ИХИ ГОС Ответы. Происхождение и виды хореографического искусства
Скачать 368.17 Kb.
|
59. Героическая тематика на балетной сцене XX столетия. Обращение к героической и исторической темам определило путь, по которому пошло развитие героического жанра. Это привело к созданию реалистических балетов, построенных на своеобразной пластике, гармонично объединяющий классический танец с народным. В сценическом воплощении балетов героического жанра ликовал герой-борец. Художественное новаторство в героическом жанре тесно связано с реальной действительностью. Романтическое соединяется с реальным, с конкретными переживаниями героев. Утверждение гуманистических идеалов способствовало усилению революционно-романтических начал в этих балетах. Их героям присущ пафос мужественного, активного преодоления страданий, глубокое убеждение в том, что самые нечеловеческие условия существования не в силах истребить духовную красоту народа. К героической теме обращались многие балетмейстеры. Было создано немало героических спектаклей на исторические и народно-революционные темы, в которых по-разному обрисовывалися героико-романтические характеры. Важным шагом в освоении этой темы стал балет «Ференджи» Б. Яновского. В центре событий – борьба трудового народа Индии за свое освобождение из-под гнета английских колонизаторов. Главная сюжетная линия – столкновение порабощенных индийских рабочих с колонизаторами и освободительное движение народных масс переплетенные с многочисленными линиями личностных отношений и конфликтов. Одновременно с «Ференджи» был показан героико-революционный балет В. Фемилиди «Карманьола», поставленный М. Моисеевым в 1930 году в Одессе и Н. Болотовым и П. Вирским в 1932 году в театре Московский художественный балет, руководимом В. Кригер. Сюжет этого балета связан с французской революцией 1789 года. События в спектакле завершались штурмом и взятием Бастилии. Личная драма героини спектакля – Карманьолы переплеталась с острым социальным конфликтом. По ходу событий четко определялись два лагеря – восставший народ и аристократы. Вначале страдающий и покорный народ вырастал в грозную силу протеста и борьбы. Юная Карманьола – непосредственная девушка, столкнувшись с произволом и несправедливостью, становилась активным борцом за народную свободу. Авторы балета "Карманьола" использовали максимум выразительных средств, они перенасытили действие текстами, произносимыми балетными актерами, сольным и хоровым пением. В связи с этим балет назывался "пантомимно-драматическим действом". Много актуальных проблем было связано и с первым украинским героико-романтическим балетом «Пан Каневский» (1931) М. Вериковского. В нем формалистским экспериментам противопоставлялись национальные формы героического спектакля. Трехактный балет по мотивам украинских народных исторических песен, а также широко известной «Песни о Бондаривне» давал возможность наполнить действие классическими и народно-сценическими танцами, наметить синтез классической лексики с мотивами плясового фольклора. Постановщик искал новые хореографические формы для отображения героико-революционной темы, он стремился передать через пластику дух протеста и ненависть к шляхтичей. И хотя осуществить это ему удалось не везде, "Пан Каневский" - первая ласточка советского национального балета. Создание героико-романтического балета «Лилея» Данькевича (1940, Театр им. Шевченко, балетм.Г. А. Берёзова) успешно продолжило поиски синтеза народного украинского и классического танца. Либретто украинского балета "Лилея", сочетает много произведений Т. Г. Шевченко: "Княжну", "Ведьму", "Тополя", "Причинная", "Русалку", "Екатерину" и др. В "Лилее" показан протест крепостной женщины против социального неравенства. Танцевальные образы главных героев - Лилеи и Степана - балетмейстер органично вписал в художественную хореографическую полотно спектакля, разработав для всех героев оригинальные танцевальные характеристики. Образы Лилеи и Степана были связаны со становлением женского и мужского танцев в украинском балете, в массовых картинах применены элементы танцевального симфонизма. Постановщик спектакля широко использовал опыт украинского и всего советского балетного театра, особенно балетмейстеров Р. В. Захарова, В. М. Чабукиани, Л. М. Лавровского. Героико-романтический балет-поэма «Сердце гор» (1936 г.) А. Баланчивадзе в постановке В. Чабукиани рассказывал о борьбе грузинского народа против феодалов. В этом произведении переплетались две темы: тема восстания крестьян против княжеской власти и тема любви княжны Маниже и простого юношу Джарджи. Балетмейстер поставил перед собой две задачи: восстановление мужского классического танца и соединения классической и народной хореографии. И ему это удалось. Он добавил новую эмоциональную окраску грузинской народной хореографии, танец у него передавал чувство гордости, романтический дух свободолюбия, благородства и независимости. Мужской танец по пластике движений напоминал полет орла, создавал пластический образ человека-птицы. 60. Становление профессионального хореографического искусства Донбасса. Оперное искусство Украины достигает значительного развития в 20-30-е гг. 20ст., это связано с открытием новых театров оперы и балета. До этого времени Киевский театр оперы и балета был единственным, но с середины 20хгг. Открываются театры в Харькове и Одессе. С целью популяризации классической музыки было организованно Правобережную и Левобережную передвижную оперы. Именно с Передвижной оперы Правобережной Украины в Виннице был создан в 1932 г. Луганский театр оперы и балета. Открыт оперой Бородина «Князь Игорь», режиссер- В. Манзай, дирижер- Ерофеев, балетмейстер- Цейтлин Марк Давидович (1898-1979). Некоторое время работал с бплетными труппами Львовского и Башкирского театров оперы и балета(«Эсмеральда», «Леб.Оз.»(качественное перенесение хореографии Иванова и Петипа,1я Одетта-Одилия- Н. Владимова-покоряла зрителя трепетным лиризмом и глубоким проникновением во внутренний мир своей героини; Зигфрид – О. Чижов, его пластика привлекала благородством, силой вознесенных романтических чувств), «Тщ. Предост.», «Раймонда» идр.). Автор сценариев балетов на музыку Х.Алландурова и И. Якушенка – «Родина зовет», «Студенты». «Лебединое озеро» эта постановка одновременно свидетельствовала о готовности и желании молодого коллектива овладеть вершинами хореографического искусства. В 1925г. Заканчивает балетные курсы при Большом театре по классу знаменитого педагога Тарасова и становится артистом Московского театра для детей. В 1926г. Его приглашают работать на Украину. Как характерный танцовщик раскрылся в партиях Ли Шанфу «красный мак», пан Каневский «Пан Каньовський» и др. Ставит в 20е гг. «Красный мак» Р. Глиера, «Карманьола», «Ференджи»(либретто- Борисов, композитор Яновский.тема антиколониальной борьбы трудового народа Индии. Ференджи -так называли простые индейцы гнобителей-иноземцев. Широко использовались способы выразительности смежных искусств (кино,Драма), что было популярной тенденцией развития балетного искусства 33х гг.. Пантомима и танцевальный дивертисмент – основные выразительными способами в его постановках. Но его творческие находки не всегда были удачными – балет «Дон Кихот» полностью отказался от хореографии Петипа, что, безусловно, обеднило спектакль. Артисты балета: Цуриова Н., Кручинин П., Леонова М., Савченко В., Ярмолкина Н., Степанова П., Смирнова В. Солистам и примам выдавали 3-4 пары балетных туфель и пару на каблуке, артистам кардебалета- 1 пару бал.туф,1 на каблуке. Основа репертуара 1х театральных сезонов стали классические произведения оперно-балетные и современные балеты на героико-революционную тему. В конце 19-начале 20вв. в Луганске не было ни сезонной, ни профессиональной оперной труппы, а также здания для театральных представлений, но заинтересованность в этом была очень велика. Первы театр принадлежал собственнику пекарни и миценату Степану Блинову(1882). 1893- оперетта «Наталка-Полтавка» Котляревского. 1911г.- В летнем театре Общества взаимопомощи опера братье Гонсалес. Здесь показаны малоизвестные дивертисмент «Танець апашів». 1925г. –Луганск, Сад 1 мая в помещении летнего театра- гастроли Киевского театра под руководством И.А. Чистякова при участии балерины ленингр. И киевск. Театров А.И. Гавриловой.(«Зимняя сказка», «Шалости маркизы», «Умирающий лебедь», «Вальпургиева ночь» и др. «Ференджи»(либретто- Борисов, композитор Яновский, балетмейстер- В. Литвиненко) .тема антиколониальной борьбы трудового народа Индии. Ференджи -так называли простые индейцы гнобителей-иноземцев. Широко использовались способы выразительности смежных искусств (кино,Драма), что было популярной тенденцией развития балетного искусства 33х гг. Основой репертуара 1х театральных сезонов стали классические произведения оперно-балетного наследия и современные балеты на героико-революционную тему. На афишах театра осеннее-зимнего сезона 1932-1933 гг. значились произведения зарубежной и русской классики: оперой Бородина «Князь Игорь», Даргомыжского «Русалка», Верди «Анда», Бизе «Кармен», Гуно «Фауст», Пучини «Чио-Чио-сан», опера на национ.тематику «Купало» укр.композитора Вахнянина, класич. балет «Лебединое озеро» Чайковского и современные балеты на героико-революционные темы «Красный мак» Глиэра(в основу сценария заложена газетная информация про незаконные действия представителей англ.государства относительно гражданского судна, которое привезло продукты голодающим китайским работникам; образ гражданского моряка в постановке «Яблочко»), «Ференджи» Яновского. В начале создания Луганского театра оперы и балета в административно-художественном составе остались работники Передвижной оперы: директор оперы Кудрин, диригент Ерофеев, хормейстер Тараканов, балетмейстер Цейтлин. В сентябре 1934 г. состоялось открытие балетной студии при Луганском государственном театре оперы и балета. В 1937г. решением Центрального комитета профсоюзов рабочих угольной промышленности в г. Сталино был учрежден «Шахтерский ансамбль песни и пляски» (ныне Заслуженный государственный академический ансамбль песни и танца «Донбасс»). Ансамбль включал в себя хор, хореографическую группу, оркестр народных инструментов и эстрадный оркестр. Первые программы отличались особой патриотической направленностью. |