Главная страница
Навигация по странице:

  • Переживание чувств

  • Открытие себя в опыте

  • Человек, который появляется

  • Открытость опыту

  • Психология развития


    Скачать 1.09 Mb.
    НазваниеПсихология развития
    Дата17.09.2022
    Размер1.09 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаgudkova_psihologiya razvitiya_part1.pdf
    ТипДокументы
    #681294
    страница17 из 18
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18
    ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ
    Заглянуть под маску
    Разрешите мне попытаться объяснить, что я имею в виду, когда говорю, что мне кажется – цель, которой более всего хочет достигнуть человек, та цель, кото- рую он сознательно или неосознанно преследует, состоит в том, чтобы стать са- мим собой.
    Когда ко мне приходит человек, обеспокоенный своими, только ему присущи- ми трудностями, я уверен, что самое лучшее – это постараться создать такие от- ношения с ним, в которых он чувствует свободу и безопасность. Моя цель – по- нять, как он чувствует себя в своем внутреннем мире, принять его таким, каков он есть: создать атмосферу свободы, в которой он может двигаться куда захочет, по волнам своих мыслей и состояний. Как он использует эту свободу?
    Мой опыт показывает, что он использует свободу для того, чтобы все более и более стать самим собой. Он начинает ломать фальшивый фасад, сбрасывать мас- ки и роли, в которых он встречал жизнь. Выявляется, что он старается найти что- то более важное; что-то, что более правдиво представляло бы его самого. Сначала он сбрасывает маски, которые он до некоторой степени осознавал. Например, мо- лодая студентка описывает в беседе с консультантом одну из масок, используе- мых ею. Она очень не уверена, есть ли за этим умиротворяющим всех, заиски- вающим фасадом какое-то реальное «Я» со своими убеждениями.
    «Я думала об этой обязанности соответствовать норме. У меня как-то разви- лось что-то вроде умения, я думаю... ну... привычка... стараться, чтобы люди во- круг меня чувствовали себя легко, или вести себя так, чтобы все шло гладко. Все- гда должен быть человек, который ублажает всех. На встрече, или на небольшой вечеринке, или еще когда... я могла делать так, чтобы все шло хорошо, и при этом еще казалось, что я тоже хорошо провожу время. А иногда я сама удивлялась то- му, что отстаивала точку зрения, противоположную своей, боясь обидеть челове- ка, высказавшего ее. Другими словами, я никогда не имела твердого и определен- ного отношения к вещам. А сейчас – о причине, почему я это делала: вероятно, потому, что я слишком часто была такой дома. Я просто не защищала своих убе- ждений до тех пор, пока не перестала понимать, есть ли у меня вообще какие- нибудь убеждения, которые нужно защищать. Я не была собой, если говорить действительно честно, и на самом деле не знала, что я собой представляю; я про- сто играла своего рода фальшивую роль».
    В этом отрывке вы видите, как клиент исследует свою маску, осознавая свое недовольство ею, и хочет знать, как добраться до реального «Я» за этой маской, если таковое имеется.
    В этой попытке обнаружить свое собственное «Я» психотерапевтические от- ношения обычно используются клиентом, чтобы исследовать, изучить различные стороны собственного опыта, осознать и быть готовым встретить глубокие проти- воречия, которые он часто обнаруживает. Он узнаѐт, насколько его поведение и переживаемые им чувства являются нереальными, не тем, что идет от истинных

    154 реакций его организма, а представляют собой фасад, стену, за которой он прятал- ся. Он открывает, насколько в жизни он следует тому, каким ему нужно быть, а не тому, каков он есть на самом деле. Он часто обнаруживает, что существует лишь как ответ на требования других людей, ему кажется, что у него нет своего «Я» и что он только старается думать, чувствовать и вести себя так, как, по мнению дру- гих, ему следует думать, чувствовать и вести себя.
    В связи с этим я был удивлен, когда обнаружил, как точно, с глубоким психо- логическим пониманием более века тому назад описал проблему индивида дат- ский философ Серен Кьеркегор. Он указывал, что мы часто встречаем отчаяние, происходящее от невозможности выбора или нежелания быть самим собой, но самое глубокое отчаяние наступает тогда, когда человек выбирает «быть не самим собой, быть другим». С другой стороны, желание «быть тем «Я», которое ты есть на самом деле», – это, конечно, нечто, противоположное отчаянию, и за этот вы- бор человек несет величайшую ответственность. Когда я читаю некоторые его со- чинения, я почти чувствую, что он, должно быть, слышал все то, что говорили наши клиенты, когда они, волнуясь, расстраиваясь и мучаясь, искали и изучали реальность своего «Я».
    Этот поиск становится еще более волнующим, когда они обнаруживают, что срывают те лживые маски, о фальши которых и не подозревали. Со страхом они начинают исследовать вихри и даже бури чувств внутри себя. Сбрасывание мас- ки, которая долгое время была неотъемлемой частью вас, вызывает глубокое вол- нение, однако индивид движется к цели, которая включает в себя свободу чувств и мыслей. Это проиллюстрируют несколько высказываний женщины, которая участвовала в ряде психотерапевтических бесед. Рассказывая о своей борьбе за то, чтобы дойти до ядра своей личности, она использует много метафор.
    «Как я вижу это сейчас, слой за слоем я избавлялась от защитных реакций. Я построю их, испытаю, а затем сбрасываю, когда вижу, что вы оставались таким же. Я не знала, что было на дне, и очень боялась дойти до дна, но я должна была продолжать пытаться это сделать. Сначала я почувствовала, что внутри меня ни- чего нет – только огромная пустота чувствовалась там, где я хотела иметь твердое ядро.
    Тогда я почувствовала, что стою перед массивной каменной стеной, слишком высокой, чтобы перелезть через нее, и слишком толстой, чтобы пройти сквозь нее.
    Наступил день, когда стена стала скорее прозрачной, чем непроницаемой. После этого, казалось, стена исчезла, но за ней я обнаружила дамбу, сдерживающую яростно вспененные воды. Я почувствовала, что я как бы сдерживаю напор этой воды, и, если бы я сделала даже крохотную щель, я и всѐ вокруг меня было бы уничтожено последующим потоком чувств, которые представлялись в виде воды.
    В конце концов я не смогла более выдерживать это напряжение и пустила поток.
    В действительности все мои действия свелись к тому, что я поддалась чувству ох- ватившей меня острой жалости к себе, затем – чувству ненависти, потом – любви.
    После этого опыта я почувствовала, как будто я перепрыгнула через край пропас- ти на другую сторону и, немного шатаясь и стоя на самом краю, наконец-то ощу- тила, что оказалась в безопасности. Я не знаю, что я искала и куда шла, но тогда я

    155 почувствовала, как и всегда чувствовала, когда жила на самом деле, – что я двига- лась вперед».
    Мне кажется, этот отрывок довольно-таки хорошо передает чувства многих индивидов: если фальшивый фасад, стена, дамба не удержатся, все будет унесено в ярости чувств, запертых в их внутреннем мире. Однако этот отрывок также по- казывает непреодолимое желание искать себя и стать самим собой, испытываемое индивидом. Здесь также намечается способ, с помощью которого индивид опре- деляет реальность своего внутреннего мира – когда он во всей полноте пережива- ет свои чувства, которые на органическом уровне и есть он сам,как этот клиент переживает жалость к себе, ненависть и любовь, – тогда он чувствует уверен- ность, что является частью своего реального «Я».
    Переживание чувств
    Я хотел бы еще сказать кое-что о переживании чувств. В действительности это
    – открытие неизвестных компонентов своего «Я». Феномен, который я собираюсь описать, очень трудно осмыслить до конца. В нашей каждодневной жизни есть тысяча причин, чтобы не разрешать себе переживать наши отношения в полной мере. Это причины, проистекающие из нашего прошлого и настоящего, причины, которые коренятся в социальном окружении. Переживать чувства свободно, во всей полноте кажется слишком опасным. Но в безопасности и свободе психотера- певтических отношений эти чувства могут переживаться в полной мере, такими, каковы они есть в реальности. Они могут переживаться и переживаются так, как я хотел бы думать, «в чистом виде», так что в данный момент человек – это дейст-
    вительно его страх, или действительно его нежность, или гнев, или что-нибудь еще.
    Возможно, я снова смогу это прояснить, приведя пример из записей сеансов психотерапии одного клиента, пример, который покажет и раскроет, что я имею в виду. Молодого человека, студента-выпускника, давно участвующего в психоте- рапии, озадачивает смутное чувство, которое он ощущает в себе. Постепенно он определяет его как какое-то чувство страха, например провалиться на экзаменах, не получить степень доктора. Затем следует долгая пауза. Начиная с этого момен- та, пусть запись беседы говорит сама за себя.
    Клиент: «Я как бы разрешил этому просочиться. Но я также связал это с вами и с моими отношениями с вами. Я чувствую одно – что как бы страх этого исчеза- ет; или есть другое... так трудно схватить... у меня как бы два разных чувства по отношению к этому. Или как-то два «Я». Одно – испуганное, хотя держится за что-то, и этого человека я сейчас совершенно ясно ощущаю. Вы знаете, мне как бы нужно что-то, за что можно держаться... и я чувствую себя напуганным».
    Терапист: «Г-м. Именно так вы можете чувствовать себя в эту минуту, чувст- вовали себя все это время, и, возможно, сейчас у вас такое же чувство, что нужно держаться за наши отношения». Клиент: «Неужели вы не разрешите мне это, по- тому что, вы знаете, я как бы нуждаюсь в этом. Мне может быть так одиноко и страшно без этого».

    156
    Терапист: «Ага, ага. Разрешите мне держаться за это, так как я буду страшно напуган без этого. Разрешите мне держаться за это...» (Пауза.)
    Клиент: «Это как бы то же самое: «Не разрешите ли вы мне иметь диссерта- цию или степень доктора, так что...» – потому что я как бы нуждаюсь в этом ма- леньком мирке. Я имею в виду...»
    Терапист: «В обоих случаях это как бы мольба, да? Дайте мне это, потому что мне это так нужно. Я буду страшно испуган без этого». (Большая пауза.)
    Клиент: «У меня чувство... Я как-то не могу идти дальше... Это как бы малень- кий мальчик с мольбой, как-то даже... Какой это жест – мольба? (Складывает ла-
    дони вместе, как на молитве.) Не смешно ли это? Потому что...»
    Терапист: «Вы сложили руки как бы для мольбы». Клиент: «Ага, это так! Не
    сделаете ли вы это для меня? О, это ужасно! Кто я, умоляю?»
    Возможно, этот отрывок немного раскроет то, о чем я говорю, – переживание чувства до его предела. Вот он, в этот момент чувствующий себя не кем иным, как просящим маленьким мальчиком, умоляющим, выпрашивающим, зависящим.
    В это мгновение он весь – эта мольба. Конечно, он почти немедленно отшатыва- ется от этого переживания, говоря: «Кто я, умоляю?» – но оно оставило свой след.
    Как он говорит мгновение спустя: «Так прекрасно, когда, когда все это, что-то но- вое выходит из меня. Каждый раз я так поражаюсь, и затем у меня опять возника- ет это чувство, как бы чувство страха, что у меня столько всего, что я, возможно, что-нибудь скрываю». Он понимает, что это прорвалось наружу, и что в это мгно- вение он весь – его зависимость, и его изумляет то, как это произошло.
    Этим способом – «все наружу» – переживается не только зависимость. Это может быть боль, горе, ревность, разрушительный гнев, сильное желание, или до- верие и гордость, или чуткая нежность, или уходящая любовь. Это может быть любая из тех эмоций, на которые способен человек.
    Постепенно из такого рода переживаний я пришел к знанию того, что в такой момент индивид начинает быть тем, кто он есть. Когда человек в процессе пси- хотерапии прочувствует таким образом все те эмоции, которые возникают в нем организмически, причем осознавая их и открыто проявляя, тогда он прочувствует
    себя во всем том богатстве, которое существует в его внутреннем мире. Тогда он стал тем, кто он есть.
    Открытие себя в опыте
    Давайте продолжим рассмотрение вопроса о том, что значит стать самим со- бой. Это очень запутанный вопрос, и я снова постараюсь ответить на него, пусть в виде предположения, исходя из утверждений клиента, которые записаны между беседами. Женщина рассказывает, как различные фасады, с помощью которых она жила, как бы смялись и разрушились, вызвав не только чувство смятения, но и облегчения. Она продолжает:
    «Вы знаете, кажется, как будто все усилия, потраченные на то, чтобы удержать элементы в том произвольном узоре, совершенно не нужны, напрасны. Вы думае- те, что должны сами составить узор, но кусков так много, и так трудно понять, как

    157 их состыковать друг с другом. Иногда вы кладете их неверно, и чем больше эле- ментов не подходит, тем больше усилий требуется, чтобы собрать узор, до тех пор пока наконец вы так устанете от всего этого, что подумаете, что эта ужасная не- разбериха лучше, чем продолжение работы. А затем вы обнаруживаете, что эти смешанные в кучу кусочки совершенно естественно занимают свои места, и без вашего старания возникает живой узор. Вам остается только обнаружить его, и в процессе этого вы найдете себя и свое собственное место. Вы должны даже по- зволить вашему собственному опыту раскрыть свой смысл; в то самое мгновение, когда вы укажете, что он значит, вы очутитесь в состоянии войны с самим собой».
    Разрешите мне выявить смысл этого поэтического описания: тот смысл, кото- рый оно имеет для меня. Я считаю, что она говорит: быть собой – это значит об- наружить тот узор, тот лежащий в основе узора порядок, который существует в непрерывно изменяющемся потоке ее опыта. Быть собой – значит скорее рас- крыть единство и гармонию, которая существует в ее собственных чувствах и ре- акциях, чем стараться использовать маску для сокрытия опыта или стараться при- дать ему такую структуру, которой он не обладает. Это значит, что реальное «Я»
    – это что-то, что может быть спокойно открыто в собственном опыте, а не что-то, что ему навязывается.
    Приводя отрывки из высказываний этих клиентов, я старался предположить, что происходит в теплой, понимающей атмосфере развивающихся отношений с терапистом. Кажется, что постепенно очень болезненно индивид исследует что- то, находящееся за масками, которые обращены к миру; или то, что лежало за масками, с помощью которых он обманывал себя. Глубоко, часто очень ярко кли- ент переживает различные стороны самого себя, которые были запрятаны внутри.
    Таким образом он все более и более становится самим собой – не фасадом, не конформистом по отношению к другим, не циником, отвергающим все чувства, не фасадом с интеллектуальной рациональностью, а живым, дышащим, чувст- вующим, пульсирующим процессом – короче говоря, он становится человеком.
    Человек, который появляется
    Я представляю, что некоторые из вас спросят: «Но каким человеком он стано- вится? Недостаточно сказать, что он избавляется от фасадов. Какой человек нахо- дится за ними?» Ответ на этот вопрос не из легких. Поскольку один из наиболее очевидных фактов заключается в том, что каждый индивид имеет тенденцию стать самостоятельным, отличным от других, уникальным человеком, я хотел бы выделить несколько, по моему мнению, характерных направлений. Ни один чело- век не будет полностью воплощать в себе эти характеристики, никто полностью не подойдет под то описание, которое я предложу, но я вижу, что можно вывести некоторые обобщения, которые основаны на моем опыте участия в психотерапев- тических отношениях с очень многими клиентами.

    158
    Открытость опыту
    Прежде всего, я хотел бы сказать, что индивид становится более открытым своему опыту. Это высказывание имеет для меня огромное значение. Это – про- тивоположность защите. Психологические исследования показали, что если дан- ные наших органов чувств противоречат нашему представлению о себе, эти дан- ные искажаются. Говоря другими словами, мы не можем видеть все то, что доно- сят до нас наши органы чувств, а лишь то, что соответствует нашему представле- нию о себе.
    А сейчас в безопасной атмосфере отношений, о которых я говорил, на место этих защитных реакций или ригидности постепенно приходит все увеличиваю- щаяся открытость опыту. Индивид становится все более открытым осознанию своих собственных чувств и отношений, таких, какими они существуют у него на органическом уровне, как я это пытался описать. Он также начинает более адек- ватно, непредвзято осознавать реальность так, как она существует вне его, не вти- скивая ее в заранее принятые схемы. Он начинает видеть, что не все деревья зеле- ные, не все мужчины суровые отцы, не все женщины его отвергают, не все неуда- чи его опыта свидетельствуют о том, что он плохой, и тому подобное. Он спосо- бен принять очевидное скорее так, как оно есть, чем исказить его, чтобы оно со- ответствовало той схеме, которой он уже придерживается. Как можно ожидать, эта все увеличивающаяся открытость опыту делает его более реалистичным при встречах с новыми людьми, новыми ситуациями и новыми проблемами. Это зна- чит, что его верования не являются застывшими, он может нормально относиться к противоречиям. Он может получать много противоречивых сведений и не пы- таться отвергнуть эту ситуацию. Открытость сознания тому, что в данный мо-
    мент существует внутри него и в окружающей его ситуации, мне кажется, явля- ется важной характеристикой человека, рождающегося в процессе психотерапии.
    Возможно, это высказывание будет более понятно, если я проиллюстрирую его отрывком из записанной на пленку беседы. Молодой специалист в сорок восьмой беседе рассказывает о том, как он стал более открытым телесным и неко- торым другим чувствам.
    Клиент: «Мне кажется невозможным, чтобы кто-то смог рассказать о всех из- менениях, которые он ощущает. Но я на самом деле недавно почувствовал, что стал с большим вниманием и более объективно относиться к своему физическому состоянию. Я имею в виду, что не ожидаю слишком многого от себя. Вот как это происходит на практике: я чувствую, что в прошлом обычно боролся с устало- стью, которая одолевала меня после ужина. Ну а теперь я полностью уверен, что на самом деле устал, что я вовсе не придумываю этой усталости, у меня просто упадок сил. Кажется, что раньше я почти все время занимался критикой этой ус- талости».
    Терапист: «Итак, вы можете позволить себе быть усталым, вместо того чтобы чувствовать наряду с усталостью еще и критицизм по отношению к ней».
    Клиент: «Да, что мне не следует быть усталым или что-то еще. И я думаю, что это в некотором отношении довольно-таки мудро, что я сейчас просто могу не бо-

    159 роться с этой усталостью; и вместе с этим я чувствую, что мне также нужно за- медлить темп. Так что быть усталым – вовсе не так уж плохо. И мне кажется, я как бы могу связать то, почему я не должен был так себя вести, с тем, какой у ме- ня отец и как он смотрит на это. Например, представим, я заболел и сказал бы ему об этом. Наверное, внешне будет казаться, что отец хотел бы чем-то мне помочь, но при этом он говорил бы: «Ну, черт побери, вот еще неприятность!» Вы пони- маете, что-то вроде этого».
    Терапист: «Как будто если ты болен, в этом на самом деле есть что-то досад- ное».
    Клиент: «Ага. Я уверен, что мой отец так же с неуважением относится к сво- ему телу, как и я. Вот прошлым летом я как-то неудачно повернулся и что-то вы- вихнул в спине; я услышал, как там хрустнуло, и все такое. Сначала у меня все время была резкая боль, по-настоящему сильная боль. Я вызвал врача, чтобы он посмотрел меня. Врач сказал, что ничего страшного, само пройдет, нужно только не слишком наклоняться. Ну, это было несколько месяцев тому назад, и только недавно я заметил, что... черт, это действительно больно, и сейчас еще болит... И я вовсе в этом не виноват».
    Терапист: «Это вовсе не характеризует вас с плохой стороны». Клиент: «Нет... и одна из причин, почему я устаю больше, чем мне следовало бы, в том, что я в постоянном напряжении от этой боли, и поэтому... Я уже записался на прием к врачу, чтобы он осмотрел меня, сделал рентген или еще что-нибудь. В некотором отношении, думаю, вы можете сказать, что я стал более верно чувствовать... или более объективно все это чувствовать. И это действительно, как я говорю, глубо- кие изменения; и конечно, мои отношения с женой и двумя детьми... Ну, вы бы не узнали меня, если бы смогли увидеть, что я чувствую... как вы... я имею в виду... просто кажется, что на самом деле ничего нет более прекрасного, чем искренне и на самом деле... действительно чувствовать любовь к своим собственным детям и в то же время быть любимым ими. Я не знаю, как это выразить. У нас так воз- росло уважение... у нас обоих к Джуди... и мы заметили только... как мы стали де- лать это... мы заметили такие огромные изменения в ней... Кажется, что это – очень глубокая вещь».
    Терапист: «Я думаю, что вы хотите мне сказать, что теперь можете более пра- вильно слышать себя. Если ваше тело говорит вам, что оно устало, вы слышите его и верите ему, вместо того чтобы его критиковать; если вам больно, вы можете это услышать; если вы чувствуете, что действительно любите вашу жену или де- тей, вы можете почувствовать это, и, кажется, это проявляется также и в измене- ниях в них самих».
    Здесь в относительно небольшом, но важном по значению отрывке можно увидеть многое из того, что я пытался сказать об открытости опыту. Ранее этот человек не мог свободно чувствовать боль или болезнь, потому что они не при- нимались отцом. Он не мог чувствовать нежность и любовь к своим детям, пото- му что эти чувства говорили бы о его слабости, а ему нужно было показывать фа- сад «Я – сильный». Но сейчас он способен быть по-настоящему открытым опыту своего организма: он может быть усталым, когда устал; он может чувствовать

    160 боль, когда ему больно: он способен свободно чувствовать любовь, испытывае- мую им к своей дочке; и он так же может чувствовать и выражать раздражение по отношению к ней. Как он сообщает в следующей части беседы, он может жить опытом своего целостного организма, а не закрывать его от осознания.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


    написать администратору сайта