Психология развития
Скачать 1.09 Mb.
|
Вера в свой организм Особую трудность представляет описание второго качества, появляющегося у человека после процесса психотерапии. Кажется, этот человек все в большей сте- пени обнаруживает, что его собственному организму можно доверять: что орга- низм является подходящим инструментом для выбора поведения, наиболее соот- ветствующего данной ситуации. Попытаюсь донести это до вас в более доходчивой форме. Возможно, вы смо- жете понять мое описание, представив себе индивида, который всегда стоит перед таким реальным выбором: «Проведу ли я отпуск вместе с семьей или один?», «Выпить ли мне третий коктейль, который вы мне предлагаете?», «Тот ли это че- ловек, который может быть моим партнером в любви и в жизни?». Как же поведет себя человек в такого рода ситуациях после психотерапии? В той степени, в кото- рой этот человек открыт всему своему опыту, у него есть доступ ко всем имею- щимся у него данным, на которых можно построить свое поведение в конкретной ситуации. Он обладает знаниями о своих чувствах и побуждениях, которые часто бывают сложными и противоречивыми. Он с легкостью может чувствовать весь набор социальных требований: от относительно жестких социальных «законов» до желаний детей и семьи. Ему доступны воспоминания о подобных ситуациях и последствиях различного поведения. У него имеется сравнительно верное воспри- ятие данной ситуаций во всей ее сложности. Он может разрешить своему целост- ному организму при участии сознательной мысли рассмотреть, взвесить и привес- ти в равновесие каждый стимул, потребность и требование, их относительную значимость и силу. Произведя это сложное взвешивание и уравновешивание, он способен найти такой путь действий, который, кажется, лучше всего удовлетворя- ет все его дальние и сиюминутные потребности в ситуации. Взвешивая и уравновешивая компоненты данного жизненного выбора, его ор- ганизм, конечно, будет совершать ошибки. Будут и ошибочные выборы. Но по- скольку он стремится быть открытым своему опыту, происходит все более широ- кое и быстрое осознание неудовлетворительных последствий решения, все более быстрое исправление ошибочных выборов. Возможно, полезно понять, что у большинства из нас недостатки, мешающие этому взвешиванию и нахождению баланса, заключаются в том, что мы включаем в свой опыт то, что к нему не относится, и исключаем то, что относится к нему. Так, индивид может настаивать на таком представлении о себе, как «Я знаю меру при употреблении спиртных напитков», в то время как открытость его прошлому опыту показывает, что это едва ли верно. Или молодая женщина способна видеть только хорошие качества своего будущего супруга, в то время как открытость опыту показала бы, что у него есть и недостатки. 161 Как правило, когда клиент открыт своему опыту, он начинает находить свой организм более заслуживающим доверия. Он чувствует меньше страха перед своими эмоциональными реакциями. Наблюдается постоянный рост веры и даже расположения к сложному, богатому, разнообразному набору чувств и наклонно- стей, существующих в человеке на организмическом уровне. Сознание вместо то- го, чтобы быть сторожем многочисленных и опасных непредсказуемых побужде- ний, из которых лишь немногим может быть разрешено появиться на свет, стано- вится довольным обитателем общества побуждений, чувств и мыслей, которые, как обнаруживается, очень хорошо управляют собой, когда за ними не следят со страхом. Внутренний локус Другое направление, очевидное в процессе становления человека, относится к источнику, или локусу, выборов его решений или оценочных суждений. Индивид все чаще начинает чувствовать, что локус оценки лежит внутри его. Все меньше и меньше он ищет у других одобрения или неодобрения решений, выборов и стан- дартов, по которым надо жить. Он осознает, что выбор – это его личное дело; что единственный вопрос, который имеет смысл, – это «Полностью ли удовлетворяет и верно ли выражает меня мой образ жизни?». Я думаю, возможно, это самый важный вопрос для творческого индивида. Очевидно, вы поймете меня лучше, если я проиллюстрирую это на одном при- мере. Я бы хотел представить небольшую часть записанной на пленку беседы с молодой женщиной, студенткой-выпускницей, которая пришла к консультанту за помощью. Вначале ее беспокоили очень многие проблемы, и она даже хотела по- кончить жизнь самоубийством. Во время беседы одно из чувств, которое она от- крыла в себе, – ее большое желание быть зависимой, а именно желание дать кому- либо возможность направлять ее жизнь. Она очень критиковала тех, кто не оказал ей достаточной направляющей помощи. Она говорила о всех своих преподавате- лях, с горечью переживая, что ни один из них не научил ее чему-то, имеющему глубокий смысл. Постепенно она начала понимать, что частично ее трудности были обусловлены тем, что как у студентки у нее не было инициативы при уча- стии в занятиях. А затем идет отрывок, который я хочу процитировать Я думаю, этот отрывок даст вам некоторое представление о том, что значит в своем опыте иметь локус оценки, находящийся внутри вас самих. Данный отры- вок относится к более поздней беседе с этой молодой женщиной, когда она начала понимать, что, возможно, и она частично ответственна за недостатки в своем соб- ственном образовании. Клиент: «Ну, сейчас мне интересно знать, не ходила ли я просто вокруг да около, получая лишь поверхностные знания и не занимаясь серьезно самими предметами? « Терапист: «Может быть, вы ткнулись туда, ткнулись сюда, вместо того чтобы действительно где-то копать поглубже». 162 Клиент: «Да-а-а. Вот почему я говорю... (медленно и очень задумчиво) ну, с та- ким основанием это действительно зависит от меня. Я хочу сказать, мне кажется совершенно очевидным, что я не могу зависеть от кого-либо еще, кто дал бы мне образование. (Очень тихо.) Я действительно должна буду получить его сама». Терапист: «Вы действительно начинаете осознавать, что есть только один че- ловек, который может дать вам образование; начинаете понимать, что, возможно, никто другой не может дать вам образование». Клиент: «У-гу. (Долгая пауза. Она сидит задумавшись.) У меня все симптомы страха». (Тихо смеется.) Терапист: «Страх? Это то, что пугает? Вы это имеете в виду?» Клиент: «У-гу. (Очень долгая пауза, очевидно, борется со своими чувствами.) Терапист: «Вы не хотите сказать более конкретно о том, что имеете в виду? Что на самом деле у вас возникает чувство страха?» Клиент (смеется): «Я... угу... Не знаю наверняка, так ли это... Я имею в виду... ну, мне на самом деле кажется, что я – отрезанный ломоть... (пауза) и что я очень... я не знаю... в уязвимом положении, но я... гм-м... я вскормила это, и... это вышло почти без слов. Мне кажется... этому что-то... я разрешила выйти». Тера- пист: «Едва ли это часть вас». Клиент: «Ну, я почувствовала удивление». Тера- пист: «Как будто: «Ну, ради Бога, неужели я сказала это?»« (Оба посмеиваются.) Клиент: «На самом деле я не думаю, что у меня раньше было это чувство. Я... э-э-э... ну, правда чувствуется, будто я говорю что-то, что действительно является частью меня. (Пауза.) Или... э-э-э (совершенно в замешательстве) я чувствую как бы, что я... Не знаю... Я чувствую себя сильной, и, однако, у меня есть и чувство... я осознаю это как страх, чувство страха». Терапист: «То есть вы хотите сказать, что, когда вы говорите что-то такое, у вас появляется в то же время чувство страха того, что вы сказали, не так ли?» Клиент: «Гм-м-м... Я это чувствую. Например, я чувствую это сейчас внутри... как бы вздымается сила или отдушина какая-то. Как будто это что-то на самом деле большое и сильное. И однако... э-э-э... это было почти физическое чувство, что я осталась в одиночестве и как бы отрезана от... от поддержки, которая всегда у меня была». Терапист: «Вы чувствуете, что это что-то большое и сильное, рвущееся нару- жу, и в то же время вы чувствуете, что как бы отрезали себя от любой поддержки, говоря это». Клиент: «Гм-м... Может быть, это... я не знаю... Это нарушение какой-то структуры, которая всегда связывала меня, мне кажется». Терапист: «Это как бы расшатывает структуру, ее связи». Клиент: «Гм-м (молчит, потом осторожно, но с убеждением), я не знаю, но я чувствую, что после этого я начну делать больше, чем, я думаю, мне надо делать. Сколько всего мне еще надо сделать! Кажется, нужно найти, как по-новому вести себя на стольких тропинках моей жизни... но, может быть, я увижу, что лучше справляюсь кое с чем». Я надеюсь, что представленный выше диалог дает вам некоторое представле- ние о той силе, которую чувствует человек, являясь уникальным существом, от- 163 ветственным за себя. Здесь видна и тревога, которая сопровождает принятие от- ветственности. Когда мы осознаем, что «именно я выбираю» и «именно я опреде- ляю для себя ценность опыта», это и вливает в нас силы, и ужасает. Желание существовать как процесс Мне бы хотелось выделить еще одну, последнюю характеристику этих инди- видов, когда они прилагают усилия, чтобы открыть себя и стать самими собой. Дело в том, что, вероятно, их более удовлетворяет существование в виде процес- са, нежели как застывшая сущность. Когда кто-то из них только входит в психо- терапевтические отношения, то, вероятно, хочет прийти к более устойчивому со- стоянию: он стремится приблизиться к тому рубежу, за которым скрываются ре- шения его проблем или где спрятан ключ от семейного благополучия. В свободе психотерапевтических отношений такой индивид обычно избавляется от этих же- стко установленных целей и приходит к более верному пониманию того, что он не застывшая сущность, а процесс становления. Один клиент в конце психотерапии в замешательстве говорит: «У меня еще не закончилась работа по интеграции и реорганизации моей личности: это лишь за- ставляет задуматься, но не обескураживает, особенно сейчас, когда я понимаю, что это – длительный процесс... Когда чувствуешь себя в действии, зная, куда идешь, хотя и не всегда это осознавая, – все это волнует, иногда огорчает, но все- гда поддерживает дух». В этом высказывании можно увидеть и веру в свой организм, о которой я го- ворил, и также осознание себя как процесса. Это личное описание того состояния, когда принимаешь, что ты – это поток становления, а не законченный продукт. Это значит, что человек – это текущий процесс, а не застывшая, статичная сущ- ность; это текущая река изменений, а не кусок твердого материала; это постоянно изменяющееся соцветие возможностей, а не застывшая сумма характеристик. Вот другое выражение той же самой текучести, или, иначе, текущего в данный момент существования: «Вся эта цель ощущений и те смыслы, которые я до сих пор обнаруживал в них, кажется, привели меня к процессу, который в одно и то же время и восхитителен, и пугающ. Кажется, он состоит в том, чтобы дать воз- можность моему опыту нести меня, как мне кажется, вперед, к целям, которые я могу лишь смутно определить, когда пытаюсь понять по крайней мере текущий смысл этого опыта. Появляется ощущение, что ты плывешь вместе со сложным потоком опыта, имея восхитительную возможность понять его все время меняю- щуюся сложность». Заключение Я старался рассказать вам о том, что происходит в жизни людей, с которыми мне посчастливилось быть в отношениях в то время, когда они боролись, чтобы стать самими собой. Я осмелился описать как можно точнее те смыслы, которые, кажется, вовлечены в процесс становления человека. Я уверен, что не только этот 164 процесс происходит в психотерапии. Я уверен, что мое восприятие этого процесса не является четким или полным, так как его понимание и осмысление все время меняются. Надеюсь, что вы примете его как текущее гипотетическое описание, а не как что-то окончательное. Одна из причин, почему я подчеркиваю, что это описание носит гипотетиче- ский характер, заключается в том, что я хочу, чтобы было ясно, что я не говорю: «Вот этим вам следует стать. Вот ваша цель». Скорее я говорю, что в этих пере- живаниях есть несколько смыслов, которые разделяли я и мой клиент. Возможно, описание опыта других может прояснить или сделать более осмысленным ваш собственный опыт. Я указывал, что каждый индивид, вероятно, задает себе два вопроса: «Кто я?» и «Как я могу стать самим собой?». Я утверждал, что процесс становления возникает в благоприятном психологическом климате: что в нем ин- дивид сбрасывает одну за другой защитные маски, в которых он встречал жизнь; что он полностью переживает свои скрытые качества; что он обнаруживает в этих переживаниях незнакомца, живущего за этими масками, незнакомца, который и есть он сам. Я постарался дать описание характерных качеств появляющегося че- ловека; человека, более открытого ко всем составляющим его организмического опыта; человека, у которого возникает доверие к своему организму как инстру- менту чувственной жизни; человека, который полагает, что локус оценки лежит внутри него; человека, который учится жить как участник текущего процесса, в котором в потоке опыта он постоянно обнаруживает свои новые качества. Это не- которые из тех составляющих, которые, я думаю, входят в становление человека. 165 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисло- вие……………………………………………………………………… 3 Выготский Л.С. Генезис высших психических функций…………………….. 4 Пиаже Ж. Природа интеллекта……………………………………………….... 22 Пиаже Ж. Логика и психология………………………………………………... 28 Фрейд З. Разделение психической жизни……………………………………... 35 Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика…………………………….… 47 Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы…………………….………. 53 Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка……………………………………………………………..……… 66 Эриксон Э. Зоны, модусы и модальности…………………………..…………. 80 Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии……………… 98 Уотсон Дж. Психология как наука о поведении………………………………. 106 Бандура А. Научение через моделирование…………………………………… 129 Франкл В. Философия человеческой ответственности……………………….. 137 Роджерс К. Что значит «становиться человеком»…………………………..… 149 |