Главная страница
Навигация по странице:

  • ФЕНОМЕН ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Бакаева Ольга Николаевна

  • Ключевые слова

  • WITH DISABILITIES Bakaeva Olga

  • Список использованной литературы

  • РЕСУРСЫ МЕТОДА SAND-ART ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Беляева Оксана Николаевна

  • Сборник материалов


    Скачать 7.45 Mb.
    НазваниеСборник материалов
    Дата30.11.2022
    Размер7.45 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаInclusivObr-2016.pdf
    ТипСборник
    #820862
    страница34 из 91
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   91
    Список использованной литературы:
    1. Кузьмина О.С. Организация и содержание подготовки педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования: монография / О.С.
    Кузьмина, Н.В. Чекалёва, Т.Ю. Четверикова. – Омск: Издатель-Полиграфист,
    2014. – 242 с.
    2. Плаксина Л.И. Как учить слабовидящего ребенка видеть и понимать окружающий мир / Л.И. Плаксина // Дефектология. – 1985. - №1. – С. 87-89.
    3. Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения / Е.Н. Подколзина // Дефектология. – 2001.
    - №2. – С. 84-88.
    © Е.В. Антипова

    346
    ФЕНОМЕН ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
    Бакаева Ольга Николаевна,
    кандидат педагогических наук, доцент кафедры
    дошкольного и специального образования,
    ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»
    г. Елец, Россия
    E-mail:
    BakaevaON@yandex.ru
    Аннотация. В статье рассматриваются особенности одаренных детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Автором раскрываются условия работы с данной категорией детей, показаны некоторые технологии инклюзивного образования.
    Ключевые слова: инклюзивное образование, одаренность, одаренные дети дошкольного возраста, ограниченные возможности здоровья.
    THE PHENOMENON OF GIFTEDNESS OF PRESCHOOL CHILDREN
    WITH DISABILITIES
    Bakaeva Olga,
    Сandidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
    of Chair of Preschool and Special Education
    Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
    «Bunin Yelets State University»
    Yelets, Russia
    Abstract. The article discusses the characteristics of gifted preschool children with disabilities. The author reveals the conditions of work with this category of children, shows some of the technologies of inclusive education.
    Key words: inclusive education, giftedness, gifted children of preschool age, disabilities.
    Модернизация современной системы образования направлена на поддержку творческой и инициативной личности, являющейся субъектом саморазвития и самореализации, а также поиска новых подходов повышения ее интеллектуального потенциала. С 2006 г. проблема одаренности приобретает

    347 особую важность и значимость, согласно Федеральной программе «Дети
    России», рамках которой реализовывается целевая программа «Одаренные дети». В Федеральном государственно образовательном стандарте дошкольного образования заложены основные принципы, одним из которых является
    «поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека…» [4, 2]. Основным принципом дошкольного образования признается «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования…» [4, 3]. В связи с этим возникает необходимость обращения к проблеме обучения и воспитания одаренных детей дошкольного возраста.
    Согласно «Рабочей концепции одаренности», под одаренностью понимается «систематическое, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [3, 3]. Одаренный ребенок – это «ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями
    (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [3, 3].
    Сегодня в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке накоплен богатейший материал по проблеме детской одаренности (Д.Б.
    Богоявленская, П.П. Блонский, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, Л.А.
    Венгер, Э.А. Голубева, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.А.
    Мелик-Пашаев, В.С. Мерлин, В.И. Панов, И.В. Равич-Щербо, С.Л.
    Рубинштейн, А.И. Савенков, Б.М. Теплов, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, Н.Б.
    Шумакова, В.С. Юркевич, Г. Гарднер, Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, Л. Термен,
    Е. Торренс, В. Штерн и др. Технологии обучения и воспитания одаренных дошкольников рассматривались в исследованиях И.А. Бурлаковой, Л.А.
    Венгера, О.М. Дьяченко, В.И. Иванова, И.П. Ищенко, А.И. Савенкова и др. При столь глубоком и основательном изучении сущности детской одаренности работ, посвященных изучению особенностей одаренных детей с ограниченными возможности здоровья (ОВЗ), недостаточно. В этом и заключается актуальность данного исследования.
    Статистические данные свидетельствуют о том, что у 20-25% детей, имеющих исключительные возможности в какой-либо одной или нескольких видах деятельности, отмечается ярко выраженная неравномерность психического, физического и социального развития. Для них достаточно

    348 типичным является опережение в интеллектуальном или художественно- эстетическом развитии, а эмоциональная, физическая и социальная сферы не всегда успевают за таким бурным ростом. Этим и обусловливается неравномерность и дисгармоничность в развитии одаренных детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями в развитии.
    Рассмотрим особенности одаренных детей с ОВЗ:
    1. Преобладание такой системы личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает отношение к деятельности, соответствующая сфере их интересов и пристрастий.
    2. Наличие самооценки, характеризующей их представления о своих силах и возможностях и отличающейся противоречивостью и нестабильность
    (от очень высокой самооценки в одних случаях, до крайностей в других ситуациях, считая, что ничего не может и не умеет).
    3. Проявление перфекционизма, который может превращаться в мучительную и болезненную неудовлетворенность собой и результатом своего труда, что негативно влияет на творческий процесс ребенка. Нередко задачи, которые он ставит перед собой, могут намного превышать его реальные возможности. Невозможность достичь цели порождает тяжелые стрессы и длительное переживание своих неудач.
    4.
    Повышенная впечатлительность и особая эмоциональная чувствительность, имеющая избирательный характер в соответствии со сферой интересов. Не слишком значимые события для других, становятся для таких детей источником ярких впечатлений и даже депрессивных состояний.
    5. Реактивность может проявляться в склонности к бурным аффектам, истерикам, инфантильных реакций, отчаяниям или к излишней застенчивости в общении, трудностям засыпания и некоторым психосоматическим заболеваниям.
    6. Проявление саморегуляции, характеризующейся выбором деятельности легкой и интересной для детей.
    7. Доминирование направленности на усвоение знаний. Это свойственно детям, у которых наблюдается ускоренный темп интеллектуального и общего возрастного развития. С раннего детства они получают одобрение родителей за поражающий всех окружающих объем и прочность знаний, что впоследствии и становится ведущей мотивацией их познавательной деятельности.
    Особо следует сказать о проблемах в физическом развитии одаренных детей дошкольного возраста с ОВЗ. Представление о них как о слабом, хилом ребенке соответствует действительности. В силу своих особенностей они не

    349 могут выполнять физические нагрузки и явно избегают всего того, что требует физических усилий, тяготятся физкультурными занятиями и не проявляют интереса к спортивным играм.
    Одаренных детей с ОВЗ может отличать сниженная работоспособность, их деятельность характеризуется низким уровнем самоконтроля, нарушением планирования и программирования своей работы, отсутствием целенаправленных продуктивных действий, а также ярко выраженными трудностями в их вербализации. Огромной проблемой для таких детей является недостаток в постоянном общении со сверстниками и это в первую очередь связано с их ограниченным или даже закрытым образом жизни. Считаем, что дети с ОВЗ не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, имеющие полное право на удовлетворение своих разносторонних потребностей в общении, познании и творчестве. Детские работы, выполненные руками самого ребенка или с небольшой помощью взрослого, отмечены печатью индивидуальности, обладают необыкновенной привлекательность и что наиболее важно особой лечебной аурой.
    Как справедливо утверждает И.Ю. Кулагина, дети с ОВЗ, наряду со здоровыми, обладают талантами, способностями и одаренностью, для развития которых требуется специальная помощь и поддержка. Таких детей нередко называют «детьми с особыми нуждами», что указывает на необходимость учета их потребности в общении, взаимодействии и сотрудничестве. По ее мнению, особыми условиями могут стать дополнительные стимулы развития таланта и высоких достижений [2].
    В исследовании Г.В. Яковлевой и О.Н. Кондаковой раскрываются следующие условия развития одаренности у детей с ОВЗ:
    - готовность образовательных организаций принять таких детей
    (материальная, ресурсная, психологическая);
    - адекватная позиция родителей;
    - личные особенности самого ребенка [5, 271-272].
    Конечно же, для одаренных детей с ОВЗ необходимо создавать особые условия воспитания, обучения и развития. Как справедливо утверждает Л.И.
    Гарифуллина, эффективность инклюзивной работы с ними будет особенно высокой, если педагог и родители опираются на онтогененетические закономерности формирования соответствующих функций, учитывают уровень развития и потенциальные возможности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности [1].

    350
    Организация коррекционно-развивающей и профилактической деятельности требует от педагога огромных волевых усилий, соблюдения этических норм взаимодействия с детьми, проявления такта и высокого уровня профессионализма. В процессе инклюзивного образования особое внимание следует уделять: созданию предметно-пространственной среды как фактора развития ребенка; обучению педагогов и родителей способам конструктивного взаимодействия; установлению доверительных отношений, основанных на положительных эмоциях ребенка; углубленному индивидуальному обследование детей, анализу и оценке уровней и особенностей их развития; своевременному информированию родителей и педагогов о достижениях и неудачах ребенка, достоинствах и недостатках его развития.
    Список использованной литературы:
    1. Гарифуллина Л.И. Развитие творческой одаренности у детей с ОВЗ /
    Л.И. Гарифуллина [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL:
    http://www.metod-kopilka.ru
    2. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина. – М. ТЦ «Сфера»,
    1999. – 192 с.
    3. Рабочая концепция одаренности / отв. ред. Д.Б. Богоявленская. – М.,
    2003. – 37 с.
    4.
    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013 г., №1155) [Электронный ресурс]. –
    Режим доступа. – URL: https://docviwer.yandex.ru
    5. Яковлева Г.В. Условия развития одаренности у детей с ОВЗ / Г.В.
    Яковлева, О.Н. Кондакова // Сибирский педагогический журнал. – 2012. - №3. –
    С. 270-273. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://cyberleninka.ru
    © О.Н. Бакаева
    РЕСУРСЫ МЕТОДА SAND-ART ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
    ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ИНКЛЮЗИВНОГО
    ОБУЧЕНИЯ
    Беляева Оксана Николаевна,
    аспирантка кафедры дефектологического образования
    ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»

    351
    г. Череповец, Россия
    E-mail:
    oksushabelyaeva@yandex.ru
    Аннотация. В статье рассказывается о современном методе развития творческих способностей детей, используемых в контексте инклюзивного обучения – метод sand-art. Данный метод работы может применяться как при работе с нормально развивающимися детьми, так и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
    Ключевые слова: инклюзивное обучение, рисование песком, sand-art, дошкольники с нарушениями зрения.
    RESOURCES METHOD OF SAND-ART WHEN WORKING WITH
    CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN THE CONTEXT OF INCLUSIVE
    EDUCATION
    Belyaeva Oksana,
    Graduate Student of the Department of Defectology
    Cherepovets State University
    Cherepovets, Russia
    Abstract. The article describes the modern methods of development of creative abilities of children used in the context of inclusive education – a method of sand-art. This method of operation can be used when working with normally developing children and children with disabilities.
    Key words: Inclusive Education, sand painting, sand-art, preschool children with visual impairments.
    В настоящее время современная система образования претерпевает значительные изменения. Новый закон «Об образовании», внедрение
    Федеральных государственных образовательных стандартов, реализация инклюзивного обучения, все это ведет к созданию новых форм работы с детьми, именно таких форм, которые были бы интересными, нетрадиционными с одной стороны, и эффективными и технологичными с другой стороны. Все большую популярность приобретает метод Sand-art, т.е. «искусство песка».
    Песок может выступать изобразительным средством, передача изображения которым происходит за счет выделения световых и теневых пятен. Такая

    352
    «краска» отлично может передать все идеи, замыслы автора, дополненные личным видением изображаемого объекта.
    Работу в рамках «терапии песком» предложил Карл Густав Юнг, основатель аналитической терапии. Психотерапевт обратил внимание на природную потребность и интерес людей всех возрастов во взаимодействии с песком. Как дети, так и взрослые любят строить из него различные постройки, перебирать песок пальцами, рассматривать его мельчайшие частицы. Автор отметил, что при работе с данным материалом человек успокаивается, происходит умиротворение, снижается агрессия, в целом происходит гармонизация состояния [1].
    Рисование песком является молодым видом искусства, который появился в середине ХХ века в Америке. Автором его стала художница Кэролайн Лиф
    (Caroline Leaf), которая придумала и изобразила песочный мультфильм «Петя и волк» по мотивам симфонической сказки Сергея Прокофьева. Художница обратила внимание на то, что рассыпанный на подсвеченном столе песок создает игру света и тени, из которой можно создавать объекты по собственному замыслу. Впоследствии методику Кэролайн Лиф использовали и другие художники, среди них венгр Ференц Цако (Ferenc Cak). Разработанная им методика и стала основой – рисования песком. В данном виде работы могут использоваться различные материалы, среди них речной, кварцевый песок, молотый кофе, манка и многие другие сыпучие материалы. Художник, как правило, работает своими руками, однако, могут использоваться различные дополнительные атрибуты, такие как трафареты, стеки, кисточки. Автор по собственному замыслу или по сюжету художественного произведения создает картинку, путем насыпания песка на стол и прорисовывания деталей своими руками [2].
    В наши дни песочная анимация является одним из актуальных методов развития творческих способностей детей. Данный вид работы не оставляет равнодушным ни одного ребенка.
    Стоит разобраться в особенностях данного вида творчества. Главное преимущество - это простота работы, рисовать песком может даже самый маленький ребенок, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, у которого в силу физиологических возможностей возникают трудности при работе с кистями и карандашами. На занятиях песочной анимацией происходит развитие внимания, произвольности деятельности. Возникает желание создать свое собственное изображение, свою картину, если же возникают трудности при проработке образа, его можно легко исправить, убрав песок со стола, или

    353 же разровнять песок [3]. Рисование песком может применяться при работе с детьми с гиперактивностью. Практика проведения подобных занятий показывает, что дети становятся менее импульсивными, полностью передавая свою энергию на создание песочной картины. В рисовании песком участвуют обе руки, из этого следует, что в момент работы задействованы оба полушария головного мозга, происходит синхронизация их работы, что в дальнейшем позволяет раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Рисование песком также благоприятно влияет на развитие сенсорной сферы, нормализует эмоциональное состояние ребенка. Занятие происходят в затененном помещении, сопровождается музыкой, свет исходит от поверхности стола, все это вызывает большой интерес и способствует снятию эмоционального напряжения. В целом можно сказать, что рисование песком выступает стимулом для всестороннего развития ребенка [4].
    Игра с песком имеет большое психологическое значение. Данный вид работы применяется в ходе индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.
    Специалистами было доказано, что метод песочного рисования «Sand-
    Art» можно эффективно применять для работы с разнообразной психологической проблематикой, а также в образовательных и развивающих целях при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Так, при работе с дошкольниками с нарушением зрения отмечается низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев, кистей рук.
    Мышцы рук демонстрируют либо вялость, либо высокую напряженность.
    Выделенные признаки задерживают развитие тактильной чувствительности и моторики рук и замедляют формировании предметно-практической деятельности. Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно- двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможности наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения. Проводимые игры не воспринимаются детьми как упражнения, что позволяет в игровой форме развивать их моторику, зрительную и кинетическую память, чувство симметрии, а также навыки письма.
    Важным направлением при работе с детьми с нарушениями зрения является развитие воображения дошкольников. Тифлопедагоги А.Г. Литвак,
    Л.И. Солнцева, Л.И. Плаксина отмечают качественное своеобразие как творческого, так и воссоздающего воображения. Это проявляется в недостатке

    354 качественных представлений, из элементов которых строятся впоследствии яркие игровые и графические образы; в бедности и однообразии ассоциативных связей, лежащих в основе образов фантазии; в стереотипности, схематичности, подражательности продуктов творчества, стремлении к прямым заимствованиям, т.е. – подмене образов воображения образами памяти. Детям с нарушениями зрения крайне сложно длительно удерживать первоначальный замысел, доводить его до окончательного воплощения, им сложно прогнозировать, предвидеть конечный результат, сосредотачиваться на мелких деталях.
    Песочное рисование может выступать одним из средств развития воображения дошкольников со зрительной патологией. Практика показывает, что подобный вид творчества вызывает интерес у всех детей без исключения.
    Дошкольники создают творческие работы по образцу педагога и по собственному замыслу. Последний вид работы наиболее приоритетен для детей со значительным снижением зрения, поскольку ребенок в силу имеющихся психофизических особенностей не может повторить за педагогом, он начинает искать другие возможности для создания имеющегося образа. Неспособность длительное время удерживать образ, как одна из специфических особенностей детей может служить толчком для дальнейшего творчества ребенка. Упустив уже задуманную идею, ребенок создает новую и доводит ее до логического конца. Поскольку заинтересованность в данном виде творчества велика, важно отметь стремление детей доводить дело до конца, создание полной картины, дополненной разнообразными деталями.
    Важно отметить, повышенный исследовательский интерес при данной методике работы: дети с интересом изучают свойства песка, способы работы, дополнительные атрибуты, которые позволяют создавать те или иные виды линий. Дети придумывают и дополняют арсенал уже имеющихся атрибутов собственными задумками. На занятиях sand-art как правило отсутствует стремление к копированию, каждый маленький художник старается создать собственную неповторимую картину и продемонстрировать ее окружающим.
    В целом можно отметить положительную динамику в развитии воображения детей с нарушениями зрения на занятиях sand-art. Использование данной формы работы помогает поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала детей, помогает развивать саморегуляцию эмоциональных реакций у детей, а также совершенствует коммуникативные навыки, развивает совместную деятельность детей и воспитывает навыки сотрудничества.

    355
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   91


    написать администратору сайта