Сборник статьей по технологии. Сборник статей, докладов и материалов xxvi международной научнопрактической конференции, 23 и 24 ноября 2020 года
Скачать 6.7 Mb.
|
Куда и каким образом и на каком этапе урока какой вид ЭОР будет наиболее уместен? При решении данного вопроса уместным будет коммуникация с коллегами, обмен опытом. Все три компонента находятся под определенным воздействием, которое определяет целесообразность и необходимость использования ЭОР в целом. В первую очередь, педагог должен понимать зачем ему применять ЭОР на своих занятиях? Какие основные дидактические задачи они решают, почему применяется тот или иной вид ЭОР, как в вопросе использования правильно отталкиваться от материально-технических условий своей образовательной организации и др. 242 Ответ на вопрос «для чего?» диктует глобализация и развитие науки. Какие новые задачи появляются, которые уже нельзя решать по- старому. И этот ответ является основным посылом, диктующим необходимость использования электронного устройства не как отдельного элемента (например, на предметах Информатика и ИКТ для изучения отдельных функций персонального компьютера), а как инструмента для познания мира в целом. Рефлексия или оценка эффективности использования ЭОР, грамотное выстраивание процесса обучения с использованием электронных технологий, ответ на вопрос почему так, а не иначе должны сопровождать учителя не только на финише (окончании курса, учебного года и т.д.), но и на протяжении всего процесса работы. Это позволит внести определенные коррективы в образовательный процесс и заменить ЭОР на более уместный и эффективный в конкретной ситуации. Реализация данной модели может быть наиболее успешна, на наш взгляд, в онлайн-обучении. По данным Ангеловой О.Ю. онлайн-обучение обеспечивает: широкий охват обучающихся и доступность образования; возможность персонализировать учебный процесс и адаптировать его к потребностям слушателей; возможность онлайн-обработки результатов и процесса обучения, создание на основе полученных данных рейтинговых списков слушателей; обширный перечень технических возможностей для визуализации контента [2]. Кроме того, были определены четыре основных уровня готовности (Рис. 2) педагогов к разработке и внедрению ЭОР в профессиональную деятельность: Начальный или знаниевый (знание об ИКТ, отдельных инструментах, но не использование их или невозможность их освоения). Репродуктивный (освоение инструментов и новых для себя инструментов с использованием инструкции или посторонней помощи, неумение сопоставить возможности ЭОР для решения необходимых дидактических задач на учебном занятии). Исследовательский (самостоятельное освоение новых инструментов, проектирование и создание ЭОР для внедрения их в профессиональную деятельность). Творческий (готовность не только к освоению и правильному применению ЭОР в профессиональной деятельности, но и к трансляции личного опыта и возможности быть наставником для педагогов, предыдущих уровней готовности). На каждом из уровней осуществляется профессиональная педагогическая поддержка преподавателя, которая заключается в проведение обучения (разной степени погруженности в материал), консультирования, просвещения, участия в мероприятиях, коммуникация в социальных сетях. Кроме того, стоит отметить, что переход на следующие 243 уровни готовности, как и поддержка данного процесса носят цикличный характер. И, достигая четвертого уровня готовности, педагог не просто становится наставником, который способен делиться актуальной информацией и самостоятельно осуществлять поддержку, но и максимально вовлекается в процесс и нуждается в постоянном обновлении и трансформации собственных знаний. Рис. 2. Циклическая модель профессиональной педагогической поддержки преподавателя на различных уровнях готовности к использованию ЭОР Совершенствование качества профессиональной деятельности педагогов, соответствующего запросам современной жизни – необходимое условие развития системы образования. На фоне повышенного общественного внимания к этой проблеме особую актуальность приобретает вопрос о способах, инструментах мотивации совершенствования качества профессиональной деятельности педагогов. Поэтому необходимо определить систему стимулирования для сохранения педагогического контингента в образовательной организации и привлечения новых кадров, которые смогут эффективно работать. То есть, мотивация педагогических работников к деятельности, ведущей к повышению качества образовательного процесса, создавая условия для удовлетворения их мотивов и потребностей. Описанная модель может быть реализована в образовательной организации среднего, среднего профессионального и высшего образования. Она позволит педагогам самостоятельно создавать ресурсы, наиболее эффективно и осознанно внедрять электронные технологии в образовательный процесс. 244 Литература 1. Воробчикова, Е.О.Особенности построения модели профессиональной педагогической поддержки педагога в условиях глобальных изменений // Научный поиск. – 2019. – № 2(32). – С. 25–28. 2. Ангелова, О.Ю., Подольская, Т.О. Тенденции рынка дистанционного образования в России // Концепт. – 2016. – № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-rynka-distantsionnogo- obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 20.08.2019). Мазанова Е.А., ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. В статье проанализированы современные подходы к определению социально-культурного феномена «цифровая культура». Скорость распространения информационных потоков, по мнению автора, приводит к ситуации тотальной цифровизации общественных процессов и жизни отдельных лиц. Таким образом, все большую культурную значимость приобретают цифровые средства для реализации стратегии развития во всех сферах жизни, в том числе и в образовании. Ключевые слова: цифровая культура, цифровизация, цифровые коммуникации, профессиональное образование, культура педагогических работников. Mazanova E. A., Armavir State Pedagogical University FORMATION OF DIGITAL CULTURE OF TEACHERS IN PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTIONS Abstract. The article analyzes modern approaches to the definition of the socio-cultural phenomenon «digital culture». The speed of information flows, according to the author, leads to a situation of total digitalization of social processes and the lives of individuals. Thus, digital tools for implementing development strategies in all spheres of life, including education, are becoming increasingly important culturally. Keywords: digital culture; digitalization; digital communications; professional education; culture of teachers. 245 Цифровые технологии становятся органичной, важной и необходимой частью жизни современного человека, они проникают в различные сферы социальной жизни: политику, культуру, профессиональную деятельность, общение и быт людей. Это дает возможность уверенно говорить о рождении новой социально-культурной реальности – цифровой культуре. Категория «цифровая культура» все чаще становится предметом научного методического осмысления, поскольку скорость распространения информационных потоков приводит к ситуации тотальной цифровизации не только на уровне жизни отдельных лиц, но и множества общественных процессов. Отсюда проблема глобальных последствий цифровизации. Ее «окультуривание» актуализируется в ситуации модернизации и образовательного процесса, в частности профессионального образования [5]. Цифровая культура порождает необходимость обновления принципов и методов работы в учреждениях высшего профессионального образования России, ориентированных на подготовку специалистов цифровой эпохи. Изменения в системе коммуникаций приводят к изменению системы ценностей, компетентности и культуры субъектов цифровой эпохи. В указанных условиях сверхважной и актуальной становится проблема развития цифровой культуры работников учреждений профессионального образования. Культурологичный феномен понятия цифровой культуры анализируют известные зарубежные ученые К. Бассет (С. Bassett), К. Гере (C. Gere), Г. Грибер (G. Creeber), М. Деузе (М. Deuze), Г. Крибер и Р. Мартин (G. Greeber & R. Martin), Л. Манович (L. Vanovich), Дж. Стоммел (J. Stommel), М. Хенд (М. Hand) и другие, которые обосновали понятийный аппарат в направлении цифровизации, предложили собственные трактовки ряда важных дефиниций. Как показывает проведенный анализ научных источников [1], [2], цифровизация как социальное явление распространилась в последние десятилетия ХХ века. По мнению И. Сергеевой, ее определяют три ведущих свойства: 1. Все виды контента переходят с аналоговых, физических и статических в цифровые, приобретая признаки мобильности и персонализованности. При этом индивид получает возможность контролировать свой личный контент, направлять информационные запросы, формировать индивидуальную траекторию информационной деятельности. 2. Осуществляется переход к упрощенным и доступным технологиям коммуникации (технология становится лишь средством, инструментом общения), а ведущей характеристикой устройств и технологии становится управляемость. 3. Коммуникации становятся гетерогенными: вертикальная, иерархическая коммуникация теряет актуальность, происходит переход к сетевой структуре коммуникации. 246 К основным феноменам, определяющим единую современную цифровую культуру, относят персональный компьютер и все многообразие цифровых устройств, в частности сеть Интернет, искусственный интеллект, системное и прикладное программное обеспечение, компьютерную графику и системы виртуальной реальности, цифровые форматы традиционных средств коммуникации (книги, фотографии, аудио- и видеозаписи, цифровое ТВ и т.д.), компьютерные игры, технологическое искусство [3]. Культурная значимость цифровых средств независимо от их преимуществ и недостатков очевидна. «С их распространением происходят изменения, которые затрагивают повседневную жизнь людей, устоявшиеся культурные иерархии, способы, с помощью которых люди взаимодействуют друг с другом и миром вокруг них. Меняется система формирования культурного опыта в целом, все базовые сферы культуры». Другие аспекты цифровой культуры акцентирует К. Литвинова в собственном DigitleBlog, понимая их как систему правил поведения человека, которых она придерживается при использовании информационных технологий [4]. К компонентам цифровой культуры автор относит: 1. Рациональное потребление информации; 2. Критическое мышление, касающееся количества и качества воспринятой информации и вмещающее поиск (выбор достоверных и надежных информационных источников), интерпретацию (предпочтение фактам, нежели мыслям), исследование и̮ оценку (взгляд на информационное сообщение по различным аспектам) цифровую грамотность, то есть умение пользоваться современными ИТ и программным обеспечением, особенно в профессиональной деятельности; 3. ИТ-волонтерство – использование ИКТ не только для собственных нужд, но и̮ для совершенствования окружающего мира; 4. «Зеленое» использование информационных технологий («Greening IT»), участие в решении экологических проблем, вызванных информационным прогрессом. Итак, цифровая культура может быть определена как символические структуры, основанные на цифровом кодировании и его универсальной технической реализации, тотально включенные в институциональную систему и способствующие поддержанию определенных ценностей, закрепленных ментально, как отмечает Д. Галкин [2]. Важно, что цифровая культура – это, прежде всего, понимание современных информационных технологий, их функционала, а также способность и умение специалиста успешно использовать их в работе и быту; прежде всего, это касается таких инструментов, как работа с базами данных, машинное обучение, компьютерное моделирование, статистический анализ, работа с графическими редакторами и многое другое. 247 Таким образом, цифровая культура может быть определена как артефакты и символические структуры, основанные на цифровом кодировании и его универсальной технической реализации, включенные в институциональную систему и способствующие поддержанию определенных ценностей, которые закреплены ментально, и которые создают формы автодетерминации. Работники учреждений профессионального образования должны иметь возможность управлять и защищать информацию, содержание, данные и цифровые идентификации, а также эффективно взаимодействовать с программным обеспечением, устройствами, искусственным интеллектом или работами (программными ботами) и др. Цифровая культура – это уникальный феномен, чрезвычайно важный и эффективный для педагогов различных учебных заведений, который обеспечивает возможность окунуться в неповторимый мир цифровой реальности. В процессе овладения цифровой культурой педагогические работники приобретают навыки исследовательской работы с современными объектами цифровой культуры, включая навыки критического осмысления явлений цифровой действительности, а это неизбежно приводит к улучшение навыков мышления, обеспечивает разнообразие вариантов для индивидуального, творческого самовыражения и саморазвития, готовит их к будущим технологическим изменений в профессиональной деятельности и общественной работе. Литература 1. Гаврилова, Л.Г., Топольник, Я.В. Цифровая культура, цифровая грамотность, цифровая компетентность как соучастные феномены // Информационные технологии и методы обучения. – 2017. – С. 1–11. ISSN: 2076-8184. 2. Галкин, Д.В. От кибернетических автоматов к искусственной жизни: теоретические и историко-культурные аспекты формирования цифровой культуры: автореф. дис. д-ра наук. – Томск, Россия, 2013. – 51 с. 3. Гнатышина, Е.В., Саламатов, А.А. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Педагогические науки. – 2017. – № 8. – С. 19–24. 4. Литвинова, Е. Про компоненты цифровой культуры», Digitale Blog. [Электронный ресурс]. Доступно: https://digitle.wordpress.com/2016/10/04/12499875/. 5. Сергеева, И.Л. Трансформация массовой культуры в цифровой среде // Культура и цивилизация. – 2016. –№ 6А. С. 55–65. 248 Гусин К.Ф., ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯВ ВУЗЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММ FLASHBACK ИDISCORD Аннотация. Описан опыт организации дистанционного обучения по ряду дисциплин в Институте физики, технологии и информационных систем МПГУ. Проанализированы используемые инструменты, их достоинства и недостатки. Ключевые слова: дистанционное обучение, смешанное обучение, LMS Moodle, FlashBack, Discord, видеолекция, вебинар. Gusin K.F., Moscow Pedagogical State University EXPERIENCE IN ORGANIZING DISTANCE LEARNING AT A UNIVERSITY USING FLASHBACK AND DISCORD PROGRAMS Abstract. The article describes the experience of organizing distance learning in a number of disciplines at the Institute of Physics, Technology and Information Systems of Moscow State Pedagogical University. The tools used, their advantages and disadvantages are analyzed. Keywords: distance learning, blended learning, LMS Moodle, FlashBack, Discord, video lecture, webinar. На протяжении многих лет внедрение дистанционного и смешанного обучения оставалось одним из направлений развития системы образования, но только в 2020 году эти процессы вышли на первый план. Вынужденный переход на дистанционное обучение не только подчеркнул достоинства и недостатки данной формы работы, но и выявил большое количество организационных сложностей. Сегодня в распоряжении учителей и преподавателей есть большое количество инструментов для организации дистанционной работы (далее «дистанционные инструменты»). Среди этих инструментов нет одного универсального, таким образом, дистанционное обучение может быть организовано только с использованием нескольких инструментов. Подбор и сочетание дистанционных инструментов представляет собой большую организационную задачу. В условиях экстренного перехода на полностью дистанционное обучение набор соответствующих инструментов сложился у автора и многих его коллег скорее эмпирическим путем нежели в точном соответствии с какой-либо теорией. Начиная с марта 2020 года, нами кроме 249 дистанционных курсов на платформах LMS Moodle и ресурсах сетевой академии Cisco 2 (LMS Canvas) используются программы FlashBack 3 и Discord 4 Использование этих инструментов рассмотрим на примере организации работы со студентами Института физики, технологии и информационных систем Московского педагогического государственного университета (ИФТИС МПГУ). Программа FlashBack позволяет записать изображение с экрана компьютера и/или веб-камеры, звук системы и/или с микрофона. Запись сохраняется в проект проприетарного формата и в дальнейшем может быть смонтирована и экспортирована в популярные видеоформаты или исполняемый файл. Пользователь имеет возможность склеивать несколько проектов (видеозаписей), добавлять эффекты (наезд на область экрана, добавление надписи, размытие определенной области изображения, добавление стрелочек и рамок и др.), редактировать звуковые дорожки, добавлять интерактивные элементы в видео (такое видео может быть экспортировано только в исполняемый файл). Видеозапись с докладом профессора John Williams из Curtin University [ 1 ] для данной конференции была смонтирована в программе FlashBack. Запись и ее дальнейший экспорт в видеофайл доступен в бесплатной версии программы, функции монтажа разблокируются в условно бесплатной и платной версиях. FlashBack обладает простым, интуитивно понятным интерфейсом и лаконичной справочной системой (в том числе и видеоуроками). Программа не требует от пользователя наличия навыков видеомонтажа. Тем не менее, создание видеолекций – это трудоемкий процесс, существенно увеличивающий нагрузку на преподавателя. Наш опыт показывает, что на создание одной видеолекции продолжительностью от 30 до 60 минут необходимо около 3 дней. Такие трудозатраты оправданы, только если дистанционный курс, в рамках которого создается видео, не является временным и будет повторен в новом семестре или для нового потока студентов. Мы ожидаем, что при повторном преподавании таких дистанционных курсов нагрузка на преподавателя вернется в норму. Одним из преимуществ дистанционного и смешанного обучения является асинхронный режим доступа студентов к учебным материалам. Использование в дистанционных курсах видеолекций предоставляет такую возможность, позволяя учащимся возвращаться к ранее изученному материалу. 2 Сетевая академия Ciscohttps://www.netacad.com/ 3 https://www.flashbackrecorder.com/ru/ 4 https://discord.com/ 250 По нашему мнению, наиболее оправданным использование видеоформата при проведении занятий является не столько при изложении нового материала (видеолекция) сколько при объяснениях и демонстрациях сопровождающих (или предваряющих) самостоятельную практическую работу студентов. После введения карантина весной 2020 года преподавание курса «Компьютерная графика», предполагающего выполнение большого количества упражнений, было продолжено нами с помощью таких видеозанятий. Видеозаписи размещались на LMSMoodle в рамках дистанционного курса. Там же студенты могли скачать все необходимые для выполнения практических работ исходники и переслать файлы с выполненными упражнениями преподавателю для оценки. Мы уверены, что коллеги хорошо знакомы с LMSMoodle, поэтому не будем останавливаться на преимуществах и особенностях использования элемента дистанционного курса «задание», который используется для сбора фалов с выполненными заданиями от студентов преподавателю. Таким же образом организовано изучение студентами первого курса продуктов MSOffice (прежде всего, СУБД Access). Иная ситуация сложилась при организации дистанционного обучения по дисциплинам, основанным на материалах сетевой академии Cisco (CCNA). Опыту внедрения курсов сетевой академии Cisco в учебный процесс ИФТИС МПГУ были посвящены наши с доцентом Леоновым В.Г. доклады на предыдущих конференциях [ |