Главная страница
Навигация по странице:

  • Подробная

  • Одномерные и двумерные массивы в Python. 75-ПМК-10-75. Республиканский научнометодический журнал Педагогический


    Скачать 1.33 Mb.
    НазваниеРеспубликанский научнометодический журнал Педагогический
    АнкорОдномерные и двумерные массивы в Python
    Дата16.02.2023
    Размер1.33 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла75-ПМК-10-75.docx
    ТипНаучно-методический журнал
    #939691
    страница3 из 42
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

    Сроки


    Прием материалов ведется с 7 сентября 2021 г. по

    31 декабря 2022 г.

    Проверка поданных анкет проводится с 1 октября

    2022 по 31 января 2023 года.

    При положительном рассмотрении Ваша статья бу- дет опубликована на сайте энциклопедии. В случае если анкета будет заполнена с нарушением уста- новленных требований, то она будет отклонена, Вам на почту будет отправлено уведомление с по- яснением причин отклонения. После устранения замечаний Вы можете подать анкету повторно.

    Заказать сертификат и книжный вариант энцикло- педии можно после публикации Вашей статьи на сайте энциклопедии в период с 1 декабря 2022 года по 31 января 2023 г.

    Книжный вариант энциклопедии


    VI том энциклопедии будет издан ориентировочно в феврале 2023 года. Точные сроки издания будут сообщены дополнительно после завершения срока приема материалов.

    Подробная информация размещена на сайте PROSVESHENIE.KZ

    Роль творческой фантазии в процессе обучения игре на фортепиано



    Исатаева Ляйля Турсунгалиевна преподаватель фортепиано

    КГКП "Детская музыкальная школа №1 (хоровая)"


    Творческая фантазия делает процесс обучения более интересным, способствует поиску новых образных характеристик музыкальных сочинений, помогает донести до слушателя исполнительский замысел. Очень часто учащиеся музыкальной школы, осо- бенно на начальном этапе обучения, сталкиваются с трудностями в воплощении художественного за- мысла произведения, так как не имеют достаточного опыта, их творческая фантазия недостаточна развита. Поэтому формирование творческого воображения с первых шагов обучения должно быть направлено на создание ярких музыкальных образов.

    Метод ассоциативных сравнений, умение подо- брать слова для характеристики художественного образа, пробудить в ученике эмоциональный от- клик на музыку играет важную роль, особенно в ра- боте со среднеспособным учеником. Порой нелегко найти слова. Но “дать вещи название – это начало познания”. Для достижения цели необходимо ис- пользовать наводящие вопросы, заставить ученика расшевелить своё воображение, затем уточнить найденный эмоциональный образ. Известна гипо- теза английский лингвистов, согласно которой, че- ловек отчётливо переживает только те эмоции, для которых находит вербальное определение.

    Не все педагоги используют метод ассоциативной трактовки музыкальных образов. Действительно, здесь есть опасность упрощения, вульгаризации. Ещё П.И. Чайковский говорил, что если бы музыку можно было объяснить словами, то она бы сделалась ненужной. Но, отрицая программность, сюжет, кон- кретные образы, можно дойти до признания полной непознаваемости музыки. А наша задача – помочь ученику понять произведение, воспринимать му- зыку как глубоко содержательное искусство, и без привлечения ассоциаций здесь не обойтись.

    Неотъемлемое качество интерпретации инструмен- тальной музыки – наличие сюжетно-психологиче- ского подтекста. Во многом благодаря этой скры- той внутренней программности, произведение об- ретает цельность. Развить умение создавать сю- жетно-психологические подтексты – важная педа- гогическая задача. В качестве примера – фрагмент из книги украинского педагога-пианиста В.Л. Ма- карова, где, взяв за основу сказку А.Толстого “зо- лотой ключик”, он связывает тему двухголосной инвенции до мажор И.С. Баха с образом Буратино: “Этот мальчик смел, решителен, подвижен, остро- умен и не всегда прилежен… Вслушайтесь в тему инвенции, во взаимодействие двух голосов. Сколько в теме непосредственности, любопытства.

    Она как бы вырывается из рук папы Карло, убе- гает.папа Карло выражает своё недовольство, но Буратино упрям, его не так-то легко вразумить. Конфликт передаётся движением голосов в проти- воположные стороны.

    Но послушайте, как слаженно в дальнейшем звучат голоса, как нижний бережно поддерживает верхний. Почему? Ведь они только что ссорились? А всё дело в том, что папа Карло отлично понимает маленького Буратино, которому хочется всё побыстрее рассмот- реть. Он берёт сыночка за руку и водит по каморке, отвечая на все вопросы Буратино…

    Подобное фантазирование - это эффективный метод адаптации подчас философски недетских образов музыки, исполняемой маленькими музыкантами”. В практике прохождение с учениками несложных сонат Бетховена вполне применимо использование ассоциативных сопоставлений со звучаниями ор- кестровых инструментов. Например, в начале глав- ной партии сонатного аллегро девятнадцатой со- наты Бетховена в “солирующем” верхнем голосе прослушивается повествовательно льющаяся “скрипичная” мелодия. В гармоническом же фоне уже с первых тактов ощущается мягкое звучание дуэта деревянных духовых инструментов.

    Для выявления творческого потенциала ученика необходим соответствующий психологический фон, чтобы у ребёнка возникло желание выска- заться, уверенность в праве на собственную точку зрения, пусть даже она будет не совсем верной.

    Преодолеть механическое исполнение фраз, пасса- жей помогает подтекстовка. Даже не обладающая большой литературной ценностью, она способна помочь ученику глубже понять интонационное бо- гатство исполняемой музыки, разбудить его вооб- ражение и фантазию. Первые детские поиски в этом направлении, зачастую наивные, очень ценны для нас именно своей искренностью, простоду- шием. Ещё в донотном периоде обучения ребенок должен почувствовать и воспринять ритм предло- женных ему музыкальных примеров. Большую по- мощь при этом могут оказать удачно подобранные к исполняемой мелодии и совпадающие с её рит- мом стишки, подтекстовки, сочиненные самими детьми или с помощью педагога. Представление о сильных и слабых долях дети легко получают от произношения соответствующих слов: Са́-ша, по-

    су́-да, ба-ра-ба́н и т.д.

    В процессе обучения музыкального произведения

    могут вовлекаться ассоциации, вызванные другими видами искусств. Факт синтеза и взаимообогащения

    искусств в настоящее время очевиден. Так, Р.Шу- ман горячо ратовал за полихудожественные ориен- тации в исполнительстве, замечая, что “образован- ный музыкант может с такой же пользой учиться на рафаэлевской Мадонне, как художник на симфо- нии Моцарта, поскольку для художника стихотво- рение превращается в картину, а музыкант вопло- щает картину в звуки”. По признанию Шаляпина образ Ивана Грозного ему помог создать портрет царя работы Васнецова: “приятно было мне услы- шать от Васнецова горячие похвалы созданному мною образу Ивана Грозного. Я ему ответил, что не могу принять хвалу целиком, так как в некоторой степени образ этот заимствован мною от него

    самого. Действительно, в доме одного знакомого я видал сильно меня взволновавший портрет – эскиз царя Ивана, с черными глазами, строго глядящими в сторону, - работы Васнецова”.

    Без трудолюбия, развитого музыкального мышле- ния, гибкого “аппарата переживаний” (Л. Барен- бойм), без собственной инициативы и фантазии не удастся воплотить замысел композитора, одухотво- рить исполнение.

    Список литературы

    1. Верткова Л.А. Некоторые аспекты фортепиа- нно-педагогической практики.

    2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой.

    3. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста.



    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42


    написать администратору сайта