Педагогика. Сборник методических материалов для студентов психологических специальностей высших учебных заведений в 2 частях Часть 1 Рекомендовано к печати
Скачать 2.02 Mb.
|
9 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ Вводные замечания. Здоровьесберегающий подход к оценке качества образования должен стать одним из приоритетных, способствовать утверждению в отечественной психологии новой области научного знания — педагогической психологии здоровья, формирующейся на стыке педагогической психологии и психологии здоровья [20—23]. Предметом изучения должны стать механизмы и закономерности влияния психологической культуры на здоровье личности в условиях образовательного процесса. Педагогическая психология здоровья решает задачи разработки теоретико-методологических подходов к развитию психологической культуры и улучшения психологического здоровья учащейся молодежи, исследования соотношения общей и профессиональной психологической культуры и психологического здоровья, критериев психологической культуры, психологического здоровья молодежи, определения природы Ре по зи торий Б ар ГУ 84 и сущности становления психологического здоровья личности в условиях образовательного процесса, обоснования психологических основ диагностики психологической культуры и психологического здоровья, раскрытия механизмов и закономерностей формирования психологического здоровья обучаемого, изучения психологических основ здоровьесберегающей деятельности педагога, оценки эффективности организации и управления здоровьесберегающей пси- холого-педагогической деятельностью, разработки психологических здоровь- есберегающих основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса и др. [8; 13; 19; 21; 33]. Задание 9.1. Изучите алгоритм подготовки домашнего задания, способствующий развитию рефлексии будущего специалиста. Образование — это то, что остается после того, как забываешь все, чему тебя учили. А. Эйнштейн 1. Изучение вопросов новой темы ас преподавателем б) самостоятельно (по конспекту, учебнику, атласу, другим источникам. 2. Составление конспекта нового материала, изучаемого самостоятельно. Устный пересказ новой темы с целью тренировки речи, правильного построения фраз. 4. Составление словаря новой терминологии. 5. Прослеживание межпредметных связей при изучении нового материала с другими учебными дисциплинами. При изучении нового материала необходимо самому себе задавать два вопроса 1) Могут ли эти знания пригодиться мне в будущей профессиональной деятельности 2) Что из этих знаний я смогу использовать в практической жизнедеятельности Если вы не нашли самостоятельно ответы ни на один из этих вопросов, необходимо задать эти вопросы преподавателю. 6. Повторение ранее пройденного материала (теоретические и практические задания, тематический программированный контроль по вопросам, по атласу и др.). Ре по зи торий Б ар ГУ 85 Задание 9.2. Чего вам хочется больше всего. Внимательно изучите текст и выполните предлагаемое упражнение. Я предлагаю вам проделать очень простое упражнение, — начал Андрей, расхаживая между рядами и раздавая чистые листы бумаги. — Только я прошу вас быть предельно честными с собой. Никто не будет зачитывать вслух то, что написал, свои записи вы заберете с собой, и никто их не увидит, но это упражнение необходимо, чтобы продвигаться дальше. Запишите, чего вам хочется сегодня больше всего на свете. Потом задайте себе вопроса зачем Для чего мне это нужно Запишите ответ. И снова спросите себя зачем Итак до логического конца. Не останавливайтесь на полдороги, не обманывайтесь тем, что ответ кажется очевидными окончательным, снова спросите себя зачем Я приведу пример, чтобы было понятно. Девушка хочет любым способом улучшить свою внешность. Такое желание многим из нас кажется совершенно естественными нив каких объяснениях не нуждается. Спрашивается зачем Ответ чтобы нравиться мужчинам. Зачем Чтобы было много поклонников. Зачем Чтобы из них выбрать себе самого подходящего мужа. Какого именно Богатого и красивого. Зачем Чтобы не противно было с ним спать и чтобы нив чем не нуждаться, иметь возможность не работать и покупать красивые вещи, жить в красивом доме и кататься на дорогом автомобиле. И снова кажется, что это и есть логический конец, ведь это так естественно стремиться ко всему перечисленному. Номы не останавливаемся и продолжаем зачем Зачем не работать и иметь все это Чтобы Ну Чтобы — что И вот тут наступает момент, когда вам потребуется ваша честность, вся ваша сила духа, потому что с этого момента ответы начинаются самые неприятные. Спросите себя, какая разница, в красивом доме выживете или в обыкновенной стандартной квартирке. Какая разница, на каком автомобиле ездить Какая вообще разница, на машине ездить или на метро Какая разница, сколько стоит платье, которое на вас надето, десять тысяч долларов или тысячу рублей А ведь разница есть и лежит она глубоко в вашем подсознании, и нужно вытащить оттуда честный ответ. Например девушке на самом деле хочется, чтобы ею восхищались и чтобы ей завидовали подруги. Зачем Почему ей этого хочется Может быть, она чувствует себя обделенной вниманием Быть может, ей не хватает любви, дружеского сопереживания Ее отвергли подруги или мужчины, и теперь она стремится доказать, что она лучше их, потому что вошла вкруг избранных и ведет красивую жизнь Или она таким способом пытается доказать всему миру и самой себе, в первую очередь, что она не хуже других, что может завоевать определенный статус. Вариантов множество. При этом она забывает, что достигает всего этого не благодаря собственным заслугам, таланту, упорному труду, а исключительно за счет того, кто платит деньги. Идем дальше. Я хочу красивой жизни, заявляет такая девушка. Зачем Для чего Чтобы получать удовольствие от жизни, чтобы было легко и приятно. Для чего Зачем это нужно Какая разница, получаешь ты удовольствие от жизни или нет, легко Ре по зи торий Б ар ГУ 86 тебе или трудно И еще один замечательный вопрос почему такая жизнь обязательно приносит удовольствие Что есть в этой девушке, в ее душе, в ее сознании такого, что заставляет ее испытывать удовольствие от дорогой одежды, дорогих украшений и дорогих машин Почему для нее имеет значение, где и как праздновать свой день рождения, на средиземноморской яхте в окружении миллионеров или в скромном кафе с несколькими друзьями На все есть причина, и эта причина внутри нас. Найдите ее. Идите до логического конца. Думаю, в пятнадцать минут вы вполне уложитесь. Я подожду (Маринина, А. Б. Чувство льда : роман в х книгах. / А. Б. Маринина. — М. : Эксмо, 2006. Книга 2 — С. Вопрос для размышления 1. Что вас привлекает в профессии педагога-психолога? Задание 9.3. Внимательно изучите текст и выполните контрольные задания. мы живем в мире, наполненном мифами и иллюзиями, и этот мифический иллюзорный мир управляет нашими жизнями, а мы покорно следуем его требованиям, не давая себе труда задуматься а правы ли эти мифы И обязаны ли мы им следовать Вот вам самый простой пример знаменитая пушкинская фраза, что гений и злодейство — две вещи несовместные. Вспомните, сколько раз ваши учителя цитировали ее, ссылались на нее, внушая вам, что злодей не может быть гением, а гений, соответственно, злодеем. Не припоминаете А вспомните все свои школьные учебники. Разве хоть об одном выдающемся ученом или писателе там было написано хоть одно плохое слово Нет, они все были ангелами воплоти, чудесные, добрые, порядочные, любили своих близких и никому не делали зла. Ну а как же может быть иначе, ведь они — гении. И ни слова о причинах смерти Чайковского. И ни звука о более чем сомнительном поведении Федора Михайловича Достоевского, проигравшегося в казино и бросившего беременную жену, чтобы уехать в другой городи завести себе другую женщину, у которой взять деньги и снова их проиграть. Так что же, выходит, Достоевский не гений, раз он такое себе позволял Да нет же, друзья мои, гений, конечно, гений. Просто гении точно такие же люди, как и мыс вами, и точно также могут поступать и хорошо, и дурно. И не следует нам делать вид, что гении могут поступать только на пять с плюсом. Но как же тогда быть с Пушкиным, спросите вы. Ведь Пушкин же сказал, что гений и злодейство несовместны, что ж мы, против Пушкина попрем Пушкин сам по себе — гений. А это значит, что он не может ошибаться. Как сказал, значит, таки есть. И будем его цитировать, и ссылаться на него как на истину в последней инстанции, потому Ре по зи торий Б ар ГУ 87 как — гений. Остановитесь, дорогие мои, остановитесь на секунду и подумайте кто вам сказал, что гений изрекает одни лишь истины Кто вам внушил, что гений не может быть неправ Да, можно согласиться стем, что гениальный математик вряд ли ошибется, рассуждая о математических материях, но разве он не может ошибиться, высказываясь на темы музыки, литературы, биологии или жизни вообще Да запросто И вот гениальный математик, не имея ввиду ничего плохого, публично заявляет, что какой-нибудь роман Васи Тютькина — роман всех миров и народов. И что В наше время — почти ничего. А вот в те времена, когда мыс вами росли и учились в школах, это высказывание поднимали как знамя, цитировали и руководствовались им как бесспорной истиной. Ну как же, гений сказала гений не ошибается. Вернемся к Александру Сергеевичу он был гениальным поэтом, но вовсе не гениальным философом, не гениальным психологом, не гениальным человековедом, и его высказывания, касающиеся сущности человека и его отношений с окружающим миром, это всего лишь его частное мнение, а не наше с вами руководство к действию. Так почему же мы позволяем весьма дилетантским высказываниям управлять нашей жизнью, формировать наше мышление Задумайтесь над этим Пойдем дальше и возьмем пример еще более простой. Главное предназначение женщины — материнство. Знакомая фраза, правда И непросто знакомая, а вколоченная нам в головы с раннего детства. И что в результате имеют женщины Страшный комплекс собственной ненужности, неполноценности, никчемности в тех случаях, если материнство по каким-то причинам не состоялось. Ну как женам же сказали, что это главное предназначение, а коль мы его не выполнили, значит прожили жизнь зря. И началось Депрессии, попытки стать матерью любым способом, многолетнее мучительное и нередко опасное для здоровья лечение от бесплодия, стремление выйти замуж за кого угодно, лишь бы был ребенок, усыновление, экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство. Это все прекрасно, если женщина действительно хочет ребенка и готова ради того, чтобы он родился, идти на любые жертвы. А если она его не хочет Ну вот просто не хочет — и все Тогда у нее возникает комплекс неполноценности и собственной вины зато, что она не соответствует идеалу, норме. В норме каждая женщина должна стремиться к материнству, и идеал — это женщина-мать. Так нам внушили. А мы позволили себе это внушить, и поэтому если женщина идеалу или норме не соответствует, она считается ущербной со всеми вытекающими отсюда последствиями вплоть до психических расстройств. А теперь представьте себе, какой чудесный, добрый, уравновешенный, любящий жизнь и людей ребенок вырастет у матери, которая его, в сущности, не хотела и родила его только для того, чтобы никто не упрекнул ее в несоответствии идеалу которая родила ребенка не для того, чтобы дать ему жизнь, а исключительно для решения собственных проблем адаптации в социуме, диктующем ей определенные нормы поведения и жизни. Но позвольте, а кто сказал, что материнство — главное предназначение и его непременно следует исполнить Ну, кто, кто это сказал Покажите мне Ре по зи торий Б ар ГУ 88 этого человека, и я с удовольствием с ним поспорю. Природа создала человека — существо чрезвычайной сложности. Человеческий организм — творение поистине высочайшей степени точности, тонкости, организованности. Те, кто незнаком с анатомией и физиологией, до конца этого понять не могут, но поверьте мне на слово. Человеческий мозг — это что-то невероятное Над тайнами человеческого организма ученые бьются тысячелетиями, и до сих пор множество этих тайн таки осталось неразгаданными, а это означает, что современный уровень науки и познания все еще не поднялся до тех же высот, на которых находится природа, создающая человеческие существа. Можем ли мы, учитывая сказанное, утверждать, что природа глупа, тупа и постоянно совершает ошибки Возможно, но, уж во всяком случае, на сегодняшний день мыс вами никак не умнее ее. А ведь именно природа создает достаточно большое число женщин бесплодными. Как же это может быть, если материнство — главное предназначение Природа ничего не делает просто так, в каждом ее проявлении есть смысли если на свет появляются бесплодные женщины — в этом тоже есть смысл, это для чего-то нужно. И эти женщины нужны мирозданию для чего-то другого, а не для продолжения рода. Таким образом, мы приходим к выводу, что для женщин предназначаются и какие-то другие цели, помимо деторождения, и цели эти не менее важны как для природы, таки для цивилизации. А слова об обязательном материнстве — просто миф, которым веками нам морочат голову но этот миф, к великому сожалению, заставляет многих женщина заодно и мужчин, действовать вопреки собственным желаниями возможностям, он душит их, не дает свободно дышать, приводит к появлению психических травм, к депрессиям, а в самых тяжелых случаях — самоубийствам. Вы только вдумайтесь, насколько чудовищно это звучит миф управляет человеком настолько, что может заставить его лишить себя жизни. И, наконец, пример самый простой и понятный абсолютно всем. Я имею ввиду моду на определенный тип внешности. прямые широкие плечи, узкие бедра, длинные ноги. Знакомая картинка Ну, конечно же, мечта любой женщины, образ модели. Богатые или желающие казаться успешными мужчины стараются именно с такими моделями показываться в публичных местах. Мы все искренне считаем, что такая внешность — это красиво. Ну, о том, что такое красиво, нам еще Иван Ефремов давным-давно объяснил в романе Лезвие бритвы, поэтому повторяться не стану. Но вдумайтесь, что означает именно этот эталон красоты, за которым наши несчастные женщины гоняются, изводя себя диетами, таблетками для похудания и изнуряя тело в тренажерных залах Повторяюсь прямые широкие плечи, узкие бедра, длинные ноги. Ничего не напоминает Ну конечно же, это мужское сложение. Абсолютно мужское и совершенно неженское. И, к слову заметить, не предназначенное для деторождения. Так кому же пришло в голову заставить нас считать красивой женщину, похожую на мужчину и неприспособленную (узкие бедра) для продолжения рода Ответ прост модельерам. Как известно, одежда лучше всего смотрится на вешалке, а прямые плечи и отсутствие бедер как нельзя более приближают Ре по зи торий Б ар ГУ 89 фигуру именно к ней. Яне хотел бы затрагивать такую деликатную тему, как сексуальная ориентация ведущих мировых модельеров, но аналогии напрашиваются сами собой. Они разрабатывают модели, которые лучше всего смотрятся на женщинах, соответствующих их, модельеров, представлениям о прекрасном. Для демонстрации этих моделей подбираются девушки соответствующего типа, и этот типаж становится для всех нас эталоном красоты, Мы должны стать такими, иначе не сможем носить платья от Версаче или джинсы от Кар- дена. Миф о том, что красивы только длинноногие, узкобедрые, широкоплечие худышки, совершенно заморочил нам голову и заставляет гробить собственное здоровье. Да остановитесь же Природа создала вас определенным образом, вы такие, какие есть, ивы не обязаны быть похожими на кого-то или соответствовать навязанному вам идеалу, потому что идеалов нет вообще, это тоже миф, это выдумка. То, что вам преподносится как идеал, есть нечто иное, как проявление чьего-то личного вкуса, не более того. Личные вкусы есть у каждого человека, так что же, выбудете стремиться соответствовать миллиардам разных идеалов в соответствии с числом жителей планеты Абсурд Поднимитесь над мифами, которыми битком набита наша повседневная жизнь, отряхните эти мифы со своих плеч, не позволяйте им висеть на вас пудовыми гирями и диктовать, как вам жить, что носить и как выглядеть (Маринина, А. Б. Чувство льда : Роман в х книгах. / А. Б. Маринина. — М. : Эксмо, 2006. Книга 1 — С. Контрольные задания 1. Самостоятельно подготовьте примерный текст психотерапевтической беседы на тему по вашему выбору [2; 12; 14; 18; 30]. 2. Осуществите выступление в группе и повторите самооценку сформированности своих ПВК Задание 9.4. Используя список рекомендуемой литературы, изучите первоисточники и определите, кому из авторов принадлежат следующие высказывания и выводы [1; 2; 4; 7; 10; 11; 17; 24; 26—28; 31; 32]. 1. Хилотропный, или ориентированный на материю, модус сознания — это нормальный повседневный опыт общепринятой реальности. Холотропный модус сознания, или сознание, стремящееся к целостности или всеобщности существования. Сравнительное изучение мистической литературы показывает, что большая часть этих систем, по-видимому, принимает комплексную, многослойную и иерархическую модель реальности, включающей как феноменальный, таки трансперсональный аспекты существования. Эмпирическое само- исследование — важное средство философского и духовного поиска. Официальные религии, как правило, распространяют представления о Боге как о внешней по отношению к людям силе, соприкосновение Ре по зи торий Б ар ГУ 90 с которой должно опосредоваться церковью и священниками. Желательным местом для такого соприкосновения является храм. В отличие от этого, духовность, обнаруживаемая в процессе сосредоточенного самоисследования, видит Бога и Божественное внутри человека. Здесь используются различные техники, опосредующие прямой эмпирический доступ к трансперсональным реальностям, в которых человек обнаруживает собственную Божественность. Для духовной практики такого рода тело и природа выполняют функции храма (?). 2. Психическое я и податель всего данного — одно и тоже. Новое сознание — это прежде всего процесс изменения личности, который в конечном итоге ведет нас за пределы личности. Это путь к целостности, тотальности существования (?). 4. Так как каждая болезнь личности касается в равной степени как тела, таки ума, мы должны научиться смотреть на психические проблемы, как на отражение физиологических проблем, и наоборот (?). 5. Самоактуализирующиеся люди — это, прежде всего, хорошие животные, радующиеся жизни без сожаления или стыда (?). 6. А недостаток здоровья — это не только отвратительное самочувствие, но ирод слепоты, когнитивной патологии, наряду с моральной и эмоциональной ущербностью (?). 7. Человек — нечистый лист бумаги, на котором культура может писать свой текст (?). 8. Физический синтез и психический синтез личности (?). 9. Язык, мораль, эстетика и разум предполагают нечто общепринятое и стремятся к нему любовь, работа, человеческая сопричастность являются реальными требованиями совместной человеческой жизни. Эти нерасторжимые реальности атакует или же пытается хитро обойти стремление к личной власти. Но ив этой постоянной борьбе проявляется признание чувства общности (?). 10. Кантовское положение, что время и пространство суть необходимые формы нашего мышления, в настоящее время может под влиянием известных психоаналитических данных быть подвергнуто дискуссии. Мы установили, что бессознательные душевные процессы сами по себе находятся вне времени (?). 11. Общепринятая теория полового влечения больше всего соответствует поэтической сказке о разделении человека на две половины — мужчину и женщину, — стремящихся вновь соединиться в любви, поэтому весьма неожиданно слышать, что встречаются мужчины, сексуальным объектом которых является не женщина, а мужчина, и женщины, для которых таким объектом является не мужчина, а женщина ... Число таких лиц очень значительно, хотя точно установить его затруднительно (?). 12. Любовь не синоним секса (?). 13. Нормальный человек — это фикция, хотя и имеются определенные закономерности, носящие всеобщий характер (?). 14. Изучение психологически здоровых людей показывает, что их характерная черта — это влечение к таинственному, неизведанному, хаотическому, Ре по зи торий Б ар ГУ 91 неупорядоченному и необъяснимому (?). 15. Человеку позволено и суждено до самого последнего вздоха выигрывать и отвоевывать смыслу этой жизни (?). 16. Человек появляется на свет со сложной духовной предрасположенностью, которая вовсе не является tabula rasa (?). 17. Живой человек — не здание, для которого сперва должен быть заложен фундамент, затем возведены стены и, наконец, положена крыша. Выполнение широкой внутренней программы психосинтеза можно начинать одновременно с разных точек, с разных сторона разные методы и действия можно, в зависимости от обстоятельств и внутреннего состояния, чередовать в течение более или менее продолжительных отрезков времени (?). 18. Вселенная вышла такой сложной не по моей вине (?). 19. Выбор психотерапевтического метода сводится к уравнению с двумя неизвестными, где х обозначает неповторимость и уникальность личности пациента, ау не меньшую неповторимость и такую же уникальность личности психотерапевта (?). Ответы к заданию 9.4: 1. Гроф, С Путешествие в поисках себя / С. Гроф. М. : Институт трансперсональной психологии, Институт психотерапии, 2001. — С. 55, 286—288. 2. Тибетская книга мертвых. — СПб. : Издательство Чернышева, 1992. — С. 25. 3. Друри, Н Трансперсональная психология / Н. Друри. — М. : Институт общегу- манитарных исследований ; Львов : Инициатива, 2001. — С. 26. 4. Лоуэн, А Психология тела биоэнергетический анализ тела / А. Лоуэн. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2002. — С. 63. 5. Маслоу, А Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб. : Питер, 2008. — С. 192. 6. Маслоу, А Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб. : Питер, 2008. — С. 31. 7. Фромм, Э Человек для себя / Э. Фромм. — Минск : Харвест, 2003. — С. 37—38. 8. Рибо, Т Недуги личности / ТА. Рибо. — Минск : БелЭн, 2005. — С. 147. 9. Адлер, А Практика и теория индивидуальной психологии : лекции по введ. в психотерапию для врачей, психологов и учителей / А. Адлер. — М. : Изд-во Института психотерапии, 2002. — С. 5. 10. Фрейд, З Психология бессознательного / З. Фрейд. — е изд. — СПб. : Питер, 2004. — С. 353. 11. Фрейд З Очерки по психологии сексуальности / З. Фрейд. — Минск : БелСЭ, 1990. — С. 10—11. 12. Маслоу, А Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб. : Питер, 2008. — С. 67. 13. Юнг, КГ Дух в человеке, искусстве и литературе / КГ. Юнг. — Минск : Хар- вест, 2003. — С. 286. 14. Маслоу, А Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб. : Питер, 2008. — С. 70. 15. Франкл, В. Е Теория и терапия неврозов / В. Е. Франкл. — СПб. : Речь, 2001. — С. 16. 16. Юнг, КГ Дух в человеке, искусстве и литературе / КГ. Юнг. — Минск : Хар- вест, 2003. — С. 303. 17. Ассаджоли, Р Психосинтез: теория и практика / Р. Ассаджоли. — МС. Ре по зи торий Б ар ГУ 92 18. Ассаджоли, Р Психосинтез: теория и практика / Р. Ассаджоли. — МС. Франкл, В. Е Теория и терапия неврозов / В. Е. Франкл. — СПб. : Речь, 2001. — С. 8.) Задание 9.5. Изучите основные положения перинатальной психотерапии и выполните контрольные задания. Перинатальная психотерапия (ПП) — позитивное (воспитательное, пси- хопрофилактическое, коррекционное, лечебное) психологическое воздействие на внутренний мир потенциальных родителей, беременной женщины и будущего отца, а также членов семьи, в которой есть новорожденный ребенок, а через их психику и организм — на психику и организм плода (ребенка) [3; 6; 22]. Перинатальная психотерапия включает в себя следующие этапы психологического воздействия - антегестационный (до беременности - пренатальный (до родов, эмбриональный - интранатальный (вовремя родов - постнатальный (первые годы жизни ребенка. Такое представление об этапах перинатальном психотерапии более соответствует этимологическому значению понятия перинатальный (от греко-лат. около, относящееся к родам, отвечает современным психологическим знаниями существенно расширяет психотерапевтическую временную перспективу по сравнению с существующим представлением о продолжительности ПП с пренатального периода по первые месяцы жизни ребенка. Выделение антегестационного периода обусловлено следующими причинами- влиянием социума на формирование антегестационных установок родителей - увлечением некоторых будущих родителей вредными для их здоровья и, соответственно, здоровья будущего ребенка привычками (курение, употребление спиртных напитков - влиянием мыслеобраза ребенка будущих родителей, а также особенностей обмена веществ их организмов на формирование морфогенетического поля и физической оболочки будущего ребенка - наличием психической системы «общество-семейное окружение, «отец-мать-дитя» в отличие от существующего до сих пор диадического характера объекта психотерапевтического воздействия — системы беременная- плодили «мать-дитя»; - ростом количества новорожденных с соматопсихическими и психосоматическими нарушениями Ре по зи торий Б ар ГУ 93 - необходимостью повышения профилактической эффективности работы перинатальной психологической службы. При проведении перинатальной психотерапии важно учитывать психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) — совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся у женщины привоз- никновении беременности, меняющих отношения беременной к себе, окружающим, будущему ребенку [6]. Сточки зрения перинатальной психотерапии выделяют стадии жизненного цикла семьи, исходя из отношений между супругами, того, каким образом они пытаются разрешить возникающие конфликты - стадия добрачных отношений - стадия конфронтации - стадия компромиссов - стадия зрелого супружеского союза - стадия кризиса середины жизни (экспериментирования с независимостью - стадия ренессанса супружеских отношений. Современные научные исследования позволяют выделить важнейшие факторы, играющие роль в воспитании плода [3]. К ним относятся - сенсорные способности плода (изучаются специалистами разного профиля - эмоциональный след (обнаружен и изучается психологами и психоаналитиками- способность элементарных частиц, составляющих атомы, молекулы и живые клетки, записывать информацию (область интересов физики - действие морфогенетических полей. Контрольные задания 1. Подготовьте лекцию для будущих родителей по проблеме внутриутробного воспитания [3; 6; 22]. 2. Составьте методические разработки занятий с будущими родителями на темы 1) внутриутробное воспитание ребенка 2) формирование материнских и отцовских чувств 3) беременность и арт-терапия; 4) партнерство в родах 5) контактное общение «мать-ребенок» при кормлении грудью 6) первые минуты общения родителей и малыша. Образец занятия Внутриутробное воспитание ребенка Способности к добру и сопереживанию, чувство любви и неприязни, спокойствие и агрессивность, как и многие другие свойства личности, воспитываются в человеке с момента его зачатия. Ре по зи торий Б ар ГУ 94 Мать — первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Организм будущего ребенка строится из материалов, которые поставляются ему из организма матери, следовательно, образе жизни, питание, отсутствие или наличие вредных привычек закладывают основу здоровья плода. Именно неправильное поведение матери, её излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых заболеваний, как неврозы, тревожные состояния, многочисленные аллергические недуги, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния. Следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, для которой неисчерпаемую вселенскую энергию даете любовь. Немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, её беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку — один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущение счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать |