Главная страница

Фрэнкин Р. Мотивация поведения. Robert E. Franken human motivation fifth Edition


Скачать 6.89 Mb.
НазваниеRobert E. Franken human motivation fifth Edition
АнкорФрэнкин Р. Мотивация поведения.pdf
Дата19.05.2017
Размер6.89 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаФрэнкин Р. Мотивация поведения.pdf
ТипКраткое содержание
#7886
страница13 из 86
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   86
104 Часть. Проблемы и организационные принципы мотивации в конечном счете отрицательным образом скажется на продолжительности или качестве жизни. В результате он начинает вести такой образ жизни, который оказывал бы меньшее негативное влияние на окружающую среду, например сдает банки и бутылки во вторичную переработку, покупает лишь продукты, выпускаемые компаниями, которые следят за поддержанием экологического баланса, или употребляет продукты лишь органического происхождения. Изменяя свои ценности, человек надеется на достижение новых целей, причем не только наличном уровнено и на уровне всего общества в целом. Одни убеждения, установки и ценности — результат научения (подражания и копирования поведения других людей, а другие — действия когнитивных процессов (речь идет об активном построении. Такое разделение имеет большое значение, хотя применение его на практике иногда бывает затруднено. Для изменения поведения зачастую необходимо изменить убеждения, установки и ценности. Это можно осуществить, например, через более полное осознание того, почему мы что- то делаем или говорим (Langer, 1989). В частности, со временем мы можем научиться проводить все более и более тонкие различия. Например, вместо того чтобы говорить Ненавижу я этого X», можно попытаться выяснить, что же такого есть в этом X, что мне так сильно не нравится. Я могу обнаружить, что мне не нравится в нем лишь две вещи скажем, привычка все время жевать жвачку и то, как он укладывает волосы. Проанализировав все это один разя мог бы заметить, что X обладает и такими чертами, которые мне, в общем-то, нравятся, например добротой и чувством юмора. У научения есть одна важная особенность, которую можно обозначить как тенденцию обобщать и распространять реакцию, усвоенную водной ситуации, на другие ситуации. Генерализация, очевидно, полезна в плане адаптации, но вместе стем она может оказываться чрезвычайно неадаптивной. Мы можем использовать когнитивные процессы для устранения неадаптивных генерализаций. Стереотипы — это классические примеры генерализации реакции (все афроамериканцы — хорошие танцоры все мужчины агрессивны женщины любят пожаловаться все итальянцы — мафиози. Стереотипы возникают в том случае, когда мы пытаемся произвести генерализацию на основе весьма небольшого числа примеров. Если Майкл
Джексон хорошо танцует, то это еще не значит, что все афроамериканцы обязательно будут хорошими танцорами. Если нам дали почитать подборку газетных статей, центральный сюжет которых — убийство, совершенное мужчиной, то еще это не значит, что все мужчины — убийцы. Если женщины, которых показывали в каком-то телевизионном шоу, много жаловались, то это еще не значит, что все женщины любят пожаловаться. Если мафия состоит преимущественно из итальянцев, то это еще не значит, что все итальянцы — преступники. Иначе говоря, стереотипы выступают в качестве отдельного подкласса категории. Стереотипы обычно появляются при отсутствии лично полученных соответствующих знаний. Мы просто принимаем на веру убеждения и установки других людей. Многие наши стереотипы пришли к нам от родителей, учителей и значимых для нас людей. У насесть стереотипы, сформированные в отношении многих феноменов, например как людям необходимо вести себя (или как они будут вести
Глава. Компоненты мотивации себя) в соответствии со своим возрастом как будут вести себя религиозные люди как будут вести себя бедные или богатые. Были получены данные, показывающие, что стереотипы все же поддаются коррекции, несмотря на то что они относительно устойчивые образования. Они разрушаются, если мы сталкиваемся с новыми примерами, не подпадающими под категорию, под которую они должны были подпадать. Как разв этом случае нам приходится делать проводимые различия все более и более тонкими. Если имеет место вышеозначенное событие, то тогда исходный стереотип (категория) доказывает свою абсолютную неадекватность, и мозг его отвергает. Более конкретное описание происходящего вы сможете найти, обратившись к работам Лейнжера (Langer,
1989). Ломка стереотипа — всегда хорошая иллюстрация теории когнитивного развития Пиаже. Теория когнитивного диссонанса В основе теории когнитивного диссонанса лежит идея о том, что люди испытывают потребность в переживании когнитивной согласованности (Festinger, 1957). Данная теория позволяет нам понять, почему категории, убеждения, установки, ценности и стереотипы так плохо поддаются коррекции. Суть теории когнитивного диссонанса можно свести к следующему люди склонны обрабатывать информацию таким образом, чтобы она согласовывалась с уже существующими категориями, убеждениями, установками, ценностями, стереотипами, привычным поведением иначе говоря, люди, как правило, не обращают внимания на информацию, несоответствующую уже сформированным убеждениями выискивают информацию, им соответствующую. Если у нас сформирован какой-то стереотип, например в отношении пожилых людей, то мы склонны не обращать внимания на исключения и воспринимать лишь то, что не противоречит нашим убеждениям. На базе теории когнитивного диссонанса было проведено множество исследований, касающихся поведения людей в ситуациях, когда они уже совершили какое- то действие, не согласующееся сих когнициями. Например, что делают люди, когда обнаруживают кое-какие дефекты в машине, которую они купили Данные проведенных исследований показали, что люди, скорее всего, будут либо пропускать такую информацию, либо ориентироваться на поиск более позитивной информации. Другими словами, они будут стремиться сделать все необходимое для того, чтобы согласовать свои убеждения и установки с действиями. В качестве примера можно привести исследование, целью которого было изучение реакций курильщиков на предъявленные им доказательства взаимосвязи курения и появления раковых заболеваний. Некурящие были готовы посчитать приведенные им доказательства вполне разумными и закономерными, курильщики же сними не согласились
(Festinger, 1957). С помощью теории когнитивного диссонанса можно объяснить, например, и то, почему люди преданы организации или другим людям, даже несмотря на обращение сними не лучшим образом. Было проведено исследование, результаты которого показали, что чем сложнее процедуры посвящения новичков в члены студенческого братства, тем оно более притягательно для студентов. Если человек
б Часть. Проблемы и организационные принципы мотивации согласен вести себя так, что это противоречит его представлениям о самом себя и о том, как другие люди должны с ним обращаться, значит, ему нужно как-то объяснить для себя, почему он все же стремится вступить в братство (например, Aronson
& Mills, 1959). Было выдвинуто предположение, что ход рассуждений может строиться, например, таким образом А почему, собственно, я должен носить эту дурацкую одежду, есть сырые яйца, овсянку и горячее фруктовое пюре и выслушивать при этом все эти оскорбления Должно быть, все это потому, что братство, в которое я хочу вступить, того стоит. Имплицитные теории Было выдвинуто предположение о том, что люди создают имплицитные теории — гипотезы, модели и убеждения в отношении природы внешнего мира (теории обустройстве мира) ив отношении того, что необходимо делать, если хочешь, чтобы твои желания в этом мире были удовлетворены (теории обустройстве себя)
(Dweck, 1991; Epstein, 1990). Такие теории получили название имплицитных потому, что они часто существуют на предсознательном уровне. Сточки зрения психологии мы полностью осознаем причины наших действий, если действуем на сознательном уровне. Но если мы действуем на уровне предсознания, то, напротив, могли бы прийти к осознанию причин наших действий, заданных нам определенными установками или обстоятельствами (Epstein, 1990). В отличие от рациональных научных теорий, служащих для объяснения определенного набора фактов, имплицитные теории часто включают элементы иррациональных и интуитивных рассуждений. Эпштейн предположил, что появление имплицитных теорий связано с так называемой экспириенциалъной системой обработки информации. В прошлом психологи использовали понятие ожиданий, чтобы объяснить, почему люди с разными желаниями, потребностями, переживаниями по-разному воспринимают одно и тоже. Но со временем стало очевидно, что понятие ожиданий слишком узкое, чтобы сего помощью можно было объяснять сложные мыслительные паттерны, связывающие действия человека сего представлениями об окружающем мире и о своих умениях и способностях. Поэтому психологи переключили свое внимание с понятия ожиданий на понятие имплицитных теорий. Несмотря на то что имплицитные теории могут быть усвоены по крайней мере частично, если моделировать поведение других людей, прислушиваться к чужому мнению, читать написанное другими, все же многие из них мы создаем исходя из личного опыта, взаимодействий с окружающим миром, своих успехов и неудач. Короче говоря, имплицитные теории очень личные. Но, быть может, еще более важно то, что такие теории конструируем мысами. А если мы их конструируем, это значит, что мы можем изменять их. Привычки, автоматическое поведение и когниции Психологи проводят различие между привычками и автоматическим поведением. Привычка закрепляется, если постоянно воспроизводить одну и туже реакцию или последовательность реакций. Некоторые теоретики (например, Халл) считают, что
Глава. Компоненты мотивации для подкрепления привычки необходимо, чтобы стоящее за ней побуждение было ослаблено. Нона этот счет есть и другое мнение привычка — просто результат повторения одной реакции, а подкрепление — всего лишь акт, выступающий как мотив, побуждающий человека к повторению (Hull, 1943). Откуда же берутся привычки Теоретики, занимающиеся проблемой научения, считают, что привычки формируются на основе уже существующих форм поведения. Например, можно предположить, что способность находить пищу появилась в результате воспроизведения случайных форм поведения. Если организм все время находит пищу водном и том же месте, происходит постепенное закрепление реакций, приводящих к такому результату, и соответственно имеет место формирование привычки. В отличие от привычек автоматизированное поведение уходит своими корнями в целенаправленное, или преднамеренное, поведение (например, Bargh & Gollwitzer,
1994; Langer, 1989). Если мне нужно найти дорогу, чтобы проехать в определенную часть города, то я могу сверяться со своей внутренней картой или даже написать для себя набор инструкций, которые помогут мне добраться до нужного места. Тут есть один интересный момент если я постоянно воспроизвожу одно и тоже поведение, то через какое-то время мне уже ненужно задумываться о том, что я собираюсь сделать те. оно становится автоматическим. Аналогичным образом я могу сформулировать для себя определенный набор имплицитных правил, которым буду следовать при встрече с новым для меня человеком, чтобы его не обидеть. Точно также по прошествии некоторого времени мне уже ненужно будет задумываться о своих намерениях. Автоматизированное поведение высокоадаптивно. Оно позволяет использовать ограниченный объем внимания для того, чтобы можно было заниматься и другими делами. Скажем, пока я еду на машине в какое-то место, я могу обдумать, что мне нужно будет сказать, когда доберусь туда. Иногда автоматическое поведение приводит к разным забавным историям. Например, со мной произошел такой случай я выехал из дома, собираясь прокатиться по окрестностям города, но, полностью погрузившись в свои мысли, пришел в себя лишь тогда, когда понял, что припарковываю машину на университетской стоянке. Сначала я ехал по дороге, которая вела как к университету, таки туда, куда нужно было приехать, но потом, когда я задумался, мое автоматическое поведение привело меня к университету. Многие теоретики используют термин адаптивное поведение в более широком смысле, обозначая сего помощью как привычки, таки автоматизированное поведение, источником которого является целенаправленное поведение. Что касается нервной системы, согласно современным концепциям, в основе обоих типов поведения лежит активация и последующее закрепление нервных цепей, располагающихся в головном мозге. Современные технологии не позволяют проводить различия между нервными цепями, стоящими за воспроизведением целенаправленного или преднамеренного поведения, и нервными цепями, формирование которых происходит в результате повторяющегося воспроизведения определенной реакции быть может, это одни и те же структуры.

108 Часть. Проблемы и организационные принципы мотивации Тем, кто только начинает заниматься психологией, может показаться, что проводить различие между привычкой и автоматизированным поведением вовсе необязательно. Однако такое разделение было результатом спора ученых о том, могут ли люди действительно создавать новые формы поведения или вся их жизнь строится на обусловливании. Понятие автоматизированного поведения, включающее такие параметры, как планирование и целеполагание, подразумевает, что люди могут выбирать собственное поведение и создавать для себя новую жизнь (Higgins, 1997). В данной главе, в разделе, посвященном компоненту научения, мы уже говорили о том, что целеполагание в сочетании с планированием может стать эффективным путем осуществления замены старых привычек на новые. Выражаясь иначе, роль целеполагания и планирования заключается в создании условий для научения, а не в предоставлении гарантий того, что это научение действительно произойдет. Пример что такое счастье Исследователи выдвинули предположение счастливы мы или нет, зависит оттого, насколько окружающая среда может обеспечить нас подкреплениями, которые будут нас удовлетворять. В соответствии сданным представлением для того, чтобы в нашем мире было больше счастья, необходимо создать идеальную среду. Это одно из базовых допущений теории научения Скиннера. Но что понимается под идеальной средой Чтобы ответить на данный вопрос, надо спросить у людей, что могло бы сделать их счастливыми. Однако мнения на этот счет расходятся. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ Осознание ваших когнитивных процессов
Эллен Лейнжер в книге Mindfulness
(Осознанность Langer, 1989) поднимает вопрос о неосознанности нашего поведения. Вы оказываетесь на работе, даже не задумываясь над тем, как до нее добрались, если только по дороге с вами ничего не случилось ивы приехали вовремя. Хотя неосознанное или автоматическое поведение бывает полезным, поскольку оно освобождает наше сознание для того, чтобы мы могли думать о других, более важных вещах, нередко это значит, что мы попадаем в привычную колею и не меняем свои привычки даже тогда, когда наступает пора это сделать. Если мы хотим измениться, нам нужно прийти к осознанию своих когнитивных установок. Когда мы становимся более осознанными, то обретаем силу что-то менять и чем-то управлять. Как мы еще увидим, способность управлять или просто вера в то, что мы можем управлять своей судьбой, - важное условие нашего физического и психологического здоровья. Как же мы можем прийти к осознанию своих когниций? Это просто каждый раз, когда вы решаете что-то сделать, спрашивайте у себя, а есть ли что-то еще, чем вы могли бы в это время заняться. Выполнение данной инструкции повлечет за собой ряд последствий
1. Вы научитесь находить альтернативные варианты. Поиск альтернатив - это креативный процесс, лежащий в основе любого изменения поведения. В этом случае выбудете приходить к осознанию того, что у вас есть из чего выбирать.
2. У вас появится чувство контроля. Принимая решения, вы приходите к осознанию происходящее в вашей жизни случается не само по себе, а именно вы создаете необходимые для этого условия.
Глава. Компоненты мотивации Когнитивные теоретики не сосредоточиваются на изменениях окружающей среды. Они считают, что изменить среду зачастую оказывается очень сложно, а подчас невозможно, хотя это действительно важно. Лучший выход из такой ситуации — пересмотреть свои взгляды, представления об окружающей среде. Эта идея была высказана еще много веков назад римским императором Марком
Аврелием, сказавшим Если что-то причиняет вам боль, то источник ее находится не вовне, а в том, как высмотрите на это. И пересмотреть свои взгляды вы можете прямо сейчас. Согласно когнитивным теориям, то, что вы видите или чувствуете, во многом зависит от ваших убеждений, установок, ценностей, имплицитных теорий. В нашем обществе мы чаще всего придерживаемся мнения ( имплицитной теории) о том, что человек не может быть счастливым, если у него пустой желудок. Нов странах, где постоянно не хватает пищи, люди научаются быть счастливыми подчас даже с пустыми животами. Они получают удовольствие, например, оттого, что находятся рядом со своими семьями или от шуток своих детей. Другими словами, счастье — это нечто очень субъективное. Люди часто возводят преграды, ограничивающие их способность быть счастливыми. В таких случаях они говорят себе Я буду счастлив, когда уйду на пенсию, или Я буду счастлив, когда куплю спортивную машину, или Я буду счастлив, когда женюсь. Многие люди явно хотят чувствовать себя счастливыми как можно чаще. В результате они находят счастье даже в простых вещах кот, охотящийся за своим хвостом
3. Вы узнаете как принимать решения. Обучение принятию решений требует практики. Научившись принимать решения в отношении простых вещей, вы сможете постепенно развить способность принимать решения ив отношении важных для вас вещей.
4. Вы научитесь управлять своими мыслительными процессами. Чем больше выбудете анализировать собственный процесс мышления, тем больше будете контролировать его. Концентрируясь на принятии сознательных решений в отношении того, чем выбудете заниматься, вы постепенно начнете осознавать причины, вынуждающие вас предпринимать те или иные действия. В следующий раз, когда вы включите телевизор, спросите себя Зачем я включил телевизор Есть ли что-то еще, чем я могу сейчас заняться Вы можете применять эту технику во всех жизненных ситуациях. Если вы выносите оценочное суждение - например Я просто ненавижу жить в этом городе, - спросите себя, что именно вам в нем не нравится и есть ли у вас желание изменить сложившуюся ситуацию. Занимаясь подобной практикой, со временем вы научитесь проводить все более и более тонкие различия. Кроме того, вы научитесь распознавать то, что вам действительно не нравится. Используя данный подход, вы могли бы, например, понять вам не то чтобы не нравится жить в этом городе - просто вам не нравится тот район, где выживете, или ваш дома может быть, всего лишь слишком оживленное движение транспорта. Если вы поймете, что ненавидите район, в котором живете, а не весь город, то у вас сразу же появится масса возможностей. Теперь, для того чтобы быть счастливым, вам ненужно увольняться с работы, отказываться от всех своих друзей, вместо этого вам надо переехать в новый дом или квартиру. То, что казалось непреодолимым препятствием, может очень просто превратиться в легко решаемую проблему. И это становится возможным благодаря тому, что вы научились объяснять свои когниций.

1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   86


написать администратору сайта