических кругах в форме национального фольклора. Проникал и в саму церковь. Гонения не достигли цели, поэтому учитывая любовь народа к зрелищам средневековая церковь с 11 века начинает вводить в молитвенные картинные процессии церемониальные танцы, исполняемые церковным хором. Средневековые бродячие актеры играли большую роль в распространении танцев, странствуя от поместья к поместью, разыгрывали диалоги, пели и играли на инструментах, танцевали, делали акробатические трюки.

    Начиналось ощущение разделения между танцами простого народа и танцами аристократов. При дворах королей и феодалов периодически устраивались военные состязания, рыцарские турниры, каждый турнир заканчивался балом. Придворные танцы представляли собой видоизмененные согласно правилам этикета народные пляски. Попадая в дворцовые залы, они приобретали подчеркнутую сдержанность, величавость, замедленность. Носили торжественный характер, технически несложные, так как наряд знати был сплошного покроя и тяжёлый. Смысл танцев - демонстрация себя и дорогих костюмов.

    Во время раннего средневековья танцы были в основном хороводными, а танцевальные движения примитивными, состояли из шагов, изредка скачков. Руки на бедрах или подавались друг другу, женщины свободной рукой придерживая юбку. Музыкальное сопровождение - это пение самих танцующих, песня напоминала речитатив, состояла из куплета и припева.

    Во время позднего средневековья появляется и парный танец. Пары могли образовывать круг или стоять в ряд. Движения усложнены, добавлены более резкие и высокие прыжки, покачивание корпуса, острый рисунок движения рук. Развивается пантомима, игровой элемент, исполняется танец под пение танцующих и игрой на народных инструментах( рожке, свирели, волынки).

    Самые ранние сведения о европейских танцев различных типов относятся к позднему средневековью,такие как: карола,дукция, эстамки, сальтарелло, мореска. В это время зарождается традиционное объединение танцев пары: замедленным торжественным танцам шёл быстрый веселый танец. Этот принцип лег в дальнейшем в основу танцев.

    Карола – западноевропейский, преимущественно французский придворный хороводный танец или танец-шествие 12-13 века. «Королируют»( петь, плясать королю). Сопровождалось пением - впереди шёл запевало, припев исполняли все. Ритм танца то плавный и медленный, то ускоренный, переходил в бег, один из основных видов движения - хоровод.

    В то время существовала традиция осуждение «самих круговых плясаний» как языческой атрибутики жанглерства, поэтому нередко в литературных источниках эпохи средневековья карола символизирует нечистый ритуал, процессия к дьяволу, а ее хореографическую траекторию - Дьявольский Круг с самим сатаной в его центре. Хотя встречаются трактовки Каролы как образа небесных вращений.

    Эстампи - «звучать, шуметь»- 13-14 века. Плавные, скользящие шаги вперёд и назад, иногда чередовались с небольшими прыжками и подскоками. «Жалоба тристана». «Начало мая»

    Дукция - быстрая и легкая танцевальная песня, исполняемая юношами и девушками, по форме близкая к эстампи, но отличается от него количество разделов (3)

    Сальтарелло - от итал.- прыгать, умеренно быстрый итальянский танец с прыжками. В каждой области Италии исполнялся по-своему. Музыкальная особенность - нерегулярный метр 6/8, 3/4. Оживленный танец из семейства бас-данс, в которые входит павана, гальярда и др. Быстрые двойные шаги, которые прерываются поклонами, исполняются парами танцоров и в подвижном темпе. В 17-18 веках как бытовой танец сальтарелло выходит из употребления, но в качестве одного из разделов часто используют в старинной инструментальной сюите и камерной Сонате. В конце 18 века возрождается в Риме и других регионах.

    Мореска - танец 13-14 века, воспроизводящий борьбу между христианами и маврами. Мавританская пляска была одним из старинных и самых распространенных танцев Средневековья. Была популярна во многих странах Европы. В Испании она называлась мориска, во Франции мореска, в Англии морин данс. Похож на сальтарелло и жигу. Но фигуры морески разнообразны, предусматривали импровизацию. Исполнители вводили любые движения, переходы и позировки. Чтобы остаться жизненными они мазали лицо мукой или сажей, одежда наизнанку, со временем к танцовщикам прибавились певцы, появился сюжет. Сюжетность морески предполагает элементы сценической игры и танца. Среди участников был Мавр, с вычерненным лицом, в золоченом тюрбане, с деревянным мечом и щитом и привязанными к ногам колокольчиками. Под звуки дудки и барабанов этот многовековой враг Европы плясал в восточном стиле, затем его окружали противники и начиналась битва, в конце была победа над мавром. Со временем характеристика Мавра получала всё более шутовской буфанадный оттенок.

    В эпоху Средневековья образ смерти превращался в символ потрясающей силы. Танец смерти широко распространился в Европе в 14 веке в период эпидемии чумы. Наблюдалось маниакальная Одержимость танцами, которая проявлялась во время христианских празднеств, когда народ начинал петь и танцевать у Храмов, мешая церковной службе. Устойчивых правил танцев не существовало, танцы простого народа были связанные с трудовой деятельностью крестьян и ремесленников. В основном танцы были хоровыми в раннем Средневековье А в период позднего появились парные.
    6. Формы профессионализации сценического искусства. Характеристика форм историко-бытового танца.
    Историко-бытовой танец, по сути дела, народный танец. Его корни уходят в народное творчество. Правда, правящие классы придали манере исполнения придворный, салонный характер. Поэтому в основу дисциплины «Историко-бытовой танец» надо положить изучение подлинных образцов исторического танца в их первоначальном виде, без прикрас, возникших в иной среде.

    Профессионалы-хореографы средних веков своим мастерством подняли искусство исполнения танца на новую высоту. Танцмейстеры создают канонические формы танцев, которые старательно и пунктуально изучает привилегированное общество. Этому во многом способствуют учебники, где систематизируются движения и делается попытка зафиксировать танцевальные композиции.

    Исторический танец должен предстать в спектакле как «воскресшая живопись прошлых эпох». Вот почему при сочинении композиций по мотивам исторических танцев самое главное внимание необходимо уделять их смысловому содержанию.

    Историко-бытовой танец прочно вошел в хореографическую ткань балетных спектаклей.

    В средние века появляется ряд простейших танцевальных форм, которые, развиваясь и видоизменяясь, дают начало многим танцам, различным по характеру движений и ритмической структуре.Особенно широко было представлено народное творчество на ярмарках (кермессах). Крестьяне и ремесленники не только демонстрировали на них свои изделия, но и соревновались в ловкости и силе, умении петь, плясать, играть на самодельных инструментах. Танцу отводилось одно из первых мест. Наиболее распространенные танцы - бранль прачек, бранль башмачников. Уже сами названия говорят, что в этих танцах воспроизводились движения, характерные для той или иной профессии. Ни один праздник урожая, ни одна свадьба или другое семейное торжество не обходилось без танцев.Танцы раннего средневековья в основном хороводные. Исполнители образовывали закрытый круг, держась за руки, или выстраивались в цепочку. Хороводы могли быть мужские, женские или смешанные. У цепного танца был ведущий или ведущая. Танцевальные движения еще примитивны и состояли из шагов, изредка скачков. Руки держали на бедрах или подавали друг другу, женщины свободной рукой придерживали юбку. Танцы раннего средневековья часто исполнялись под пение самих танцующих. В танцевальной культуре позднего средневековья намечается ряд изменений. Помимо повсеместного распространенного хороводного танца появляется парный танец. Исполнители, взявшись за руки, стоят парами, в затылок одна другой. Пары могли образовывать круг или стоять в ряд (линию). Усложняется и рисунок движений. К шагам, легким прыжкам присоединяются более резкие и высокие прыжки, покачивание корпуса, острый рисунок движений рук. 

    Бранль - хороводный танец. Основу его составляет круг, который может разбиваться на линии или превращаться в зигзагообразные ходы. Первоначально бранль исполнялся под пение танцующих. Мелодия и текст песен определяли характер танца. Танцевали бранль также под аккомпанемент волынки.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта