Главная страница

Сахна жне актер алы сз


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеСахна жне актер алы сз
Дата29.04.2023
Размер0.58 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаHJUVTSAHOJNW26042023211140.docx
ТипДокументы
#1098003
страница24 из 24
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

А

Авансцена (фр. avant — sсепе)— сахна дәлізі.

Акт (лат. асtus — поступок, действие)—әрекет (пьеса—перде,шымылдық).

Актер (лат. асtor, фр. асteur — исполнитель)—орындаушы, сахнампоз

Активное внимание — белсенді зейін, белсенді ықылас, белсенді құлық, белсенді ынта (зейін белсенділігі, ықылас белсенділігі т. б.).

Акустика (гр. акustikos — слуховой, звуковые условия какого-л. помещения)— дыбыстық естілу күйі.

Акцент (лат. ассепtus — ударение, муз. выделение, подчеркивание звука или аккорда, преимущ. путем его усиления)—дыбыстык, сөздік және ой екпіні.

Ансамбль (фр. еnsemblе — вместе, художественная согласованность исполнения какого-л. драматического, музыкального и др. произведения)—көркемдік топ.

Артист (фр. arriste, лат. аrs — искусство)—өнерпаз (өнер жасаушы, өнер тудырушы).
Б

Балкон (ит. balconе — балка, верхний или средний ярус в зрительном зале) — аспалы орын.

Бутафор (ит. buttafuori — работник театра, занимающийся изготовлением бутафории) — әшекей заттарды жасаушы адам.

Бутафория (ит.— 1. предметы, имитирующие подлинные (на сцене театра, в витринах магазинов и т. п.)— жасанды әшекей заттар.
В

Видение внутреннего зрения (рус.) — көкірек көзімен көру.

Вкусовое внимание (рус.)—зейіндік талғам.

Влучение (рус.)—сәулелену (сәулеге шомылу, сәулеге орану, т. б.).

Внимание (рус.)— зейін (зейін қой, зейініңді сал), ықылас(ықылас аудар, ықылас қой), көңіл (көңіл аудар, көңіл қой), назар (назар аудар, назарыңды сал), зер (зер сал), ынта (ынталан, ынталы бол), құлық (құлық қой).

Внутреннее зрение( внутреннее око) (рус.)—көкірек көзі (ішкі жанар).

Внутреннее ухо (рус.)—көкірек кұлағы( көңіл құлағы, көңілмен тыңдау).

Возбуждение (рус.)—қоздыру, еліктіру.

Воля (рус.)—ерік, жігер.

Воображаемый объект (рус.)—елестету нысанасы (ойдағы нысана).

Воображение (рус.)— елестету.

Вымысел воображения (рус.)—елестету әлемі.
Г

Гастроль (нем. castrolle — выступление приезжего артиста, спектакль приезжай театральной труппы) көшпелі театр құрамы.

Гастрольная пауза (рус.)—көшпенді кідіріс.

Гипноз (гр. һuрnos— сон)— арбау, сиқырлау, көз байлау.

Грим (фр. grimer — подкрашивать лицо)—бояну, опалану, қырланып — сырлану.
Д

Декадент — декадент өкілі.

Декаденство (фр. decadencе, лат. decadentiа — упадок, иначе декаданс — общее наименование кризисных, упадочных явлений в искусстве конца 19-нач. 20 в.отмеченных индивидуалистическим пессимизмом, эстетизацией падения и небытия)—өнерді өмірден бөліп қарайтын сары уайымшыл ағым.

Декламация — (лат. declamatio — напыщенная, неестественная манера, речи, изложения, ложный пафос)—жалаң, жел сөз, қызыл сөз

Декорация (фр. decoration, лат. decorarе — укращать)— жиһаздау, безендіру.

Дилетант (ит. dilettante<лат. delectare — услаждать, забавлять.

Любитель, занимающийся каким-л. искусством или наукой без спец. подготовки; поверхностно знакомый с какой-л. областъю науки или искусства)—әуесқой, әуесқойлық.

Духовная жизнь актера — актердің жан (рухани) тіршілігі
Ж

Жанр—(фр. genre — род, вид) — тек пен түр.

Жест— ишарат (ишарат қылу, ишарат жасау).

Жизнь человеческого духа — адамның рухани тіршілігі.
3

Зритель — көрермен.

Зрительное внимание — көру зейіні.

Зрительная память — көру зердесі.

Зрительный образ — көру бейнесі
И

Излучение — сәулелендіру.

Импровизация — суырып салма, суырып салушылық.

Интеллект (лат. intellectus — ум. рассудок, разум; мыслительная способность человека)— ақыл, парасат.

Интерпретация (лат. interpretatio — посредичество, истолкование, разъяснение смысла, значения чего-л.)—шешім, байлам, кесім.

Искусство ремесло — кәсіпқойлык өнер.
К

Кредо (лат credo — верю, верую. Убеждения, взгляды, основы мировоззрения)— көзқарас, таным.

Критерий (гр. kriterion — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-л., мерило)—бағалау, баға беру, таразылау.

Круг внимания — зейін шеңбері.

Кустарничество — қолөнерлік жабайы тәсіл, қолөнер.
Л

Линия физических действий — қимыл-іс әрекетінің желісі.

Логика (гр. logike—ход рассуждений, умозаключений; разумность внутренняя закономерность)—қисын (сөз қисыны, ой қисыны, іс қисыны).

Логическая пауза—қисынды кідіріс (кідіріс қисыны).

Лучевосприятие — нұрлану (нұрға малыну, нұрға шомылу).

Лучеиспускание — нұрландыру (нұрға малу, нұрға шомылту).

Люфтпауза — тыныстық кідіріс.
М

Метод (гр. methodos — способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; 2) прием, способ или образ действия)— тәсіл.

Метод действенного анализа — әрекет арқылы талдау тәсілі.

Метод физического анализа — қимыл-іс арқылы талдау тәсілі.

Мимика (гр. mimikos — подражательный. 1) движения лицевых мышц, выражающие внутреннее душевное состояние; 2) искусство актера передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица)—ым, ымдау, ымдап шақыру, ыммен білдіру (ымды білмеген дымды білмейді).

Мышечная судорога — бұлшық еттің түйілуі.
Н

Наигрыш — әсіреқызыл ойын өрнегі.

Напряжение мышц — бұлшық еттің сіресуі.

Натурализм (фр. naturalisme < лат. natural — в широком смысле — внешнее правдоподобие, фотографическое копирование или изображение случайных, нетипических и нехарактерных явлений реальности, схватывающее чисто внешние стороны жизни в ущерб глубине идейно-художественного содержания; нередко также — откровенное изображение физиологической стороны человеческой жизни)—ой мен сезімнен ада өмірдің өзінен өңдеусіз көшіріліп алынған жабайы, жалаң тәсіл.

Непроизвольное внимание — еріктен тыс зейін.
О

Объект — нысана

Объект-точка — нысана нүктесі.

Освобождение мышц — бұлшық еттің босаңсуы.

Осязательное внимание — сипау зейіні.
П

Палитра — фр. polefte — бояқ 1) тонкая дощечка с отверстием для надевания на большой палец левой руки, служащая живописцам для смешивания красок; 2) совокупность выразительных средств в творчестве писателя, композитора и др. 3) подбор цветов, характерный для данной картины или данного живописца; колорит)— бейнелілік, бояуы қанықтық, мазмұндылық.

Память — зерде.

Партнер — (фр. partenaire — участник какой-л. игры, например, спортивной, в карты и т. п.; тот, кто вместе с кем-л. участвует в игре на сцене, в танцах и т. п., а также в какой-л. совместной деятельности)—серік, серіктес.

Пассивное внимание — ынтасыз зейін (белсенді емес зейін).

Пафос (гр. pathos — чувство, страсть. Страстное воодушевление, подъем)—іңкәр сезім.

Передвижной круг внимания — жылжымалы зейін шеңбері.

Пластика (гр. plastike— сымбат. 1) искусство лепки, ваяние, скульптура; 2) гармония, согласованность движений и жестов). 1) Қимылға байланысты — әсем қимыл, кербез қимыл, көрікті қимыл, сәнді қимыл; 2) Сөзге байланысты — айшықты сөз, сазды сөз, нақысты сөз, әсем сөз, әдемі сөз; 3) Ойға байланысты — әдемі ой, әсем ой, сазды ой, назды ой; 4) Музыкаға байланысты — әсем ән, әсем күй, көркем ән, көркем күй, сұлу күй, сазды ән, сазды күй; 5) сәулет өнеріне байланысты (архитектура)— сәулетті сарай, сәнді сарай, көркем ғимарат, сәулетті ескерткіш; 6) мүсіндік өнерге байланысты (скульптура)— сұлу мүсін, көркем мүсін, керемет мүсін; 7) кескіндеме өнеріне байланысты (живопись) — келісті кескін, сұлу кескін, әдемі кескін, көрікті кескін, т. б.

Поза—(фр. pose — положение тела)—қалпы, адамдық қалпы (қаз қалпы, баяғы қалпы, тұрған қалпы, отырған қалпы, жатқан қалпы, жантайған қалпы, еңкейген қалпы, етпеттеген қалпы, шалқайған қалпы, тізерлеген қалпы, тізе бүккен қалпы, тәжім еткен қалпы, жамбастаған қалпы, малдас құрған қалпы, т. б.).

Предлагаемые обстоятельства (рус.)—ұсынылған тосын жағдай.

Представление (рус.)—ойын-сауық.

Прием (рус)—әдіс (режиссерский прием—режиссерлік әдіс. актерский прием — актерлік әдіс, творческий прием-творчестволық әдіс т.б.).

Произвольное вниманне (рус.)— ерікті зейін.

Профессия (лат. professio)—мамандық.

Профессионал (от лат.— человек, избравший какое-л. занятие своей профессией; специалист дела)— бес аспап, әмбебап, маман.

Процесс воплощения (рус)— кейіпкермәнділік процесі.

Процесс переживания (рус.)—кейіпкержандылык процесі.

Процесс (лат. processus—1) продвижение, ход какого-л. явления, последовате.тьная смена состояннй, стадий развития и т. д.; 2)

совокупность последовательных действий для достижения како- го-л. результата, напр, производственный п.)— өрістеу, өрлеу ілгерілеу.

Психологическая пауза (рус.) - психологиялык кідіріс.

Пауза (лат. pausa гр. pausis — прекращение, краткий перерыв в речи, в работе и т. д.)— кідіріс.
Р

Работа актера над ролью — актердің рольмен жұмыс істеуі.

Работа актера над собой — актердің өз бетінше жұмыс істеуі.

Реквизит (лат. recuisitum — совокупность предметов (подлинных или бутафорских), используемых в театральном представлении,на киносъемках)—бұйым, сахналык тұтыну бұйымы (қамшы, кұрық, сойыл, шоқпар, кездік т. б.).

Рисунок (рус.)— бітім, пішім (рисунок мизансцены — мизансцена бітімі, рисунок образа — кейіпкер пішімі, т.б.).
С

Система (гр. systema (целое), составленное из частей; соединение — (множество закономерно свяванных друг с другом элементов) предметов, явлений, взглядов, знаний и т. д.), представляющее собой определенное целостное образование единство; 2) порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи, строгой последовательностью действий, напр. с. в работе; принятый, установшийся распорядок чего-л.)— жүйе.

Слуховые внимание (рус.)— есту зейіні.

Событийный ряд (рус.)— оқиғалар легі.

Страсть (рус.)— құштарлық, іңкәрлік.
Т

Творец (рус.)—жаратушы, туғызушы.

Тезис (гр. thesis — положение, истинность которого должна быт доказана; 2) тезисы — кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения (и т. п.).

Телесная жизнь актера (рус.)— актердің тән (дене) тіршілігі.

Телесные зажимы (рус).—дененің сіресуі, құрысып-тырысуы.

Темперамент (лат. temperamentum — совокупность индивидуальных особенностей личности, имеющая физиологической основой тип высшей нервной деятельности и характеризующая динамику психической деятельности, личности; т. проявляется в силе чувств, их глубине или поверхности, в скорости их протекания, в устойчивости или быстрой смене)—қажыр, қажырлы.

Темпо — ритм (темп—ит. temро<лат. tempus—время— 1) абсолютная скорость исполнения муз. произведения—скоростьдвижения; 2). скорость осуществления чего-л., интенсивность развития, быстрота движения; степень быстроты в исполнении какого-л. дела, задания; ритм —гр гіиіһтоз—1) налаженный ход чего-л., размеренное в протекании чего.л.; 2) упорядоченность звуковогб, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием)— өлшем – ырғақ

Тон (гр. toons — напряжение, ударение — 1) муз. звук определенной высоты, зависящей от частоты его основного тона; 2) оттенок речи, голоса)— әуен екпіні

Тональность (гр. муз. высота звуков лада, орределяемая положением главного тона; 2) на той или иной ступени основного звукоряда; каждое муз. произведение пишется в определенной тональности).

Тренинг (англ. trainins—спец. тренировочный режим, тренировка)— жаттығу.
Ф

Факт (лат. factum — сделанное, действительность реальность, то что объективно существует; 2) действительное, невымышленное происшествие, событие, явление)—дәйек, шағын оқиға, дерек, айғақ.

Фантазия (гр. рһаntasiа — воображение мечта; выдумка, нечто неправдоподобное) — қиял.

Фиксация (фиксаж, фиксировать — фр. fixage<лат. fixus твердый, нерушимый, крепкий; закреплять в определенном положении что-л.; сосредоточивать, стремлять (взгляд, внимание)—қазықтау.

Формализм (фил, свойственный различным видам идеализма отрыв формы от содержания; 2) соблюдение внешней формы в ущерб существу дела)—өнерде түрді (пішін) жақтап, мазмұнды мойындамайтын ағым.

Формальное внимание (рус.)—немқұрайды зейін.

Функция (лат. functio — исполнение, обязанность, круг деятельности; назначение, роль)—парыз, міндет.

Ц

Цикл (гр. kyklos — круг, законченный ряд каких-л. произведении,чего-л. излагаемого, исполняемого, напр. цикл новелл, лирический цикл)—тізбек (лирический цикл — лирикалық тізбектер, цикл произведении — шығармалар тізбегі).
Ш

Шарлатан — дүмше.

Школа воплощения — кейіпкермәнділік мектебі.

Школа переживания — кейіпкержандылық мектебі.

Школа пластической выразительности — әсемдік бейнелеу мектебі.

Школа представления — кейіпкерсындылық мектебі.

Штамп (нем. stamfe < ит. stampa—печать)—таптаурындылық.
Щ

Щупальцы чувства (рус.)—қармау сезімі.
Э

Экран внутреннего зрения (рус.)—көкірек көзінің экраны.

Эксперимент (лат. experementum — проба, опыт)— тәжірибе.

Экспромт (лат, еxpromptus — находящийся в готовности имеющийся под рукой небольшое стихотворение, муз, произведение, короткая речь и т. д., созданные сразу, в момент произносения, исполнения; экспромтом — без подготовки, внезапно, вдруг)— суырып салма, қолма-қол шығарып салушы.

Эмоциональное воспоминание — тебіреністі естелік, тебіреніс естелігі, тебіреніспен еске алу.

Эмоция (фр. emotion < лат. emoverе — возбуждать, волновать) — тебіреніс, толғаныс.

Этап (фр. ёtаре — отдельиый момент, стадия в развития чего- л.)— кезең, белес.

Этика (лат. ithica < гр. ёtһоs — обычай, характер; система норм нравственного поведения человека, какого-л. класса, общественной или профессиональной группы)—әдеп, әдептілік.

Автор: Маман Байсеркенов

Қайта терген: Есмакова Жанерке Ерланқызы
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


написать администратору сайта